С. Девятова

Источник

Инок Владимир (Алексеев) (1878 –1927)

Инок Владимир (в миру Владимир Алексеевич Алексеев) родился в Петербурге 16 /29 апреля 1878 года, а отошел в вечность 26 января (ст. ст.) 1927 года, 49-ти лет от роду. В храме на Шуваловском кладбище и в храме при Богословском кладбище на большой Спасской улице на панихиде об иноке Владимире бывает много народу.

Он был сыном петербургского купца, в юношестве учился в Санкт-Петербурге, в гимназии. Состоятельные родители давали сыну деньги на личные расходы, мальчик, часто приходил в Казанский собор, покупал крестики, иконки и все раздавал бедным вместе с продуктами.

В возрасте около 20 лет юноша Владимир ушел странствовать по святым местам. После смерти родителей, он отправился к  отцу Иоанну Кронштадтскому (ныне прославленному), который благословил его на иноческую жизнь в Никифоровской пустыни. Он был пострижен в монашеский чин с тем же именем Владимир. Инок Владимир и после пострига продолжал путешествовать по России. За 20 лет он обошел 36 губерний и не раз – палестинские Святые места.

С раннего отрочества, отрекшийся от мирских удовольствий и удобств жизни, инок Владимир за свою простоту, кротость и строгую жизнь удостоился благодатных духовных даров. Он терпеливо переносил поношения, ни на что и ни на кого не жаловался. Не смотря на то, что инок  принял подвиг юродства, у него появилось много почитателей и учеников. По его молитвам люди получали помощь и исцеление...

Незадолго до его перехода в вечные селения, он предсказал, что будут хоронить его дважды. И действительно так случилось: первоначально был он похоронен на Преображенском кладбище, где тело его пребывало с 1927-го по 1945 гг. В 1945 году кладбищенская администрация объявила, что Преображенское кладбище предназначается к застройке и что схороненных здесь родственников и знакомых можно по желанию перенести в другое место. Друзья, знакомые, почитатели собрали необходимые средства и перевезли мощи блаженного старца на другой конец города – на Богословское кладбище. Летом 2000 года блаженного инока Владимира, по благословению архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила, были перенесены из Санкт-Петербурга в Важеозерский монастырь. Могила старца находится у Преображенского храма.

Спустя 30 лет после кончины праведника появились  заметки «О блаженном иноке Владимире» составленные М.И.Б., в них были приведены многочисленные случаи исцелений по молитвам инока Владимира. Приведем лишь некоторые из них:

Из рассказа М. А. Н.: «В 1904 году мой 17-летний сын мальчик Борис был тяжело болен сыпным тифом. Врачебная помощь была бессильна. Моя знакомая, видя такое положение, написала об этом иноку Владимиру и, как только было получено им письмо, в этот же день Боря пошел на поправку. По выздоровлении сына, мы просили доктора школы об освобождении его от экзаменов, из-за значительного пропуска занятий, но директор отказал. Тогда я мысленно обратилась за помощью с такой же просьбой к иноку Владимиру, и вскоре неожиданно, уже без нашей просьбы, школьная комиссия постановила освободить Бориса от экзаменов. Этот случай дал мне повод поехать к иноку Владимиру в Никифоровскую пустынь – монастырь в Олонецкой губернии, за Петрозаводском, в Карелии, где он подвизался, и просить его молитв о моей семье. За неимением средств, пришлось заложить в ломбард вещи. По приезде в монастырь инок Владимир, не зная лично, кто я, встретил меня словами: «Мужей покинули, детей оставили, вещи заложили и ко мне приехали». Удивилась я, откуда он все это знает.

Спустя год я cнова приехала в обитель, чтобы спросить инока Владимира об арендованной земле. Но он, провидев мою мысль, не разрешил задать этот вопрос, а на другой день сам спросил меня, о чем я хотела вечером спросить? И вместо вопроса о земле я вдруг вспомнила, что муж мой не говел 7 лет, хотя я сама и не придавала этому особого значения. Внезапно меня осенила мысль, что заботиться необходимо не о земле, а о духовном благополучии. Я со слезами попросила помолиться о муже. Инок Владимир успокоил меня и сказал, что вскоре муж отговеет. А далее уже без моего вопроса добавил, что я выстрою дом в шесть окон. Это впоследствии сбылось.

Вот какой случай был с моим соседом Бахуровым. В монастыре он собирался подать поминальную записку об усопших, в которой написал и имя погибшего на войне зятя. Увидев эту записку, инок Владимир велел зачеркнуть Иакова, так как живых нельзя поминать за упокой. Через две недели от зятя пришло письмо с известием, что он жив и что был у немцев в плену...

В конце января 1917 года, мы вновь собрались ехать в Никифоровскую пустынь. Мороз доходил до 30 градусов. На перроне Николаевского вокзала, когда мы садились в поезд, какой-то мужчина попросил нас передать иноку Владимиру корзину. Что было в ней, мы не знали. От железнодорожной станции Званка до монастыря нужно было добираться на лошадях еще 250 верст. В те времена это был далекий и трудный путь, так что приехали мы лишь на третий день вечером и сразу пошли в келью инока Владимира попросить благословения. Блаженный инок встретил нас с радостью, вынес образ Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте», благословил нас, мы приложились к образу, и тотчас же Марию Антоновну он послал к игумену, а меня в гостиницу ставить самовар. На мой вопрос келейнику, есть ли у них чай и сахар, последовал печальный ответ, что без этого можно и обойтись, а вот без церковного вина, которого тоже нет в обители, нельзя служить литургию, о чем вся монастырская братия больше всего и скорбит. Вскоре вернулась Мария Антоновна, которую о. игумен принял очень ласково, на что инок Владимир заметил: «Как же он мог не принять, когда Сама Матерь Божия вас благословила». Когда уже был готов самовар, инок без нашего предложения взял перевязанную корзину, переданную ему мужчиной, и велел тотчас же отнести ее о. игумену. В корзине игумен обнаружил две большие бутылки церковного вина, чай, сахар и прочее. Его радости и удивлению от столь неожиданной и чудесной посылки не было предела. Игумен, наконец, осознал истинное юродство, силу подвига и молитвы инока Владимира.

В 1923 году инок Владимир приехал к нам в дом 15 июля (по ст. ст.) на свои именины, в день памяти св. князя Владимира. Он сказал, что моей старшей, 22-летней дочери Лидии в этом году молодой человек сделает предложение. Я спросила: «Следует ли за него выдать дочь замуж?» Он ответил: «Нет, в блуд она не пойдет, а пусть выходит по настоящему – по закону». Вскоре действительно молодой человек предложил дочери сожительство. Лидия с негодованием и возмущением выгнала его и порвала с ним знакомство. Вскоре инок Владимир опять приехал в наш дом и предсказал Лидии скорое хорошее замужество. Действительно, не прошло и месяца, как дочь познакомилась с другим молодым человеком, который сделал ей предложение, поставив условие, чтобы венчаться и всех детей рожать и воспитывать в христианском духе. Мы были в восторге от таких условий. От этого брака родились три дочери, но муж Лидии скорбел, что нет сына. При последующей встрече инок Владимир сказал: «Не скорби, родится и сын через 10 лет, а вскоре будет и война». Так все и было. Через некоторое время, накануне войны в день св. князя Владимира родился мальчик, которого назвали Владимиром. Володя вырос человеком религиозным, читал священные книги и особо чтил память инока Владимира, который предсказал его рождение...

Протоиерея Борис Николаевский вспоминал, что при посещении пещер в Киевско-Печерской лавре он вместе с иноком Владимиром зашел в отдаленную пещеру, и у них не оказалось спичек, чтобы возжечь потухшие свечи. После молитвы блаженного инока они внезапно зажглись сами собой».

 Матушка протоиерея Бориса рассказывала, что порой о. Владимир, приходя к ним в дом, просил поставить самовар, но вдруг, несмотря на плохую погоду и позднее время, куда-то уходил. На усиленные просьбы оставаться ночевать он отвечал: «Нет, не могу, мне Матерь Божия велит идти, и я должен идти, ибо я в полном послушании у нее».

Многие годы странствовал инок Владимир по земле. Однажды в Иерусалиме подвижник потерял свой посох, сопровождавшие его заметили пропажу. Но инок шутливо заметил: «Это не диво, что пропал посох, а будет диво, когда он пешком придет домой».  (Заметки «О блаженном иноке Владимире» опубликованы на сайте

 «Православие в Карелии».)


Источник: Старцы и подвижники XX-XXI столетий : [жизнеописания, воспоминания современников, поучения, подвиги и чудеса, молитвы] / [авт.-сост. С. Девятова]. - Москва : Артос-Медиа, 2011. - 393, [3] с. (Современный патерик). ISBN 978-5-9946-0176-1

Комментарии для сайта Cackle