Тема IX. Священное Предание
Традиция – это живая вера мертвых;
традиционализм – это мертвая вера живых.
Ярослав Пеликан
§21 Определение понятия «Священное Предание»
Вопрос о Священном Предании126 и о его соотношении со Священным Писанием стал пристально рассматриваться некоторыми православными богословами в контексте дискуссий с представителями инославия. Собственно в рамках Православной Церкви существование Предания всегда воспринималась как нечто естественное, само собой разумеющееся, так как само понятие это содержится в Св. Писании: «Стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2Фес. 2:15); «Хвалю вас, братия, что вы всё мое помните и держите предание так, как я передал вам» (1Кор. 11:2).
Тем не менее, полемика с неправославными подняла целый ряд важных вероучительных аспектов, ответы на которые позволили бы богословам более точно выразить учение Православной Церкви о Предании127.
Некоторое затруднение при определении понятия «Священное Предание» представляет расплывчатость и многозначность данного термина, на что обращал внимание В. Н. Лосский128.
Как указывает тот же автор, дать определение понятию «Предание» не так просто, так как сразу возникает искушение противопоставить его Священному Писанию, а это уже ход мыслей протестантских авторов; или другая крайность – показать Предание в такой широте, что определяющие его границы просто сливаются с другими понятиями: «Оно показано как некая вселенская полнота, неотличимая, однако, ни от единства, ни от кафоличности (соборности Хомякова), ни от апостоличности или сознания Церкви»129.
Достаточно часто можно встретить определение предания как учения, передаваемого устно. Однако это не совсем корректное утверждение. В послании апостола Павла говорится: «Держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2Фес.2:15). Очевидно, что в данном случае апостол говорит о Предании как о вероучительных истинах, которые ученики получили от него разными способами: письменным (послание) и устным (слово). Кроме того, есть специфика человеческой психологии: всё важное фиксировать на бумаге. Зададимся вопросом: если верующие услышали что-то важное и поучительное от своих учителей (апостолов, святых отцов, подвижников), разве не постараются они это записать? Именно так и сделают. Откуда, например, мы знаем о подвигах и поучениях египетских и палестинских подвижников? Их ученики записали это. Также и сочинения святых отцов, которые они, как правило, сами писали, каноническая и литургическая традиция зафиксированы на бумаге. Таким образом, противопоставление Писания и Предания как письменного и устного источников нашего вероучения не является обоснованным.
Более того, подход, рассматривающий Предание как устную форму передачи, грозит созданием целого конгломерата местных преданий130, каждое из которых будет стремиться к рассмотрению себя как единственного правильного, авторитетного и священного: «Установить четкое различие между Священным Преданием как таковым и человеческими преданиями, созданными историей, есть, по-видимому, самое существенное в современном богословии, особенно когда и если оно хочет быть вселенским. Понять в полноте саму реальность Предания как живую и органическую реальность, являющую пребывание Духа Святого в Церкви и тем самым ее единство, невозможно без четкого ее отграничения от всего того, что создает нормальное разнообразие внутри единой Церкви»131.
Как замечает В. Лосский, в Древней Церкви у святых отцов можно найти обозначение Предания как тайны, то есть как того, что в отличие от записанного, а потому доступного большинству, не разглашается открыто: «Теперь это уже не противопоставление «agrapha» и «engrapha», проповеди устной и проповеди письменной. Здесь различение между Преданием и Писанием проникает гораздо глубже – в самую суть дела, относя на одну сторону то, что охраняется в тайне и именно поэтому не должно быть запечатлено письмом, на другую – всё, что является предметом проповеди и, однажды открыто провозглашенное, может быть впредь отнесено в область «Писаний» (Graphai)»132.
К этой, скрытой от посторонних, области относятся не какие–то тайные знания по подобию гностических, а возможность через молитву и аскезу стать участником благодатного освящения. Вспомним структуру Божественной литургии, где есть часть, доступная оглашенным, и часть, на которой остаются только верные – те, кто допускается к участию в таинстве Евхаристии. Исходя из вышесказанного, теперь можно дать определение Священному Преданию:
Священное Предание – это общая форма сохранения и распространения Церковью своего учения, форма сохранения и распространения Божественного Откровения133.
Как видно из определения, под Преданием подразумевается и содержание, и способ передачи этого содержания. В Священном Писании указывается: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал» (1Кор.11:23), и Спаситель говорит: «Слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели» (Ин.17:8).
Прп. Викентий Лиринский пишет, что Предание – «то, что тебе вверено, а не то, что тобой изобретено, – то, что ты принял, а не то, что выдумал». Тертуллиан говорит: «Мы храним то правило веры, которое Церковь получила от апостолов, апостолы от Христа, Христос от Бога»; примерно в таких же категориях формулирует признаки истинного (в отличие от ложного гностического) Предания св. Ириней Лионский134. Упомянутое правило веры – не просто информация, передаваемая из поколения в поколение, но благодатное освящение: «Предание есть непрерывная последовательность не только идей, но и опыта. Оно предполагает не только интеллектуальную согласованность, но и живое общение на путях постижения истины. По существу, ту же самую мысль двумя тысячами лет ранее высказал апостол Павел: «Подражайте мне, как я Христу» (1Кор.4:16)», – говорит прот. Иоанн Мейендорф135.
§22 Священное Предание и Священное Писание
Вопрос о Священном Предании и о его соотношении со Священным Писанием стал пристально рассматриваться некоторыми православными богословами в контексте дискуссий с представителями инославия.
Разъяснению православной позиции в вопросе о соотношении «Писание – Предание» уделено пристальное внимание православных богословов136. В середине XX столетия, когда данный вопрос остро обсуждали в связи с диалогом православных и инославных богословов, в одной из своих публикаций В. Н. Лосский предложил различать горизонтальную и вертикальную линии Предания. Все так называемые формы выражения Предания – сочинения святых отцов, мученические акты, деяния Соборов, канонические правила и т. п. – это горизонтальная линия Предания. Передача благодатного освящения, духовного опыта – это вертикальная линия Предания.
Таким образом, эти линии пересекаются. Писание как таковое относится к той же линии, что и все другие письменные памятники, то есть к горизонтальной. Это ни в коем случае не принижает статус Писания, но указывает на его гармоничную связь с Преданием. Не зря святитель Филарет (Дроздов) называл Писание «упроченным видом Предания»137.
Возвращаясь к сопоставлению Писания и Предания, в результате которого протестантские богословы выдвинули тезис о достаточности Писания (Sola Scriptura), Лосский пишет: «Мы снова приходим к «достаточности Писания». Но теперь в этой мысли нет ничего негативного: она не исключает, а предполагает Церковь со всеми ее переданными апостолами таинствами, установлениями и учением. Эта достаточность, эта «плерома» Писания не исключает и иных, данных Церковью выражений той же Истины (так же как полнота Христа – Главы Церкви – не исключает самой Церкви как продолжения преславного Его вочеловечения)»138.
Писание получило свое бытие в Церкви, и в рамках Церкви оно только и может быть правильно понято, так как вне Церкви – оно вне контекста, в котором было создано. Блж. Августин, подчеркивая эту глубинную связь, радикально говорит: «Я не поверил бы Евангелию, если бы меня не побуждал к тому авторитет Кафолической Церкви»139. У Тертуллиана есть идея о том, что Писание принадлежит только Церкви, а еретики его украли и используют в своих целях140.
Можно сказать, что хотя Писание и содержит всю полноту Откровения (принцип достаточности Писания), однако понимание Писания и тем более претворение его в жизнь может быть осуществлено только в Церкви, а благодатное освящение и механизм его передачи и есть Предание. Таким образом, Писание не может быть верно понято и осуществлено вне Предания, вне Церкви.
Епископ Сильвестр (Малеванский) пишет, что в Церкви «непрерывно живет по своему существу то же религиозное сознание, которое лежало в основе жизни христиан первенствующей Церкви, равно как не прерывается и тот дух веры, которым проникались они и руководились в уразумении истин веры»141.
§23 Церковь как хранительница Священного Предания
Важным вопросом является, кто именно является хранителем Священного Предания. Нередко можно встретить утверждение, что это народ или иерархия. Однако такой ответ не совсем корректен, и не только потому, что история знает не мало примеров искажения и (или) отступления иерархии и народа от Предания, но, прежде всего, потому, что хранителем и подлинным истолкователем является Церковь как избранный народ Божий, которую апостол называет «столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15).
Прот. Георгий Флоровский пишет: «Живым носителем и хранителем Предания является вся Церковь в ее кафолической полноте; и нужно пребывать или жить в Церкви, в ее полноте, чтобы разуметь Предание, чтобы владеть им. Это и значит, что носителем и хранителем Предания является весь народ церковный, по выражению известного «Послания восточных патриархов'1848 года. Народ, т. е. вся Церковь, – Церковь как кафолическое тело»142.
§24 Формы выражения Священного Предания
Следует помнить, что у Священного Предания есть формальное выражение в исповеданиях веры, Символах веры, правилах, канонах и так далее. Для удобства их можно изложить следующим образом:
I. Исповедания веры
1) свт. Григория Неокесарийского. Составлено оно примерно между
260–265 гг. по P. X. В этом исповедании рассматривается, прежде всего, вопрос о Пресвятой Троице. Одобрено VI Вселенским Собором;
2) свт. Василия Великого (Против ариан, IV в.);
3) прп. Анастасия Синаита (VI в.), краткий катехизис;
4) свт. Софрония, патриарха Иерусалимского (VII в.), – о Св. Троице, двух волях Христа. Одобрено VI Вселенским Собором;
5) свт. Григория Паламы (1351 г.). В этом исповедании в краткой форме выражено общецерковное учение по всем основным богословским вопросам, в частности, по вопросам, касающимся споров относительно природы Фаворского света, а также о границах богопознания. Одобрено Константинопольским Собором 1351 г.;
6) свт. Марка Эфесского на Ферраро-Флорентийском Соборе 1439–1440 гг. Обстоятельное изложение православного учения, особенно по спорным с католиками вопросам, таким как главенство папы, Filioque и т.д.;
7) патриарха Константинопольского Геннадия Схолария (XV в.), которое после взятия Константинополя турками патриарх Геннадий представил турецкому султану Мухаммеду II.
II. Символы веры
1) Апостольский Символ веры;
2) Никео-Цареградский Символ веры;
3) Афанасиевский Символ веры (не принадлежит свт. Афанасию. Время написания – V век).
Отличия исповеданий от символов:
1) обычно более пространны, чем символы;
2) носят полемическую направленность;
3) не употреблялись в литургической жизни Церкви;
4) имеют конкретного автора.
III. Канонические правила Церкви
IV. Определения Вселенских и некоторых Поместных Соборов:
1) IV Вселенский Собор – орос о модусе соединения двух природ во Христе;
2) VI Вселенский Собор – изложение учения о двух волях и двух энергиях во Христе;
3) VII Вселенский Собор – вероопределение об иконопочитании;
4) Константинопольский Собор 879–880 гг. при святом патриархе Фотии Константинопольском;
5) Константинопольский Собор 1076 г. против Иоанна Итала;
6) Константинопольский Собор 1117 г. На нём рассматривали заблуждения монаха Нила и митрополита Евстафия Никейского;
7) Константинопольский Собор 1156–1157 гг. рассматривал заблуждения архидиакона Сотериха Пантевгена, нареченного патриарха Антиохийского. Спор касался его учения о Евхаристии;
8) Константинопольский Собор 1166–1170 гг. (он проходил в два этапа: в 1166 и 1170 гг. рассматривался один и тот же вопрос). Спор касался истолкования стиха из Евангелия от Иоанна (Ин. 14:28): «Отец Мой более Меня». Обвиняемой стороной на Соборе были архимандрит Иоанн Ириник и митрополит Керкирский Константин;
9) Константинопольский Собор 1180 г., так называемый Собор о «Боге Мухаммеда»;
10) Константинопольские Соборы XIV в. – 1341, 1347, 1351 гг. Посвящены спорам о природе Фаворского света;
11) Иерусалимский Собор 1672 г. был собран против Константинопольского патриарха Кирилла Лукариса, в богословии которого обнаруживается сильное влияние кальвинизма.
V. Литургическая жизнь Церкви:
чинопоследования богослужений и уставы церковных служб.
VI. Церковное искусство:
иконопись, музыка, гимнография, архитектура и т. д.
VII. Мученические акты и жития святых
VIII. Творения святых отцов и учителей Церкви
IX. Древняя церковная практика
уставы, касающиеся келейных молитвословий, постов, поклонов и т.д., богослужебные правила, благочестивые обычаи и традиции.
X. Православные «символические книги»143:
1) «Исповедание веры» свт. Петра Могилы;
2) Послание восточных патриархов;
3) «Катехизис» свт. Филарета Московского.
Самостоятельная работа:
Прочтите 1–4 главы 3–й книги «Против ересей» и тезисно сформулируйте учение о Священном Предании св. Иринея Лионского . Выпишите и запомните несколько наиболее емких выражений относительно Предания из указанных глав.
Вопросы:
Что такое Священное Предание?
Почему сложно дать определение Св. Преданию?
Как соотносятся Священное Писание и Священное Предание?
Какие ошибочные взгляды существуют на Священное Предание?
Как согласно В. Лосскому различаются вертикальная и горизонтальная линии Предания?
Кто хранитель Предания?
Какие уровни Предания можно выделить?
Что такое формальное выражение Предания? Перечислите.
Что такое Символы веры и исповедания веры? Чем они отличаются друг от друга? Перечислите их.
Что такое символические тексты? Объясните происхождение термина.
С какими суждениями архиепископа Василия (Кривошеина) в его статье «Символические тексты Православной Церкви» вы согласны, а с какими нет? Обоснуйте свой ответ.
Перечислите Константинопольские Соборы XI–XII вв. и укажите, каким вопросам они были посвящены.
Обязательно к прочтению:
Василий (Кривошеин), архиеп. Символические тексты Православной Церкви // Богословские труды. Нижний Новгород, 2011. С. 430–481.
Мейендорф И., прот. Смысл Предания // Живое Предание. СПб., 1997. С. 13–32.
Рекомендуемая литература:
Апостольский Символ веры // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 3. С . 124–125.
Антоний (Паканич), митр. Свидетельство Традиции в мире после традиций // Богословские статьи, доклады и речи. К.: Изд. отдел УПЦ, 2013. С. 139–162.
Артемий (Радосавлевич), eп. Предание и Церковь.
Афанасиев Символ веры // Православная энциклопедия. М., 2001. С. 696–697.
Богодухновенность // Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995. Т. 3 (приложение). С. 342–348.
Булгаков С., прот. Церковь как Предание // Православие. Очерки учения Православной Церкви. К., 1991. С. 13–43.
Василий (Кривошеин) архиеп. Символические книги Православной Церкви // Богословские труды. Нижний Новгород, 2011. С. 430–481.
Василий (Кривошеин), архиеп. Православное духовное Предание // Богословские труды. Нижний Новгород, 2011. С. 219–235.
Ведерников А. Проблема Предания в православном богословии // Журнал Московской Патриархии. 1961. № 10. С. 61– 71.
Воронов А., прот. Протестантское богословие и вопрос о богодухновенности Свящ. Писания // Труды КДА. 1864. № 4. С. 403–447; №9. С. 1–70.
Давыденков О., прот. Священное Предание //Догматическое богословие. М.: ПСТГУ, 2005. С. 36–58.
Десницкий А. Дошел ли до нас оригинал Библии? // Журнал «Фома». 2006. № 10 (42).
Дронов М., прот. Писание и Предание // ЖМП. 1993. № 11. С. 9–25.
Иларион (Алфеев), митр. Вероучение. Источники православного вероучения. Писание и Предание // Православие. Т. 1. М.: Изд–во Сретенского монастыря, 2012. С. 337–342.
Иларион (Алфеев), митр. Священное Писание и Священное Предание: православный взгляд // Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата [Электронный ресурс] / URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3884654.html
Иларион (Троицкий), сщмч. Священное Писание и Церковь // Pravmir.ru. Православная электронная библиотека [Электронный ресурс] / URL: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/241
Иларион (Троицкий), сщмч. Священное Писание, Церковь и наука // Православие.RU [Электронный ресурс] / URL: http://www.pravoslavie.ru/5835.html
Каллист (Уэр), митр. Священное Предание: источник православной веры // Pravmir.ru. Православная электронная библиотека [Электронный ресурс] / URL: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3483
Кураев A., диак. Предание и Писание // Традиция. Догмат. Обряд. М.: Клин, 1995; Изд. 2–е: К., 2003.
Кураев А., диак. Три ответа о Предании // Наследие Христа. Что не вошло в Евангелия? М.: «Благовест», 1997.
Лосский В.Н. Предание и предания // ЖМП. 1970. №4. С. 61–76.
Мейендорф И., прот. Живое Предание: свидетельство Православия в современном мире. СПб., 1997. 272 с.
Мейендорф И., прот. Иерархия и народ в Православной Церкви // Вестник РХД. 1955. № 39. С. 36–41.
Мейендорф И., прот. Православная традиция и история // Живое Предание. СПб., 1997. С. 249–270.
Мейендорф И., прот. Смысл предания // Живое Предание. СПб., 1997. С. 13–32.
Мейендорф И., прот. Церковь, общество, культура в православном церковном Предании // Вестник РХД. 1978. № 124. С. 21–35.
Павел (Черемухин), иером. Константинопольский Собор 1157 г. и Николай, епископ Мефонский // Богословские труды. М., 1960. Сб 1. С. 86–109.
Предание // Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995. Т. 2. С. 383–394.
Уайтфорд Дж., свящ. Только одно Писание? // Pravmir.ru. Православная электронная библиотека [Электронный ресурс] / URL: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/368
Флоровский Г., прот. Назначение Предания в Древней Церкви // Вестник РХГА. СПб., 2014. Т. 15. Вып. 1. С. 11–28.
Флоровский Г., прот. Откровение и истолкование // Догмат и история. М., 1998. С. 19–39.
Фокин А. Р. Учение о богодухновенности Священного Писания в Древней Церкви (Ι–V вв.) // Альфа и Омега. 2003. № 36.
* * *
По-греч. – Παράδοση.
«Православное духовное предание, отображаемое в духовной и, в частности, созерцательной жизни Православной Церкви, несомненно, представляет много трудностей для объективного и проникновенного изучения» (Василий (Кривошеин), архиеп. Православное духовное Предание // Богословские труды. Нижний Новгород, 2011. С. 219–235).
В. Н. Лосский пишет: «Предание – один из терминов, у которого так много значений, что он рискует вовсе утерять свой первоначальный смысл». «Слово «Предание» подверглось той же участи еще и потому, что на самом богословском языке термин этот несколько расплывчат (если иметь в виду употребление его в значении «традиция») ... Нам приходится прибегать к понятиям, охватывающим сразу слишком многое, отчего и ускользает подлинный смысл собственно Предания». Лосский В.Н. Предание и предания //ЖМП. 1970. №4. С. 61.
Лосский В. Н. Указ. соч. С. 61.
В данном контексте интересным является выражение: «Господь сказал: Я есмь истина. Он не сказал: Я есмь обычай» (Цит. по: Мантзаридис Г., проф. Свт. Григорий Палама как учитель православной веры // Православный апологет [Электронный ресурс] / URL: http://apologet.spb.ru/ru/293.html#sdfootnotellanc
Дронов М., прот. Писание и Предание // ЖМП. 1993. № 11.
Лосский В.Н. Указ. соч. С. 64.
Давыденков О., прот. Священное Предание // Догматическое богословие. М., 2005. С. 36. См. также классическое определение, данное свт. Филаретом (Дроздовым): «Под наименованием «Священное Предание» понимается то, что истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому и предки – потомкам: учение веры, Закон Божий, таинства и священные обряды».
Ириней Лионский, свт. Против ересей. Кн. 3. Гл. 1–4 // Творения. М., 1996. С. 220–226.
Цит .по: Давыденков О., прот. Указ. соч. С. 38.
См., например, доклад: Иларион (Алфеев), митр. Священное Писание и Священное Предание: православный взгляд // Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата [Электронный ресурс] / URL:
Филарет (Дроздов), свт. Слово по освящении храма Живоначальной Троицы в Московском Даниловом монастыре // Христианское чтение. 1838.
Лосский В. Н. Предание и предания // ЖМП. №4. 1970. С. 72.
Цит. по: Ведерников А. Проблема Предания в православном богословии // ЖМП. № 10.1961.
Ср.: Тертуллиан. О прескрипции [против] еретиков. Гл. 37–38.
Сильвестр (Малеванский), еп. Опыт православного догматического богословия с историческим изложением догматов. СПб., 2008. Т. 1. С. 24.
Флоровский Г., прот. Богословские отрывки // Журнал «Путь». № 31. 1931. С. 24–25.
Подробней о самом понятии и о перечисленных текстах см.: Василий (Кривошеин) архиеп. Символические книги Православной Церкви // Богословские труды. Нижний Новгород, 2011. С. 430–481.