Источник

Святитель Питирим Тамбовский

(Память 28 июля).

Святитель Питирим родился в 1644 году. По преданию, местом рождения его считают Смоленскую губернию. Но ничего не известно ни о его родителях, ни о воспитании, ни о служебной деятельности святителя. Неизвестно также, каких именно лет Питирим, в мире Прокопий, оставил мир и посвятил себя исключительно на служение Богу, но раннее призвание его на 40 году в высокий сан архиерейства показывает, что он с молодых еще лет поступил в монашество. Верный своему призванию, молодой инок Питирим, строго сохранял иноческие обеты и, возрастая и укрепляясь телесно, укреплялся еще более в благочестии. Воздержание, строгая подвижническая жизнь, исполненная любви к Богу и ближним и рассудительность, скоро возвысили его пред всеми, и Питирим в молодые еще годы поставлен был игуменом Вяземской Предтеченской обители. Можно думать, что в этой же обители он принял и пострижение в монашество. В скором времени, он был возведен в сан архимандрита. В 1684 году архимандрит Питирим был вызван в Москву для рукоположения во епископа в Тамбов и 15 февраля 1685 г. был хиротонисован.

Не успел еще Питирим принять архипастырского рукоположения, как должен был принять на себя заботы устроения неустроенной своей епархии, так как его предшественник, по краткости своего пребывания на кафедре, не имел времени привести в порядок свою новооткрытую епархию, и потому все бремя устроения Тамбовской епархии пало на святителя Питирима. Средства были ничтожные, почему преосвященный Питирим нашелся вынужденным, вскоре по своем рукоположении, не выезжая еще из столицы, исходатайствовать у великих государей Иоанна и Петра Алексеевичей для увеличения крайне скудного содержания как архиерейского дома, так и кафедрального собора, пожалования ему «в удовольствование» трех монастырей: Рождество-Богородицкого-Чернеевского, Успенского-Сергиева, на Проломе, монастырей и Вышенской пустыни. Преосвященный Питирим, прибыв на свою епархию 1-го марта 1686 года, не имел для себя никакого совершенно помещения, почему вынужден был, среди разнообразных трудов на пользу Церкви, заняться еще постройкой для себя и для своей свиты дома и разных служб.

Близ кафедрального собора, на протоке реки Ирсы, преосвященный Питирим выстроил для себя каменный одноэтажный дом со сводами о пяти комнатах. По левую сторону нынешнего собора построены были им каменные кладовые. Устрояя для себя жилище, святитель обратил свою пастырскую заботливость на главный в городе кафедральный собор, потому что он был весьма бедный, простой деревянный храм, без всяких украшений. Мало того, в бедном соборном храме не было даже порядочной утвари, не было достаточной ризницы, особенно для архиерейского служения. Владыка решился создать новый, благолепный, каменный собор. В 1694 году, по благословению патриарха Иоакима, святитель Питирим приступил к постройке двухэтажного собора в прежнее именование Преображения Господня по образцу Рязанского собора (только в меньшем размере). Несмотря на успешно шедшую постройку храма, Питирим не успел кончить его и, как бы предчувствуя свою скорую кончину, поспешил в нижнем этаже освятить правый придел в честь святителя Николая. При жизни своей Питирим снабдил собор нужной ризницей. Благочестивому отшельнику, и на святительской кафедре не оставлявшему иноческих подвигов, трудно было жить среди мира, среди людей, непрестанно развлекаемых житейской суетой; потому святитель употреблял все свое старание на содержание святых обителей.

Неумолкающее предание, переходя от одного поколения к другому, передает, как несомненную истину, что благочестивый архипастырь, любивший вообще уединение, где представлялась ему полная возможность заниматься размышлением о Боге, нередко среди своих трудов и забот по делам епархии один или с людьми, близкими к нему по благочестивому настроению, отправлялся из Тамбова верст за семь в пустынное, лесистое место на берегу реки Цны и там прогуливался. Среди таких-то прогулок ему особенно понравилось одно, возвышенное над рекою место и отовсюду окруженное лесом, и здесь-то он предположил устроить мужской монастырь, и действительно, с увеличением средств, с получением пособий от правительства, святитель Питирим немедленно приступил к устройству обители. В этом отношении святитель, за недостатком средств и людей доверенных, отказывал себе даже в необходимом, употребляя все свое достояние на дело Божие, и сам делается смотрителем за постройками, сам экономом и даже строителем. Так, еще прежде закладки собора, в 1688 году сентября 15, он заложил мужской Трегуляев монастырь, построил в нем деревянную церковь в честь Рождества св. Иоанна Предтечи; сам избрал и постриг первого инока и, вместе, настоятеля, вдового священника Василия, названного в монашестве Варлаамом. Главный храм был освящен им во имя св. Иоанна Предтечи. Здесь же он и устроил особую для себя келлию, среди любимой братии и первый подавал им собою пример строгой отшельнической жизни. Святитель часто любил уединяться в эту пустынную обитель, и здесь на время отдыхал от своих тяжелых архипастырских трудов, и здесь в теплой молитве находил себе утешение среди подвигов своих в борьбе с раскольниками и язычниками.

По своей особенной расположенности к этой обители, святитель Питирим озаботился, при своей еще жизни, обеспечить ее, исходатайствовавши у служивых людей с. Бовина достаточное количество земли со всяким вотчинным угодьем. В 1691 г. он сам освятил новоустроенный соборный храм Рождества св. Иоанна Предтечи. Обитель, при неусыпных трудах святителя, вскоре обустроилась, и число братий постепенно увеличивалось так, что при Варлааме было в обители 30 человек иноков. Не доведши еще до конца построения мужской обители, святитель Питирим приступил к устроению и женского монастыря. Побуждением к этому были просьбы благочестивых женщин, во главе которых была родная его сестра Екатерина, желавших всецело посвятить себя на служение Богу. В 1690 году преосвященный Питирим неподалеку от крепости, на левом берегу реки Студенца, устроил женскую обитель и сам освятил в скором времени устроенный в ней главный деревянный храм, в честь Вознесения Господня. Первой постницей и настоятельницей этого монастыря была сестра его Екатерина. При Вознесенской церкви был устроен придел в честь тезоименитой ей великомученицы Екатерины. Игуменья Екатерина, неизвестно, когда скончавшаяся, была погребена близ древнего деревянного Вознесенского храма. В настоящее время над ее гробницей стоит небольшая часовня.

Созидая новые обители и приводя их в порядок, святитель Питирим не оставлял без своей особой заботливости монастырей, прежде его устроенных в Тамбовской епархии. Так, в Козловском мужском монастыре, вместо прежнего деревянного храма Пресв. Троицы, по его старанию, сооружен новый величественный каменный храм. По освящении храма, в знак своего особенного к обители благорасположения, святитель Питирим 19 августа 1692 года послал от себя в новоустроенный храм на благословение обители образ Св. Троицы в окладе с венцами и гривнами златыми. С христианской любовью он относился к меньшим братьям и особенно простирал свои попечения на людей несчастных. Неподалеку от Тамбова, в пяти верстах, в Пашкельской слободе Донской, большей частью, жили ссыльные, и для этих-то несчастных, к умягчению их загрубелых сердец и к утешению, святитель Питирим устроил храм во имя св. Иоанна Предтечи. По сооружении храма, святитель сам освятил его. Святитель Питирим во все время своего архипастырства, в течение 13 лет, должен был непрестанно учить и назидать своих пасомых. Епархия Тамбовская, собственно, и открыта была для возвращения в лоно Церкви отторгшихся от нее раскольников, а едва ли не большая часть тогдашних жителей Тамбова и Тамбовской епархии были раскольники. Кроме раскольников довольно было тогда в Тамбовской епархии и еще непросвещенных светом Евангелия – язычников. Тамбов, как и другие города этой епархии, населялись тогда татарами, мордвою, черемисами и другими инородцами. Святителю было больно видеть в пределах своей епархии неверующих в истинного Бога, и святая ревность побуждала его к апостольским трудам среди язычников. Мало того, в Тамбовской епархии, как на окраине России, вследствие гражданских и церковных событий того времени, толпами стекались люди беглые, люди неодобрительной нравственности, сюда ссылались и государственные преступники. Понятно, какая тяжелая предстояла архипастырю забота в деле исправления нравственности и религии, требовались неимоверные усилия, чтобы только иметь хотя какой-либо успех в пользу Церкви. Не человеческим, казалось, силам бороться со всеми трудностями и препятствиями, но ревностный к славе Божией архипастырь не падал духом и, при помощи Божией, достойно подвизался на поприще своего апостольского служения. Считая главной своей обязанностью спасение вверенной ему паствы, он во всю жизнь свою не переставал учить и наставлять ее. Он учил дома, был доступен для всех и со всеми обращался с истинно-христианской любовью, но, главным образом, он учил во храме, который в собственном смысле был духовным училищем. Он вразумлял и учил заблуждающихся, учил верных, учил и наставлял и само духовенство. Для водворения православия и для того, чтобы всех заставить непрестанно иметь пред своими глазами орудие нашего спасения – крест Христов и Царицу Небесную, непрестанную нашу Заступницу и Покровительницу, – святитель Питирим воздвиг на двух главных вратах крепости две величественные и боголепные иконы – икону Распятия Спасителя и икону Казанской Божией Матери. Икона Распятого Спасителя доселе сохранилась и свято чтится в Тамбове. Эта икона на полотне значительного размера, изображает распятого на кресте Господа с предстоящими пред Ним Божией Матерью и Иоанном Богословом. Доселе еще цела и надпись, писанная вязью, сделанная на иконе при свят. Питириме: «лета 7194 года. Апреля в 13 день поставил сей образ Распятого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на городских воротах Преосвященный Питирим, епископ Тамбовский на поклонение всему православному Христианству». Икона эта была поставлена на главных выездных воротах в Пушкарскую слободу. Побуждением к поставлению этой иконы было у святителя то, чтобы всякий, входящий и выходящий из крепости, видел пред собою своего Спасителя и, хотя бы против воли, припоминал орудие своего спасения. В настоящее время эта икона находится в нижней церкви собора, в Смоленском приделе, на северной стороне левого столба при клиросе за железной решеткой в позолоченном, с резьбой, киоте.

Икона Казанской Божией Матери весьма древняя. Неизвестно, когда и кем, но написана она прежде прибытия святителя Питирима на Тамбовскую кафедру и находилась еще в древнем деревянном соборе, построенном вместе с основанием города Тамбова (в 1636 году). Во время святителя Питирима эта икона прославилась замечательным чудом: «1695 года декабря 6 дня», так рассказывается в рукописной летописи города Тамбова: «во время всенощного бдения в деревянной соборной церкви в приделе Николая Чудотворца в начале шестопсалмия явились от иконы Казанской Божией Матери от очей слезы, каплющие и текущие до пелены, что было до Великого Славословия». Далее, как бы для предупреждения возможных возражений со стороны неверующих в это чудесное событие, летописец приводит в свидетельство очевидцев людей, заслуживающих полного доверия. «Оное чудо, продолжает летопись, видели стоящие, воевода Иван Иванович Леонтьев, той церкви протопоп Сергий со всеми соборянами и дома архиерейского казначей, иеромонах Гавриил. Вероятно, после сего чудного события икона была выставлена преосв. Питиримом на вратах крепости для всеобщего поклонения ей. В настоящее время эта икона находится в кафедральном Преображенском соборе, в верхней церкви за первым северным столбом в позолоченной раме за стеклом. На иконе риза серебряная позолоченная с венцом в лучах, венец Божией Матери и Спасителя унизаны образами, украшены топазами и бирюзой, на плече Божией Матери звезда с аметистовым камнем. Эта икона весьма чтима в Тамбове. Богомольцы, приходящие в собор для служения панихиды по святителе Питириме, обыкновенно, прежде слушают молебен Пресвятой Деве пред Ее чудотворной иконой.

Современная летопись свидетельствует, что он, любя молитву, не пропускал ни одного богослужения. Святитель любил и сам часто священнодействовать. Предание говорит, что свят. Питирим ежедневно присутствовал при богослужении и, если не сам священнодействовал, то в таком случае становился на клирос и пел, а, вместе с тем, обучал и причетников пению и чтению. Современники увековечили любовь святителя к молитве в замечательном его портрете. На портрете, или, лучше, на иконе, святитель представлен на коленах молящимся пред преподобным Прокопием с словами молитвы на устах: «пастырю мой и наставниче мой, преподобне отче Прокопие! помолися Господу Богу о душе моей».

Преподобного Прокопия святитель Питирим почитал особенным своим покровителем и, вероятно, в честь его он при крещении был назван Прокопием. Память преподобного Прокопия 27 февраля, следовательно, месяцем рождения святителя Питирима можно считать февраль 1644 г. В настоящее время этот портрет поставлен над гробницей в золотой, красиво отделанной раме. Есть местное об этом портрете предание, будто бы он был написан вследствие чудесного явления святителю. На этом же образе современники выразили и свое убеждение в силе молитв своего архипастыря, принимая молитву святителя, преподобный Прокопий, в то же время, сам возносит за него молитву к Всевышнему: «Бессмертный Боже! хвалу Тебе воздаю: Отец бо Един всем, помяни душу его и сподоби его царствия небесного», и Господь ниспосылает свыше Свое благословение на молящегося святителя. Памятниками любви святителя к молитве доселе еще служат две иконы, несомненно принадлежащие ему: икона Девпетерувской Божией Матери, по преданию бывшая келейная преосвященного Питирима и икона святого Николая. Икона Девпетерувской Божией Матери в настоящее время стоит при раке святителя и, по преданию, есть та самая икона, пред которой святитель Питирим возносил свои теплые молитвы к Богу. По очерку полууставом написанных литер надписи и кольцеобразной чеканной работы на окладе иконы, написание ее относят к концу 15 или началу 16 века. Прежде икона эта стояла в верхнем храме на горнем месте, но особенное обстоятельство заставило соборных священнослужителей поставить ее на настоящее место. Именно: одна женщина, у которой муж, вследствие ложного обвинения, посажен был в тюремный замок, видела во сне неизвестного старца, который, указав ей икону Девпетерувской Божией Матери, сказал ей, что икона эта стояла прежде в доме преосвященного Питирима, и потом, по смерти его, вместе с телом почившего принесена была в соборный храм, где и осталась с того времени. Сказавши это, старец приказал ей непременно отыскать означенную икону в соборе и отслужить пред Нею молебен, и затем, прибавил старец, по молитвам небесной Заступницы, муж ее в скором времени, как невинный, будет освобожден из тюрьмы. Женщина исполнила повеление старца на другой же день после виденного сна, явилась в собор и, рассказав там свое сновидение соборному причту, просила отыскать виденную ею во сне икону. Основываясь на описании величины и вида иконы, а, главным образом, на сказании, что виденная ею икона была прежде в доме преосвященного Питирима, ей показали икону Девпетерувской Божией Матери. При первом взгляде на эту икону, женщина объявила, что эта самая указана была ей старцем во сне, и просила отслужить пред Нею молебен, И действительно, вскоре муж этой женщины, как невинный, был освобожден из тюрьмы. После сего события соборные священнослужители нашли более приличным поставить эту икону при гробнице святителя, как бывшую у него келейной; чудесное событие, о котором было сказано, относится к 1833 году.

Из жизни святителя Питирима осталось отмеченным еще то, что он в 1690 году был вызываем в Москву для избрания, по смерти патриарха Иоакима, нового и участвовал в избрании патриарха Адриана. «Преосвященный Питирим, как говорится в Тамбовской летописи, в жизни своей пас с ревностью врученное ему Богом стадо, преуспевая в добродетелях». Все великие заслуги и труды святителя служили только внешним выражением внутреннего его совершенства и добродетели. Он был истинный пастырь словесного стада Христова. Но, к сожалению Тамбовской паствы, недолго жил их многоуважаемый архипастырь. Преосвященный Питирим правил Тамбовской епархией 13 лет и пять месяцев. Он скончался в 1698 году июля 28 числа, 54 лет от роду. Тело святителя, согласно его завещанию, было погребено в соборе, им начатом, в приделе святителя Николая у южной стены против столба, за правым клиросом. Над местом, где положено тело святителя, поставлена деревянная, резная, по краям украшенная золотом, гробница. А сверх ее серебряная доска с вычеканным изображением свят. Питирима. Над его могилой написано было еще современниками святителя следующее надгробие: «Божией милостью преосвященный Питирим епископ Тамбовский, егоже честное и многотрудное тело положено в сем месте. Аминь».

С течением времени, уважение к памяти святителя не только не уменьшилось, но год от года увеличивалось, особенно с 1832 г., по случаю некоторых чудесных исцелений при гробнице святителя. С незапамятных времен при его могиле многие служили по нем панихиды; так, и число почитателей памяти его умножается; все, посещающие кафедральный собор, за священный долг считают отслужить по нем панихиду. 28 июля, день кончины святителя, год от года становится дли жителей Тамбова настоящим торжеством.

Большим уважением пользуется в Тамбове так называемый Питиримов колодезь. По преданию, он был выкопан самим святителем. Этот колодезь находится в недальнем месте от прежде бывшего архиерейского дома, устроенного святителем Питиримом, и по такой близости к нему можно видеть, что он действительно принадлежал к Питиримову дому. К колодцу по горе устроена каменная лестница, а самый колодезь отделан белым камнем, и над колодцем устроен в Византийском вкусе, вроде часовни, навес с различными живописными изображениями. Как лестница, так и навес, устроены усердием почитателей памяти святителя. Из означенного колодца многие берут воду, с верой принимают ее во время болезни, а в летнее время многие богомольцы обливаются ею близ самого колодца. 28 июля, в день памяти святителя Питирима, к этому колодцу бывает крестный ход и совершается в нем водоосвящение. Крестный ход установлен епископом Тамбовским Феофаном.

Вообще, память святителя Питирима в Тамбове и других окрестных городах чтится, как память святого и чудотворца. К такому уважению к памяти святителя были побуждением благодатные исцеления, полученные по вере в чудодейственную силу его мощей. Особенное прославление святителя совпадает со временем открытия мощей святителя Воронежского Митрофана и относится к 1832 г. С этого времени при кафедральном соборе была заведена книга для записи благодатных исцелений, бывших при его гробнице. В настоящее время число чудес, по имевшейся у нас рукописи, простирается до 200. Упомянем о некоторых.

Курская помещица М. М. Бибикова, от сильной и постоянной скорби вследствие кончины любимого ее мужа, подверглась сильному удару, от которого лишилась употребления ног. После всех докторских пособий, не получив ни от кого облегчения в болезни, Бибикова обратилась с молитвою к Богу, прося Его небесной помощи. Она долго путешествовала по святым местам. Не знавши прежде о святителе Питириме, Бибикова, после чудного во сне откровения (в Воронеже), отправилась в Тамбов в июне 1843 года; по прибытии в город, она немедленно привезена была в кафедральный собор. На руках вынесли больную из экипажа служители и, посадив на особенно устроенный стул, внесли ее в храм. Сидя на стуле, Бибикова, после литургии, просила отслужить молебен чудотворной иконе Казанской Божией Матери и панихиду по святителе Питириме. Из собора Бибикова возвратилась на квартиру. По прибытии в дом, когда стала пить чай, вдруг почувствовала в ногах какое-то движение и вслед за тем, ощущая в себе расположение и способность к хождению, приказала прислуге поводить ее по комнате. Походивши немного при помощи других, она стала ходить затем одна. После чего Бибикова, прибывши в собор, на другой день сама уже вышла из экипажа, отстояла литургию, молебен Богоматери и панихиду по святителе Питириме, и в скором времени сделалась совершенно здоровой. Проникшись благоговением к святителю Питириму, М. М. Бибикова, в благодарность за полученное при его мощах исцеление, хотела устроить над его гробницей великолепный балдахин, как над угодником Божиим, но преосвященный Николай не дозволил ей. Потом Бибикова, не оставляя своего усердия, устроила на гробницу высеребренную доску с изображением святителя, в одной руке держащего крест, а в другой – Евангелие, и, вместе с тем, пожертвовала на гробницу бархатное, с серебряными кистями, покрывало, а в скором времени из С.-Петербурга она выслала 25 рублей на масло для лампады над гробницей святителя и еще новое дорогое покрывало на гробницу.

Н. А. Мотовилов, Симбирский помещик, шесть лет был болен ногами, совершенно не владел ими и не мог ходить, его носили на руках. По особому уважению к Саровскому подвижнику отцу Серафиму, он нарочно ездил к нему принять от благочестивого старца совет. О. Серафим посоветовал ему прежде всего съездить в Тамбов и помолиться там почивающему в соборном храме угоднику Божию Питириму, предсказывая ему, что Господь исцелит его по молитвам святителя. Мотовилов с полной доверенностью к словам о. Серафима в скором времени отправился в Тамбов и, не доехав еще, получил облегчение от болезни. По приезде, затем, в Тамбов, отстоял литургию, молебен Казанской Божией Матери и панихиду по святителе Питириме и вскоре почувствовал себя здоровым. В благодарность за свое исцеление, Мотовилов пожертвовал 150 руб. с. на отделку портрета святителя. Портрет, находящийся над гробницей св. Питирима, прежде был в простой позлащенной раме, а в настоящее время на деньги, пожертвованные Мотовиловым, он отделан в величественную золотую раму, украшенную богатой резьбой, и поставлен за стекло.

Тамбовская помещица Софья Гавриловна Соколова в апреле 1834 г. видела во сне двух монахов, из коих один называл себя врачом, а другой предлагал этого врача Соколовой, для излечения, будто бы больного, ее сына. Врач за исцеление его только требовал от Соколовой сшить ему рубашку, так как сын ее на самом деле был совершенно здоров, то Соколова оставила этот сон без всякого внимания. Через несколько времени, бывши в соборе, и после панихиды по св. Питириме, прикладываясь к его гробнице, нечаянно взглянула на портрет его, стоящий пред гробницей. Поразительное сходство виденных ею во сне двух монахов с изображенными на нем (пр. Прокопием и свят. Питиримом), напомнило ей сон; она догадалась, что это являлся во сне святитель и под именем рубашки внушал ей на гробницу пожертвовать покрывало. Давши обет исполнить это внушение, она за разными недосугами со дня на день откладывала выполнение своего обещания. Весной в том же году Соколова была у своих родных, и бывший с нею полуторогодовалый сын в праздник Святой Троицы заболел сильнейшей желтой горячкой, – семь дней ребенок был беспамятен, никакие лекарства не могли привести его в чувство. В 8-й день ребенок был при смерти. Тогда-то Соколова вполне поняла значение виденного ею сна и припомнила свое обещание. С теплой верой обратилась она за помощью к святителю Питириму; в точности исполнила свой обет, и, по молитвам угодника, Господь даровал больному чудесное исцеление.

Помещик Борисоглебского уезда, села Кропоткина, генерал-майор князь Алексей Петрович Кропоткин, в 1834 году, в декабре месяце, прибыв из Москвы в родовое свое имение, расположился по приезде своем провести ночь в запустелом старом господском доме. Здесь, когда он, после утомления от продолжительной дороги, крепко заснул, вдруг был пробужден следующим видением. Ему представилось, будто бы стоял пред ним монах в черной рясе с поднятой правой рукой, которой он указывал в правую сторону и протяжным, внятным голосом произнес: «ты должен непременно на этом самом месте соорудить храм Божий во имя Покрова Пресвятой Богородицы, за каковую жертву как ты сам, так и семейство твое будет под Ее непосредственным покровительством». Как не простой, а чудесный, этот сон произвел сильное впечатление на душу князя Кропоткина, и он решился немедленно приступить к делу. На другой же день хотел уже купить в одном селении ветхий деревянный храм. Но не решился на это без благословения преосвященного. Немедленно отправился в Тамбов к преосвященному Арсению (пот. митрополиту Киевскому), рассказывает ему виденный сон и объясняет свое намерение. Преосвященный, взяв его за руку, предложил ему следовать за собою в кабинет свой, где по стенам висели портреты прежде бывших Тамбовских архипастырей. Здесь, после кратковременного молчания, преосвященный Арсений, обратясь к Кропоткину и указывая на портреты, просит повнимательнее рассмотреть их. После сего, Кропоткин невольно остановил свой взор на одном из них и, указывая на оный преосвященному, торжественно объявил сходство этого изображения с чертами виденного им во сне монаха. Тогда преосвященный, осеняя Кропоткина крестным знамением, сказал: «виденный вами во сне монах есть не кто другой, как бывший прежде Тамбовский епископ Питирим, который в настоящее время совершает много чудес, а потому, с особенным удовольствием приемлю на себя обязанность быть вашим руководителем и помощником в приведении в исполнение вашего намерения. Но я советую вам оставить мысль покупать готовую деревянную церковь, а заняться сооружением прочного каменного здания, не щадя на это потребного капитала, имея в виду получить невидимую помощь от благочестивого и мудрого вам предрекателя, бывшего Тамбовского архипастыря Питирима, что же касается до разного рода мастеровых, потребных на это дело, то я сам пришлю самых лучших и известных мне по своему искусству и честности людей, и сам берусь отчасти наблюдать за ними». С благословения архипастыря, Кропоткин немедленно принялся за дело, которое, несмотря на разные препятствия, шло весьма успешно. В мае заложена была каменная церковь и, при своей огромности, была окончена через три года в 1838 году. Церковь, в присутствии самого Кропоткина, была освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом святой великомученицы Екатерины. Потом, через несколько лет была построена колокольня и вокруг церкви ограда. К прискорбью Кропоткина оставалось только недостроенной одна сторона ограды, за недостатком на ту пору кирпича. Это сильно беспокоило князя, но святитель Питирим, виновник построения храма, вывел его из такого затруднения. В том же монашеском простом виде, как и прежде, является ему во сне, благословляет его и говорит: «позади твоего дома ты найдешь нужное тебе количество кирпича». И действительно, стали копать, и кирпича нашлось так много, что сверх нужного для ограды осталось еще довольно. Чудесное явление святителя Кропоткину засвидетельствовано им в собственноручном объявлении, внесенном потом в соборную запись, и яснее всяких доказательств подтверждается существованием в селе Кропоткине величественного Покровского храма.

Замечательно, что к святителю Питириму с мольбою об исцелении от болезни прибегали нередко и иноверцы. Так, жена швейцарского гражданина Софья Швицгибель, реформатского исповедания, живя в гувернантках у Тамбовского купца Ивана Козмина Малина, 1 октября 1867 г. подверглась страшной и, вместе, непонятной болезни: в груди ощущалось что-то вроде клубка, который постоянно перекатывался и поднимался по груди выше и выше, наконец, дошел до горла и захватил дыхание, горло сильно опухло; пользовавший ее доктор не мог оказать пособия, и больной угрожала смерть. Живя среди православных и от них слыша о чудесных исцелениях святителя Питирима, больная попросила своих единоверцев, живших в Тамбове, сходить в собор и, отслужив там панихиду по святителе Питириме, принести ей масла из его лампады. Когда все это было исполнено, и больная, помазав горло принесенным маслом, выпила его немного, у нее немедленно открылась рвота, чего доктора при всех усилиях никак не могли добиться. После того больная погрузилась в глубокий сон; проспав около 6 часов, она встала здоровой.

Много было и других случаев благодатной помощи святителя Питирима38.

* * *

38

«Святитель Питирим, второй епископ Тамбовский». Сост. Воронежской Рождество-Богородицкой церкви священник Димитрий Самбикин (впосл. архиеп. Казанск. Димитрий). Воронеж. 1872 г.


Источник: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: / [Никодим (Кононов), еп. Белгородский]. - [Репринт. изд.]. - Козельск: Введен. Оптина пустынь, 1994-. / Июль. - 1994. - 588, [2], II с. ISBN 5-86594-018-Х.

Комментарии для сайта Cackle