Феодосий
ФЕОДОСИЙ (30-е гг XI в (?) – 3V1074) – церковный деятель, автор поучений Ф. родилея в состоятельной семье в г Василеве (под Киевом), детство провел в Курске, куда по повелению князя переселились его родители. С. отроческих лет Ф. отличался необычайной религиозностью и своим экзальтированным благочестием и смирением вызывал гнев матери, надеявшейся вырастить сына рачительным хозяином и наследником ее богатств. Видимо, еще юным Ф. покинул родительский дом и отправился в Киев Там, после безуспешных попыток постричься в каком-либо из городских (княжьих) монастырей, пришел в пещеру, где подвизались Антоний и Никон, поселился С. ними и был пострижен Никоном в монахи Ф. стал одним из первых монахов Киево-Печерского монастыря, а в 1062 г был поставлен его игуменом По инициативе Ф. были возведены многие монастырские строения и заложен Успенский собор. В 1073 г Ф. решительно осудил киевского князя Святослава, свергнувшего своего брата Изяслава Ф. почил в монастыре и был погребен в пещере, откуда его мощи были торжественно перенесены в 1091 г в Успенский собор.
Подробный рассказ об отроческих и юношеских годах Ф. и его подвижничестве в монастыре содержится в обширном «Житии», написанном Нестором. Сведения о Ф. имеются также в Повести временных лет и в Патерике Киево-Печерском.
Ф. приписывалось более двадцати сочинений, однако С. достаточным основанием можно считать его автором двух посланий, восьми поучений и молитвы.
Послание Ф. князю Изяславу Ярославичу («Въпрошание Изяславле князя, сына Ярославля, внука Володимеря, игумена Феодосья Печеръскаго монастыря»), сохранившееся в двух списках, содержит ответ Ф. на вопроС. князя, можно ли по воскресным дням есть мясо. Тому же Изяславу адресовано и другое послание Ф. («Слово святаго Феодосья, игумена Печеръскаго монастыря о вере крестьянской и олатыньской»), написанное, как полагают, в 1069 г. и посвященное проблемам различия между православием и католичеством.
Ф. приписываются также поучения «о терпении и о любви», «о терпении, и о любви, и о посте», «о терпении и милостыни», «о терпении и о смирении», два поучения «о душевной пользе» и поучение «к келарю». В этих поучениях, обращенных к монастырской братии, Ф. призывает следовать евангельским заповедям, быть смиренным, терпеливо сносить укоры и уничижения, осуждает «непотребные речи», склонность к взаимным попрекам и гневу, сетует на нерадивость в церковной службе, иными словами, осуждает за отсутствие тех нравственных достоинств – смирения, кротости, искреннего благочестия, трудолюбия, которыми отличался он сам.
Молитва Ф. «за вся крестьяны» была открыта и опубликована Ф. И. Буслаевым. Лучшие издания сочинений Ф. принадлежат И. П. Еремину и Н. В. Понырко.
Изд.: Еремин И. П. Литературное наследие Феодосия Печерского // ТОДРЛ., – 1947. – Т. 5 – С. 159–184; Поучения Феодосия Печерского // Красноречие Древней Руси – С. 58–69; Послания Феодосия Печерского князю Иэяславу Ярославичу // Эпистолярное наследие Древней Руси – С. 14–29.
Лит.: Чаговец В. А. Преподобный Феодосии Печерский, его жизнь и сочинения. – Киев, 1901; Гудзий Н. К. О сочинениях Феодосия Печерского // Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран. – М., 1963. – С. 62–66; Склярук В. И. К биографии Феодосия Печерского // ТОДРЛ. – 1988. – Т. 41 – С. 317–323; Творогов О. В. Феодосии // Словарь книжников. – Вып. 1. – С. 457–459.
Творогов О. В. Литература Древней Руси: Биобиблиографический словарь / Под ред. О. В. Творогова. М., 1996.