священник Сергий Третьяков

Источник

Заключение

Сад, его же насади Отец Небесный на горах Валаамских, не искоренился, но принес плод обильный, хотя претерпел многие нападения и озлобления, и будучи обильно напоен благочестием, приносит и по сие время плод нескудный – мужей совершенных в жизни духовной.

Благодатью Божией святая обитель возблагоухала вновь и теперь возрастает, укрепляется, множится и цветет, как крин сельный.

Несмотря на сложность исторических обстоятельств, XX в. принес миру целую плеяду валаамских подвижников – «в самые трудные и суровые времена Русская Церковь не угасила в себе духа Христова». Валаамские старцы и подвижники стали продолжателями той традиции, которая сформировалась на Валааме благодаря их предшественникам в ХVIII-ХIХ вв. Они сохранили духовное преемство, передавая от старца к ученику опыт аскетической мудрости и молитвенного делания. Старцем на Валааме мог быть и настоятель (схиигумены Маврикий и Харитон), и человек, не имеющий священного сана

(схимонахи Анастасий и Пионий), житель собственно монастыря (схиигумен Лука, иеромонахи Иустиниан и Памва) и насельник скита (схиигумен Иоанн, иеросхимонах Ефрем), пустынник (схиигумен Феодор, схимонахи Сисой и Николай), человек престарелый (монах Иосиф) и сравнительно молодой (инок Василий).

Постепенно, особенно с переселением на Новый Валаам, старчество открывает себя миру: валаамские подвижники становятся духовниками многих мирских лиц, посещающих обитель, ведут с ними обширную переписку. Таковыми были схиигумены Харитон (Дунаев), Иоанн (Алексеев), Лука (Земсков), иеросхимонахи Ефрем (Хробостов), Михаил (Питке- вич), иеромонахи Евлогий (Федоров), Памва (Игнатьев) и другие.

В XX в. валаамские старцы сохранили в своем монастыре традицию исихазма, практикуя ее в духовной жизни и описывая практику совершения «умного делания» в своих трудах. Схиигумены Феодор (Пошехов), Харитон (Дунаев), Иоанн (Алексеев), иеросхимонахи Михаил (Попов) и Михаил (Питкевич), схимонахи Сисой (Тепленев) и Николай (Монахов), монах Иосиф (Шорин) имели дар непрестанной сердечной молитвы и призывали своих учеников к «добродетельному преуспеянию, которое приводит к совершенному богоугождению».

Наследие валаамских подвижников настолько велико, что, пожалуй, в этой книге рассматривается малая его часть. Благодаря сохранившимся в обилии материалам архива Ново-Валаамского монастыря Фин- ляндии, открывается широкое поле для дальнейших исследований. По верному замечанию монахини Игнатии, «наследие это должно быть изучено и само по себе, и как сохраняющее опыт человеческого сердца, взыскавшего Бога, и главным образом в отношении тех живых и спасительных указаний, как в жизни земной обретать путь, ведущий к вечности».


Источник: Валаамские светильники духа. XX век [Текст] / свящ. Сергий Третьяков. - Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2015. - 798 с.

Комментарии для сайта Cackle