отв. ред. Д. С. Лихачев

Источник

Житие Питирима, епископа Пермского

Житие Питирима, епископа Пермского – агиографический памятник, рассказывающий о жизни и мученической кончине Питирима, четвертого после Стефана Пермского епископа Перми. Несмотря на лаконичность Ж., которое скорее напоминает проложную память, оно сообщает несколько фактов, отсутствующих в других источниках, о первых пермских владыках: называется место рождения Питирима – Ярославль, говорится о его наставлении в иноческих добродетелях некиим старцем Кириллом, указывается (по-видимому, ошибочно) иная дата кончины мученика (15 вместо 19 августа). Ж. не получило распространения в рукописной традиции – первооткрывателю и издателю памятника И. А. Шляпкину было известно только два списка, оба XV в.: Калязинский краеведческий музей, инв. № 853 (Голубев И. Ф. Рукописные и старопечатные книги в краеведческих музеях городов Калязина и Кашина Калининской области // ТОДРЛ,. М.; Л., 1960, т. 16, с. 570–571, Ж. не упоминается) и ГПБ, Кир.-Белоз. собр., № 275/532. На Ж. как на один из своих источников ссылается составитель Вычегодско-Вымской летописи (Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись // Историко-филологический сборник. Сыктывкар, 1958, вып. 4, с. 257), однако следов обращения к нему в тексте самого произведения не заметно. Найденный И. А. Шляпкиным текст – первое свидетельство о почитании Питирима; до сих пор местное празднование пермских епископов Герасима, Питирима и Ионы датировали началом XVII в. (Голубинский. История канонизации, с. 121–122).

Поскольку для автора Ж. Пермь – это «тамо сущая область», И. А. Шляпкин полагает, что он столичный житель. Если отдать предпочтение чтению Калязинского списка, можно думать, что памятник был создан в первые годы после гибели епископа: здесь в конце текста сказано, что он написан «при державе… благовернаго великаго князя Василиа Васильевича и сына его великаго князя Ивана Василиевича» (в другом – Белозерском – списке данная хронологическая привязка читается в заголовке Ж. и определяет время смерти Питирима). В Белозерском списке Ж. есть еще один отрывок, который мог бы помочь найти автора этого сочинения. Глухо упомянув о мучениях, которые пермский святитель претерпел от Дмитрия Шемяки, агиограф отмечает: «яко же преди писахом». Можно думать, что эта ссылка относится к Житию Алексея митрополита, написанному Пахомием Сербом, который сообщает здесь, что он пользовался несохранившимся произведением Питирима о московском митрополите, и, между прочим, замечает, что пермский владыка от «братоубийственою кровию руце осквернившаго... много лютая подъят» (Житие митрополита всея Руси святого Алексия, составленное Пахомпем Логофетом / Изд. ОЛДП, № 57. СПб., 1877–1878, вып. 1, с. 5). Если отсылка в Ж. действительно адресует читателя к творению Пахомия Серба, не следует ли атрибутировать ему и краткое жизнеописание пермского мученика?

Изд.: Шляпкин И. Св. Питирим, епископ Пермский // ЖМНП, 1894, ч. 292, март, с. 135–145.

Лит.: Флоря Б. Н. Коми-Вымская летопись // Новое о прошлом нашей страны. М., 1967, с. 228.

Д. М. Буланин


Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушк. дом); Отв. ред. Д. С. Лихачев. - Ленинград : Наука, ленингр. отд-ние, 1987-. / Вып. 1. (XI - первая половина XIV в.) - 1987. - 492, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle