иером. Тихон (Васильев), иером. Зосима (Мельник), схим. Евфросиния (Бондаренко)

Источник

II. Пастырские труды схиархимандрита Зосимы

Предисловие

В непростое время духовного возрождения уверовавший человек, становясь на путь духовной жизни, встречает множество препятствий. Зачастую это связано с тем, что несколько поколений предков были вырваны из церковной жизни, прекратилась живая передача традиций, уклада жизни православной семьи, прервалась молитвенная память. Да и реалии современности порой ставят перед верующим много вопросов. И в эти времена Господь воздвигает пастырей, которые, как маяки, указывают правильный путь в духовной жизни. Одним из таких пастырей и явился замечательный человек, уникальное явление в церковной жизни конца XX – начала XXI века – схиархимандрит Зосима (Сокур).

Во время атеистического гнета, а затем политических и духовных колебаний в стране, нестроений и перемен призвал Господь на Свою ниву отца Зосиму. В обществе шла перестройка социальная, экономическая, политическая, а в Церкви начиналось возрождение духовной жизни. Начался большой приток верующих в храмы, изголодавшихся духом и душой. И вот этим жаждущим веры, жизни духа людям, и молодым и старым, необходимо было дать пищу – верное духовное руководство.

Духовное руководство – дело весьма ответственное и непростое. Оно осуществляется не только в личной беседе духовника с чадом, но во всей жизни пастыря. Все здесь имеет значение: личная вера, молитвенность, слово проповеди, манера поведения – в общем, все то, что проявляет внутренний дух пастыря. Ответственность же здесь сугубая – и за себя, и за тех, кто доверился руководству, перед Богом, а цель совместного пути – жизнь вечная. И отцу Зосиме вверяли свои души десятки тысяч верующих Украины, России, Белоруссии, других бывших союзных республик и дальнего зарубежья. А среди его многочисленной паствы встречаются люди разных социальных категорий и достатка – от крестьянки до президента. Для каждого у отца Зосимы, как мудрого и опытного священника, находились нужные слова: для кого – утешения и ободрения, для кого – предостережения и вразумления. Но главное – эти слова были пережиты, выстраданы им самим, это – опыт Православной Церкви, пропущенный через свою жизнь. Это – основная ценность пастырских трудов схиархимандрита Зосимы: священнослужителя, храмостроителя, духовника, проповедника.

Особенно хочется отметить ту боль, с которой жил отец Зосима последние годы. Это – раскол Православной Церкви на Украине. Он не мог спокойно видеть терзание Тела Христова – Святой Церкви и при любой возможности возвышал свой проповеднический голос в защиту единства Русской Православной Церкви, решительно обличал пагубную деятельность расколоначальников – волков в овечьих шкурах.

В своем духовном завещании отец Зосима братии и сестрам основанной им Свято-Успенской Николо-Васильевской обители завещал навсегда оставаться верными Русской Церкви и Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси. В этом он выразил надежду на неразрывное духовное единство Украины и России, которые он так любил, в первую очередь в своей «возлюбленной пастве.»

Совершая пастырский визит в Донецкую епархию, Святейший Патриарх Кирилл 31 июля 2009 г. посетил Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь, основанный схиархимандритом Зосимой (Сокуром). Предстоятель Русской Православной Церкви, исполняя последнюю волю почившего батюшки, совершил чин малого освящения вновь построенного соборного храма в честь Успения Божией Матери, после чего обратился к собравшимся с первосвятительским словом. Он вспоминал об отце Зосиме: «С особым радостным чувством ступил я сегодня на землю этой святой обители, потому что много слышал о том, как она созидалась; лично знал и основателя обители схиархимандрита Зосиму в то время, когда он еще был Ваней Сокуром и учился в Ленинградской духовной семинарии, где я тоже был студентом, а позже и ректором.

Хорошо помню Ваню – человека доброго, отзывчивого, смешливого, с которым всегда было радостно общаться. Уже позже я с радостью узнал о том, что он принял монашеский постриг и был направлен на Донбасскую землю.

Будучи человеком правдивым, он говорил правду и власть предержащим, потому власти не любили отца Савватия – в то время он носил именно такое имя – и послали в это уединенное место, которое не могло похвалиться ни количеством прихожан, ни состоянием храмов. Начав буквально на ровном месте, отец Зосима сделал очень многое. Он привлек своей любовью людей, создал два монастыря, к нему стали приходить люди – и богатые, и бедные. Обитель благоустраивалась благодаря этому скромному пастырскому труду, усилиями многих людей, некоторые из которых внесли в создание монастыря особый вклад.

Поэтому, когда я вошел в святые врата обители, моей первой мыслью было возблагодарить Господа за милость, явленную на этом месте».24

Во время посещения обители Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром с ним состоялась следующая беседа:

«Блаженнейший Владыко, вот уже прошло больше года со дня преставления схиархимандрита Зосимы. Что бы вы хотели сказать в утешение его многотысячной пастве?

– Утешение – молитва, которая не знает границ, не знает разделения на живых и на мертвых, а все во Христе живы. Мы будем молиться о старце здесь, а он будет там молиться за нас.

– В чем вы видите главное значение трудов старца для Православной Церкви?

– Прежде всего, основание на пустом месте такой обители, которую мы сегодня видим, – это его всецелая заслуга, это Богом данный ему талант организатора, собирателя, духовного отца.

– Как часто по долгу вашего служения вам доводилось встречаться с о. Зосимой и какие из этих встреч вам больше всего запомнились?

– В 60-е годы мы встречались с ним в Ленинградской духовной академии. Очень хорошо его помню: мы, многие ребята, глядели на него и почитали его как достойного священнослужителя, и слава Богу, он это оправдал и показал свое достоинство перед нами, а теперь и перед Богом. Я думаю, Господь примет его труды и подвиги, его служение Церкви Христовой и упокоит душу его с праведными...

Мы встречались с отцом Зосимой очень много, когда была заваруха на Украине в 1992 году: он приезжал в Москву с группами людей, отстаивая интересы Православия на Украине – он был предводителем этих групп. И в этой обители дважды он нас принимал, мы беседовали с о. Зосимой о многих вещах современного служения Богу и нашему Божьему народу.

– Какие из нравственных качеств старца вы хотели бы выделить как достойные подражания?

– Прежде всего, святая простота, простота евангельская, детская, о которой Христос говорит: аще не будете, как дети, не внидете в Царство Небесное. Его простота и доступность, его краткие богомудрые выражения и назидания – это создало ему авторитет: все шли к нему и теперь будут ходить на могилку».25

Отец Зосима не писал писем своим духовным чадам. Источником информации для данной работы были в основном записи его проповедей, воспоминания и письма общавшихся с батюшкой людей. Некоторые аудиозаписи проповедей расшифрованы и опубликованы. Издательством Сретенского монастыря была выпущена книга проповедей схиархимандрита Зосимы под названием «Слово о Святой Руси.» Украинским издательством «Православный благовестник» выпущена книга «Любовь превыше всего» с развернутой биографией и воспоминаниями об отце Зосиме. Как вариант под этим же названием выпущен альбом с тем же содержанием и цветными фотографиями. Использованы также неопубликованные проповеди и видеозаписи бесед с батюшкой Зосимой, любезно предоставленные насельниками Свято-Успенской обители.

Важным представляется анализ гомилетического наследия схиархимандрита Зосимы с точки зрения православного вероучения, ведь жизнь и слово священника – две важнейшие составляющие, формирующие его образ как доброго пастыря Христова «малого стада».

Влияние святого праведного Иоанна Кронштадтского на формирование личности о. Зосимы

С благоговейным трепетом всегда вспоминал имя святого праведного Иоанна Кронштадтского в своей речи отец Зосима. Иначе как «дорогой батюшка Иоанн» он его не называл. «Этот образ принадлежал дорогому батюшке – отцу Иоанну Кронштадтскому когда-то... образ, перед которым молился в своей келье, в своем кабинете дорогой батюшка – отец Иоанн Кронштадтский». «Недаром дорогой батюшка отец Иоанн Кронштадтский говорил: «Моя жизнь во Христе,» – вспоминает отец Зосима в одной из проповедей».26

Отношение к святому праведному Иоанну искренне любезное и даже родственное сложилось у отца Зосимы не случайно. С самого детства ему довелось воспитываться в обществе духовных чад отца Иоанна. Детские годы схиархимандрита Зосимы прошли в Авдеевке – небольшом городке шахтерского Донбасса. «По неисповедимым судьбам Божиим именно Авдеевка в послевоенные годы стала благодатным оазисом среди духовной пустыни пролетарского края. Здесь после долгих скитаний, тюрем, ссылок и лагерей нашли пристанище сестры Иоанновского монастыря, а также многие чада великого кронштадтского пастыря: схимницы, монахини – великие молитвенницы и исповедницы. Среди них была и тетушка старца, сестра его матери – монахиня Антонина, которая и помогала Марии воспитывать мальчика, разделяя ее труды и лишения».27 Тетушка, которая имела счастье лично окормляться у всероссийского пастыря, оказала решающее влияние на формирование личности мальчика. Образ отца Иоанна стал для будущего пастыря самым родным, дорогим и светлым.

«Иоанн Кронштадтский – это святой, который ходит по земле, – говорил старец, познавши опытно его помощь. – Еще будет большое событие – обретение мощей дорогого батюшки отца Иоанна, благословение великое на весь мир... Сколько будет чудотворений, исцелений... Произойдет это в самую трудную минуту для нашего Отечества, как укрепление свыше...»28

Незабвенными остались для отца Зосимы ночные тайные молитвы в доме с наглухо закрытыми дверями и окнами, замощенными подушками. Там изгнанницы общества – монахини, простые верующие женщины и дети – возносили свои горячие молитвы ко Господу, вдохновленные святым праведным Иоанном.

От духовных чад Иоанна Кронштадтского некоторые его личные вещи достались отцу Зосиме: облачение, шляпа и др. Впоследствии облачение он отдал сестрам Иоанновского монастыря в Санкт-Петербурге. Но, наверное, самое главное, что воспринял будущий священник и монах от своих воспитательниц, – это мужественный дух исповедничества, истинного христианства и жертвенной любви, взращенный всероссийским батюшкой и закалившийся в горниле жестоких гонений.

Отец Зосима сам часто пользовался и всем советовал использовать книгу отца Иоанна «Моя жизнь во Христе» как духовное руководство при отсутствии доброго наставника. Он советовал, помолившись о своей проблеме отцу Иоанну, раскрыть книгу в любом месте, и то, куда упадет первый взгляд, прочесть как добрый совет от святого.

Всем известно, какую свободу обрел святой праведный Иоанн Кронштадтский, получив сверхъестественные дары Божии: прозорливости, рассуждения, исцелений, чудотворной молитвы и проч. Тот же дух свободы, обещанный Христом Спасителем,29 обрел в результате своей богоугодной жизни и подражания всероссийскому пастырю и схиархимандрит Зосима. Своим исповедничеством он засвидетельствовал веру и стяжал дерзновение перед Богом, получил от Него великие дарования прозорливости, рассуждения, совета и горячей молитвы.

И так же, как батюшка Иоанн, отец Зосима ревностно проповедовал слово Божие, в новых реалиях современности объяснял евангельские истины и простому народу, и высокообразованным мужам. И всем, слушающим или читающим слово опытного схимника, становится понятно, как в наше непростое время исполнять заповеди Христовы, как относиться ко многим явлениям современного мира, вторгающимся в нашу жизнь, как общественную, так и в личную, духовную.

Особенности речи проповедей

Особо следует отметить стиль речи проповедей схиархимандрита Зосимы. Некоторым его слова покажутся грубыми, резкими, порой озорными. Но за этой кажущейся простотой кроется мудрость и свобода, как дарование свыше. Не надо забывать, что отец Зосима получил высшее богословское образование в Питерской духовной академии, имел степень кандидата богословия. Ничто не мешало ему слагать проповеди высокого стиля. Ничто, кроме любви к своей пастве и желания как можно яснее донести евангельские истины до простого сердца слушателя.

Вот что сам батюшка говорит о своих проповедях: «Сумбурно так говорю я. Красиво я не умею говорить. О чем душа скорбит, то и уста мои глаголят – о самых таких жизненных, назревших вопросах. Это прорываются все ваши грехи в мои слова, чтобы вы понимали, хоть в одной фразе да поняли каждый всю свою трагедию несчастной, бедолажной своей жизни...»30

Нужду каждого, кто обращался к нему за советом, батюшка воспринимал как свою собственную. Он не мог успокоиться, пока не растолкует всем, как нужно поступать в той или иной ситуации, будь то духовная проблема или бытовая, житейская. «Господи, одно и то же говорю вам, болит сердце, скорбит. Мог бы равнодушно вам сказать обыкновенную проповедь, прочитать вам: в Евангелии то-то пишется, в житии то-то и то-то... Сердце болит. Что болит, то и говорю вам. Назидаю, учу вас, чтобы меня Бог, грешного, не осудил за мою бестолковую прожитую жизнь. Сеять семена надо».31

И эти семена веры отец Зосима сеял обильно в каждом своем слове, не имеет значения, в каком месте богослужения оно пришлось – в начале, после чтения Евангелия, при целовании креста. Но самое удивительное то, что слова его были обращены не к абстрактному народу, а к конкретному человеку или нескольким, находившимся в данное время произнесения проповеди в храме, среди верующих. И вот это зерно точно попадало в нужную подготовленную почву конкретного верующего сердца. Многие говорили, что, приехав с неразрешимой проблемой, уже на проповеди слышали прямой ответ, и отпадала необходимость в личной беседе с отцом Зосимой.

Из воспоминаний Пелагеи из г. Макеевка: «Я узнала о нем еще молодой, в 42 года, а сейчас мне 67 лет. Горе, скорбь заставили приехать меня в село Александровка... С какой он радостью, любовью принимал, сам еще был молодой. Как он до тонкостей вникал в душу... Да, от меня ушел муж, оставил двоих детей. 18 лет сыну и дочери 14 лет. Как мне было тяжело! Я никого не хотела видеть, старалась уединяться, особенно когда сына проводила в армию. И вот в это время Господь меня не оставил, направил через одну женщину к батюшке Зосиме, тогда его звали Савватий... Он меня в духовные чада благословил, и когда у меня были серьезные вопросы, всегда на правильный путь наставлял. Приезжала на службу часто, но заходила на беседу редко, старалась не беспокоить. Тем более, на проповедях батюшка всегда скажет то, что как раз меня и касается».

Любовь Анатольевна Прибыльская из г. Мариуполя вспоминает: «Был такой случай. Приехала я к батюшке, а у меня было семь вопросов к нему. Но они были не духовные, и к батюшке было неудобно с ними идти. Когда батюшка вышел на проповедь, он стал отвечать на эти вопросы в таком порядке, как они у меня в мыслях были. Вот как я убедилась, что батюшка у нас непростой».

А некоторым он и прямо предсказывал недалекую кончину: «Недаром я сказал, некоторые сегодня последний раз были в церкви и некоторых сегодня причастим последний раз в жизни, уже они больше не придут в церковь, Господь призовет к вечности».

Главной у батюшки Зосимы была забота о спасении души заблудшей, в гордыне своей не видящей греха. А средства при этом он использовал разные: кого приласкает, а кого и обличит, пожурит. Вспоминает сам батюшка такой случай:

«Одна у меня... Называю грех, она:

– Не надо этого вспоминать! Не надо!

– Как не надо? Он на твоей совести, твоя блевотина жизненная, на твоей совести лежит. А ты: «Не вспоминайте этот грех.»

– Зачем вы травите мою душу?

– Я не травлю, я зову тебя, как звал Иоанн Креститель, к покаянию: Иродиада, осознай, что ты погубила детей да свою семью затравила, осознай этот грех и покайся.

Вот мой голос был к одной. Так ее бесяра вывел отсюда вон из ограды, кричала, как бесноватая:

– Меня оскорбили! Меня обидели! Буду жаловаться, в газету писать.

Да, в газету под именем «Сатана и муки адские,» пиши туда, там корреспонденты-бесенята разберутся в твоей жалобе. Вот так».32

Простые, бесхитростные слова всегда были отличительной чертой его слова. Самым неприемлемым было для отца Зосимы лицемерие и лукавство.

«От лицемерия до лукавства один шаг. А от лукавства до предательства Господа – также один шаг, лесенка идет».33

Поэтому он говорил всегда прямо, не обинуясь, желая как можно эффективнее применить пастырское слово. В устах отца Зосимы оно приобретало неизъяснимую силу: кого нужно обличало, кого-то вразумляло, а кого-то утешало. Но всегда исходило от любящего христианского сердца и преследовало единственную цель – спасение душ «возлюбленной паствы.»

* * *

24

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Никольском Васильевском монастыре Донецкой епархии. URL: http://www.patriarchia.ru/db/ text/708742.html.

25

Любовь превыше всего.– Православный благовестник. 2004. С. 91–92.

26

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповедь на Вознесение Господне. 1997 г.

27

Любовь превыше всего.– Православный благовестник. 2004. С. 6.

28

Любовь превыше всего.– Православный благовестник. 2004. С. 8–9.

29

Познаете истину и истина сделает вас свободными (Ин 8, 32).

30

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди. Слово о Святой Руси. – М.: Изд-во Сретенского монастыря. 2008. С. 71.

31

Там же. С. 78.

32

Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 311.

33

Там же. С. 39.


Источник: О чем душа скорбит: Жизнеописание, пастырские труды, воспоминания духовных чад схиархимандрита Зосимы (Сокура) / Авт.- сост. иеромонах Тихон (Васильев), иеромонах Зосима (Мельник), схимонахиня Евфросиния (Бондаренко). — 2-е изд. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2013. — 672 с.: ил., [16] с. цв. ил. — (Серия «Подвижники благочестия XX века»).

Комментарии для сайта Cackle