Живые зерна
Отец Анатолий (Зерцалов) говорил: „Монашеская жизнь трудная – это всем известно; а что она самая высокая, самая чистая, самая прекрасная и даже самая легкая, – что говорю: легкая – неизъяснимо привлекающая, сладостнейшая, отрадная, светлая, радостью вечной сияющая – это немногим известно“.
„От пыли, кроме пыли, ничего быть не может, – сказал как-то о. Анатолий. – А от терпения – мир, свет, благодать. Ведь это все пройдет, как туман раннего утра, лишь только солнышко взойдет. А наше солнышко скоро, скоро воссияет... В терпении вашем стяжите души ваша!
Старец Анатолий (Потапов) давал своим духовным чадам такую молитву: „Избави мя, Господи, от обольщения богомерзкаго и злаго антихриста, близ грядущаго, и укрой меня от сетей его в сокровенной пустыне спасения Твоего. Даждь ми, Господи, крепость и мужество твердаго исповедания имени Твоего Святаго, да не отступлю страха ради диавольскаго, да не отрекусь от Тебя, Спасителя и Искупителя моего, от Святой Твоей Церкви. Но даждь ми, Господи, день и ночь плач и слезы о грехах моих и пощади мя, Господи, в час Страшнаго Суда Твоего. Аминь“.
„Во всякое время, что бы вы ни делали: сидите ли, идете ли, работаете ли, читайте с сердцем: «Господи помилуй!»“ – наставлял старец Нектарий.
Батюшку Нектария спрашивают монахи:
Как отвечать на допросе, когда спрашивают: монах ты или нет?
Батюшка говорит:
Отвечай: монах. Монашество – второе крещение... Отречься от монашества – отречься от второго крещения, а значит и от Христа.
Отец Никон жалел мирян, даже тех, которые далеки были от Бога.
– Не надо давать воли своим чувствам – надо понуждать себя обходиться приветливо и с теми, которые не нравятся нам... Надо любить всякого человека, видя в нем образ Божий, несмотря на его пороки. Нельзя холодностью отстранять от себя людей.
Он же сказал: „Надо терпеть не только постигающие скорби, но и себя терпеть надо“.
„Не в том сила, – сказал о. Никон, – чтобы часто бывать у отца духовного, а в том, чтобы его наставления исполнять, чтобы не быть безплодными“.
„Посмотрите: храмы Божии открыты, – говорил о. Никон, – богослужение совершается, разве это не зов Божий? Вы слышите благовест, призывающий в храм Божий на молитву, – разве это не зов Божий? В храме мы слышим проповедь, слово Божие, – разве это не зов Божий. Если нас постигают скорби и искушения, то и они являются для нас зовом Божиим“.
Отец Никон сказал: „Монахи к смерти готовятся, всегда думают о том, чтобы встретить смерть в мире со всеми, а миряне этого не знают и не придают значения немирствию“.