Виктор Афанасьев

Источник

Благословение Оптиной

В ночь с 3 на 4 июля 1918 года в Екатеринбурге расстреляна была чекистами Августейшая Царская Семья – вся, во главе с Императором Николаем Александровичем. В следующую ночь (с 4-го на 5-е) возле Алапаевска, там же на Урале, совершено было второе злодеяние: избиты и брошены были живыми в старую шахту преподобномученицы Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, сестра убитой Императрицы, и ее помощница по московской Марфо-Мариинской общине крестовая сестра Варвара (Яковлева), а с ними Великий Князь Сергий Михайлович, князья Иоанн, Константин, Игорь Константиновичи, князь Владимир Палей и секретарь Великого Князя Феодор Ремез.

Это было в 1918 году... А почти за тридцать лет до того в Оптину Пустынь приехал Великий Князь Константин Константинович Романов, известный в русской литературе как замечательный поэт-лирик К. Р. (то есть Константин Романов; этими двумя буквами он подписывал свои сочинения). Он побывал на службах, беседовал со старцами Амвросием и Анатолием. После отъезда в Петербург имел с ними переписку, прислал в Скит прекрасную лампаду и просил, чтобы она постоянно горела перед образом св. Иоанна Предтечи. Он писал, что счастлив тем, что его „сподобил Господь побывать здесь, в этой святой обители, где как лампада перед иконой теплится православная вера, поддерживая в нас дух родного русского благочестия“.

Вскоре родился у него сын Иоанн, – старец Амвросий прислал новорожденному на благословение икону Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, копию скитской. Благословение весьма многозначительное: князь Иоанн Константинович Романов через тридцать лет сподобится мученической кончины. А с ним и два его младших брата, Константин и Игорь, – все офицеры, воевавшие с немцами в 1914–1916 годах. Иоанн в 1918 году принял рукоположение в сан диакона, так как собирался стать священником.

Летом 1901 года семья К. Р. поселилась в деревне Прыски близ Оптиной. Великий Князь хотел, чтобы дети поближе познакомились и с монастырской жизнью, и с крестьянами, и с настоящей (а не дворцово-парковой) природой. Дети, одетые в ситцевые рубашки, помогали крестьянам в поле, ходили в лес, плавали на лодках по реке Жиздре, а главное, посещали Шамординскую обитель и Оптину Пустынь. Старшие дети, Иоанн, Константин, Игорь вместе с отцом приезжали в монастырь верхом, а их младшие братья и сестра на тележке. Эта сестра, по имени Татьяна, впоследствии станет игуменией Гефсиманского монастыря на Елеонской горе близ Иерусалима – ее имя будет мать Мария. Там в 1920 году она примет святые мощи своей родной тетки Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, которые привезет из Сибири через Китай игумен Серафим (Кузнецов)...

Преподобный Варсонофий, в 1901 году еще рясофорный инок, вел тогда Скитскую летопись. 10 июня в Казанском соборе происходил постриг в мантию трех иноков. Летописец отмечает: „При постриге присутствовали Августейшие дети Его Императорского Высочества Великого Князя Константина Константиновича“. 13 июня вся семья опять в монастыре. 20 июля – тоже. 19 августа князья Иоанн и Гавриил (старший брат Иоанна) стояли всенощное бдение в Казанском соборе, ночевали в келлиях настоятеля, были на ранней обедне и потом у старца Иосифа в Скиту. 29 августа, в день Усекновения главы св. Иоанна Крестителя, князья Иоанн и Гавриил были на Литургии в Казанском соборе обители. 30 сентября архимандрит Ксенофонт принимал у себя все семейство К. Р. Затем они отправились к старцу Иосифу. Оптина с любовью принимала будущих мучеников.

Перед самой войной, 27 мая 1914 года, прибыла в Оптину Пустынь Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, начальница Марфо-Мариинской обители в Москве. В Летописи Скита появился ряд обширных записей, где отмечены были подробности ее четырехдневного пребывания в обители. Она стояла на службах, причащалась Св. Христовых Таин, беседовала с владыкой Михеем, архимандритом Ксенофонтом, старцем Иосифом, скитоначальником о. Феодосием. Братия заметили, как низко она склонялась, отвечая на поклоны, не оставляя никого без ответного приветствия. При отъезде оптинцы поднесли ей икону... Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (опять – пророческое благословение!). Прощаясь, Великая Княгиня на земной поклон владыки Михея и всей братии ответила тем же.

Наступил 1916 год. В монастырской гостинице остановился офицер – фронтовик, Георгиевский кавалер. Это был князь Константин Константинович (младший). Летописец Скита, монах Кирилл (Зленко), писал 2 апреля: „Воскрешение Лазаря. Скит посетил князь Константин Константинович, сын почившего Великого Князя Константина Константиновича. Высокий гость уклонился от встречи и подобающего его положению приема и, прибывши в монастырь, держал себя в полной неизвестности. Когда же это по нынешним строгим условиям военного времени, коих обязаны держаться гостиницы, сделалось невозможно, то князь убедительно просил сохранить его имя втайне и относиться к нему как и ко всякому богомольцу... Князь был в Скиту запросто: осмотрел Скит, был в храме и у старцев. Смирение, благоговение, искренняя религиозность и простота – достойны удивления“. Князь Константин Константинович, будущий Алапаевский мученик, провел в Оптиной всю Страстную седмицу, встретил Светлое воскресение и уехал только после всех Святых дней.

Через неделю после сего прибыл в Оптину родной дядя будущих Алапаевских мучеников – Великий Князь Димитрий Константинович (его расстреляют в 1919-м в Петрограде) с их сестрой Татьяной (в будущем – мать Мария) – княгиней Багратион-Мухранской, вдовой боевого офицера, дальнего потомка грузинских царей. Паломников встречали торжественно, с колокольным звоном, всей братией во главе с владыкой Михеем и будущим священномучеником о. архимандритом Исаакием, настоятелем монастыря. После двух дней пребывания в Оптиной царственные богомольцы отправились в Саровскую пустынь, откуда прислали в дар оптинцам несколько икон.

Осенью 1916 года Великий Князь Димитрий Константинович подарил участок своей земли под Петроградом (возле Стрельны) для строительства Шамординского подворья. Старец Анатолий ездил туда для освящения фундамента. В феврале 1917 года Великий Князь Димитрий Константинович с княгиней Татьяной Багратион-Мухранской и ее детьми в последний раз посетил и Оптину Пустынь.

Близился революционный кровавый октябрь...


Источник: Житница жизни. Страницы истории духовного бытия Оптиной пустыни / Виктор Афанасьев. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2003 г. 252 с.

Комментарии для сайта Cackle