прот. Николай Сахаров

Источник

Источники Богооткровенного Учения

Понятие о Священном Писании. Священные ветхозаветные книги. Канон ветхозаветных книг и книги неканонические

Богооткровенные истины сохраняются и распространяются двумя способами: посредством Священного Писания и Священного Предания.

Под именем Священного Писания разумеются книги, написанные, по вдохновению от Святого Духа, освященными от Бога людьми, которые называются пророками и апостолами. Собрание всех священных книг называется Библией. Одни книги написаны до Рождества Христова, другие после Р. X.; первые называются книгами Ветхого Завета, последние – книгами Нового Завета.

Ветхозаветных книг, если считать каждую книгу и отдельности. – 38; но обыкновенно соединяют несколько книг в одну и насчитывают двадцать две книги, удерживая счет древних евреев («вверена быша им (т. в. евреем) словеса Божия»; Рим. 3:2), которые считали свящ. книги по числу букв еврейского алфавита.. По содержанию ветхозаветные священные книги разделяются на четыре отдела: Законоположительные: 1) Бытия. 2) Исход, 3) Левит, 4) Числ, 5) Второзаконие; Исторические: 6) Иисуса. Навина, 7) Судей и Руфь, 8) Первая и вторая книги Царств, 9) Третья и четвертая Царств, 10) Первая и вторая книги Паралипоменон, 11) Книга Ездры и Неемии, 12) Есфирь; Учительные: 13) Иова, 14) Псалтирь, 15) Притчи Соломона, 16) Екклезиаст, его-же; 17) Песнь песней, его-же; Пророческие: 18) Исаии, 19) Иеремии, 20) Иезекииля, 21) Даниила, 22) Двенадцати малых пророков.

Книга Бытия повествует о сотворении мира и человека, о жизни прародителей в раю, об их грехопадении и наказании за грех, о всемирном потопе, об Аврааме, Исааке и Иакове и заканчивается повествованием о смерти Иосифа в Египте. В книге Исход рассказывается о состоянии евреев в Египте по смерти Иосифа, о рождении и воспитании Моисея, о выходе евреев из Египта, о чудесном переходе их через Чермное море, о путешествии их к горе Синай и о Синайском законодательстве. Оканчивается книга Исход историей построения и освящения скинии. Книга Левит содержит в себе изложение законов обрядовых и частью нравственных и гражданских. Книга Числ начинается перечислением еврейского народа после Синайского законодательства и содержит историю дальнейшего странствования евреев по пустыне. Второзаконие содержит повторение Моисеем некоторых важнейших законов.

Книга Иисуса Навина повествует о завоевании евреями и разделении земли Ханаанской. Книга Судей излагает историю еврейского народа от смерти Иисуса Навина до рождения Самуила; продолжения ее, – книга Руфь, содержит историю и Руфи-моавитянки, которая за свое благочестие удостоилась быть праматерью Давида и родоначальницей по плотя Иисуса Христа. Четыре книги Царств содержат историю еврейских царей. Книги Паралипоменон или Остатков составляют дополнение к истории царей иудейских. Книги Ездры и Неемии повествуют о возвращении иудеев из плена, построении второго храма и укреплении Иерусалима. Книга Есфирь содержит историю иудеянки Есфири, жены персидского царя Артаксеркса, которая своим благочестием и молитвою спасла иудейский народ от погибели.

Книга Иова излагает поучительную историю этого праведника, его искушения от диавола, его страдания и благословение Божие за терпеливое перенесение всех испытаний. В ярких чертах раскрывает и решает она труднейший вопрос о несоответствии между добродетелью и счастьем на земле. Псалтирь содержит 150 псалмов или духовных песней, написанных, большей частью, Давидом; она служит превосходным руководством к молитве; покаянию и прославлению Бога и содержит многие пророчества об Иисусе Христе; она особенно много и широко употребляется при Богослужении нашей Церкви и как прежде, так и теперь много читается благочестивыми христианами. Притчи Соломона – это краткие изречения премудрого царя, относящиеся к жизни и спасению души. Екклезиаст или Проповедник развивает ту мысль, что все радости и приобретения на свете суетны и что одно лишь истинное приобретете – благочестие и страх Божий. В Песни песней представляется таинственный союз Христа с Церковью под видом союза жениха с невестой.

В книге пророка Исаии содержатся пророчества о разрушении Иерусалима и храма, о плене Вавилонском и об освобождении иудеев из плена Киром, царем Персидским. О Спасителе предсказывается. что Он будет Богочеловек (7:14; 9:6–8), что Он родится от Девы (7:14), что перед Ним явится Предтеча – глас вопиющего в пустыне (40:3); что Он будет творить чудеса (35:4–7) и подвергнется страданиям за грехи людей (53 глава). В книге пророка Иеремии заключаются пророчества о наступающем плене Вавилонском; об Иисусе Христе предсказывается, что имя Его будет Господь (23:5–7), что Он будет производить суд и правду на земле (33:14–16), что Он даст людям новый закон, который будет написан не на скрижалях каменных, к на сердцах людей (31:31–35). В книге пророка Иезекииля, в таинственных видениях содержатся пророчества о возвращении иудеев из плена и о восстановлении Иерусалимского храма. Об Иисусе Христе предсказывается, что Он будет единый Пастырь, Который обновить сердца верующих в Него (34:22–29). Книга пророка Даниила содержит описание жизни Даниила и трех друзей его: Анании, Азарии и Мисаила, и некоторые важнейшие события из жизни царей Вавилонских, а также пророчества о четырех всемирных царствах и о вечном царстве Мессии, которое откроется по истечении семидесяти седьмин (490 лет) со времени указа, данного на имя Неемии Артарсерксом Лонгиманом. В двенадцати книгах пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захария и Малахии содержатся предсказания о судьбах народа иудейского и о Мессии.

Перечисленные 22 священные книги называются каноническими (от греческого слова канон, т. е. список или правило), так как они заключаются в списке священных книг и служат непреложным правилом или руководством для сохранения истинной веры и благочестия. Начало ветхозаветному канону положил пророк Моисей, который повелел написанную им книгу закона положить в скинии по правую сторону ковчега завета, чтобы она всегда служила свидетельством и руководством в истине (Втор. 31:26) и запретил прибавлять и убавлять что-либо из того, что Господь заповедал соблюдать (Втор. 4:2). Последующие священные писатели присоединяли к священным книгам Моисея книги, написанные ими по вдохновению Духа Святого (Нав. 24:26; 1Цар. 10:25). Окончательное образование ветхозаветного канона относится к половине 5 веха до Р. X. и приписывается священнику Ездре. – Неканонических книг семь: 1) Товита, 2) Иудифь, 3) Премудрости Соломона, 4) Премудрости Иисуса, сына Сирахова, .5) Пророка Варуха. 6) Вторая и третья книга Ездры, 7) Три книги Маккавейские. Эти книги появились на греческом, а не на еврейском языке и притом после образования ветхозаветного канона. Тем не менее они пользуются высоким уважением в Церкви и издревле (помещаются в кодексах (списках) Библии, наряду с книгами каноническими; а также на службах церковных они читаются наравне с книгами каноническими. Кроме этих книг, признаются неканоническими некоторые места в книге Есфирь и пророка Даниила, а также Послание пророка Иеремии к пленным иудеем в Вавилоне и молитва иудейского царя Манассии, приложенная ко второй книге Паралипоменон.

Новозаветные священные книги. Евангелия, их единство при характеристических особенностях каждого из них. Подлинность и достоверность Евангелий. Прочие новозаветные книги. Образование новозаветного канона. Православное учение о боговдохновенности книг Св. Писания. Доказательство и признаки боговдохновенности

Священных книг Нового Завета – 27. По содержании они так-же, как и ветхозаветные, могут быть разделены на законоположительные, исторические, учительные и пророческие. Законоположительные: четыре Евангелия – 1) от Матфея, 2) от Марка, 3) от Луки и 4) от Иоанна. Исторические: Деяния св. Апостолов. Учительные: Послания св. Апостолов. Пророческие: Апокалипсис (Откровение).

Евангелия, Их единство при характеристических особенностях каждого из них. – Евангелие – общее название для первых четырех книг новозаветной части Библии. Называются эти книги «евангелием» или благовестием, потому что в них излагается благая весть о жизни и учении Христа, явившегося для спасения человечества. Время происхождения евангелий не может быть определено с безусловною точностью, но должно быть отнесено ко второй половине первого века. Матфей, вероятно, написал свое евангелие около 50–60 гг., Марк и Лука – несколько лет спустя, но во всяком случае до разрушения Иерусалима, т. е. раньше 70 г., а Иоанн – в конце первого века, около 96 г. Евангелия написаны на греческом языке (первое евангелие написано было первоначально на еврейском, но, вероятно, самим же евангелистом Матфеем было переведено на греческий), – не на классическом греческом, а на так называемом александрийском, который в то время был наиболее распространен; знание этого языка считалось тогда необходимым для каждого сколько-нибудь образованного человека у всех народов, входивших в состав Римской империи, и, благодаря этому, с содержанием евангелия могли скоро ознакомиться разные племена, жившие от Атлантического океана до Евфрата и далее. Все четыре евангелия согласно повествуют о жизни и учении Спасителя, Его чудесах, крестных страданиях, смерти и погребении, о Его славном воскресении и вознесении на небо, и, дополняя и разъясняя друг друга, представляют собою единую, целую книгу, книгу жизни, не имеющую в своих частях ни малейшего противоречия или несогласия. Евангелисты писали то, что «слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки – о Слове жизни» (1Ин. 1:1). Но в зависимости от личных свойств того или другого писателя, а также от обстоятельств и условий, при которых были написаны евангелия, – каждое из них имеет свои характеристические особенности. 1) Писатель первого евангелия, Матфей, был один из 12-ти учеников Христовых. Он писал для верующих из иудеев – с целью утвердить их в вере, что Иисус Христос есть истинный Мессия, обещанный Аврааму и Давиду и предсказанный пророками, поэтому евангелие свое он начинает родословием Христа, в котором показывает происхождение Его от Давида к Авраама, и в дальнейшем повествовании отмечает исполнение на Нем ветхозаветных пророчеств и обетовании о Мессии. Вместе с тем он учить верующих духовному пониманию закона и пророков, обличая узкое земное понимание их в иудействе. Всех ссылок на Ветхий Завет у Матфея не менее 65: в 43 случаях делается буквальная выписка, а в остальных – лишь указание на общий смысл. Евангелие от Матфее состоит из 28 глав; начинается родословием Христа от Авраама и оканчивается прощальною беседою Спасителя с учениками перед вознесением. Особенно подробно излагаются: нагорная проповедь, первые притчи, наставления Апостолам при послании их на проповедь и эсхатологические (о загробной жизни) беседы. – 2) Второй евангелист, Марк, не был из числа 12-тя апостолов; он был сначала спутником апостола Павла и Варнавы в их первом благовестническом путешествии, а затем был сотрудником апостола Петра, под руководством которого он, вероятно, и написал евангелие; этим, вероятно, объясняется, между прочим, то, что он опускает в своем евангелии (8:29–33) похвальные слова Господа Петру, но сохраняет укоризну ему (смирение Ап. Петра); сам же он, по всей вероятности, был очевидцем лишь последних дней жизни Спасителя; в том юноше, который следовал за Христом, когда Он предан был иудеем, и о котором упоминается только у Марка (Мк. 14:51), древнее предание видит именно самого Марка. Из Рима, где он проповедовал вместе с ап. Петром, Марк направился в Александрию и был, по преданию, первым епископом этого города. Евангелие его писано для Римлян и вообще, для христиан из язычников: он неоднократно употребляет латинские термины (симулятор, претория, динарии), объясняет обычаи и установления иудеев, напр., обычай омывать руки (7:3; 15:42), объясняет еврейские слови и названия и т. д. (7:11; 12:42). Вместе, с тем он опускает в своем повествовании все то, что не имеет значения для христиан из язычников; в его евангелии Христос – не Мессия, а Сын Божий, Повелитель и Владыка вселенной; особенное внимание Марк останавливает на чудесах, как доказательствах божественного величия Господа-Искупителя. Евангелие Марка состоит из 16 глав, начинается явлением Иоанна крестителя и оканчивается отправлением апостолов на проповедь после вознесения Господа. – 3) Писатель третьего евангелия, св. Лука, по месту рождения был антиохиец сирийский, по роду занятий врач и живописец. Думают, что св. Лука был один из учеников, шедших в Эммаус (24:13 и след.); о себе он из скромности умалчивает, а называет только другого ученика, Клеопу. Со времени второго путешествия ап. Павла, Лука был почти неразлучным его спутником и помощником в деле проповеди. Написал он свое евангелие, как и Деяния св. Апостолов, для одного знатного римлянина, Феофила, жившего в Антиохии, причем он пользовался не только повествованиями очевидцев служения Господа, (разумеется, м. б., и Божия Матерь, о чем можно догадываться по обилию подробностей о рождении и детстве Иисуса Христа у Луки, сравнительно с другими евангелистами), но и некоторыми записями о жизни и учении Господа, уже появившимися к тому времени. Эти повествования и записи были подвергнуты им самим тщательному исследованию, и его евангелие отличается особенной точностью в определении времени и места событий и строгою последовательностью в расположении событий. «По содержанию своему евангелие от Луки носить на себе ясные следы влияния ап. Павла. Главная мысль евангелия – та, что Иисус Христос пришел на землю не только для иудеев, но и для язычников, и есть Спаситель всего мира. Поэтому и родословие Христа, доведено у Луки до Адама и оканчивается указанием, что Христос есть Сын Божий. Вместе с тем отмечается, что спасение даруется не по заслугам, но есть дело любви и человеколюбия Божия. Поэтому св. Лука по преимуществу избирает такие события в жизни Спасителя и такие притчи Его, в которых видна любовь Божия к кающимся грешникам (напр., об овце заблудшей, о милосердном самарянине, о мытаре и фарисее и пр.). Евангелие от Луки состоит из 24 глав; начинается повествованием о священнике Захарии, отце Иоанна Предтечи, и оканчивается повествованием о вознесении Христа на небо. – 4) Четвертое евангелие написано в Ефесе возлюбленным учеником Иисуса Христа, Иоанном, который по высоте своего учения о Боге-Слове получил название «Богослова». По преданию, христиане города Ефеса просили Иоанна, как одного из ближайших свидетелей и очевидцев служения Христова, описать им земную жизнь Христа Спасителя и принесли ему три первых евангелия. Иоанн подтвердил истинность этих евангелий, но нашел, что многое необходимо дополнить, и особенно необходимо говорить о Божестве Христа, так как иначе люди с течением временя начнут думать о Нем лишь потому, каким Он являлся в земной жизни. Евангелие Иоанна начинается, поэтому, с изложения не человеческой стороны в жизни Христа, а именно Божественной, – с указаний на то, что воплотившийся Христос есть Предвечный Единородный Сын Божий, то Слово («Логос»), через Которое произошло все существующее. Четвертое евангелие, в отличие от первых трех, издревле называли духовным, так как в нем преимущественно содержатся возвышенные беседы Господа о Самом Себе и о глубочайших таинствах: Троицы, искупления, причащения (беседы с Никодимом, с самарянкой, прощальная беседа, первосвященническая молитва и пр.). Оно состоит из 21 главы, и заканчивается утверждением самого автора, что «свидетельство его истинно».

Таким образом, каждое евангелие имеет свои особенности в зависимости от условий своего происхождения и личных свойств писателя. Но вместе с тем все они проникнуты внутренним единством и раскрывают одну главную идею, – о совершенном Божестве и совершенном человечестве Господа Искупителя. Древние христианские писатели сравнивали четвероевангелие с рекой, которая, выходя из Эдема для орошения насажденного Богом рая, разделялась на четыре реки, протекавшие по странам, изобиловавшим всякими богатствами. Еще более обычным символом для четырех евангелий была таинственная колесница, которую пророк Иезекииль видел при реке Ховаре (1:5–245) и которая состоит из четырех существ, напоминающих собою человека, льва, тельца и орла. Св. Матфею усвоили символ человека, так как он выдвигает особенно человеческий и мессианский характер Христа; св. Марку – льва, так как он изображает всемогущество и царское величие Христа; св. Луке – тельца или вола, так как третий евангелист говорит о первосвященническом служении Христа (а к этому служению принадлежало жертвоприношение тельцов); св. Иоанну – орла, так как четвертое евангелие и по содержанию, и по слогу отличается особенно возвышенным характером. Четвертое евангелие вообще выделяется среди других евангелий, будучи составлено значительно позднее и с особой тенденцией (главным образом, против еретика Керинфа); первые три евангелия близко стоят одно к другому и потому называются синоптическими.

Подлинность и достоверность евангелий. Было время, когда т. наз. отрицательная критика пыталась доказать, что евангелия не подлинны, т. е. не принадлежат тем лицам, имена которых они носят, а написаны несравненно позднее. Делалось это для того, чтобы показать, что писателями евангелий были не очевидцы, а лица, писавшие по слухам через большой промежуток времени, после описанных событий, – и через то подорвать доверие к свящ. книгам. Но теперь, благодаря развитию науки, попытки эти оказались несостоятельными. За подлинность евангелий говорит, прежде всего, само содержание их: они писались в известной обстановке, которая имела место лишь в точно определенный период: для синоптиков – пятидесятые, шестидесятые годы 1-го века, ранее 70-го г., т. е. времени восстания Иудеи и падения Иерусалима, для Иоанна. – конец 1-го века. Затем – многочисленные свидетельства древних писателей, частью христианских, частью еретических, частью языческих, которые все или упоминают об евангелиях в своих сочинениях, – нередко с наименованием самих евангелистов, – или даже приводят из них целые выдержки.

Деяния св. Апостолов. Книга (28 глав) написана евангелистом Лукой и является естественным продолжением четвероевангелия. В первой половине книга описывается вознесение Иисуса Христа, избрание 12-го Апостола, сошествие Св. Духа на Апостолов, жизнь первых христиан и труды Апостолов до исшествия их из Иерусалима (1–12 и 15 гл.): во второй половине излагаются, гл. обр., подвиги св. Павла до двухлетнего пребывания его в Риме (13–14, 16–28 гл.).

Послания Апостольские. Всего 21 послание; из них 7 «соборных», т. е. окружных, назначенных для всей Церкви: одно Ап. Иакова, два Ап. Петра, три Ап. Иоанна и одно Ап. Иуды; и 14 посланий Ап. Павла: к Римлянам, к Коринфянам два, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, к Солунянам два, к Тимофею два, к Титу, к Филимону и к Евреем.

В своих посланиях Апостолы разъясняют истинное учение христианское, предостерегают от лжеучителей, убеждают вести христианскую жизнь и избегать пороков, разрешают возникавшие сомнения, расхождения и соблазны, утешают в печалях и страданиях и призывают к молитве.

Апокалипсис содержит в себе откровение, бывшее Ап. Иоанну Богослову, в ряде символических видений, во время ссылки его на острове Патмосе. В нем изображаются будущие таинственные судьбы Церкви Христовой, поход против нее злой силы, действия антихриста и открытие славного царства Христа.

Образование новозаветного канона. – Двадцать семь книг Нового завета, составляющие новозаветный канон, представляют собою полный сборник апостольских писаний. Притом глубочайшем уважении, с каким Церковь всегда относилась к апостольским писаниям, при той тщательнейшей заботе, какую она неизменно прилагала об их сохранении, решительно нельзя допустить, чтобы могли исчезнуть бесследно некоторые апостольские произведения; и науке по удалось до сих пор открыть ни одного нового документа, который мог бы с некоторым основанием претендовать на апостольское происхождение. С другой стороны, нельзя думать, чтобы Церковь могла включить в канон книгу, не имеющую апостольского авторитета: Церковь имела полную возможность путем исторического и догматического анализа установить происхождение той или иной книги от апостолов. Правда, канон новозаветных книг установлен Церковью не сразу, а лишь постепенно, в течение первых трех веков; но это вполне естественно: во первых, все 27 книг не могли распространиться сразу и повсеместно, некоторые книги по разным причинам были долго вовсе неизвестны в отдельных церквах; во вторых, отцы и учители Церкви с величайшей осторожностью относились к признанию за той или другой книгой апостольского происхождения; некоторые книги долго оставались спорными в отдельных церквах (послание Иакова, 2-ое послание Петра, 2-ое и 3-е послания Иоанна и послание Иуды) и только общим голосом Церкви были признаны каноническими, другие, признаваемые частными лицами или церквами за канонические, (напр., Апокалипсис Петра, послание Климента Римского, послание Варнавы, Пастырь Ерма, Учение Апостолов), не были допущены Церковью в состав канона. В полном своем составе новозаветные священные книги (равно как и ветхозаветные) перечисляются у Св. Афанасия Великого, Св. Кирилла Иерусалимского и у других отцов 4-го века и в правилах Лаодикийского и Карфагенского соборов.

Кроме признанных Церковью книг Свящ. Писания, существуют еще книги «апокрифические», т. е. выдаваемые за творения боговдохновенных писателей, но не имеющие права на это и не внесенные в библейский канон. Некоторые из них заключают в себе явно лживые, еретические мысли, другие – наивные, невежественные вымыслы. Как и Св. Писание, апокрифы делятся на ветхозав. и новозаветные. Апокрифических евангелий насчитывают до 50; некоторые дошли до нас в целом виде, другие лишь в отрывках.

Православное учение о боговдохновенности книг Св. Писания. –Книги Св. Писания как Нового Завета, так и Ветхого называются боговдохновенными. «Все писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим., 3:16). Как иудеи, так и христиане всегда верили, что авторы этих книг писали их мод руководством и наитием Св. Духа. «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой», пишет Ап. Петр: «но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет. 1:21). Об Апостолах говорится, что они «благовествовали Духом Святым, посланным с небес» (1Пет. 1:12). Но, вдохновляя священных писателей, сообщая им как мысль, так и слово, Дух Святой не стеснял их собственного ума и характера. Дух человеческий не подавлялся, а возвышался над своими обыкновенными границами. Боговдохновенность есть гармоническое соединение и внутреннее взаимодействие двух сил: Божественной и человеческой. Поэтому, представляя собою единое целое, единую великую истину, писания пророков и апостолов различаются между собою построением речи, слогом, некоторыми особенными выражениями, свойственными тому или другому писателю.

Римские католики ограничивают боговдохновенность священных книг общим содержанием или общей мыслью их, но не признают ее в частностях, а еще менее – в отдельных выражениях и словах. Такое понятие о боговдохновенности создалось, главным образом, потому, что нововведения, допущенные в римско-католической церкви, и все основы папской системы находились в противоречии с ясными местами Св. Писания; нужно было ослабить значение этих частных мест, слов и «выражений. Лютер в начале борьбы своей с папством возвысил значение Св. Писания, которым христианин должен поверять свои личные воззрения. Впрочем, так как и основы лютеранства не находили себе оправдания в Слове Божием, то Лютер позволял себе полную свободу в суждениях о книгах Св. Писания, давал предпочтение одной книге перед другой, даже некоторые из священных книг произвольно исключил из канона. Позднейшие протестанты усвоили рационалистический взгляд на Библию, то есть отвергли боговдохновенность книг, как Ветхого, так и Нового Завета, понимая вдохновение в смысле обыкновенного религиозного воодушевления.

Доказательство и признаки боговдохновенности. – В истине боговдохновенности священных книг убеждает, прежде всего, само содержание этих книг, необычайная для человеческого ума высота и чистота заключающегося в них учения веры и нравственности, в совершенной полноте и истине исчерпывающего все запросы человечества. Этими свойствами своими, а равно и истинными пророчествами и чудесами, содержащимися в Библии, эта священная книга сама представляет собою одно из величайших чудес и безмерно возвышается, как Книга книг над всеми без исключения писаниями человеческими. Ту же истину подтверждает нам и удивительное, единство и целостность свящ. книг, хотя написаны они разными авторами в разных местностях и в разное время, на протяжении более тысячи лет, причем, несмотря на все усилия отрицательной критики, не удалось найти в Библии никакого противоречия. (Понятно, поэтому, то почтение, благоговение, с которым люди всех времен, местностей и народов относились и относятся к этой книге: ни одна книга в мире не может даже приблизительно сравниться с нею по своей распространенности; Библия переведена на все языки и наречия и расходится по всему миру в миллионах и десятках миллионов экземпляров. Наконец, наиболее очевидным, осязательным признаком Божественного достоинства Библии является ее необычайная действенность, ее единственное по своему могуществу влияние на душу и жизнь человека: в ней неистощимый источник и назидания, и утешения. (Евр. 4:12). В житиях святых и в обыденной жизни немало примеров духовного перерождения и обращения человека на истинный путь под неотразимым действием Слова Божия (св. Иустин Философ, прп. Антоний Вел., блаж. Августин и др.). Великие мужи науки, замечательные поэты, художники, выдающиеся государственные деятели в благоговейном изумлении склоняются перед Библией, свидетельствуя об ее несравненном достоинстве. Бывали примеры. что люди брались за Библию с намерением опровергнуть содержащееся в ней учение, а оканчивали тем, что делались искренними почитателями ее. (Отзывы писателей и ученых о Библии см. проф. прот. Светлов «Религия и наука», стр. 118–122).

Понятие о Священном Предании. Его необходимость и действительность по учению Писания. Значение Св. Предания. Памятники Св. Предания. Взгляд протестантов и рационалистических сект на Св. Предание. Несостоятельность сего взгляда. Св. Писание и Св. Предание, как сокровище истин веры и непререкаемое правило благочестия. Православная Церковь, как истолковательница Св. Писания и как хранительница истинного Предания. Непогрешимость Церкви. Крайность в учении о сем у римско-католиков и протестантов

Необходимость и действительность Священного Предания по учению Писания. – Под именем Священного Предания разумеется Слово Божие, не записанное самими боговдохновенными писателями, а устно переданное Церкви и с тех пор в ней сохраняющееся. Св. Предание было древнейшим и первоначальным способом распространения Божественного Откровения. От Адама до Моисея не было священных книг, и первая книга Моисеева написана спустя более 4.000 лет после сотворения человека.8 Христианство распространялось сначала посредством устного слова. Сам Спаситель ничего не написал о Себе и о Своем учении, многие Апостолы не оставили после себя никаких писаний; другие-же, хотя и оставили писания, по изложили в них не все, что хотели (Ин. 21:25). Было множество происшествий в земной жизни Господа Иисуса Христа, о которых Апостолы не в состоянии были подробно записать, но о которых они, конечно, рассказывали своим последователям. Иисус Христос сорок дней по воскресении Своем учил Апостолов о предметах веры и Царствия Божия, но это учение нигде в священных книгах не записано, (Деян. 1:3). Ап. Павел говорит (Деян. 20:31), что в течение трех лет учил пресвитеров Ефесских, но и это учение, конечно, не все записано, а сохранилось в устной передаче. Апостолы в своих посланиях часто упоминают, что, не имея возможности написать обо всем, они откладывают беседу о многих предметах до личного свидания. Наконец, известно, что апостольские послания, писанные в разных местах и к разным частным церквах или даже к частным лицам, долгое время оставались вовсе Не известными многим христианским общинам и даже целым народам, обращенным в христианство, которые, поэтому, должны были довольствоваться преданием. Сознавая необходимость и важность предания, Апостолы не только не запрещали христианам верить в него, но и сами высоко ценили его. Евангелист Лука, который не был учеником Христа, написал целое евангелие по устному преданию от Апостолов (Лк. 1:2). Апостол Павел, не видевший Спасителя, приводить такие изречения Его, которых нет в евангелиях, и которые он, конечно, слышал от учеников Христа (Деян. 20:35), и он неоднократно увещевает христиан держаться преданий так же, как и писаний (2Сол. 2:15). Все отцы и учители Церкви с высоким уважением относились к неписанному апостольскому преданию и убеждали христиан строго держаться его. Равным образом, соборы вселенские и поместные обличали ереси и утверждали догматы Православия на основании не только Св. Писания, но и Предания, иногда даже преимущественно на основании Предания. Что Св. Предание могло сохраниться и действительно сохранилось в Церкви Православной до наших дней, начиная от времен апостольских, – в этом убеждает нас, прежде всего, то величайшее уважение п благоговение, с которым христиане и особенно пастыри Церкви относились к каждому слову апостольскому, а затем – то, что переданное Апостолами устно обыкновенно записывалось в скором времени церковными писателями или сохранялось в церковной практике (богослужение, таинства, молитвы).

Значение Священного Предания. – 1) Чтобы мы могли надлежащим образом усвоить себе учение, заключенное в Св. Писании, нам необходимо, прежде всего, убедиться в том, подлинны-ли священные книги, то есть, принадлежат-ли они тем авторам, которым они (приписываются, написаны-ли они под наитием Св. Духа, входят-ли они в состав священного канона и дошли-ли они до нас неповрежденными, то есть, в том самом виде, в каком они вышли из рук своих писателей, – все эти вопросы могут быть вполне разрешены только при помощи Св. Предания, так как ни сами священные книги, ни научные исследования не дают точного и полного ответа на эти вопросы. 2) Необходимо, чтобы при чтении Св. Писания мы могли находить везде только истинный смысл его, а не ложный (2Пет. 3:16). В частности, есть истины веры, которые со всей полнотой не выражены в Св. Писании, а только или находятся в нем в виде намеков, или содержатся в других истинах Св. Писания, из которых они выводятся посредством умозаключений. Таковы истины о приснодевстве Богоматери, о почитании и призывании в молитвах святых, о почитании св. икон и мощей, о состоянии душ по смерти до всеобщего суда, о поминовении усопших, о седмеричном числе таинств, о крещении младенцев и пр. Надежным толкователем священных книг может быть только Св. Предание, так как разум человеческий, предоставленный самому себе (протестантство и рационализм), приводит к слишком противоречивым толкованиям, а что касается «внутреннего озарения от Духа Святого», в которое верят некоторые сектанты, то в действительности слишком трудно отличить истинное озарение от ложного.

С другой стороны, только то Предание истинно, которое согласно со Св. Писанием и которое единодушно признавали все отцы и учители древней Вселенской Церкви и которое признается и нашей Православной Церковью.

Памятники Св. Предания. – Апостольские предания дошли до нас в следующих памятниках: 1) в древних символах веры; 2) в правилах св. Апостолов, – всего 85; 3) в определениях и правилах поместных и вселенских соборов; 4) в древних литургиях; 5) в древнейших актах мученических, т. е. в повествованиях о смерти христианских мучеников первых веков; 6) в древних церковных историях; 7) в творениях отцов и учителей Церкви, и пр.

Взгляд протестантов и рационалистических сект на Св. Предание. Несостоятельность сего взгляда. – Протестанты и рационалистические секты, в том числе и наши русские сектанты – молокане, баптисты и пр. – отрицают Св. Предание. Сущность их доводов против необходимости Предания, как источника Откровения, сводится к следующему: 1) Св. Писание само по себе истинно и достаточно определенно и ясно передает все, что нужно для спасения. 2) Св. Предание, как источник богооткровенной истины, ненадежно и при передаче из поколения в поколение легко может подвергаться искажениям и порче. 3) Различные памятники Предания могут быть не согласны между собою, и нет возможности определить, где граница между преданием Церкви и личным мнением писателя. На эти возражения можно ответить следующее: 1) Св. Писание, конечно, истинно, но опыт показывает, что люди толкуют его совершенна различно, – что видим больше всего в самих же протестантских и сектантских обществах; потому должно быть общее руководственное начало для понимания Св. Писания, и это начало заключается в Св. Предании, как разуме Церкви и сознании ею учения Христова. 2) Напрасно также опасение, что Св. Предание могло не дойти до нашего времени в чистом, неповрежденном виде: высокое уважение к нему в древности и то, что оно было вскоре записано св. отцами и учителями Церкви, а равно сохранение его в церковной практике, – служат, как мы уже видели, достаточной гарантией его чистоты и неповрежденности. 3) Что-же касается возможного несогласия памятников Предания между собою, то нужно иметь в виду, что только то предание принимается Церковью, относительно которого установлено единодушное согласие отцов Церкви.

Священное Писание и Св. Предание, как сокровище истин веры и непререкаемое правило благочестия. – Св. Писание и Св. Предание, взаимно дополняя и уясняя одно другое, составляют полноту Божественного Откровения, содержат в себе всю полноту истин, необходимых для спасения. В Св. Писании мы имеем слово Божие, изреченное через пророков и апостолов и заключенное ими в письмена. Св. Предание есть тоже слово Божие, но не записанное самими боговдохновенными писателями, а устно переданное ими Церкви и с тех пор непрерывно в ней сохраняемое. Поэтому Св. Предание должно быть признаваемо так же, как и Св. Писание, источником Божественного Откровения. Преувеличенное предпочтение одного из этих источников в ущерб другому приводит к заблуждениям, разделениям и отпадениям от единства Церкви, как показывает пример католичества и протестанта.

Православная Церковь, как истолковательница Св. Писания и как хранительница истинного Предания. – Где найти истинное Предание? Кому вверено хранение его в чистоте и неизменности? – Очевидно, что хранителем и выразителем Предания не может быть одно лицо, как бы высоко ни стояло оно среди верующих но своим умственным, нравственным или иерархическим достоинствам: такое лицо должно необходимо перенести на Откровение Божие все свои личные недостатки, как это и случилось с папством, приурочившим к одному лицу все христианское Предание и исказившим это Предание до неузнаваемости вследствие личного произвола пап. С другой стороны, не может быть таким хранителем Св. Предания и истолкователем Св. Писания и каждый христианин в отдельности, низведение истины Откровения Божия на степень частного мнения отдельного лица было бы, очевидно, равносильно отрицанию этой истины, так как истина может быть только одна, а частных мнений – множество. Протестантство, заменив произвол одного лица – папы, произволом многих личностей, тем самым утратило истинный смысл христианства и, естественно, сразу-же по своем появлении распалось на множество толков и подразделений. Истинное Христово Предание, согласно евангельскому свидетельству (Мф. 18:17; Еф. 1:22–23; 5:25–27; Мф. 16:18; Еф. 4:4–6 и мн. др.), может быть доверено только всему обществу верующих, как единому духовному организму, незримо связанному с Самим Христом, как Главою, и одушевленному таинственной силой Духа Святого. В этом обществе но может быть личного произвола каждого, потому что оно основано на послушании всех верующих своим законным пастырям, поставленным Самим Христом через Духа Святого. Не может быть и личного произвола пастырей, потому что все они связаны узами послушания всеобщему голосу Церкви и верности всему тому, что завещано нам от времен апостольских и Самого Христа. Это общество верующих или Православная Церковь и есть хранительница Божественного Откровения и истолковательница его. «Церковь Бога живаго», говорить Ап. Павел: «столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15). Св. Ириней, епископ Лионский (2-го века), в споре с еретиками советует им учиться истине в древнейших христианских церквах, основанных Апостолами, и прибавляет, что «они», т. е. Апостолы, «в Церковь, как бы в сокровищницу, в полноте положили все, что относится к истине, так что каждый желающий может принимать от нее питие жизни» (Против ересей, кн. 3, гл. 4). Орудиями и органами Церкви, как хранительницы и провозвестницы истины, служат преимущественно пастыри, которые Духом Святым поставляются для того, чтобы пасти Церковь, т. е. учить пасомых вере и благочестию. Обязанность эта лежит, прежде всего, на епископах, как преемниках св. Апостолов, в лице которых и изречено им обетование Господне: «И се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).

Непогрешимость Церкви. Крайность в учении о сем у римско-католиков и протестантов. – Православная Церковь, как «столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15), как живой организм, которого даже «врата ада но одолеют» (Мф. 16:18), и который имеет Главою своею Самого Христа, пребывающего с ним во все дни до скончания века (Мф. 28:20) – такая Церковь в своем целом, конечно, не может заблуждаться: заблуждение всей Церкви было бы равносильно духовной смерти ее, а умереть она но может в силу обетования Спасителя. Но если Православная Церковь в целом не может погрешить, то отдельные члены ее, отдельные собрания и группы и даже крупные части ее могут впасть в заблуждение. И так как мнение всей Церкви проявляется на вселенских соборах, то вселенские соборы суть непогрешимые хранители и истолкователи Божественного Откровения, – не потому, что члены соборов в отдельности непогрешимы, а потому, что решения соборов есть голос всей Церкви, руководимой невидимою благодатью Духа Святого (решения соборов начинаются словами: «изволися Духу Святому и нам»). Этот взгляд на непогрешимость вселенской Церкви, идущий от Самого Христа и Его Апостолов, был общим в христианстве в течение первых веков и остался неизменным в Православной Восточной Церкви. Но на Западе, наряду с другими отступлениями, подвергся искажению и этот взгляд на непогрешимость Церкви. Римский епископ, бывший всегда только одним из членов собора и подчинявшийся его решениям, стал из властолюбия и гордости приписывать себе одному привилегию церковной непогрешимости и, после долгих усилий, добился, наконец, признания своей ложной и нелепой претензии на Ватиканском соборе 1870 года. С другой стороны, протестанты впади в противоположную крайность, отвергнув авторитет не только папы, но и вселенской Церкви и предоставив каждому верующему в отдельности толковать и принимать Св. Писание, как ему заблагорассудится.

* * *

8

Известно из Библии, что прадед Моисея, Левий, жил вместе с Иаковом и видел Исаака, а отец Исаака, Авраам, мог видеть всех своих предков до Арфаксада, внука Ноева. Следовательно, Моисей и его современники были отделены от потопа какими-нибудь пятью или шестью лицами и, не выходя из своего семейства, легко могли изучать достоверную историю прежних веков. Известно также, что Ной, живший до потопа около 600 лет, мог видеть Эноха, сына Сифова, и беседовать с ним, а отец Ноя, Ламех, родился в год смерти Адама. Таким образом, и вся допотопная история могла быть известна современникам Моисеевым при посредстве трех или четырех преемственных свидетелей. (См. Архим. Августин, Руководство к Основному Богословию, 260)


Источник: Христианская вера и христианская жизнь / Николай Сахаров. - Париж : Сахаров, 1939-. / Ч. 1: Христианская вера : (очерки догматического богословия). - 1939. - 137, [7] с.

Комментарии для сайта Cackle