Филофей
ФИЛОФЕЙ (гг. рождения и смерти неизвестны) – писатель-публицист 1-й пол. XVI в., монах и игумен Псковского Спасо-Елеазарова монастыря. Ф. принадлежал к образованной части церковников иосифлянского направления (см. Иосиф Волоцкий), он известен как автор посланий. В своих произведениях Ф. широко и свободно цитирует свято-отеческую литературу и Священное писание.
Судя по его ответным посланиям, Ф. был авторитетнейшим лицом на Псковщине в период присоединения Пскова к Московской Руси. В 1510 г. к нему обратились «некие боголюбци псковичи», жалуясь на постигающую их «скорбь от государя и от градских властей насилие». Не имея возможности оказать конкретную помощь, Ф. призывал опальных псковичей к смирению и обращению к Богу С. мольбой об избавлении «от всех скорбей».
В течение 1521 – 1528 гг. Ф. вел переписку С. дьяком Мисюрем (Михаилом Григорьевичем) Мунехиным, влиятельным представителем власти в Пскове времени Василия III. Первое послание Мунехину написано по случаю морового поветрия, случившегося в Псковской земле в 1521 г. В нем Ф. вновь касается темы провидения Божия, призывает к терпению («иже случаются нам прискорбная и тяжкая, но благодарно вся терпим»). Послание «на противящихся Божьей воле» (1521 – 1524) является ответом на просьбу Мунехина истолковать «божественное писание». Это послание не только тематически, но и текстуально близко предыдущему.
Наиболее известным оказалось третье послание Мунехину («Против звездочетцев и латинян, или О злых днех и часех»), которое датируется 1527 – 1528 гг. В ответ на запроС. своего адресата Ф. весьма критически отозвался о взглядах немецкого врача и астролога Николая Булева, утверждавшего, что первенство в христианском мире принадлежит католическому Риму. Ф. противопоставил ему свою церковно-политическую концепцию, получившую название «Москва – третий Рим». Злободневность появления этой концепции подтверждается тем, что в 1526 г. Москву посетили послы папы римского, склонявшие Русь к принятию церковной унии. Ф. сформулировал идею о переходе функции опоры христианства к Русскому государству, поскольку ни первый Рим, ни второй Рим (Царь-град) не способны были играть эту роль. Он пишет Мунехину: «Да веси (знай, ведай), христолюбче и боголюбче, вся христианская царства приидоша в конец и снидошася во едино царство нашего государя по пророческим книгам, то есть Российское царство: два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». В теории «Москва – третий Рим» соединились распространенная в христианских странах идея «длящегося Рима» С. утверждавшейся в древнерусской литературе идеей богоизбранности Руси. Ф., иосифлянин, защитник крупного монастырского землевладения, провозглашая Москву третьим Римом, возлагал на великого князя ответственность за судьбу всего христианства и обязывал его блюсти интересы церкви и защищать ее имущество.
Известно еще несколько произведений, которые связывают С. именем Ф., в том числе послания, адресованные Василию III и Ивану IV (может быть, Ивану III). Они тематически и текстуально близки посланиям Мунехину.
Теория Ф. «Москва – третий Рим» носила церковный характер и не смогла оказать существенного влияния на политическую идеологию Русского государства XVI в. После учреждения московского патриаршества она постепенно стала проникать в официальные документы, в литературные произведения; особый интереС. к ней проявился в XVII в.
Изд.: Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. – Киев, 1901; Послания старца Филофея / Подг. текстов, перевод и комм. В. В. Колесова // ПЛДР: Конец XV – первая половина XVI века – М., 1984. – С. 436–455, 732–739.
Лит.: Масленникова Н. Н. К истории создания теории «Москва – третий Рим» // ТОДРЛ. – 1962. – Т. 18 – С. 569–581, Гольдберг А. Л. Идея <Москва – третий Рим» в цикле сочинений первой половины XVI века // ТОДРЛ. – 1983. – Т. 37. – С. 139–149; Гольдберг А. Л., Дмитриева Р. П. Филофей // Словарь книжников – Вып. 2, ч. 2. – С. 471–473.
Дмитриева Р. П. Литература Древней Руси: Биобиблиографический словарь / Под ред. О. В. Творогова. М., 1996.