священник Т.С.Тихомиров

Источник

Деятельность приходского священника

(Общий очерк)

Пастырство есть основной институт. осуществляющий иерархическую функцию Церкви Христовой, имеющей пребывать до скончания века -вечно и незыблемо. Таким же точно характером вечности и незыблемости должны быть запечатлены, конечно, и самые задачи пастырства в их существе, выражающиеся в пастырском долге учительства, священнодействия и управления.

Учить, священнодействовать и управлять – вот трехчастная в выражении, но единая в существе вечная задача и обязанность пастырства, предназначенного руководить жизнью пасомых в достижении ими вечного спасения. Вечное спасение пасомых – вот высшая и конечная задача и вместе цель пастырского делания. Поэтому, с точки зрения основных пасторологических принципов, не может и не должно быть никакой речи о современности или несовременности в пастырских задачах: задачи пастырства в их основаниях, сущности и цели – выше изменчивых и преходящих течений времени, вневременны и потому всегда были и будут одни и те же. Эти вечные задачи пастырства указаны нами в первой части нашей книги.

Но жизнь Церкви протекает и развивается в изменчивых условиях земного существования, тесными узами связана с духом и направлением различных исторических эпох, с запросами и течениями времени, с характером и особенностями народа, с интересами и потребностями отдельных личностей и с этой стороны, в историческом процессе своего развития, представляет из себя одну из глав истории человечества вообще. Будучи вечной и вневременной в своем внутреннем существе и основах, Церковь подлежит властному влиянию изменчивого времени в своей исторической являемости, подобно всякому земному человеческому учреждению. Эта внешняя, феноменальная сторона церковной жизни, не касаясь внутренней сущности Церкви как учреждения сверхъестественного и Божественного, с необходимостью отражается на внешнем ее положении, формах существования внешних, диктуемых условиями времени, средствах и способах осуществления ее вечных целей.

Отсюда и пастырство, как руководящая сила церковного организма, при осуществлении своих вечных задач и целей с необходимостью должно сообразоваться с внешними условиями жизни, внимательно прислушиваться к ее запросам и требованиям и соответственно с этим находить средства и способы их удовлетворения для того, чтобы обеспечить жизненно успех пастырского делания и фактически удержать за собою значение руководящей жизненной силы, облеченной в глазах паствы достоинством непререкаемого авторитета. Всякая историческая эпоха имеет свои особенности и нужды и соответственно с этим ставит пред пастырями ряд новых требований и задач; и чем сложнее и выше эти требования, тем сложнее и труднее задачи. Если пастырь игнорирует нужды своих пасомых, не отвечает в своей деятельности их необходимым жизненным требованиям, не стоит на высоте задач современности, он неминуемо теряет свой пастырский авторитет, и паства его фактически идет сама по себе без пастырского руководства или же рассеивается по чужим дворам и пажитям различных «волков-хищников», которых теперь всюду так много.

Раскрыть основы деятельности пастыря в условиях нашего времени в тех же трех линиях пастырства – частная задача настоящего отдела.

Несколько слов о приходе

Православная Церковь – это Тело Христово, Им возглавляемое и воодушевляемое Духом Святым; приходы – это малые члены великого Тела Христова. Как в человеческом теле, составленном из многих членов, каждый из них, даже самый малейший, имеет свое определенное назначение, несет свою работу, но все они питаются одними соками, в них бьется одна жизнь, управляет ими одна душа, и свое назначение они выполняют в единстве и согласии со всем телом, так и члены прихода между собою и со всею Церковью должны жить и действовать в тесном единстве, ибо един у нас всех Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех. Приход – это малая семья, где отцом и руководителем является пастырь, а все православные люди прихода – его духовными детьми. Приход – это малая Церковь, которая живет и дышит единым со Вселенскою Церковью духом веры. Начало прихода – в самой глубокой древности, в тех христианских общинах, которые всегда устраивались первенствующими христианами там, где появлялось христианство. В жизни этих общин главнейшие черты – полное единение, тесная сплоченность ее членов, у которых как бы была одна душа и одно сердце, и вытекающая отсюда широкая взаимопомощь как в деле спасения, так и в земной нужде и горе. Такою сплоченностью и единодушием в значительной мере отличалась в древности и церковная жизнь наших благочестивых русских предков, что приносило огромную пользу в деле религиозного просвещения, в устройстве помощи бедным, а особенно в защите православной веры от натиска инославных и иноверных угнетателей. С течением времени по многим причинам, отчасти даже вследствие силы и могущества православной Руси, указавшей настоящее место всем противникам и врагам своей родной Матери-Церкви, древний строй приходской жизни постепенно ослабел, ослабело тесное единение пасомых между собою и с пастырями, постепенно если не умерла, то значительно заглохла приходская жизнь.

Ныне, когда вера православная на Руси находится в опасности, когда безрелигиозность, нравственная распущенность, пьянство и другие пороки широкою волною охватили русский православный народ, разъедают и губят народную душу, когда ереси, секты и особенно католичество со всех сторон могучим натиском идут на Православие, отторгая от него на погибель многих его членов, внося разделения и вражду, одна из надежд – в возрождении прихода. Необходимо возродить и оживить жизнь Церкви, сделать ее сильной для борьбы. Что для этого нужно?

Прежде всего возродить, вложить в сознание паствы идею прихода, добиться, чтобы все живущие в приходе, преданные своей вере православные люди, ныне спасающиеся и трудящиеся каждый порознь, сознали и прониклись тою мыслью, что для борьбы со злом необходимо тесное объединение, необходимо, чтобы все добрые прихожане, почувствовав в душе потребность вместе спасаться, совместно трудиться для добра, вместе бороться со злом, составили всем приходом одну дружную приходскую семью, которая бы одним духом дышала, одним сердцем любила, одними духовными очами смотрела на жизнь, единообразно и сплоченно отзывалась на то, что совершается вокруг. Только в приходах, сознавших себя как приход, в которых почувствуется жажда приходского объединения, устроится и внешнее объединение, явятся религиозно-церковные союзы, общества, кружки. Объединяющим центром такого прихода может быть избранный всеми прихожанами приходский совет. Там, где к приходскому объединению примкнет только часть прихода, могут быть устраиваемы братства, попечительства, кружки ревнителей православия со своими особыми уставами и правилами. О видах приходской жизни и их уставах мы говорить много не будем – сами прихожане вместе с пастырем устроят то, что будет более полезно для данного места.

1) Только там, где живо сознание церковного единения, там не только один пастырь, но и все прихожане, весь приход будут поддерживать религиозность в своей среде, приложат усилия к тому, чтобы росла и крепла в окружающих вера Христова; один другого будет призывать к усердной молитве, к посещению богослужения, к исполнению церковных законов; в таком приходе не будет нерадивых к молитве, не станет уклоняющихся от спасительных таинств исповеди и причащения, не будет младенцев умерших, по небрежности родителей, без крещения, не будет умерших без покаяния и христианского напутствия. Тесно сплоченный приход примет все меры к собственному религиозному просвещению, пробудит интерес и внимание к религиозным вопросам, оживит и умножит в своей среде беседы о вечном, о божественном, организует религиозно-нравственные чтения, приходскую школу, библиотеку, церковный хор, возьмет на себя труд распространения добрых религиозных книг, особенно книг Священного Писания.

2) Только в приходе в действительном церковном смысле этого слова прихожане вместе с пастырем в силах бороться и с тем, что препятствует достижению спасения – со злом и грехом, особенно с открытыми тяжкими грехами. Обличения пастырей и самая горячая проповедь их часто остаются безуспешными потому, что не находят поддержки в пасомых; отошел человек от духовника, забыл все его наставления и, не встречая уже ни в ком обличения своему греху, снова принимается за старое. Пусть открытый грех встретит открытое осуждение и вразумление во всех окружающих, во всей приходской семье – тогда и нераскаянные грешники задумаются над своею жизнью и сократятся такие открытые, всюду распространенные у нас пороки, как сквернословие, пьянство, воровство, драки, семейные свары и вражда.

3) Только в приходе, сознавшем себя как приход, могут быть приняты серьезные меры обеспечения бедных, обездоленных, утешения и помощи того требующих. Как у древних верующих, так и у нас, не должно бы быть нищих, голодных: каждый приход должен позаботиться о своих бедных. Нищелюбцы и добрые люди, слава Богу, не перевелись на Руси, но помощь отдельных разрозненных благотворителей, выражаясь главным образом в подаче небольших денег, не в силах существенно поддержать бедных, к тому же такая помощь поступает нередко в недостойные руки. Весь же приход или его представители, обсудивши нужду каждого отдельного своего брата, окажет ему ту именно помощь, в какой бедняк больше нуждается: бесприютному он устроит приют, безработному даст работу, больному – лечение, голодному – пищу. Приход не оставит без своего внимания и тех своих братьев, которых постигает какое-либо неожиданное несчастие, которые не привыкли, не могут идти к ближним с протянутою за помощью рукою, предпочитая молча страдать.

4) Только в приходе возможна успешная борьба с многочисленными врагами веры: безбожием, ересями, сектами и расколом. При многолюдстве приходов, при массе работы священник часто не в силах один знать, что переживает каждый из его пасомых, какие мысли распространяются в его приходе, тем более, что лжеучители обыкновенно в тайне сеют свое беззаконие. Всему приходу виднее, откуда грозит опасность отдельным его членам, болеет ли кто из его членов и какою болезнью – туда он и направит свои заботы, чтобы оберечь немощного брата своего, разрешить его сомнения, предупредить отпадение от Церкви Христовой. Если бы все прихожане близко к сердцу принимали опасность каждого, как свою личную, то еретики и заблуждающиеся всегда встречали бы себе единодушный отпор; тогда совсем прекратились бы совращения и уменьшилось бы число отпадающих братьев наших.

5) Для объединенного прихода, живущего доброй православной семьей, не чужды будут и мирские дела, которые он постарается устраивать в духе христианской любви и смирения. Правда, для решения таких дел есть соответственные мирские установления, но в приходе эти дела будут освещаться и рассматриваться с христианской точки зрения. Там, где обсуждаются мирские дела людьми, собранными во имя Христово, объединенными верою, всегда больше будет внешнего порядка, взаимного доверия и уважения, больше будет успеха, ибо собранным во имя Христово невидимо вспомоществует Сам Господь, потому священник должен приобрести приход, сделать сумму прихожан своего прихода святой единицей. Для этого существуют внешние формы организации. Много толкуют о правах и правовой физиономии прихода. Само собою разумеется, что при широких правах прихода как юридического лица, при его большей внешней материальной заинтересованности в делах церковной общины увеличивается его энергия. Но даже теперь, при тех формах приходской организации, какие возможны теперь, приход все же возможен.

Само собою разумеется, что, пробудив в своих пасомых приходское сознание, священник начинает и формальное объединение прихода в организацию, образуя попечительство и приходской совет как приходские собрания по существующим уставам (об этом в отделе «О приходских организациях»).

Отправляясь на приход, священник запасается тем, что необходимо для успешной деятельности в приходе. Ему необходимы, само собою разумеется, знания, но недостаток их он должен восполнить книгой. Книги для проповеди, которые могут преодолеть первую неопытность; книги миссионерские, если есть в приходе сектантские или старообрядческие влияния.

На приходе

Много пользы в начале служения приносит священнику общение с благочинным. Он познакомит вас (священника) с состоянием прихода, укажет на те стороны быта прихода, на которые особенно следует обратить внимание, расскажет о том наследстве, хорошем или дурном, положительном или отрицательном, какое оставил ваш предшественник, об его начинаниях и успехах. Благочинный ознакомит с духом прихода, с искушениями, какие он обещает... Эту беседу после восполнят члены причта, но диакон и псаломщик не всегда, конечно, в состоянии представить, что нужно для их священника, и их указания не могут быть достаточно полны в смысле пасторологическом.

Новый священник среди прихожан

Благословение пастыря

Вы – батюшка. Прихожане и неприхожане подходят к вам под благословение. Не смотрите легкомысленно на это ваше право. Благословение – это первый акт вашей встречи с мирянином и акт, имеющий большое значение в смысле того впечатления, какое он производит на прихожан. Благословение должно совершать чинно, большим крестом, касаясь чела, груди и плеч, осеняя со словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Не нужно смущаться и стыдиться благословлять. Вовсе не благоприятное впечатление производят те батюшки, которые в ответ на просьбу благословения, выраженную сложенными руками, торопятся ответить рукопожатием.

Если от вас видимо не хотят принять благословение и протягивают руку, нет необходимости навязывать благословение (здоровается же батюшка обычным путем с иноверцами). Но небесполезно по отношению к тем, с кем имеешь дело, часто указывать им на христианский обычай, ведущий свое начало с древнейших времен. И иногда настаивать на нем.

Нет нужды уклоняться и от целования руки (не давая ее к поцелую

насильно): ничего оскорбляющего для мирянина в этом нет: целуется не

рука А и Б, а рука священника.

Вступление на приход

Священник вступил в приход. Огромную важность, как сказали мы, имеют первые шаги его деятельности. От этих шагов часто зависит отношение к приходу пастыря, внимание или невнимание к его деятельности, меры соучастия в ней прихожан. Первой связью между прихожанином и пастырем является его первая служба. К ней нужно отнестись с особенным вниманием. Мы знаем случай, когда вознесенная на первой литургии молитва о почивших родственниках граждан веси, о мире с пастырем и об ослаблении скорбей всех присутствующих и отсутствующих граждан (в виде заключения первого «слова») – сразу расположила сельчан к пастырю.

Первая беседа имеет здесь особенное значение. В этом слове пастырь просит себе любви и доверия паствы и обещает служить ей по совести своей. Он указывает, что его посланничество – помочь пастве в деле спасения души, но в то же время заявляет, что это великое дело может сделать пастырь только вместе с паствой. Церковь дает благодатную помощь, он, пастырь, по силе своей поможет своими знаниями и советом. Паства должна помочь своим трудом на пользу души всех и каждого. Здесь уместно краткое указание общих недугов и грехов деревни: пьянство, семейная жестокость, невежество, нужда. Пастырь указывает, что со всеми этими недугами должны бороться и он и паства в общей работе, что для этого, кроме личного исправления, есть многие способы, обдуманные умными людьми, и просит помочь ему в этом деле, когда с помощью Божией они этим займутся.

«Конечно, об этом мы еще много будем беседовать, – заключает пастырь, – а теперь в знак любви помолимся», и кончает молитвой, содержание которой может быть таково:

О всех сельчанах прихода сего, о их здравии, мире, душевном спасении и единстве с пастырем;

Об упокоении душ, почивших присных (лучше, понятнее: родных) сельчан. О всех «зде присутствующих».

Помилуй, Господи.

Чтобы эта молитва не имела значения нововводной части богослужения, какая может вызвать нарекания, она читается, как и вся проповедь, лицом к народу и не отделяется от проповеди.

В следующие дни и недели своего пребывания пастырь старается ближе изучить состояние прихода, разузнать о посторонних религиозных влияниях, если они есть, об уровне нравственности, завязать связь с лицами, на помощь которых он может опираться.

По отношению к приходу весьма важно установить равенство прихожан перед пастырем. Необходимость заискивать перед зажиточным прихожанином заставляет нуждающегося пастыря прибегать к некоторым крайностям угождения. Совершает пастырь праздничные молебны. Он обходит сначала зажиточных прихожан, служит молебен точно по особому чину, с благоговением, с особою выразительностью, с подробным воспроизведением до последней строки молебна; некоторые приглашенные на дом отслужить молебен, например, Спасителю и Божьей Матери, служат молебны и всем святым, иконы которых видны на стенах богатого дома, даже и тем, имена которых носят хозяева и их семейства. А уже затем обходит дома попроще, где торопливо на ходу служит короткий молебен. Такое отношение к делу внушает неуважение к пастырю.

Из уважения к святыне и к собственному сану священник должен быть всегда одинаково строгим и точным в исполнении своих обязанностей. Служение его не терпит никаких изменений, уклонений и отступлений, тем более из корыстных целей. А коль скоро из корыстных побуждений он одним начинает угождать точным и полным совершением треб, молебнов, например своевременным явлением к этим требам, а других -лишать удовольствия и желания встретить его в желаемое время и т.п., то, если священник и успевает в приобретении лишних средств, зато теряет все другое, главное. Он теряет уважение к себе, поселяет вражду к себе в сердцах прихожан и может даже поселить холодность к благочестивым обрядам, делая их в глазах людей предметом стяжания со стороны священника. А если человек потеряет уважение к себе в глазах других, то, понятное дело, он все теряет: и любовь и доверие. Если пастырь в данном случае нарушает старый порядок, он может перед праздниками гласно объяснить мотивы своих действии, попросить привыкших к почету простить его кажущееся неуважение. Если, наоборот, пастырь находит необходимым поблагодарить особым почетом некоторых лиц усердных к храму, он и об этом говорит приходу, вперед заявляя, что он не угождает человеку, а благодарит за добрые дела по отношению к храму и просит остальных простить ему это предпочтение. Но лучше, однако, совсем не допускать его.

Очень плохо, если приход сразу увидит в батюшке чужого человека – чиновника, требоисправителя. Не очень удобно, когда у пастыря и пасомых устанавливаются отношения бесполезно фамильярные. Мы знаем, хотя это случай редкий, когда люди (не чуждые навязчивости) посещают дом священника без нужды. Это, конечно, немыслимо: священник должен указать, что его двери открыты только для дела, и грех отнимать его время без нужды. Но закрывать двери для беседы, хотя о житейских нуждах, не возможно и не хорошо.

Помощник священника – причт, и потому нужно заручиться его доверием. От него пастырь узнает многое о приходе, с ним он должен установить условия мирного сожительства, беседами с ним определить, в какой мере он может надеяться на их помощь. Высокомерное отношение к причту и его семьям недостойно пастыря и может отозваться ущербом на его деятельности и личном покое. Через членов причта он может узнать, что делал и сделал его предшественник, в каких отношениях он стоял к приходу, какие его дела привились и живут, а какие только начаты и еще не принесли плода. Причт поможет ему разобраться в летописи церкви, дополнить, что там не ясно и не полно.

Ознакомившись с причтом, священник знакомится с прихожанами. Они должны быть для священника родной семьей, и он должен знать их. Чтобы стремления священника были плодотворны, необходимо знать по возможности всесторонне жизнь каждого прихожанина в отдельности. К сожалению, у нас только в редких случаях практикуется один из самых прекрасных и целесообразных способов сближения с паствой. Мы говорим о регулярном, ежедневном посещении известной части своего прихода, что вошло в норму у священников других вероисповеданий. Прекрасный образец в этом отношении представляют английские пасторы, у которых этот обычай вошел в обязательный для всех закон. Обыкновенно каждый английский пастырь старается, по крайней мере, два часа в день употреблять на то, чтобы обойти известную часть своего прихода. Во время посещения, на которое посвящается время после обедни, он имеет возможность узнать о всех выдающихся событиях дня, о радостных или печальных событиях каждого дома, о нуждах и достатках прихожан и т.п. Очевидно, что при таких условиях священник может оказывать весьма сильное влияние на своих прихожан. Ни одно событие в приходе не пройдет бесследно, не останется незамеченным священником и вызовет с его стороны известные меры. Оттого-то английский пастырь имеет весьма сильное влияние на свою паству и пользуется завидным уважением. В смысле сближения с приходом у нас такие посещения имеют огромное значение. При таких посещениях священник является в доме не как казенный человек, не начальником, а истинным пастырем своего стада, сердцу которого дороги радости и утехи каждого члена семьи, который способен сочувствовать беде и несчастью единого от малых. Кроме глубокого знания всех сокровенных изгибов души каждого из своих прихожан, что весьма полезно и даже необходимо для успешной деятельности священника, он, несомненно, приобретет вместе с глубоким уважением и сильное влияние на своих прихожан. Его голос, как голос пророка, всякий будет принимать с полною верою и готовностью. И будет едино стадо и един пастырь. Это, действительно, мы видим у английских пасторов, без участия которых не решается ни одно дело общественное или семейное. Когда священник начинает организационную деятельность, например общество ревнителей Православия, он должен начинать ее по общему совету на собраниях, например после внебогослужебных чтений, подходящих к делу, а затем искать отдельных годных сотрудников.

Нужно иметь в виду, что как бы ни полезны были отдельные лица, все же пастырское дело всегда можно успешно делать только «миром».

Пастырь – руководитель и воспитатель пасомых

Священник – руководитель и врач душ целого прихода. Приход -его дети. На будущем Суде Господнем он обязан будет явиться с паствой своей. И блажен он, если сможет сказать: «Се аз и дети мои». Не расхитил их волк, не украл их души диавол. И горе ему, если растеряет он овец своих. Великое ответственное служение. «Люди священство считают служением маловажным и обыкновенным», но оно «дорого ценится Христом», говорит Златоуст. Великой «чести удостоила священников благодать Духа... Люди, живущие на земле, поставлены распоряжаться небесным и получили власть, которой не дал Бог ни ангелам, ни архангелам» (О священстве. Златоуст. Слово II и III). Но какими средствами может священник подчинить своему влиянию приход, как он может добиться, чтобы его слову внимали и шли за ним, как за пастырем, к вечному спасению.

Само собою разумеется, нужно, чтобы сам священник горел верой и желанием спасения. Только горящий может вложить огонь в иные души. Нужна личная святость пастыря (в меру сил человеческих); скажем умереннее – личное стремление пастыря к тому, чтобы вырасти духом в «мужа совершенна». Тот, кто молится за всю вселенную и умилостивляет Бога за грехи всех, тот каким сам должен быть? Он должен во всем превосходить всех, за кого молится. «Подумай, – говорит Златоуст, – какими должны быть руки, совершающие эту службу, каким должен быть язык, произносящий такие слова, кого чище и святее должна быть душа, приемлющая такую благодать Духа (О священстве. Златоуст. Слово VI). Священник должен иметь душу чище самих лучей солнечных, чтобы никогда не оставлял его Дух Святый и чтобы он мог сказать: Живу же не к тому аз, но живет во мне Христос (Гал.2:20). «Душа священника должна со всех сторон блистать красотою, дабы она могла и радовать и просвещать души взирающих на него». «Он должен охранять душу свою от всякой нечистоты и соблюдать неповрежденную духовную красоту» (Там же).

Но это требование от пастыря так явно и очевидно, что нет нужды долго останавливаться на нем. Поговорим о иных свойствах пастыря, какими дополняется сила, влияние христиански настроенной души.

Задача пастыря – врачевание душ. Но чтобы врачевать души, нужно знать их болезнь. Посему пастырь должен изучить своих пасомых, их болезни и нужды. Он должен знать каждую душу, так как иначе он будет врачевать не по болезни. Дело врачевания – трудное дело. Есть два рода пастырей, которых хвалят сыны человеческие. Одни умеют ладить со всеми, со всеми в мире. По-видимому, это истинные миротворцы. Но когда присматриваешься к жизни прихода, то спрашиваешь себя с недоумением: не лжепророк ли этот священник вроде тех лжепророков Израиля, которые говорили «мир, мир», а мира нет. Многое есть в приходе, что должно бы вызвать работу пастыря-пророка, иногда обличителя, иногда устроителя, и этой работы нет. Пастырь, видно, ищет мира и тишины за счет дела устроения прихода и душ чад своих.

В другом месте пастыря называют ревностным слугой Божиим, обличителем, Нафаном, не зрящим на лица и звания. Но, к удивлению, и здесь в приходе не множится порядок и жизнь христианская, а, наоборот, уменьшается, смущается раздорами и распрями. Почему это?

А потому, что для того, чтобы священник имел истинное благостное влияние на приход, ему нужна не одна пастырская дерзновенность, но и мудрость, не одно миролюбие, но и любовь к совершенствованию чад своих.

Священник должен быть мудр. Внимательно со всех сторон наблюдает он состояние души своих пасомых с разнообразными свойствами их личности и различными состояниями их духовной жизни, требующими от священника тщательности. И врачевание должно сообразоваться с расположением грешников. Осторожно и умело пастырь пользуется теми немногими средствами, которые имеет он в своем распоряжении. По представлению Григория Великого, тот из пастырей враг Искупителя, кто домогается не столько заслужить любовь Его или исполнить свой долг, сколько восхитить у пасомых привязанность и расположение к себе. Не может быть и истинным другом и отцом для своих пасомых, отвечающих своему званию, тот слабый пастырь, который, «опасаясь потерять у своих подчиненных расположение к себе, не предпринимает никаких мер к исправлению нравственных недостатков, замечаемых в них, а иногда даже позволяет себе лестью и угодничеством потворствовать тому, что надлежало бы ему порицать и осуждать. К таким пастырям можно отнести следующие слова пророка: «Горе сшивающим возглавийцы под всякий локоть руки, и сотворяющим покрывала над всякую главу всякого возраста, еже развратити души» (Иез.13:17). Он может быть смел в обличении, истинным свидетелем истины. Посмотрите на Предтечу Иоанна. Разве Иоанн Креститель изобличал бесчинства при дворе Ирода в проповеди, пользуясь неясными общими намеками? Тогда, быть может, ему простили бы, сказали бы: «Пророк говорил, как подобает говорить пророку, он исполнил свою обязанность». И, без сомнения, не стали бы больше тревожиться. Но что смущало, беспокоило, раздражало, и чего не могли простить, так это слов Иоанна, которые он говорил Ироду прямо в лицо, без всяких ораторских предосторожностей, как некогда Нафан говорил Давиду: «Этот человек -ты». Он говорил истину, не боясь даже смерти, не думал о том, понравится или не понравится его речь, – такой и должна быть речь пастыря. Но, не заботясь о том, понравится речь или нет, нужно думать и много думать, полезна ли будет речь...

«Смелость пастыря должна быть соединена с осторожностью. Не для всех одинаково должно быть пастырское слово. Для иных, – говорит святой Григорий Богослов в своем известном слове о священстве, или в апологии своего бегства, – нужен бич, а для других узда; ибо одни ленивы и неудобоподвижны к добру, и таких должно возбуждать ударами слова; другие сверх меры горячи духом и неудержимы в стремлениях, подобно молодым, сильным коням, бегущим далее цели, и таких может исправить обуздывающее и сдерживающее слово... Одних исправляет увещание, других – выговор, и последний или по всенародном обличении, или по тайном вразумлении. Ибо одни привыкли пренебрегать вразумлениями, сделанными наедине, но приходят в чувство, если укорят их при многих; другие же при гласности обличений теряют стыд, но их смиряет тайный выговор, и за такое снисхождение к себе воздают они благопокорностью. Иные, надмеваясь мыслью, что дела их тайны, о чем они заботятся, считают себя умнее других, и в таких надобно тщательно наблюдать все, даже самые маловажные поступки; а в других лучше иного не замечать и, как говорится, видя не видеть, слыша не слышать, чтобы, подавив их ревностью обличений, не возбудить к упорству и напоследок не сделать дерзновенными на все, истребив в них стыд, – сие средство ко внушению способности» (Свт. Григорий Богослов. Собрание творений в 2-х т. Св-Троицкая Сергиева лавра, 1994. Т. 1. С. 34–35 – Ред.). Согласно с этим, особенную разборчивость в обличениях советует соблюдать пастырю другой св. Григорий, папа Римский, именуемый Великим и Двоесловом. «Поэтому, когда мы заметим после обличения, что поразили слушателей своих через меру, более надлежащего, тотчас должны с сознанием прибегнуть к покаянию и со слезами просить у Господа прощения в том, что от неосмотрительной ревности по Его святом законе согрешили, прося иногда извинения и у тех, кого этим, может быть, обидели».

Но более всего нужно бояться того, чтобы к обличению не примешивалось личное чувство, личное раздражение. Малейший признак того, что в своих отношениях к прихожанину священник руководится чувством личной обиды и что в его обличение примешивается признак того, что сюда вмешивается нечистое побуждение личного самолюбия, изменяет действие обличительного слова: отшатнется и закроется впечатлительная душа от такого обличения и будет видеть в нем не столько вразумление, сколько обиду для себя; вместо теплого умиления оно может вызвать в обличаемом недовольство, злобу и гнев против обличителя.

Согласно ли с духом Евангелия вмешательство пастыря в чужие распри и ссоры? И требуется ли то прямым его долгом? Нередко на этот вопрос отвечают отрицательно. Ссылаются на слова Господа Иисуса Христа, Который отклонил просьбу, обращенную к Нему одним из народа: «Учителю, рцы брату моему разделити со мною достояние. Он же рече ему: Человече, кто Мя постави судию или делителя над вами?» (Лк.12:13–14). Если Господь отстранился от участия в решении тяжбы между братьями, когда Его призывал к этому один из них, то могут ли и должны ли вмешиваться в подобные дела, не входя в противоречие с духом Его наставлений, те, кому Он вручил быть продолжателями Его служения на земле? Нет, слова эти не имеют того смысла, какой в них хотят вложить. Священник не может вмешиваться в дела мирские как власть, как судья, но может и должен войти в споры и распри своих как миротворец, как врач. Священник – врач, он должен навещать всякую больную семью, он должен, как врач, заходить к своим и тогда, когда он не знает, есть ли там больные. Всяким случаем и поводом обязан он пользоваться, чтобы «прослушать» вверенных его врачеванию и дать добрый совет. В особенности он должен пользоваться временами своих служебных посещений, например в праздники для треб. Часто священник после требы остается для трапезы. Нужно пользоваться этим временем для лечения недугов семьи, если они ему ведомы, или для предупреждающей доброй беседы. «Не грешно разделять трапезу любви, когда предлагает ее любовь прихожанина, если это позволяет время», – говорит один писатель. Но вот это-то время не должно бы пропадать совершенно даром, если священник хочет отвечать своему призванию. Не в бражничестве, не в пустых беседах, не в каком-либо балагурстве должно проявляться это общение любви пастыря с пасомыми. Пастырь Церкви никогда не должен забывать, что он пастырь, особенно когда он приходит в дом прихожанина по вызову церковного обычая и для совершения церковной требы, хотя бы он после совершения этой требы принимал участие и в простой трапезе. Сознание этого должно давать тон и направление его беседе и всему его поведению. Чем ближе его общение с прихожанами при этой трапезе, тем сердечнее и внушительнее может быть его беседа.

Высшая цель пастырства – духовная, спасение людей во Христе при помощи богодарованных Церкви средств. Следовательно, забота о душе, о духовном и небесном должна всегда стоять на первом месте пастырской деятельности.

Но человек есть существо психофизическое, состоящее из души и тела. Каждый по собственному опыту знает, какая тесная связь существует между этими половинами человеческой природы: одна влияет на другую, и сама в своем развитии зависит от другой. Если дух господствует над телом, то, с другой стороны, и состояния тела не безразличны для духа. Однако эта сторона часто очень низко оценивается в пастырском деле. Опекая лишь душу пасомых, пастыри недостаточно обращают внимание на их тело, на их материальное благополучие. Пастырская энергия, ограничиваясь лишь сферой духовных интересов и духовных средств воздействия, часто становится односторонней и потому мало продуктивной по результатам. Христос Спаситель, томимый голодом после сорокадневного поста в пустыне, на коварное предложение диавола обратить камни в хлебы ответил: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4:4). Но Он же Сам потом, снисходя к нуждам своих слушателей, чудесным образом насытил их двукратно в пустыне; напитав их душу духовной пищей, не забыл и тело. Этот пример Христа Спасителя должен иметь законоположительное значение и для пастырей, указывая им, кроме непосредственного духовного воздействия на паству, еще и другой путь – воздействие на дух чрез посредство тела. На этом основании заботы пастыря о земном, о материальном благополучии пасомых не унижают высокого достоинства пастырства, не отклоняют пастырской деятельности от ее высокого и святого предназначения, а лишь расширяют сферу и умножают средства пастырского воздействия. Весьма поучителен в этом отношении пример наших монастырей: исполняя свое назначение – жить в Боге и для Бога, они свои великие духовные силы и дарования проявляли не только в области внутренней – в подвижничестве и в религиозно-нравственном самосовершенствовании, но и в области внешней – хозяйственно-экономической, чем и объясняется их общепризнанное великое культурно-просветительное и историческое значение в судьбах нашего отечества.

В сфере материальных отношений наша эпоха стоит под знаком экономизма, характеризующегося необычайным развитием капиталистической культуры, с одной стороны, и не менее быстрым обеднением широких народных масс – с другой. Вопрос о богатстве и бедности близко затрагивает и волнует все классы общества, и экономическая проблема стоит в центре понимания современного человека. Никогда еще вопрос о хлебе насущном не ставился с такой остротой, как в наше время, когда громадному большинству людей нужно напрягать до крайности все силы, чтобы не умереть с голоду. Здесь именно в значительной степени лежит причина нравственного упадка и огрубения нашего народа, о чем так красноречиво говорит сама жизнь. Поэтому нравственное оздоровление народа возможно прежде всего при условии устранения нищеты и обеспечения ему необходимого материального достатка. Лучшие люди, государственные и общественные учреждения давно уже сознали это и энергично вступили на борьбу с народным обнищанием – учреждаются кассы взаимопомощи, кредитные товарищества и различные организации кооперативного характера, удешевляются орудия земледельческого труда, популяризуются знания техники и различных производств и культуры земли и т.п. Ошибочно думать, что вся эта материально-техническая сторона жизни лишена высокого идейного характера и потому должна быть чуждой людям, призванным заботиться лишь о духовном удовлетворении и духовных интересах своих ближних. Пастырь, по примеру апостола, должен быть "всем вся» (1Кор.9:22); следовательно, во имя высоких этических задач своего служения, он и в сфере материальных отношений должен проявлять свою пастырскую энергию и заботливость. Этим, в силу современных условий жизни, он может сделать свою пастырскую деятельность более продуктивной и содействовать духовному благу своей паствы не менее, чем чрез словесное, хотя и одушевленное, поучение и наставление.

Пастырь ближе всех стоит к народу, ему лучше всех ведомы его нужды. К кому, как не к своему батюшке, естественнее всего обратиться прихожанину за разъяснением, советом, указанием, помощью, тем более что в глухой деревне зачастую священник является единственным представителем образованности во всех ее видах. Прихожанин ждет от своего пастыря не только слова спасения, но и хлеба или содействия в его получении. На этом пути создаются и крепнут тесные отношения и связь прихожан со своим духовным руководителем, вырастает в их глазах его авторитет и значение, а через это расчищается и удобряется почва для благотворного пастырского воздействия.

Заботясь о душах прихожан, священник, если он хочет приобрести влияние на приход и его уважение, обязан думать и об их телесных нуждах, говорит св. Григорий Двоеслов в своем правиле пастырском. «Нельзя одобрить тех пастырей, которые посвящают свои занятия исключительно одним духовным предметам, так что внешние нужды паствы для них как бы не существуют. Следствие этого бывает то, что пасомые, не видя в них сочувствия к своим нуждам, остаются, в свою очередь, равнодушны и к ним, пренебрегая большею частью их пастырскими наставлениями... Выслушивая из уст их обличения своего невежества и своих поступков, но не видя сочувственного сострадания к своим немощам и нуждам настоящей жизни, они неохотно слушают их духовные беседы, а еще менее выполняют то, что им внушается в них... Поэтому пастырям необходимо заботиться и о невинных средствах к процветанию внешнего благосостояния членов своих паств, если для них вожделенно, чтобы и внутреннее их благочестие тем более процветало». Тем более необходимо живое соучастие в делах прихода в наши дни, когда мир, народ не хочет видеть в священнике только требоисправителя, но руководителя по всем сторонам жизни.

Первое дело священника, конечно, руководство организацией в приходе благотворительного дела. В древней Церкви для дела благотворения была учреждена даже особая степень диаконов, которые для того, главным образом, и поставлялись в Церкви. Они должны были принимать заявления со стороны ищущих пособия, сами разведывать, кто где нуждается в какой помощи, сообщать об этом представителю Церкви и потом передавать церковное пособие тем, кому, по соображению нужд, предстоятель церковный найдет возможным помочь из церковных средств. Когда открывались какие-либо чрезвычайные бедствия, вроде голода, моровой язвы, нашествия варваров и пленения многих из граждан, и не доставало средств, собираемых в церковную сокровищницу, для удовлетворения вопиющим нуждам и для облегчения участи страдальцев, тогда ревностные из пастырей по побуждению сострадательной любви употребляли прямое достояние церковное, продавали золотые и драгоценные сосуды, нужные для отправления богослужения, и на вырученные отсюда деньги старались облегчить бедствия, каким в тяжелую годину подпали члены христианской общины. Так св. Василием Великим устроена была в Кесарии Каппадокийской больница, названная по имени устроителя Василиадою; в эту больницу принимались люди, подверженные какой-либо тяжкой болезни, например зараженные проказой, в ней св. Григорий Богослов говорил свое замечательное слово о любви к бедным в 373 году. Такую же больницу устроил в Константинополе другой великий святитель – св. Иоанн Златоуст. Позднее и даже теперь в греческом приходе и у нас в старом русском богадельня (дом для бедных) была необходимой принадлежностью прихода. Теперь, по обстоятельствам жизни, участие священника может быть разнообразнее и шире. И эта дорога обязательна для пастыря, потому что, как мы сказали, по св. Григорию, с этим связано и дело спасения душ. Но в этой работе пастырь не должен выдвигать себя на первый план: он должен делать все трудом и советом всей своей паствы.

Пусть та или другая светлая мысль вышла не из моей головы, а из головы мирянина, пусть то или другое доброе святое дело принадлежит не моей инициативе, а инициативе моего доброго прихожанина, все равно -пастырь без гордости и упрямства обязан для славы имени Божия и для пользы Церкви воспользоваться тем и другим, потому что искание Царства Божия и правды его – обязанность всякого сына этого Царства, будь то пастырь или простой мирянин. А когда то или другое доброе стремление общества и прихода не находит сочувственного отклика в душе пастыря, этот последний не только перестает пользоваться вниманием и уважением общества, он роняет и самое дело Христово. Ведь если Сам Господь всякому добру вспомоществует, то неужели ближайший служитель Его не призывается к тому же самому? Не обижаться, не завидовать и не упорствовать должен пастырь Церкви, когда видит, что мирянин лучше его делает дело христианской любви и знания; напротив, как истинный отец, он должен радоваться этому и всячески стараться привлекать к делу Церкви как можно большее число мирян-работников. К этому обязывает самая идея Церкви как Тела Христова, а ведь по этой идее Церковь состоит не из одних клириков, но и из мирян.

В общей работе – гарантия того, что приход не станет противодействовать пастырю, будет уважать его. Гарантия успеха – дело, над которым почиет благословение Господне.

Приход согласно уставу русской православной церкви 2000 г.

Приходу и приходскому управлению посвящена XI глава Устава. Статья «Настоятель», а также требования к кандидату священства, которые входят в XI гл., помещены в разделах «Настоятель храма» и «Принятие священства».

XI. Приходы

1. Приходом является община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме.

Приход является каноническим подразделением Русской Православной Церкви, находится под начальственным наблюдением своего епархиального архиерея и под руководством поставленного им священника-настоятеля.

2. Приход образуется по добровольному согласию верующих граждан православного вероисповедания, достигших совершеннолетия, с благословения епархиального архиерея.

Для получения статуса юридического лица приход регистрируется государственными органами в порядке, определяемом законодательством страны нахождения прихода.

Границы приходов устанавливаются Епархиальным советом.

3. Приход приступает к своей деятельности после благословения епархиального архиерея.

4. Приход в своей гражданско-правовой деятельности обязан соблюдать канонические правила, внутренние установления Русской Православной Церкви и законодательство страны нахождения.

5. Приход в обязательном порядке отчисляет через епархию средства на общецерковные нужды в размере, установленном Священным Синодом, и на епархиальные нужды в порядке и размерах, установленных органами епархиальной власти.

6. Приход в своей религиозной, административно-финансовой и хозяйственной деятельности подчинен и подотчетен епархиальному архиерею. Приход исполняет решения Епархиального собрания и Епархиального совета и распоряжения епархиального архиерея.

7. В случае выделения какой-либо части или выхода всех членов Приходского собрания из состава прихода они не могут заявлять никаких прав на приходское имущество и средства.

8. В случае принятия Приходским собранием решения о выходе из иерархической структуры и юрисдикции Русской Православной Церкви, приход лишается подтверждения о принадлежности к Русской Православной Церкви, что влечет прекращение деятельности прихода как религиозной организации Русской Православной Церкви и лишает его права на имущество, которое принадлежало приходу на правах собственности, пользования или на ином законном основании, а также права на использование в наименовании названия и символики Русской Православной Церкви.

9. Приходские храмы, молитвенные дома и часовни устрояются с благословения епархиальной власти и с соблюдением установленного законом порядка.

10. Органами приходского управления являются настоятель, Приходское собрание, Приходской совет и Ревизионная комиссия.

11. Братства и сестричества создаются прихожанами только с согласия настоятеля и по благословению епархиального архиерея. Братства и сестричества имеют целью привлечение прихожан к участию в заботах и трудах по поддержанию храмов в надлежащем состоянии, к благотворительности, милосердию, религиозно-нравственному просвещению и воспитанию. Братства и сестричества при приходах состоят под начальственным наблюдением настоятеля. В исключительных случаях устав братства или сестричества, утвержденный епархиальным архиереем, может быть представлен для государственной регистрации.

12. Братства и сестричества приступают к своей деятельности после благословения епархиального архиерея.

13. При осуществлении своей деятельности братства и сестричества руководствуются настоящим Уставом, постановлениями Поместных и Архиерейских Соборов, Определениями Священного Синода, Указами Патриарха Московского и всея Руси, решениями епархиального архиерея и настоятеля прихода, а также гражданскими Уставами Русской Православной Церкви, епархии, прихода, при которых они созданы, и своим собственным уставом, если братства и сестричества зарегистрированы в качестве юридического лица.

14. Братства и сестричества отчисляют через приходы средства на общецерковные нужды в размерах, установленных Священным Синодом, на епархиальные и приходские нужды в порядке и размере, установленными органами епархиальной власти и настоятелями приходов.

15. Братства и сестричества в своей религиозной, административно-финансовой и хозяйственной деятельности через настоятелей приходов подчинены и подотчетны епархиальным архиереям. Братства и сестричества исполняют решения епархиальной власти и настоятелей приходов.

16. В случае выделения какой-либо части или выхода всех членов братства и сестричества из их состава, они не могут заявлять никаких прав на братское и сестрическое имущество и средства.

17. В случае принятия Общим собранием братства и сестричества решения о выходе из иерархической структуры и юрисдикции Русской Православной Церкви, братства и сестричества лишаются подтверждения о принадлежности к Русской Православной Церкви, что влечет прекращение деятельности братства и сестричества как религиозной организации Русской Православной Церкви и лишает их права на имущество, которое принадлежало братству или сестричеству на правах собственности, пользования или на иных законных основаниях, а также права на использование в наименовании названия и символики Русской Православной Церкви.

[...]

2. Причт

22. Причт прихода определяется в следующем составе: священник, диакон и псаломщик Число членов причта может быть увеличено или сокращено епархиальной властью по просьбе прихода и в соответствии с его нуждами. Во всяком случае, причт должен состоять не менее, чем из двух лиц,– священника и псаломщика.

Примечание: должность псаломщика может быть замещена лицом в священном сане.

23. Избрание и назначение священно– и церковнослужителей принадлежит епархиальному архиерею.

24. Чтобы быть рукоположенным во диакона или священника необходимо:

а) быть членом Русской Православной Церкви;

б) быть совершеннолетним;

в) иметь необходимые нравственные качества;

г) иметь достаточную богословскую подготовку;

д) иметь свидетельство духовника об отсутствии канонических препятствий к рукоположению;

е) не состоять под церковным или гражданским судом;

ж) принять церковную присягу.

25. Члены причта могут быть перемещаемы и увольняемы от своих мест епархиальным архиереем по личному прошению, по церковному суду или по церковной целесообразности.

26. Обязанности членов причта определяются канонами и распоряжениями епархиального архиерея или настоятеля.

27. Причт прихода ответственен за духовно-нравственное состояние прихода и за выполнение своего богослужебного и пастырского долга.

28. Члены причта не могут покидать приход без разрешения церковной власти, получаемого в установленном порядке.

29. Священнослужитель может принять участие в совершении богослужения в другом приходе с согласия епархиального архиерея той епархии, в которой данный приход находится, или с согласия благочинного или настоятеля при наличии удостоверения, подтверждающего каноническую правоспособность.

30. В соответствии с 13-м правилом IV Вселенского Собора священнослужители могут быть приняты в другую епархию только при наличии отпускной грамоты епархиального архиерея.

3. Прихожане

31. Прихожанами являются лица православного исповедания, сохраняющие живую связь со своим приходом.

32. Каждый прихожанин имеет своей обязанностью участвовать в богослужении, регулярно исповедоваться и причащаться, соблюдать каноны и церковные предписания, совершать дела веры, стремиться к религиозно-нравственному совершенствованию и содействовать благосостоянию прихода.

33. На обязанности прихожан лежит забота о материальном содержании причта и храма.

4. Приходское собрание

34. Высшим органом управления прихода является Приходское собрание, возглавляемое настоятелем прихода, который по должности состоит председателем Приходского собрания.

В состав Приходского собрания входят священнослужители прихода, его учредители, а также прихожане, регулярно участвующие в литургической жизни прихода, достойные по своей приверженности Православию, нравственному облику и жизненному опыту участвовать в решении приходских дел, достигшие 18-летнего возраста и не состоящие под запрещением, а также под церковным или светским судом.

35. Прием в члены Приходского собрания и выход из него осуществляется на основании прошения (заявления) решением Приходского собрания. В случае признания члена Приходского собрания не соответствующим занимаемому им положению, он может быть выведен из Приходского собрания решением Приходского собрания.

При отступлении членов Приходского собрания от канонов и установлений Русской Православной Церкви состав Приходского собрания по решению епархиального архиерея может быть изменен частично либо полностью.

36. Приходское собрание созывается настоятелем или, по распоряжению епархиального архиерея, благочинным, или иным полномочным представителем епархиального архиерея не реже одного раза в год.

Приходские собрания, посвященные избранию и переизбранию членов Приходского совета, проводятся с участием благочинного или иного представителя епархиального архиерея.

37. Собрание проводится в соответствии с повесткой дня, представляемой председателем.

38. Председатель руководит заседаниями в соответствии с принятым регламентом.

39. Приходское собрание правомочно принимать решения при участии в нем не менее половины членов. Постановления Приходского собрания принимаются голосованием простым большинством, при равенстве голосов преимущество имеет голос председателя.

40. Приходское собрание избирает из числа своих членов секретаря, ответственного за составление протокола заседания.

41. Протокол Приходского собрания подписывают председатель, секретарь и пять избранных членов Приходского собрания. Протоколы Приходского собрания утверждаются епархиальным архиереем, после чего принятые решения вступают в силу.

42. Решения Приходского собрания могут быть оглашены прихожанам в храме. 43. В обязанности Приходского собрания входит

а) сохранение внутреннего единства прихода и содействие его духовно-нравственному возрастанию;

б) принятие гражданского Устава прихода, изменений и дополнений к нему, которые утверждаются епархиальным архиереем и вступают в силу с момента государственной регистрации;

в) принятие и исключение членов Приходского собрания;

г) представление на утверждение епархиального архиерея кандидатуры председателя Приходского совета – церковного старосты;

д) избрание Приходского совета и Ревизионной комиссии;

е) планирование финансово-хозяйственной деятельности прихода;

ж) обеспечение сохранности церковного имущества и забота о его приумножении;

з) принятие планов расходов, включая размеры отчислений на благотворительность и религиозно-просветительные цели, и представление их на утверждение епархиального архиерея;

и) одобрение планов и рассмотрение проектно-сметной документации на строительство и ремонт церковных зданий;

к) рассмотрение и представление на утверждение епархиального архиерея финансовых и прочих отчетов Приходского совета и докладов Ревизионной комиссии;

л) утверждение штатного расписания и определение содержания членам причта и Приходского совета;

м) определение порядка распоряжения имуществом прихода на условиях, определяемых настоящим Уставом, Уставом Русской Православной Церкви (гражданским), Уставом епархии, Уставом прихода, а также действующим законодательством;

н) забота о наличии всего необходимого для канонического отправления богослужения;

о) забота о состоянии церковного пения;

п) возбуждение приходских ходатайств перед епархиальным архиереем и гражданской властью;

р) рассмотрение жалоб на членов Приходского совета, Ревизионной комиссии и представление их Епархиальному управлению.

5. Приходской совет

44. Приходской совет является исполнительным и распорядительным органом Приходского собрания и подотчетен настоятелю и Приходскому собранию.

45. Приходской совет состоит из председателя – церковного старосты, его помощника и казначея. Состав Приходского совета избирается из числа членов Приходского собрания сроком на три года без ограничения числа переизбраний. Епархиальный архиерей утверждает избрание председателя Приходского совета либо назначает на эту должность своим Указом настоятеля или другое лицо с введением его в состав Приходского собрания.

Епархиальный архиерей имеет право отстранить от работы члена Приходского совета, если таковой нарушает каноны, положения настоящего Устава или гражданского Устава прихода.

46. В период между заседаниями Приходского собрания Приходской совет:

а) осуществляет решения Приходского собрания;

б) представляет на рассмотрение и утверждение Приходского собрания планы хозяйственной деятельности, годовые планы расходов и финансовые отчеты;

в) отвечает за сохранность и содержание в надлежащем порядке храмовых зданий, других сооружений, строений, помещений и прилегающих территорий, принадлежащих приходу земельных участков и всего имущества, находящегося в собственности или пользовании прихода, и ведет его учет;

г) приобретает потребное для прихода имущество, ведет инвентарные книги;

д) решает текущие хозяйственные вопросы;

е) распоряжается денежными средствами прихода с ведома и под контролем настоятеля и ведет их учет,

ж) обеспечивает приход необходимым имуществом;

з) предоставляет жилье членам причта прихода в тех случаях, когда они в нем нуждаются;

и) по согласованию с настоятелем и в соответствии со штатным расписанием принимает рабочих и служащих на работу;

к) заботится об охране и благолепии храма, о поддержании благочиния и порядка во время богослужений и крестных ходов;

л) осуществляет контакты с органами государственной власти, местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами;

м) заботится об обеспечении храма всем необходимым для благолепного совершения богослужений.

47. Члены Приходского совета могут быть выведены из состава Приходского совета решением Приходского собрания или распоряжением епархиального архиерея при наличии должных оснований.

48. Председатель Приходского совета – церковный староста, представляет Приходской совет в деловых, финансово-хозяйственных и административных вопросах, а также в суде; в необходимых случаях выдает доверенности.

Примечание: Приходское собрание имеет право в случае необходимости поручить любому своему полноправному члену ведение дел с гражданскими организациями, а также защиту интересов прихода в суде.

49. По благословению епархиального архиерея председателем Приходского совета может быть избран настоятель.

50. Все официально исходящие от прихода документы подписывают настоятель и председатель Приходского совета – церковный староста. В случае если председателем Приходского совета является настоятель, вторая подпись принадлежит казначею.

51. Банковские и другие финансовые документы подписывают председатель Приходского совета и казначей. В гражданских правоотношениях казначей исполняет обязанности главного бухгалтера. Казначей осуществляет учет и хранение денежных средств, пожертвований и других поступлений, составляет годовой финансовый отчет. Приход ведет бухгалтерскую отчетность.

52. В случае переизбрания Приходским собранием или изменения епархиальным архиереем состава Приходского совета, а также в случае переизбрания, отстранения епархиальным архиереем или смерти председателя Приходского совета, Приходское собрание образует комиссию из трех членов, которая составляет акт о наличии имущества и денежных средств. Приходской совет принимает материальные ценности на основании этого акта.

53. Обязанности помощника председателя Приходского совета определяются Приходским собранием.

54. В обязанности казначея входит учет и хранение денежных сумм и иных пожертвований, ведение приходно-расходных книг, совершение по указанию председателя Приходского совета финансовых операций в пределах бюджета и составление годового финансового отчета.

6. Ревизионная комиссия

55. Приходское собрание из числа своих членов избирает Ревизионную комиссию прихода, состоящую из председателя и двух членов, сроком на три года. Ревизионная комиссия подотчетна Приходскому собранию. Ревизионная комиссия проверяет финансово-хозяйственную деятельность прихода, сохранность и учет имущества, его использование по назначению, проводит ежегодную инвентаризацию, ревизует зачисление пожертвований и поступлений и расход денежных средств. Результаты проверок и соответствующие предложения Ревизионная комиссия представляет на рассмотрение Приходского собрания.

В случае выявления злоупотреблений Ревизионная комиссия немедленно информирует о том епархиальную власть.

56. Право ревизии финансовой и хозяйственной деятельности прихода и приходских учреждений принадлежит также епархиальному архиерею.

57. Члены Приходского совета и Ревизионной комиссии не могут состоять в близком родстве.

58. В обязанности Ревизионной комиссии входит:

а) регулярная ревизия, включающая проверку наличия денежных средств, законности и правильности произведенных расходов и ведения приходом расходных книг,

б) наблюдение за состоянием имущества;

в) ежегодная инвентаризация;

г) контроль за снятием кружек и пожертвованиями.

Ревизионная комиссия составляет акты о проведенных проверках и представляет их на очередное или чрезвычайное заседание Приходского собрания. При наличии злоупотреблений, нехватки имущества или денежных средств, а также при обнаружении ошибок в ведении и оформлении финансовых операций Приходское собрание принимает соответствующее решение. Оно имеет право предъявить иск в суде, предварительно получив на то согласие епархиального архиерея.


Источник: На приходе : [Практ. рук. для священника] / Священник Т.С. Тихомиров. - Москва : Православ. Свято-Тихон. Богосл. ин-т, 2002. - 614, [8] c. ISBN 5-7429-0122-4 (Изд. перераб. и доп. "На приходе : Священническая энциклопедия... / Тихомиров Т.С. - тип. Сытина, 1916. Т. 2. - 584, 3 с.)

Комментарии для сайта Cackle