Источник

Малоярославецкий юродивый Емелиан

(Память 18 августа).

Юродивый Емелиан Тихонович, о котором было упомянуто в житии о. Антония, игумена Малояр., был из дворовых людей г. Яниковых (Малояр. у., Башмаковской волости, д. Степичева). Он с детства ходил в одной длинной рубашке, без шапки, босиком – зиму и лето. Говорил мало; только: «батя, мама! Мама! паники (поесть), мама! Питики (попить). Ходил по торговцам и брал то товар, то деньги. Полученное, раздавал бедным или разбрасывал по улице. Когда у кого что брал, у того в тот день была торговля хорошая, и весь товар распродавался; а кому скажет «кака, кокурску», – торговли не будет. Кому покажет намазанную сажей свою руку к верху и ухнет, то будет пожар; а когда в дом принесет дощечку и будет уныло бормотать, то будет покойник. Заходил в церковь и алтарь, брал и ставил свечи, но видимо не молился. Проживал часто на почтовой станции и в семействе Анфисы и Марии Ивановых, девиц Ширинских, а ночевал часто в помещении полицейских служителей и спал вместе с очевидцем Иваном Ивановичем Можайским, все ночи все что-то, лежа, шептал и всегда до звона уходил к утрене в собор или какую-либо другую церковь и в монастырь.

В детстве помещики Яниковы заставляли Емелиана Тихоновича настойчиво караулить гусей и другую дичь, и добивались от него работы и наказывали его; он все терпел, но не работал, как им хотелось. Один раз, барыня Г. Яникова ударила его своею рукою, и тотчас же у нее отнялись руки и ноги. Она долго лечилась, наконец, по совету верующих в молитвы Емелиана, попросила у него прощения, и опять руки и ноги у нее стали по-прежнему действовать. Он сказал Г. Яниковой: «мама, слава тебе Господи, мама, то-то и есть-то». Иногда, он некоторых осенял крестным знамением. Собирал ружейные пули, пробовал на зубы, любил солдатские пуговицы так, что у проезжающего по шоссе полковника выпросил с фуражки кокарду. Во время большого пожара, дом Натальи Васильевны, близ монастыря, в котором пребывал юродивый, весь вокруг был охвачен пламенем, и она обошла с молитвою пожар: дом ее остался цел и невредим.

Дочь приходо-расходчика Боровской думы Александра Ивановна Первова объяснила, что отец ее говорил, что юродивый Емелиан на первый день Пасхи ежегодно ходил за Спасскую слободу к трем могилам, в которых похоронены три девицы, и там пел, и являлся там огонек; часто ходил в называемый «убогий дом», против мельницы, где похоронены воины, павшие во время нашествия Литвы, и там иногда ночевал. – Во время большого пожара в 1868 г., в 4 часа дня, сперва загорелась Мамотинская шелковая фабрика. Юродивый Емелиан Тихонович из помещения полицейских служителей от Ивана Иванова Можайского пошел прямо в противолежащую почтовую станцию, т. е. в дом, и понес какой-то образ, затем все станционные постройки сгорели, а дом остался в целости; но юродивого Емельяна Тихоновича никто больше нигде не видел, и, где он находился, никому неизвестно; после пожара с особой тщательностью искали обгоревших человеческих костей и нигде не нашли, поэтому все стали думать, что юродивый сгорел; а некоторые передают, что его после пожара видели в Киево-Печерской лавре, а иные – в лавре преподобного Сергия, Радонежского чудотворца.

У многих жителей г. Малоярославца имеются фотографические карточки юродивого Емелиана, снятые в 1885 году калужским фотографом И. Гольдбергом. Снимки были моментальные; такая же карточка была подарена женщине Анне Ивановне архимандритом Малоярославецкого монастыря Гервасием. – Отсюда и сделан прилагаемый снимок (рис. 2).

Рис. 2 Юродивый Емелиан


Источник: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков / [Никодим (Кононов), еп. Белгородский]. - [Репринт. изд.]. - Козельск : Введен. Оптина пустынь, 1994-. / Август. - 1994. – II, 699, [2], II с.

Комментарии для сайта Cackle