Живые зерна
Старец Варсонофий сказал: „У батюшки Амвросия спросили, что такое монашество. „Блаженство“, – отвечал он. И действительно, это такое блаженство, более которого невозможно представить, но монашество не так легко, как некоторые думают, но и не так трудно, как говорят другие“.
„Мы слишком отвлеченно думаем об адских муках, вследствие чего и забываем о тех, – сказал о. Варсонофий иноку Николаю, будущему старцу Никону. – В миру совершенно забыли о них. Диавол всем там внушил, что ни его самого, ни адских мук не существует. А святые отцы учат, что обручение геенне, все равно как и блаженству, начинается еще на земле, то есть грешники еще на земле начинают испытывать адские муки, а праведники блаженство... только с той разницей, что в будущем веке и то и другое будет несравненно сильнее“.
«Приходит ко мне однажды мирской человек, – рассказывал о. Варсонофий, – и обращается ко мне с таким вопросом: „Как проходить путь Божий? Как ему научиться? Скажите мне это в немногих словах“. Я даже несколько задумался: что ему сказать? А потом говорю: „Вы читали Псалтирь?“ – „Читал“. – „Ну так вот, там сказано: Господь научит кроткия путем Своим. Значит, прежде всего, надо знать, что учит путям Господним Сам Господь, но учит не всех, а только тех, кто кроток, кто смиряется. Так вот и вы смиряйтесь, будьте кротким, и Господь вас не оставит, и Сам научит, как проходить путь Господень и в чем он состоит“. – „Спаси Господи, батюшка, вы мне все разъяснили“, – сказал он мне тогда и ушел».
Сказал о. Варсонофий: „Был человек богат, вдруг стал нищим. Это тяжело, но поправимо. Был здоров, стал больным – и это поправимо, ибо с ним и с больным есть Христос. А потеряешь веру – великое несчастье. Оно тем ужасно, что нет у человека никакой опоры“.
Разговор старца Варсонофия с послушником-письмоводителем (будущим преп. Никоном):
Вы сказали, что это такая-то ведомость, а она не такая.
Нет, я этого не говорил.
Так вы сказали, что она такая вот...
Нет, и этого я не говорил.
А вы скажите: „Простите, батюшка“, – это будет по-монашески.
Простите, батюшка.
Самооправдание не монашеское дело; мне так в свое время и великий старец Анатолий говорил: „Никогда не оправдывайся“.
„Кто надеется на Бога, тот не бывает посрамлен никогда“, – говорил старец Варсонофий.
„Прочтя вслух про гонения Диоклетиана, – записал в дневнике ученик о. Варсонофия, будущий преп. Никон, – Батюшка сказал: „Все эти гонения и мучения повторятся, может быть. Теперь все это возможно... Колизей разрушен, но не уничтожен. Колизей, вы помните, это театр, где язычники любовались на мучения христиан, где лилась рекою кровь христиан-мучеников... Ад тоже разрушен, но не уничтожен, и придет время, когда он даст себя знать. Так и Колизей, быть может, скоро опять загремит, его возобновят, поправят. Попомните это мое слово. Вы доживете до этих времен“.
„Блаженством станет для нас жизнь тогда, – сказал о. Варсонофий, – когда мы научимся исполнять заповеди Христовы и любить Христа. Тогда радостно будет жить, радостно терпеть находящие скорби, а впереди нас будет сиять неизреченным светом Солнце Правды – Господь... Исполнение заповедей приносит людям высшее счастье“.
Отец Варсонофий говорил: „Нужно идти на Фавор! Но помнить надо, что один путь на Фавор – через Голгофу, другой дороги нет. Устремляясь к жизни с Богом, надо приготовиться ко многим скорбям“.
„Не надо унывать, – говорил он. – Пусть унывают те, которые не веруют в Бога, – для них, конечно, скорбь тяжела, так как кроме земных удовольствий они ничего не имеют, но людям верующим не должно унывать, так как скорбями они получают право на сыновство, без которого нельзя войти в Царство Небесное“.