под ред. О.В. Творогова

Источник

Хождение Богородицы по мукам

ХОЖДЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ ПО МУКАМ – переведенный С. греческого апокриф, получивший широкое распро странение в древнерусской литературе; старший список его относится к рубежу XII – XIII вв., но большая часть списков относится к XVII – XVIII вв., когда X. приобретает большую популярность у читателей-старообрядцев.

В X. рассказывается о посещении Богородицей ада. Ее сопровождает предводитель небесного воинства – архистратиг Михаил. Страдания грешников описаны С. жестоким натурализмом: одни погружены в огненную реку до пояса, до подмышек, а иные – С. головой, другие заживо поедаемы червями, третьи лежат на раскаленных скамьях, иные подвешены на железных крюках. По просьбе Богородицы архистратиг поясняет ей, в чем вина страдающих грешников: здесь пребывают те, кого прокляли родители, кто враждовал друг С. другом, прелюбодействовал, сплетничал, занимался ростовщичеством, кто нарушал предписания церкви и церковный обиход: просыпал заутреню, совершая обряд проскомидии, ронял на землю крошки просфоры, продавал церковную утварь, уча людей евангельским заповедям, сами их постоянно нарушали.

Видит Богородица в горящей смоляной реке евреев, мучивших Иисуса Христа, христиан-отступников, верящих в демонов или творивших дьявольские дела и не покаявшихся. Потрясенная увиденным. Богородица просит вознести ее к божественному престолу и молит благодатного Сына своего: «Помилуй грешников, владыка, так как я видела и не могу переносить их мучения, пусть буду и я мучиться вместе С. христианами». Но Бог неумолим: «Как я помилую их? Вижу гвозди в дланях Сына моего и не знаю, как можно их помиловать». Вместе С. Богородицей молят Бога о снисхождении пророки, апостолы, ангелы, но тщетно. Вновь взывает Богородица к архангелам Гавриилу и Михаилу, к Иоанну Богослову, и когда Михаил, и все лики небесные, и все чины бесплотных пали ниц перед божественным престолом, Господь нисходит в ад, обращается к грешникам С. суровым упреком за их прегрешения и ради милосердия Отца и молитв Богородицы, просьб архистратига Михаила и многих мучеников дарует грешникам покой на семь недель – от Великого четверга до Троицы. Богородица изображается в этом апокрифе как заступница христиан, готовая простить им прегрешения, замолить их грехи перед суровым и неподкупным Богом. Именно эта роль Богородицы, вероятно, особенно привлекала древнерусских книжников, сюжет апокрифа отразился в духовных стихах, позднее был использован Ф. М. Достоевским в Легенде о Великом Инквизиторе в романе «Братья Карамазовы».

Изд.: Срезневский И. И Древние памятники русского письма и языка (X – XIV вв.): Общее повременное обозрение. – СПб., 1863. – С. 204–217; Тихонравов Н. С. Памятники отреченной русской литературы. – М., 1863. – Т 2. – С. 23–39; Хождение Богородицы по мукам / Подг. текста, перевод и комм. М. В. Рождественской // ПЛДР: XII век. – М., 1980. – С. 166–183, 651–652.

Лит.: Пыпин А. Н. Древняя русская литература II Сказание о хождении Богородицы по мукам // Отечественные записки. – 1856. – № 115 – С. 335–360; Адрианова-Перетц В. П. Апокрифы // История русской литературы. – М.; Л., 1941. – Т. 1. – С. 80–82; Ветловская В. Е. Достоевский и поэтический мир Древней Руси: Литературные и фольклорные источники «Братьев Карамазовых» // ТОДРЛ. – 1974. – Т. 28. – С. 297–301; Рождественская М. В. Хождение Богородицы по мукам // Словарь книжников. – Вып. 1. – С. 463–465.

Рождественская М. В. Литература Древней Руси: Биобиблиографический словарь / Под ред. О. В. Творогова. М., 1996.


Источник: Литература Древней Руси : Биобиблиографический словарь / [Составитель Л.В. Соколова]; Под ред. О.В. Творогова. - Москва : Просвещение : Учеб. лит., 1996. - 238, [1] с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle