иером. Тихон (Васильев), иером. Зосима (Мельник), схим. Евфросиния (Бондаренко)

Источник

Духовная жизнь

Деятельное исполнение Христовых заповедей о любви к Богу и ближнему составляют духовную жизнь христианина. Для этого нам Господь и Его Святая Церковь предоставляют все средства: святые Таинства, богослужение, молитва, пост, святыни, Священное Писание, церковное предание и т. д. Да и весь мир, если хорошенько поразмыслить, служит нашему спасению. Ведь благодаря взаимоотношениям с ближними, мы выявляем свои недостатки, пытаемся их исправить, искоренить греховные навыки, страсти. Лучшие качества души также проявляются в наших отношениях с другими людьми. Это, по словам апостола Павла, – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание....211 Чтобы явить духовные плоды, необходима постоянная работа над собой, а вернее соработничество с Богом над преображением своей души, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова.212

Путь духовной жизни порой неровен и у каждого сугубо индивидуален. Невозможно дать всем одну инструкцию, что-нибудь вроде «Как достичь Царства Небесного за пять шагов». Случаются и ошибки, заблуждения, остановки. А можно переусердствовать в подвиге и повредить своему духовному здоровью. Залогом успеха в духовной жизни, по слову отца Зосимы, является постоянство, т. е. нельзя охладевать в подвиге, расслабляться, но и нерассудительности и чрезмерности нужно избегать: «Золотую середину в духовной жизни дай Господи нам избирать, серединным царским путем дай Господи шествовать по водам жизни нашея, по житейскому морю нашему и достичь Царствия Небесного».213

Грех, покаяние и всепрощение Божие

Какими бы ни были тяжкими и отвратительными грехи, Господь никогда не отвергает кающегося, но всегда с радостью принимает заблудшего сына в Свои объятья. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся.214 Вид очищающейся души радует и священника, принимающего исповедь. Батюшка Зосима как многоопытный пастырь, познавший эту радость и милосердие Божие, говорит: «Любой грех мы творим, часто говорю приходящим ко мне: какой бы ни был тяжкий грех, каешься – Бог прощает любые грехи. Напрасно мы Бога рисуем жестоким, карающим, немилосердным. Ложь это все! Бог милостив – читаем мы в шестом часе – долготерпелив и многомилостив. Вот какой Господь! Любые грехи Бог прощает!»215 «Как ни труден путь к Богу, как ни трудно исполнять заповеди Божии – идите... Господь вас ждет. Никого не отвергает Бог, не нужно его рисовать, как часто говорю вам, жестоким, карающим. Господь долготерпелив, многомилостив».216

Кающемуся необходимо четко и лаконично формулировать свои грехи, без самокопания, но и избегая самооправдания, которое порой скрывается за описанием обстоятельств совершенного. А помыслом мы можем согрешить всегда, мгновенно, но это не значит, что тут же необходимо бежать под епитрахиль к священнику: «Невозможно исчислить наши грехи – это нужно бесконечно стоять и исповедоваться, но самые крайние, тяжкие грехи говорим на исповеди. А помыслы и вся нечистота прочая греховная, что для этого? В храме покаяние личное каждого из нас. Стой и кайся всегда за свою горемычную, греховную, тяжкую прошедшую жизнь от босоногого детства, как твоя память только что помнит, кайся».217 И такое покаяние принимает Господь и подает духовное утешение: «Самое главное – чистое, светлое покаяние это в храме. И за каждой службой Божией не гуляй мыслями своими в глупостях века сего, а кайся перед Богом, и Бог Сердцеведец, видя покаяние, обязательно будет прощать, в чем мы каемся, легкость на душе будет, радость».218

Всегда после искренней исповеди в сердце воцаряется покой и радость. Псалмопевец Давид, познавший горечь греха и радость покаяния, говорит: «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои».219 Отец Зосима советует пользоваться этой мудростью для очищения души от греховного окаменения: «Как возрастали, и грехи возрастают, увеличивается тяжесть греховная, постепенно пластами ложится на наше сердце, и окаменевает сердце. Почему и слезы покаяния – не эти крокодильи наши, которыми мы плачем временами, а зло в сердце имеем, а именно душа должна скорбеть, душа должна плакать о своей окаменелости греховной. Именно этим покаянием сердечным, храмовым и смягчается душа наша. И Отец Небесный, видя наше покаяние, дает нам прощение».220

Оправдываться на исповеди или представлять себя в лучшем свете перед священником не имеет никакого смысла, это только усугубляет грех. Об этом отец Зосима так говорил: «Каяться нужно искренне, ничего не утаивать перед Богом, и самое главное – не самооправдывать своих глупостей и своих грехов... Мы повинны и, повторяю, бесконечно: через нас люди падают во грехи. Мы служим соблазном многим из-за своих грехов».221 «Не отходите от покаяния! Нам за нашу жизнь падшую, греховную, что это словесное покаяние? Нам нужно рыдать, нам нужно грызть землю там, во дворе церкви! Нам нужно ползти на коленях за нашу прошедшую жизнь с воплем крепким покаяния! Вот каковы мы грешники! А мы еще приходим, говорим: «Да я, мол, не грешник, не грешная!""222

Схиархимандрит Зосима так учил своих духовных чад: «К Богу идем спокойно и падаем, грешим, встаем. Семьдесят раз на день согрешишь – семьдесят раз вставай, не ной: «Бог меня не простит» и прочее. Ложь это все наша, простит Бог. Вставайте, вздохни: «Грешен, согрешил, обидел, ляпнул что-то, прости меня. Господи, не выдержал столько», – и прочее, и прочее, и опять идем к Богу. И таково шествие до последнего издыхания земной жизни нашей».223

Покаянная молитва евангельского мытаря всегда будет образцом для исповедующихся Богу грешников, осознающих свое недостоинство: «Настоящего

покаяния нет у нас, нет того мытаря, чтоб стоял там тихонько: «Боже, милостив буди мне грешному,» да я недостоин порог алтаря переступить, не то что еще в алтарь зайти. Вот такое покаяние сердечное – осознание своих грехов...»224

И вновь образ кающейся блудницы из Священного Писания отец Зосима приводит в качестве положительного примера. В этот момент в душе происходит перемена, человеку становится ненавистен его грех: «Христос всех прощал, только что говорил? «Иди и больше не греши». Вот это условие прощения нашего, условие покаяния, исправления жизни нашей.» 225

Господень призыв к покаянию звучит с равной силой через тысячелетия. И обетования Божии и безграничная милость Его непреложными остаются по сей день и останутся таковыми до скончания мира: «Мы – духовные разбойники, и мы – духовные убийцы, и мы – духовные отступники и отреченцы от Господа, но нам Господь также дал Свое слово: «Покайтесь, ибо (и для вас всех) приблизилось Царствие Небесное.» Всех нас ждет Господь, никого не отвергает. У Бога нет любимчиков, у Бога все одинаковы, все равны, все благодатны».226 «Бог милостивый, щедрый, долготерпеливый и кающихся всегда приемлет и простит. Радость в этом нашей веры должна быть особая, что мы не отвержены Богом, но всех нас Бог к Себе ждет в объятия Свои, милует и прощает всех, как Отец чадолюбивый».227

Даже если за всю жизнь исповедался, совершил так называемую генеральную исповедь, полезным будет окинуть критическим взглядом прошлое, припомнить все совершенные грехи, не углубляясь в их созерцание. Пусть грехи и прощены, но чувство вины за них должно подвигать к благодарению Бога за Его беспредельное милосердие, должно возгревать покаянное чувство: «Мысленно пройди свою жизнь... от босоногого детства твоего все вспомни, и грехи детства, и грехи отрочества, и грехи юности, и блуд, и злобу, и ненависть, все вспомни. Все перед Богом, и мысли свои плохие, и уныние, и отчаяние – все перед Богом помяни. И чтобы Господь был милостивый и простил нас, вздох покаяния каждого сердца за каждым присутствием в храме Божием мы должны приносить».228

«Запомните, родные мои, нет у Бога непрощенных грехов, все грехи прощает Бог, Бог милостив и многомилостив, – но искуплять вы должны свои грехи тяжкие, особенно блудные, особенно богоотступничество, особенно измена веры Христовой». Как правило, за тяжкие грехи духовник должен назначить епитимью. Но порой уже человека постигли тяжкие болезни и скорби, которые сами по себе, принятые со смирением, как от руки Божией, явились епитимьей, уврачевали душу: «Главная епитимья века нашего – это терпение. Что Бог ни дает, на все Божия воля, и все нужно спокойно переносить – без паники, без уныния, без нытья, без отчаяния, без мыслей на ближнего. За свои грехи мы и страждем».229

О молитве в храме

Важное значение отец Зосима придавал храмовой молитве. В его обители келейное правило было дано немногим, в основном все молитвословия и молитвенные правила совершались именно в храме, соборно: «Дом Мой есть дом молитвы (Лк 19,46). В молитве мы общаемся с Богом, обращаемся к Богу, просим в молитвах Бога, каемся в молитвах перед Богом. И Бог Сердцеведец все слышит, все весть и вся благая нам подает».230

Церковная молитва – лучший учебник, а то, что молитве нужно учиться, повествует Святое Евангелие, где Сам Господь наш Иисус Христос преподал урок молитвы своим ученикам и апостолам.231 Отец Зосима говорил о необходимости молитвы в жизни христианина так: «Молитва дана нам Богом. Научи нас молиться, Господи! И пели мы сегодня: «Отче наш, Иже еси на небесех, да святится имя Твое...» – Господня молитва, обращение к Богу. Мольбу, молитву, общение с Богом – вот что дал нам Господь всем. Молитесь! Без молитвы пустота и бессмыслица жизни будет всегда. Будем молиться – будет смысл жизни. Господь будет постепенно просветлять ум, давать все необходимое».232

«Свет Христов просвещает всех!» – слышим мы во время литургии Преждеосвященных Даров во время Великого поста. Этот свет батюшка Зосима видел, прежде всего, в богослужении: «В храме Божием, повторяю почти каждый раз, прежде всего мы идем к свету, от тьмы к свету. Почему и врата, которыми мы входим, – западные, идем к востоку, к свету, к алтарю святому, от запада, от тьмы, дабы во свете Христовом увидеть свет в храме Божием».233 «К храму Божию да стремится всякая душа, к радости. Мы радуемся солнышку, мы радуемся свету, мы радуемся храму Божиему. Духовное отдохновение всегда в храме находим, вздох сердечный. И в храме особенно мы молимся, прежде всего о самих себе и о своих невежествиях, о своих грехах. Вот о чем мы молимся в храме Божием».234

Высокое значение придавал отец Зосима поминовению во время Таинства Евхаристии. Сам он во время просительной ектении громогласно поминал множество тезоименитых в этот день людей – от патриархов до мирян. Это всегда поражало, как можно было держать в памяти такое множество именинников? «О живых всех молись всегда за литургией, никого не пропускай – ни добрых, ни злых».235 «Всех помяни: и крестных, и крестников, и священников, и архиереев, которых ты знаешь,– за всех помолись, и монахов, и в монастырях побывай мысленно, где бывали и знаете и что-то видели. Помолись о всех: и о воспитателях, и о учителях, и своих соучениках, и студенческую скамью вспомните, и профессоров, и докторов, которые нас лечили, и медсестер, которые нас истязали уколами, и банками, и склянками, и всем прочим».236

Заупокойное поминовение у батюшки Зосимы происходило так же харизматично, как и заздравное. Никто не оставался без его горячей молитвы – ни самые близкие ушедшие родственники, ни безвестные воины, положившие свои жизни на полях сражений за любимое Отечество: «О упокоении всех помяните. И те безымянные могилы воинов убиенных, всех старайтесь поминать.» 237 «Вот это и будет сердечная, светлая, добрая молитва храма Божия. Действительно, после этой молитвы сердечной, которой ты должен всю литургию молиться, уйдешь из храма, как в народе говорят, «намоленный.» Светлым, спокойным, добрым пойдешь вновь в запад свой, во тьму жития сего. Но свет Христов, лампа-дочка, которую укрепили, огонечек ее, в храме Божием, будет освещать и горемычную дальнейшую нашу жизнь».238

Посещать храм в воскресенье – обязанность всякого христианина. За это отец Зосима обещал своим прихожанам и паломникам Божие благословение на всю неделю. «Особенно в день Господень стремитесь всегда посетить церковь, помолиться, Божиего благословения на всю седмицу получить, духовную зарядку благодатную, благодатное освящение, дай Господи, получить. И легко седмица будет проходить, и скорбей поменьше, и неудач поменьше будет. Потому что мы живем с Богом, с Божиим благословением».239

Церковное пение в Свято-Успенской Николо-Васильевской обители безукоризненное. Батюшка сумел воспитать прекрасных певчих как из сестер, так и из братии. Он относился очень трепетно к правильному исполнению церковных песнопений, а если слышал какое-то несовершенство, тут же из алтаря раздавался его строгий голос: «Это что там за пение такое!?» И этого было достаточно, чтобы все наладилось. Отец Зосима ценил не меньше, а может, даже главным считал молитвенность церковного пения: «Лучше те бабки пусть поют беззубые, чем эти вот певчие так называемые, артисты накрашенные».240

«"Едиными усты и единым сердцем» становится церковная община во время богослужения: «За эту милость общей молитвы, когда алтарь святой соединяется с храмом в общей молитве, благодарим Господа. И впредь, Господи, дай нам всегда ощущать единство духовной семьи, единство молящихся»».241

«Теплой, легкой, сердечной молитвы и просим мы всегда у Бога, чтобы не в тяжесть было наше посещение храма Божия – отстоять, оттопать, отбыть очередь да глупыми мыслями позаниматься, – а в облегчение совести, исцеление души...»242 – так учил отец Зосима своих чад духовных, чтобы посещение храма не превратилось в рутину, но было всегда ощущение присутствия Божия, благоговение перед святыней. За благоговейное отношение к Своему дому Господь дарует покаянное очищающее настроение: «В храме Божием мы молимся, в храме Божием мы очищаемся от грязи греховной прошедшей и текущей жизни нашей в Таинстве исповеди, и Христос невидимо приемлет нашу исповедь».243

Живое ощущение ближнего как части себя и всех как единого церковного организма необходимо христианину – это образ будущего единства праведных во Христе в жизни вечной. Апостол Иаков писал в своем соборном послании: «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.»244 Это передавал отец Зосима слушающим его слово: «Помогайте друг другу, поддерживайте друг друга, унывающим подавайте руку помощи. Помолитесь, особенно если чувствуете, что в унынии или растерянности человек, помолитесь с усердием церковным друг о друге, а молитва много может!»245

Только в храме совершается спасительное вечное Таинство Евхаристии, в котором христиане соединяются со Христом. Это Таинство не перестанет совершаться никогда, даже в будущей жизни. Еще удивительно оно тем, что сами святые Ангелы желают видеть его и наслаждаться его созерцанием. Восхищаясь высотой Евхаристии, батюшка Зосима говорил: «В храме сподобляемся высшего небесного Таинства – причащения Тела и Крови Христовой, когда во время литургии священник или архиерей молится у престола с воздетыми руками, прося, чтобы Господь ниспослал благодать Духа Святаго на хлеб и вино и пресуществил их в Тело и Кровь Христовы».246

Неразрывность церковной жизни со всей остальной жизнью христианина, гармоничное соединение нашего быта с церковными традициями – в этом отец Зосима видел залог успеха в духовной жизни. Воцерковление всей своей жизни – от крещения до отпевания – достойная задача каждого: «В храме Божием вся духовная наша жизнь в основном проходит, и в храме Божием мы и последний раз в жизни и причащаемся, и в храм Божий уже приносят после мирной христианской кончины и останки наши, тело мертвое приносят, дабы и останки наши – тело – вместилище духа Святаго окадить ладаном благовонным, совершить погребение с честью, полить елеем святым и предать земле, в погребении, воспев «Вечную память"».247

Записки и синодики

Естественное желание каждого христианина – молиться за ближнего, особенно если тот испытывает нужду, скорбит, находится в болезни, попал в беду. Обычно все имеют свои помянники, т. н. «синодики», которые постоянно пополняются новыми именами. По мнению отца Зосимы, это является признаком нормальной духовной жизни: «Имеешь синодик, пополняется он, значит хорошо, ты не мертвый христианин, а живой».248

Но и в поминовении нужно избегать формального отношения, начетничества. Без участия сердечного молитва не приносит пользы: «Подаете вы в алтарь, по пятьсот штук понаписываете, – то и читать я запрещу эти ваши книжки, это ваша ложь перед Богом, всех иеромонахов, всех архиереев посписывает, ты пиши близких своих в алтарь».249

Важным аспектом здесь также является аккуратность в составлении поминальной записки. Нехорошо, если она будет написана мелким почерком, неразборчиво. Такую записку тяжело прочесть священнику, приходится напрягать и так зачастую подорванное зрение. Здесь подающему записку нужно проявить любовь, не отягощать читающего: «Думаете, я возьму вот эту записку, много написанную, она мне в тяжесть читать, уже сразу говорю вам, как человек немощной. Дают – на, батюшка, почитай, да еще мелко понаписывают, и не читаю никогда. По сто человек понапишут. Ну десять человек, двадцать нормально почитаешь ты, не устанешь, нормально ты помолишься за них».250

И ненавидящих, и любящих нас – всех заповедал поминать в молитве церковной отец Зосима. Всю жизнь свою так можно составить из одних имен: «А каждый, за кого ты хочешь, синодик свой личный должен иметь, хоть целую книжку такую носи с собой, молись, поминай за каждой службой, начиная от босоногого детства своего, всех помяни, всех, с кем ты сталкивался в жизни, кто тебя рождал, кто тебя крестил, кто тебя наставлял, крестных, всех. Воспитателей, в детском садике которые тебя воспитывали. Учителей, которые тебя учили, врачей, которые тебя лечили – избавляли от болезни, всех помяни. И недоброжелателей, и с кем ты учился, с кем ты общался, кто-то тебе доброе делал. Вот, это синодик жизни твоей».251

Преподобный Антоний Оптинский писал в одном из своих писем духовным чадам: «Мы будем поминать, как умеем, на земле, а отшедшие души будут поминать нас на небеси, и небесная молитва их о нас больше приносит нам пользы, нежели наша о них. И не только праведники, коих души в руце Божией, молятся ко Господу о нашем спасении, но и души грешных тоже заботятся о нас, чтобы мы не попали туда же, где они, и, по евангельской притче, просят Авраама послать в дом кого-нибудь, чтобы он вразумил нас, что нам подобает творить, да избежим мучений вечных».252 О такой пользе поминовения усопших отец Зосима говорил следующее: «Житие какое-то читаете, или о старце каком-то услышали, или о старице какой-то что-то рассказали, – дай буду молиться за них, и они ж за меня будут молиться. И вот постоянный этот ваш синодик – книга жизни вашей, не прошедшей даром жизни, а именно духовной жизни – постоянно будет пополняться».253

«И завещаю: помру, ребятки, положите мне и в гроб мой синодик. Пойду к Богу и скажу: «Господи, не даром прожил жизнь, за всех старался молиться и поминать"»,254 – такую важность имела молитва за ближнего в жизни схиархимандрита Зосимы. И это неудивительно, потому что молитва о спасении души – это проявление любви христианской, которая была для батюшки превыше всего в жизни.

Поведение во время богослужения

Благоговейное отношение к храму Божию, особенно во время богослужения, отец Зосима прививал своим духовным воспитанникам. По словам преподобного Амвросия Оптинского: «В церкви не должно говорить. Это злая привычка. За это посылаются скорби».255 Тем более нельзя отвлекать молящихся неосторожным поведением: «Не бегайте по храму Божию никогда. Туда-сюда мотаются, это только плохие люди, добрый человек пришел, встал и молится... Всякий шорох и лишнее движение – что? – отвлекают ближнего твоего от молитвы, и ты соблазном уже ближнему служишь... А то многие: на коленях люди стоят, тихо молятся, – лезет, переступает через ноги, толкается, она наперед всегда лезет, хамка такая. Стыдно смотреть на эту, извините, рожу противную... после этого».256

«Не занимай так называемое «свое место.""257 Другой Оптинский старец, преподобный Антоний пишет о церковной свече: «Подавая во храм на свечи, не делайте замечания, поставят ли их пред святые иконы или нет. Эта ответственность на тех, кто берет деньги и не ставит, а вы за свое усердие получите от Бога награду».258 В этом же духе отец Зосима наставляет свою паству: «Купил ты свечечку, она уже пошла к Престолу Божию прямо, как милостынька. Это должны все знать и вот этой ложью не заниматься: самой только поставить трясущимися руками, самой стоять смотреть эту свечку, людей отвлекать от молитвы».259 «Купил свечечки, тихонько передал их наперед. Куда их поставят, к какой их иконе поставят, я Богу эту свечку передал в жертву. Когда она сгорит там?.. Может, ее еще десять раз нужно на нужды храма понести да продать, ибо эти свечки дороже нам обходятся, чем вы их покупаете... Тихонечко положил свечки Богу, как та вдовица две копеечки принесла от чистого сердца, положила, и все. Она не думала, кому ж деньги ее пойдут, последние две копеечки. Она принесла их Богу».260

Внимательно относиться к стоящим рядом в храме, боясь смутить их, расстроить их молитву, призывает отец Зосима в одном из своих обращений к пастве. Особенно осторожно нужно подходить к Таинству исповеди: «Прошу вас, всегда благоговейно относитесь к исповеди, всегда – замечание делаю – стоит и громко бурчит на исповеди: тихонечко, шепотом свою нечисть говори. Твои грехи абсолютно никому не нужны – мразь твоя, стыдно тебе должно быть и перед Богом. Это знайте все и благоговейно исповедуйтесь».261

Одежда при посещении церкви должна иметь подобающую скромность, как весь внешний вид. Соблазном служит церковнослужитель, поющий на клиросе, любой работник храма, имеющий нескромный внешний вид или неблагоговейно себя ведущий: «Даже не знаю, как это там городские дамы эти ходят раскрашенные, певчие эти, безбожные артисты эти, накрашенные, распатланные поют. Говорят: «В церкви мы не были, мы были в опере церковной». Вот так, не поют, а завывают. По-оперному все там, души-то нет. А как хорошо в деревне: хоть и просто поют, но с душой поют».262

С древности христианские храмы делились на мужскую и женскую части. Это было заведено еще со времен ветхозаветной Церкви, когда в синагогах евреи собирались для слушания Священного Писания, пения псалмов и молитвы. Такое раздельное расположение помогает молящемуся не блуждать взглядом, не отвлекаться от молитвы, богомыслия, слушания церковных песнопений. Соблюдать это церковное правило призывает отец Зосима своих прихожан: «Бабы туда, к мужикам, никогда не тулитесь... А мужики – гоните баб оттуда. Чтоб юбки там не болтались! Вон на свою сторону – и сиди. Будьте строги к уставу церковному! Мужчины – по правую, бабы – по левую сторону. Уж так это заповедано – никуда от этого не денешься».263

Воцерковление ближних

Широко распространена ошибка новоначальных, когда они, воцерковляясь и переживая новый, изменяющий всю жизнь духовный опыт, пытаются приобщить к нему своих близких. Открытие духовной реалии не может оставлять безразличным человека, входящего в церковную жизнь. Хочется поделиться своими впечатлениями с родными, которые почему-то не очень одобряют новое «увлечение», а то и у виска покрутят пальцем, назовут «фанатиком.» Здесь необходимо вспомнить слова Христа Спасителя: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.264 У каждого должна произойти личная встреча со Христом, каждый добровольно должен избрать путь к Отцу Небесному. Единственное средство, которым мы можем приблизить воцерковление ближних, – наши усердные молитвы о них, как говорил отец Зосима: «Придет время, когда Бог его по молитвам нашим призовет к вере, – он сам попросит и водички святой, и просфорочки, и крестик. Насильно вешать кресты не нужно, чтоб не срывали, не кощунствовали. Насилие, помните, – грех. Никогда насилие не делайте, а молитесь за всех несчастных, чтоб их Господь призвал, чтоб они сами надели эти кресты, сами стремились к покаянию, сами попросили святой водички и святой просфорки. Никогда, ни в чем никого не насилуйте, насильно не тащите в храмы Божии сужиков, баб своих и прочее»265

Немаловажен здесь и личный пример. Необходимо явить духовные плоды своей церковной жизни, чтобы родные увидели положительные перемены и сами захотели подобным образом измениться к лучшему.

О любви к врагам

Новое учение принес в наш мир Христос Спаситель о любви к врагам. Жестокий мир современников Его пришествия во плоти не знал пощады обидчикам. Глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу...266 – таков был закон. И то, что говорил Господь, призывая быть совершенными, как Небесный Отец, казалось безумием: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас.267 Пример этой совершенной любви показал нам Сам Христос, с Креста молясь за своих распина- телей. Взирая на нашего Подвигоположника, отец Зосима проповедал христианскую любовь: «Врагов ваших любите. А любить как? Это молиться прежде всего должны, с любовью сердечной, с теплотой. Думать: «Какой глупый человек! И чего враждовать, и чего не хватает, да вразуми его, Господи». Всегда кто досаждает нам, кто творит нам зло, вот такая добрая, сердечная молитва».268

Хоть и труден подвиг молитвы за нанесшего обиду, но необходимо переломить себя, погасить злобу, вспомнить Божию заповедь. Начало безгневия есть молчание уст...»269 – учит преподобный Иоанн Лествичник. Поэтому нужно для начала научиться молчать при возмущении, появлении раздражения, не отвечать ничего обидчику. Когда удастся совладать с этим, тогда уже нужно вспоминать какую-нибудь короткую молитву. «Мы обязаны исполнять заповедь Божию: «Молитесь и за врагов и недоброжелателей ваших.» Молитва очень много может, но не со злом молиться, как мы некоторые: накажи, Господи, и прочее. Вразуми, Господи, приведи к покаянию, дабы злоба, и нечисть, и ненависть исчезли. Вот какова светлая, чистая молитва должна быть и о врагах наших».270 «За недоброжелателей и трудно – подвиг молиться: молитесь за них, за врагов, за обидчиков ваших. Как мыльный пузырь, лопается злоба, когда мы молимся за своих обидчиков, знайте».271

Молитва вскоре принесет свои плоды: утихнет волна возмущения, понемногу восстановится мир душевный, а впоследствии возвратится и доброе, любезное, дружеское отношение с тем, с кем был в ссоре: «Молитва смягчает сердце, злоба утихает, сердце умиротворяется, и радость, и смысл жизни появляются... Молитесь за обидчиков, нечего мстить: «Я тебе, такой-сякой или такая-сякая». Бог им Судия да будет, помолимся, и все пройдет. И будет мир и тишина в сердце: и самим радостно, и врагам радостно, и людям, окружающим нас».272

Всем известно учение преподобного Серафима Саровского о стяжании мирного духа, как оно изменяет самого человека и как влияет на его окружение. Если будем сами с Божией помощью очищаться от греха и страстей, Господь преобразит наше сердце, Сам вселится в него и таинственным образом будет преображать окружающий мир: «Почему мы с особой любовью сегодня молились и молимся о врагах наших, о недоброжелателях наших и прежде всего о самих себе, чтобы не было у нас каменное, жестокое сердце, как во многих оно бьется, чтоб плотяное, любящее, доброе сердце... И когда наше сердце смягчится, тогда и окружающих людей всех смягчится сердце. Сами знаете: когда простишь от всего сердца – камень падает тогда с души, легко становится, радостно становится, Пасха».273

Мир душевный и чистота сердечная

Познать Бога, увидеть Его воочию может любой человек. Мало того, каждый из нас призван к этому познанию и созерцанию Самим Христом в евангельской Нагорной проповеди. Эти слова мы слышим за каждой литургией: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.274 И это обращение Спасителя не только к Его ученикам, а всем сошедшимся с побережья Галилейского моря две тысячи лет тому назад и внимающим словам необычного учения. Это – призыв и ко всем нам. Исполнение этой заповеди блаженства – необходимое условие нашего спасения и спасения наших ближних. Отец Зосима сугубо молился о сердечной чистоте и мирном духе во время богослужения: «Чтобы познать Иисуса Христа, сердце чистое нужно иметь, а лукавое, недоброе сердце никогда не познает Иисуса Христа, Спасителя нашего. Вот об этом всегда нужно задумываться и сердце чистое всегда просить у Бога. Почему и за литургией особенно прошу: «Господи, дай мне мирное сердце.""275

Житейские попечения увлекают нас в водоворот событий. Окружающая среда, особенно в больших городах, навязывает свой ритм и настроение. Трудно среди мирского шума сохранить мирным сердце, удержать ум в молитве. Для успокоения духа, приведения чувств в порядок и умиротворения опытный монах и молитвенник батюшка Зосима советует прибегать к церковной молитве: «Действительно, то, что нам всем необходимо, храм дает – умиротворение сердца. Здесь именно наступает мирность сердца, мирность духа, к чему стремились великие подвижники и преподобные отцы Серафим Саровский, Амвросий Оптинский. Все стремились к этой мирности духа. В миру ты ее не найдешь, вот именно здесь приходи к мирности духа, стяжай этот благодатный дар Божий и неси этот благодатный дар в дальнейшую свою земную жизнь».276

«Почему мы такие злые, беспокойные, недоверчивые, маловерные? Мирности сердца нет, корень всех зол то, что просто мира в сердце нет. «Стяжи мир в сердце своем, – знаменитые слова преподобного Серафима, – спасешься сам, и вокруг тебя тысячи спасутся». Вот об этом постоянно размышлять надо, об этом постоянно думать и учиться мирности сердца. Хранить сердце и от гордости, и от тщеславия хранить сердце свое, не по наружности показывать свое мнимое фарисейское благочестие, а внутри, в глубине хранить себя в чистоте, как хранил преподобный Серафим»277 – так убеждает батюшка, взирая на опыт святого угодника Божия, очищать свое сердце от страстей. Этот духовный труд многие опытные духовники считали необходимым как для монахов, так и для мирян. Если оставить эту сторону духовной жизни в небрежении, то легко можно подвергнуться раздражительности и осуждению, которые становятся стеной между человеком и Богом: «В грязном сердце Бог никогда не явится, злому сердцу никогда Бог не покажет Себя. Чистое сердце. Избранники Божии, как преподобный Серафим, могли лицезреть славу Божию».278

Преподобный Макарий Оптинский пишет своему духовному чаду: «Мир не достигается без борьбы со страстями и победы над ними, а когда они наши господа, то где мир? – не всегдашний ли плен?»279 Избавляться от этого плена – это постоянный труд со вниманием. Ведь разрушить мир в душе можно не только злым словом или поступком. Даже недобрый помысел: осудительный, хульный, блудный, раздражительный и т. п. разрушает мирное настроение сердца.

И наоборот, можно с мирным, добрым сердцем, с любовью проявить необходимую внешнюю строгость. Это особенно нужно уметь начальствующим или родителям при воспитании детей. Об этом отец Зосима говорит так: «Даже и сердишься когда, языком своим посердись, умом своим посердись, – а сердце мирное, отрезанное от всего, сердце спокойно молится. Благодать Божию не оскверняй в сердце, Духа Святаго никогда... Как самовар тот бухтит, что-то сказал там, без этого мы никак не обойдемся, начиная с меня и всеми вами кончая. А сердце мирное: повернулся, улыбнулся – и все с тобой улыбнулись, и мирно и хорошо».280

Но стяжать мир душевный невозможно только человеческими усилиями, необходимо прибегать в молитве к Божией помощи: «Особенно утром, молитвой Оптинских старцев, вздохни, читая ее, – дай мне умиротворение сердца и дай мне терпения, Господи».281

Вера без дел мертва

Приобретая дух мирен, мы сможем явить и плоды своей веры: мирное устроение, равную ко всем любовь, незлобие, воздержание, кротость, милосердие, рассудительность и проч. Но пока эти дела веры, которые одновременно являются и проявлениями Духа Божия, живущего в человеке, не явились либо проявляются временами, то говорить о полноте нашей веры бессмысленно: «Из нас здесь никого, ни одного человека верующих нет, мы все лжецы и обманщики... Мы все только идем к Богу: что священники, что архиереи, что патриархи. А верующими мы будем когда? Когда руки сложат на грудь, в гроб нас положат, крест деревянный, если заслужим, дадут... Тогда уже не мы сами ложь скажем, а за нас скажут, что был верующий человек, добрый, светлый, как жалко его и хоронить, и расставаться с ним».282

Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе,283 – говорит апостол Иаков. Вера, не воплотившаяся в добродетели, чужда христианину,284 тем более грубые греховные проявления несовместимы с этим высоким званием: «А что мы творим, эти так называемые верующие... Мы ж своей жизнью попираем веру! Мы ж кощунствуем над Богом в своей жизни и кричим: «Верующие!»285

Отец Зосима не терпел лицемерия даже в малом слове и искренности, правдивости перед самим собой в первую очередь учил своих духовных чад: «И дай, Господи, нам... быть настоящим верующим человеком. Не по словам, а по жизни и по делам нашим. А от своих дел или прославишься, или постыдишься... никогда не пустословьте, что вы верующие. Никакие мы еще не верующие».286

Милосердие

«Милостыню творите. «Милостыня – царица всех добродетелей,"– говорит святитель Иоанн Милостивый. Дай бедному, несчастному, окажи помощь кому, по силе и возможности потрудись для милосердия».287 Так отец Зосима говорит об этой важнейшей христианской добродетели. Почему она так важна? Потому что она возводит своего делателя на Небеса. Сам Господь Иисус Христос во Святом Евангелии обещает ввести милостивые души в Царство Небесное: ... приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. <...> истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.288

По словам батюшки Зосимы, милостыня подобна строительному материалу для обители небесной: «Вот и будешь себе созидать кирпичик за кирпичиком дворец в вечности, обители райские, свои уже палаты, свои комнаты. Разные эти комнаты и палаты. Одни прекрасные дворцы имеют – от всего сердца всегда дающие, пусть и мало, то, что имеют, но от всего сердца. Они светлые, радостные палаты будут иметь».289 «Подал с душой страждущему напиться, с любовью... – уже кирпичик ты положил в своем доме. Накормил ты бедного пса или кошку бездомную, птичек покормил – уже ж ты кирпичик положил. Накормил ты кого-то бедного, страждущего с любовью: «На доброе здоровье. Ангела за трапезой, покушай пищи нашей» – вот и положил кирпичик... Пришел в храм Божий молиться за всех – вот и кирпичик себе положил. И так всю жизнь, кирпичик за кирпичиком, и идет наше домостроительство в вечность, домостроительство небесное».290

Так велико милосердие в очах Божиих, что Себя он уподобляет принимающим помощь от нас. Поэтому не следует малодушествовать и скупиться при оказании милости нуждающимся: «Другие – мрачные, а третьи какие-то землянки будут там иметь за свою скупость. А вообще жестокосердные – только мне, мне, мало, мало – такие ничего не будут иметь на том свете, там будет для них только ад кромешный, и тьма кромешная, и скрежет зубов».291

Даже доброе слово, ласковый взгляд, приветливая улыбка послужат за милостыню, если подать нечего: «Не имеешь ты чего-то, так хоть улыбнись доброй улыбкой, разведи беспомощно руками: «Рад бы, да пустые карманы.» И уже человеку радостно, и уже ты не как зверь обратился: «Отстань от меня, отойди от меня», – а с радостью и с любовью; вот уже и кирпичик, даже и из ничего, с любовью, с добротой сердечной можно делать этот кирпичик»292 Глубокая вера в Промысл Божий помогает быть щедрым на подаяние нуждающимся. Это подтверждает церковное Предание, такова была и вера отца Зосимы: «Пораздаю деньги – на меня ворчат: «А завтра что будешь давать?» Ничего, завтра Бог чего-нибудь да пошлет. Смотрю, к вечеру уже и приплыли денежки мне и еще что-то приплыло, во славу Божию».293

Духовная борьба

«Воинами будьте, но не рабами греха и страстей. Как страшно попасть в рабство диавольское!»294 – так призывает схиархимандрит Зосима к борьбе своих чад в евангельском духе, как и апостол Павел, сравнивая христиан с воинами, ведущими духовную брань: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.295 «И вас зовет Господь: будьте избранным стадом Божиим, отходите от греха, стремитесь исполнить заповеди. Будьте смиренные, кроткие, мирные. К чистоте жизни стремитесь».296

«Бог любит чистоту», – написал в своей предсмертной записке отец Зосима, и это подтверждается словом Спасителя, заповедавшим явиться тому, кто чист сердцем: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.297

Борьба в жизни христианина, ставшего на путь духовной жизни, неизбежна, иначе не было бы и награды за победу, не было бы святых. К совершенству и святости призваны все без исключения люди, но для этого необходимо мужественно, с Божией помощью готовиться к духовной брани: «Конечно, похоти будут брать нас. К чистой жизни нужно стремиться. Время сейчас спасать душу от тяжких времен и тяжких испытаний».298 Как опытный монах, батюшка Зосима советует вооружиться терпением: «Учиться терпеть в наше время, крепко терпеть учиться. Научимся терпеть – легче будет нам нести наш жизненный крест».299

Терпением и молитвой советует он побеждать искушения духов злобы поднебесных: «Бес будет мстить, всех будет мучить, полчища бесов на нас будут восставать. И недовольство будет: и на кухне не такую сварили пищу, кругом, и в церкви не ту книжку дали, не те ноты дали... Все это будет... Вот так бесяка будет колотить. «Стоп, бес, не искушай, отойди от меня, сатана!» – вот так побеждайте беса. Чтоб вы не были посмешищем бесовским, диавольским, но чтобы действительно вы были воинами».300 «Воины мы все духовные должны быть во всеоружии, облекшися противу диавола, восстающего в нас, и должны быть воинами-победителями».301 «Что ни случается в жизни, коль призвал Господь в храм – будьте терпеливы... Вразуми нас, Господи, не избирать широкий путь, ведущий к погибели, а тесный путь гонений, путь клеветы, путь скорбей, путь даже до богооставленности бывает, как претерпел путь Спаситель, когда Отец Небесный оставил... Запасайтесь терпением, учитесь этому святому великому дару победы над диаволом. Самое сильное оружие против диавола – это безропотное терпение».302

Но на молитву тоже нужно себя подвигнуть, располагая своим временем и силами разумно. Вот что советует отец Зосима при сильной усталости, когда еще предстоит исполнить молитвенное правило: «Стань на молитву, дьяволята сразу рот раскрывают: «-а ой, спать уже хочется.» Дьяволята всю суету тебе подсунут сразу: и то надо делать, и то не успел, и... Ой, Боже мой! Дьяволята тут сразу же свинцом наши глаза слипают, ничего не вижу – спать. Все уже, вот это диавольское такое вот искушение, удивляться нечего этому, борьба диавола. Но дай Господи благоразумно побеждать. С вечера... мы немощные натопчемся за целый день, и аз грешный также, лягу, отдохну сразу, перекрещу лоб грешный, посплю. А потом ночью Господь пробудит, толкнет под бок – да и можно помолиться тихо. Весь мир спит. Хоть лежа на кровати, включи свет и тихонько помолись. И то, что ты бормотал бы своими отяжелевшими глазами, ничего не соображая, час – ты за десять минут спокойно помолишься, все успеешь и еще потом перекрестишься и так сладко захрапишь до утра».303

В брани со страстями решающую роль играет осознание мерзости греха, ставшего стеной между человеком и Богом. Опытный в духовной борьбе святой псалмопевец Давид призывает нас: Любящие Господа, ненавидьте зло!304 Зло – это, прежде всего, наши укоренившиеся греховные навыки, нравственные пороки, отлучающие нас от благодати Божией: «Еще условие такое победы над бесами, над своими пороками: возненавидеть грех нужно. Если мы не возненавидим грех, мы никогда его не победим. Если пьяница не возненавидит водку и всю нечисть, которая с ней связана, – никогда не победит этого греха. Если курильщик не возненавидит табачный дым лютой ненавистью – он никогда не победит этот грех. Если блудник не возненавидит прежний путь гадкой блудной своей жизни или блудница, – они никогда не победят этот грех. Без конца будет диавол тянуть их к этому греху. Если прочие грехи, если злобу мы не победим в сердце своем, не возненавидим эту злобу – мы не победим эту злобу. Так со злобой мы и будем жить, и умрем, и в ад пойдем со своей злобой. Возненавидеть грех нужно».305

Но винить в своем грехе диавола, бесов, а тем более людей и обстоятельства не нужно, лучше осудить себя, признать личную вину и немощь со смирением, тогда Господь Сам оправдает нас: «Самоукорение – вот чем достигали великие старцы особой благодати Божией. Укори себя, что ты нерадивый, не кто-то другой, а ты сам. Что ты ленивый, что ты бестолковый. А Господь, видя твое самоукорение без гордыни, обязательно возвеличит тебя».306

Различение помыслов

По учению святых отцов, все мысли в нас бывают трех видов: человеческие, демонские и ангельские. Все светлые, добрые мысли происходят от Ангела Хранителя и от Духа Святого, а греховные, нечистые, темные – от нашего падшего естества и от диавола. Различение этих видов помыслов является великим искусством опытных в духовном делании подвижников. Но самые простые рецепты, доступные каждому, отец Зосима рекомендует применять так: «Первая мысль от Бога, а последующая – уже от диавола, сразу противоречивая мысль, диавол сразу противную мысль дает этой первой мысли. Не слушай уже вторую мысль никогда, первой будь верен – Богу, призвал Господь – иди к храму. Что ни случится, пусть к тебе полная хата гостей понаедет: «Ой, прошу прощения, в больницу срочно надо ехать» – или еще что-то. Собралась, поехала в церковь. И гости твои целы будут, накормлены, и все будет хорошо».307

Какими бы «благовидными» ни казались предлоги, внушаемые диаволом, необходимо решительно избрать благое внушение Ангела Божия. Преподобный Серафим Саровский говорил о себе, что он считал от Бога лишь ту мысль, которая первой появлялась в его голове. Последующие рассуждения его ума оказывались ошибочными, если он отвергал по человеческому рассуждению первый, пришедший от Бога, благой помысел. По примеру преподобного Серафима, отец Зосима советовал поступать и отвергать лукавые внушения: «Вторая мысль от беса, сразу же отсекать ее, быть верным всегда первой мысли Божией. Вот эту святую мысль Божию всегда дай нам, Господи, разуметь, вот и будем мы жить по воле Божией, а не по своим похотям греховным, диавольским».308

Христианам при святом крещении дан от Господа Ангел Хранитель, который оберегает человека от греховных ошибок и внушает благие помыслы: «Всегда слушайте ангельского голоса – первая мысль от Бога идет, вторая от дьявола всегда идет. Всегда послушай. Стой. Боже такую мысль дал светлую пойти в храм. А дьявол сразу: глянь в окно, вон лед какой, да ты ж расшибешься, да ты ж то, се... Ничего. Победили дьявола – пришли». «Ангел говорит: «Дай легкой рукой милостыню кому-то». Дьяволята тут же: «Так у тебя ж самого этих денег только на хлеб хватает, как же ты будешь жить?» И обязательно искушают. Дай, Господи, чувствовать это, побеждать дьявольские искушения. Голоса ангельского всегда слушайте».309

Благодарение Бога

За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе310 – повелевает нам Священное Писание. Умение все происходящее в своей жизни принимать как от руки Божией было отличительной чертой схиархимандрита Зосимы. Он с равной благодарностью ко Господу переживал и радостные и горькие события. Любуясь, как растет его детище – Успенская обитель в с. Никольском, он благодарил Бога: «За все слава Богу! Вот это самое главное – благодарение Богу, а Бог никогда благодарных чад Своих не оставит...»311 «Не забывайте за все обстоятельства жизни поблагодарить Господа. А будет благодарность Богу – будет и радость, будет и спасение: «Вера твоя спасла тебя"».312 «И мы благодарим Господа: хоть и редкие дождики, но перепадают – еще Господь нас не оставляет, все нам дается. Все, слава Богу! Завтра поблагодарим Господа».313

И в дни нелегких испытаний веры, переживая пытки в застенках спецслужб, батюшка не переставал славословить Господа и даже говорил, что научился так Иисусовой молитве: «Но благодарить, праведный Иов Многострадальный говорит, не только нужно за хорошее, но и за испытания».314

А как часто мы забываем о благодеяниях Божиих, о Его человеколюбии и щедрости, о том, что Господь прощает нам малые и великие грехи, дарует благополучие, здоровье, пищу и саму жизнь: ««А Благодарим Тя, Христе Боже?» Ой, на пальцах пересчитаешь, чтоб сознательно прочли эту молитву благодарственную о пище, о даре Божием».315 «Если Господь и дает какую-то благодатную помощь, мы подобны бываем этому самарянину? Почти нет, никогда. Забываем сказать простое: «Слава Тебе, Господи! Тебе, Господи!»«316

«Зуб тяжкий полечили, вырвали, тяжкая болезнь: «Антипа святой, выручай, бо беда тяжкая со ртом.»» «Тебе, Господи» сказали? «Слава Тебе, Господи» мало сказало, мало, мало сказало».317

Если научиться видеть в каждом событии нашей жизни мудрый Промысл Божий, то легко станет переживать и скорбные минуты: «Пальто унесли, или гроши украли, или машину угробили, или что там. Ну что ж, а потом: «Слава Тебе, Господи». А может, это пальто заразное какое-то для нас было, может, за это пальто нас убили бы когда-нибудь, а так убрали, унесли, новое чё-нибудь наденем. А может, на этой машине, которую украли, мы бы разбились в смерть и семью погубили бы. Увели – увели, пусть уводят на здоровье. Бог пошлет еще колеса».318 «Никогда не унывай. За все слава Богу. И за грехи слава Богу, и за искушения, и за испытания, и за все слава Богу. И за добрые дела. За все слава Богу. Вот это святое чувство благодарения Богу да наполняет всегда наши сердца».319

Господь благотворит нам всегда, независимо от того, замечаем мы это или нет. Но от нашей благодарности зависит, насколько долго эта милость Божия не отступит: «Садишься за руль – «Господи, благослови!» – многие перекрестятся? А приехал – перекреститься: «Слава Тебе, Господи, благополучно я приехал.» А вдруг там аварию Господь, может, какую-то мне предотвратил, наглую смерть в пути... Не будьте неблагодарными, этими девятью прокаженными, а будьте всегда благодарными самарянами этими».320

Особенно настойчиво отец Зосима просил благодарить Бога за то, что Он призвал нас к вере, открыл нам новую жизнь в Святой Церкви, за радость общения с Господом: «Самая высшая благодарность – благодарность Богу за то, что призвал Он нас всех к вере».321 «Особенно когда ко храму приходите: «Слава Тебе, Господи, еще один раз в жизни Господь сподобил меня переступить храма сего порог»... как нужно благодарить Господа за эту радость: еще раз побыли, еще помолились».322 «За эту милость Божию, за подвиг молитвы в нашем храме благодарим мы Господа. Что Господь сподобил полностью выслужить все службы святой Пятидесятницы, Пасху Христову, во славу Божию».323

И каким бы тяжким ни был жизненный крест, за него должно воздать хвалу Господу, потому что Он дает именно тот крест, который мы в силах понести. Об этом свидетельствует своей жизнью святитель Иоанн Златоуст: «"Слава Богу за все!» И с этими словами многотрудный путь крестный завершил Иоанн Златоуст и не умер, а уснул. Успение. Ушел в вечность в день Воздвижения Креста Господня, донес свой крест».324

Смерть

По-христиански относиться к смерти значит – не бояться ее, потому что для верующего жизнь – Христос, и смерть – приобретение.325 И даже радоваться приближению конца временной жизни учил отец Зосима в евангельском духе: «Всегда будьте готовы к христианской мирной кончине, не с ужасом, а с тихой радостью. Спокойствия и умиротворения и «добраго ответа на Страшнем Суде.» Всегда к этому стремитесь, родные мои. Будет тогда радостно на сердце, легко будет на сердце, ты будешь настоящим христианином...»326

Посещая своих схимниц, батюшка Зосима, хоть и намного был моложе духовных чад, с высоты своего богатого монашеского опыта по-отечески мог говорить с убеленными сединами старцами. «В богадельню пойду, скажу бабке какой: «Помирать будешь.» – «Да что ты, помирать? Нет, жить, жить!» Чего жить – грешить? Да дай, Господи, память смертную, да скорей уже в гроб скатиться с кровати, да и поехать домой на покой, да и все, чего уж там».327

За каждым богослужением Святая Церковь возносит прошения о доброй, непостыдной кончине нашей земной жизни. Ведь недаром говорят в народе: «Конец – всему делу венец.» Конечно, остается страх перед будущим Страшным Судом, но он-то и должен стать созидательным стимулом добродетельной, чистой жизни. Этот созидательный страх должен в конечном итоге обратиться в радость: «И что Бог ни даст... ну помрем, дай Бог, христиан отпоем – молимся за каждой службой, вздыхаем: «Христианской мирной кончины дай, Господи.» И певчие поют: «Подай, Господи!» И тут же нам страшно: «Умру, ой как страшно». Ну чего ж страшного? С радостью!»328 «Всем желаю, хоть мы и грешные люди, но обязательно со вздохом всегда каждый день помолитесь: «Господи, только дай мне христианскую мирную кончину, когда придет время, и добрый ответ на Суде Божием"».329

Радость приближения вечности у отца Зосимы сопровождалась бесконечной благодарностью за прожитую жизнь: «Вечером приду в келлию, на сон грядущий перекрещусь на святые образа: «Слава Богу, день протопал.» Уже не говорю: «ближе к смерти,» чтоб вас никого не шокировать. Ближе к Царствию Небесному. Еще на один шаг, еще на один день, вздохну. Вот так».330

Любовь к святыне и святым

Церковь земная – воинствующая и Церковь Небесная – торжествующая едины Духом Божиим Святым. Это единство удивительно чутко переживал схиархимандрит Зосима. С необычайным трепетом он относился ко всему, что в нашей земной жизни приближает нас к горнему миру, дает возможность еще в этой жизни прикоснуться к вечности. По-родственному просто и одновременно благоговейно, с детским восторгом и любовью батюшка чтил память святых.

Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) Симферопольского и преподобного Амвросия Оптинского:

«Как я чту память и благоговею перед ним всегда и как я чувствую всегда озарение от святителя Луки, благодатную помощь его! Действительно чудотворец предивный нашего страшного XX века».331

«Особенно питайтесь житиями святых угодников Божиих, все там найдете, ответы на все вопросы жизни. Почитайте внимательно житие и святителя Луки, и преподобного Амвросия, и вы узнаете, как жили и спасались великие угодники Божии и нам этот путь спасения указуют».332

Святителя Спиридона Тримифунтского:

«Праздник святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца, знаменитый Спиридоньев день. Какая чудная жизнь, хоть каждый день читай, – поэзия настоящая, никак не начитаешься, житие его».333

Священномученика Антипы, епископа Пергама Асийского:

«Праздник... священномученика Антипы, епископа Пергама Асийского. Икона со святыми мощами его хранится у нас в храме Божием. От зубной боли и от болезни нас избавляет. Все время зубы болят – куда? До Антипы. Чтобы врачи поковыряли полегче, чтоб не так болело. И помогает Антипа, друг-приятель, так что будем память его чтить в субботу и акафист будем читать у иконы с мощами священномученику Антипе».334

Преподобного Серафима Саровского:

«Сегодня праздник всей нашей Русской земли – память особо любимого, дорогого для нас угодника Божиего, преподобного Серафима Саровского, чудотворца. Кто с детских лет не знает это имя, кто не влюблен был в преподобного Серафима Саровского, кому не мил и не дорог этот образ доброго старца, преподобного Серафима Саровского? Нет дома почти ни одного или квартиры, где бы иконочка не находилась преподобного Серафима Саровского».335

Великомученика Пантелеймона Целителя:

«Как живой нас всегда встречает всех в храме нашем святой великомученик Пантелеймон – образ его со святыми мощами».336

Великомученика Иоанна Воина:

«Всех нас встречает святой великомученик Иоанн Воин иконой со святыми мощами и провожает. Наш сторож, наша защита, наша надежда и помощь небесная».337

Храмы Успенской обители украшены прекрасными святыми образами, фресками. В келье самого отца Зосимы нет свободного места – все с любовью украшено дорогими для батюшки иконами Спасителя, Матери Божией и многих почитаемых старцем святых. Иконопочитанию он учил в проповедях: «И нам дай, Господи, почитать лик святой Божий Господень. Почитать лик Божией Матери, почитать лик угодников Божиих. Молиться, поклоняться им, и через эти лики святые да благодать Божия снисходит».338 «Дай, Господи, как наши предки почитали святые иконы, и нам лик святой чтить, почитать лик Божией Матери, лик Ангелов, лик святых угодников Божиих чтить, благоговейно почитать, поклоняться с радостью и радоваться этой красоте, которая находится в храмах Божиих в ликах святых угодников Божиих».339 «Дай, Господи, чтобы и у нас храм чудным ликом иконописания был украшен. Чтобы и наши дома святые уголки имели обязательно. Чтобы в каждом святом углу был лик Спаса, лик Божией Матери, лик святителя Николая, и угодников Божиих, и Ангела Хранителя, и крест святой чтобы обязательно был в каждом углу святом домашней церкви нашей».340

Многие иконы в храмах обители снабжены мощевиками с частицами мощей изображаемых святых. Радостно поражало то, что, посещая обитель батюшки Зосимы, часто можно было приложиться к мощам празднуемого святого.

«Чудные мощи нетленные лежат, любимые всеми, преподобного Агапита, чудотворца Печерского... Сколько благодати от них идет, сколько утешений идет от этого безмездного врача. И смотришь на эти сухенькие ручечки, лежащие во гробе, и думаешь: «Сколько блага вы, доброго сделали!» Травы собирал, лечил всех, молился за всех, мази тер, все делал, лекарем, целебником был для народа».341

«Господь хранит для нас всех великое утешение – святую лавру Киево-Печерскую. И Господь сподобляет многих бывать там. Хоть и в трудные времена лавра живет. И духовно трудно очень бывает, но братия есть, службы совершаются. Мощи святые все облаченные, лампадочки неугасаемые горят над ними. И люди не в музей идут, а идут помолиться дедам-прадедам нашим, поклониться нашим покойничкам великим, телесам, святым мощам угодников Божиих, попросить их благодатной помощи и поддержки. И сколько люди получают эту благодатную поддержку во святой Киево-Печерской лавре!»342

С какой-то необыкновенной нежностью батюшка Зосима всегда говорил о Матери Божией, о связанных с Ней святынях: «Чтоб чистенький храм был, иконочки, все во дворе подбелить, церковку. Надо будет все привести в порядок – весна уже пришла. Чтоб Благую Вратарницу нам встретить, чистенький храм Божий и чистенькие души чтоб наши были. Чтоб с радостью мы поклонились Благой Вратарнице. И чтоб нам Матерь Божия отверзла Сама двери райские Царствия Небесного».343

Иорданская вода 344

«Зарядку духовную получили освящением, Иорданской водой побеждать всякую силу, нечисть диавола. И чтобы Иорданская великая агиасма хранилась в каждом доме, в каждом святом углу, и была нам всем эта вода на утешение, во исцеление и в духовную радость. С великой агиасмой ничего не страшно. Только не храните ее где-то среди горшков... Святая водичка в святом углу всегда стоит, как святыня великая наравне с иконами святыми, подписана, что это святая вода Иорданская. Благоговейно, как мы благоговеем святыни, такую и благодать получаем».345

Пост

О пользе поста писали многие отцы-подвижники, угодившие Богу своей добродетельной жизнью. Не оставил без внимания эту важную сторону духовной жизни и отец Зосима. Настраивая слушателей на подвиг Великого поста, он говорил: «Пост – особое время молитвы, доброй жизни и подготовление к Пасхе. Как только что читали мы на клиросе, «и даждь нам, Господи, пройти поприще святого Великого поста и достигнуть Божественных страстей и Светлого Христова Воскресения.» Вот уже какая радость! Нам Церковь возвещает не о посте уже, а о Светлом Христовом Воскресении».346

«Уже поста охота. Душа уже тоскует по посту, так что слава Богу – завтра первый день поста».347 Это искреннее желание христианина правильной духовной жизни, каким и был достопамятный батюшка Зосима.

Правильно применять пост – тоже искусство, которому можно научиться опытно. Как и все в Православии, пост – это практика жизни, ему нельзя научиться теоретически, но все же какие-то практические советы нужно принимать, чтобы извлечь из аскезы максимальную духовную пользу. Батюшка советовал следующее.

«Кушайте во славу Божию пищу постную, вдоволь кушайте, нечего себя голодом морить. Пища нас не удаляет от Бога и не приближает к Богу. Думаешь, что будешь голодная – так уже спасешься? Абсолютно нет, будешь тогда злая, как ведьма, ходить, аж страшно будет смотреть на тебя. Да лучше ты накушайся да будь добродушная, добрая, ласковая, хорошая тетка, а не злая вот такая змеюка не будь, вот так».348

«Чистенькая, радостная, и никто не подумает даже, что ты постишься, а внутри, в душе, соблюдай пост и скорбь о грехах своих, вот так. Благоразумие во всем дай нам, Господи!»349

Пост и молитва – два крыла, доставляющих душу в Небесное Царство, – так учат святые отцы. Без молитвы наша душа превращается в раненую птицу, для которой полет остается желанным, но невозможным. О значении молитвы во время поста отец Зосима говорит так: «Особо важное в пост – это псалмопение. Псалтирь помогай, Господи, читать, хоть понемножку читайте. И миряне в церкви чтоб следили, чтоб каждый день вычитали Псалтирь, потихонечку все».350 Не меньшее значение имеет и чтение Евангелия: «А в пост – какая сладость. Как ручеек журчит это слово Божие: читаешь – не начитаешься. Радуешься слову Божию. Вот этой радости, откровения слова Божия не лиши нас, Господи, во все дни нашей христианской жизни».351

В Прощеное воскресенье в храмах совершается особый умилительный чин прощения, перед которым священник со всем народом молитвенно испрашивают Божия благословения на Великий пост. Эта традиция неукоснительно соблюдается в обители, основанной отцом Зосимой: «С завтрашнего дня пост наступает. Любое дело подвижническое, пост исполнить,– нужно попросить помощи Божией. Чтоб не было гордыни у нас: «Мы постимся.» С помощью Божией. Вот и попросим сейчас. Почитаем молитвы на начало поста, попросим Божиего благословения, чтобы Господь помог мирно попоститься».352

Кто постился, тот хорошо понимает, насколько вкусной кажется самая простая пища после нескольких дней воздержания: «Предвкушайте субботу, как он пахнуть будет хорошо, вкусно, этот борщ великопостный. А так кушаем без маслица, но вдоволь, добрую, хорошую, постную пищу, во славу Божию».353

Несомненную пользу оказывает пост телесному здоровью: «Все поисцелялись, повыздоравливали, не жалуются, что животы болят, и прочее... Вот это милость поста!»354

Почувствовать полноту торжества помогает предварительный пост, тем более если он совершался за святое послушание Матери-Церкви: «Пища нас не удаляет от Бога и не приближает. Ну а раз Церковь повелела поститься, значит нужно поститься или нет? ...Надо. Ну что за Рождество будет без поста, праздника не будет тогда никакого? Когда попостимся, та еще и голодную кутью поедим, ой, как же тогда разговляться сладко и радостно! И чувствуешь Рождество Христово!»355

Крестная сила

«Крест – хранитель всея вселенныя, крест – красота Церкве, крест – царей держава, крест – верных утверждение, крест – Ангелов слава и демонов язва»356 – так воспевает Церковь дарованное нам Христом оружие спасения – святой крест. На нем Господь Иисус Христос распялся и умер, исполнив волю Небесного Отца. Своим послушанием до смерти Он разрушил власть диавола над человечеством, а Своей Божественной Кровью освятил крест, сделав его непобедимой и освящающей силой. Многовековой опыт Православной Церкви свидетельствует об этой силе, она запечатлена как в церковном искусстве, зодчестве, так и в богослужебных текстах, молитвословиях, в исторической литературе и в самой жизни каждого христианина. Нательный крестик и крестное знамение – наши вечные спутники: «Храните крест святой! Никогда крест не снимайте, всегда будьте со святым крестом! И днем, и ночью, и в дороге, и на отдыхе, и на водах, и на суше – кругом святой крест сопровождает нас. Выходя из дома, осени себя крестом; приходя в дом, осени себя крестом, садишься кушать – прочитай молитву «Отче наш,» осени себя крестом и пищу перекрести, дабы пища сия была приятная, полезная и в радость нашему телу. Все осенять святым крестом. Крест – самое страшное оружие против диавола».357 «Оружие Господне – крест святой – всегда с нами. Без креста какие мы беззащитные, без креста мы безоружные, без креста мы совершенно беспомощны. И сколько бед случается, когда люди снимают крест: и вешаются, и в аварии попадают, и гибнут. Нет креста, нет «Спаси и сохрани» – нет оружия против диавола. Дорожите святым крестом, не отрекайтесь от Господа никогда, от святого креста».358 «Диавол никогда не перекрестится, а человек добрый, верующий всегда осенит себя крестом. Если против креста: «Отойди от меня, сатана!» – перекрестить его да и все крестом христианским – и не приступай ко мне! Вот таково оружие на диавола должен быть крест святой».359

Важное значение имеет то, как творишь крестное знамение. Его должно совершать благоговейно и внимательно. Именно так делал отец Зосима, так и других учил, строго предостерегая при этом от небрежности: «Некоторых бес учит: вот сюда, на грудь клади. Да что это такое?.. На брюхо клади – перевернутый крест сатанинский не делать на себе вверх ногами, а четкий крест, исповедуя, осеняя себя, освящая себя святым крестом. За кощунство над крестом мы будем наказаны Богом».360

Обеты

Многие неопытные христиане, зачастую только вставшие на путь духовной жизни, приходили к схиархимандриту Зосиме с просьбой одобрить их желание исполнить тот или иной обет. «Не буду есть мяса», «стану читать Псалтирь, Евангелие каждый день», «буду жертвовать на храм десятую часть дохода каждый месяц» и т. д. Нередко подобные необдуманные обещания приносились Богу в порыве благодарности за Его благодеяние, в покаянном чувстве или с желанием получить просимое в молитве. Но батюшка всегда с осторожностью просил относиться к подобным обетам: «Обет, как клятва, так и остается на суд Божий, на совести нашей. Лучше тебе не обещать, нежели не исполнять то, что ты обещал. Почему всегда говорим: вы не обещайте ничего. Вы только всегда говорите простое слово: «Буду стремиться, с Божьей помощью. Как Бог управит» и «Как Бог поможет». Уже обеты давать не будешь ты. Уже той глубокой ответственности у тебя не будет. Вот. Сколько в нас ложных этих обещаний, у каждого из нас. Никогда не будьте легкомысленными, а если что обещал – бери, свято исполняй».361

«Вспомним, родные мои, об обещаниях, о ложных обещаниях, их тьма у каждого на душе. И по силе, возможности дай, Господи, что мы обещали, то и исполнить. Особенно те обещания, которые относятся ко храму Божьему, к молитве, особенно эти стараемся обещания исполнять. Лучше никогда ничего не обещать по легкомыслию, нежели не исполнять в жизни своей».362

* * *

213

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 241.

214

Як 15,7.

215

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 19–20.

216

Там же. С. 71–72.

217

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 28.

218

Там же.

220

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 28.

221

Там же. С. 29.

222

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Великого поста: Великая Среда. 1998 г.

223

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 41.

224

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 102.

225

Там же. С. 174.

226

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 204.

227

Там же. С. 223–224.

228

Там же. С. 281–282.

229

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 304.

230

Там же. С. 27.

232

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 68–69.

233

Там же.

234

Там же. С. 28.

235

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 30.

236

Там же.

237

Там же. С. 30–31.

238

Там же. С.31.

239

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 82.

240

Там же. С. 34.

241

Там же.

242

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 282.

243

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Рождественского поста: Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы. 4 декабря 1997 г.

245

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 330.

246

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Рождественского поста: Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы. 4 декабря 1997 г.

247

Там же.

248

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Рождественского поста: Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы. 4 декабря 1997 г.

249

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 283.

250

Там же.

251

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 283.

252

Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев: В 2. т. Т. 2. П-Я.– М.: ДАРЪ, 2009. С. 54.

253

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 283–284.

254

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 284.

255

Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев: В 2. т. Т. 2. П-Я.– М.:ДАРЪ, 2009. С. 543.

256

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 31.

257

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 31.

258

Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев: В 2. т. Т. 2. П-Я.– М.:ДАРЪ, 2009. С. 543.

259

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 32.

260

Там же.

261

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 96.

262

Там же. С. 212.

263

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Великого поста: Великая Среда. 1997 г.

265

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 267–268

268

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 30.

269

Иоанн Лествичник. Лествица, возводящая на Небо.– М.: Издательство «Ле- ствица», 2000. С. 182.

270

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 281.

271

Там же. С. 34.

272

Там же. С. 35.

273

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 206.

275

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 36.

276

Там же. С. 88.

277

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 242.

278

Там же. С. 243.

279

Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев: В 2. т. Т. 1. А-0.–М.: ДАРЪ, 2009. С. 412.

280

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 307.

281

Там же. С. 304.

282

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 40–41.

284

И бесы веруют, и трепещут (Иак 2,19).

285

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 41.

286

Там же.

287

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 43.

289

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 43–44.

290

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 44.

291

Там же. С. 44.

292

Там же. С. 44–45.

293

Там же. С. 47.

294

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 58.

296

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 58.

298

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 60.

299

Там же.

300

Там же. С. 138–139.

301

Там же. С. 302.

302

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Великого поста: Память святого праведного Иова Многострадального.19 мая 1997

303

Там же.

305

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Великого поста: Мариино стояние. 1999 г.

306

Там же.

307

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 81.

308

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 81.

309

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Рождественского поста: Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы. 4 декабря 1997 г.

311

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 208.

312

Там же. С. 93

313

Там же. С. 254.

314

Там же. С. 89.

315

Там же.

316

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 85.

317

Там же.

318

Там же.

319

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Великого поста: Неделя о Закхее. 24 января 1999 г.

320

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 86.

321

Там же, с. 87.

322

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 87.

323

Там же. С. 207

324

Там же. С. 94.

326

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 97.

327

Там же. С. 90.

328

Там же. С. 91.

329

Там же. С. 207.

330

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 208.

331

Там же. С. 94.

332

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 99.

333

Там же. С. 100.

334

Там же. С. 158.

335

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 241 –242.

336

Там же. С. 264.

337

Там же. С. 265.

338

Там же. С. 272.

339

Там же.

340

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 273.

341

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Великого поста: Неделя 2-я Великого поста. Собор преподобных Киево-Печерских. 4 марта 1999 г.

342

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповедь 4 марта 1999 г.

343

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Великого поста: Седмица 6-я Великого поста. Память преподобной Марии Египетской. 1997 г.

344

Крещенская вода.

345

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Великого поста: Неделя о Зак- хее. 24 января 1999 г.

346

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 130.

347

Там же. С. 134.

348

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 137.

349

Там же. С. 138.

350

Там же. С.

351

Там же. С. 155.

352

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 219–220.

353

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 140.

354

Там же. С. 142.

355

Там же.

356

Светилен Кресту.

357

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 223.

358

Там же. С. 222.

359

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 222–223.

360

Там же. С. 225.

361

Там же. С. 225.

362

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Рождественского поста: Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы. 4 декабря 1998 г.


Источник: О чем душа скорбит: Жизнеописание, пастырские труды, воспоминания духовных чад схиархимандрита Зосимы (Сокура) / Авт.- сост. иеромонах Тихон (Васильев), иеромонах Зосима (Мельник), схимонахиня Евфросиния (Бондаренко). — 2-е изд. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2013. — 672 с.: ил., [16] с. цв. ил. — (Серия «Подвижники благочестия XX века»).

Комментарии для сайта Cackle