Азбука веры Православная библиотека Библиография Монастыри и храмы Описание славянских рукописей Библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой лавры
иером. Арсений

Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой лавры. Часть I

Источник

Содержание

Рукописи на пергамене Отдел I. Священное Писание Отдел II. Толкование Св. Писания Отдел III. Отцы Церкви Отдел IV. Каноническое право Отдел V. Богослужебные книги Отдел VI. История Церкви и жития святых Отдел VII. Смесь Рукописи на бумаге Отдел I. Священное Писание Отдел II. Толкование Св. Писания Отдел III. Отцы церкви Отдел IV. Разные богословские сочинения Отдел V. Каноническое право Отдел VI. Богослужебные книги. Отдел VII. История Церкви и жития святых Отдел VIII. Смесь Азбучный указатель имен и предметов  

 

Библиотека Троицкой Сергиевой лавры началом своим восходит ко временам самого преп. Сергия; его, как основателя и первого игумена лавры, должно считать основателем и лаврского книгохранилища. По свидетельству преп. Иосифа волоколамского, блаженный Сергий с первыми сподвижниками своими, за неимением пергамена и бумаги, писал даже «на берестех» (Чтен. в Общ. ист. и древ. Росс. 1847 г., № 7). В описи Сергиева монастыря 1642 г. между другими книгами означены: «Два Служебника на харатье; Свертки на деревце, чудотворца Сергия; Евангелие в десть, на бумаге, Исаковское Молчалниково; Псалтирь в полдесть, на бумаге, письмо Исаака Молчалника († 1388 г.)», ученика преп. Сергия. О другом ученике Сергия, Афанасии, с 1874 г. игумене серпуховского Высоцкого монастыря, жизнеописатель преп. Сергия говорит: «в божественных писаниях бе зело разумен, и доброписания многа руки его и доныне свидетельствуют, и сего ради любим зело старцу (св. Сергию)». (Житие его, изд. в 1646 г., л. 89). Примеру преп. Сергия в обогащении обители книгами следовал преемник и ученик его игумен Никон. Доселе хранятся в ризнице: «Чудотворца Никона Евангелие и Служебник“, а в библиотеке «Октоих и Триодь постная-харатейные». В 1418 г. «замышлением игумена Никона списана бысть книга Диоптра, рукою раба Божия Иосифа» (№ 190). Из учеников преп. Никона известен духовным любомудрием иеромонах Матфей, для коего в 1412 года инок Варлаам переписал Лествицу (№ 156), а в 1414 г. инок Антоний переписал Поучения аввы Дорофея и другие статьи аскетического содержания (№ 165). Любовь к книжной отеческой письменности от первых игуменов перешла и к преемникам их и ученикам последних. Таким образом, чрез собственноручное списывание, отчасти чрез покупку и пожертвование, книги постепенно умножались, так что в 1616 г. была уже «многобогатная божественных писаний книгохранительница» (№ 281).

Первоначально книги хранились, вероятно, по древнему обычаю, в диаконике – южном отделении алтаря, вместе с церковною утварью, под присмотром диаконов, которые заведывали ризницею до половины XVII века. Особое помещение для ризницы и библиотеки было потом устроено, разумеется, вследствие умножения книг, икон, священных облачений и проч., но когда именно, неизвестно. В XVII в. как для той, так и для другой видим уже особые места под присмотром особых для каждой старцев. По описи 1642 г. библиотека была при ризничной палате; в XVIII в. на книге планов и фасадов лавры она показана в башне, ведущей в наместничьи кельи, потом была в палате, где ныне производится раздача хлеба и где живет трапезарь (Ркп. опис. лавры 1781 г., сл. план лавры), отсюда, по воле митр. Платона, в 1783 г. перенесена на настоящее место – в купол трапезной церкви, в котором дотоле помещалась запасная ризница. Есть предание, не имеющее, впрочем, никакого письменного подтверждения, будто «до пожара в 1746 г. здесь была церковь Похвалы Богородицы» (Троицко-Сергиева лавра, Снегирева, М., 1848 г., стр. 49). Учрежденный собор лавры представлял митр. Платону: «как в лавре частое бывает употребление книг, хранящихся в архиве, приезжают любопытные люди, которые желают видеть церковную библиотеку; есть ли же она поставлена будет в палате, что над трапезою, то ход в оную будет не спокойной», и указывал для библиотеки бывшую тогда оружейную палату, однако же воля Платона была исполнена. В 1860 г. как ход в библиотеку, так и самая библиотека устроены в лучшем против прежнего вида.

Из помянутого доклада собора митр. Платону видно, что в XVIII ст. лаврская библиотека привлекала к себе любознательных посетителей, но занимался ли кто в ней из ученых мужей, кроме самого Платона и наместника иером. Павла, неизвестно. С тридцатых годов настоящего столетия рукописями оной пользовались гг. Строев, Ундольский, Калачев, Муравьев, Срезневский, Сухомлинов, Костомаров, Буслаев, Тихонравов, Ключевский, гр. Толстой, прот. Разумовский, архим. Сергий и другие. Московская духовная академия лаврскими книгами пользуется постоянно, почти как книгами собственной библиотеки. Сверх сего рукописи отпускались и доселе отпускаются в разные ученые общества. Плодом всех этих занятий были разные ученые сочинения и издание многих древних памятников письменности лаврского книгохранилища.

В XVI и XVII в. книгохранилищем заведывали особые старцы, называвшиеся по самому послушанию своему книгохранителями. Но в первых годах прошлого столетия, по соединении библиотеки с крепостным архивом, должности книгохранителя и крепостного, как назывался хранитель архива, возложены были на одного старца, который стал называться и подписываться крепостным, что продолжалось до 1840 года, несмотря на то, что большая часть подлинных крепостей, с отобранием вотчин, в 1766 г. взята в коллегию экономии, место же, где хранились книги и акты, называлось книгохранильницею, книгохранительницею или книгохранительной палатой, крепостной казной или архивой, библиотекой весьма редко. Должность книгохранителя и крепостного старца была довольно трудная, особенно по вотчинному архиву: прием и выдача крепостей были постоянные, а также справки и выписки из них; не редко выдавались и книги для чтения братии и служкам лавры, а с открытия лаврской семинарии учителям и ученикам оной. Впрочем в третьей четверти XVIII ст. «для порядочного крепостной казны содержания» библиотекарю ежегодно назначался особый писец из служек. На должность библиотекаря избирались без различия монахи, иеродиаконы и иеромонахи. Главное внимание обращалось не на иерархическую степень, а на способность и честность лиц избираемых.

Книгохранителей, как особые должностные лица, в первый раз встречаем в XVI в. Из книгохранителей этого века упоминаются (в пергам. синодике ризницы, in.fol. № 2, л. 93 об., 191 об., 213, 238, 248):

1. Киприан священноинок или иеромонах, сконч. в 1540 году.

2. Корнилий инок, сконч. около 1555 года.

3. Иоаким инок, сконч. в 1570 году. Судя по оставшимся после него рукописям, он был любознательный старец и крылошанин. Одна из рукописей его, Торжественник, означенная в лаврской описи 1642 г., ныне находится в библиотеке Воскресенского Новоиерусалимского монастыря под № 61, с подписью патр. Никона (См. Опис. ркп. сего монастыря, архим. Леонида, в Чтен. Общ. ист. и древ. Росс. 1871 г., кн. 1).

4. Константин инок, сконч. 1593 или 94 году.

В XVII в. книгохранителями были:

5. Стахий инок, костромитин, сконч. в 1609 году.

6. Дорофей инок, келейный ученик преп. архим. Дионисия, святой жизни, сконч. в молодых летах в конце 1614 года. О крепком житии его в жизнеописании преп. Дионисия помещена целая глава, где между прочим сказано, что он «оставил по себе многи книги своея руки».

7. Антоний Крыло. По грамоте Царя Михаила Феодоровича от 8 ноября 7125 (1616) г. он вместе с преп. архим. Дионисием полтора года исправлял Требник, потом около 1620 г. определен был в Москву в книжные справщики при Патриаршей типографии, где и сконч. в 1630 году (Труды Моск. Арх. Общ. 1869 г., т. II, вып. 1, стр. 23; лаврская вкладная книга гл. 638).

8. Иоасаф Кириаков, уставщик, благопопечительный старец, в мире Иван, протопоп г. Балахны, сын Балахнинского протопопа Кириака. Книгохранителем упом. с 1632 г. по день кончины, последовавшей 27 июля 1644 года. В монастырь поступил, кажется, в 1617 г., в котором дал вкладу книгу Кормчую в цену за 10 рублей; неизвестный списатель надгробий Троицкого Сергиева монастыря (изд. в Чтен. Общ. ист. и древ. Росс. 1846 г., № 2) пользовался указаниями Иоасафа, как старожила. В 1642 г. при нем составлена опись книгам, сохраняющаяся доселе; по ней значится 742 книги, большею частью рукописные. Последние, числом 411, поименованы в Описи книгам степенных монастырей, изданной в Чтен. Общ. ист. и древ. Росс. 1848 г., №6.

9. Андроник Болотов, упом. в 1644 г., а в 1659–1678 г. был крепостным старцем.

10. Иоасаф Тумской, упом. в 1648 и 49 годах. Во вкладной книге, гл. 638, между прочим сказано, что в 1645 г. Троицкой вотчины села Шухобалова приселка Тумы священник Иван пострижен в монашество. Так как в прошлом и запрошлом столетиях безфамильным одноименным монахам давали прозвища бол. частью по месту прежнего их жительства, то, вероятно, здесь разумеется именно эта личность, а не другая.

11. Дорофей II, упом. в 1654 году. В 1649 г. священник Троицкой вотчины села Кучек Дионисий, сын Корнилия, пострижен во иноцех Дорофей (ibid., гл. 649). Одинаковое название, при близости времени, ведет к тому же предположению, какое высказано выше.

12. Нижегородец, иеромонах, упом. в 1658 г., в 1659–1662 г. библиотекарем и ризничим, а в 1668–1666 г. только ризничим.

13. Иоасаф Константиновский, иеромонах, в мире Иван Алексеев сын Попов, из вдовых священников села Константиновского переславского уезда (в 70 верстах от лавры), упом. в 1673 г., а в 1674–1700 г. только ризничим; но во второй половине XVII в. едва ли не один старец заведывал и ризницей и библиотекой. В 1690 г. он «построил в селе Константиновском церковь Сретения Господня да придел Афанасия и Кирилла каменную, со всякою церковною утварью, в поминовение роду своему» (Протоколы Учр. собора 1748 г., л. 98 об.; Ставл. грам. № 59).

14. Иона иеродиакон, упом. в 1697–1699 годах. 31 декабря 1697 года вытребованы были из библиотеки в Москву первопечатное житие преп. Сергия и список новых чудес его для издания, за подписью «книгохранительные палаты иеродиакона Ионы» (Ркп. о новых чудесах преп. Сергия в библ. моск. дух. академии № 203), но, кажется, не были напечатаны.

Во второй половине XVII в., по воле Московских Первосвятителей, взяты были из лавры в Москву рукописные книги, частью «книг печатного дела исправления ради», напр. «Библия письменная, в честь, дачи Варлаама митрополита всея Русии» (в Оп. ркп. Синод. библ., Горского и Невоструева, № 1), частью «на обличение раскольников», напр. в 1682 г. взято 4 Служебника, из коих один преп. Сергия, а другой Серапиона Курцева, архиеп. новгородского (Там же №№ 347, 352), – и один Устав (См. Указатель для обозрения Моск. Синод. ризницы и библиотеки, архим. Саввы, изд. 3-е, в последней стр.6–12).

С XVIII в. книгохранители следуют в непрерывно-преемственном порядке:

15. 1702–1715 г. Иеромонах Иоасаф Суздалец, из строителей Свияжского монастыря, постриженник суздальского Спасо-Евфимиева монастыря (см. благосл. грам. №163); в синодиках записан иеросхимонахом. По всей вероятности, первый стал заведывать вместе и книгохранилищем и крепостным архивом; крепостным он известен по описи, после него оставшейся, книгохранителем называет себя в подписях на печатных книгах в 1706 и 1714 годах. При нем же, вероятно, и перенесена была библиотека с вотчинным архивом в палату при трапезе, а на плане (половины XVIII в., см. выше) может быть только предположено было перенесть ее в башню по близости к Учрежденному собору.

16. 1715–1723 г. Монах Ефрем Силин. После книгохранителей, бывших в 1715–1768 гг., сохранились записи книг и крепостей, выдаваемых из библиотеки разным лицам; в записи старца Ефрема № 673, л. 28 об., есть одна, довольно замечательная припись, именно: «1716 году октября в 26 день, по указу господ властей: архимандрита Георгия, келаря старца Иосифа, казначея старца Илариона, крепостные службы монах Ефрем Силин послан в Нижней Новгород в рыбной промысл, а ключи крепостные и книгохранительной службы взял келарь Иосиф. А как приехал в монастырь, и послан в тое же крепостную службу и книгохранительную марта в 31 день 1717 году. А с того месяца октября по апрель ходили в тое службу для выдачи крепостей и книг больнишной монах Иоасаф Суздалец, да монах Иоаким рухледной, да приказные: Иван Карпов, Яков Базлов, да с ними подъячие; а ходили они для тое выдачи порознь, а не вместе. А в которых месяцах и числах крепости и книги куды и кому именем они выдавали, и той выдачи именную записку в крепостной казне не оставили; и их выдачи которые люди крепостей и книг не приносят в крепостную казну, и мне спрашивать на них без записки не почем». Монах Силин дал вкладу в обитель 120 рублей; род его и некоторых других библиотекарей записан в синодиках ризницы №№ 4и 5.

17. 1723–1729 г. Монах Савватий Ковалев. После старцев Ефрема и Савватия дошли до нас описи печатных и рукописных книг; по той и другой описи показано всех книг до 2,000, наполовину печатных и наполовину письменных.

18. 1729–1746 г. Монах Моисей Москвитин, сконч. 20 июля 1746 года.

19. 1746–1750 г. Монах Иосиф Постников, из строителей Свияжского монастыря (№ 689 л. 36), сконч. 16 апреля 1752 года. При нем библиотека лишилась лучшей части своих сокровищ; в 1747 г. преосв. Арсений, архим. лавры, приказал учителям Троицкой семинарии выбрать из лаврской библиотеки «за куриоз причитаемые книги» и взять в семинарскую. Вследствие чего тогда взято было до 370 книг, в числе коих 207 рукописных, замечательных по содержанию, древности, украшениям или по принадлежности знаменитым лицам (Опись в деле Учр. собора 1781 г., № 7).

20. 1750–1761 г. Иеромонах Анастасий Данутинский, из вдовых священников погоста Данутина переслав. уезда, с 1760 г. строитель больничный, сконч. 3 сентября 1769 года. Судя по оставшемуся после него духовному завещанию, был жизни богоугодной. В Описании Песношского монастыря, сост. Калайдовичем (М., 1837 г.), на стр. 95 о строителе Иоанникии между прочим сказано: «4 ноября 1758 г. пострижен в монашество и был при той лавре (Сергиевой) библиотекарем». В конце 1760 г. иеродиакон Иоанникий Камков действительно определен был «крепостным», но во время самого же приема библиотеки, 26 апреля 1761 г., по прошению, за слабостью здоровья, уволен от сей должности (Журналы собора 1761 г., л. 182).

21. 1761–1764 г. Иеромонах Илиодор, из вдовых священников села Троицкого, Лыково тож, московского уезда, в 1764–1775 г. был ризничим лавры, 9 апреля 1775 г. определен игуменом козловского Троицкого монастыря, из коего в конце 1785 г. возвратился в лавру на покой, сконч. 9 февраля 1789 года и погребен на Вифанском кладбище.

22. 1764–1781 г. Иеромонах Наркисс Флоренский, из вдовых священников села Фроловского Юрьева-польского уезда, пострижен в монашество 1763 года, сконч. в должности благочинного 4 июля 1783 г., на 73 году от рождения. При нем в 1767 г., по приказанию архим. Платона, составлена опись книгам, содержащая 1502 книги, в числе коих значится только 511 рукописей. По всей вероятности между 1747–1767 годами еще были взяты книги из лаврской библиотеки в семинарскую.

23. 1781–1793 г. Иеромонах Дионисий, духовного звания, родом из Николо-Домодедовского села московской епархии, сконч. 6 февраля 1797 года. При нем утрачено много актов из архива.

24. 1793–1801 г. Иеромонах Макарий, из вдовых диаконов Преображенского собора г. Переславля-Залесского, в монашество пострижен 11 августа 1794 г., 15 октября 1799 г. определен к казначейской должности, в коей утвержден 3 августа 1801 г., а 7 июня 1809 г., по прошению, от нее уволен, с удержанием звания соборного старца, скончался 69 лет 7 февраля 1817 г. и погребен в лавре подле алтаря Успенского собора. В сане иеродиакона он составил в 1795г., под непосредственным надзором митр. Платона, описи библиотеки и архива, существовавшие до нынешней описи. По описи Макария библиотека состоит из 2035 книг, между коими рукописных 810.

25. 1801–1806. Иеромонах Ириней, после был благочинным, сконч. в глубокой старости 7 октября 1833 г., оставив по себе добрую намять.

26. 1806–1813 г. Иеромонах Никодим Попов, священнический сын, учился в Перервинской и Троицкой семинариях, в лавру принят в 1785 г., в монашество пострижен в 1791 г., в схиму с именем Николай – 30 марта 1838 г., сконч. в преклонных летах 1846 г., пробыв в обители преп. Сергия 61 год; погребен в лавре около Смоленской церкви. Бывши монахом-пономарем Троицкого собора, он сочинил Песнь в похвалу Вифании, по случаю преобразования ее во второкласный монастырь и устроения при ней семинарии (напеч. в М., 1797 г., в 4 д. л. См. Опис. библиотеки Общ. ист. и древ. Росс., отд. II, № 604).

27. 1813–1815 г. Иеромонах Герман, после казначей Вифанский; в 1819 г. уволен в Берлюкову пустынь на покой.

28. 1815–1822 г. Иеромонах Иерофей, родом из Москвы, духовного звания, поступил в лавру в 1803 году, с 1819 г. исправлял должность ризничего, от коей уволен 20 октября 1824 г. Скончался после продолжительной болезни в московской Голицынской больнице 3 июля 1832 г. и погребен в Даниловом монастыре.

29. 1822–1833 г. Иеромонах Левкий, после головщик, сконч. 4 марта 1833 года.

30. 1833–1836 г. Иеромонах Иннокентий Орлов, из вдовых священников села Батистева калужской епархии, пострижен в монашество в 1829 г., в июле 1836 г. послан в эконома петербургского Троицкого подворья, где в 1841 г. произведен архимандритом можайского Лужецкого монастыря, в 1854 г. переведен в московский Знаменский, в 1859 г. в Богоявленский, в 1863 г. в Спасо-Андроников монастырь, в котором скончался 9 февраля 1870 года (Душ. Чт. 1870, 1, 96–99).

31. 1836–1839 г. Иеромонах Товия, из духовного звания тамбовской епархии, после был экономом Троицкого петербургского подворья и соборным старцем, сконч. в лавре 15 февраля 1856 года; погребен подле алтаря Смоленской церкви.

32. 1839–1860 г. Иеромонах Иларий, с половины 1858 г. соборный, уставщик и благочинный, составитель настоящего описания рукописей, скончался 21 февраля 1866 года.

33. 1860–1872 г. Иеромонах Арсений, сотрудник о. Илария в составлении сего описания.

Предлагаемое описание славянских рукописей составлено в 1854–1857 годах во исполнение Указа Святейшего Синода от 31 мая 1853 года; после того, впрочем, делаемы были в оном нами некоторые исправления. Пергаменные рукописи отделены от писанных на бумаге на основании плана, выданного при помянутом Указе. Как те, так и другие описаны в систематическом порядке по обычным правилам библиографии. Но поскольку между древними рукописями, за исключением относящихся к разряду богослужебных, весьма мало таких, которые бы отличались совершенным единством содержания находящихся в них статей, то порядок не всегда мог быть строгим образом выдержан. В этом случае, равно как и при справках с многочисленным отделом рукописей прямо смешанного содержания или сборников, пользующимся будет помогать составленный нами, и по возможности полный, алфавитный указатель.

Считаем за долг помянуть словом благодарности покойного В. М. Ундольского, который не оставлял нас при нашей работе своими советами и указаниями. Затем, питая надежду, что, по крайней мере, не будет вменен ни во что труд, положенный нами на дело, обращаемся к ученым читателям с молением древнего книжного мужа: «отци и братия, оже ся где будем описали, или переписали, или не дописали, чтите исправливая Бога деля, а не клените, занеже книгы ветшаны, а ум молод не дошол».

Из числа 823 рукописных книг первые 43 на пергамене, 12 на бомбицине (см. азбуч. указатель). Двенадцатого столетия ркп. 2, тринадцатого 3, четырнадцатого 41, пятнадцатого 156, шестнадцатого 400, семнадцатого 200, осьмнадцатого 211 (новейшего времени в дополнительной описи).

Рукописи по годам


1222 года № 35 1536 года № 370
1303 « № 22 1541 « № 146
1334 « № 10 1543 « № 316
1381 « № 172 1548 « № 371
1406 « № 38 1549 « № 780
1412 « № 156, 157 1551 « № 648
1414 « № 165 1552 « № 257
1418 « № 190 1551–53 « № 85
1423 « № 16, 167 1556 « № 133, 486
1425 « № 185 1557 « № 143
1429 « № 308,715,717 1560 « № 27
1431 « № 175 1562 « № 724, 725
1433 « № 168, 169 1567 « № 468
1437 « № 407 1572 « № 469, 500, 792
1443–45 « № 180 1597 « № 151
1444 « № 687 1616 « № 281, 283
1445 « № 747 1625 « № 24
1468 « № 79 1627 « № 665, 681
1469 « № 490, 701, 720 1628 « № 514, 702
1471 « № 191 1629 « № 668, 671, 673
1472 « № 66 1630 « № 672, 675, 676, 695
1474 « № 224 1631 « № 677
1487 « № 761 1632 « № 679, 727
1489 « № 90 1633 « № 694
1493 « № 710 1640 « № 660
1497 « № 368, 712 1645 « № 249
1468 « № 369 1647 « № 238
1500 « № 609 1648 « № 738
1501 « № 482 1658 « № 813
1505 « № 465 1660 « № 814
1509 « № 483, 494, 524, 536 1671 « № 815
« № 547, 559, 580, 590 1677 « № 637
1511 « № 597 1723 « № 822
1513 « № 505, 517, 518 1729 « № 823
1514 « № 548, 568 1747 « № 734
1523 « № 581 1748 « № 456, 819
1524 « № 100, 123, 771 1750 « № 454, 455
1526 « № 159 1756 « № 457
1528 « № 721 1759 « № 743
1530 « № 65 1761 « № 732
1531 « № 774 «

* * *

1

Если ркп. в описи означена исх. XII или нач. XIII в., то при общем счете, отнесена к XII в , и т. д.; равных веков к одному которому-нибудь, по большинству статей.


Источник: Описание славянских рукописей Библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой лавры : [В 3-х част.]. / Арсений (иером. Троице-Сергиевой лавры) - Изд. Императорского общества истории и древностей российских при Московском университете - Москва : Тип. Т. Рисъ, 1878-. / Ч. 1. - 1878. - 352 с.; Ч. 2. - 1878. - 240 с.; Ч. 3. - 1879. - 267, 44 с.

Комментарии для сайта Cackle