Л.Ф. Шеховцова, Ю.М. Зенько

Глава 8. Память

§ 1. Святоотеческое учение о памяти

«Память есть удержание отпечатлений ума, – как объяснял св. Григорий Богослов, – или сохранение воспринятого» [Кашменский. 2002, с.70].

«Памятование есть представление, оставленное как каким-либо чувством, так и каким-либо мышлением, обнаруживающимся через действие; или: сохранение вещи, воспринятой и чувством, и мышлением... Душа сохраняет образы тех вещей, которые постигла и представлением, и мышлением. Тогда говорят, что она помнит... Способность же помнить служит и причиной, и хранилищем памяти и припоминания», – так говорил св. Иоанн Дамаскин [Иоанн Дамаскин. 1998, с.92].

Святые отцы различали два действия памяти: памятование и воспоминание.

Воспоминание есть отложение забвения, или возвращение памятования, потерянного через забвение.

Забвение – это утрата памяти, памятования.

Памяти святые отцы придавали «инструментальный» характер, рассматривали ее как «инструмент» ума: «Что зрачок для глаза и произношение слова для языка – то же память для ума» [Кашменский. 2002, с.70].

Св. Феофан Затворник воображение и память называл низшими способностями души: «Они действуют почти совместно, и сделанное одною тотчас принимается другою. Что увидел глаз, образ того сейчас снимается воображением и слагается в память, как в какой архив... Они составляют как бы вход во внутреннюю нашу храмину, а потому в области знания имеют значительную цену, и не только в области знания, но и во всей деятельности человека» [Феофан Затворник. 2003, с. 343].

Составленные воображением и хранящиеся в памяти образы, – далее развивает свою мысль св. Феофан, – употребляются или в том виде, как они приобретены – это называет он воспоминанием, или в виде измененном – это он называет фантазией.

В обоих случаях действуют совместно и память, и воображение, но каждая своим особым образом [там же]. В воспоминании память свидетельствует, что это тот же образ, который познан прежде и который был сокрыт в глубине. Причина воспоминания – ассоциация идей. Разные виды этих ассоциативных связей дали бытие разным законам воспоминания: закон сосуществования и доследования, сходства и противоположности, целого и частей, причины и следствия, средства и цели, материи и формы.

Другая, не менее значительная часть воспоминаний, замечает епископ Феофан, происходит от движений воли и сердца. «Потребность, или страсть, будучи возбуждена, невольно наводит мысль на предметы, коими может быть удовлетворена, как бы приковывает к ним внимание, равно как и наоборот – образ предмета страстного растревоживает страсть» [там же, с. 344].

Есть и еще причины воспоминаний, – размышляет далее святитель, – сокровенные, когда образы приходят без всякой связи с наличными занятиями – или от злых духов, или от добрых – Ангела Хранителя; бывает это и от сочувствия душ [там же].

Святые отцы придавали большое значение памяти как «обширному вместилищу», которое не только «не насыщается», но и не смешивает сложенное. Св. Петр Дамаскин удивляется премудрости Божией, являющейся в устройстве памяти: «Како всяку мысль хранить может той же ум, и ниже последняя разумения изменити первыя могут, паки первыя мысли отнюдь повредити последняя: но, якоже сокровище, мысль все содержит без забвения. И како, восхотев, ум языком изъявляет помышляемая, не точию новая, но и прежде много усокровиществованная. И како паки присно находят словеса, ум и се неоскуден обретается» [Кашменский. 2002, с. 71].

Св. Феофан Затворник замечал, что память и воображение, как рабочие силы души таковы, каков человек. Память у грешника набита предметами страсти, память его не удерживает духовного, так как в этом не упражняется. У человека, живущего по-христиански, все содержание памяти и воображения свято и чисто, наполнено духовными предметами. Ему чуждо памятование предметов порочных.

Законы воспоминания тоже разные у живущих по духу Христову и у преданных страстям. По закону сочетания образов у преданных миру действуют те, которые относятся более к внешней стороне вещей, нежели к внутренней, – связи возникают по внешним пространственно-временным отношениям, а не по внутренним отношениям причинности; тайные впечатления и влияния приходят более от духов злых. У живущих по духу Христову тайные влияния нисходят от осеняющего их Духа и Ангела Хранителя, образы сочетаются преимущественно по внутренней связи причин и свойств, страсти подавляются на первых порах, воспоминания у них произвольные, ибо они владеют собой и не позволяют чему-либо являться пред сознанием без своего ведома. У преданных страстям воспоминания приходят в основном невольные, сами собой приходящие, по своему механизму движений [Феофан Затворник. 2003].

Святые отцы согласны с тем, что память можно развивать и совершенствовать – «не только не оскудевает память от исходящих от ума слов, а, напротив, укрепляется ими» [Кашменский. 2002, с.72]. Если память не врачуется каждый день, то все более утрачивается.

Когда память естественно ослабляется от времени, то пособием, которое возобновляет память, является слово.

«Врачуется память постоянною, действием молитвы утвердившеюся памятию Божией, в коей, срастворившись с духом, возводится она из естественного в вышеестественное состояние» [Григорий Синаит. 1900, с.130]

Укоренению в памяти способствует сердечное расположение к принимаемому ею.

«С принуждением выучиваемое, – говорил св. Василий Великий, – не остается в нас надолго; а что с удовольствием и приятностью принято, то в душах укореняется тверже» [Кашменский. 2002, с. 72].

Хранение ума, по словам Никодима Святогорца, есть главный способ исправления и управления памятью и воображением [Никодим Святогорец. 1912].

Грехопадение, исказив всю природу человека, повлияло и на такую силу души как память. Расстройство памяти проявилось в том, что она стала, во-первых, дебелой и немощной (забвение хорошего), во-вторых, страстной, то есть склонной к удержанию плохого, в-третьих, разделенной в самой себе.

«Три вещи обладают душою, – говорил авва Исаия, – прежде нежели она достигнет некоторой меры совершенства, и они препятствуют уму пребывать в добродетелях, именно: пленение, ленность и забвение. Забвение борется с человеком даже до смерти, силится изгладить все его благие помыслы, открывая вход всем помыслам злым» [Исаия. 1996, с. 51].

Забвение распространяется и на грехи, они становятся «малопамятны» и выпадают из сознания, не подвигают человека на покаяние.

Память на плохое – злопамятство – один из грехов человека.

Есть в святоотеческом учении понятие «памяти смертной» – это ощущение смертности, «кожаных риз», в которые облекся человек после грехопадения. Память смертная – это добродетель, которая возникает по благодати Божией и вызывает стремление к покаянию. Память смертная – это также глубокое переживание потери благости Божией [Иерофей (Влахос). 1998].

Памятование смерти, по мысли святых отцов, есть благодать дивная, удел святых, предавшихся покаянию в нерушимом безмолвии. «Только в безмолвии созревают и процветают возвышеннейшие добродетели, как в оранжереях редчайшие и драгие произрастания», – говорит св. Игнатий (Брянчанинов) [Практическая энциклопедия... 2003, с. 371].

«Воспоминание о смерти, о сопровождающих ее страхах, воспитание, сопряженное с усердной молитвой и плачем о себе, может заменить все подвиги, доставить человеку чистоту сердца и привлечь к нему благодать Святого Духа», – пишет св. Игнатий [там же, с.372].

Память смертная становится причиной не смерти, но жизни вечной, она, как дар Божий, дается исполнителю заповедей Христовых. Память смертная, – пишет архим. Захария, – ставит проблему вечности, не принимая при этом в качестве компромисса ничего, кроме Бога, зовет человека к его предопределению стать причастником божественного естества [Захария архим. 2002].

Таким образом, память смертная – это явление духовной жизни, дар Бога человеку, это совсем иное явление по сравнению с памятью земной, запечатлевающей впечатления чувственного мира – памятью душевной.

§ 2. Психологическая теория памяти

В психологии указывается на тесную связь памяти с восприятием.

Образы окружающей действительности, как результаты процесса восприятия, не исчезают бесследно, а закрепляются, сохраняются и воспроизводятся (функции памяти).

Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения полученной информации.

Узнавание, воспоминание, припоминание С.Л. Рубинштейн описывает как формы воспроизведения [Рубинштейн. 1989]. Свои закономерности во временном промежутке имеет и процесс забывания (кривая Эббингауза).

В психологии выделяют такие виды памяти по наличию их цели как непроизвольная (непреднамеренное запоминание) и произвольная (запоминание при наличии цели); и по временному параметру – кратковременная и долговременная.

Воспроизведение прошлого в памяти не пассивно – оно зависит от отношения личности к воспроизводимому. Это отношение, обусловленное направленностью личности – ее установками, интересами, ценностями, – выражает значимость запоминаемого материала для личности и определяет избирательный характер памяти. Эмоционально насыщенный материал также запоминается лучше. Запоминание существенно зависит то установки на запоминание – это включение волевого акта. В память включается и процесс мышления.

Сохранение в памяти – это не простое консервирование материала, оно «включает освоение и овладение материалом, его переработку и отбор, обобщение и конкретизацию, систематизацию и детализацию», – пишет С.Л. Рубинштейн [Рубинштейн. 1989, с.303]. Анализ, систематизация, осмысление материала – эта предварительная работа мышления включается в воспроизведение и перестраивает процесс запоминания.

Сложная деятельность запоминания превращается при необходимости в организованный процесс заучивания, припоминания, воспроизведения. Для этого в психологии разработан широкий арсенал различных приемов мнемотехники.

По характеру запоминаемого материала в психологии выделяют такие виды памяти как: двигательная, эмоциональная, словесно-логическая и образная. Образная память, в свою очередь, по модальностям разделяется на зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, тактильную, кинестетическую.

Воспроизведенные образы предметов, основывающиеся на прошлом опыте, психологи называют представлениями. Представление не механическая репродукция восприятия, а изменчивое динамическое образование, отражающее сложную жизнь личности.

Когда представление возникает безотносительно к прежде воспринятому, или с использованием воспринятого в преображенном виде, то это называют воображением [там же].

Воспроизведение представлений происходит по эмпирически установленным законам ассоциаций: пространственно-временной смежности, сходству-контрасту.

Хотя ассоциативные связи играют, несомненно, значительную роль, особенно в элементарных формах памяти, однако высшие формы памяти несводимы к одним лишь ассоциациям, – существенную роль в запоминании имеют смысловые связи. Внесение смысла в процессы запоминания во много раз увеличивает эффективность памяти. Вместо механического воспроизведения происходит сложный процесс отбора по смыслу.

Таким образом, в процессах запечатления и воспроизведения информации существенную роль играют эмоциональная, интеллектуальная и волевая функции.

Выводы

Итак, в описании и понимании памяти в психологии и святоотеческом учении есть общие моменты:

определения памяти как удержания впечатлений и их воспроизведения;

содержания памяти – образы и мысли;

связь памяти с процессами восприятия представлений и с воображением;

действия законов ассоциаций при запоминании и воспроизведении;

возможности произвольного и непроизвольного запоминания;

возможность развития памяти;

роли активности личности и ее отношения к запоминаемому материалу.

Особенное, что отличает святоотеческое учение о памяти от психологических теорий памяти, связано с идеей совершенствования человека (смысла жизни христианина), стяжания добродетелей и даров Божьих, которые даются ему благодатью Святого Духа.

К таким дарам человеку от Бога относятся прежде всего: а) преодоление злопамятства через прощение зла врагам и обидчикам, б) непрестанная память о Боге, в) память грехов, г) память смертная.

а) «Если злопамятствуешь на кого, молись о нем, – говорил св. Максим Исповедник, – и, молитвою отделяя печаль от воспоминания о зле, какое он причинил тебе, остановишь движение страсти» [Максим Исповедник. 1993, с. 211].

Молитва – главная «техника», «средство» для совершенствования человека». «Молись о всех, приносящих тебе скорби, да совершенно исцелеет сердце твое от злобы и соделается способным к приятию Божественной благодати», – напоминал св. Игнатий (Брянчанинов) [Практическая энциклопедия... 2003, с. 360].

б) Непрестанное памятование о Боге – один из главных и важнейших даров Бога человеку, результат его непрестанных молитв и духовных подвигов.

«Сокровище смиренномудрого внутри его, и оно – Господь, – писал св. Исаак Сирин. – Страсти изгоняются и искореняются непрестанным поучением о Боге: оно – меч, убивающий их. Желающий увидеть Господа внутри себя старается очистить свое сердце непрестанной памятью Божией: таким образом светлостью очей ума будет на всякий час зреть Господа. Что приключится рыбе, вынутой из воды, то приключается и уму, исшедшему из памяти Божией и блуждающему в воспоминаниях мира...» [Исаак Сирин. 1993, с. 196].

в) Память грехов необходима для покаяния, преодоления их: «Дерево, если сперва не сбросит с себя прежних своих листьев, не произращает новых ветвей; и монах, пока не изринет из своего сердца памятования о своем прошлом, не приносит новых плодов и ветвей о Христе Иисусе», – писал св. Исаак Сирин [там же, с. 407].

г) Память смертная потому так необходима человеку, что воспоминание о ней соединится с потоками слез, с раскаянием во грехах, с намерением исправления, с усердиями и многими молитвами. Собственные старания помнить о смерти предшествуют благодатному памятованию о смерти.

Память смертная – это духовное явление, подчеркивает арх. Захария, и совершенно отлична от естественного или психологического осознания того, что человеку надлежит умереть. Память смертная посещает человека с властной силой и приуготовляет к принятию откровения живого Бога, изменяет его внутреннее ощущение, его ум, его видение мира [Захария архим. 2002].

Литература

Григорий Синаит. О безмолвии и молитве // Добротолюбие. Т. 5. – М., 1900.

Захария архим. Христос как путь нашей жизни. – М., 2002.

Иерофей (Влахос) митроп. Православная духовность. – Св. Троицкая Лавра, 1998.

Иоанн Дамаскин св. «Точное изложение православной веры». – М., 1998.

Исаак Сирин св. Слова подвижнические. – М., 1993.

Исаия авва. Митерикон. – СПб., 1996.

Кашменский Стефан прот. Святоотеческое учение о душе. – Пермь, 2002.

Максим Исповедник пр. Творения. – М., 1993.

Никодим Святогорец. Невидимая брань. – М., 1912.

Практическая энциклопедия по творениям св. Игнатия (Брянчанинова). – СПб., 2003.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989.

Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. – М., 2003.

Комментарии для сайта Cackle