Источник

Схимонах Неофит

(Память 11 июня).

О. Неофит, родом русский, отслужив царю земному, вступил в ряды победоносного воинства Царя Небесного и доблестно совершил предназначенное ему свыше поприще духовной жизни. Сначала он несколько лет находился в С.-Петербурге служителем при Казанском соборе, потом пожелал отправиться на Восток и, прибыв на св. Афон, избрал русский Пантелеимонов монастырь местом своей подвижнической жизни, исполнял послушания монастырские с примерным усердием и смирением, а в последние годы своей жизни он исправлял должность екклесиарха (церковнослужителя) – тщательно заботился о порядке и благолепии церковном, и усердно подвизался в молитве. Враг рода человеческого, не терпя его богоугодной жизни и желая пресечь его подвиги, часто наносил ему огорчения: когда утружденный инок ложился ночью для отдыха, то дух злобы сталкивал его с койки на пол. Сначала о. Неофит очень боялся такого вражеского нападения, а потом, укрепленный благодатью Божией, мужественный ратоборец уже не обращал внимания на злобу демонскую и продолжал свои молитвенные постнические подвиги. При конце его жизни, Господу угодно было, для большого ему воздаяния в вечности, посетить его тяжкою болезнью: он несколько месяцев лежал на спине неподвижно, причем, жестоко страдал судорогами в ногах, вследствие продолжительных стояний на молитве, но, несмотря на такое свое мучительное положение, он постоянно благодарил Бога, тело его сгнивало от неподвижного лежания и стало издавать тяжелый запах. Ежедневно он был сподобляем причащения Святых Христовых Таин. Когда же стал приближаться к блаженной кончине своей, то, беседуя о спасении души, между прочим, сказал: желал бы еще пожить, чтоб братии послужить. Из сих предсмертных слов его видно, с какою он любовью служил братиям, во исполнение сказанного: друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов. Во время продолжительной и тяжкой болезни, о. Неофит, подобно праведному Иову, никогда не роптал, но во все время благодарил Бога и с миром отошел в жизнь блаженную 11 июня 1858 года. Когда, по кончине его, тело его принесено было в церковь, то оно издало приятнейшее благоухание, что было несомненным доказательством милости Божией, явленной ему: это благоухание было как бы для него еще на земле наградою за его терпение и добродетели.

Честна пред Господом смерть преподобных Его. Нелегко терпеть без ропота и уныния в сей жизни болезни и разного рода скорби, но и награда за это велика, – по слову Апостольскому: недостойны скорби сего века к хотящей явитися нам славе12.

* * *

12

Из кн. «Афонские современные подвижники». М. 1904 г.


Источник: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков (с портретами) / [Никодим (Кононов), еп. Белгородский]. - [Репринт. изд.]. - Козельск : Изд. Введен. Оптиной пустыни, 1994-. / Июнь. - 1995. – 429, III c.

Комментарии для сайта Cackle