Иаков, монах Киево-Печерского монастыря
Иаков (XI в.) – монах Киево-Печерского монастыря, предполагаемый автор агиографических сочинений. В Повести временных лет под 1074 г. говорится, что Феодосий, игумен Киево-Печерского монастыря, намеревался поставить своим преемником монаха И., но братия отказалась принять его, мотивируя тем, что И. «не зде есть пострижен», так как «пришел с Летьца (из монастыря Бориса и Глеба на Альте. – О. Т.) с братом своим Паулом». Этому И. Макарий предположительно атрибутировал три памятника: Память и похвалу князю Владимиру, Житие Владимира и Сказание о Борисе и Глебе. М. П. Погодин дополнил этот перечень посланием («Некоего отца к духовному сыну»), обращенным черноризцем И. к князю Дмитрию. Этого князя А. X. Востоков идентифицировал с князем Дмитрием Александровичем (1276–1294 гг.) или Всеволодом Юрьевичем (1177–1212 гг.), носившим крестное имя Димитрий (см.: Востоков. Описание, с. 304). М. П. Погодин считал, что послание обращено к Изяславу Ярославичу (сыну Ярослава Мудрого), и пришел к выводу: «Черноризец Иаков, современник св. Феодосия, жил во время Ярослава и сына его Изяслава, написал житие св. Бориса и Глеба, житие св. Владимира и Похвалу ему, послание к великому князю Изяславу... Он же предлагал митрополиту Иоанну... вопросы, на кои тот отвечал ему» (Погодин. Иаков мних, стб. 332).
Впоследствии эта точка зрения подверглась существенному пересмотру. Было установлено, что Послание обращено к князю Дмитрию Борисовичу Ростовскому (1253–1294 гг.) и, следовательно, не может принадлежать писателю XI в. (см.: Иаков (XIII в.) – черноризец, автор послания князю Дмитрию Борисовичу). Теперь всеми признано, что атрибуция Сказания о Борисе и Глебе черноризцу И. совершенно произвольна. Что же касается Памяти и похвалы князю Владимиру, то и ее атрибуция остается невыясненной. Хотя Память, как следует из ее текста, действительно написана И., но отождествление И. – автора Памяти с И., упоминаемым в числе монахов Киево-Печерского монастыря, совершенно недоказуемо. Н. К. Никольский писал, что «литературная слава Иакова есть миф, и все выводы об этом quasi-писателе XI в. совсем ненаучны» (Никольский Н. Ближайшие задачи изучения древнерусской книжности.СПб., 1902, с. 31 (ПДПИ, № 147)).С. А. Бугославский допускал, что И. написал Память «может быть в глубокой древности», но при этом подчеркивал, что дошедший до нас текст памятника – компиляция, состоящая из произведений пяти лиц, «и вопрос о хронологии составных частей» ее «при наших данных не может быть решен» (Бугославский С. А. К литературной истории «Памяти и похвалы» князю Владимиру. – ИОРЯС за 1924 г., т. 29. Л., 1925, с. 140–141).
Лит.: Погодин М. Иаков мних, русский писатель XI в., и его сочинения. – ИпоРЯС, 1852, т. 1, стб. 326–334; Б[утков] П. Разбор трех древних памятников русской духовной литературы. – Современник, 1852, т. 32, отд. 2, с. 85–106; Макарий. Еще об Иакове мнихе. – ИпоРЯС, 1853, т. 2, стб. 145–157; Тюрин А. Ф. Мнение о Иакове мнихе акад. П. Г. Буткова. – Там же, стб. 81–95; Соболевский А. И. 1) В каком городе крестился св. Владимир. – ЖМНП, 1888, июнь, с. 396–403; 2) «Память и похвала» св. Владимиру и «Сказание» о свв. Борисе и Глебе (по поводу статьи г. Левитского). – Христ. чт., 1890, ч. 1, с. 791–804; Левитский Н. Важнейшие источники для определения времени крещения Владимира и Руси и их данные (по поводу мнения проф. А. И. Соболевского). – Там же, с. 370–421, 687–740; Никольский. Повременный список, с. 225–271; Шахматов. Разыскания, с. 13–28; Приселков М. Д. Нестор-летописец: Опыт историко-литературной характеристики. Пг., 1923, с. 37, 46, 47, 50, 51.
О. В. Творогов