Тема XX. Ангелология
§47 Бытие ангелов
В Символе веры говорится, что Бог является Творцом «неба и земли, всего видимого и невидимого», что прямо указывает на веру Церкви в существование мира невидимого – ангелов. Слова «неба и земли», которые являются цитатой из Ветхого Завета (Быт. 1:1), многие экзегеты понимали не в буквальном смысле (то есть видимое нами небо и землю), а как указание на всё творение целиком, на наличие в тварном мире невидимого (небо) и видимого (земля). В. Лосский, толкуя эти слова, пишет: «Библейское выражение «небо и земля» (Быт. 1:1), которое обозначает целиком весь космос, всё то, что существует и сотворено Богом, в святоотеческом толковании получает разделительный смысл, указывая на существование реальности духовной и реальности телесной, невидимого мира «небесных духов» и мира видимого»305. Также в Писании есть и иные тексты, указывающие на то, что Бог сотворил ангелов: «Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – всё Им и для Него создано» (Кол. 1:16).
§48 Определение наименования «ангел»
Само наименование «ангел» встречается в Писании довольно часто и обозначает «вестник». Это наименование указывает не на природу, а на служение. В самом Писании есть прямые указания именно на такое понимание данного термина: «Служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр 1:14), – говорит апостол Павел. Традиционно в православном богословии и богослужебных текстах ангелов называют умными силами, небесным воинством, силами небесными, а также – вторыми светами. Об этом ясно говорит свт. Григорий Богослов, именуя ангелов «вторичными светами»306, а прп. Иоанн Дамаскин указывает, что «ангелы – вторые светы, умные, заимствующие свой свет от первого и безначального Света»307.
Такое наименование ангелов указывает на их связь с Первым Светом – Богом, от Которого, как и прочие тварные существа, они получают бытие и благодатное освящение: «Их природа состоит в том, чтобы жить по благодати, как зерцала, вторые светы»308. Как уже указывалось, слово «ангел» указывает не на природу, а на служение. В чём же суть этого служения? На основании Священного Писания можно говорить, что ангельское служение двояко и заключается: 1) в прославлении своего Творца (Ис. 6:3), и 2) в сообщении Божьей воли, в помощи или наказании человеку или сообществу: Иов. 1:6; Ис. 6:6–7; Дан. 8:16–26; Тов. 12 гл.; Мф. 16:27; Лк. 1:11–20; 26– 38; 22:43; Откр. 5:2 и т.д.
§49 Природа ангелов
В святоотеческом богословии присутствуют примеры возможного определения того, что такое ангелы по своей природе. Так, прп. Иоанн Дамаскин говорит: «Ангел есть сущность, одаренная умом, постоянно движущаяся, свободная, бестелесная, служащая Богу», и далее делает важное дополнение, указывающее на трудность сформировать более точное определение: «Один только Творец знает вид и определение этой сущности»309. Блаженный Августин определяет ангелов просто как духов и также указывает, что наименование «ангел» относится к роду деятельности, а не к обозначению природы: «Желаешь знать имя его (ангела) природы? Это – дух. Желаешь знать его должность? Это – ангел. По своему существу он – дух, а по деятельности – ангел»310.
Говоря о характеристиках ангельской природы, непременно следует коснуться вопроса о бестелесности ангелов. Определенно, ангелы не обладают грубыми телами – плотью. В Писании они названы «невидимыми (Кол. 1:16), т. е. не заключающими в себе ничего такого, что было бы уловимо для чувства зрения»311. Также есть тексты, указующие на бесплотность ангелов: Лк. 24:39, Мф. 22:30. По этому поводу еп.
Сильвестр замечает: «Здесь, что нетрудно видеть, совершенно прямо отрицается в природе ангелов телесность в том ее грубо чувственном виде, какой она имеет у людей при настоящих условиях их земного существования, хотя нельзя сказать, что бы столь же прямо отрицалась в их природе и телесность в ее высшем или прославленном состоянии»312.
Действительно, большинство святых отцов полагало, что можно говорить о некой тонкой телесности ангелов. Так, например, прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Бестелесною же и невещественною она называется по сравнению с нами. Ибо всё по сравнению с Богом, единым только несравнимым, оказывается и грубым, и вещественным, потому что одно только Божество в строгом смысле невещественно и бестелесно»313. Это, как замечает В. Несмелов, делалось большинством святых отцов, чтобы различать духовность абсолютную и относительную.
Первая, то есть абсолютная, может быть отнесена только к Богу, вторая, относительная – к ангелам и человеческим душам314. Следует отметить, что свт. Григорий Нисский придерживался иного мнения, согласно которому духовность нужно понимать только в одном смысле, без всяких подразделений. При этом святитель не видел в этом угрозы отождествления природы ангельской и Божественной, считая, что главное отличие нужно искать не в области соотношения абсолютной / относительной духовности, а в том, что «духовность ангела есть свойство дарованное и в сравнении с собственною духовностью Бога, очевидно, является уже не абсолютною, а зависимою»315.
В истории русского богословия такой точки зрения придерживался свт. Феофан Затворник, а свт. Игнатий (Брянчанинов) разделял мнение о тонкой телесности ангелов. Владимир Лосский защищал правильность учения о тонкой телесности, полагая, что мнение об абсолютной бестелесности скорее соответствует томистскому богословию316. Такое мнение свт. Григория и свт. Феофана представляется довольно интересным, однако с этой точки зрения довольно трудно объяснить, как соотнести абсолютную духовность ангельской природы (а значит, неподверженность пространственно-временным категориям) и определенную ограниченность (свт. Григорий прямо говорит, что ангелы ни в коем случае не вездесущи)317.
Интересно, что отцы VII Вселенского Собора выразили учение о тонкой телесности ангелов как общепринятое. И в этом видели основание для возможного иконографического изображения ангелов318.
Задаваясь вопросом, единосущны ли ангелы друг другу, святые отцы, как правило, отвечали на это в том смысле, что дать ответ на это невозможно, так как нам это не открыто. Большинство святых отцов считает, что ангелы сотворены до создания вещественного мира: «Равны ли они по существу или различаются друг от друга, мы не знаем»319. Такого же мнения придерживаются и авторитетные богословы: «Можно говорить о «роде человеческом», то есть о бесчисленных личностях, обладающих одной и той же природой. Но у ангелов, которые тоже существа личностные, нет единства природы. Каждый из них – отдельная природа, отдельный умопостигаемый мир. Следовательно, их единство не органическое, и его можно было бы назвать по аналогии – единством абстрактным; это единство города, хора, войска, единство служения, единство хвалы, одним словом – единство гармоническое», – пишет В. Лосский320.
§50 Свобода воли / свобода выбора у ангелов
В определении, данном прп. Иоанном Дамаскином, говорится о разумности и свободе ангелов. В свою очередь, разумность и свобода воли традиционно рассматриваются (в отношении к человеку) у святых отцов как проявление образа Божьего. Следовательно, закономерным является вопрос: указывает ли наличие свободы и разума на то, что и ангелы сотворены по образу Божьему? Прп. Иоанн и многие другие отцы считают, что так и есть: «Творец ангелов, приведший из не сущего в бытие и создавший их по образу Своему»321, но были и отцы, считавшие, что только человек сотворен по образу, а ангелы нет. Такой точки зрения придерживался прп. Анастасий Синаит322. Естественно, что, как существа сотворенные, ангелы не обладают бессмертием по природе323, но по благодати. Кроме того, как всё сотворенное, ангелы изменяемы324. Как природа разумная и могущая выбирать, ангелы свой выбор сделали: часть ангелов отпала от Бога, но большая нет. Этот выбор был для ангелов своеобразным решением, сделанным раз и навсегда, так как является, образно говоря, чистым, то есть не вызванным слабостью плоти, греховной склонностью, эмоциональной нестабильностью и т.п., что часто становится причиной греховных действий человека. Их выбор определялся только их хотением и больше ничем. И поэтому, в отличие от людей, которые могут прийти в себя (Лк. 15:17) и начать каяться в своих немощах, у ангелов нет таких немощей325. Однажды сделанный ими выбор является на 100 процентов осознанным, продуманным и исполненным. Поэтому каждый из ангелов и падших ангелов, сделав свой выбор, утвердился в нём навсегда. Оставаясь, как тварные существа, в принципе изменяемыми, по своей воле они уже не изменяются, так как воля их направлена в одном векторе. Прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Они – неудобопреклонны ко злу, хотя и не непреклонны, но теперь даже и непреклонны – не по природе, а по благодати и по привязанности к одному только благу»326.
§51 Время творения ангелов
Относительно времени создания ангелов в Библии нет прямых указаний. Однако на основании текста из книги Иова: «Егда сотворены быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим вси ангели Мои» (Иов. 38:7)327, можно утверждать, что ангелы сотворены не позже третьего дня. Отцы однозначно отвергали мнение о творении ангелов после творения всего, включая человека328. Блж. Августин, рассуждая о времени творения, полагал, что в библейском стихе: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1:3), слово «свет» обозначает не что иное, как творение ангелов, вторых светов329.
Большинство отцов считало, что ангелы сотворены раньше первого дня, то есть раньше видимого космоса. Такого мнения придерживались свт. Григорий Богослов и прп. Иоанн Дамаскин. Блж. Феодорит выдвигал идею, согласно которой сотворение ангелов и начало творения видимого мира были одновременно. Прп. Иоанн, перечисляя все существующие точки зрения по поводу времени творения ангелов330, придерживается точки зрения о творении ангелов раньше видимого мира. Причем основание для этого убеждения святой находит не в какой-либо цитате из Св. Писания, а в идее того, что сначала должно существовать духовное, потом материальное, а потом человек, который объединяет и духовное, и материальное331. Таким образом, прп. Иоанн представляет своеобразную диалектику развития творений: духовное – материальное – совмещающее духовное и материальное. Такая мысль святого отца представляется важной по причине того, что святые отцы часто называли человека связкой миров, посредником между духовным и материальным и т. п.
Говоря о времени сотворения ангелов, важно понимать, что, несмотря на возможные варианты ответов, ангелы являются тварными существами, как пишет блж. Феодорит: «Ангелы составляют часть дел Божиих»332.
§52 Количество ангелов
О числе ангелов в Священном Писании прямо не сказано. Все святые отцы, за исключением свт. Григория Нисского, говорили, что число это хоть и неизвестно, но стабильно, то есть с того момента, когда ангелы были сотворены Богом, их число осталось неизменным.
Нисский святитель выдвинул гипотезу о некоем таинственном способе приумножения числа ангелов333. Классическими местами Св. Писания, говорящими о количестве ангелов, можно считать текст из книги пророка Даниила: «Тысячи тысяч служили Ему, и тьмы тем предстояли пред Ним» (Дан. 7:10), а также слова Христа, когда Он говорит о легионах ангелов (Мф. 26:53).
Святые отцы (напр., свт. Григорий Нисский, свт. Кирилл Иерусалимский) в евангельской притче об одной заблудшей овце (Мф. 18:12), ради которой хозяин оставляет 99 и идет ее искать, видели указание на численное соотношение ангелов (99) и человеческого рода (одна заблудшая овца), заключая таким образом, что количество ангелов несравненно больше, но определить их конкретное число невозможно.
§53 Ангельская иерархия
Мир ангелов устроен иерархично. В Писании говорится: «Им создано всё... престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли» (Кол. 1:16); «...превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства» (Еф. 1:21); «...ни Ангелы, ни Начала, ни Силы» (Рим. 8:38); «Которому покорились Ангелы и Власти и Силы» (1Пет. 3:22). Также упоминаются Херувимы (Быт. 3:24; 2Цар. 22:11), Серафимы (Ис. 6:2–6), Архангелы (Дан. 8:16; Лк. 1:19; Иуд. 1:9; 1Фес. 4:16). Данные тексты свидетельствуют об иерархичности ангелов и называют некоторые чины. Традиционно, на основании слов апостольских из Послания к Ефесянам (1:21), предполагается, что есть чины ангельские, наименования которых нам неизвестны, но будут открыты в грядущем Царствии334. Сами наименования чинов символизируют виды их служения. В православной традиции ангельская иерархия понимается как 9 чинов (три триады). Смысл же иерархических отношений – не в подчинении, а в передаче благодатного освящения от высших чинов к нижестоящим. Такой строй иерархии и вообще ангелология представлены в Corpus Areopagiticum. Согласно учению, изложенному в данном корпусе, ангельская иерархия состоит из трех триад: первая триада: Серафимы, Херувимы, Престолы; вторая триада: Господства, Силы, Власти; и третья триада: Начала, Архангелы, Ангелы. Таким образом, ниже находящиеся чины ангелов приобщаются благодатного освящения не непосредственно от Бога, а через вышестоящую триаду ангельской иерархии.
Надо сказать, что в святоотеческой письменности встречается и другой порядок наименования ангелов, но, как правило, и в этих случаях иерархия представлена девятичинной. Некоторые православные богословы видят недостаток ангелологии Ареопагитик в том, что она не соответствует библейскому повествованию и, кроме того, предполагает, что между Богом и человечеством нет прямого общения, но только опосредованное ангельской иерархией, что, в свою очередь, идет вразрез с учением Церкви об исключительном положении человека во Вселенной335.
У некоторых авторов336 встречается вопрос о том, мыслить ли иерархию ангелов как производную их духовного состояния или изначально установленную Богом. Тем не менее, конечного ответа на этот вопрос святоотеческое богословие не дало.
В Corpus Areopagiticum архангелами именуется предпоследний чин ангельской иерархии. Однако упомянутые в канонических и неканонических книгах Священного Писания337 и христианской литературе Архангелы338 представляются как особые вестники воли Божьей, как наиболее приближенные к Престолу Божьему, что явно не соответствует выделенному для архангельского чина скромному месту в иерархии, описанной Ареопагитиками. Исходя из этого, можно предположить, что эти Архангелы не входят в восьмой чин небесной иерархии по Ареопагиту. В любом случае в данном памятнике церковной письменности этот вопрос не рассмотрен.
§54 Учение об Ангелах Хранителях
В Священном Писании нет выражения «Ангел Хранитель», но есть близкие по смыслу выражения, например, «Ангел–наставник» (Иов. 33:23) и целый ряд других выражений, указывающих, что к людям приставлен ангел: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10); «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс. 33:8); «А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его» (Деян. 12:15). В чинопоследовании таинства Крещения говорится об ангеле света, который дается крещаемому: «Сопрязи животу его ангела светла, избавляюща его от всякаго навета сопротиволежащаго, от сретения лукаваго, от демона полуденнаго, и от мечтаний лукавых».
Вопрос о том, у всех ли людей есть Ангелы Хранители или только у крещеных, однозначно решен быть не может. Однако с уверенностью можно сказать, что, по учению Церкви, принявшие Крещение получают духовную помощь от приставленных Ангелов Хранителей: «И распоряжаются нашими делами, и помогают нам», – пишет прп. Иоанн Дамаскин339. Уже в самых ранних памятниках церковной письменности присутствует это учение, например, в «Пастыре» Ерма.
Следует упомянуть, что многие отцы на основании некоторых библейских текстов полагали, что Ангел Хранитель есть не только у человека, но и у каждой Церкви, а также у стран. Например, святитель Григорий Богослов говорит: «Каждый из них принял какую-либо часть вселенной или приставлен к чему–нибудь одному из всего»340. А прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Охраняют области земли и управляют народами и странами, как повелено им Творцом»341.
К Ангелам Хранителям можно обращаться с молитвой, то есть можно говорить о наличии в православной традиции молитвенного почитания ангельских сил. Однако Церковью всегда осуждалось, когда почитание ангелов перерастало в некое поклонение с чертами языческих верований. Уже апостол Павел пишет: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов» (Кол. 2:18).
Толкуя этот текст, святые отцы342 говорят о существовании в апостольские времена мнения некоторых неправомыслящих, полагавших, что именно ангелы являются посредниками между Богом Отцом и людьми, а не Господь Иисус Христос, и поэтому им, ангелам, необходимо служить. Видимо, это мнение было распространено еще несколько веков после времен апостольских, так как Лаодикийский Собор (364 г.) 35–м правилом постановил: «Не подобает христианам оставляти церковь Божию, и отходити, и ангелов именовати, и творити собрания. Сие отвержено. Того ради, аще кто обрящется упражняющимся в таковом тайном идолослужении, да будет анафема: понеже оставил Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и приступил к идолослужению»343.
Вопросы:
Где в Священном Писании говорится о бытии ангелов (прямые и косвенные свидетельства)?
Что значит слово «ангел»? На что оно указывает?
Как еще принято в православной традиции называть ангелов?
Какие есть определения того, что такое ангелы по своей при роде?
Единосущны ли ангелы друг другу? Какие есть мнения по этому поводу?
Обладают ли ангелы тонкой телесностью? Какие есть мнения по этому поводу? Приведите аргументы сторон.
Что говорится в постановлениях VII Вселенского Собора о возможности изображения ангелов, и как это связано с учением о тонкой телесности ангелов?
Обладают ли ангелы свободой? Почему выбор ангелов и падших ангелов, сделанный когда–то, теперь остается неизменным?
В чём заключается служение ангелов? Приведите примеры из Священного Писания.
Когда были сотворены ангелы? Какие есть мнения по этому вопросу? Приведите аргументацию представителей разных мнений на этот счет.
Какое существует количество ангелов?
На основании Писания обоснуйте существование ангельской иерархии.
Все ли наименования чинов ангельских нам известны?
Раскройте учение об ангельской иерархии, содержащееся в Corpus Areopagiticum.
Какие недостатки видят в схеме Corpus Areopagiticum некоторые исследователи?
Кто такие архангелы?
Относятся ли упомянутые в Писании Архангелы к восьмому чину ангельской иерархии Ареопагитик?
Встречается ли в Писании выражение «Ангел Хранитель»? На основании Писания докажите, что у людей есть Ангелы Хранители.
Раскройте учение об Ангелах Хранителях народов.
Как правильно почитать ангелов? Что об этом говорят Писание, святые отцы и каноны?
Обязательно к прочтению:
Иоанн Дамаскин, прп. «Точное изложение православной веры». Кн. 2. Гл. 3.
Об ангелах // Источник знания. СПб., 2006. С .137–140.
Рекомендуемая литература:
Августин, блж. О граде Божьем. Кн. XI. Гл. 8–9.
Алексий (Ржаницын), архиеп. Об Ангелах Хранителях. Прибавления к творениям свв. отцов, 4. № 8 (1849).
Ангел // Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1993. Т. 1. С. 73–75.
Ангелология // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 300–306.
Архангел // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 3. С. 473.
Булгаков С.Н. Лествица Иаковля. Об ангелах. Париж, 1929. 229 с.
Василий (Кривошеин), архиеп. Ангелы и бесы в духовной жизни. СПб., 2002. 47 с.
Глаголев А. Ветхозаветное библейское учение об ангелах. К., 1900. 705 с.
Иоанн Дамаскин, прп. «Точное изложение православной веры». Кн. 2. Гл. 3.
Об ангелах // Источник знания. СПб., 2006. С .137–140.
Малков П. Небо и земля. Ангел и человек в Священном Писании. Альфа и Омега. М., 1996. №4 (11). С. 27–43.
Ларионов A.B. Ангелология Михаила Пселла // Богослов. RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/366256.html
Малков П. Ю. Небо и земля: ангел и человек в Священном Писании. Альфа и Омега. 1996. № 11.
Матвеевский П., свящ. Мнения святых отцов и учителей Церкви о природе духов // Странник. 1864. № 11.
Муретов Митрофан Дмитриевич. К толкованию текста: «Творяй ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный» (Пс. 103:4 и Евр. 1:7) // Богословский вестник. 1902. Т. 3. № 10. С. 184–199.
Несмелов В.И., проф. Учение св. Григория Нисского о мире духовном // Догматическая система святого Григория Нисского. Казань, 1887. С. 309–325.
Парвов А., свящ. О благодетельном отношении святых ангелов к роду человеческому // Странник. 1863. № 11.
Серафим (Звездинский), сщмч. Ангелы // Благовещение. Библиотека православного христианина [Электронный ресурс] / URL: http://www.wco.ru/biblio/books/angeles/Hl–T.htm
Сильвестр (Малеванский), eп. Опыт православного догматического богословия с историческим изложением догматов. СПб., 2008. Т. 3.
Феодорит Кирский, блж. Об ангелах // Сокращенное изложение Божественных догматов. М., 2014. С. 74–80.
Феофан Затворник, свт. Душа и ангел – не тело, а дух. М., 1999. 205 с.
* * *
Лосский В. Н. Толкование на Символ веры. См. также: «"Небо и земля» первого дня означают всю вселенную, мир видимый и невидимый, умозрительный и вещественный. Небо – это вся беспредельность духовных миров, объемлющих наше земное бытие, это бесчисленные ангельские сферы» (Лосский В. Н. Творение: космический порядок //Догматическое богословие. М., 1991. С. 234).
Григорий Богослов, свт. Слово 28, о богословии второе // Творения. М., 2010. Т. 2. С. 350.
Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 3 // Источник знания. СПб., 2006. С. 138.
Булгаков С., прот. Лествица Иаковля. Об ангелах. Париж, 1929. С. 106.
Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 3 // Источник знания. СПб., 2006. С. 138.
Цит. по: Серафим (Звездинский), сщмч. Ангелы.
Сильвестр (Малеванский), еп. Опыт православного догматического богословия с историческим изложением догматов. СПб., 2008. Т. 3. С. 177.
Сильвестр (Малеванский), еп. Опыт православного догматического богословия с историческим изложением догматов. СПб., 2008. Т. 3. С. 178.
Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 3 // Источник знания. СПб., 2006. С. 138.
Несмелов В. И. Догматическая система святого Григория Нисского. Учение св. Григория Нисского о мире духовном. Казань, 1887.
С. 311.
Несмелов В. И. Догматическая система святого Григория Нисского. Учение св. Григория Нисского о мире духовном. Казань, 1887.
С. 312.
Подробнее см.: Уильямс Р. Богословие Владимира Николаевича Лосского: изложение и критика. К.: «Дух i Літера», 2009. 335 с.
Подробнее см.: Несмелое В. И. Догматическая система святого Григория Нисского. Учение св. Григория Нисского о мире духовном. Казань, 1887. С. 309–325; Ангелы // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 289–290.
Подробнее об иконографии ангелов см.: Архангел // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 3. С. 300–306.
Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 3 // Источник знания. СПб., 2006. С. 139.
Лосский В.Н. Первородный грех // Догматическое богословие. М., 1991. С. 251–252.
Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 3. Об ангелах // Источник знания. СПб., 2006. С. 137.
Анастасий Синаит, прп. Три слова об устроении человека по образу и по подобию Божьему. Слово № 1.
«Он бессмертен не по природе, но по благодати; ибо всё, что имело начало по естеству, имеет и конец»; «Ангел есть сущность, одаренная умом, постоянно движущаяся, свободная, бестелесная, служащая Богу, по благодати получившая для своего естества бессмертие» (Иоанн Дамаскин, прп. Указ. соч. С. 138).
«Ибо всё, что сотворено, и изменчиво; одно только то, что не сотворено, неизменяемо... Итак, ангельская природа... как сотворенная – изменяема, имея власть и пребывать, и преуспевать в добре, и уклоняться к злу» (Иоанн Дамаскин, прп. Указ. соч.
С. 138).
Большинство факторов, приводящих нас к греховным поступкам, связаны с телесными немощами; отсутствие тела у ангелов обозначает и отсутствие этих немощей, которые, с одной стороны, могут привести ко греху, с другой, преодолевают ся при помощи благодати. Именно поэтому у прп. Иоанна Дамаскина возможность покаяния ставится в прямую зависимость от тела, а отсутствие телесности рассма тривается как причина невозможности покаяться: «Он неспособен к покаянию потому, что бестелесен» (Иоанн Дамаскин, прп. Указ. соч. С. 138).
Иоанн Дамаскин, прп. Указ. соч. С. 139.
Русскоязычный перевод данного текста не так точен в передаче конкретного события и времени (творение звезд): «При общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости».
См.: Августин, блж. О граде Божьем. Кн. XI. Гл. 9.
См. там же. Гл. 8–9.
«Некоторые, конечно, говорят, что они получили бытие прежде всякой твари... Другие же говорят, что они произошли после сотворения первого неба. Все же согласны, что они сотворены прежде создания человека» (Иоанн Дамаскин, прп. Указ. соч. С. 140).
«Ибо надлежало сотворить прежде всего умную сущность, потом чувственную, и после уже из той и другой сущности человека» (Иоанн Дамаскин, прп. Указ. соч. С. 140).
Феодорит, Кирский, блж. Об ангелах // Сокращенное изложение Божественных догматов. М., 2014. С. 80.
См.: Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. Гл. 17. Виктор Несмелов пишет по поводу этой идеи святителя: «Это мнение св. отца не находит се бе нигде достаточного оправдания – ни в Библии, ни в творениях отеческих, так что весьма трудно определить, каким образом дошел до него св. Григорий» (Несмелое В. И. Догматическая система святого Григория Нисского. С. 321).
Свт. Иоанн Златоуст об этом пишет: «Есть, без сомнения, и другие силы, которых мы не знаем по именам... Откуда же известно, что, кроме этих сил, есть много других, которых мы не знаем и по именам? Павел, сказав о первых, упоминает и о вторых, выражаясь о Христе так: посадил Его превыше всякаго начальства, и власти, и силы, и господства, и всякаго имене, именуемаго не точию в веце сем, но и в грядущем (Еф. 1:21)» (Иоанн Златоуст, свт. Против аномеев // Творения. Т. 1. Успенская Почаевская Лавра, 2005.
С. 622–623).
Мейендорф И., прот. Псевдо – Дионисий Ареопагит // Введение в святоотеческое богословие. Нью–Йорк, 1985. С. 286–296.
Ориген. Об ангелах // О началах. Рига, 1936. Кн. 1. С. 98–103.
Михаил, Гавриил, Рафаил, Варахиил, Селафиил, Иегудиил, Уриил, Иеремиил.
Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 3. Об ангелах // Источник знания. СПб., 2006. С. 139.
Цит. по: Иларион (Алфеев), иером. Догматическое богословие. Творение. Тварное бытие // Жизнь и учение святого Григория Богослова. М., 1998. С. 301.
Иоанн Дамаскин, прп. Указ. соч. С. 139.
«Что же означают все эти слова? Некоторые говорили, что мы должны быть приводимы к Богу не через Христа, но через ангелов, потому что приведение через Христа больше того, чем нужно для нас» (Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов
I–VIII веков. Т. 2. С. 534). Блж. Феодорит: «Защитники закона внушали воздавать почтение ангелам, говоря, что ими дан закон» (Библейские ком ментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Т. 2. С. 54).
Перевод этого правила: «Не подобает христианам оставлять Церковь Божию, и отходить, и служить ангелам, и устраивать собрания. Это осуждается. Ради этого, если окажется, что кто-либо практикуется в таком тайном идолослужении, пусть будет анафема, поскольку оставил Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и приступил к идолослужению».