Источник

Галицкий протоиерей о. Иоанн Григорьевич Наумович

(Память 4 августа).

Иоанн Наумович родился 14 января 1826 года в Галиции, в селе Козлове, Каменецкого уезда, в доме своего деда по матери, местного приходского священника и благочинного о. Николая Дроздовского. Отец его, Григорий Наумович, униатского исповедания, был народным учителем в местечке Буске. По окончании народной школы, многосемейные родители отдали его в Львов, где он должен был сам искать себе средств к существованию. В 1839 году он нашел себе приют в доме польской графини Мер, где имел случай близко узнать иезуитов, которым особенно покровительствовала графиня. Лишившись места в доме графини и не имея никаких средств к жизни, он с своим младшим братом поступил для заработка на ветряную мельницу, где несколько месяцев исполняли они самые тяжелые работы: носили мешки, ковали камни и т. п., но вследствие худого с ними обращения бежали, в холоде и голоде, за 32 мили пешком в Залещики, куда переведен был из Буска их отец. В скором времени Наумович определен был в гимназию во Львове, и по окончании курса поступил в философский класс русской униатской духовной семинарии. Окончив в ней курс в 1851 году, Наумович поступил во священники и последовательно занимал приходы в пяти местах: в Городке близ Львова, в Ляшках, Перемышлянах, в Стрельче и, наконец, в Скалате. Еще в молодых летах, в 1850 г., Наумович начал трудиться для народа, участвуя в тогдашних галицко-русских журналах и газетах, и издавая отдельные популярные книжки для народа. Главная заслуга его, как просветителя галицко-русского народа, состоит в издании популярного журнала «Наука», который в первые годы его издания составлялся почти исключительно из его собственных статей, основанной им же популярной газеты «Русская Рада», и в основании им же просветительного «Общества имени Михаила Качковского». Лучшая из галицко-русских газет, издающаяся во Львове, «Галицкая Русь» так характеризует его значение, как народного писателя: «Наумович указал народу путь к высшим идеалам, и галицко-русский народ всегда будет называть Наумовича своим просветителем. Он научил народ его истории, научил любить свою Церковь, обряд, землю, вывел народ из тьмы и указал путь к достижению цели, а своими основательными церковно-историческими статьями оживил церковную жизнь и твердо, и неутомимо отстаивал независимость и достоинство Церкви».

На поприще общественно-политической деятельности Наумович пользовался выдающимся значением и известностью, как депутат Львовского сейма и Австрийского парламента, где он отличался ораторским талантом и неустрашимостью в защите прав народных. Но патриотическая деятельность его на политическом поприще доставила ему и тяжкие испытания: он привлечен был к известному галицко-русскому политическому процессу 1882 года по обвинению наиболее выдающихся галицко-русских патриотов в мнимой государственной измене и присужден на несколько месяцев к тюремному заключению. Римский папа отлучил о. Наумовича от Церкви, обвинив его в приверженности к «схизме», т.е. православию. На отлучение папы о. Наумович отвечал известной «апелляцией» к папе Льву XIII, в которой обстоятельно, на основании церковно-исторических документов, излагал историю и права Русской Церкви в Галиции и объяснял свою 30-летнюю пастырскую деятельность среди галицко-русского народа, но его оправдание не изменило отношений к нему высшей Духовной униатской власти. Лишенный сана и прихода, преследуемый польско-иезуитскими кознями, о. Наумович решился искать душевного мира в лоне Церкви православной.

6 октября 1885 г. в Львовской православной Церкви совершен был над ним обряд присоединения к православию. С переходом в православие немыслимо уже было ему оставаться в Галиции, в виду крайней религиозной нетерпимости в отношении православия, господствующей в Австрии вообще, и о. Наумович переселился в Россию, в гор. Киев, где был сначала епархиальным миссионером, а затем поступил приходским священником под Киевом в село Борщаговку, в последнее же время оставил приход, предавшись всецело писательским трудам на пользу всего великого русского народа. Из сочинений протоиерея И. Г. Наумовича напечатаны в России на великорусском языке следующие:

1) О Галицкой Руси (в Славянском сборнике, т. 1, 1875 г.).

2) Апелляция к папе Льву XIII (Спб. I883 г.).

3) Братское слово православному христианину о святости церковного обряда (Спб. 1885 г.).

4) Четыре путеводителя доброй жизни (изд. 3-е, 1888 г.).

5) Псалтирник (изд. 2-е, 1888 г.).

6) Отец Феодор – сельскохозяйственные беседы (1888 г.).

7) Заветные тополи (1888 г.).

8) Степан Старозумов (1888 г.).

9) Как в простоте люди живут (1889 г.).

10) Христианские добродетели (1890 г.).

11) Православный народный календарь на 1890 и 1891 гг.

12) Книга для чтения о сельском хозяйстве (1890 г.).

В последнее время о. протоиерей Наумович сильно был занят вопросом о развитии пчеловодства на Кавказе при местных церковно-приходских школах и монастырях, и галицко-русской колонизации на Кавказе, и с этою целью отправился туда в июне месяце для изучения вопроса на месте. Свои наблюдения и впечатления он излагал в интересных путевых письмах, печатавшихся в «Науке» и в газете «Галицкая Русь». На обратном пути с Кавказа в Киев неожиданно постигла его кончина в г. Новороссийске 4 августа.

31 июля, на обратном пути с Кавказа о. Иоанн сел в Батуме на пароход, направлявшийся к Новороссийску, с тем, чтобы отсюда по железной дороге возвратиться в Киев. Вскоре по отбытии из Батума, он почувствовал расстройство желудка, которое так усилилось, что 1 августа в Новороссийске он вынужден был пригласить врача Т. С. По словам сего врача, больной в этот день имел сравнительно удовлетворительный внешний вид и на другие страдания, кроме желудка, не жаловался. Что о. Иоанн не чувствовал ничего особенно угрожающего его здоровью, видно из того, что он врача более к себе не требовал, да и местным своим собратьям-священникам, с которыми познакомился в первый приезд в Новороссийск по пути на Кавказ, никому не сообщил о своем приезде в город. Уже 3-го числа прибежал к священнику Г. служитель из гостиницы Гранд-Отель с известием об опасной болезни «какого-то приезжего священника». Оказалось, что 3 августа утром с о. Иоанном случился апоплексический удар. Немедленно перевезли его в городскую больницу, где все усилия врачей спасти больного оказались тщетными, и в 11 часов утра 4 августа о. протоиерей скончался. Погребение состоялось с возможною по краткости времени торжественностью на другой же день 5 августа, на городском кладбище. Отпевание совершали четыре городских священника, причем о. Владимир Гофман сказал прочувствованное надгробное слово. Множество народа выказало свое уважение к почившему присутствием на отпевании и сопровождением покойного до могилы, несмотря на отдаленность кладбища.

Неожиданная весть о кончине протоиерея Наумовича в Галиции произвела потрясающее впечатление. Газеты всех оттенков и направлений, не только русские, но и польские, и немецкие посвятили ему статьи, выясняющие его значение для галицко-русского народа. Вот как отзывается о нем патриотическая «Галицкая Русь»: «Скончался лучший сын Матери-Руси, угас ее светоч, умер глашатай истины. Не стало любимца народа, его наставника и учителя... Характер чистый, как слеза, обширные знания, благородная скромность, поэтическая душа, сердце, преисполненное доброты и кротости, одним словом – человек идеальный». В первое время никто не хотел верить в действительность жестокого удара.

Несмотря на политические и партийные страсти, наиболее добросовестные местные польские газеты воздают должную дань уважения памяти покойного. Gazeta Narodowa, причисляя о. Наумовича к необыкновенным талантливым людям, между прочим, так о нем отзывается: «кто знал его близко, тому известно, что его призванием было пастырство, не только в своем приходе, но среди всего порода. Имел он к тому все благородные свойства сердца и духа, знания и опыт. Если кто и отнесется с порицанием к его общественной деятельности, то должен воздать ему особенные похвалы как пастырю, товарищу, соседу и принужден удивляться его писательским дарованиям, его уменью художественно владеть языком русского простонародья. Материализма, погони за личными выгодами никто не поставит ему в упрек». Называя его «знаменитым оратором и народолюбцем», польская газета признает, что Наумович записан на страницах истории нашей земли», т. е. Галиции. Русские газеты, столичные и провинциальные, посвятили памяти покойного сочувственные некрологи, во многих городах совершены торжественные панихиды по покойном. «Киевское Слово» выражало пожелание, чтобы останки покойного перенесены были в Киев, на Аскольдову могилу, где он выражал желание быть погребенным, что потом и было исполнено. Это был истинный пастырь, учитель забитого Галицкого народа, мученик за веру православную, исповедник, пребывший верным родному народу до гроба6.

* * *

6

Из книги «Памяти Наумовича». 1891 г.


Источник: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков / [Никодим (Кононов), еп. Белгородский]. - [Репринт. изд.]. - Козельск : Введен. Оптина пустынь, 1994-. / Август. - 1994. – II, 699, [2], II с.

Комментарии для сайта Cackle