Повесть о бражнике
По́весть о бра́жнике – анонимное произведение, созданное, скорее всего, в конце X V I в., известное сейчас в 52 списках XVII–XX вв., представляющих, по последним исследованиям, около 10 разновидностей текста. В существующих западноевропейских версиях этого сюжета в рай попадает крестьянин (французский фабльо) или мельник (немецкая новелла), в русской повести главная роль отводится бражнику (пьянице), который, оказываясь перед вратами рая, последовательно вступает в переговоры с апостолами Петром и Павлом, царем Давидом, Соломоном, св. Николаем и Иоанном Богословом (число персонажей может быть меньше), находящимися по другую сторону врат и утверждающими, что «бражником не входимо в рай», ибо «бражники царства небеснаго не наследят». Отстаивая свое право быть в раю, бражник доказывает своим оппонентам, что в земной жизни они были не менее грешны, чем он (аргументы бражника почерпнуты из Ветхого и Нового заветов, Ж и тия Стефана Первомученика, «некнижного» жития св. Николая...). Решение впустить бражника в рай принимает Бог или, в некоторых редакциях, Иоанн Богослов. Вслед за этим в ряде редакций присутствует эпизод о «лучшем месте», право на которое бражник отстаивает с помощью одного лишь аргумента: «Святии отцы! Не умеете вы говорить з бражником, не токмо что с трезвым!»
Цепная организация сюжета позволила ученым (И. П. Смирнов в статье не опубликованного еще тома «Словаря книжников») соотнести П. с кумулятивной сказкой. К сказочно-мифологической традиции возводит И. П. Смирнов и «реликтовое представление об опасности, возникающей при неосторожном произнесении имени», отмечая, что в П. «эта мифологема объединяется с <…> мотивом невидимости того, кто принадлежит к потустороннему миру».
Жанр П. однозначно определить практически невозможно. С точки зрения содержания это сакральная пародия (определение, данное в разное время Д. С. Лихачевым и И. П. Смирновым), с точки зрения внутренней организации текста – новеллд простой формы (по определению А. М. Панченко).
Традиционным является изучение П. в рамках направления демократической сатиры. Однако, как показали последние исследования, своим происхождением памятник вряд ли обязан демократической среде. Широкий круг источников, использованных автором П., свидетельствует о хорошем знании им как канонической библейской, так и апокрифической литературы. Свободное владение материалом и сам отбор этого материала говорят о высокой «книжной» культуре автора. Анализ состава сборников с П. о б., проведенный О. Н. Фокиной, показал, «что ни один из сборников XVII в. не включает произведений из круга демократической сатиры. Видимые признаки сознательного прикрепления Повести к сатирической смеховой традиции XVII в. появляются на более позднем этапе – в начале XVIII в.». Сборники XVIII в. с П. о б. О. Н. Фокина отнесла к одному из вариантов народной книги.
Традиционной является характеристика П. как произведения сатирического, высмеивающего формальное благочестие, произведения, полемизирующего с религиозно-дидактической литературой против пьянства. Однако нельзя не отметить и позитивного, гуманистического содержания П. как произведения о достоинстве человека, о праве каждого человека, вне зависимости от его социального статуса, на божие милосердие. Гуманистический пафос П. отмечен Ф. М. Достоевским (П., по наблюдению Л. М. Лотман, вошла в круг источников романа «Преступление и наказание»). М. П. Чередникова показала, что П. явилась одним из косвенных источников «Очарованного странника» Н. С. Лескова.
Изд.: Слово о бражнике, како вниде в рай/ Подг. текста и примеч. А. М. Панченко// Изборник (1969).– С. 594–596, 779–780; Повесть о бражнике/ / Русская демократическая сатира X V II века / Подг. текстов, ст. и комм. B.П. Адриановой-Перетц,– 2-е изд.– М., 1977, – С. 85–86, 161–164, 213–215; Повесть о бражнике / Подг. текста и комм. А. М. Панченко / / ПДДР: X V II век.– М., 1989.– Кн. 2.– C. 222–224, 610, 611.
Лит.: Веселовский А. Н. Памятники литературы повествовательной // Галахов А. История русской словесности древней и новой.– 2-е изд.– СПб., 1880, – Т. 1,– С. 497–500; Фокина О. Н. Памятник ранней демократической сатиры в литературном процессе XVII–XVIII вв.: «Повесть о бражнике» / Автореф. дисс. ...канд. филол. наук,– Томск, 1988.
С. А. Семячко
