С. Девятова

Источник

Священномученик Арсений (Жадановский), епископ Серпуховский (1874 –1937)

Священномученик Арсений (Жадановский), епископ Серпуховский  ( в миру Александр Иванович Жадановский) родился 6 марта 1874 года в семье протоиерея* в селе Писаревка (Волчанский уезд. Харьковская губ)

(* Иван Андреевич Жадановский (1836–1904) с 1877  –  священник Рождество-Богородичной церкви города Чугуева. В этом храме священствовали несколько поколений семьи Жадановских: отец Афанасий (прапрадед епископа Арсения), отец Стефан (прадед), отец Андрей (дед), отец Иоанн (Иван, отец), а затем отец Алексий (Алексей, брат).)

10-летним отроком родители отдали его в Харьковское духовное училище. Среди своих товарищей он оказался самым малым по росту.  Однажды в училище приехал владыка Амвросий (архиепископ Харьковский Амвросий (Ключарев) (1820– 1901)), он заметил Александра, вывел его на середину зала и, обратившись к сопровождавшим его лицам, сказал: «Смотрите, вот теперь самый маленький ученик, а будет архиереем». Этому предсказанию суждено было сбыться. (О его епископстве предрекал еще старец Чудова монастыря игумен Герасим).

В 1888 году после окончания училища Александр  поступил в Харьковскую духовную семинарию, курс которой окончил в 1894 году и был принят  на должность надзирателя-репетитора в духовное училище, позже преподавал в Осиновской  церковно-приходской школе. Когда внезапно заболел отец, Александр решил стать священником в своем родном крае. Но Господь судил иначе. Он послал письмо о. Иоанну Кронштадтскому (ныне прославленному) с просьбой помолиться о болящем отце и просил совета – какой ему избрать жизненный путь. В ответном письме великий пастырь пожелал доброго здравия священнику Иоанну Жадановскому, а его сына благословил на монашеский путь. По молитвам подвижника  отец Иоанн быстро  поправился, а Александр в 1899 был пострижен в мантию в Святогорской Успенской пустыни Харьковской епархии, затем был рукоположен во иеродиакона. В 1899 году он поступил в Московскую Духовную Академию. В 1902 году он был рукоположен во иеромонаха.

В 1903 году он окончил Академию со степенью кандидата богословия.

5 августа 1903 года иеромонах Арсений был назначен преподавателем гомилетики и соединенных с ней предметов Тифлисской Духовной Семинарии.

Со второго октября 1903 года служил  казначеем в Московском Чудовом монастыре, а 26 марта 1904 года был назначен наместником этой обители и возведен в сан архимандрита 27 марта 1904 года.

Архимандрит Арсений открыл при монастыре послушническую школу, в которой преподавались церковная история, богослужение, катехизис и аскетика. Поддерживались стройное пение и уставное богослужение, привлекавшие в монастырь многих богомольцев. В эти годы была повышена дисциплина среди братии.  В 1911 году архимандритом Арсением при Чудовом монастыре был открыт Московский отдел Камчатского миссионерского Братства. В этом же году в кельях наместника Чудова монастыря был устроен храм во имя святителя Иоасафа Белгородского.

Архимандрит Арсений  издавал различные брошюры духовно-нравственного содержания. При участии миссионера Айвазова выпускал духовно-просветительную литературу для народа под названием «Лепта обители Святителя Алексия». В 1911 году в Москве были изданы его книги «Преподобный Макарий Египетский» и «Гефсимания». (Краткие сведения о Гефсиманской женской общине.)

С 1912 года он издавал богословский ежемесячник «Голос Церкви», в котором публиковал свои статьи, в том числе «Духовные дневники». В годы гонений на церковь они пользовались среди православных популярностью: отдельные их выпуски передавались из рук в руки, переписывались от руки.

В 1913 гогду в монастыре был создан пещерный Ермогеновский храм. В годы наместничества епископа Арсения Чудов монастырь стал одним из центров духовного просвещения Москвы и всей России (в годы советской власти он был разрушен).8 июня 1914 года в Алексиевском храме московского Чудова монастыря был хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии с оставлением в должности наместника Чудова монастыря.

В 1918–1919 гг. Владыка жил в полузатворе вместе с архимандритом (впоследствии епископом) Серафимом (Звездинским) (священномученик) в Серафимо-Знаменском скиту Подольского уезда Московской губернии, будучи духовником и старцем схиигумении Фамари (Марджановой) и сестер основанного ею скита.

В 1923 году  владыка был уволен от управления Серпуховским викариатством, с 1924 по 1925 гг.  проживал в селе Кузьменки Серпуховского уезда в доме настоятеля местной церкви. В 1926  году был выслан в административном порядке в Нижегородскую губернию и в 1926–1927 гг. проживал в Серафимо-Понетаевском монастыре.

В 1931 году епископ Арсений  был арестован, а через два месяца освобождён. В апреле 1932 года вновь арестован, затем освобождён. Следующий арест последовал в мае 1933 года: тогда епископ был обвинён в антисоветской агитации и осуждён на три года ссылки в Казахстан. После обжалования– тройка ОГПУ по Московской области признала приговор условным.

Епископ Арсений  жил в дачном посёлке в четырех километрах от станции Люберцы под Москвой. Здесь он работал над воспоминаниями о подвижниках Православия, с которыми был лично знаком, и над своей автобиографией, оставшейся незавершённой.Сюда к нему приезжали духовные чада, участвовавшие в тайных богослужениях в домовой церкви владыки.

14 апреля 1937 года Владыка Арсений был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. На допросе 28 мая 1937 признал, что совершал тайные богослужения. 26 сентября 1937 епископ Арсений был осуждён тройкой при УНКВД СССР по Московской обл. по обвинению в «руководстве и организации контрреволюционной нелегальной монархической организации церковников» и приговорён к расстрелу. На следующий день 27 сентября епископ Арсений  был расстрелян на Бутовском полигоне. День памяти священномученика Арсения (Жадановского) (14/27 сентября)

Духовные советы и высказывания епископа Арсения

Ты чувствуешь, что слаб, немощен и склонен к дурным мыслям, чувствам и делам – это должно в тебе все более и более укреплять убеждение, что Господь твой хранитель, твоя защита, твоя сила. Вверяйся же всецело в водительство Господа, всего себя отдай ему, и так всегда молись и чувствуй, что если не Господь, то ты на каждом шагу мог бы погибнуть

Страсть, вкоренившийся грех, порок приносит человеку муку, страдание от двух причин: во-первых, сам по себе порок мучит, теснит, давит человека, а с другой, человек терзается, мучится от бессилия выпутаться, высвободиться от порока... И вот, когда ты видишь человека, погрязшего в ужасном каком пороке, смотри на него, как на страдальца, как на мученика и не осуждай его, ибо сил у него уже не хватает выбраться из тьмы греховной. Если когда можно винить человека, так это до той поры, пока у него происходит борение, когда он в силе повернуть свое внутреннее состояние в дурную или хорошую сторону, когда еще не парализована у него сила воли, когда у него еще не расстроен организм. Отсюда самого страшного пропойцу, совершенно потерянного человека обласкай, пожалей, утешь и согрей, тогда, как только начинающего привыкать к пороку, например, мальчика к табаку, юношу к вину – следует поругать и даже со строгостью отнестись.

Признаки истинной Любви: Она, прежде всего, простирается до самопожертвования... Второй признак истинной любви тот, что она вечна, никогда не прекращается... Третий признак истинной, небесной любви тот, что она исключает совершенную нелюбовь к кому-либо, т. е. нельзя, например, одних любить, а других нет. Кто имеет святую любовь, тот весь переполнен ею. Я могу скорбеть, жалеть, что такой-то полонен страстями, привержен злу, худо поступает, но не любить человека, как Божие создание, я не могу и должен быть готов при всяком случае проявить к нему любовь. Четвертый признак истинной любви тот, что любовь эта в одно и то же время направляется к Богу и ближним, находясь в такой связи, что кто любит Бога, тот непременно любит и ближнего...

Болящий, имей такое расположение сердца: все в руках Божиих – и смерть моя, и жизнь. Но ты, Господи, все дал на службу человеку: Ты даровал нам и врачебную науку и докторов. Благослови же, Господи, обратиться к такому-то доктору и умудри его помочь мне! Твердо верю, что если Ты, Господи, не благословишь, то никакой доктор мне не поможет...

Одним действительно здоровье как бы помогает служить Господу и исполняться небесных, возвышенных мыслей и чувств; для других же оно может служить только тормозом в духовном делании; оно волнует кровь, притягивает к земле, так что ты, вместо того, чтобы иметь и развивать духовную жизнь, начинаешь ползать по земле, как некое пресмыкающееся... Поэтому верь, что Господь лучше знает, что для тебя полезней: здоровье или болезненное состояние организма, а потому спокойно довольствуйся тем здоровьем, какое Господь тебе даровал.

Простой сердцем человек никого не обидит, никому не станет поперек дороги, никого не осудит, никому не позавидует. Кто прост сердцем, тот, далее, способен на большие труды, самые низкие и тяжелые; тот не взыскателен к пище и одежде, тот не требует и не ищет каких-либо удобств жизни. И это понятно почему. Простота держит сердце человека в постоянном укорении и сознании своего недостоинства... В сердце простых обитает Дух Святый...

Крестное знамение имеет великую силу: оно дает душе крепость, смысл, божественную мудрость, отгоняет от нее супостата – врага рода человеческого, диавола. И это, конечно, в том случае, если мы творим крестное знание истово, со страхом и трепетом, с благоговением и вниманием и, главное, с переживанием высокого и спасительного для нас таинства Креста.

Священнослужители при совершении молений и Таинств являются посредниками передачи благодати Божией другим... Благодать священства апостол Павел называет дарованием, которое, несомненно, может развиваться, укрепляться, усиливаться у пастыря, если он не нерадит о своём даровании... Благодать, ниспосылаемая Господом на верующих в том или ином таинстве, не может не задевать сердце пастыря и по закону духовного общения сердец... Кается духовнику человек, Благодать Божия разрешает его от греха, ему от этого легко – сердце пастыря это чувствует и также преисполняется благодатного утешения...

Истинный духовник должен иметь следующие нравственные качества: начитанность в Слове Божием и святоотеческих творениях, духовную опытность, молитвенный дар, истинную ревность о спасении душ, добродетельную жизнь.

Пороки, которых всякий духовник должен остерегаться следующие –

Холодность или небрежность в своём деле, пристрастие, корыстолюбие, самомнение и самовосхваление, слабость или излишняя строгость.

Старайся так внутреннее своё поставить, чтобы, когда тебя хвалят или порицают, ты был бы к этому равнодушен, безучастен, спокоен: как будто это к тебе не относится, тебя не касается.

«Кроткий, похвалами ли окружён или порицаниями, хранит себя бесстрастным и ни похвалами не превозносится, ни порицаниями не огорчается» (Прп. Симеон Новый Богослов).

Подвиги, пост, поклоны, воздержанная во всём жизнь проистекала не из намерения этим угодить Господу, ибо в таком случае всегда может быть опасность впасть в самомнение... А из глубокого сознания нашей греховности, нашей нищеты духовной, нашей скверны, требующей постоянного очищения постом, молитвой и всякого рода добродетелью. Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (пс.50.19.

Так воспитай своё сердце, чтобы внешний мир возбуждал в тебе  только возвышенные, чистые, добрые помыслы и чувства...

Как относиться к посещающим нас скорбям: без рассуждения принимать их и нести, или же должно быть ведение их, то есть исследовать, отчего они произошли, какую пользу, какой урок можно извлечь от них и т.п.? Задача христианина – духовное устроение сердца, вселение внутрь себя Царства Божия, – вот и рассуждай: если ведение скорбей даст тебе плюс в этом отношении, то хорошо и ведение, но бывают случаи, когда покорно, без рассуждений, скорей принимай скорби и неси их с терпением и молитвою ко Господу. Скорбь сама по себе, как скорбь, имеет в духовной жизни воспитательное значение, прими её и неси, а ведение, рассуждение иной раз только отвлечёт нас от дел может...

Надо благодарить Господа и за искушения и скорби, ибо в них мы испытываемся в любви ко Господу, ближе становимся к Нему, а в этом вся цель жизни христианина – шествовать ко Христу, Спасителю нашему.

Исповедь твоя будет пуста, бесцельна, недействительна, и даже оскорбительна для Господа, если ты идёшь на исповедь без всякой подготовки, не испытав своей совести, по стыду или другой причине скрываешь свои грехи, исповедуешься без сокрушения, формально, холодно, механически, не имея твёрдого намерения впредь исправиться...

Сокрушение – необходимое условие для исповеди... Призраки отсутствия сокрушения следующие: когда кто открывает свои грехи как бы с некоторым бесстыдством, говорит о них, как обыкновенных делах, извиняет свои поступки или слагает свою вину на других, не желает предпринимать средств для прекращения грехов...

Неисповеданные грехи – это как бы наш долг, который постоянно чувствуется, постоянно нас тяготит.

Для достижения совершенной чистоты и любви к Богу не имей привязанности, даже так называемой духовной, ни к какому человеку, ни к вещи. Люби всякого ближнего любовию совершенной, как самого себя, но без пристрастия, то есть не желай постоянного видения, присутствие любимого человека, не томись и не услаждайся мыслию о нём.

Пчела, ужалив умирает – так и человек, который наносит вред ближнему, вредит своей душе... (мысли свт. Иоанна Златоуста и свт. Тихона задонского)

(Краткие цитаты из «Духовного дневника»)


Источник: Старцы и подвижники XX-XXI столетий : [жизнеописания, воспоминания современников, поучения, подвиги и чудеса, молитвы] / [авт.-сост. С. Девятова]. - Москва : Артос-Медиа, 2011. - 393, [3] с. (Современный патерик). ISBN 978-5-9946-0176-1

Комментарии для сайта Cackle