Монашество
Монашество для отца Зосимы было счастьем. С высоты опыта своей монашеской жизни он говорил: «Все-таки я все больше и больше – приближается уже время моей кончины, гробовой доски – убеждаюсь, какое счастье, что я монах».363
Это счастье жить с Богом, переживать особую близость духовного мира известно всем монашествующим. О призвании избравших иноческий образ жизни схиархимандрит Зосима говорит в своих проповедях: «Особенно счастлив тот род человеческий в наше жуткое сатанинское время, где есть монах. Идут в монастыри монахи, идут, оставляя этот безумный мир, идут Богу служить и весь род свой вымолить человеческий».364
Вспоминая слова своего старца, схиигумена Валентина (Семисала), батюшка говорил: «Старец говорил: в последнее время будут спасаться избранники Божии, будут от каждого рода, кто посвятит свою жизнь Богу и молитве за весь свой род, не только за себя, а за весь свой род. Почему и счастливый той род, если вышел оттуда священник или инок, монах, посвятивший себя чистоте и девству, жизни духовной, он будет спасителем всего своего рода. Так говорит великий старец, предсказывает о последних наших временах, когда благодать иссякнет, но страданиями и молитвой люди будут спасаться».365
Семидесятилетний гнет атеизма не смог подавить в христианских душах стремление к богоугождению, к сугубому подвигу и чистой жизни в ангельском чине: «Русь Святая несет высокий монашеский подвиг. Монастыри преизобилуют полностью. После безбожного разорения возрождаются обители святые, обновляются, обновляются поруганные святыни, уставы монашеские. И вновь сияет солнышко чистого монашеского жития над землей Русской».366
«Монах взял крест монашеский, надели на него монашескую печать параманную – всё, не ной, спокойно бори искушения, неси этот крест. И монахи не ноют. Сколько ко мне ни приходят, чего-то монахи не ноют: «Ой, мне тяжко, ой, не могу» – спокойно
несут крест»,367 – ставит в пример прихожанам отец Зосима мужественность избравших монашество как жизненный путь. «Взяли крест – несите его спокойно, как монах несет монашеский, схимнический, мученический крест торжественно».368
Общежительный устав
О пользе общежительного устроения монашеской жизни многое сказал преподобный Иоанн Лествичник: «Общежитие, устроенное по Богу, есть духовная прачечная, стирающая всякую скверну и грубость и все безобразие души. Отшельничество же может назваться красильнею для тех, которые очистились от вожделения, памятозлобия и раздражительности и потом уже удалились на безмолвие».369
«Во всех русских монастырях действует общежительный устав преподобного Феодосия Великого. Потому что в одиночестве только по благословению великие столпы подвизались, побеждали диавола. А когда по гордыне человек в одиночество уходит, своими силенками хочет победить диавола – обязательно в прелесть впадал, в крайность впадал гордыни духовной. Это самый страшный дух погибели, почему и до сего дня иноки спасаются в монастырях общежительных».370 Учитывая это, все отечественные монастыри устраивались с общежительным уставом. Так организовал жизнь своего детища – Успенской обители в с. Никольское схиархимандрит Зосима. Как опытный монастырский житель и прекрасный знаток человеческой души, батюшка делился своим опытом эффективного устройства монашеской общины: «Как хорошо жить в монастыре! Общее послушание, общая молитва, общий труд, общие горести, общие радости, общие беды, общий стол-трапеза, общая литургия – все общее. Общая помощь друг другу. Как хорошо все-таки быть в обществе. Общая молитва, общее правило».371
Монастырь при таком устройстве становится как бы одним организмом, где все взаимно снабжают друг друга в нужное время нужным – молитвой, словом, трудом и т. д. Это невозможно сделать в отшельничестве. Поэтому отец Зосима всегда убеждал слушателей проповеди в великой пользе общежития: «Как мой старец покойный говорил: «Стремись в церковь. Ты будешь спать, сидеть на лавочке, дремать, другой будет помыслами заниматься, третий вообще что-то будет делать, четвертый будет, как Ангел, стоять молиться, а благодать поровну будет на всех от общей молитвы». Почему в монастырях все общее делается, общежительное, и благодать на всех поровну. Вот и у нас: одни на кухне кухтовятся, вторые в богадельне, третьи тут молятся, а благодать молитвы на всех одинаково идет. Вот что такое общежительный устав, который ввел преподобный Феодосий Великий».372
О девстве
Спасение семейного человека совершается в его малой церкви – в семье, а спасение монаха – в послушании и воздержании. И если, по словам святителя Филарета, митрополита Московского,373 к целомудрию призваны как монахи, так и семейные люди, то очевидно, что хранить его удобнее в монастыре. «Если я знал, что мне не нужна семья, что я обойдусь без нее, я пошел в монахи, и до сего дня... и дай Бог умереть мне в чистоте монаха».374
«Господи, счастливые те, кто не женился, замуж не выходил, да те утробы, которые не рождали да сосцами не питали. Вот это – духовная радость и счастье в этой жизни».375 Запечатлела Собой и вознесла выше ангельских чинов эту радость Пресвятая Богородица и Приснодева Мария. Она сподобилась стать Матерью Спасителя человечества именно за девственную чистоту и смирение. За это Ее ублажают все поколения и мирян и монахов словами акафиста: «Радуйся, Невесто Неневестная!»
Отец Зосима приводит пример святых, которых прославил и освятил Господь Бог за их девство и любовь ко Христу: «И вот сегодня размышлял за Божественной литургией, всех перебрал мысленно врачей – все были девственниками... Целитель Пантелеймон юношей был, Косма и Дамиан юношами были, три пары братьев-врачей все юношами были. И все прочие: Георгий Победоносец – юноша, мученик Вонифатий юношей был. Все юношами были, все были девы чистые. И Бог за чистоту жизни даровал им благодать исцелений не только телесных недугов, не только травами и кореньями лечить... Агапит преподобный, монах, юношей был и другие; Ипатий целебник – юноша, все жили в чистоте, в девстве. И за чистоту жизни Господь даровал им благодать исцелять недуги и душевные... Мученик Трифон какой чистый юноша был, и бесы его трепетали. За что? За его веру и девственную, чистую жизнь юношескую».376
«Нарожали свое «семейное счастье» – воспитывайте их. Я отрекся от этого счастья. И самый счастливый человек, что я – монах. Ни попадьи, ни попенят, ни внучат-сатанинят. Самый счастливый человек. А вы свое «счастье» понарожали, так уже и радуйтесь о нем»377 – в очередной раз отец Зосима утверждается в правильности избрания монашеского пути для тех, кто имеет к этому призвание, а семейным заповедует не искать другого пути, быть счастливым своей семьей, которой спасаются супруги».
Монахам своим отец Зосима, как опытный духовник, советовал быть осторожными в общении с женщинами, приводя в пример стойкость в хранении девства преподобного Моисея Угрина: «Преподобный Моисей знал: он монах, посвящен Богу, девству, чистоте,– и никакого вонючего блуда не должно быти. Он был верен Богу. И как чудно он говорил: «Разве кто спасся, когда женщину слушал? Никогда"».378
Трудолюбие
Зная о пользе телесного труда, рекомендованного святыми отцами-монахами, отец Зосима наставляет приходящих в обитель юношей и девушек: «Надо трудиться, трудолюбивыми должны быть все. Приходить сюда действительно к Богу, душу спасать... Спасайся, трудись, молись... И за это Бога благодари, что капусточки Господь дает, да картошки, да добрых людей, которые нас, бездельников, кормят еще».
Избегать праздности как источника всех страстей – дело всей жизни монашествующих. Батюшка Зосима, будучи опытным схимником, предупреждает об опасности праздного времяпровождения: «Постоянно в труде, постоянно в заботе, постоянно думать, чтобы ни одной праздной минуточки у нас не было, ибо за каждую праздную минуту мы дадим отчет на суде Божием; и каждый вспомни за прошедшую жизнь – сколько у нас этого праздного времени прошло, а за все отвечать перед Богом».379
Апостол Павел заповедует всем христианам в своем послании: Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.380 Быть нахлебником, используя труд братьев и сестер, недостойно христианина: «Приходят: «Хотим, батюшка,» – ой, на колени падают – «спасаться хотим.» Ну, спасаться, ну, почитали один день Псалтирь, второй... «А что ты умеешь делать?» – «Ничего не умею. А что, тут работать надо? Я спасаться пришел.» – «Ну, садись, не кушай ничего, а читай Псалтирь, спасешься.» – «А где спать?» – «А я ж не знаю, ты ж спасаться пришел. Ну, под кустиком ложись спать да спи себе, спасайся"».381
Городские жители зачастую не приучены к труду. Приходится пожинать плоды общества потребления, воспитывающего больше чиновников, служащих, управленцев и т. п., чем трудовых людей. Популярными стали профессии менеджеров, юристов, бухгалтеров, адвокатов и проч., а токарей, электриков, комбайнеров, агрономов – днем с огнем не сыщешь. Да и семья, утратив свою ценность в глазах молодежи, не воспитывает трудолюбия: «Я замечаю, городские приедут: ну покушать, поозорничать, да и все. А чтоб уже действительно помыть посуду побежать да все прочее – не-а, городских не заставишь, они уже к этому не приучены. Телевизор, к сожалению, этому... не учит же, по-моему? Нет наверно? Трудолюбию святому не учит».382
«Вот так, мы попривыкали бездельничать, тунеядствовать, проводить даром время. Да пришла, да скорей помолилась, да дайте, сестры, я еще что-нибудь пополю, я что-нибудь сделаю да бумажку какую-то подниму, подмету где-то что-то. Да пойду в туалете порядок наведу, чтоб чистенько было. Нет, это нет – мы не понимаем».383 – батюшка призывает помогать друг другу, делать жизнь ближнего немного легче своим трудом и заботой.
Нужно уметь организовать свое время, чтобы его хватило и на молитву, и на труд – две важнейших составляющих монашеской жизни: «Все успевай делать: и молиться успевай, и управляться кругом успевай. Живым, не мертвецом этим нужно быть. Как я часто выражаюсь, услышал от одного батюшки, и прилипло: «Не мумией быть египетской замороженной,» а живым человеком, и молиться, и трудиться – все должны успевать, чтоб праздного времени никогда не было. Праздное время – мать всех пороков, чтоб вы это знали».384
Призыв божий
«Бог призывает, Бог зовет, и к Богу идут юноши, и девушки, и мужья, и жены. А монахи никогда никого не уговаривали, не сманивали, не манили. Божие призвание открывается в сердце».385 Об этом хорошо знает и может рассказать каждый монах. Преподобный Никон, старец Оптинский, так говорил: «Прошу вас, братия и сестры, внимайте гласу Божию, непрестанно зовущему вас. Недостатка в зове Божием не было и нет».386
Этот зовущий голос Божий в свое время отчетливо услышал в сердце отец Зосима, поэтому точно знал, что к духовной жизни можно прийти не своей волей, но лишь тогда, когда произойдет личная встреча человеческой души со Христом, неотвратимо влекущим ее к Небесному Отцу: «Не думайте, что Вы захотели все и пришли. Нет! Господь Вас призвал, царственное священство, народ Божий».387
Отречение от мира
«Если ты думаешь прийти сюда трудиться, сперва подумай, чтоб хвосты потом твои не тянули тебя туда, в тот мир. Уже забывай все, как в монастырь приходишь, все. Родители умерли для тебя. Все поумирало мирское. Ты начинаешь новой, духовной жизнью жить»388 – так в одной из своих проповедей отец Зосима учит юношей и девушек, пожелавших вступить в монашескую общину, отречению от прежней мирской жизни. Важность этого первого шага, «ступени,» как называет его преподобный Иоанн Лествичник, в жизни монашествующих признается и описывается многими отцами Церкви. В «Отечнике» святителя Игнатия (Брянчанинова) есть интересный пример, когда один богатый юноша решил оставить жизнь в миру и посвятить себя Богу. Бесы хотели воспрепятствовать ему и стали бросать пыль в лицо, но тот, полный решимости, сбросил с себя одежду и нагим устремился в монастырь. Старец, получивший о юноше откровение от Бога, принял его и облек в монашеские одежды. Такой решительный поступок стал назидательным для многих даже опытных монахов.
«В старое время пришел в монастырь – всё. За ворота монастыря без благословения никуда ни на шаг, даже близко не разрешали строгие игумены».389 Такой порядок существует и в современных обителях. А есть наши современники, которые не только не покидали монастырскую ограду без благословения, но и вовсе не выходили за ворота обители до конца своей жизни. Таким был старец Псково-Печерского монастыря архимандрит Серафим (Розенберг), который говорил, что даже помыслом не покидал святой обители.
«Тут собирают духовное богатство. Поехал в мир на неделю, на две – все растратил, приехал дурак дураком, невменяемый приехал. Это уже страшно за таких людей. Так что спасаться нужно, двум господам уже служить – Богу и миру – не должно».390
«И что плохое, если хочешь спастись, оставь за святыми вратами. Иди к Богу с чистым сердцем. Вот и легкий труд будет, и легкая молитва, и спасение будет, все будет, если чистое твое сердце будет».391 «Думайте; хотите Богу служить, тебе уже та квартира не нужна, все, отрежь все мирское, иди к Богу, вот тогда будешь и Божиим сосудом во славу Божию».392
Преподобный Ефрем Сирин говорит, что отрекшиеся от мира не имеют ничего общего с миром.393 Так же и батюшка Зосима убеждает своих духовных учеников полностью оставить житейские попечения и следовать зовущему голосу Божию: «Нас Господь зовет: не идите уже в этот мир, там погибель будет полная, растопчет диавол и поругает. Призвал Господь ко спасению – иди!»394
«Собрался в монастырь идти – сразу бесяра бабу тебе подсунет, и собралась женщина или девушка идти – сразу хлопца ей подсунет диавол. Все: «Ой, жениться; ой, замуж выходить.«"395 Это – частое искушение, которое приходится пережить многим послушникам и инокам в первое время монастырской жизни. Но, вот что говорит об этом опытный монах – схиархимандрит Зосима, который сам прошел подобное испытание: «Умные люди, юноши и девушки, плюют на похоть эту. Идут в обители святые спасаться, молиться за весь мир, вот куда умные идут».396 Этот ум – не мирской рациональный рассудок, этот ум – данная свыше благодать, просветившая того, кто в сердце своем уже дал обеты, уже решился путем покаяния вернуться в объятия Небесного Отца: «»Объятия Отча отверсти мне потщися...» – при постриге в монашество всегда поют эти святые слова. Когда человек уходит от мира, дает обеты служения Богу до последнего своего издыхания, – особый момент таинственный, от блудного этого мира душа уходит в объятия Отча».397
Монашество многие отцы, как и покаяние, называют вторым крещением, в котором прощаются грехи, совершается чудо воскрешения грешной души в жизнь чистую, ангельскую: «И над вами, всегда подчеркиваю, Бог творит чудо. Призвал вас к Себе – будьте верны этому чуду, будьте верны Господу до последнего издыхания».398
Постриг
Подлинную духовную радость отец Зосима испытывал, когда совершал пострижение в иночество, мантию и схиму или благословлял ношение подрясников насельникам монастыря: «Много постригов совершили мы. Постригли семерых иноков, двоих монахов постригли в монашество, четырех схимниц, а сколько монахинь – я уже и не считал сколько, инокинь очень много постриг, в рясофор одел всех, в подряснички всех одел, кто живет в монастыре, потрудились мы хорошо. Бог дал силы – я великим парикмахером был».399
Искушения
Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь,400 – говорит о Христе Спасителе апостол Павел. Искушения Господь прошел, как человек, на Себе испытав то, что переживает в земной жизни каждый. Священник, как пастырь, носит на себе образ Христа и по этому образу должен предостерегать от опасностей пасомых, а к искушаемым быть милостивым. Схиархимандрит Зосима, вполне совершенно исполняя свой священнический долг, по-отечески, с любовью окормлял свою возлюбленную паству, рассказывая о всевозможных искушениях в монастырской жизни. Он не только предупреждал об опасностях и препятствиях на пути духовной жизни, но и предлагал пути их преодоления, утешал при ошибках, с надеждой ободрял.
«Много искушений в монастырях бывает, многие приходят и уходят – просто случайно попавшие люди. Это вполне естественно: когда веют зерно – шелуха отсеивается, зернышко падает в лукошко. Так и многих Господь зовет, одни приходят с настоящим сердцем, открытым к Богу, и всегда остаются сыновьями Божиими, дочерьми, другие приходят просто ради обряда, и ради обряда они и уходят с мерзостью из обителей святых».401
«Вздыхаем, хоть мы и грешные монахи и иноки последнего века, уподобляемся мы мирянам в жизни своей, а миряне аки скоты живут сейчас, даже хуже скотов, но все равно, хоть и скоты, и свиньи мы, но Божии свиньи. И дай, Господи, чтоб Матерь Божия от Божиих свиней не отступала никогда, чтоб мы хоть и хрюкали, но только не хулили Господа, а хвалили Господа своими нечистыми устами».402
«Некоторые разочаровываются, уходят со Святой Горы Афон, тяжело им и все прочее. К Богу путь всегда тяжелый, часто говорю, на колясочке-то к Богу не поедешь. Через искушения, через испытания все пройдем и достигнем горы Верховного Иерусалима и встречи с Пресвятой Девой Марией, Игуменией нашей».403
«Нас Господь зовет, мы со всей душой откликаемся, идем навстречу, как апостол Петр, и вдруг сомнение бес посылает нам: «А правильно ль я выбрал путь? А что я буду там делать, в той Церкви, или в монастыре, или где? А может быть, мой не там путь, может, мне в миру быть, погибать, и прочее?»... И если вовремя не опомнится человек, которого дьявол искушает, как апостола Петра, маловерием, если не скажет вовремя человек: «Господи,– опомнившись, – спаси, я погибаю!» – и не обратится к Богу, бывает и погибель для такого человека».404
«Всегда молюсь, когда «Отче наш» читаю: от тяжких непосильных искушений, от тяжких непосильных соблазнов сохрани меня, Господи, в день сей и в дальнейшей жизни моей. Вот так и вы всегда молитесь, просите, чтоб непосильные искушения, которые нам не по силам, проходили мимо нас, чтобы Господь всем нам даровал по силам жизни нашей земной».405
«Искушения будут и дома, и в монастыре, и на работе – кругом будут искушения. Победите эти искушения! Так, чтобы гефсиманская тьма безразличия вашего не объяла вас, но чтобы свет Фаворский, свет духовный, свет чертога Христова просветил вас всех в эти святые, великие, спасительные дни и в дальнейшей жизни».406
«В миру диаволу уже нечего делать, весь мир ему пляшет, весь мир ему служит... А здесь единицы спасаться пришли от этого безумного мира... Разве диавол будет терпеть нас? Конечно, не будет. Их здесь полчища ходят. И бесяры так хвостами и крутят под ногами, чтоб только мы споткнулись, и ругались, и друг на друга обижались; то не так стала, то не так толкнула меня, то не так подошла... Скандалы искусственные. Спрашиваю: «Что ругаетесь?» – «А мы и сами не знаем.» А бесяры сбоку стоят и улыбаются – во! Довели верующих людей, ругаются и сами не знают чего».407
«Многим Господь по юности, по чистоте их жизни внушает и юношам, и девам идти в монастырь. Какая красота в монастыре. И тут же бесяра тут как тут, сразу наперекор лезет – сразу ей хлопец какой- то понравится и девка какая-то приняла его – всё. И как дурак становится человек».408
«Когда у тебя сомнения о правильности избранного пути, когда у тебя сомнения, как поступить, когда испытания, искушения тебя постигли – открой книгу праведного Иова. Прочти ее, и ты найдешь назидание, наставление, как правильно поступить в жизни своей».409
«Не может дьявол осилить: одного искусит – девяносто девять за него молятся. И тот опоминается: «Что ж я натворил? Пал, брат, во грех.» Давай каяться и возвращается. Вот так. Сила монастыря величайшая, особенно в наше падшее время. И блажен, кто стремится к обители святой, к монастырской жизни в ней, к совокупности, к дружбе и к любви».410
Падения
«Также обеты дают иноки и монахи при святом пострижении. Дают обеты чистоты, девства, послушания, целомудрия, смирения. Увы, эти обеты также временами нарушают по греховности своей, гордыне своей, творят беззакония. Великий творится грех. Это нарушение обетов очень тяжкое, особенно монашеских обетов. Смертный грех. Ведь никто ж не понуждает идти в монашество. Сами произвольно, добровольно идут, ползут через весь храм, отрекаясь от мира и всех прелестей. И когда монах нарушает обет свой, который дает перед Христом, Евангелием и перед дружиною своей, конечно, это смертный грех. Он уже и монахом числиться не может. Такой это грех тяжкий. Особенно обет целомудрия, чистоты жития своего монашеского».411
Монахи последних времен
Данный раздел оставляется без каких-либо комментариев, потому что пророческие слова как-то объяснить трудно. Остается лишь удивиться Божиему дару, открывающему будущее людям, которым обладал схиархимандрит Зосима.
«Монашество последнего века, хоть и уподобляется по своей жизни мирянам, но все равно – монашество было воинством против антихриста, и оно будет!»412
«Попы попродают и архиереи веру православную униатам, католикам, автокефалистам. Монашествующие только останутся непоколебимы. Уйдут из этих поруганных монастырей в мир и там будут нести монашеский свой подвиг втайне от мира, но служа молитвой своей миру. Не сможет поколебать диавол монашество – особенно перед антихристом, последнего века».413
«Монашество всегда спасало Церковь от ересей, от расколов и будет спасать, и будет стоять монашество войском против антихриста до скончания века. Сколько еще преподобномучеников будет монахов, сколько еще подвижников иноков будет, которые мужественно встанут, когда все поклонятся антихристу, а монашеский дух, дети Пресвятой Богородицы, будут стоять твердо в монашеских одеждах Пресвятой Девы Марии, непоколебимо перед слугами антихристовыми».414
* * *
Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 278.
Там же. С. 315.
Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Рождественского поста: Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы. 4 декабря 1998 г.
Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 228.
Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 19.
Там же.
Прп. Иоанн Лествичник. Лествица, возводящая на Небо.– М.: Издательство «Лествица», 2000. – С. 391.
Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Великого поста: Неделя о Закхее. 24 января 1999 г.
Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Великого поста: Неделя о Закхее. 24 января 1999 г.
Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Великого поста: Неделя о Зак- хее. 24 января 1999 г.
Цветник духовный. Мысли и изречения святых и великих людей. Изд. 4-е.– М: «ДАРЪ», 2010. С. 365.
Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 22.
Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 59.
Там же. С. 62.
Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 213.
Там же. С. 257.
Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 74.
Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 212–213.
Там же. С. 217.
Там же. С. 285.
Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Великого поста: Неделя 2-я Великого поста. Собор преподобных Киево-Печерских. 4 марта 1999 г.
Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев. В 2-х томах.Т. 1. А-0. – М.: ДАРЪ, 2009. – С. 275.
Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Рождественского поста: Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы. 4 декабря 1997 г.
Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 75.
Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 75.
Там же.
Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 75–76.
Там же.
Преподобный Ефрем Сирин. Алфавит духовный. – М.: Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2010. – С. 280.
Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 98.
Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 81.
Там же. С. 277.
Там же. С. 104.
Там же. С. 205.
Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 147.
Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 228.
Там же. С. 229.
Там же. С. 230.
Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 241.
Там же. С. 263.
Там же. С. 330.
Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 330.
Там же
Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Великого поста: Память святого праведного Иова Многострадального. 19 мая 1997
Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Великого поста: Неделя о Зак- хее. 24 января 1999 г.
Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Рождественского поста: Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы. 4 декабря 1998 г.
Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 228.
Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 228–229.
Там же. С. 229.