Источник

Странница-украсительница храмов раба Божия Ксения

(Память 12 июля).

Благочестивая Ксения по происхождению была незнатного рода, отец ее был крестьянин Костромской губернии, Кологривского уезда, вотчины Г. Ф., Лаврентий Н. На семействе Лаврентия почивало особенно благоволение Божие. В начале своей супружеской жизни долго не имел детей, на что благочестивые супруги отнюдь не роптали, а только возносили усердные свои молитвы к Богу о даровании им детей на утешение в старости. Наконец, на 5 году супружества, молитва их была услышана, – и жена Лаврентия, набожная М., разрешилась от бремени дочерью Анной, а на 6 году вторично разрешилась от бремени Ксенией.

Младенчество Ксении пролетело незаметно, как для нее самой, так и для родителей, которые с 8-летнего возраста начали уже вкоренять в юное ее девическое сердце все правила благоугодной жизни; с этого времени начали они неопустительно водить ее в церковь на все воскресные и праздничные службы, а в случае болезни их, юную Ксению водили с собою набожные соседи. С 10 лет набожная мать Ксении приучала ее до половины дня не вкушать пищи, а когда оставалась одна с нею, всегда читала ей вслух какие-нибудь молитвы, через это очень скоро научила им и любимую дочь свою. В 15-летний возраст Ксении, набожная мать еще более прилагала попечения о своей дочери; никогда не позволяла ей одной входить в собрание молодых людей, даже не позволяла вступать в беседы с ее подругами, из которых иные, по ее замечанию, были неодобрительного поведения. На 18 году благочестивая Ксения, далеко опередившая своих подруг благочестивой жизнью, начала просить у матери позволения сходить в Соловецкий монастырь, для поклонения Соловецким чудотворцам Зосиме и Савватию, на что получила от нее полное согласие, и весною благополучно отправилась со своей сестрой в Соловки. По прибытии туда, благочестивая Ксения, горя любовью к великим угодникам Соловецким, пламенно предалась молитве, чем обратила особенное на себя внимание многих благочестивых подвижников; выслушав от них некоторые назидательные наставления, прибыла благополучно в г. Устюг, Вологодской губернии, для поклонения Прокопию праведному, Устюжскому чудотворцу. Пробыв здесь незаметно целый месяц, Ксения и сестра ее, побуждаемые любовью к своим родителям, принуждены были возвратиться под кров их. Ксения горела такой любовью к новым и более трудным подвигам, что в душе совершенно отказывалась от брачной жизни, хотя предчувствовала грозившую ей бурю, готовую уже разразиться над ее главой. Действительно, по прибытии в родительский дом, благочестивая и целомудренная Ксения, давшая уже обет девства, после неоднократных, со стороны помещика, строгих приказаний, принуждена была с великой неохотой вступить в брак и притом, в такое семейство, над которым тяготела рука Божия, и в котором скоро разразилась над нею давно предчувствуемая ею буря. На первом же году своего замужества, оплакав преждевременную потерю своих родителей, пламенно ее любивших, благочестивая Ксения должна была бороться с исконным врагом рода человеческого, – в лице своего свекра, который беззаконным и многократно повторяемым домогательством довел ее, наконец, до того, что она принуждена была жаловаться помещику, который, вникнув в жалкое ее положение, перевел ее вместе с мужем в свою дворню. Вскоре после того, муж ее скончался, – и к ней, оставшейся 22-летней вдовой, воспылал страстью ее владелец. После попыток обольстить ее, угроз и истязаний, видя ее непреклонность, помещик продал ее соседу. Новый владелец, человек средних лет, лишившийся супруги своей, спустя 2 года после вступления с нею в брак, видя в Ксении цветущую молодость, сначала принял ее очень ласково и, надеясь найти в ней удовлетворение своей чувственности, предложил ей в управление весь дом свой, но, когда благочестивая Ксения с презрением и неустрашимой твёрдостью отвергла его ласки, тогда новый господин Ксении с сильнейшей яростью излил на нее свой гнев. Не ожидая себе ничего лучшего, Ксения, для соблюдения себя в душевной и телесной чистоте, решила в уме своем скрыться от дальнейших преследований – побегом.

В начале своего побега Ксения долго укрывалась в убогой келлии сестры своей, жившей близ приходской церкви, никем не узнанная. После продолжительной и пламенной молитвы Ксении, Господь в сонном видении открыл ей тот путь, которым она должна была идти к Нему. Именно: в одну ночь видит она, будто молится в той самой церкви г. Устюга, Вологодской губернии, пред мощами Прокопия праведного, Устюжского чудотворца, в которой несколько лет тому назад молилась с сестрою своею, возвращаясь на родину после первого путешествия в Соловецкий монастырь, и потом будто тайно возвращается к сестре своей, – но не ни с чем, а с небольшой ношей на плечах и маленькими санками сзади, наполненными неизвестно чем; будто днем скрывается она в лесу, из опасения, чтоб не быть пойманной, потому что помещик, от которого она ушла тайно, делал о ней розыски, – а ночью продолжает путь свой, – и, по той же причине, чтоб не быть кем узнанной, старается и домой прийти ночью. Видит она также, будто в самую полночь приближается уже к селу, где жила сестра ее, и, проходя близ церкви, останавливается принести благодарение Господу Богу за благополучно совершенное ею путешествие, – но, увидев двери ее отверстыми и выходящего из них священника, приходит в великий страх и хочет немедленно скрыться, но вышедший из церкви священник, ободрив странницу и преподав ей свое благословение, тотчас поднимается на воздух, аршина на два от земли, и просит ее показать привезенные ею вещи, что благочестивая путешественница немедленно исполнила: развязала свой узел и к великому удивлению нашла в нем драгоценный серебряный сосуд с прибором, дорогое облачение для священника и диакона, и немедленно все эти драгоценные вещи вручила священнику, все еще стоявшему на воздухе, а он, приняв от нее все это с благодарностью, обратился к Ксении и сказал: вот, благочестивая Ксения, труды, которые Господь назначает тебе до самой смерти, и, сказав это, стал невидим, и видение ее кончилось.

Пробудившись от сна, Ксения рассказала свой сон священнику, у которого незадолго пред тем просила наставления об указании ей лучшего пути ко спасению, и который, по выслушании ее рассказа, посоветовал ей, с своей стороны, немедленно отправиться на место, указанное в сонном видении, именно: в город Устюг, Вологодской губернии, для совершения в нем своих подвигов.

Приняв благословение от священника и воздав благодарение Господу, Который чудесно сохранил ее невредимою среди мучений, благочестивая Ксения на 30 году жизни возложила на рамена свои, для укрощения плоти, тяжелые 20-ти фунтовые вериги и кротко выступила на поприще многолетних подвигов. С твердым упованием на Промысл Божий, она отправилась в указанное место в г. Устюг, для поклонения мощам угодника Божия – Прокопия праведного, и пешком совершила 200 верст.

По благополучном прибытии на место, пришлось ей приютиться в доме одной вдовой благочестивой купеческой жены, которая со времени смерти мужа посвятила жизнь свою на сбор добровольных пожертвований в пользу не очень богатого монастыря Устюжского. С полной преданностью в волю Божию, трудолюбивая от природы Ксения, с неутомимой ревностью принялась за назначенные ей благодетельницей ее домашние работы: днем помогала ей по хозяйству, а ночью, в зимнее время, набивала снегом погреба бедных жителей, летом же очищала отхожие места. Долго исправляла трудолюбивая и набожная Ксения в доме своей благодетельницы назначаемые ей работы, с любовью и без малейшего ропота на свой незавидный жребий. Наконец, добродушная хозяйка, видя неусыпные ее труды, предложила ей другого рода деятельность. Узнав о прошедшей благочестивой жизни Ксении, и о цели ее прибытия в Устюг, она предложила страннице разделить с нею собственный ее подвиг, – именно, сбор добровольных пожертвований в пользу бедных церквей.

В то самое время Ксения осведомилась о необыкновенной бедности той церкви, при которой она несколько времени скрывалась от преследований своих мучителей, и, горя великим усердием о благолепии дома Божия, занялась сбором добровольных подаяний на серебряный сосуд с прибором, какого при означенной церкви не бывало со времени ее существования, и на богатое облачение для священника и диакона. В течение одной осени, собрав значительную сумму денег и закупив на нее необходимые к украшению означенной церкви вещи, трудолюбивая Ксения в декабре месяце того же года, в скудном одеянии, без всякой посторонней помощи предприняла трудное путешествие до своего прихода в Ветлужском уезде, на расстоянии 200 верст. Она несла на своих плечах значительной тяжести узел, и сверх того, везла за собою полные поклажи санки, терпя на пути и голод, и жестокий холод зимою; днем из опасения, чтоб не быть пойманной, скрывалась она в лесу, а ночью, как в безопасное для себя время, продолжала дальний свой путь. Подкрепляемая помощью Божией, в этом не совсем легком пути, трудолюбивая Ксения благополучно достигла уже цели своего путешествия, и около самой полуночи, проходя близ церкви, остановилась пред нею, чтобы принести благодарение Господу, за благополучное окончание путешествия, и, вместе, оставить привезенные вещи на церковной паперти, не давая никому о том знать. Но едва только успела она взойти на паперть, для приведения в исполнение своего намерения, как вдруг поражена была неожиданной здесь встречей с давно известным ей священником, который, по случаю долговременных мучений родами одной благочестивой женщины, приходил сюда для открытия царских врат. Узнав его, утомившаяся от усталости Ксения, с благоговением приняла от своего духовного отца благословение и тотчас отдала ему драгоценные свои вещи, причем, рассказала подробно о своих подвигах и цели своего прибытия. Утомленная Ксения для отдыха поспешила в дом сестры своей. Это приношение на 30 году ее жизни было первым. С этого времени неутомимая ревность ее о благолепии дома Божия возрастала в ней с каждым годом более и более.

Пробыв в доме сестры своей около года и приняв на себя имя Авдотьи, из опасения быть пойманной прежним своим господином, неутомимая Ксения, вместе с сестрою своею, во все это время занималась в окрестных местах сбором добровольных даяний на украшение храмов; к концу года собрав довольное количество полотен и зернового хлеба, отправилась с этими материалами в город Устюг, где вырученную за них сумму, в количестве 300 руб. серебром, употребив на покупку церковных вещей, немедленно разослала их в известные ей бедные церкви Вологодской губернии.

В течение нескольких десятков лет, она с некоторыми верными сотрудницами каждогодно приходила на свою родину и здесь занималась сбором доброхотных подаяний, которые по истечении каждого года доходили круглым числом до 400 руб. сер. и более. Означенную каждогодную сумму точно таким же порядком употребляла она на покупку церковных вещей и отправляла их в разные, особенно бедные церкви, так что в течение 60 лет труженических ее подвигов, начиная с 30 и до 90 лет, приношениями от нее воспользовались целые десятки церквей, в губерниях: Вологодской, Костромской, Вятской и Архангельской. Число церквей, облагодетельствованных пожертвованиями Ксении, доходило до 100.

В свободное от своего занятия время, благочестивая Ксения посещала Соловецкий монастырь, где в продолжение жизни была 25 раз. Но, наконец, силы ее стали заметно упадать, и на 90 году она лишилась уже зрения, хотя и в это время не оставляла совершенно любимой ее деятельности и более чем 20-ти церквам бедных приходов раздала разные приношения. Молва о труженической ее жизни и богатых пожертвованиях распространилась очень далеко.

Сын прежнего владельца, узнав о примерной, благочестивой жизни Ксении, сам приехал к ней и со слезами просил у нее прощения в нанесенных ей отцом оскорблениях, получив же его, оставил ей на память богатый подарок.

Несмотря на дряхлость Ксении, на ее глухоту, слепоту, несмотря на то, что она в последние пять лет не могла без помощи других сходить с одра болезни, и, следовательно, требовала за собой немалого ухода, многие купцы г. Устюга, благочестивые помещики, маститые иереи и даже многие настоятели монастырей, желая выслушать от нее добрые советы, предлагали ей свои услуги, помещение в своих домах и присмотр за нею до конца ее жизни. Но с тяжелого детства непривыкшая к роскоши, благочестивая Ксения сама избрала место для своего обитания – близ церкви Михаила Архангела, Костромской епархии, Ветлужского уезда, села Михайловцы, и полюбила означенную церковь за необыкновенную простоту души ее пастыря, священника о. А. И.

За несколько лет до смерти, обратив особенное внимание на бедность этого храма, благочестивая Ксения потрудилась для него гораздо более, чем для других беднейших церквей.

Но, оставаясь в бездействии с 98 года своей жизни при означенной церкви, для которой так много потрудилась, благочестивая Ксения не оставалась в забвении и здесь. Многие известнейшие личности, получавшие из ее рук богатые пожертвования, желали еще видеть ее. Особенно же великую о себе память оставила она в г. Устюге, Вологодской губернии, жители которого, знавшие ее как подвижницу, наперерыв спешили к ней со своей помощью и утешениями в последние годы ее болезни.

Вот, например, как писал ей один почтенный протоиерей: «Достопочтеннейшая Ксения Лаврентьевна!

Возлюбленная сестра о Господе. Благословляя тебя благословением пастырским, приношу тебе усердное почтение. Я ждал тебя в Устюг, но твои немощи, или, вернее, перст Божий удержал тебя там, где ты так много потрудилась во славу и благолепие храма Божия, значит там ты встретишь и воскресшего Господа. Да возрадуется душа твоя при сретении Победителя ада и смерти! Исшедший из гроба, яко от чертога, да подаст тебе тот мир, которым оглашал Он возлюбленных учеников Своих, при Своем явлении! Господь близок к тебе, Он да будет твоя радость и веселие. Ныне Четыредесятница; конечно, ты подвизаешься во бдении и молитве, – да поможет тебе Господь! Впрочем, для тебя и весь год, и даже несколько годов составляют одну спасительную Четыредесятницу. Весело тебе переходить в будущую жизнь; да приимут тебя Ангелы светлии и пресветлии! Да утешит тебя Господь успехами в делах благочестия и в украшении святыни Господней!! Свет и во тьме светится, и твоя темнота разливает свет Божий в Устюге и в стране твоей! Да просветится свет твой пред человеки более и более. Твоя нищета обогатила бесчисленные храмы, твоя бедность производит обилие благ духовных, твоя слабость укрепляет многих, знающих тебя. Мужайся, и да крепится сердце твое! Многи скорби праведным и от всех их избавит я Господь! Буди! буди»! И эти выражения любви глубоко радовали сердце труженицы.

Наконец, изнуренная в течение 40 лет носимыми полупудовыми веригами, подвижница Ксения на 103 году своей жизни, пламенно желавшая соединиться и жить с Иисусом Христом, за четыре недели до смерти утешена была во сне явлением Господа, Который открыл ей близкую кончину. Когда все духовенство Ветлужского уезда отправилось на сборный пункт для встречи именитого гостя, преосвящ. Платона, епископа Костромского и Галического, и когда благочинному округа, которого Ксения уважала за его прекрасные душевные качества, ранее других, по его должности, нужно было прибыть навстречу гостя, тогда Ксения в утешение духовного своего отца в третий раз в году пришедшего к ней причастить ее Св. Таин, сказала твердым голосом: «поди ты, батюшка мой, поди, встречай своего гостя, а я без тебя не умру, только к 1 июля приезжай непременно, – поди со Христом». Действительно, проводив благополучно дорогого гостя и воротившись в свои дома Ветлужское духовенство удрученную летами Ксению застало еще в живых; но через неделю она мирно почила. Это было 12 июля 1861 года.

Через три дня приступлено было к погребению. Унылый звон, ее трудами приобретенного 70 пудового колокола, 14 июля 1861 года возвестил всему приходу о приближении тела умершей к украшенному ею храму. Тело ее несено было лицами, ей преданными, в сопровождении 3 священников, 2 диаконов, 4 причетников и многочисленного стечения народа. Пред входом в церковь совершены были две литии: одна перед алтарем, другая у западных дверей храма. По окончании литургии, было совершено и самое погребение15.

* * *

15

«Странник» 1864 года.


Источник: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: / [Никодим (Кононов), еп. Белгородский]. - [Репринт. изд.]. - Козельск: Введен. Оптина пустынь, 1994-. / Июль. - 1994. - 588, [2], II с. ISBN 5-86594-018-Х.

Комментарии для сайта Cackle