отв. ред. Д. С. Лихачев

Источник

Иван III Васильевич

Иван III Васильевич (22 1 1440 г. – 27 X 1505 г.) – великий князь Московский и всея Руси, автор грамот. С 1450 г. И. В. упоминается как соправитель своего слепого отца Василия II Темного; с 1462 г. – великий князь. В княжении Ивана III к Русскому государству были присоединены Новгород с обширной Новгородской землей, Тверское княжество, а также Ярославль, Вязьма, приокские княжества, Чернигов, Новгород-Северский. Гомель, Брянск и др. Время И. В. – время расцвета русского летописания, появления ряда литературных памятников – переводных и оригинальных повестей, «Хожения за три моря» Афанасия Никитина, по-видимому, также Сказания о Мамаевом побоище, Задонщины и др. Отражением интенсивной духовной жизни Руси в этот период является также идеологическая борьба – появление новгородско-московской ереси, возникновение политических теорий «Москвы – нового града Константина» (ср. Зосима, митрополит) и т. д. Искушенный политик, «великий макиавеллист», по определению Маркса, охотнее выступавший на дипломатическом поприще, чем на поле боя, И. В. проявлял несомненный интерес к идеологическим вопросам, и был в курсе тех споров, которые возникали между еретиками, среди которых был его ближайший сподвижник Федор Курицын, и их противниками. Уже в начале XVI в. он признавался Иосифу Волоцкому, что знал, «которую дръжал Алексей протопоп ересь, и которую дръжал Феодор Курицын». При этом великий князь почти до самого конца жизни (до 1502–1503 гг.) оказывал явное покровительство еретикам, сперва новгородским (он перевел из Новгорода в Москву и сделал настоятелем Успенского собора еретика Алексея), а затем московским. В состав московского еретического кружка входила сноха И. В. молдаванка Елена Стефановна, мать его внука и наследника Дмитрия.

Как глава государства и политический деятель И. В. выступал с целым рядом посланий дипломатического и внутриполитического характера. В 50–70-х гг. И. В., вместе с митрополитами Ионой, Феодосием и Филиппом I выступил с заявлением об «изрушении греческого закона» после Флорентийской унии и завоевания Царьграда. Он писал также грамоту архиепискому Геннадию Новгородскому по поводу обнаруженной Геннадием ереси в Новгороде и т. д.

Черты литературного творчества могут быть обнаружены и в дипломатических документах того времени. Предполагать их отражение позволяет то обстоятельство, что великий князь принимал непосредственное участие во внешнеполитических переговорах и давал инструкции по таким вопросам (например, инструкцию новгородскому наместнику Якову Захарьину о ведении переговоров с Литвой – Сб. РИО, т. 34, № 20). В речь, которая должна была быть передана его дочери, великой княгине литовской Елене Ивановне, И. В. включил воспоминания детства, совпавшего с феодальной войной в Московском княжестве. «Ино, дочи, слыхал аз, – писал он, – каково было нестроение (беспорядок) в Литовской земле, коли было государей много, а и в нашей земли слыхала еси, каково было нестроенье при моем отце; а опосле отца моего каковы были дела и мне с братьею, надеюся, слыхала еси, а иное и сама помниш...» (Сб. РИО, т. 35, № 43).

Однако выделить из всей массы «Посольских дел» времени И. В. отдельные литературные памятники не представляется возможным, так как преобладающей формой высказываний князя служат там не грамоты, а речи и ответы послам, произнесение которых поручалось обычно боярам и дьякам.

Изд.: ПДС. СПб., 1851, т. 1, стб. 1–139; Сб. РИО. СПб., 1882, т. 35, с. 4–447; СПб., 1884, т. 41, с. 1–558; РИБ. СПб., 1908, т. 6; № 100; Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – нач. XVI в. М.; Л., 1955. Прилож. № 14–15.

Лит.: Архив К. Маркса и Ф. Энгельса. М., 1946, т. 8, с. 159; Костомаров Н. И. Великий князь и государь Иван Васильевич // Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. СПб., 1896, т. 1; Чечулин Н. Иоанн III Васильевич (оттиск из «Русского биографического словаря»). СПб., 1897; Пресняков А. Е. Образование Великорусского государства. Пг., 1918; Черепнин Л. В. Образование Русского централизованного государства. М., 1960; Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – начала XVI в. М.; Л., 1960; Fennell J. L. Ivan the Greatof Moscow. London, 1961.

Я. С. Лурье


Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушк. дом); Отв. ред. Д. С. Лихачев. - Ленинград : Наука, ленингр. отд-ние, 1987-. / Вып. 1. (XI - первая половина XIV в.) - 1987. - 492, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle