под ред. О.В. Творогова

Источник

Антоний Новгородский

Антоний Новгородский (в миру Добрыня Ядрейкович. (ум. 1232 г.) – архиепископ Новгородский,автор «Книги Паломник». В Новгородской I летописи под 1211 г. сообщается, что А. Н. привез из Царьграда (Константинополя) христианские святыни, затем был пострижен в монахи в Хутынском монастыре и стал архиепископом новгородским. В 1219 г. его сменил изгнанный прежде архиепископ Митрофан, а А. Н. становится епископом в Перемышле. В 1225 – 1228 гг. А. Н. снова архиепископ новгородский; после чего по болезни удаляется в Хутынский монастырь, где и умирает. О его деятельности повествуется в статье Новгородской летописи под 1232 г.

В «Книге Паломник», известной в двух редакциях, рассказывается о святынях, соборах и храмах византийской столицы до ее разграбления крестоносцами в 1204 г. Путешествие А. Н. в Царьград датируется 1200 г.; он пробыл там, видимо, не менее года; высказывались мнения о двукратном посещении А. Н. Константинополя, так как во второй редакции «Книги Паломник» упоминается о захвате латинянами «церковных дра-гих вещей». В своей «Книге» А. Н. подробно описал находящиеся в константинопольском Софийском соборе иконы, мощи и церковную утварь: сосуды, завесы, кресты, паникадила. А. Н. пересказывает эпизод о явлении ангела из легендарного «Сказания о построении Софийского собора». Он упоминает о чудесах и исцелениях от мощей, икон, в том числе о чуде, свершившемся в 1200 г. А. Н. описывает богослужение С. участием константинопольского патриарха, отмечает «пенье красное и сладкое», упоминает греческих иконописцев Павла и Лазаря. Среди икон, поставленных близ алтаря, А. Н. отмечает изображение русских святых – Бориса и Глеба. Упоминает А. Н. и дар русской княгини Ольги – золотое блюдо «коли взяла дань ходивши к Царьграду». Примечательно описание «огорода» у патриарха, в котором произрастают дыни, яблоки, груши, упоминание бани С. водопроводом.

Кроме Софийского собора, церкви св. Апостолов и других храмов, А. Н. перечисляет столичные монастыри, упоминает об Ипподроме и городских воротах. «Книга Паломник» А. Н. представляет интереС. прежде всего как ценный историко-культурный источник для изучения русско-византийских связей. «Книга» была переведена на европейские языки еще в XIX в.

Изд.: Путешествие Новгородского архиеп Антония в Царьград в конце 12-го столетия / С. предисл. и примеч. П. Савваитова. – СПб., 1872. – Стб. 13–54, 55–174; Книга Паломник Сказание мест святых во Цареграде Антония, архиеп. новгородского в 1200 г. / Под ред. Х. М. Лопарева // ППС. – Вып. 51. – С. 1–39, 71–94; Белоброва О. А. О <Книге Паломник» Антония Новгородского // Византийские очерки. – М., 1977. – С. 225–235.

Лит.: Майков Л. Н. Материалы и исследования по старинной русской литературе 1 Беседа о святынях и других достопримечательностях Царьграда // СОРЯС. – 1890 – Т. 51, № 4 – С. 3–11; Яцимирский А И. Новые данные о хождении архиепископа Антония в Царьград // ИОРЯС. – 1899 – Т. 4, кн. 1. – С. 223–264; Прокофьев Н. И. Русские хождения XII – XV вв. // Учен зап Моcк. Гос. Пед. ин-та им В. И. Ленина – М., 1970. – № 363. – С. 64–95; Белоброва О. А. «Книга Паломник» Антония Новгородского. К изучению текста // ТОДРЛ. – 1974. – Т. 29 – С. 178–186.

Белоброва О. Л. Литература Древней Руси: Биобиблиографический словарь / Под ред. О. В. Творогова. М., 1996.


Источник: Литература Древней Руси : Биобиблиографический словарь / [Составитель Л.В. Соколова]; Под ред. О.В. Творогова. - Москва : Просвещение : Учеб. лит., 1996. - 238, [1] с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle