мон. Лазарь (Афанасьев)

Источник

Глава 16. Великий старец Амвросий (Гренков)

Это было время, когда Господь укреплял в духе сокрушенного недугами старца Амвросия, – духовные силы его так очевидно проявлялись, что мало кто думал о его немощах. Он был в Оптиной светильник, светяй и горяй (ср.: Ин.5:35)... Люди к нему не сразу пошли. Отец Макарий, видя его скрытые от других дары, начал передавать ему некоторых своих духовных чад. Иноки еще мало обращались к отцу Амвросию. Но вот он принял великое наследство от покойных своих наставников, а затем от года к году росли людские потоки, текшие к его скитскому домику.

Он родился 23 ноября 1812 года в селе Липовицы Тамбовской губернии в семье пономаря Михаила Феодоровича Гренкова (мать его звали Марфой Николаевной). Дед его был священником храма и благочинным. Младенца назвали Александром в честь святого благоверного князя Александра Невского. День рождения младенца пришелся на день памяти этого святого князя, защитника нашего Отечества. А шли попразднственные дни Введения во храм Приснодевы Марии, отдание праздника совершено было 25 числа. Богородица как бы встретила пришедшего в мир будущего оптинского монаха-старца, уготовала ему витальницу во Введенской пустыни, убогую, но дорогую для многих и многих тысяч православных людей.

Двенадцати лет он стал учеником первого класса Тамбовского духовного училища, которое окончил первым по успеваемости учеником. В июле 1830 года он был принят в семинарию. И здесь учился хорошо. Один его соученик вспоминал: «Тут, бывало, на последние копейки купишь свечку, твердишь-твердишь заданные уроки, он же (Гренков) и мало занимается, а придет в класс, станет наставнику отвечать – точно как по писаному, лучше всех»272.

В июле 1836 года Александр Гренков окончил курс. За год до этого он перенес тяжелую болезнь. Была минута, когда ему стало так плохо, что он дал обещание Господу идти в монастырь, если встанет от этой болезни здрав. Господь воздвиг его от одра болезни, но в обитель он пришел только через четыре года. Была внутренняя борьба – с самим собой, так как мир оставался для юноши еще очень заманчивым. Полтора года он занимал место домашнего учителя у одного помещика. А 7 марта 1838-го заступил на должность педагога-наставника в первый класс Липецкого духовного училища. Затем стал преподавателем греческого языка в одном из старших классов. В свободное время он, имея общительный характер, любил поговорить и пошутить с товарищами-учителями. Но данный им Господу обет беспокоил его совесть.

«Для облегчения этого мучения, – пишет отец Агапит, биограф старца, – происходившего от упреков совести, для успокоения этого неумолимого судии Александр Михайлович стал прибегать к усердной молитве. В ночное время, когда товарищи его наставники покоились уже на ложах своих, он становился пред иконою Царицы Небесной, именуемой Тамбовской – его родительским благословением, и долго-долго – незримо и неслышимо для людей – молитвенные вопли его сокрушенного сердца возносились к Пречистой и Преблагословенной Утешительнице скорбящих. Но исконный враг рода человеческого не дремал. Молитвенный подвиг Александра Михайловича не мог надолго оставаться незамеченным молодыми его товарищами. И вот, как всегда бывает, под влиянием вражиим, молодежь и вовремя, и не вовремя, и у места, и не у места стала осыпать его разными колкими насмешками»273. Трудно было терпеть, но приходилось.

Он уходил в лес. Позднее старец вспоминал о том, что во время таких одиноких прогулок подходил он к ручью и слушал его журчание. Ему слышалось, что звонкие струи как бы выговаривают, и весьма ясно, слова: «Хвалите Бога!.. Храните Бога!..». «Долго стоял я, – вспоминал старец Амвросий, – слушал этот таинственный голос природы и очень удивлялся сему»274.

В июле 1839 года, когда были летние вакации, Александр Михайлович с одним своим товарищем поехал в село Троекурово к затворнику Илариону, чтобы испросить у него совета и благословения на дальнейшую свою жизнь. Затворник сказал Александру Михайловичу: «Иди в Оптину. Ты там нужен». После этого будущий старец совершил поездку в Троице-Сергиеву Лавру, вернулся в свое училище, но в то время, как начались занятия, он бросил все и уехал в Оптину пустынь, тайно, никому об этом не сказав, кроме одного товарища, которого просил об этом молчать. Так, без паспорта, с одним семинарским аттестатом поспешил он к тихому пристанищу, в богоспасаемую обитель. 8 октября он прибыл туда. Было воскресенье. Шла поздняя обедня. Александр Михайлович поместился в гостинице, а потом пошел к старцу Леониду.

«С истинно христианскою любовию, – пишет отец Агапит, – принял старец Лев нового пришельца, одобряя и благословляя его доброе намерение служить Господу в лике иноков... По его благословению Александр Михайлович отпустил своего кучера в обратный путь и остался навсегда в Оптиной»275.

Дело с Липецким училищем, благодаря заботам старцев Леонида и Макария, уладилось. В марте 1840 года Александр Михайлович был приукажен в качестве послушника и одет в подрясник. В ноябре того же года он был переведен в скит, откуда и ходил к старцу. Послушание же его сначала было на кухне, где он помогал повару276. Через год его постригли в рясофор. Старец Леонид, чувствуя, что его земные дни сочтены, передал Александра отцу Макарию. Как вспоминал впоследствии старец Амвросий: «Покойный старец тогда призвал к себе батюшку отца Макария и говорит ему: “Вот, человек больно ютится к нам, старцам. Я теперь уж очень стал слаб. Так вот я и передаю тебе его из полы в полу, – владей им как знаешь!”»277.

Отец Макарий взял его к себе в келейники. 29 ноября 1842 года согласно разрешению Святейшего Синода Александр был пострижен в мантию и наречен Амвросием, во имя святого Амвросия, епископа Медиоланского (память его 7 декабря). Ему было в это время тридцать лет. 2 февраля 1843 года последовало его рукоположение во иеродиакона, а 9 октября 1845-го – во иеромонаха. «Несмотря на слабость своего здоровья, – писал отец Агапит, – молодой иеромонах Амвросий понуждался, наряду с прочими иеромонахами, хотя, может быть, и не всегда, отправлять в монастыре чреду священнослужения. Но он уже так был слаб, что, как сам после вспоминал, не мог долго держать потир одной рукой. <...>

Вследствие болезненности, отчасти же и по сану, иеромонах Амвросий теперь уже должен был оставить послушание келейника у старца Макария, потому 2 января 1846 года он переведен был в другую келью, которая находится в северо-западной части корпуса, от скитской церкви на север»278.

В августе 1846 года Калужский преосвященный Николай по просьбе отца Макария назначил отца Амвросия ему помощником по духовничеству. В сентябре того же года вследствие сильной простуды (он ездил приглашать в Оптину владыку Илиодора, архиепископа Курского и Белгородского) отец Амвросий заболел и скоро пришел в крайнее изнеможение. С этой поры болезненность не оставляла его, и он в декабре 1847 года дал подписку в том, что желает быть оставленным в обители за штатом. После медицинского освидетельствования отец Амвросий был исключен из штата братии, но оставлен на пропитании и призрении обители.

Отец Амвросий долго не мог встать на ноги и только летом 1848 года впервые вышел из келии на воздух. Он прошелся, опираясь на палку, по дорожке за скитской сажалкой вдоль восточной ограды. Уже здесь он получил монашеский урок, о котором вспоминал потом с благодарностью. Встретил его на дорожке игумен Варлаам и спросил: «Ну что, поправляешься?». Отец Амвросий отвечал: «Да вот, слава милосердому Господу, оставил на покаяние». «Отец игумен остановился и, глядя на меня, – вспоминал старец, – начал говорить смиряющим тоном: “А что ж, ты думаешь, лучше что ли будешь? Нет, не будешь лучше: хуже, хуже будешь”». Рассказывая об этом, старец говорил: «Вот теперь и сам вижу, что стал хуже»279.

«Болезни тяжелее скорбей» – так говорил отец Амвросий. Коснемся здесь еще раз его физического состояния, чтобы хотя отчасти представить себе, что он преодолевал (а его недугов, пожалуй, и на пятерых хватило бы). «С течением времени, – пишет отец Агапит, – здоровье отца Амвросия... несколько поправилось, но совершенно не восстановилось, и разные его недуги более или менее давали себя чувствовать уже во всю последующую его жизнь до самой кончины. То усиливался у него катар желудка и кишок, открывалась рвота, то ощущалась нервная боль, то простуда с лихорадочным ознобом и просто жестокая лихорадка. К тому же еще стали появляться геморроидальные кровоистечения, которые по временам до того измождали страдальца, что он лежал в постели точно мертвый. Несмотря на это, он не только никогда не скорбел о своих болезнях, но даже считал их необходимыми для своего духовного преуспеяния. Веруя вполне и уразумевая собственным опытом, что аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни (2Кор.4:16), он никогда и не желал себе совершенного оздравления. И другим потому всегда говаривал: “Монаху не следует серьезно лечиться, а только подлечиваться” для того, конечно, чтобы не лежать в постели и не быть в тягость другим. Так и сам он постоянно подлечивался. На столе у него потому всегда стояло много пузырьков с разными лекарствами. Доктор же приглашался только в крайних случаях»280.

Конечно, отец Амвросий скрывал свою духовную жизнь, свои молитвенные и аскетические подвиги. Под руководством старца Макария начал он проходить умную молитву и, лежа в болезни, не только не оставлял ее, но в ней укреплялся более и более. При старце же Макарии, работая с ним над приготовляемыми к изданию рукописями, много читал святоотеческих писаний и у себя в келии, многое проходил делом и запоминал так хорошо, что, когда к нему как к духовнику обращался кто-нибудь из братии, он мог взять книгу и открыть место, где содержался ответ на предложенный вопрос.

В 1852 году, 8 мая, отъезжая в Москву по неотложному делу, старец Макарий собрал скитскую братию к себе на чай и объявил, что в его отсутствие за порядком в скиту будет смотреть иеромонах Пафнутий, а назидание духовное братии поручается отцу Амвросию. Игумен Марк вспоминал, что он ходил к отцу Амвросию для откровения помыслов и всегда заставал его за книгой. Тот же отец Марк вспоминал, что наставления свои старец Амвросий «преподавал не от своего мудрования и рассуждения, хотя и богат был духовным разумом. ...Предлагал не свои советы, а непременно деятельное учение святых отцов. Для сего, бывало, раскроет книгу того или другого отца, найдет, сообразно с устроением пришедшего брата, главу писания, велит прочитать и затем спросит, как брат понимает ее. Если кто не понимал прочитанного, то старец разъяснял содержание святоотеческого учения весьма толково. И все это делалось с безграничною отеческою любовию и благопожеланием. <...> К согрешающим, но чистосердечно кающимся и исправляющимся он был снисходителен и милостив паче меры»281.

По поручению старца Макария отец Амвросий ходил для беседы с посетителями и на гостиницу. Ему же были поручены для духовного окормления монахини Борисовской пустыни Курской губернии, которые приезжали в Оптину, и отец Амвросий беседовал с ними на гостинице.

Настало время, когда уже и те из монахов, которые – по немощи человеческой – некогда завидовали его столь быстрому рукоположению в священный сан, начали относиться к нему с уважением. Внутренняя жизнь отца Амвросия стала обнаруживаться в делах. Еще до кончины отца Макария он был келейно пострижен в схиму (дата этого события неизвестна). После кончины старца Макария он перешел в ту келию у скитских ворот, где и прожил до конца жизни, вернее – до отъезда в Шамординскую обитель. Отец Амвросий стал признанным старцем. В 1862 году ему уже помогают в писании писем к духовным чадам два письмоводителя, которых он для смирения называл писарями. Когда не стало сначала архимандрита Моисея, а потом и его брата отца Антония, то многие из их чад перешли под руководство отца Амвросия.

В феврале 1871 года отец Амвросий слег с опасным обострением болезни. Лечение не помогало. Белёвские монахини, духовные чада его, получили со Святой горы Афон икону великомученика и целителя Пантелеимона, заказанную ими для отца Амвросия, а 24 февраля перед этой иконой в келии страждущего отправлено было бдение, наутро же – молебен с акафистом. С этого времени старцу стало лучше. Летом он даже смог выехать вместе с отцом Климентом на скитскую дачу в лесу, где продолжал принимать посетителей. Были солнце и воздух, свежая листва и душистая хвоя леса, но почти не было времени просто отдохнуть: всё люди и люди... Впрочем, старец никогда не сетовал на это. Но в августе, на даче, у него открылось кровотечение. Старец писал владыке Петру, Томскому епископу (еще студентом Духовной Академии бывавшему у него в Оптиной): «...в утренние и вечерние часы [я] имел свободу от посетителей, но зато в остальное время они так меня обременяли, что к концу лета я выбился из сил... ... После этой болезни я заметно стал слабее прежнего»282.

Однажды на общем благословении старец объяснил своим посетительницам, что всю ночь не спал. Все начали расспрашивать – отчего да как же это... Старец и говорит: «Вот все могут говорить о своих болезнях, а я и не говори: начнутся оханья, слезы... Иногда так прижмет, что думаю – вот пришел конец». В другой же раз сказал: «Всё скрывал свои болезни, а теперь уж хочу говорить, – может быть, легче будет»283.

Что представляла собою келия, в которой жил отец Амвросий, – об этом подробно пишет отец Агапит: «...изнутри скита – дверь в небольшой коридор, по обеим сторонам которого – простые низенькие скамьи для приходящих монахов и простых посетителей мужеского пола. Направо первая дверь в небольшую приемную келию, где старец занимался с почетными лицами. Так и называлась эта келия – “почетным местом”. Передний угол ее занят был святыми иконами. На стенах висело несколько картин, между которыми можно было видеть портреты: Государя Императора Александра II; митрополитов Филарета и Иннокентия Московских; Филарета, Арсения и Иоанникия Киевских; Калужских иерархов – Григория II, Владимира и Анастасия; молдавского старца Паисия (Величковского) и других духовных старцев, оптинских и не оптинских. Диван, стулья, стол и этажерка с книгами духовного содержания... <...> Рядом с приемной маленькая келейка келейника отца Михаила. Против приемной – дверь в келию самого старца Амвросия, которая всегда была на крючке и отпиралась только во время служений келейных бдений и еще в некоторых исключительных случаях. Келия старца была с переднею, в которой висела его простая, иногда даже заплатанная одежда... <...> Самая келия старца вся увешана была святыми иконами и портретами духовных лиц, большею частию принесенными в дар... <...> У восточной стены стоял письмоводительский небольшой столик... В святом углу аналой в виде шкафчика... Далее вдоль южной стены другой стол, на котором стояли некоторые иконы, подсвечники с восковыми свечами и лежало несколько духовных книг. Вдоль западной стены стояла койка, на которой старец Амвросий давал покой своему многострадальному телу. Сзади койки печка, в зимнее время вся заваленная чулками и увешанная фланелевыми рубашками. К северной стороне приставлен был шкап, весь наполненный отеческими и другими духовно-нравственными книгами. Между шкапом и печкой дверь. Затем табуретки три-четыре и два старинных кресла для почетных посетителей»284.

В Летописи скита за 1877 год – без означения месяца и числа – записано: «Старец батюшка отец Амвросий благословил для памяти записать, что в его келии находятся следующие святыни:

1) Крест сребропозлащенный, 1 вершок в длину, ѕ вершка в ширину, на золотой цепочке с подписью на поперечнике с одной стороны: “Вар. А.”, а с другой: “Помилуй мя, Боже, помилуй мя”. С частицей древа Животворящего Креста Господня. Крест сей получен от севской помещицы тайной советницы Варвары Павловны Афанасенко;

2) Крест сребропозлащенный... с выпуклым Распятием, с частицами мощей: святителя Амвросия Медиоланского; Алексия, Человека Божия; преподобного Марка и преподобной Таисии. Получен 31 августа 1870 года чрез белёвскую монахиню мать Рахиль (в схиме Гавриилу) Розову от петербургской купчихи Натальи Назарьевны Васильевой и супруга ее Герасима Васильевича Васильева (эти частицы святых мощей получены Васильевыми из Кирсановского девичьего монастыря, коему они много благодетельствовали);

3) Крест сребропозлащенный, ѕ вершка в длину, ⅝ вершка в ширину. С передней стороны изображено Распятие, с задней стороны подписи: в верхней части – “Часть Животворящего древа”; в поперечнике – “Мощи Иоанна Предтечи”, “Часть Ризы Господней”, “Мощи Николая, Чудотворца Мирликийского”, в нижней части – “Мощи Тихона Чудотворца”, “Мощи Сергия Радонежского”. Сей крест получен от мосальской помещицы (живущей в Москве) Евпраксии Павловны Хлюстиной;

4) Сребропозлащенный ковчежец с частицею мощей святого великомученика Пантелеимона. Получен 28 декабря 1872 года чрез белёвскую послушницу Александру Ивановну Баскакову от афонского иеромонаха Арсения285;

5) Крест сребропозлащенный с изображением чернью Распятия, ѕ вершка в длину, ⅝ вершка в ширину, с частицею древа Животворящего Креста Господня;

6) Дщица в сребропозлащенном окладе, 2 вершка в длину, 1ѕ в ширину, с частицами мощей святых: Иоанна Златоуста, Гурия, Германа и Варсонофия Казанских, князя Константина Ярославского, Ефрема Сирина, Маркелла, Феодора Тирона, Георгия, Евгения, Варвары. Получена в 1874 году от Константина Николаевича Леонтьева с просьбою по времени возвратить ему;

7) Икона на доске священномученика Харалампия, 2ј вершка в длину, 1⅝ вершка в ширину, с частицами мощей священномученика Харалампия и святого Петра Иерусалимского. Получена от Елисаветы Егоровой, живущей близ Тихоновой пустыни;

8) Медальончик (складень) с изображением Божией Матери и святого Ангела Хранителя, с частицею мощей святого Тихона Задонского. Получен от Поликсены Васильевны Саломон в мае 1870 года;

9) Крупный медальон сребропозлащенный с частицею мощей святого Тихона Задонского. Получен от Варвары Викентьевны Шиховской, скончавшейся 8 июня 1877 года;

10) Крест сребропозлащенный, 2 вершка в длину, 1 вершок в ширину с изображением Распятия чернью. На задней стороне подпись: “Мощи святого апостола и евангелиста Луки; святого мученика Феодора Стратилата; святого великомученика Георгия Победоносца; святого великомученика Димитрия Солунского; преподобного Онуфрия Великого”. Но всех сих означенных мощей в кресте не оказалось; а положены частица древа Господня и мощи святого Тихона Задонского;

11) Крест сребропозлащенный, 2 вершка в длину, 1ѕ вершка в ширину, с округленными оконечностями. С частицами мощей новых Афонских мучеников: святых Игнатия, Евфимия и Акакия. Привезены с Афона в сентябре 1860 года»286.

Теперь продолжим описание домика старца. «Рядом с келиею старца – келия другого его келейника, отца Иосифа [Литовкина]... тоже вся в иконах и портретах. Далее к этой келии пристроена была маленькая кухня для приготовления болезненному старцу незатейливой пищи, где помещался и повар-послушник. Против входных дверей с парадного крыльца, пройдя весь коридор, дверь в хибарку, пристроенное довольно просторное отделение для женского пола, состоявшее из нескольких комнат и коридора, который вел в заднюю еще хибарку, из которой [был] уже выход на улицу. И здесь было множество икон, между которыми особенно выдающеюся была большая афонская икона Божией Матери, именуемая “Достойно есть...”, а также и множество портретов духовных лиц»287.

До конца семидесятых годов порядок дня старца был следующий. Часа в четыре утра отец Амвросий звонил в колокольчик и келейники, придя, читали утренние молитвы, 12 псалмов и 1-й час. После краткого отдыха читались 3-й и 6-й часы с изобразительными и канон дня с акафистом Спасителю или Божией Матери, которые старец слушал стоя. Затем он умывался (всегда без мыла), а келейники, поливая на руки ему воду, задавали вопросы, на которые он и отвечал тут же. Подкрепляясь чаем, старец диктовал письма и потом выходил к посетителям – и уже занимался ими до вечера.

Позднее, когда он сильно ослабел, старец вставал для слушания правила часов в пять. Случалось даже, что по его приказанию келейники будили его и поднимали чуть не силком. «Встанет, – пишет отец Агапит, – с опухшим лицом, с лихорадочным ознобом или ревматическими болями в теле, умоется, начнет растираться спиртом или какою-нибудь мазью. Келейники же все-таки задают вопросы, а старец едва слышным голосом отвечает. <...> За умыванием... следовало чаепитие. <...> В это время неподалеку от него обязан был сидеть за письменным столиком кто-либо из его “писарей”. Когда жив был отец Климент Зедергольм, он за этим делом был почти бессменно. Старец и кушал, и в то же время диктовал кому-нибудь нужное письмо. <...> Пока старец диктовал письмо, мало-помалу подходили к его жилью посетители – с одной стороны, изнутри скита, мужчины, а совне женский пол. Не успел он еще окончить нужное письмо, а уж народ начал и в дверь стучаться, и звонить в проведенный снаружи к его келии колокольчик. Выйдет келейник. Просят доложить. Тот обыкновенно отвечает: “Старец занят”. Вскорости опять со стороны нетерпеливых посетителей стук и звон»288. Коридор с мужской стороны и женская хибарка полны народу. Часам к десяти старец выходил. Сначала в коридор к мужчинам – кого благословит, с кем поговорит. В хибарке у женщин приходилось ему быть подольше. В полдень он обедал в келии отца Иосифа: немного ухи, кисель и кусок белого хлеба (в постный день вместо ухи картофельный суп). Все с подсолнечным маслом. Обедал он минут десять. Иногда сразу после этого велел пускать посетителей прямо сюда, в келию, на благословение, – сначала мужчин, потом женщин. Здесь он вразумлял некоторых кратким словом, метким замечанием или шуткой, говоря нередко в рифму, как народный «раешник». Отдохнув у себя в келии, старец снова выходил в хибарку, чтобы благословить не успевших протиснуться к нему после обеда.

«Дверь отворялась, – пишет отец Агапит, – и на пороге появлялся старец в белом балахоне, сверх которого всегда, и зимою и летом, носил легонькую меховую ряску, и в ваточной шапке на голове. Выйдя из двери и остановись на ступеньке, он всегда молился перед поставленною здесь иконою Божией Матери “Достойно есть” и проходил далее, внимательно вглядываясь в просивших у него благословения и осеняя их крестным знамением. Из толпы слышались вопросы, на которые он давал простые, но мудрые ответы. Иногда старец садился, и тогда все присутствовавшие становились вокруг него на колени, с глубоким вниманием слушая его беседу, смысл которой всегда заключал в себе полезное нравоучение или обличение чьих-либо недостатков. Чаще всего предлагал он советы о терпении, снисхождении к немощам ближнего и понуждении себя к добру, говоря, что Царствие Божие нудится (Мф.11:12), что многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие (Деян.14:22) и: претерпевый до конца, той спасен будет (Мф.10:22). <...> Летом в теплые дни выходил он благословлять на воздух, и появление его было истинною радостию для всех, томившихся ожиданием. От самого крыльца хибарки устроены были на столбиках жерди, по одну сторону которых стоял народ, а по другую шел согбенный старец, преподавая всем по ряду благословение, и, временем останавливаясь, давал по вопросам ответы. За оградку к старцу, без его позволения и благословения, зайти никто не смел. <...> Преподав через силу благословение, старец направлялся к себе для отдохновения. Народ, по обычаю, толпился около него; подымался шум и суматоха; некоторые хватались за края его одежды, чтобы сказать “словечко”. Старец едва выбирался из толпы, нередко оставляя в руках народа и верхнюю свою меховую ряску, которую уже после келейники приносили ему... <...>

Бывали, хотя весьма редко, и такие дни, в которые старец после обеда вовсе не отдыхал, может быть потому, что чувствовал в себе довольно сил... Тогда он звал к себе писаря и диктовал кому-нибудь письмо. Таким образом, у него минуты одной не проходило в праздности. <...> После краткого полуденного отдыха, часа в три, старец был опять на ногах, и, если чувствовал здоровье свое порядочным, опять шел к посетителям толковать; если же был слаб, принимал народ в келье отца Иосифа, лежа на его койке. Тут он среди толков с народом и чай пил часов в пять вечера. И опять, и опять принимал и толковал, толковал и принимал. <...>

Часов в восемь старец ужинал, – подавалось на стол то же, что и в обед. И среди ужина келейники кое о ком и кое о чем спрашивали старца, а он не переставал отвечать. <...> Вскоре после ужина, если силы старца окончательно изнемогали, он ограничивался преподанием всем общего благословения. Если же силы еще не совсем оставляли его, то опять начинались обычные прием и толки, которые и продолжались иногда часов до одиннадцати ночи. <...>

Среди толков с народом в зимнее время, не выходя из келии, старец... часто получал сильную простуду от одного холодного воздуха, если посетители, не обогревшись, входили к нему прямо с улицы. ...За всеми уследить было нельзя. <...>

Несмотря на крайнее обессиление и болезненность старца, день всегда заключался вечерним молитвенным правилом, состоявшим из малого повечерия, канона Ангелу Хранителю и вечерних молитв. От целодневных почти беспрерывных докладов келейники, то и дело притом приводившие к старцу и выводившие посетителей, едва стояли на ногах; однако попеременно читали означенные молитвословия. Часто, несмотря на усиленное напряжение, глаза слипались, уста смыкались и чтец от налегавшей дремоты то и дело спотыкался в чтении, а сам старец временем лежал на койке почти без чувств. По окончании правила он, по обычаю, у предстоящих испрашивал прощения, елика согреших делом, словом и помышлением. В заключение келейники принимали от старца благословение и направлялись к выходу. Зазвонят иногда часы. Слабым, едва слышным голосом спросит старец: “Сколько это?”. Ответят: “Двенадцать”. – “Опоздали”, – скажет.

Спать ложился батюшка всегда одетым, летом в балахон, а зимой в ватный подрясник, опоясанный непременно кожаным поясом. На голове имел всегда шапку монашескую, а в руках четки. Снимал только сапоги, оставаясь в одних чулках. Богу известно, как проводил старец ночные часы. Только по приходе к нему на утреннее правило келейники замечали, что во время ночи он переменил несколько фланелевых рубашек; из чего можно видеть, что непрерывного сна не имел. Тем заканчивались суточные труды старца. На следующий день его опять ожидали те же беспрерывные толки»289.

Накануне воскресных и праздничных дней в келиях старца Амвросия служилось бдение. Эти бдения были особенно любимы и скитянами, и многими близкими к старцу посетителями. При этом, чтобы не тесниться всем в комнате, певчие стояли в передней, а когда бдения стали еще более многолюдными, – в коридоре при растворенных дверях. В комнате старца были только служащий иеромонах и несколько человек из более важных гостей: например, очень любил эти службы граф Александр Петрович Толстой (он приезжал в скит в 1864, 1865 и 1866 годах и гостил по несколько дней в келии отца Климента). Сам старец во время бдения при чтении паремий, кафизм и канона исповедовал в комнате отца Иосифа. Если исповедников не было, старец сидел и иногда даже лежал, внимая всему, что поется и читается.

Константин Николаевич Леонтьев писал из Иоанно-Предтеченского скита в июле 1887 года: «Очень часто у отца Амвросия бывают в келии домашние всенощные; почти всегда не выстаиваю, а высиживаю их в креслах... Отец Амвросий так иногда и лежит даже от слабости во время службы»290.

Утром старец с келейниками вставал от сна за час до литургии, которая в скиту начиналась в шесть часов. По прочтении часов с изобразительными он отпускал келейников в храм, оставаясь в безмолвии. Возвратившиеся из храма келейники заставали его сидящим на кровати с поджатыми ногами и читающим книгу. Читая, он имел обыкновение подчеркивать некоторые места. Он прочитывал что-нибудь пришедшим из книги и, благословив, отпускал пить чай. Потом он диктовал письмоводителю ответы на письма. Вскоре коридор и хибарка наполнялись посетителями, начинались стук, звон, говор, и все это делалось в праздники, как и в будни, до вечера. Посетителей в такие дни было больше, чем обычно, и старец уставал сильнее, чем в будни.

Перед праздниками Рождества Христова и Воскресения Христова старец диктовал поздравительные письма разным лицам, духовным и мирским, монахам и монахиням. Сначала это были краткие, в две-три фразы, записки каждому лицу персонально, а потом старец, решив, что «уж если писать, так написать должно что-нибудь полезное и назидательное», стал рассылать общие письма, что длилось потом двадцать один год. Удивительно, что поучения и толкования, предлагавшиеся им в поздравительных письмах, были все разные, то есть не было повторений одного и того же предмета. Впоследствии – в 1892 году – эти общие послания были изданы особой книгой.

Перед указанными этими двумя великими праздниками старец ложился отдохнуть раньше обычного. В полночь, при звуке колокола, призывавшего к утрене, он вставал. Служащий иеромонах и певчие были наготове. Начиналась утреня в келии старца. Потом приходила вся братия – и монастырская, и скитская – поздравить отца Амвросия с праздником. Тут славили Христа, пели 9-ю песнь Пасхального канона, и старец христосовался со всеми, наделяя каждого красным яйцом. Прослушав праздничные часы, он отпускал келейников к обедне. На другой день Пасхи или Рождества Христова настоятель Оптиной пустыни архимандрит Исаакий служил в скиту соборне литургию. Старец принимал у себя поздравителей и обычных посетителей. Отец Исаакий со всеми иеромонахами и иеродиаконом приходил к нему после службы на чай, за которым всегда шла беседа.

С особенной торжественностью отмечался и день Ангела отца Амвросия, 7 декабря. С вечера в его келии было бдение. В монастыре и в скиту служились литургии с молебнами святому Амвросию Медиоланскому и с возглашением многолетия старцу Амвросию. Настоятель отец Исаакий служил в скиту. Потом все служившие шли с поздравлениями к старцу. Во всех комнатах домика ставилось угощение. Всех пришедших поили сладким чаем с булками. Во время обеда, когда братия отправлялась в трапезу, там бывало предлагаемо от имени старца велие утешение. В то же время для настоятеля и старшей братии устраивался обед в келии отца Амвросия. После этого набирался второй стол, а в хибарке, где собирались духовные дочери отца Амвросия, в основном монахини, также предлагалось угощение, народу бывало в этот день здесь великое множество. Всем хотелось поздравить старца, все издержки на угощение в этот день брала на себя помещица Александра Николаевна Ключарёва, жившая при Оптиной в гостинице. При постриге в мантию она, из любви к своему духовному отцу и старцу, приняла имя Амвросия.

В главах о старце Амвросии мы встречаем имя его келейника отца Михаила. Эту весьма трудную должность он нес с любовью, не жалея сил, будучи во всем верным старцу. В миру его звали Максим Лукич Андреев, он родился в 1821 году в Москве. О семье его и годах детства и отрочества ничего не известно. Впоследствии он работал инженером на ткацкой фабрике. Он был глубоко верующим человеком, жил почти по-монашески, посещал богослужения, с особенной радостью те, на которых священнодействовал митрополит Московский Филарет. Мысли о монашестве посещали его с ранних лет. Но уже в зрелом возрасте он решился порвать с миром и отправился в паломничество по монастырям. Был он в Киево-Печерской Лавре. Год спустя он пришел в Иоанно-Предтеченский скит Оптиной пустыни. Старец Амвросий, посмотрев на него, посоветовал ему здесь остаться. 24 февраля 1863 года был он взят в келейники к отцу Амвросию и пробыл на этом месте более двадцати лет. 15 апреля 1864 года он был пострижен в рясофор, а в 1870-м, в Неделю ваий, – в мантию с именем Михаил. 16 мая 1877 года отец Михаил был рукоположен в сан иеродиакона, а 29 июня 1883-го – во иеромонаха291.

Нелегко было ему келейничать при столь многочисленных посетителях, осаждавших старца Амвросия. Но он, как человек доброжелательный, хотя и грубоватый в разговоре иногда, ко всем относился ровно. Отец Амвросий заметил также, что в хозяйственном отношении бывший инженер весьма сметлив и знающ, поэтому, если в скиту или в Шамординской обители предпринимались какие-нибудь сложные дела в виде построения зданий или чего-нибудь другого, старец поручал отцу Михаилу присматривать за каждым таким делом. Строили корпус для отца Климента – отец Михаил был главным распорядителем. Куплено имение в Шамордине – отец Михаил посылается осматривать и оценивать его с разных точек зрения... Будучи хорошо начитанным в святоотеческих творениях, он иногда вступал в словесное состязание с раскольниками. Будучи келейником, он не отказывался служить и литургию в скиту. Со временем у него появились и люди, которые пользовались его духовными советами. Отец Амвросий однажды, взглянув на отца Михаила, как бы шутя сказал: «Еще попущением Божиим может быть и старцем!».

После кончины старца Амвросия отец Михаил определен был отправлять вместе с скитскими братиями скитские правила в соборной келии. Незадолго до кончины он был пострижен в схиму без перемены имени. 21 декабря 1897 года он, проболев несколько месяцев, скончался.

* * *

272

Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание... иеросхимонаха Амвросия. С. 6–7.

273

Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание... иеросхимонаха Амвросия. С. 13.

274

Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание... иеросхимонаха Амвросия. С. 14.

275

Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание... иеросхимонаха Амвросия. С. 23.

276

Поваром был послушник Герасим Туманов, впоследствии схимонах Геннадий. Он прожил в скиту 60 лет и скончался на 87 году жизни, хотя постоянно болел. Ежегодно прочитывал весь круг Четий-Миней; творил Иисусову молитву; участвовал в чтении неусыпаемой Псалтири, был со всеми ласков, братий звал не иначе как «красное солнышко». Бывало, скитоначальник о. Иларион в засушливое время скажет: «О. Геннадий, помолись, чтобы Господь послал дождя», – «Благословите», – отвечал тот. И бывал дождь. А если нет, о. Геннадий говорил: «Нет, должно быть, много нагрешили!». Скончался о. Геннадий 2 сентября 1899 г.

277

Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание... иеросхимонаха Амвросия. С. 34.

278

Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание... иеросхимонаха Амвросия. С. 41–42.

279

Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание... иеросхимонаха Амвросия. С. 45.

280

Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание... иеросхимонаха Амвросия. С. 48.

281

Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание... иеросхимонаха Амвросия. С. 55.

282

Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание... иеросхимонаха Амвросия. С. 72.

283

Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание... иеросхимонаха Амвросия. С. 73.

284

Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание... иеросхимонаха Амвросия. С. 74–75.

285

Старец Арсений (Александр Иванович Минин; 1823–1879) – монах Афонского Пантелеимонова монастыря, строитель Новоафонского монастыря, издатель духовных книг и журнала «Душеполезные размышления».

286

Летопись скита... Т. 2. С. 61–62.

287

Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание... иеросхимонаха Амвросия. С. 75.

288

Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание... иеросхимонаха Амвросия. С. 77–79.

289

Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание... иеросхимонаха Амвросия. С. 82–85.

290

Леонтьев К. Избранные письма (1854–1891). СПб., 1993. С. 320.

291

С 1866 г. при старце Амвросии был еще один келейник, Иван Петрович Оболенский, послушник из крестьян (р. в 1854). Он был пострижен в мантию 17 марта 1890 г. 8 октября 1895 г. – иеродиакон; 15 августа 1897 г. – иеромонах, ризничий. С 16 января 1910 г. – духовник сестер Казанского Боголюбивого монастыря близ города Мосальска Калужской губернии.


Источник: Вертоград старчества. Оптинский патерик на фоне истории обители / Сост. монах Лазарь (Афанасьев).– М.: Изд-во Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2016.– 704 с.

Комментарии для сайта Cackle