Житие Прокопия Устюжского
Житие Прокопия Устюжского – агиографический памятник XVII в., сложившийся на основе более ранних произведений, посвященных местночтимому святому. В 1550-е гг. была написана Повесть о подвигах и чудесах Прокопия Устюжского юродивого – агиографическое произведение, составленное сыном игумена Борисоглебского Сольвычегодского монастыря Дионисия. Повесть включена в один цикл с Житием Иоанна Устюжского и Повестью о Борисоглебском монастыре. В состав Повести входят чудо «о страховании в граде Устюге», в котором повествуется о нахождении на город каменной тучи и избавлении молитвами святого устюжан от гибели, 19 посмертных чудес, глава о создании церкви Прокопия Устюжского и Похвальное слово. В Повести нет собственно житийной биографии героя, некоторые сведения биографического характера о Прокопий содержатся в начальной части чуда «о страховании» (о юродстве Прокопия, жившего на паперти соборной церкви Успения в Великом Устюге).
Первые семь чудес, вероятно, были составлены в конце XV в., к этому же времени следует относить и начало местного почитания Прокопия в Устюге, как свидетельствует глава о доставления первой часовни и первой церкви над гробом Прокопия Устюжского. Первоначальное ядро Повести постоянно обрастало новыми чудесами. Их авторы стремились местночтимому святому придать черты общерусского заступника: описывается его явление ратным людям в Нижнем Новгороде, в числе исцелившихся у гроба Прокопия Устюжского показаны москвичи, в том числе протоспафарий окольничего Владимира, астраханцы, галичане и др. В позднейшую редакцию Повести входят 28 чудес, последние 10 из них приурочены к событиям XVII в. (прозрения у гроба, исцеления расслабленных, изгнание бесов и др.), причем они также расположены без хронологической последовательности: чудо 26-е датируется 1671 г., а чудо 28-е относится к Смутному времени («Избавление Устюга от полских и литовских людей»). Последнее чудо было написано, очевидно, на основании «Повести о избавлении града Устюга от литвы и черемис». Героями некоторых чудес, в том числе чуда о Соломонии бесноватой, оказываются сразу два устюжских святых – Прокопий и Иоанн. После чудес Прокопия следует две Похвалы святому и главы о создании храма.
Только в середине XVII в. на основании известных чудес и устных преданий о Прокопий появляется его легендарная житийная биография. Она принадлежит к числу агиографических сочинений о юродивых. Прокопий, согласно Ж., происходит от «немецкия земли» (как и герой Жития Исидора Твердислова), он достигает Новгорода на корабле с дружиною «купеческим обычаем». В Новгороде он оставляет свое богатство и звание, обращается в православие, избирает духовного наставника – св. Варлаама Хутынского и становится юродивым. Из Новгорода Прокопий приходит в Устюг и остается возле Успенского собора, «не поискав странноприимника».
Кроме Повести «о страховании», в. Ж. XVII в. описываются и другие подвиги святого: он стойко выдерживал жестокие морозы (подобный же подвиг совершал Андрей юродивый), предсказал рождение св. Стефана Пермского его матери, когда она была еще отроковицей семи лет. Здесь же читается описание внешнего облика П., на котором основывались иконописцы: «...хождаше по граду во единой раздранной ветхой ризе, и тое с плеча спустя..., много же ничто же имеяше у себе, токмо три кочерги в левой своей руце ношаше». Атрибуты Прокопия Устюжского, как это отмечено А. М. Панченко, связаны с русским фольклором, с образами плодородия. Ж. создавалось на основании написанных в разное время частей – чудес и преданий о святом, особенность этого памятника заключается в отрывочности его глав, их хронологической непоследовательности.
Обычно в рукописных сборниках Ж. завершает другая Повесть – о чудесах в сольвычегодском Борисоглебском монастыре, написанная тем же автором XVI в. В ней повествуется о написании образа Прокопия на одной доске со святым Варлаамом Хутынским и о чудесах от этого образа. Завершается эта Повесть «Похвалой общей преподобному Варлааму Хутынскому Новгородскому и блаженному праведному Прокопию Устюжскому новым чудотворцам».
Эти повести вместе с Житием Иоанна Устюжского образуют особый устюжский житийный цикл. Свидетельствами того, что эти устюжские памятники создавались и осознавались на протяжении XVI–XVII вв. как единый цикл, является и то, что оно переписывались рядом в одних сборниках, и то, что существуют совместные чудеса Прокопия и Иоанна Устюжских, и то, что С. И. Шаховской написал Похвальное слово обоим святым.
Изд.: Житие преподобного Прокопия Устюжского. СПб., 1893 (ОЛДП, вып. 103).
Лит.: Ключевский. Древнерусские жития, с. 277–278, 387–388; Барсуков. Источники агиографии, стб. 462–464; Коноплев Н. Святые Вологодского края // ЧОИДР, 1894, кн. 4, с. 18–23; Голубинский. История канонизации, с. 78–79; Шляпин В. Житие праведного Прокопия, устюжского чудотворца и историческое описание Устюжского Прокопьевского собора. СПб., 1903, с. 101–116; Смирнов Я. И. Устюжское изваяние св. Георгия Московского большого Успенского собора // Древности. М., 1916, т. 25, с. 172–175, 204, 246–248; Кукушкина М. В. Новая повесть о событиях начала XVII в. // ТОДРЛ, М.; Л., 1961, т. 17, с. 374–385; Лихачев Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Л., 1984, с. 72, 73, 81, 82, 84, 87, 88, 95, 100, 101, 107, 108, 110, 111, 115, 119, 130, 131.
Доп.: Власов А. Н. К вопросу о происхождении цикла сказаний о Прокопии и Иоанне Устюжских // Литература Древней Руси: Источниковедение. Л., 1988, с. 144–159.
О. А. Белоброва, А. Н. Власов