Пётр Заведеев

Источник

Гомилетика с темами и образцами проповедей

Наука, излагающая правила церковного собеседования и руководствующая к успешному прохождению проповеднического служения, называется Гомилетикой.

Проповедью называется только общественное, связное и целостное изложение известных истин слова Божия.

О предметах церковного собеседования

По самому понятию о церковном собеседовании. общий предмет его есть слово Божие.

Под именем слова Божия разумеется в обширном смысле все то, что на основании Св. Писания и Св. Предания и по непосредственному руководству Св. Духа преподает нам Св. Церковь в учении, постановлениях и обрядах своих. Отсюда главные виды проповеднических предметов суть: изъяснение Св. Писания и изложение православно-христианского учения.

1. Изъяснение Св. Писания должно составлять один из главных предметов церковного собеседования. Предметами проповеднического изъяснения из области Св. Писания могут служить:

1) Дневные чтения из Евангелия и Апостола; 2) псалмы; 3) паремии; 4) наконец, целые книги из Ветхого и Нового завета. При изъяснении Св. Писания с церковной кафедры надо раскрывать преимущественно прямой, положительный смысл священного текста и не отыскивать смысла таинственного.

2. Кроме изъяснения Св. Писания, нужно бывает: а) излагать истины христианские в связи и последовательности, б) некоторые из них раскрывать с особенною подробностью, или в) наоборот, преподавать слушателям краткие уроки христианского благочестия, г) наконец, говорить применительно к разным обстоятельствам и духовным потребностям народа. Поэтому-то необходимо в особых поучениях излагать, на основании Св. Писания и Св. Предания, различные истины православной веры Христовой, а именно: истины догматические, нравственные, церковно-обрядовые и священно-исторические.

О формах церковного собеседования

Понятие о Слове. Слово есть такое церковное поучение, в котором известный предмет исследуется и раскрывается с надлежащею полнотою и точностью. Внутреннее единство, полнота и методичность состава служат его отличительными признаками.

В основание Слова обыкновенно полагается текст, т. е. какое-нибудь место, или изречение из Св. Писания, из писаний святоотеческих, или из богослужебных и символических книг Церкви. Текст, не составляя части Слова, служит для него материей и основанием. Им указывается главный предмет Слова и вместе с тем полагается главное основание для мыслей и суждений о предмете. Поэтому надо выбирать такие тексты, которые отличаются обилием мыслей и полнотой содержания, или особенно сильные по выражению.

Для примера возьмем «Надгробное Слово» Иннокентия еп. Херсонского. В качестве текста выставляются слова из кн. Премудрости Соломона: «есть время молчати». He при гробе ли это время? – спрашивает проповедник. Потом идет приступ. Главная мысль его: – при взгляде на гроб каждый может найти назидание. Далее предложение (тема): – для истинного христианина страха смерти нет и не должно быть. Разделение, в котором указываются три истины: 1 – смерть страшна неизвестностью продолжения бытия за гробом; 2 – страхом пред правосудием Божиим; 3 – тем, что лишает человека наслаждения земными благами. Эти три истины развиваются в изложении в трех частях, из которых каждая подразделяется на три отдела. 1. Отрицательное учение. Философы думали устранить страх смерти учением об уничтожении человека. 2. Совокупность христианских истин, указывая на бессмертие, освобождает от страха смерти. Доказательством служит бесстрашность христиан во время мучений. 3. Учение христианское о бессмертии запечатлено крепкой печатью – воскресением Спасителя, сделавшего все, чтобы избавить нас от страха смерти.

Будучи свободен от страха смерти, человек впадает в страх пред правосудием Божиим.

1. От такого страха избавляет нас Христос, умерший за грехи всего человечества. 2. Что смерть Его была жертвой за грехи людей, показывает Его скорбь пред смертию. 3. Если Христос пострадал за нас, то истинный христианин, верующий в Господа, надеющийся на Heгo и любящий Его, не должен страшиться смерти и воздаяния за свою жизнь.

1. Смерть не страшна потому, что для истинного христианина на небе Спасителем приобретены сокровища. 2. Душа бессмертная, вознесись над страхом смерти, пари к Источнику твоего бытия. 3. Для христианина только по имени, смерть страшнее, чем для язычника.

Потом следует нравственное приложение: – будем стараться сделаться истинными христианами; будем любить Иисуса Христа.

В заключении делается обращение к умершему. «Если бы ты, ныне скончавшийся, открыл уста, то засвидетельствовал бы, что Иисус Христос есть истинное утешение для умершего».

Понятие о Беседе. Под именем Беседы разумеется проповедническое толкование священного текста. Расположение ее состоит в простой последовательности в раскрытии одного предмета за другим.

Существенные части Беседы: а) изъяснение в б) нравственное приложение.

Изложение, или изъяснение всякой данной материи в Беседе не должно быть обширно. Большею частью довольно бывает прямо сказать, что именно означает изъясняемое место. Выводы нравственных истин из объясняемой материи должны быть назидательны и ближайшим образом относиться к слушателям.

Примерной беседой может служить – беседа Димитрия архиеп. Херсонскаго о Мытаре и Фарисее.

Понятие о катехизических поучениях. Под именем катехизических поучений разумеется изложение главных предметов учений христианского в виде классных уроков.

Предметом их должно служить все то, что входит в состав православно-христианского Катехизиса, а также священная история.

Принадлежащая им форма – есть простое последовательное изложение предметов. Иногда употребляется, впрочем, способ вопросо-ответный, когда проповедник сам и спрашивает, и отвечает.

Пример катехизического поучения. «О Пресвятой Троице» – (без вступления и заключения). В чем состоит учение Православной Церкви о Пресвятой Троице?

Господь Бог наш есть един и вместе Бог троичен. Единый по существу Творец неба и земли, всего видимого и невидимого, троичен noлицам, или ипостасям.

Какие же лица Пресвятой Троицы?

Отец, Сын и Св. Дух. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа мы должны приступать к молитве и ко всякому благому делу. Отца, Сына и Св, Духа мы должны славословить, хвалить и благодарить. И ангелы на небесах, и Церковь Христова на земле – непрестанно воспевают славу Богу единому, в Троице славимому.

Различаются-ли эти три божественные лица между собой?

Различаются. Каждое Лицо есть особое, отличное от другого. Бог Сын предвечно рождается от Отца, Бог Дух Св. предвечно исходит от Отца. Смешивать, или сливать лица Божества нельзя; почему Церковь строго судила тех, которые впадали в такое заблуждение.

He пытайся, христианин понять такое учение о существе Бога: это – великая тайна Божия, которую мы должны усвоять верой. Твердо помня, что учение это не людьми выдумано, а открыто Самим Богом, будем всею душою и сердцем благодарить Господа за то, что Он столь многое и высокое благоволил открыть для веры нашей, тогда как сами собою мы очень немногое можем знать даже о себе и окружающих нас вещах.

Понятие о кратких поучениях. Поучения эти суть не что иное, как краткие очерки известных предметов, и по отношению к полным формам проповеди, представляются как сокращение их, по изложению ли, когда в них содержатся только главные мысли без подробного их раскрытия, или по расположению, когда некоторые части проповеди в них совсем опускаются.

Пример краткого поучения:

Призыв слушателей к состраданию и помощи слепцам (в неделю о Слепом).

В ныне читанном евангелии мы слышали повествование о том, как один слепец, вера которого была сильна, был чудесно исцелен Господом. Насколько велико было благодеяние, сделанное Господом слепцу, мы этого и представить не можем. Если всякое другое чувство необходимо человеку, то тем более необходимо ему зрение. Это главное чувство, при помощи которого человек познает мир внешний и научается славить величие его Творца. И вот человек, не видевший еще света, вдруг чудесно прозрел.

Таковые чудеса имели место во времена Христа, Который помогал своим братьям по плоти «да явятся на них дела Божии». Таких же слепцов и разного рода калек не мало и теперь и все они достойны сожаления. Но им не приходится ждать чуда от своих ближних, и они просят и ждут от них только посильной помощи.

Будем же, братие, кто сколько может и кто чем может, помогать этим жалким, несчастным людям!

О духе, или внутреннем характере проповеди. Главные черты внутреннего характера церковных поучений, следующие: назидательность для ума, убедительность для волн и животворность для сердца. Эти качества одно без другого быть не могут.

Назидательность проповеди состоит в том, когда она производит в уме слушателя такие понятия, мысли и убеждения, какие должны быть свойственны истинному христианину; для чего в проповеди должно быть: все свято, все истинно, все спасительно.

1) Все свято, т. е. – о чем бы ни говорил проповедник, слово его не должно заключать в себе ничего, угождающего плоти и располагающего к земным помыслам, но всегда должно располагать душу к христианскому богомыслию.

2) В слове проповедническом. как и в слове Божием, не должно быть не только ничего ложного, но и никакой колеблемости, неопределенности, непостоянства, а одна неизменная всюду истина.

3) В слове Божием все спасительно, подобным образом и в слове проповедническом все должно быть направлено к спасению. Проповедник не о том должен заботиться, чтобы его слушатели знали как можно больше, но о том, чтобы сообщаемое могло принести им плод во спасение.

Убедительность заключается в проповеди тогда, когда она производит в воле слушателей решимость исполнить на деле то, чему их учат; для чего в проповеди должно быть: священное достоинство, отеческая настойчивость и глубокая уверенность.

1. Священное достоинство в проповеди будет тогда, когда она проникнута духом власти, или, по выражению ап. Павла, со всяким повелением.

2. Проповедь должна быть проникнута духом христианской любви к слушателям, в силу которой она была бы словом любящего отца к детям. Отсюда происходит отеческая настойчивость в слове.

3. Уверенность в слове основывается на собственном убеждении говорящего. В известной истине убеждает только тот, кто сам убежден.

Животворность в проповеди будет тогда, когда проповедь дает чувствовать благодать учения Христова и его привлекательность; располагает к услаждению его истинами и обетованиями и рождает стремление обладать ими. Отсюда отличительными чертами животворности слова, или его помазанности, служат: трогательность и умилительность.

1) Трогательность слова есть такое свойство его, которое приводит человека к тихому, но глубокому размышлению и к чувству всецелой преданности воле Божией.

2) Умилительность слова есть такое его свойство, которое производит в сердце человека некоторую скорбь о грехах, соединенную с надеждой на помилование.

О внешнем изложении проповеди. Как слово народное, проповедь должна отличаться особенной ясностью; как слово духовно-пастырское, должно быть запечатлено особым достоинством; кроме того, оно должно быть не чуждо красоты и изящества.

1. Ясность изложения зависит от правильности, чистоты и точности языка. Но что ясно само по себе, то может иногда быть не совсем ясно для людей простых. Поэтому необходимо бывает упрощать язык проповеди, применяясь к большинству читателей и слушателей. Главные качества и условия простоты: образность и описательность речи.

2. Достоинство изложения состоит, вообще, в соблюдении истинного приличия в словах и выражениях, частнее же – в сообразности речи с важностью предмета и положения говорящего.

Приличие в слове соблюдается тогда, когда в нем нет ничего неумеренного, переступающего границу хорошего тона или обращения.

В проповедническом слове требования эти строже, чем во всякой другой речи.

Приличие есть собственно отрицательное выражение достоинства в слове; более положительную черту его составляет важность, которая предполагает выбор слов и выражений, соответствующих важности предмета и положения говорящего. Это – то же, что в обращении называется степенностью и благородством. По отношению к проповедническому слову, предмет которого есть слово Божие, важность речи состоит, кроме степенности и благородства, в священном характере ее.

Достоинство изложения проповеднического слова зависит от нравственного вкуса проповедника и от знакомства его с языком священным.

3. Красота речи состоит в согласии речи со вкусом эстетическим. Для чего речь должна быть живописна и благозвучна.

Впрочем, слишком сильной яркостью красок и наглядностью изображения живописность проповеднической речи не должна отличаться.

Благозвучие проповеди должно состоять в соблюдении в речи возможной стройности и гармонии.

О произношении проповеди. Хорошее произношение есть одно из важных условий успешнейшего действия слова.

В понятие о произношении входят: 1 – голос, 2 – выговор и 3 – телесные движения.

Первое дело в произношении – уметь управлять голосом, какой дала нам природа, или знать: где усилить и ослабить его, понизить и повысить, продлить и ускорить.

Голос на одной ноте можно усиливать и ослаблять, смотря по свойству мыслей и понятий. Например: обличи, запрети, умоли со всяким долготерпением и учением. Здесь последние три понятия, как смягчающие общую мысль, требуют смягчения звука в голосе.

Повышение и понижение голоса должно быть сообразно с ходом самой речи и свойством мыслей и чувствований. В поучениях церковных вообще нужно приближать речь к хорошему разговорному произношению. Свойственное проповедникам движение голоса должно быть преимущественно в границе средних тонов, но не однообразно, не монотонно.

Касательно общей меры скорости во всем сказывании церковных поучений надобно держаться средины между медлительностью и торопливостью. Медленно говорящий утомляет слух и внимание, а говорящий торопливо не дает не только вникать в его речь, но и уловлять ее смысл.

Надлежащий выговор букв, слогов и слов составляет второе условие хорошего произношения. Существенные качества выговора: ясность и правильность.

Ясность выговора состоит в том, что каждому слогу в слове и каждому слову в предложении дается достаточная мера голоса.

Против этого грешат, когда скрадывают буквы, или целые слова.

Правильность выговора состоит в том, когда каждой букве дается законный звук и каждому слову законное ударение.

Речь проповедника становится полнее и живее в совокупности с действованием немых телесных органов. Heхорошо, когда поучение церковное произносится без всякого, так сказать, участия органов телесных, потому что это неестественно и показывает недостаток одушевления и жизни в проповеднике. Но еще хуже, когда на церковной кафедре употребляют такие вольные движения, какие уместны только на мирских зрелищах. Между этими крайностями всегда надобно держаться средины.

Об импровизации и внецерковных или вне богослужебных собеседованиях. Под импровизацией, в теснейшем смысле слова. разумеется публичная речь без всякаго к ней приготовления. Но в таком виде она редко требуется и редким доступна. По крайней мере проповедническая импровизация не должна быть понимаема в таком смысле; она не только не исключает, но требует предварительного приготовления к слову.

Проповедническая импровизация должна состоять в свободном изложении мыслей и чувств уже выношенных, так сказать, проповедником в своем духе. Приготовляясь к поучению, он может заносить и на бумагу те, или другие общие мысли, или главный порядок целого слова, или некоторых частей его.

Сила здесь в такой свободе слова, с которой проповеднику не было бы нужды каждое поучение излагать наперед на бумаге от слова до слова.

Импровизированное поучение во многом преимуществует пред поучением, дословно записанным. Как бы ни хорошо было в устах проповедника написанное поучение, оно не может быть словом вполне живым, выходящим прямо из глубины его души. Повторяя те выражения, в которые прежде облек свои мысли и чувства, он сам уже не ощущает в себе тех внутренних движений души, которыми сопровождалось рождение его мыслей и чувств, а потому и в других не может возбуждать подобных движений.

Для заблаговременного упражнения в проповеднической импровизации берут готовую проповедь, внимательно прочитывают ее, замечая в ней не только главные мысли в их взаимной связи и последовательности, но и порядок их раскрытия, и потом пробуют передавать все своими словами, воспроизводя чужое поучение возможно полнее и точнее, конечно не по букве, a по содержанию. Или пишут план проповеди и обдумывают каждую часть ее, пока не образуется в уме полное содержание ея. План может быть в таком роде.

«Необходимость покаяния» – поучение по плану:

1. Нужно каяться не в одних только дурных делах, но и в дурных, самолюбивых и своекорыстных побуждениях, руководивших нами при совершении хороших и добрых дел.

2. To, что мы смотрим на внешность добрых дел, а не на их побуждения, ведет к тому, что мы не замечаем своих худых поступков, – ведет к духовной гордости и самообольщению.

3. Самообольщение есть главнейшее препятствие к принесению покаяния. Будем молить Бога, чтобы Он дал нам видеть все наши согрешения и простил их.

4. Проповедь христианская не должна ограничиваться только храмом и временем богослужебным. Она должна вестись всюду, где есть слушатели, а, в особенности, в школе в праздничные дни. Здесь нечего заботиться о формах речи и много трудиться над отыскиванием подходящих предметов. Лучше всего вести простую, безыскусственную беседу с народом, предмет которой избирается самими же слушателями.

От экзаменующегося по Гомилетике требуется еще написать одну проповедь на предложенную тему, для чего необходимо упражняться в составлении проповедей. С этою целью мы прилагаем несколько тем, при которых даны общие планы. Эти планы и надо развить, причем начинающему проповеднику приличнее всего говорить в духе учительном и избегать обличений.

В качестве образцовых проповедей прилагаем поучения известных русских проповедников.

Темы для проповедей

Слово на освящение храма. Приступ: Благодарение Господу Богу и всем благодетелям только что устроенного храма и указание пользы от устроения благотворительных заведений, в особенности храмов.

Изложение: «От храма сего к пам исходит глас молитвы» – развитие этой мысли в четырех пунктах. 1. Как следует вести себя при входе во храм и во время богослужения. Вообще о внешнем поведении в храме. 2. Увещание верующих позабыть во время пребывания во храме о всех житейских мелочах, a обратить свой ум и сердце исключительно к Господу Богу. Вообще о внутреннем поведении. 3. Чтобы поддержать внешнее и внутреннее религиозное настроение, надо не давать рассеиваться своему уму, а следить и вникать во все, совершаемое в храме. 4. Если так мы будем вести себя на молитве, то, запасшись молитвенным настроением в храме, перенесем его с собой и в дома; внесем в отношения семейные, a от этого вся наша жизнь освятится духом молитвенным.

Заключение: краткое перечисление тех благ, какие мы получаем от молитвы, и замечание об отношении к тем людям, которые на молитве чем-либо производят соблазн для ближних.

Юношество и его увлечения (поуч. в нед. о Блудн. с.). План: Краткое напоминание слушателям притчи о блудном сыне (Лук.15:12–13).

Приложение смысла этой притчи к современному юношеству. К чему ведут разного рода увлечения? Призыв к ограничению увлечений благоразумием. Призыв к покаянию по примеру приточного блудного сына.

Цель пришествия Христа на землю. План: Необходимость искупления рода человеческого жертвою сверхъестественною. Пришествие Иисуса Христ, как действо совершеннейшей любви Божией к людям. Господь пришел спасти грешников. Все ли грешники спасаются? Что нужно для спасения.

Слава в вышних Богу на земли мир в человецех благоволение. План: Кем и когда воспеты эти слова. Что за мир наступил на земле по пришествии Христа? Как согласовать с миром, наставшим на земле по пришествии Христа, происходящие на земле войны и разного рода нестроения. Отношение христианина к принесенному на землю миру. Краткое нравоучение.

Поучение в неделю о Закхее. План: Краткая история, в которой особенно отметить слова Господа: «ныне пришло» (Лук.11). Или отметить смирение Закхея, сознание им своего недостоинства и, сообразно с тем, на что будет обращено внимание, сделать краткое нравоучение.

Поучение в неделю о мытаре и фарисее. План. Краткая приточная история. В ней оттенить или глубокое смирение мытаря и показать, чему эта притча научает; или особенно оттенить гордость фарисея и провести параллель между фарисеем и людьми, гордящимися добродетелями своими, а в конце – краткое нравоучение.

Поучение в неделю о блудном сыне. План: Краткая приточная история. Оттенить в истории то, как нехорошо поступил второй сын, и как отец его принял, остальной же истории коснуться вскользь, а потом сделать нравоучение о покаянии и о всепрощающем милосердии Божием, или оттенить в истории поступки первого сына, и сообразно с этим, сделать нравоучение.

Блаженны слышащие слово Божие и хранящие его. План: показать, кто слушатели слова Божия и кто его хранители. Достаточно ли слышания? Как должно поступать истинному христианину

Отче наш, да приидет царствие Твое. План: О каком царствии здесь говорится? Что требуется от христианина для того, чтобы вступить ему в это царствие? Так ли поступают христиане? Краткое нравоучение.

Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем. План: Что такое за долги, о которых здесь говорится? Кто наши должники и как мы им оставляем долги. Необходимость прощать обиды, чтобы получить прощение от Бога. Провести параллель между учением о прощении обид и настоящим положением в жизни общества. Краткое нравоучение.

Много званных, но мало избранных. План: Званные в царствие Божие. Избранные в царствие Божие. Чистота души, необходимая для вступления в царствие Божие. Краткое нравоучение.

Будут последние первыми, а первые последними. План: Кто разумеется под последними и кто под первыми. Почему первые станут последними, а последние первыми? Что требуется, чтобы быть первым в царствии Божием. Краткое нравоучение (о смирении).

Изъяснение притчи о сеятеле. План: Сеятель; семя, упавшее на добрую землю; семена, упавшие на землю негодную. Что такое добрая почва и что негодная? Что нужно, чтобы быть почвой доброй, на которой Слово Божие принесет плод.

«Блажени нищие духом, яко тех есть царство небесное». План: Кто нищие духом? Почему высоко ценится нищета духовная? Необходимость быть нищим духом, чтобы вступить в царствие Божие. Краткое нравоучение.

«Без веры невозможно угодити Богу» ... Евр. 11 глава, 6 ст. План: Необходимость веры не только в истинах Божественных, но и обыкновенных житейских. Отсутствие веры ведет к бесцельному существованию человека и всего мира. Психологические основы веры. Краткое нравоучение в связи с показанием всеобщего уменьшения веры.

«Вера без дел мертва». План: Необходимость добрых дел при вере. Показать на примере, что вера без дел не ведет сама по себе ко спасению (и бесы веруют и трепещут, но коснеют во грехе). Краткое нравоучение о добрых делах, соединенных с верой.

Изъяснение псалма: «кто взыдет на гору Господню, или кто станет на месте святем Его? ходяй непорочне и делаяй правды» (Беседа). План: По порядку изъяснить псалом. Кто разумеется под ходящим непорочно, делающим правду и т. д., и показать, что этот только достоин взойти на гору Господню... и т. д. В конце сравнить то, чему учит псалмопевец, с настоящей жизнью и вывести краткое нравоучение.

Изъяснение псалма 1-го: «Блажен муж...» (Беседы). План: доказать, согласно течению псалма. кто разумеется под ходящим в грехе, кто под стоящим и кто под сидящим во грехе. Показать существование всех степеней греховности в жизни христиан и сделать нравственное наставление.

История страданий праведного Иова, как учительница упования на волю Божию. План: Показать кратко историю и в ней оттенить страдания Иова и его крепкую веру в Бога правосудного. Показать. что Бог допускает зло в мире не ради наказания, а ради укрепления, очищения веры, которая в этом случае уподобляется металлу, очищенному чрез огонь. Показать, что несчастия нужно вообще переносит без ропота, а единственно с верой на помощь Божию.

Пророк Илия и его ревность по Боге. План: Краткая историческая жизнь пророка. Оттенить в истории великую ревность пророка об истинном Богопочитании. Показать, как должен христианин, подражая пророку, поступать, и как поступают большинство из нас. Нравоучение.

Трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве кита, как прообраз пребывания Христа в недрах земли. План: История пророка Ионы. Затем показать, что будущие события Мессианских времен в древности были открываемы в особых прообразах, по которым могли потомки узнать пришедшего Христа. Прообразы, как необыкновенные события, устрояемые Промыслом Божиим.

«Нет больше той любви, если кто душу свою положит за други своя»

План проповеди. 1) Когда и кем сказана сия истина. 2) Иисус Христос, как Совершеннейшая Любовь. 3) Что требует Господь от своих последователей – христиан. 4) По заповеди-ли поступают христиане? 5) Нравственный вывод.

«Во имя Отца. и Сына, и Святого Духа» Однажды Господь Иисус Христос сказал ученикам: «нет больше той любви, если кто положит свою душу за други», т. е. высшая, божественная любовь это та, когда человек, движимый любовью к другим, способен отдать за них свою душу, свою жизнь. Такой возвышенной, неземной любовью возлюбил Господь мир. Все Его учение, все Его дела были проникнуты этой любовью. Такой любовью запечатлено и самое пришествие Христа на землю, ибо – что иное могло побудить Сына Божия, как не бесконечная любовь к грешному миру, сойти на землю и принять на Себя зрак раба. «Так возлюбил Бог мир, что и Единородного Своего Сына предал». Но те, ради чьего спасения Он пришел; на ком явлены были все Его, исполненные любви, дела, не познали Его и убили. Божественная любовь проявила себя и на кресте: Господь молился пред Отцом Небесным за тех, которые Его распинали и злословили. Это-ли не божественная любовь?! Молился за тех, которые ругались над Ним!

Последователи Христа вот этой-то высочайшей любовью, которая не знала преград, и должны руководиться.

Они должны подражать в своих делах п поступках своему Божественному Учителю.

Но так-ли поступают те, которые именуют себя последователями Христа, как поступал их Учитель?

Можно прямо и не колеблясь сказать, что нет, не так поступают, как заповедовал Господь.

Всякий стремится к своему личному счастью, старается изо всего извлечь только личную материальную выгоду, до других же ему нет дела. Ради личных целей он не останавливается ни перед какими средствами, хотя бы эти последние шли прямо в разрез с благом других людей.

Все стремятся к легкой наживе; всех манит к себе приобретение на счет ближнего. Люди наносят вред ближним, прикрываясь иногда под ложными именами благодетелей и нисколько не стесняясь этим. Часто отнимают благо у других ради каких-нибудь пустых целей и при этом не только не мучаются совестью, которая у них становится бесчувственной, но делают это совершенно открыто, как будто здесь ничего нет особенного. Если же человек сделает добро, то, как гордый фарисей, спешит его выставить всем напоказ.

Таким образом, видим всюду противное любви христианской, противное заповедям Божиим.

Вследствие стремлений только к личным выгодам, являются те ненормальности в жизни, которые заметны всюду. На ряду с роскошествующими, праздными людьми, бродят по улицам босые, полунагие, голодные.

Часто приходится видеть, как люди богатые с легким сердцем, нисколько не задумавшись над положением встреченных калек, проходят мимо. Они не понимают своего голодного брата. Какое им дело до других, лишь им было бы хорошо.

О любви и милосердии здесь нет и речи. He только высокой, божественной любви, но и самого обыкновенного милосердия нет в тех людях, которых не трогает положение бедных братьев.

Милосердый Господь медлит наказанием и ждет нашего покаяния.

Братья христиане! поспешим, пока не поздно, раскаяться во грехах своих. Будем не только на словах, но и на деле братьями. Станем заботиться больше не о своих личных выгодах, а о благе наших ближних. Все, кому дорого установление братских отношений между людьми, кому дорого устроение царства Божия на земле, станем нелицемерно, не ожидая себе награды от людей и похвалы, приносить насколько можно больше блага своему ближнему и этим внесем свою малую лепту для устроения будущего царства любви в людях.

He будем отвращаться от людей темных, но станем, по мере возможности, нести к ним свет евангельский и собственным примером научать их истинно христианской жизни, истинно христианской любви.

Пойдем к братьям нашим, беднякам и, насколько возможно, станем умерять горечь их бедствий. Если не имеем чем помочь, то словами ободрим их, и их научим, не унывая, великодушно переносить свою бедность, всегда помня о том, что Господь называет их своими меньшими братьями.

Станем посещать больницы, тюрьмы и там проповедовать о терпении христианском, о том, что Господь всегда помнит о них и всегда готов помочь им, если они с истинной верой и с истинной христианской любовью, примирившись со всеми, обратятся к Нему.

Необходимо поддержать в больном луч надежды на выздоровление, чтобы страдания свои он переносил безропотно. Необходимо возбудить в преступнике покаяние; беседой о любви христианской, нужно раздуть ту искру совести, которая чуть теплится, но все же теплится в его душе, и сделать ее пламенем. И тогда вы спасли душу погибшую, ибо самое важное здесь то, чтобы возбудить покаяние.

Вот если мы будем поступать так, то будем достойны имени последователей Христа и будем постепенно приближаться к той любви, которая выражается в отдаче своей души за други. Аминь.

«Много званных, но мало избранных»

План: Когда и по какому поводу сказаны эти слова. Кто званные и кто избранные? Что нужно делать, чтобы быть избранным? Краткое нравоучение.

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Однажды Господь Иисус Христос предложил вниманию слушателей такую притчу. Один человек задумал у себя устроить вечерю и пригласил гостей. Те согласились быть у него на вечери, но, когда вечеря была готова, и господин послал слугу сказать приглашенным, что все готово и что они могут идти, званные отказались прийти, выставив в свое оправдание различные причины. Тогда господин послал слугу звать на пир всех, кого встретит на улице и на распутьях.

Этой притчей Господь хотел сказать, что много званный народ Еврейский не войдет в царствие Божие и что вместо него призываются вступить в царствие Божие грешники и язычники, которые, не зная истинного света, бродили по распутьям закона. Притчу Господь заключил словами: «много званных, но мало избранных».

Что же это за званные и что за избранные? Под званными Господь, ближайшим образом разумея народ Еврейский, разумел вообще всех, кто призван ко спасению, кому известны закон и воля Божия, под избранными же разумел тех, которые, узнав закон и волю Божию, охотно, с чистым сердцем принимают их; и исполняют; и исполняют, не на словах только, но и на деле.

Подобно тому, как званные иудеи были исполнителями заповедей Божиих только на словах, за что получили порицание от Господа, многие из тех, которые узнали свет истины евангельской, являются ее носителями только no виду, в душе же своей они остаются теми же язычниками.

Многие, подобно гордым фарисеям, стараются казаться пред людьми благочестивыми и от них заслужить похвалы. Такие люди будут только званными, но не избранными, ибо, имея возможность вступить в царствие Божие, они сами не желают того. С пришествием на землю Сына Божия все были призваны ко спасению без различия. Всем стала известна истина евангельская, но принимают и исполняют ее не все, а только некоторые.

Что же нужно для того, чтобы быть не только званным, но и избранным? Чтобы быть избранным, нужно сделаться истинным последователем Христа прежде всего. Подобно Христу надо стараться сделать больше добра и не быть разорителем закона, но исполнителем его. А большинство из нас, братие, являются именно разорителями закона.

Стоит только взглянуть вокруг себя, чтобы видеть такое разорение закона. Возьмем для примера хоть то, много ли теперь народу – христиан, посещают храм Божий, и так ли было это в древние времена. Одни по нерадению к религии, по своей косности не посещают храм, другие потому, что считают это обрядом, мало значащим в деле религии.

Говорят, что посещение храма не приносит христианину пользы, что можно, и не ходя в храм, быть истинным христианином и т. д.

И такие речи, к сожалению, приходится слышать нередко.

Обратимся теперь к, древним временам и посмотрим так ли обстояло дело тогда?

Древние христиане настолько строго относились к посещению богослужения, что, даже во времена гонения на них, они по ночам в темных пещерах собирались и под страхом смерти отправляли свое богослужение. Теперь же для тебя, христианин, имеются все удобства, иди во храм и спокойно изливай пред лицом Всевышнего свои прошения и благодарения. Об общественной молитве Господь сказал: «где собраны двое или трое во имя Мое, там и Я посреди их».

Господь и Сам во время земной жизни неуклонно посещал храм Божий и, движимый ревностью к дому молитвы, заботился о его святости и чистоте.

В день праздничный, услыша звон колокольный, много ли из нас идет во храм? Большинство, подобно званным на вечерю, отказывается, выставляя в свое извинение разные житейские неотложные дела.

Ели мы будем поступать так, то, конечно окажемся только в числе званных в царствие и никогда не будем избранными для этого царствия.

Таким образом, чтобы не оказаться нам только званными, но оказаться избранными, будем всею душою, от всего сердца, на деле исполнять волю Божию, станем стараться как можно больше приносить блага своим ближним.

Юношество и его увлечения (Поучение в неделю о блудном сыне)

«Раздели има имение, и не по мнозех днех собрав все мний сын отъиде на страну далече и my расточи имение свое, живый блудно» (Лук.15:12–13). К вам, юноши, сегодня я обращаюсь с своей речью. Вы слышали ныне притчу Господню о блудном сыне. Много в этой притче находится поучительного и особенно для вас, юноши.

Из двух сыновей, которых имел один человек, младший не захотел жить с отцом, не захотел быть зависимым в своих поступках от отца, а пожелал жить свободнее, как ему только хотелось, и вот он просит отца выдать принадлежащую ему часть имения и уходит. Уходит с тем, чтобы уже больше не возвращаться к отцу, уходит в другую страну, где надеется жить лучше, счастливее... Придя в чужую, незнакомую страну, он скоро проживает полученное от отца имение и терпит нужду, заботится об одном удовлетворении своего голода хотя бы кормом свиней.

Скоро блудный сын прожил отцовское имение, но долго вел скитальческую жизнь. Не захотев покоряться отцу, вынужден был служить чужим бессердечным людям и при всех этих бедствиях долго оставался упорным, не хотел возвратиться к Отцу и только после многих страданий вспомнил об отце.

Братия, не похожи-ли и мы на этого приточного сына – расточителя отцовского имения? К сожалению, похожи на него все мы и, в особенности, очень похожи, вы – юноши, с свойственными нам увлечениями. Получив от Бога разнообразные дарования естественные и благодатные, мы так же, как и блудный сын, стремимся стать самостоятельными, ни от кого и ни от чего независимыми. Тяжело для нас становится то, что мы должны свои действия ограничивать известными условиями. Мы стремимся стать выше этих условий, которые признаем отсталыми, устаревшими.

И вот мы всеми силами молодой, еще неиспорченной души уклоняемся в сторону разных учений, в которых надеемся сыскать счастье, мир душевный, забывши о своем духовном отечестве, о своих обязанностях пред Подателем жизни. В этих учениях многое представляется нам в радужном свете. Они увлекают нас от истинного пути, разбивают в душе нашей, не успевшей еще разобраться в них, все, что было в ней святого, и ничего не дают взамен.

Следуя за этими блуждающими без пути учениями, мы теряем все свои благодатные и естественные способности, выбиваемся из сил. Тут то вот и наступает та бедность силами, которая заставляет нас вместо подчинения Подателю сил, стать в зависимость от греха, быть его рабами. Легко упасть в пропасть, но трудно оттуда выбраться. О увлечения, о мечты!

Чем только не увлекается человек в своей юности?!

Самонадеянно берется за дело юноша, горячо принимается за дело, но при первой постигшей его неудачи обнаруживает всю свою неустойчивость, скоро охладевает, впадает в уныние и оставляет начатое.

Хорошо, если еще только этим дело кончается, но, к сожалению, в большинстве неудачи ведут к разного рода порокам, с которыми человек постепенно свыкается, начинает на них смотреть слегка. Пребывание среди нравственно распущенных людей становится обыкновенным явлением. Вот к чему ведут увлечения.

Братие – юноши! сдерживайте свои чрезмерные увлечения благоразумием; поберегите свои силы и способности на дела серьезные; запасайтесь силами и знаниями, чтобы стать потом деятелями на пользу общества и государства.

Те, которых судьба давит в своих холодных тисках, не унывайте, но бодрствуйте.

Всегда помня Господню притчу о блудном сыне, вы, которые далеко уклонились от истинного пути, вы, для которых, может быть, приятно забыть свое падение в чаду бурного, безнравственного общества, вы, которые голодные и холодные бродите по распутьям, спешите обратиться, пока не поздно, к Тому, Который умер за грехи наши. Как ни велика была вина блудного сына пред отцом своим, но как только он раскаялся в ней, отец с радостью принял его в свой дом. Тем более с радостью Отец Небесный примет в царство Свое кающегося грешника.

Чем победить тиранство плоти

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». День за днем проходит драгоценное время великого поста. Немного его и осталось. Поспешимте, братья христиане, воспользоваться временем благоприятным, днями спасения. Сам Христос Спаситель научает нас этому. Прислушайтесь к Его собственным словам.

Один человек привел к Иисусу Христу своего сына, одержимого немым бесом. Несчастный бился в ужасных припадках: под влиянием злого духа он падал на землю, трясся, испускал пену, приходил в оцепенение, иногда бросался в огонь, в воду. Каково было родительскому сердцу глядеть на мучения сына! Отец привел больного сначала к апостолам, но те оказались не в состоянии сотворить чудо. Потом он прибег к милосердию Господа. Со слезами молил бедный отец, чем угодно готов был показать свою веру, открыть Господу сердце свое. И Господь умилосердился, исцелил, изгнал беса. В последний раз поверг на землю отрока дух злобы, так что думали, что он умертвил отрока. Но Господь взял отрока за руку, поднял его, и он встал.

Недоумевали апостолы своему бессилию и спрашивали Господа наедине. «Почему мы не могли изгнать беса?» И сказал им Господь: «сей род ничем не может быть изгнан, как только молитвою и постом».

Вот вам, братья, самое наглядное подтверждение поста. По учению нашего Господа, пост н воздержание вместе с молитвой сообщают такую силу человеку, что он может покорять демонов, нечистую злобную силу их. (Почему это так, я постараюсь сейчас объяснить). В обыкновенное время, когда не бывает поста, когда мы едим, что угодно и сколько угодно, упиваемся, наслаждаемся, исполняем все прихоти чрева, – нами овладевает ненасытная, невоздержная плоть. Она царствует над нами, не давая места высоким стремлениям бессмертного духа. Она заставляет служить ей, с каждым часом порождая все новые капризы. Чрево делается хозяином человеческих действий. Напрасно говорят, что прихоти чревоугодия овладевают только тогда, когда человек в состоянии удовлетворить их, когда у него есть на это средства. Чревоугодию могут служить и люди бедные, когда алчность и зависть к богатым подавляют в них все другие чувства. Невоздержанию, пьянству, распутству и всем другим видам угождения плоти предаются люди на всех ступенях экономического состояния, и бедные нисколько не меньше, чем богатые. Плоть господствует над людьми разных состояний и положений.

Но, братья, эхо рабское состояние человека – самое позорнейшее из всех других видов рабства. He душа должна покоряться плоти, а плоть должна покоряться душе. He для удовлетворения только потребностей тела мы живем на земле. Если бы эхо было так, мы ничем не отличались бы от животных. Наши желания, наши мысли, наши чувства должны устремляться на пределы земной жизни, да и на земле искать не пищи только и пития, а Царства Божия и правды Его. Поэтому от рабства плоти необходимо освобождаться всеми доступными христианину мерами. Кто побеждает в себе плотские страсти, тот изгоняет из себя злого духа, потому что дух злобы покоряет себе человека его же плотию. Вспомните, что на все виды зла, на все убийства, разбои, грабежи, насилия способны бывают люди, покорные страстям своим, своей необузданной плоти. Для чего нужно убивать, грабить, отнимать чужое добро? Все для того, чтобы, отняв чужое, присвоить себе, а присвоив, удовлетворять своим страстям – распутству, пьянству и всем видам порочных наслаждений. Это-то вот и есть служение сатане и злому духу, который ничему так не радуется, как тому, чтобы человек был рабом своих страстей. Самым действительным средством для борьбы с плотию и демоном ее служит пост. Об этом скажут нам все святые подвижники, преподобные, подвигом поста уничтожившие страсти, одолевшие плоть и победившие диавола. Люди все боятся, как бы человека пост не ослабил, не повредил его здоровью, не убавил бы силы и энергии работать. Примеры святых говорят, что все такие страхи напрасны. He о потере здоровья и сил в один голос говорят они, а о возвращении его, об укреплении, о бодрости, энергии, какую сообщало им воздержание. Святые, не говоря уже о подвигах ежедневного стояния на молитве и других упражнений духовных, находили в себе силу трудиться, нести самые тяжелые работы, бороться с самыми неблагоприятными условиями жизни, с холодом, или зноем, сыростью, отсутствием всяких удобств жизни в тесных келиях горных пещер, лесных шалашах. История жизни святых говорит, что они жили подолгу и умирали в глубокой старости. Ноги их носили, руки не покидали труда, зрение и слух не изменяли. А какое богатство добродетелей наживали они воздержанием. Кротость, чистоту сердца, любовь, милосердие, готовность каждому услужить, всех скорбящих утешить, алчущих накормить, грешников обратить на путь истины ... Над кознями диавола святые торжествовали постоянную победу; посрамляя нечистого духа, они не давали ему обиталища в своем истощенном теле; и он удалялся от них искать себе места в тучных телах людей, бегающих воздержания.

Христиане и братья! He будем же поддаваться тем соблазнительным речам, будто пост и воздержание противоречат человеческой физической природе, которая имеет право на удовлетворение своих потребностей. Все это так, и потребности человеческие могут быть разные. Кто им поставит границу, кто укажет предел Врачи? Но врачей не всегда слушают даже больные. А здоровые на каждом шагу попирают самые простые правила для поддержания здоровья. Потребности человеческие тогда лишь законны, когда человек способен отличить их от плотоугодия и поставить им границу силою своей доброй воли. Для этого самого н установлен пост, чтобы помочь человеку ограничивать потребности физического питания в пределах необходимого, а потребностям духовным дать полную возможность раскрываться и получать удовлетворение.

Прот. И. Галахов.

Тайна Благовещения

Христиане! Сегодня у нас с вами великий христианский праздник Благовещения. Один из небесных архангелов, Гавриил, явившись в Назарет, в дом праведного Иосифа, возвестил живущей там Деве Марии о зачатии Ею Еммануила, Богочеловека, Господа нашего Иисуса Христа. Сообщил Ей о чуде необыкновенном, неслыханном, которому не было примеров. Утроба рождает не рождающая, незамужняя объявляется Материю, девственная зачинает Сына. Бог идеже хощет побеждается естества чин; творит бо елика хощет. И не нашему разуму постичь всю глубину совершавшейся Божественной тайны. Там, где совершается веяние Духа Божия, нет места легкомыслию, праздному любопытству. Тут место вере. сердцу и чувству: «сердцем бо веруется в правду».

При всем том, нам не хотелось бы иметь свое религиозное чувство слепым и бездеятельным. Едва-ли наша св. вера выиграла бы от того, что мы стали бы окружать ее полною таинственностью. He все в ней тайна, не все чудо. Даже в событии Благовещения чудесный элемент не составляет самого главного. О нем можно забыть при мысли о величайшей Божественной любви, которую приносит Благовещение грешному человеку. И вот на эту именно сторону события Благовещения мы должны обратить внимание. Потому что в этой неизреченной любви Божией вся суть настоящего праздника. Устами архангела днесь человеческому роду возвещена милость и человеколюбие Божие. «Иди, Архангел, как бы так говорит Господь, и будь слугою страшного таинства, послужи чуду. Движимый милосердием, Я спешу сойти для изыскания заблудшего Адама. Грех обезобразил созданного по образу Моему, повредил творение рук Моих, помрачил красоту, Мною созданную. Волк пожирает Мою овцу; жилище рая пусто; древо жизни охраняется пламенным оружием; место сладости заключено. Хочу помиловать падшего и связать врага. Но Я хочу сокрыть тайну от всех сил небесных и тебе одному вверяю ее. Иди к Деве Марии, иди к одушевленному граду; иди к жилищу достойному Меня, к святилищу, для Меня уготованному, и храму Моего воплощения. Но не устраши, не смути души Девы. Предстань тихо пред Святилищем, возвести Ей радость, скажи Марии: «Радуйся, Благодатная! Потому что Я помилую падшую Еву».

Так изображает Св. Григорий Неокесарийский сущность Благовещения. И, если хотите, обнажает всю его тайну. В нем сокрыта величайшая любовь, милосердие и прощение Богом падшего человека. А Св. Дева одушевленный храм – вместилище Божества. Подобный ищет подобного, и совершенная святость существа Божия может приходить в тесное соприкосновение с душой нравственно чистою. He одна Дева Мария была вместилищем Св. Духа. Многие святые были живыми храмами Божиими.

Но, быть может, тут речь идет не о духовном единении, а о воплощении. Дух Св. избрал жилищем не одну душу Девы, а Ее тело и в теле Ее совершил непостижимое чудо: (рождение без семени мужа).

Да. это правда, – здесь чудо, но почему-же оно поражает своею непостижимостью? Почему не поражает учение «о самозарождении» первичного организма, о чем проповедует наука? Спросите ученых: как на земле появилась жизнь? Они вам начнут с того, что никакого чуда не было в истории мира, что все произошло само собою, путем развития от одной формы к другой. Но когда дойдут до вопроса о происхождении самого первого живого существа, скажут такое слово, которое ровно ничего не объяснит, скажут, что первый организм возник из неорганического вещества путем счастливого соединения элементов, путем самозарождения. Никто еще никогда не видал такого чуда, и ни один ученый еще не сделал подобного опыта. Ho все почему-то верят чуду и не считают самозарождение за вещь невозможную. Оставим же, братья, холодные рассуждения и не дадим в сердце нашем места сомнениям.

Почему же, спрашиваю вас, мы не будем верить Евангелию, почему откажемся верить воплощению Божества, рождению от Девы, осененной Духом Святым? И опять повторяю: Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо, елика хощет! Слова покаянного канона, который мы читали на первой неделе Великого поста и который на днях повторим еще раз. Оставим же братья, холодные рассуждения и не дадим в сердце нашем места сомнениям. Нынешний праздник зовет нас к торжеству, радости, веселию. Архангел сказал Приснодеве: «Радуйся», и Она возрадовалась о Боге Спасителе. Сам Отец Небесный радует и утешает нас Своим милосердием и любовью. Возрадуемся же, братия, духовною радостью о спасении нашем и Виновницу настоящего торжества воспоем Марию Деву. Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!


Источник: Лекции по богословским наукам : (Полное рук. для подгот. к экзамену на священника) / Петр Заведеев. – [Репр. изд. 1908 г.]. – М. : Междунар. изд. центр православ. лит., 1997. – 731 с.

Комментарии для сайта Cackle