отв. ред. Д. С. Лихачев

Источник

Иаков, черноризец

Иаков (XIII в.) – черноризец, автор Послания к князю Дмитрию Борисовичу. Послание И. представляет собой духовническое наставление, обращенное к ростовскому князю Дмитрию Борисовичу (1253–1294 гг.), сыну Бориса Васильковича (ум. в 1277 г.), внуку Василька Константиновича Ростовского (погиб в 1237 г. при татарском нашествии). В XIX в., когда еще не был известен список Послания с отчеством получателя, большинство ученых отождествляло этого И. с Иаковом, монахом Киево-Печерского монастыря.

Время написания Послания определяется при соотнесении его содержания с жизнью Дмитрия Борисовича Ростовского. О нем известно, что зимой 1276–1277 г. он женился; летом 1277 г. с отцом, матерью (ее звали Марией) и младшим братом Константином (род. в 1255 г.) он был в Орде. Отец, князь Борис Василькович, там умер (16 сентября 1277 г.), вдова и сыновья привезли его тело на Русь. Его власть унаследовал брат, Глеб Василькович, но скоро тоже умер (1278 г.), и у братьев Борисовичей, Дмитрия и Константина, начались распри из-за владений. Дмитрий вел себя агрессивно. В 1281 г. Константин поехал с жалобой к великому князю Дмитрию Александровичу. Полагают, что именно в это время И. и написал свое Послание (из его содержания ясно, что адресат уже женат и враждует с братом). Помирившись, братья-князья бросили жребий, и Константину достался Ростов, а Дмитрию Углич. Дмитрий, однако же, скоро вернулся в Ростов. Вместе с уступившим ему братом Константином, князем Феодором Ярославским и Андреем Александровичем Дмитрий оклеветал в Орде Дмитрия Александровича, в результате чего тот бежал и вскоре умер (1294 г.). Следом за ним в том же году умер и Дмитрий Борисович.

Послание монаха И. написано в ответ на прочувствованное письмо князя, каявшегося во многих своих грехах (это ясно из слов: «Написал еси покаянье свое вельми смиренно. И жалостьно слышати, понеже много с подъпаденьем»). И. объясняет князю, что жертва, которую тот может принести богу, – в сдержанности языка («под языком ти»), а закон божий – в сдержанности чрева («посреде чрева ти»). В чем-то князь провинился перед И. («И что ся съдеяло про мене, того всего простит тя господь Иисус»). Автор убеждает князя блюстись «запойства», гордости и блуда («безаконьнаго смеса»), жить в чистоте, «акы в церкви святей». Он убеждает его также остерегаться гнева и ярости, быть рассудительным, не мстить врагам; просит полюбить Христа, научать хромающих верой, обращать к церкви ноги «текущих на игры», простирать для подаяния руки, иссохшие от «скупости к нищим». На слова, или возможные слова князя о своих дурных делах: «Аще бы се не годно богу, не попустил бы сам», – И. отвечает, что власть выбора между добром и злом – «нераскаянен дар» бога человеку, и потому бог «не терпит» идолослужителей, богоотступников, еретиков и дьявола. Князь, пишет он далее, не должен отлагать «целбу покаяньи», ибо неизвестны ни завтрашний день, ни даже сегодняшний, а грядущий суд приближается. О себе автор само-, но не смыслоуничижителъно пишет, что он говорит «от скверна тела и от скаредна сердца, от нечистый души и груба ума и нестройны мысли, от безърасудна языка и от нищю устну», однако же «слово богато силою и разумом святыя троица умножено», – потому что он не уничижает «силы божия всемощныя» и не отвергает «дара, туне данного» ему. В конце он предупреждает князя, что знатное имя («имя велико») не вводит в царство небесное и что «слово безделно» не приносит пользы слушающим, но только то слово «достойно ся творить», которое «делы утворено».

И. хорошо знал «Пандекты» Антиоха, ибо многое черпал оттуда по памяти, сокращая, пересказывая, соединяя выборки (говоря о блудном грехе, на который в Послании обращено больше всего внимания). Заметно также его знакомство с «Лествицей» Иоанна Синайского (зачин Послания «Добро бо от бога к божию слузе начати» является парафразом выражения «Лествицы») и со Словом Маркиона или (по другим спискам) Василия Великого (оттуда – сравнение жизни с торгом: «...торг житья человеча как ся расходить, по писаному, все стеня...»).

Списки Послания немногочисленны, датируются концом XV–XVI вв.; иногда Послание входит в состав Кормчей. Указание отчества князя-получателя находится в древнейшем списке – ГПБ, Q.I.1130, л. 347–352, конц. XV в. По нему оно было издано С. Смирновым и переиздано В. В. Колесовым.

Изд.: Послание черноризца Иакова к вел.кн. Изяславу. – Макарий. История русской церкви. 3-е изд. СПб., 1889, т. 2, с. 324–327; Смирнов С. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины: (Тексты и заметки). – ЧОИДР, 1912, кн. 3, отд. 2, с. 189–194; Послание Якова-черноризца к князю Дмитрию Борисовичу / Подг. текста, пер. и ком. В. В. Колесова. – ПЛДР. XIII век. 1981, с. 456–563, 610–612.

Лит.: Никольский Н. К. 1) Ближайшие задачи изучения древнерусской книжности. СПб., 1902, с. 30 (ПДПИ, № 147); 2) Повременный список с. 225–227 (рец.: Соболевский А. И. – ЖМНП, 1906, февраль, с. 391–392); Смирнов С. Древнерусский духовник: (Исследование по истории церковного быта). – ЧОИДР, 1914, кн. 2, отд. 3, с. 1–29, 147, 432.

Г. М. Прохоров


Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушк. дом); Отв. ред. Д. С. Лихачев. - Ленинград : Наука, ленингр. отд-ние, 1987-. / Вып. 1. (XI - первая половина XIV в.) - 1987. - 492, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle