С. Девятова

Источник

Схимонахиня Гавриила (Папаянни)  (1897–1992)

Геронтисса (греческая старица) Гавриила (в миру Аврилия)  родилась 2/15 октября 1897 года в Константинополе. Она была четвёртым ребёнком в семье Илии и Виктории Папайяни.  Её отец был состоя­тельным лесоторговцем, мать была  дочерью  врача Христакиса, внучкой священника.

Аврилию  крестил митрополит Герман Стринопулос, её  крёстным отцом был Василий Антониадис, друг семьи, писатель и Рек­тор Богословского факультета Халкии.

Будущая подвижница выросла в атмосфере любви. Спустя пятьдесят лет подруга Елена Вирву спросила её: «Где ты нашла столь много любви, что обнимаешь весь мир?» Старица ответила: «Я чувствую, что, несмотря на все испытания, выпавшие на мою жизнь, я была, как все мы, возлюбленным чадом Божиим и моих близких. По­скольку была самой младшей дома, отец, мать и братишки оказывали мне ис­ключительную любовь. Так и я от этой любви и примера научилась любить... Я стала послушной, в то время как таковой не была, чтобы не огорчать их...» Приведем ещё одно из её высказываний: «Господь дал мне такую удивительную мать. Она была для меня Любовь. Поэтому я могу и люблю всех и вся…»

Аврилия училась в женской гимназии, дополнительно брала уроки французского и английского языка, училась играть на  пианино. Она очень любила географию, мечтала о путешествиях. Пройдут годы, и её мечта сбудется: местами ее  служения ближнему будут Афины, Израиль, Кипр, Ливан, Иордания, Сирия, Ирак, Пакистан, Индия, Греция, Турция, Франция, Бельгия, Дания, Швеция, Германия, США  и другие страны.

Из воспоминаний старицы Гавриилы: «В свои 18 лет я посещала уроки добровольной службы в Красном Крес­те. Я хотела этого, ...потому что душа имеет необходимость отдавать. Я хотела ухаживать за больными».  В 1923 году семья переехала в Салони­ки. Там она поступила в Университет на философский факультет. На лето её семья выезжала  в пригороды Флорины, здесь милосердная Аврилия обучала детей из бедных семей письму и чтению. Однажды она  тяжело заболела. У нее поднялась высокая температура, ночью ей было видение, её посетил  небесный посланник, он  сказал ей: «Завтра будешь здорова!» Так и случилось, утром 26 октября в день памяти святого Димитрия Солунского – Аврилия  выздоровела.

Позже она получила благословение Свыше оставить дом. Из рассказа Елены Вирву: «Она ушла от своих, с непреодолимым мужеством отправилась на жизненный подвиг, работать, жить одной». (Она нашла работу медсестры в частной клинике.)

 В 1938  году она уехала в Англию. С Божией помощью матушка стала прекрасным массажистом, работала в клинике в приго­роде Лондона. В 1945 году после войны многие старались оказать помощь  Гре­ции, среди них были и  иностранные миссионеры. По благослове­нию епископа Фистирского матушка обучала языку желающих отправиться  в Грецию.

В 1946 году Аврилия ста­ла членом общества английских массажистов ног, в 1947 году переехала в Афины, где открыла свою лечебницу. По рассказам современников, люди приходили к ней не только лечиться, многие  старались рассказать о своих бедах. Все относились к ней с  большим доверием, и «она лечила душу вместе с телом», помогала материальна всем нуждающимся, утешала, наставляла, помогала сиротам и безработным. Она была носителем истинной христианской любви, многие люди благодаря  старанием подвижницы стали глубоко верующими людьми. Она говорила: «Я видела, что хотя по науке для исцеления требовалось 6 месяцев, больные излечивались за 15 дней. Тогда я сказала: не буду брать денег, т.к. их исцеляет Божественная благодать Христова».

Весной  1954 года, после смерти матери Аврилия почувствовала, что «уже мертва для мира»: «Единствен­ным следующим шагом, открывающимся передо мной, был решительный шаг к осуществлению: «Иди, продай имение своё и раздай нищим», и: «Следуй за Мной» Но куда? И неожиданно пришло Извещение... Индия...»

Из рассказа Елены Вирву: «...Начиная с 1955 года,  она объехала почти всю бескрай­нюю Индию и узнала, ответила, принесла свои услу­ги и свою любовь всем. Всех находила хорошими... Работала не за деньги, никог­да не думала о деньгах. И, однако, никогда не голодала...»

Из воспоминаний старицы Гавриилы: «Я отправилась в Индию, и первой остановкой моей была маленькая боль­ница... в Гималаях... В чужой стра­не, с чужим языком, без денег... Бог и я на земле... Я ничего не искала. Всегда ожидала приглашения – поле деятельности. Потому что, когда тебя зовёт Хри­стос, не имеешь воли... Куда тебя поведёт, поедешь. И Он всегда меня приво­дил в очень бедные районы... Любовь мною двигала. Я полюбила этот народ. Полюбила по многим при­чинам. Ибо, когда прекращаешь любить, как бы прекращаешь дышать. Это – Дыхание Божие. Там, где я была, приходило столько больных, столько стра­дающих, столько голодных. Приходили целые семьи паломников, туда, в Ги­малаи, куда шли они, может быть, 6–7 дней, другие 15, иные месяц... Как только я говорила им, что сделаю небольшое размина­ние и что станет здоровой рука и т.д., они верили в это. И по этой их вере, с помощью Божией они становились здоровыми. Итак, они узнали, что приеха­ла одна гречанка и может им помочь и т.д. Тогда они начали спрашивать: «В какой она Церкви?» (Как раз в это время мне довелось познакомиться с Индирой Ганди. У неё было что-то с шеей, и я делала ей массаж. Тогда ещё был жив отец её, Неру. Она рассказывала о своей жизни...)

И я начала говорить им о древних греках, и объяснять, что христианство, пришедшее в наши места, не отсекло всю нашу древнюю философию, но дало нам Христа как Жизнь... И тогда они начали просить у меня Евангелия. Но и прежде Евангелия я давала им «Подражание Христу», потому что в ней (книге) есть очень много ссылок... В Гималаях я жила целый год. Потом стали меня приглашать в различные цен­тры. Могу сказать, что за пять лет я исколесила всю Индию...»

В Индии подвижница ухаживала за больными проказой. В 1956 году она писала: «...Тело моё переносит душу весь день, и ночью она находит Бога... Здесь я... прикасаюсь (к людям) из касты «неприкасаемых» и Проказы... При закате, опять я в Присутствии Божием. Потом выходит луна, а я ещё недвижима. Потом иду в свою комнату. Ужин. Чтение Священного Писания, Сосре­доточение, Молитва. Сон...»

О силе веры подвижницы свидетельствует Сильвия С.: «Я видела, что все миссио­неры кипятят воду для питья и, несмотря на это, часто болеют дизентерией. С другой стороны, Лиля (в Индии матушку звали Лиля из Греции) и я пили из различных источников, и даже из реки Ганг, и ничем не болели. Но я видела, что каждый раз она крестила её и говорила: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» и давала мне пить и сама пила...»

Из воспоминаний схимонахини Гавриилы: «Ангелы всегда готовы нам помочь. Я это видела своими глазами. Мыс­ленными глазами. И притом в самый трудный момент... Говорила и говорю: «Иду от хорошего к луч­шему». И пусть будет хуже и труднее телесно, но всегда радостно. Потому что знала: это в программе Божией... Как будто Ангелы нас предохраняют. Я наблюдала это. Они как бы ставят некую защиту вокруг нас. Мы об этом просим каждый вечер на повече­рии: «...Огради нас святыми Твоими Ангелы, да ополчением их соблюдаемы и на­ставляемы достигнем в соединение веры»».

Однажды один иностранец в Индии упрекнул матушку: ««Э, ты не хорошая христианка! И не можешь совер­шать священную миссию... Потому что, знаете, католики и протестанты изу­чают всегда местные диалекты...» Подвижница ответила: «Господин... Я за­была сказать. У меня есть... пять Языков... Первый – улыбка... Второй – слёзы... Третий – прикосновение... Четвёртый – молитва... Пятый – любовь... С этими пятью языками объезжаю весь мир!» И он вынул бумагу и записал... С этими пятью языками ездишь по всей земле и весь мир – твой. Независимо от всего. Везде есть люди Божии...»

Из воспоминаний  старицы Гавриилы о событиях, произошедших в последний (пятый) год её пребывания в Индии (в Гималаях в Уттар-Каши): «Я была там всё время (год) в нескончаемой молитве и молчании. Жила одна. Но не прекращается приношение, хоть и придёшь на вершину Мира. Потому что всегда случается больной, который приходит для помощи, прохожий, с кем разделишь кусок хлеба. Что-нибудь случится, придут люди. Но ты один... Ела круглый несвежий хлеб, который делают все лавки... Вече­ром и утром стакан порошкового молока, которое присылал тогда Красный Крест. Я потеряла 14 килограммов за 11 месяцев, но была очень крепкая.

Со мной было только Священное Писание. Никакой другой книги... И там мне пришло извещение стать монахиней... «Теперь ты в состоянии идти в монахи»».

 По промыслу Божиему матушка вскоре знакомится с американкой Неллой Кук, которая, узнав о том, что она собирается уйти в монастырь, воскликнула: «Поедешь прямо в Вифанию, к отцу Феодосию, в прекрасный монастырь, недалеко от Иерусалима! Я гостила в этом монасты­ре. Самый прекрасный монастырь в мире!» Нелла написала в монастырь – положительный ответ пришёл через шесть месяцев. На средства друзей был куплен билет.

В 1959 году матушка уезжает из Индии, 5 августа 1959 года она поступает в святую обитель в  Вифании. Послушница  Аврилия  первые  года искуса выполняла многие послушания. Рассказывает Елена В.: «Аврилия приехала в монастырь... Она служит всем. Её ставят качать воду и поливать огород и цветы, мести дворы, мыть полы в большой церкви, ухаживать за пожилыми, и, поскольку она никогда не гово­рит «нет», тем более её нагружают... Мытьё тарелок, протирание кухонной по­суды, переписку Старца, почту и покупки в Иерусалиме...

Но вместо того, чтобы огорчаться о самой себе, она радуется, потому что в то время как она думала о себе, что преуспевает духовно, этим Бог показывал ей, сколько ещё нужно очищаться, смиряться и терпеть...»

В 65 лет послушница  Аврилия  приняла постриг. По Промыслу Божиему матушке суждено было быть монахиней в миру, чтобы рассказывать о Православии во многих странах, нести подвиг старчества, помогая страждущим, наставляя на Путь Истинный.

 Она побывала  на острове Патмос (в Средиземном море) у старца Амфилохия (Маркоса), духовную связь с ним она поддерживала до самой его кончины  († 1970 г.) Старец постриг её в  малую схиму, благословил на мис­сионерство. (В 1990 году матушка была пострижена в великую схиму с именем Гавриила на острове Лерос.) 

В конце 1960 года матушка едет в Афины, в 1961 году  возвращается на несколько месяцев  в Вифанию. Связь старицы Гавриилы с монастырём никогда не прерывались. До 1991 года она переписывалась с настоятелем монастыря старцем Феодосием (†1991г.) 

В апреле 1962 года она уезжает из Вифании в Константинополь. По благословению Вселенского Патриарха Афиногора  едет во Францию.

22 июня 1962 года старица Гавриила по благословению архиепископа отправляется в поездку по Америке и Канаде. После поездок по Дании, Швеции, Германии, Швейцарии и Австрии  в мае 1963 года она вновь прибывает  в Индию. Летом матушка в Афинах, затем поездки в Швейцарию, Францию, в  мае 1965 года она  едет в Англию. Здесь она встречается со старцем Софронием (Сахаровым). Позже – поездки в Швецию, Германию, Афины, Иерусалим, Тегеран, Дели, Хайдерабад, Бомбей... Её приглашают  рассказать о  Православии, часто она сопровождает  больных.

В 1966 году Господь попускает болезнь, у матушки обнаруживается катаракта в левом глазу, в Афинах в больнице «Всеблаженный» была удалена повреждённая линза. Когда три года спустя, произошло заражение  здорового правого глаза, офтальмолог закрыл его повязкой. Несмотря на это она не переставала видеть! Для врача это было непостижимо. Свершилось чудо: левый глаз матушки по милости Божией воссоздал утраченную лин­зу.

По Промыслу Божиему старице Гаврииле предстояло некоторое время пожить в Новом Иерусалиме в  обители Благовестницы. Старица Гавриила рассказывала, что в монастыре подвизались  пять монахинь, они молили Господа, чтобы приехали к ним и другие монахини. Эти монахини жили просто и смирен­но по уставу исихастов (в безмолвии, строго постились, совершая своё правило по чёткам). Однажды одна из них увидела во сне пророка Илию, и он сказал ей: «При­шлю вам рабу Божию, и вас будет шесть...» Когда старица Гаврииила приехала, её приняли  с любовью, как посланницу Божию.

Позже матушка уезжает в Африку, в конце 1969 года возвращается  в Новый Иеруса­лим. В 1973 году она уже  в Афинах посе­щает или сопровождает больных.

По молитвам старицы больные получали исцеление от духовных и физических болезней. Окружающим казалось, что она никогда не ощущала усталости. Она говорила: «Кто любит, тот не устает».

Старица никому никогда не жаловалась, были моменты, когда она изнемогала от жары и усталости, задыхалась от выхлопных газов, страдала от боли, но она старалась отречься от собственного «Я», жить только для других. Господь укреплял и наставлял её. Многие приходили к старице за помощью и поддержкой. Её французская подруга Мадлен Бэкон вспоминает: «Все, у кого были проблемы со здоровьем, шли к ней. Желали, чтобы она со­провождала их заграницу. В Англию, Швейцарию, Америку... Порой случалось, что её просили об этом на одну и ту же дату! Тогда она молила Ангелов дать решение. И вот! Приходила третья с ещё более серьёзным предложением...»

По свидетельству духовных чад матушки – схимонахиня Гавриила «советовала читать  Евангелие, каждый день одну главу утром и одну вечером. Пророков. Послание Иакова, каждый день. «Лествицу» Иоанна Синаита (Лествечника). Святого Исаака Сирина. Святого Максима Исповедника. Прп. Нила. Святого Симеона Нового Богослова. «Подражание Иисусу», Фомы Кемпийского».

Из воспоминаний миссионерки Хар. Г. Зисиму: «Думаю, был 1973 год... Геронтисса слома­ла ногу и очень сильно болела. В один момент она слышала голос, говорящий: «У тебя болит лодыжка. Что бы сказал Никита, которому палачи пронзили раззжёнными гвоздями обе лодыжки?» «Я, – говорит она мне, – ничего не слыхала о нём. Итак, я взяла календарь посмотреть, есть ли какой-нибудь Святой с именем Никита. И действительно, читая, я увидела, что таким было его муче­ничество. Тогда я прославила Христа и попросила святого Никиту помочь мне переносить боль». Слава Богу, за всё!»»

«Её деятельность и духовное влияние, – пишет Эдвард Звери, – стала из­вестной в Афинах и в других городах. У неё были посвященные друзья во всём мире. В Америке, Англии, Индии и в других местах. Многие люди нового по­коления, мужчины и женщины, хотели бы с ней познакомиться и побыть в её обществе».

Когда старица Гавриила жила в Афинах многие приезжали к ней  за духовной помощью на улицу Мидии. Рассказывает её духовное чадо: «Дом Ангелов так мы его окрестили – был старая квартира, которую ей предоставил святой батюшка Агафангел Михаилидис (благой Ангел, как она его называла, когда говорила о нём). Это была крыша для студентов богосло­вия из епархии, но потом, с годами, она оставалась незанятой, и в один пре­красный день он отдал ей ключи с благословением сделать небольшой оазис для ищущих Христа. И благословение Старца подействовало...»

Дом этот на улице Мидии с 1978 по 1989 г. стал для многих домом.

 Духовные чада её не давали ей даже поесть одной. Тот суп, который был её ужином, ела она холодным. Так как тогда «много было приходящих и отхо­дящих, так что и есть  было некогда»...

Когда я впервые вошла в Дом Ангелов в тот благословенный вечер 1 мар­та 1984 г., ей было 86 лет, но она казалась намного моложе. Ходила и прихо­дила очень легко и молча...

Рассказывает духовное чадо старицы Гавриилы: «Она была неповторима как учитель и наставник... Она отменяла с удивительной про­стотой собственную волю, и ты чувствовала себя, странное дело, всесчастливой! К тому же она никогда не проповедовала Послушание, как бы мёртвую бук­ву. Никогда не требовала. Помню, она говорила: «Что толку в послушании без люб­ви? Зачем делать из тебя робота? Цель – любовь. Потому что любовь, смирение, тер­пение, послушание – синонимы. Не слушаюсь, – люблю», – говорила... Порой зво­нила она нам именно в то время, когда мы переживали трудную минуту или когда нас мучил отрицательный помысел, и сразу утихал шторм, прежде чем успевало разволноваться сердце. Одно ее духовное чадо избавился в последний момент от гнева, готового разразиться в нём, благодаря «случайному» её звон­ку. Она позвонила ему, – говорит он, – чтобы спросить, кто сказал такое-то изречение из Отечника, которое опять совсем «случайно» имело непосред­ственную связь с его гневом! «Близ тебе глагол зело...»

То же самое происходило и с неодушевлёнными предметами. Если она име­ла нужду в чём-то, это что-то приходило тем или иным образом с одним из её чад или по почте...»

О старице Гаврииле рассказывает П. Евдокимов: «... Часто мы видели своими глазами, как она целительно действует на больных и на нас самих. Одним прикосновением и молитвой немедленно проходила боль, и ты чувствовала в том месте внут­реннюю теплоту. Конечно, она настаивала, что помогала повязка или подушеч­ка, которую она накладывала на больное место. Однако мы понимали, что их она использовала как бы предлог по смирению...

Она говорила однажды, что в Индии приходили моменты, когда руки её горели огнём, и тогда она опуска­ла их в таз с холодной водой. И это было одним из даров Святого Духа, кото­рый она прилежно скрывала...

Из Дома Ангелов... она уехала в понедельник 17 апреля 1989 г. в обитель святого Покрова на Эгине. На Этне Преосвященнейший митрополит Ириней предоставил ей келью, принадлежавшую священной обители святого Нектария – Святого Покрова. Здесь старица Геронтисса серьёзно заболела (рак лимфоузлов). Но она не  соглашалась лечиться. Лимфа­тические узлы на шее и около уха набухли как большой орех и причиняли ей боль.

 В Великую субботу 14 апреля 1990 г. она причастилась в церкви святой Параскевы, когда она вернулась в келью, выяснилось, что от болезни не осталось и следа.  Когда старица Гавриила пришла в больницу на обследование, изумлённый врач, тихо промолвил: «Или вы святая, или Бог вас очень любит... Что бы там ни было, прошу, помолитесь за нас и за нашу больницу».

Старица Гавриила своим собственным примером учила своих духовных чад любви к ближнему, смирению и терпению, она говорила, что в молитве нельзя просить материальных благ, следует просить мудрости, терпение, просить, чтобы Господь помиловал: «...Когда мы говорим: «помилуй», Он разве не знает непосредственную нашу нужду... Не можем мы просить Его для кого-нибудь другого ничего. Поскольку и этот другой – чадо Его! Будем говорить Ему: «Да будет воля Твоя в жизни его» . Мы почём знаем, какая цель у Бога для него? Почём мы знаем, что ему нуж­но? Это – очень большой наш Эгоизм! Но человек не понял этого, нас этому не научили. Нам нужно быть совершенно покорными! Об этом тебе говорит (слово): «раб Господень»... Можем ли мы это осознать, наконец? Я болезную сердцем, что не может этого осознать человек...

Когда человек постарался смирением, молитвой, многой лю­бовью привести душу свою в тишину, тогда он никогда не может почувство­вать великих перемен. Заболела? Прекрасно. Это было в плане Божием для моей жизни, для испытания, – пройдёт... Потеряла любимого человека? При­шло время –  идти ему встречать другую жизнь, и так должно было быть... Что бы ни случилось, говорю: «Так должно быть»... Древние же, говорили: «Если что приносит тебе несущее, неси и переноси; если же вознегодуешь, и себя пожалеешь, то и несущее тебя понесёт». Потом я узнала это из Евангелия, которое учит нас этому...»

25 ноября 1990 г старица прибыла на остров Лерос, где жила в безмолвии, лишь в субботу и в воскресенье утром принимала верующих. К ней приходили  верующие люди за духовным советом, за благословением. Они спрашивали, и она неустанно отвечала.

По свидетельству современников она была небольшого ро­ста, очень живая. Она сохранила до конца жизни юношескую свежесть и лучезар­ность, она отличалась абсолютной нестяжательностью, великой любовью к Богу и ближним, облада­ла способностью вразумлять людей, прихо­дящих к ней для наставления.

По свидетельству современников «Геронтисса Гавриилия была знакома со многими выдающимися личностями двадцатого века, где бы она ни была, всюду она жизнью воплощала евангельские заповеди, и, прежде всего заповедь о любви, жила всегда в Присутствии Божием».

Приведём цитату из книги «Подвиг Любви» о последних днях жизни подвижницы: «Последний месяц своей жизни на этой земле Геронтисса уже никого не ви­дела. Только Преосвященнейшего, о. Никодима. Хранила молчание. Однако за несколько дней до кончины обрела немного силы и голоса, и мы записали не­сколько её наказов некоторым из её чад. Она прощалась с ними и давала пос­ледние советы и благословения. Причастилась и, уже приуготованная, вошла в Небесную Переднюю...

В то утро, 28 марта (1992 года), в 6:15, за несколько минут  до восхода солнца, в келье её распространилась особая тихая атмосфера. Неожиданно она подня­ла обе руки к Небу и пыталась дрожащими движениями их нам что-то сказать. Это что-то мы поняли в момент, когда она угасала. Она наяву увидела кого-то... Было очень волнующе, когда одновременно, в тот самый момент мы услышали очень ясно юношеский голос, поющий неизвест­ную, радостную, ангельскую мелодию... Это продолжалось около двух минут, и потом сразу молчание, отсутствие, и пустота наполнила келью.

Мы открыли окно, и вошли первые лучи солнца. После бдения и усталос­ти, какую мы вдруг испытали, было первое утешение.

С того момента всё произошло очень быстро. Приготовление, телефонные звонки... Приехал о. Никодим. Пропели первое Трисвятое. Приехал врач Ни­кита Тахлиамбурис. Приехал о. Анфим, и её понесли к (иконе) Панагии Кастру в собор, где два года назад её постриг в схиму наш Старец-агиорит о. Дио­нисий Микройаннанитис...

В тот день (в день похорон) девять иереев, девять Чинов... пели с Преосвященным (митрополитом. Нектарием) «Христос воскрес!» Хотя была ещё Великая Четыредесятница...

Все колокола острова Лероса звонили печально. Пришло много народа. Подоспели и некоторые её духовные чада. Приехал о. Димитрий-синаит. Приехала геронтисса Агния с сестрами из Калимноса и пели так умилительно.

Пришли многие жители острова, кто знал и не знал её. Но самое трогатель­ное было присутствие маленьких детей. Самому маленькому было всего лишь сорок дней.

Пели последование исхода для монахини-схимницы, которое впервые ус­лышали на острове после стольких веков...»

Высказывания, наставления

Кто занят самим собой, телесно или психологически, не имеет времени заняться другим, и не интересуется. Он становится эгоцентричным.

Существует то, что называют «духовная гордость». Но где гордость, там нет Духа, значит, остаётся одна гордость.

Снисхождение и кротость – оружие и признаки духовно сильного человека. Он всё «понимает» и всё прощает.

Господь попускает испытания любящим Его, во-первых, для укрепления их веры в Него, и, во-вторых, для примера окружающим.

Не забывай в церкви всегда поставить и одну свечу «за недугующих и путешествующих».

Истинный пост: прекратим пустые разговоры, не ищем выгоды, не смотрим на сучок в глазу брата, не судим чужого раба.

Если хочешь, что-то сделать, не сообщай никому. Если  «осуществится» на словах, то не осуществится на деле. Держи в тайне до последнего момента от всех!

Сколько обсуждаем событие, столько оно остаётся в нашей жизни. Тогда как нормально оно ушло бы в своё время.

В глазах Божиих нет чёрных, белых, красных, жёлтых детей. Это души, которые Бог извёл из Своего сердца, как капли Крови... Кто может сказать, какая капля стоит дороже.

Когда мы хотим кому-нибудь помочь, нужно половину себя отождествить с другим. Другая половина, даже и при противоречии, сможет найти правильное решение.

Бог действует в Вечности. Не со спешкой временной нашей жизни. Всё будет, как и когда хочет Он.

Молюсь, да будете в состоянии, дабы Бог использовал вас в Своём деле на земле Своей.

Любовь к ближнему по Богу, радость и тишина приобретаются постоянной молитвой.

Две вещи имеют большое значение: «Любите друг друга» и: «Не бойся, только веруй».

Без Духа Святого ничего не движется. Ничего не бывает. Ничего не су­ществует. Ничто не просвещается. Святой Дух это Божие Дуновение в чело­ века... Так я Его чувствую. Мы имеем Святого Духа, печать Его, от крещения.

...Большое заблуждение думать, что твоим старанием можешь изменить человека. Никогда. Своей жизнью можешь. Попытками, беседой, противоре­чием и всем таким, никогда, или очень, очень редко. Исправление придёт, когда придёт время Божие. Если ты изменишь самого себя и станешь живым при­мером для того, кого хочешь исправить, идеалом, и он увидит тебя счастли­вой, тогда изменится. Когда кто молится о человеке, это нормально. Но когда пытается его исправить, нет. Это – только в руке Божией. У Бога своя программа для каждого из нас. Для всех. Мы свободны. Он знает наше шествие до последней минуты нашей жизни. Мы его не знаем. И если постараемся ещё более соединиться с Богом, тогда не будем иметь необходимости что-либо де­лать. Потому что автоматически станем примером для тех, кого желали бы ви­деть на Его пути... Однажды, когда я уже поняла, что молитва есть всё, я увидела на дороге двоих детишек, во гневе дерущихся до крови. Я не пошла их разнимать, но применила на деле то, во что верила. Повернула на другую сторону голову и сказала: «Господи, вложи Ты мир Твой между ними». И когда повернулась посмотреть, вижу их снова смеющихся и играющих. Это был ответ Божий. Знай это. Мир и тишина наша, и как мы жи­вём, показывают, как мы веруем. Поэтому один человек может нам говорить самые лучшие учения, но, если мы видим, что он сам возмущается, беспоко­ится и шатается, не можем поверить тому, что он нам скажет. Итак, если хо­тим помочь другим, целью нашей жизни должно быть – приблизиться, сколь­ко можем, к Первообразу, т.е. к Господу.

Древние говорили: «Если что приносит тебе несущее, неси и переноси; если же вознегодуешь, и себя пожалеешь, то и несущее тебя понесёт». Т.е. если жизнь принесёт тебе неудачи, иди и ты с неудачами. Спокойно. Но если восстанешь и пожалеешь себя, то снова приходят эти несчастья.

...Кто вступает в брак, тот вступает как бы в монастырь. Потому что брак – священный. Это таинство Божие и церковное... Потому что от одних концов земли идёт один человек и от других концов – другой, а се­годня они оба супруги. Как это произошло? По моему разумению, родиться, выйти замуж, умереть – отнюдь не в наших руках. Это установлено Богом. Итак, эти два человека стали супругами. Супруга своего ты должна считать игу­меном... Почему? Потому что основа счастья в этом мире – перестать иметь свою волю, из-за эгоизма. Итак, когда мы перестаём иметь свою волю, и оба хотим слушаться воли Божией, тогда приходит благословение Божие.

Не следует судить. Но когда мы не судим, нас судят все. Это надо знать. Как-то мне довелось проводить беседы о разных случаях, и, если заканчивала, говорили: «Но она не осуждала этих, не осуждала тех, не осуждала других»... Тебя осудят, если ты не судишь.

Т.е. что нам нужно делать? Именно это: не беспокойся, если тебя осудят. А если услышим, что осуждают других? Не принимай участие в беседе.

...Когда человек имеет любовь, терпение, послушание и смирение, он при­обрёл и этот мир и Рай... Поэтому говорю вам: когда начинается беседа, которая идёт к ссоре, один из двоих, если он Божий человек, должен молчать и говорить в себе: «Господи, Иисусе Хрис­те, помилуй нас». Через две минуты всё прекращается.

...Любовь, какую мы питаем к друго­му лицу, никогда не должна доходить до степени идолослужения. Где кончается любовь и где начинается идолослужение, многие люди не осознают. Ска­жем, мы – родители, и имеем ребёнка. И мы его любим, любим, любим... И по­том этот ребёнок занимает место Бога. Я это видела много раз. Малыш стано­вится идолом, и мы забываем Бога ради этого ребёнка. У одного так было с его сыном. Ребёнка взял Бог. Было что-то ужасное. Но и такое посвящение себя было ужасающим. Требуется большое внимание... Когда мы любим человека, друга, товарища, и в один день узнаём, что он не таков, как мы думали? Как бы спадает маска...

Не так. Он не виноват перед нами. Ибо мы любим некий идеал и хотим его воплотить в человеке. Восхищаемся им, тогда как он не достоин восхище­ния. И если будем восхищаться и восхищаться им, и придёт и трение, и мы узнаем его лучше, то однажды он падёт с пьедестала, который мы ему сотво­рили, и мы... гневаемся вместе с ним. Однако он с самого начала не виноват. Виноваты мы, что своей фантазией поставили его на пьедестал. Сделали его идолом, восхищались им, а потом сбросили вниз. В то время как он был, есть и будет тот, кто он есть!

...Когда мир с другими людьми не восстановлен, Христос говорит нам: «Когда идёшь помолиться и вспомнишь, что брат твой имеет что-то на тебя, – не ты на брата, – тогда оставь жертву и дар твой Богу, т.е. молитву, пойди и примирись с братом и возвращайся». Другими словами, если совесть твоя не спокойна по отношению к людям, не можешь иметь спокойной свою совесть по отношению к Богу. Но то, что Он говорит, очень важно: что другой будет виноват, а ты будешь просить прощения. И говорю, как на исповеди: это было самым трудным делом, которое я ввела в практику в своей жизни. Дело не в том, что мне нужно смириться и пойти сказать (ибо я ходила и говорила от всего сердца), но в том, как, каким образом, принимал это другой человек. По­тому что иной раз он может сказать: «Да, но, наверное, она виновата, раз при­шла и просила у меня извинения...» Тогда как это не так: мы просто стараемся ввести в практику Евангелие. Потому что иначе, когда мы вечером идём на мо­литву, не можем (молиться) и спокойствия, которое должно быть, не имеем. Не будем смотреть, что делает другое лицо. Оно как бы в скобках, и не имеет никакого значения. Во всяком случае, нам нужно следить за буквой Еванге­лия, потому что тогда, говорит оно, «обрящете покой душам вашим». Всё в том, чтобы быть в примирении с Господом, Который в тебе.

Когда чувствуешь себя рабом, а не свободным, это значит, что ты раб страсти. Некоторые люди говорят: «Я свободен. Ни с кем не считаюсь. Сам за­рабатываю, сам трачу». По сути, он величайший раб. Потому что ты ещё не ос­вободился от самого себя. Имеешь похоти, нужды, имеешь главным образом отличия. Итак, когда хочешь отсечь их с помощью Божией, возьми Евангелие и сделай его рецептом жизни. Тогда начнешь мало-помалу покорять свои стра­сти. Например, чувствуешь, что ты приклеенный к деньгам? Хотя и зарабаты­ваешь их один, отложи 10%, как говорит Ветхий Завет. Но главное, давай их не лично. Не жди и «благодарю» за то, что даёшь; иногда лучше совсем не да­вать. Свобода, как и Истина, – одна. Не может быть одна свобода для одного, другая для другого. Ибо тогда мы имеем компромиссы и ложь. Таким образом, ты освободился, скажем, от сребролюбия, с великим трудом. Может быть, прой­дёт и двадцать лет, и в один прекрасный день ты обнаружишь, что не освобо­дился. Затем захочешь освободиться от различия, какое ты делаешь между со­бой и другим. И это от эгоизма. Если не придёшь к тому, чтобы ощущать, что ты и другой – Одно – кто бы ни был другой : и африканский чёрный, и индус, и китаец, и мусульманин, и еврей, и христианин – осознать, что все мы Дети Божий. Если не сможешь это почувствовать поистине главенствующей Аль­фой, тогда... Ты ещё раб!

Прекращение помышлений о людях приходит потом. После того как покоришь самого себя. Не можешь почувствовать себя свободным по отношению к людям, не принимать в рас­чёт, что скажут и что сделают в отношении тебя, если прежде не освободишь­ся от самого себя. И для того чтобы освободиться от самого себя, нужно поко­рить всё то, что сделал по эгоизму, по греховности, одним словом, человечес­кого рода...

    И ещё. Без веры никто не может быть свободным... Свобода может тогда только придти по божествен­ной благодати – когда мы перестанем иметь эгоизм, и когда возлюбим друг дру­га. Для этого и дал нам Христос это как новую заповедь. Ибо только так мы обрящем совершенную свободу. Ибо Бог – Любовь есть. Истинная Свобода...

...Остерегайтесь искать благодарности. Не ищите ни­когда благодарности, но вы будьте благодарными, сколько бы кто ни получил. Если осознаете это, тогда будете иметь великое благословение от Бога... Потому что когда Бог намерен помочь человеку, например тебе, то Он пошлёт кого-нибудь. Этот кто-нибудь – случайный. Т.е. его по случаю послал Бог. Ибо, если бы не послал его, послал бы другого, чтобы он помог тебе. По­мощь моя от Господа . Он пришёл бы, и помощь была бы от другого. Кто я, этот случайный, этот другой, чтобы мне получить через них? Потому что иной раз слышим: «Если бы не я, этого бы не произошло! Если бы меня не было, такого бы не совершилось!» Поняли? В то время как всё совершалось бы. Потому что, говорит, Бог может сотворить из камней чада Авраама и послать их помогать миру!

 Опыт моей жизни научил меня, что никто не может помочь кому-либо в его проблемах, пока не придёт время Божие. Тогда дастся решение. Не как мы хотим, но как хочет Он. Решение это часто нас ранит, но по прошествии лет мы поймём мудрость его.

Не нужно нам идти против того, что нас искушает. Об этом говорит и Евангелие: «Не противься злу». В это время сотворите молитву, и дело изме­нится, но без вашего возмущения. Потому что, как только человек начинает возмущаться, лукавый находит предлог. Всегда в неустройстве, в несуразице, в тревоге, всегда там пища его. И приходит плохая мысль. Придёт, уйдёт. Снова приходит. В этом помысле мы виноваты, если долго его держим, если приме­няем его на деле. Грех имеет ступени. Приходит как мысль. Она приходила и к Святым, и ко всем. Одни её держали, другие избегали. Иные применяли на деле и падали очень низко и согрешали и каялись. И совершали посты и нала­гали наказание на себя, и так возвращались на путь Божий. Вообще, проти­виться злу – нечто очень плохое ... Возьми теперь и Ганди, который припадает в молитве и посте, и его зак­лючают в тюрьму, и он говорит народу: «Не бери оружия! Англия уйдёт толь­ко при пассивном противостоянии». И произошло чудо! Чудо Индии, которое изумило весь мир. Пятьсот миллионов освободились почти без пролития кро­ви.

Сколько будете преуспевать в духовной жизни, столько увидите, что случаются несовершенства. Чтобы сделать вас бо­лее совершенными. Они посланы Богом. Так вы будете принимать их, потому что каждое из них приходит от Имени Его. Один вас воспитывает, другой лю­бит вас, один утешает вас, другой искушает. Поскольку всё бывает либо по попущению, либо так хочет Господь... Когда увидишь это, тогда становится интересно жить!

...Ничего не бывает иначе, чем по воле Божией, или по попущению Его... Поскольку Он – Всемогущий. Поэтому я не могу быть подавленной всем тем, что случается вокруг нас. Потому что, покоряясь воле Божией, я не могу от неё пострадать... Когда я переживаю, я как бы говорю Богу: «Ты не так сделал, как нуж­но было, как я хотела...» Кто я, чтобы так говорить? Или: «Почему мне гово­рят это? Почему мне делают другое?» Но могло ли это произойти без Него, без Его попущения? Нет! И тогда мы спокойны!.. Имеем постоянную тишину. Без этой постоянной тишины Бог не может послать Святого Духа в помощь нам. Святой Дух приходит только в человеческой тишине. И тогда он наста­вит тебя, как сказал Христос: «Пошлю вам Утешителя, и Он наставит вас, и научит вас будущему...» Поэтому говорит тебе иной раз: «Не ходи туда». По­ тому, что это не было бы во славу Его...

О  двух состав­ных частях Креста старица Гавриила говорила следующее: «Вертикаль – это любовь к Богу, молитва, уединение. Го­ризонталь – это любовь к людям... Когда бывает готова вертикаль, ты будешь в состоянии без различия полюбить очень легко всех остальных. И тогда увидишь, что только улыбкой, и только немногими словами, и только од­ним «добрый день», не получая ничего от твоих слов, они получают то, что им даст Бог посредством твоей молитвы, и посредством твоих чёток. Но, а если однажды мы затворимся в молитве по чёткам о ком-нибудь, этот кто-нибудь может нас перегнать духовно и на десять лет, а мы останемся там, где мы есть. Потому что эта сила – не наша. Эта сила – Божия. И поскольку только в уеди­нении открывается и встречается Бог...»

*Геронтисса (произносится Герондисса) – так называют в Греции и пожилую монахиню, и игуменью монастыря, и старицу.


Источник: Старцы и подвижники XX-XXI столетий : [жизнеописания, воспоминания современников, поучения, подвиги и чудеса, молитвы] / [авт.-сост. С. Девятова]. - Москва : Артос-Медиа, 2011. - 393, [3] с. (Современный патерик). ISBN 978-5-9946-0176-1

Комментарии для сайта Cackle