Евгений Холодов

Аскетическая практика христианского Востока

Содержание

I. Отдел первый. Краткая история греха (амартология) 1.1. К феноменологии греха 1.1.1. Происхождение греха (отступления) и виновник его Искушение первых людей дьяволом и передача греховного опыта 1.2. Действие греха 1.2.1. Что есть грех: Сущность греха 1.2.2. Передача греха: Греховная наклонность. 1.2.3. Проблема «первородного греха»: Экскурс. А. Учение Августина и Иеронима, или амартофизис Б. Учение Феодора и Феодорита, или танатофоби. В. Учение св. Афанасия Александрийского, Каппадокийцев, св. Кирилла Александрийского, прп. Максима Исповедника и прп. Иоанна Дамаскина. Г. Позиция о. И. Мейендорфа и В.М. Лурье. Д. Демонстрация традиционного учения Православной Церкви, как она представлена в догматических курсах и символических книгах. 1.3. Неминуемый крах всего того, что связано с грехом. 1.3.1. Изначальный замысел Бога о человеке и твари. 1.3.2. Конечная судьба зла. Литература к первому отделу. 2. Предвечный замысел Божественной икономии о спасении человека. 2.1. In novissima hora Бог послал Сына Своего. 2.1.1. Два принципа сотериологии. 2.1.2. Космическая трагедия и Божественная икономия. 2.1.3. Вочеловечение Бога-Слово. 2.1.4.«За кого люди почитают Сына Человеческого...». Экскурс . Жертва Христа: искупление. 2.3. In Christo nova creatura: Конец – делу венец. Литература ко второму отделу. 3. Систематизация учения о грехе и метод борьбы с ним (аскетика). 3.1. Сотериологический и антропологический принцип аскетизма. Кенозис Слова и анабазис человека: субъективное и объективное в сотериологии. 3.1.3. Аскетизм: его природа, смысл и значение. 3.1.3.1 Общие понятия. 3.1.3.2. Антропологический смысл аскезы. 3.1.3 3. Сотериологический СМЫСЛ АСКЕЗЫ. 3.1.3.5. Аскеза: Pro et Contra. 3.1.3.6. Аскетизм внехристианский (до-христианский). Христианский аскетизм и монашество, как идеальная форма аскезы. Индивидуальный подвиг: христианское монашество. Исторический экскурс. Христианское пустынножительство: его формы, причины и факторы. 3.2.2.1.Путь Христа. ...и Апостолов. 3.2.2.2. Бегство из мира. 3.2.2.3. Причины и факторы бегства. 3.2.3. Нравственный идеал христианского монашества в сравнении с аскетическим идеалом античной философии и иудейским аскетизмом: К вопросу о культурном преемстве. 3.2.4. Монашество, как философия и философия монашества. 3.2.5. Учение о восхождении к Богу и этапы этого восхождения (Климент, Ориген, Григорий Нисский, Псевдо-Ареопагит). Экскурс. 3.2.6. Аскеза – путь к свободе. Духовная брань: аскетический опыт и практика восточного монашества. 3.3.1. Путь духа, или возвращение блудного сына. 3.3.2. Страсть, грех, помыслы (аскетическая психология и психотерапия). 3.4.«Восемь» главных греховных помыслов: исторический генезис этой системы. 2.3. Другие схемы главных греховных страстей: «семерица», «девятерица». 3. Анализ «восьмеричной» системы. 3.1. Духовная суть каждой из восьми главных греховных страстей. 3.2. Оружие для борьбы против восьми главных пороков: «Восемь царственных добродетелей» 3.3. Смысл духовной брани. Заключение. Литература к третьему отделу. I.Источники. Монографии, научные статьи.  

 

Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными.

Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.

Ин.8:31–36.

Комментарии для сайта Cackle