под ред. О.В. Творогова

Источник

Хворостинин Иван Андреевич

ХВОРОСТИНИН ИВАН АНДРЕЕВИЧ – писатель 1-й пол. XVII в., большой эрудит и «западник». Карьера X. началась в годы Смуты, когда он занимал почетную должность кравчего при дворе Лжедмитрия I. Тесное общение С. поляками в период службы самозванцу оставило отпечаток на всей последующей жизни князя. Уже после Смуты, будучи царским стольником в Москве (в 1619 – 1622 гг.), X. позволял себе вольное и незаконопослушное поведение: сначала становится известным его намерение перейти в католичество, затем он отказывается от православных догматов и обрядов: отрицает воскресение мертвых, необходимость соблюдения поста и молитвы, не пускает своих людей в церковь. X. мечтает об обществе умных, образованных людей, ведет себя крайне высокомерно С. родичами и равными по статусу особами. Распространяются слухи о его намерении уехать в Литву. Все эти поступки X. дают патриарху Филарету повод обвинить его в еретичестве и отправить на покаяние в Кирилло-Белозерский монастырь (конец 1622 – нач. 1623 г.). Находясь там, X. обнаруживает полное раскаяние и в 1624 г. государевым указом возвращается в Москву, где 28 февраля 1625 г. преставляется в схиме, приняв монашеское имя Иосиф.

Перу X. принадлежат стихотворный религиозно-полемический трактат «Изложение на еретики-злохульники» и повесть о Смуте – «Словеса дней и царей и святителей московских, еже есть в России». В отличие от других авторов, писавших о Смуте, X. ставит основной задачей своего сочинения не максимально достоверное воспроизведение событий, а самореабилитацию, попытку отвести обвинения в еретичестве и в склонности к измене. В «Словесах» X. подробно характеризует основных деятелей Смутного времени. Двойственную оценку получает у него БориС. Годунов, перечисляя заслуги которого автор не хочет промолчать и о его «неправедных делах»; наследник Бориса – Федор Борисович, напротив, удостаивается наивысших похвал; весьма негативно отзывается X. о Василии Шуйском, но чертами истинного праведника, достойного всяческого преклонения, наделен в «Словесах» патриарх Гермоген. Рассказывая о Лжедмитрии, X. под именем «юноши некоего», постоянно осуждающего самозванца и призывающего его свернуть С. пагубного пути, выводит себя. Прочитав «Словеса», читатель, по замыслу автора, должен был убедиться, что князь X., хотя и состоял на службе у Расстриги, не одобрял его действий и прикладывал усилия, чтобы побудить его изменить поведение. Восторженные же отзывы X. о Гермогене, основной заслугой которого «Словеса» признают его высокое благочестие, должны свидетельствовать об ортодоксальном православии и самого автора. «Словеса» известны в четырех списках; все они дефектны – утрачен конец сочинения. Тем не менее, благодаря литературным своим достоинствам и незаурядной личности самого автора, «Словеса» принадлежат к числу интереснейших произведений о Смутном времени.

Изд.: Изложение на еретики-злохульники // Савва В. И. Сочинения князя Ивана Андреевича Хворостинина // ЛЗАК за 1905 г., вып. 18. – СПб., 1907. – С. 1–106; Словеса дней и царей и святителей московских // Памятники древней русской письменности, относящиеся к Смутному времени. – СПб., 1909. – С. 525–558; РИБ. – Т. 13; То же / Подг. текста и комм. Е. П. Семеновой; Перевод Д. М. Буланина // ПЛДР: Конец XVI – начало XVII века. – М., 1987. – С. 428–463, 599–604.

Лит.: Платонов С. Ф. Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII в. как исторический источник. – СПб., 1913. – С. 230–240; Комарович. В. Л. «Смутное время» в изображении литературных памятников 1612 – 1630 гг. // История русской литературы. – Т. 2, ч. 2. – С. 57–60; Семенова Е. П. И. А. Хворостинин и его «Словеса дней» // ТОДРЛ. – 1979. – Т. 34. – С. 286–297.

Серова И. Ю. Литература Древней Руси: Биобиблиографический словарь / Под ред. О. В. Творогова. М., 1996.


Источник: Литература Древней Руси : Биобиблиографический словарь / [Составитель Л.В. Соколова]; Под ред. О.В. Творогова. - Москва : Просвещение : Учеб. лит., 1996. - 238, [1] с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle