Житие Пахомия Нерехтского
Житие Пахомия Нерехтского – памятник агиографии, посвященный основателю Троицкого нерехтского монастыря. Пахомий, в миру Яков, сын священника Никольской церкви во Владимире, основал свой монастырь (упразднен в 1764 г.) во второй половине XIV в. недалеко от Нерехты (город на реке Нерехте, в 45 км на юго-запад от Костромы), в местечке Сыпанове. Посвященное Пахомию Ж. известно всего в трех списках (ГИМ, Синод. собр., № VI (1200), кон. XVI – нач. XVII в.; БАН, 17.5.30, XVII в.; ГПБ, Q. I. 929, XVIII в.): «Месяца марта в 21 день житие и жизнь и преставление преподобнаго отца нашего Пахомия, игумена монастыря пресвятые и живоначалные Троицы, иже во области града Костромы, близ Нерехты, на месте нарицаемом на Сыпанове». В. О. Ключевский «по некоторым неясным признакам» относит время возникновения Ж. к концу XVI в., отмечая при этом, что «поздний биограф имел под руками надежные источники известий об этом подвижнике XIV в.». Какие признаки, кроме дат рукописей, свидетельствующие о создании Ж. в конце XVI в., имел в виду Ключевский, неясно. Вместе с тем все исторические упоминания Ж. говорят скорее о том, что оно было написано в очень близкое время к описываемым событиям. В Ж. есть единственная дата – день, месяц и год смерти Пахомия – 21 марта 6892 (1384) г. (при этом указан и час – «в 3 час дня»). Кроме того, здесь сказано: «во дни благочестиваго и великаго князя Димитрия Ивановича Московъскаго, иже нарицаемый Донъский, и при освященном митрополите Пимине Киевъском и Московском и всеа Русии. Тому убо правящу тогда престол руския митрополия, Кипреяну убо митрополиту отшедшу в Киев, а сему Пимину возведену на престол великия церкви, иже на Москве». Фраза эта абсолютно точно отражает весьма сложное положение в русской митрополии в это время: Киприан, изгнанный князем Московским из Москвы в конце 1382 г., был в Киеве, в Москве митрополичий стол занимал возвращенный из заточения Пимен, который уже в мае 1385 г. отправился в Константинополь. Столь же точны сведения о митрополите Алексее, сообщаемые Ж., из которых можно составить приблизительное представление и о неназванных в Ж. годах жизни и деятельности Пахомия. Монахом он становится в 12 лет. В младших монашеских обязанностях он «много лет потрудися». После этого Алексей, тогда еще владимирский епископ, поставляет Пахомия в «чин дьяконства», что могло иметь место в самом начале 50-х гг. XIV в. (Алексей был епископом Владимира с начала 50-х до 1354 г.). Далее Ж. сообщает, что «по времени некоем» после поставления в митрополиты Алексей, придя во Владимир, обновляет Константинов-Еленовский монастырь и ставит в нем на игуменство Пахомия. В «Повести об Алексее митрополите» сообщается, что это произошло (здесь только не упомянут Пахомий) вскоре после того, как Алексей крестил сына нижегородского князя Бориса Константиновича Ивана (1370 г.), т. е. в начале 70-х гг. XIV в. Проигуменствовав некоторое время во владимирском монастыре, Пахомий уходит в «пределы Костромския» и основывает здесь свой монастырь. Ж. отличается ясным языком, сжатостью рассказа, деловитостью изложения, отсутствием риторики. Начинается Ж. кратким вступлением, которое в списках ГИМ и ГПБ представляет собой, как установил Ключевский, переделку предисловия к Житию Евфросинии Полоцкой. В списке БАН, где текст более близок к первоначальному (об этом свидетельствуют текстологические данные), предисловие другое, при этом вдвое короче, чем в списках ГИМ и ГПБ. В Ж. всего два чуда: одно прижизненное – исцеление беснующегося, второе, посмертное – явление иноку-иконописцу. Заканчивается Ж. краткой молитвой. Текст Ж. не издан.
Лит.: Ключевский. Древнерусские жития, с. 311; Барсуков. Источники агиографии, стб. 429–430; Будовниц. Монастыри на Руси, с. 155–156.
Л. А. Дмитриев