Т.Р. Руди

Источник

Неизвестные подробности жития преподобного Варлаама Керетского (на материале канона письма соловецкого монаха Сергия Шелонина)629

Игумен Митрофан (Баданин)

1. Крупнейший соловецкий книжник Сергий Шелонин, до недавнего времени был известен в научной литературе как автор нескольких житий и похвальных слов, посвящённых подвижникам Древней Руси, в основном, северно-русским630. Обнаруженный полтора десятилетия назад рукописный сборник среди прочего материала открыл нам целый ряд гимнографических сочинений, созданных архимандритом Сергием631, «смиренным иноком и пресвитером обители Пантократоровы сущаго понта окияна на полунощной стране, иже на Соловецком отоце»632, среди которых есть и два канона Кольским святым – Трифону Печенгскому и Варлааму Керетскому. Предлагаемый нами анализ содержания Канона Варлааму Керетскому, позволяет реконструировать некоторые неизвестные детали биографии святого, не нашедшие отражения в его Житии, которое дошло до нас лишь в краткой редакции, датируемой второй половиной ― концом XVII в633. Кроме того, упоминаемые в этом Каноне тесные контакты Варлаама Керетского с Трифоном Печенгским, позволяют нам существенно дополнить новыми фактами известное ныне Житие преп. Трифона, написанное также значительно позднее (конец XVII –начало XVIII в.)634.

Православный люд Кольского края, призывая в помощь небесных покровителей Крайнего Севера – преподобных Трифона Печенгского и Варлаама Керетского, не разделял в прошениях их святых имён, обращаясь к ним не иначе как: «О двоица присноблаженная, равночестная отца, Трифане и Варламе»635. Потому и мы, обращаясь к анализу Жития преподобного Варлаама Керетского, не можем разделить этих современников, игнорируя очевидную схожесть их непростых жизненных судеб, равно как и последующих проблем в сфере церковного прославления.

Надо признать, что в вопросе прославления преподобный отец наш Трифон всё же имел относительно благополучную судьбу636, в то время как преподобный Варлаам Керетский так и не был официально канонизирован. И то очевидное местное почитание, и прославление его памяти, одновременно и равночестно с Трифоном, которое имело место на Севере ко времени написания упомянутых Канонов, к первой половине XVII в., в дальнейшем постепенно «свелось на нет» (во всяком случае, в официальной Русской церкви). Православный люд всего Северного Поморья России в течение трёх столетий обращался к нему в бедах и напастях как к великому заступнику на море, почитая наравне с Николаем Чудотворцем. Все берега северных морей были уставлены обетными крестами, многие из которых сооружались в память о чудесных заступничествах преподобного Варлаама за попавших в беду поморов. Но прославлять чудотворца не спешили, соблазняясь тяжким грехом его юности. И только лишь в 1903 г., явно по промыслу Божьему, он оказался вписан в так называемый «Верный месяцеслов» и с тех пор имеет в церковных календарях свой день памяти637.

Святой Варлаам был реальным чудотворцем мореходов Северного океана, надёжным заступником людей, что ежедневно вручали жизни свои в руки Божьи, доверяясь суровой стихии Белого и Баренцева морей. Именно там всем сердцем постигали они мудрость поморской поговорки: «Кто в море не хаживал, тот Богу не ма́ливался».

Прежде чем мы коснёмся новых подробностей Жития преподобного Варлаама Керетского, сохранившихся в древнем «Каноне», напомним вкратце суть непростой истории жизни этого удивительного святого XVI века.

2. «Повесть о преподобном Варлааме с Керети»638, начинается со слов: «Преподобный отец Варлаам в лета бе царя и великого князя Иоанна Васильевича всея России самодержца». Далее сообщается, что рождение и воспитание Варлаам «име в Керецкой волости, на море окияне»639.

Позже, как упомянуто в Повести, Варлаам служил священником в храме святителя Николая Чудотворца «в Колском граде». Он был ревностным и одарённым пастырем: «добре подвизаяся на невидимого врага козни». Однажды, по диавольскому внушению, Варлаам, заподозрив свою жену в измене, убил её. Глубоко раскаявшись «и недостойна себе судив еже священная действовати», он принял на себя особый покаянный подвиг. Уложив тело жены в карбас (большая гребная и парусная лодка), Варлаам отплыл в открытое море, «псалмы Давидовы пояше», и взирал на дело своих рук, «без сна пребываше, моля Бога со слезами о отпущении греха», готовый принять кончину в штормовом «Ледоватом море». Однако Господь судил иначе и не послал погибели Варлааму. В то же время, куда бы ни направлял свою лодку Варлаам, ветер ему всегда был встречный и крепкий: «плаваше против зелнаго обуревания». Такое скитание Варлаама продолжалось немалое время: «доволно время потрудився».

При этом в Житии уточняется, что он «весла из рук своих не выпущаше», «дондеже оно мертвое тело тлению предастся». Наконец, проплавав в течение длительного времени, Варлаам захотел «извещение прияти» от Бога – не прощён ли он. В то время у побережья мыса Святой Нос обитали страшные морские черви, так называемые «корабельные сверлила», «иже творяху многи пакости над лодиями мореходцем», т. е. протачивали днища морских судов поморов. «Став на молитву и руце воздев на небо», Варлаам был услышан Господом, и «черви без вести сотворишася». Так Варлаам «путь мореходцем около Святаго Носа сотворил» чистым и поныне. Вскоре преподобный «оставляет мир и бывает инок, и в пустыню вселився, и Божию помощию бесовския полки победив, с миром ко Господу отиде».

Далее в «Повести» описываются несколько случаев чудесного заступничества преподобного за попавших в беду северных «мореходцев».

Такова сюжетная канва дошедшей до нас весьма краткой «Повести о преподобном Варлааме с Керети»640.

3. Рассматриваемый нами «Канон преподобному Варламу Керетьцкому, новому чудотворцу», равно как и «Канон преподобному Трифану чудотворцу», был написан соловецким книжником Сергием Шелониным (с 1647 г. уже архимандритом) до 1657 г. Так, в описи соловецких книг, принадлежащих перу Сергия Шелонина («архимандрита Сергиевых книг»), датируемой 1657 г., указано «2 канона новым святым Трифану Печенскому да Варламу Керетцкому»641. Относительно более точного времени написания «Канона Варлааму Керетскому» можно попытаться сделать некоторые предположения.

В отличие от иных произведений, входящих в состав псковского сборника, и в полной мере отвечающих высоким требованиям рукописных «архимандрита Сергиевых книг», текст данного Канона производит впечатление черновика. Это не окончательный вариант, переписанный помощником Сергия и затем правленый самим автором. Тем не менее, несмотря на многочисленные помарки, зачёркивания и вставки, Канон этот всё же был вшит в сборник и сейчас находится в конце рукописи (л. 413−420 об.). Вероятно, в то время появилась потребность в подобного рода тексте, которая может возникнуть лишь в случае, когда священноначалием благословлено начать церковное служение «новому чудотворцу», а соответствующей службы ещё нет. В этой связи следует упомянуть, что в 1635 г. вся волость Кереть грамотой царя Михаила Феодоровича перешла в вотчинное владение Соловецкого монастыря. И, соответственно, с этого времени забота о должном почитании «нового чудотворца», покоящегося у алтаря Георгиевской церкви села Кереть, из обязанностей приходского священника перешла на монастырское начальство. Так что, скорее всего, в эти годы и был написан рассматриваемый нами Канон. Вероятно, это произошло до 1643 г., когда старец Сергий покинул Соловки, дабы в Москве включиться в чрезвычайно ответственную работу по «книжной справе» под руководством патриарха Иосифа642.

В отношении самого текста Канона следует отметить, что, несмотря на внешние огрехи оформления, внутреннее содержание труда отца Сергия, как всегда, безупречно. Тропари Канона составляют акростих: «Похвалу пою Варламу, новому чюдотворцу Керетцкому». В начальных буквах тропарей девятой песни сокрыто имя автора («а в девятой песни имя списавшего») – Сергий. Как известно, применение акростихов характерно для канонов Греческой церкви, в русской традиции это скорее признак особого изыска.

Сборник, в состав которого входит Канон, согласно вкладной записи, был пожертвован в 1684 г. соловецким архимандритом Макарием «в поминовение родителей своих и во отпущение грехов своих» в «Дом Живоначальныя Троицы и преподобного отца Никандра».

Настоятель Тихвинского монастыря архимандрит Макарий был прислан на Соловки в 1676 г. для наведения порядка в монастыре после известного Соловецкого восстания («Соловецкого сидения»). Надо сказать, что отец архимандрит и ранее, ещё в 1673 г., возглавлял духовное посольство в «затворившийся» Соловецкий монастырь, имея при себе «молительное и утешительное послание к тамошним старцем и бельцем»643. Тогда соловецкие старцы отправили посольство обратно.

Теперь же, став настоятелем монастыря, Макарий внимательно просмотрел монастырскую библиотеку и, будучи тонким ценителем рукописной книги, не мог не обратить внимания на сочинения, созданные знаменитым книжником – архимандритом Сергием Шелониным644.

В 1680 г. архимандрит вновь вернулся в Тихвинский монастырь, увезя с собой и этот рукописный сборник. Немного погодя, в 1684 г., отец Макарий пожертвовал его в «Никандрову, что под Порховом, пустынь»645. Надо сказать, что в эту пустынь, а иначе – в Никандров Благовещенский монастырь, что под Порховом, архимандрит Макарий сделал немало и иных ценных книжных вкладов646. Дело в том, что ещё в 1650−1660 гг. юный инок Макарий подвизался в этом монастыре и, дойдя до игуменского сана, сберёг привязанность к месту своего пострижения, хотя в дальнейшем последовательно и успешно возглавлял Клопский, Тихвинский, Соловецкий и Хутынский монастыри.

4. Рассмотрим более конкретные факты Жития преподобного Варлаама. В Каноне неоднократно проводится мысль о непрестанной брани, которую ведёт с «князем тьмы» преподобный. Находит подтверждение и предание о том, что тяжкое искушение, выпавшее на долю Варлаама, есть очевидное нападение бесовское, осуществлённое путём духовного повреждения (соблазнения на прелюбодеяние) жены священника: «подходитъ на твою супругу, вадя (т. е. увлекая, соблазняя. – Игум. М.) на смѣшение странно» (песнь 3, тропарь 2)647. Известная ещё в начале XX в. и певшаяся на архангельском берегу Белого моря «Ста́рина о Варлаамии Керетском» передаёт такие слова матушки:

Я одежды поповской боюсь,

Я твоей бороды не люблю.

Полюбила я молодчика молоденького648: .

«Лукавый змий не терпяше зрѣти» Варлаама, «выну Богу предстояща и молитву о людѣх приносящу» (песнь 3, тропарь 2)649, Божьим попущением ставит священника в невероятно сложное положение, наступившее, по преданию, ко времени начала Пасхального богослужения в церкви, где матушка должна была петь на клиросе. И эта ситуация в Каноне трактуется именно как месть бесовская за ту непримиримую брань, которую преподобный ревностно и рискованно вёл с силами тьмы, безраздельно хозяйничавшими до того в этих «полночных землях»650. Та же мысль проводится и в тексте Жития: «Видев убо (...) диавол (...) свою же окаянную и немощную силу, яко паучину раздираему от него, простре сеть во уловление праведнаго».

Как мы помним, Житие Варлаама утверждает, что преподобный служил «в Колском граде». Канон, однако, свидетельствует об ином: убиение «жены иереевой» произошло во время службы в родном селе Варлаама, в Керети. И более того, «убийство совершивши», Варлаам хоронит жену и, «земли тѣло предав», отходит «во град в Колу к тамошнему иерѣю»651. В последующих стихах Варлаам называет этого священника «отцом своим духовным»652.

Известное на сегодня Житие, а следом за ним и народные сказания представляют поведение Варлаама сразу после совершенного убийства довольно странно. Мы имеем в виду тот эпизод Жития, где говорится, будто Варлаам, «недостойна себе судив еже священная действовати, но паче изволил страдати за грех, еже с мертвым телом по морской пучине с места на место плавати». Однако при такой трактовке событий Варлаам выглядит неким самочинным одиночкой, не признающим канонического единства ни с правящим архиереем, ни с отцом своим духовным и не нуждающимся ни в чьём благословении. И тогда действительно становится возможно совершенно недопустимым тоном излагать суть великого покаянного делания Варлаама, как, например: он «наказал себя за убийство жены тем, что с трупом ездил на лодке»653.

Кем же и когда был так искажён образ керетского подвижника? По мнению специалистов, самый ранний из дошедших до нас списков «Повести о преподобнем Варлааме Керецком» относится ко второй половине, концу XVII в.654, и уже он имеет оговорку: «Вкратце изложено».

При этом очевидным представляется и то, что соловецкий иеромонах Сергий Шелонин, приступая к написанию богослужебного канона новому святому, имел под руками иную редакцию Жития, сведения из которой и легли в основу тропарей его нового произведения. В этом Каноне подвиг Варлаама предстаёт в совершенно ином свете. Варлаам выглядит вовсе не самочинником, а православным пастырем, сознающим своё неразрывное духовное единство со всей Церковью и строго блюдущим каноничность своих поступков.

Вернёмся к описанию Жития Варлаама. По прибытии в Колу к своему духовному отцу он извествует «о убийстве и, прося прощения, слезами землю омокая, о содѣянных (...) в ярости и невоздержании». Что же повелевает Варлааму «отец его духовный»? Он «дает (ему) иго лѣгко, еже мертваго носити во гробѣ, дóндеже изгниет тѣло умершия, самому же в постѣ и молитвѣ пребывати и таково воздержание имѣти, яко и рыбе точию единою на Пасху причащатися» (песнь 3, тропарь 4)655. Варлаам «таковое запрещение приим, тѣчаша, радуяся, и, сие откопав, в судно вложив во гробе, сам же во второй (второй гроб – так он воспринимает своё судно. – Игум. М.) устремився, с мертвым шествуя лѣтом дванадесят путей по окияну морю, по непроходным мѣстом» (песнь 3, тропарь 5)656.

Путь преп. Варлаама Керетского

Важные подробности благословленного ему хождения раскрываются в словах «шествуя лѣтом дванадесят путей» (т. е. в течение года Варлаам совершал двенадцать «путей»). Слово «путь» в данном случае мы должны понимать как «расстояние между начальным и конечным пунктом движения»657. Такое «шествие» Варлаам совершал от берегов Керети, что в Кандалакшском заливе Белого моря, далее по Баренцеву морю вокруг всего Кольского полуострова и по Кольскому заливу до Колы. На этот «путь» у него уходил месяц, после чего Варлаам отправлялся в обратную сторону.

5. В стихах седальна658 автор сравнивает горести, претерпеваемые Варлаамом от путешествия с мёртвым телом, с аналогичной ситуацией, имевшей место со святителем Никифором, Патриархом Константинопольским (IX в.): «...терпя смрад и всяку скорбь от мертвого тѣлесе, якоже Никифор, великий патриархъ, от разбойника, умершаго в вертѣпе»659. Надо заметить, что такого факта в современном издании Жития патриарха-исповедника Никифора в редакции святителя Димитрия Ростовского мы не обретаем660. Нами была проделана определённая работа с целью отыскать источник этих житийных сведений, на которые в XVII в. мог бы опираться Сергий Шелонин. Но, увы, агиографические материалы того времени, посвящённые патриарху Никифору, которые нам удалось просмотреть, параллели интересующему нас сюжету не содержат. Речь идёт об известных в книжности Древней Руси двух кратких проложных текстах, посвящённых этому константинопольскому святителю, которые позднее вошли в Великие Минеи Четьи митрополита Макария. Это тексты Памяти святого (читается под 2 июня) и Сказания о перенесении мощей (читается под 13 марта). Также и две Службы патриарху Никифору, приуроченные к тем же датам и вошедшие в печатные Минеи XVII в.661, не содержат интересующего нас сюжета о страданиях святителя от тела «разбойника, умершаго в вертѣпе», упомянутых Сергием Шелониным.

Можно предположить, что автор Канона ошибся. Вместо имени Никифора следовало назвать имя святителя Мефодия, Патриарха Константинопольского (847), в Житии которого имеется схожая ситуация. Святитель во времена гонений действительно был заключён в гробной пещере с двумя разбойниками, однако о каких-либо мучениях «от мертвого тѣлесе» в его житии также не говорится662. Таким образом, для установления агиографического источника, который в XVII в. мог быть использован Сергием Шелониным, необходимы дальнейшие разыскания.

Это сравнение подвига Варлаама с аналогичным деянием святителя Никифора ценно для нас последующим замечанием, раскрывающим тайну продолжительности плавания преподобного Варлаама. Как мы упоминали выше, эта очень важная информация в Житии оговаривается лишь общей фразой: «дондеже оное мертвое тело тлению предастся». Канон восполняет необходимые исторические подробности, касающиеся продолжительности Варлаамовых хождений. Оказывается, что эту епитимию преподобный нёс в течение трёх лет. «Но онъ (Никифор. – Игум. М.) убо три месяцы, ты же три годы, дóндеже мѣртвое тело изгни до конца, и тако паки земли предаде» (седален)663.

Итак, три года продолжался этот немыслимый подвиг покаянного скитания: «бурю и дождь, и всякую воздушную нужду терпя». В результате враг, введший ненавистного ему священника в тяжкий грех и уже торжествовавший победу, оказался жестоко посрамлённым. Господь не только принял покаяние грешника, сумевшего исполнить «заповедь отца своего духовнаго», но и даровал ему благодатнейшие дары Святого Духа, что неоднократно подчёркивается в Каноне. Так, например, в 4-й песни читаем: «и того ради приял от Вседержителя Бога вѣнец побѣдный на страсти и на бѣсы исцелѣние» (песнь 4, тропарь 6)664.

Очень подробно в Каноне говорится о знаменитом великом чуде избавления берегов Святого Носа от «множества червия, иже отай вертети карабли естество навыкших» (песнь 4, тропарь 1). Этому событию посвящена вся 4-я песнь. Среди моряков этих тварей обычно называют «морской червь» или «корабельный червь», и, хотя входят они в семейство «морских древоточцев» (Teredinidae), тем не менее, относятся они к типу моллюсков (Mollusca)665. Створки «раковины» этого «двустворчатого моллюска», расположены на головной части продолговатого тела «червя». Именно они, прочные известковые створки, служат рабочим наконечником для этого «корабельного сверлила», превращающим в труху корпуса поморских судов, и могут «за одну навигацию вывести из строя судно»666. Поэтому так и потрясло современников чудо избавления побережий вокруг Святого Носа от «множества червия, иже отай вертети карабли естество навыкших»667, что не только восстановило доброе имя преподобного Варлаама, но и прославило его как великого угодника Божьего.

Люди получили «путь морский строен и благопоспешен, и благополучен», и корабли поморские отныне «с пѣснию (...) возвращающеся цеѣы и невредими», «тя, своего заступника, воспѣвающа и Христа величающа» (песнь 4, тропарь 2)668.

Чудо это свидетельствовало о прощении грешника и его очищении покаянием: «Руце, иногда окровавленнии убийственною женскою кровию, нынѣ же чисти и святи, воздѣеши к Вышнему, о нас моля, преподобие, и испрошая от Того благодать обрѣсти, нам грѣхов оставления и будущих благ получити молитвами твоими» (песнь 4, тропарь 3)669.

Конечно же, враг не оставлял брани с преподобным и не прекращал восставать на него. В Каноне повествуется о каком-то особо сильном нападении бесовском, произошедшем после перенесения останков жены в пустыню на остров, в губе Чупа, где по преданию Варлаам произвёл их захоронение. «Носиши мертваго, яко жива, в пустыню в Чюпу с собою, и тамо молитвою на врага вооружашеся, нестерпимые его стрѣлы сокрушая постом и терпѣнием, дóндеже приял, преподобие, помощь от Вышняго» (песнь 5, тропарь 1)670.

6. Как известно из Жития, завершив скитания и удостоверившись в прощении от Господа, Варлаам принимает монашеский постриг671. Узнав «о зиждемой святымъ Трифаном обители Печенге, за окияномъ моремъ», он направляется на своей ладье в Печенгу, «видѣти того труды и подвизи» (песнь 5, тропарь 3). Однако увиденное Варлаамом на Печенге вскоре побуждает его покинуть эти места. «Пребыв немного время», он объявляет о своём намерении оставить Печенгские пределы: «оставлявши бо Трифаново селѣние и возвращаешися паки к Керѣти, вся тому изрек» (песнь 5, тропарь 4). При этом Варлаам не просто высказывает Трифону своё мнение об увиденном им здесь неблагополучии, а возвещает волю Господню, Божье пророчество о дальнейшей судьбе Печенгской обители: «О Трифане, сподобился еси обитель воздвигнути и братию собрата, будут бо людие и сѣла зле неукротимы, яко дивии звѣри, твоей ярости и острожелчию (гневливости. – Игум. М.) подобящася» (песнь 5, тропарь 4).

Следовательно, знал Варлаам о яростном и страшном во гневе нраве того, кто ныне стал монахом Трифоном. В этом и суть пророчества его: грехи разбойной юности Трифона отзовутся в нынешнем его творении, и много скорбей выпадет на долю его как строителя монастыря672.

Варлаам и Трифон, согласно Канону, предстают пред нами как великие единомышленники и столпы православной веры на всем Крайнем Севере. В одном из тропарей 8-й песни упоминается их совместный молитвенный подвиг во время пребывания Варлаама в пустыни у преподобного Трифона: «Естествомъ добродѣтелей любвѣ сопрягся отцу Трифану въ духовныхъ ему исправлениих, в пустѣ моря с ним оземьствуяся, сопричастное (наследное. – Игум. М.) души очищающи...» (песнь 8, тропарь 4)673.

Канон доносит нам подробности обратного путешествия Варлаама, которому морская стихия всячески содействовала: «Море убо на плѣщу своею тебѣ ношаше ис Печенги в пустыню в Чюпу, влеком корабли своими струями, идѣже ядовитыя черви очистил еси» (песнь 5, тропарь 5). Но наиболее значимым событием, произошедшим в ходе этого плавания и имеющим исключительное значение для дальнейшей истории древнего Кольского края, явилось продолжение той духовной брани, что столь нешуточно вёл здесь Варлаам с силами князя тьмы: «...по тоням телѣса мертвых, востающа бѣсовским дѣйством, видѣ и симъ уснути до Христова втораго пришествия повелѣваеши...» (песнь 5, тропарь 5). То есть в этот свой последний из тех бесчисленных морских «путей», что совершил он за три года, Варлаам совершает ещё один удивительный подвиг: силою Господа Иисуса Христа он запрещает отныне восставать мертвецам – тем, что издревле наводили страх на рыбаков-поморов, промышляющих на многочисленных тонях674 вдоль побережья Кольского полуострова.

В поморских преданиях Севера неоднократно упоминается о неких «варлаамовых крестах», которые до известных событий XX в. ещё можно было видеть сбережёнными по всему Кольскому побережью. «Он ставил кресты и часовни на каждом мысу»675. Но только сейчас строки Канона раскрывают нам подлинное мистическое значение этих многочисленных «крестов преподобного Варлаама», водружаемых им зримыми символами, утверждающими власть Христову в сакральном пространстве Крайнего Севера. И «да не безсмертно пребудет злое, яко же рече иже богословию тезоименитый Григорие» (песнь 5, тропарь 5)676, – завершает тропарь отец Сергий. Ссылка автора на святителя Григория Богослова, конечно же, не случайна. Именно этот «вселенский учитель» особое внимание уделял богословской проблеме существования зла в эсхатологической перспективе.

В завершающем тропаре Канона архимандрит Сергий, подчеркивая самую, на его взгляд, важную мысль о единстве и «равночестности» двух великих святых Севера, преподобных Варлаама и Трифона, восклицает: «О двоица присноблаженная, равночестная отца, Трифане и Варламе, яко едино блаженство имущих от Бога, версто (чета. – Игум. М.) предобрая, нас, призывающих ваю, от всех лютых спасайтя теплымъ предстательствомъ вашим, вас восхваляющихъ» (песнь 9, тропарь 6)677.

Самый главный, принципиальный вывод, который можно сделать в результате прочтения Канона Варлааму Керетскому, состоит в том, что Кольский край в XVI в. представлял собой единое, цельное духовное пространство. Пространство, пребывающее под сплочённым окормлением и молитвенным попечением великих единомышленников, коими ясно предстают пред нами в сочинении Сергия Шелонина выдающиеся подвижники Крайнего Севера – преподобные Трифон Печенгский и Варлаам Керетский.

Приложение 3

Тропарь и Канон преподобному Варлааму Керетскому678

л. 413

Тропарь. Глас 8: Пустынный житель и во плоти аггел, чюдотворецъ показася, богоносе679 отче нашь Варламе. Пощения ради и бдѣния, и молитвъ (б)небесныя дары прием(б)680, исцелявши недужных и душа приходящих ти с вѣрою. Слава давшему ти крѣпость, слава венчавшему тя, слава дѣющему тобою всѣмъ исцѣление.

(в)Слава и нынѣ. Богородичен: Стена непобѣдимая нам Христианом еси, Богородице Дѣво(в)681.

Канон преподобному Варламу Керетьцкому, новому чюдотворцу, емуже краегранесие: Похвалу пою Варламу, новому чюдотворцу Керетцкому. До 9-й пѣсни сложено мѣрою и амьфикою по акростихиде, а в девятой пѣсни имя списавшего

Глас 8. Пѣснь 1

Ирмос: Море огустевая, погрузив со оружием гордаго фараона и люди спасе от работы и введѣ я в гору святыня, вопиюща: «Поем Тебѣ, Богу нашему, (г)песнь побѣдную(г)682, яко прославися».

Препѣтая соестественная Троице, иже паче ума дары рабомъ си дая, и моему мрачному уму свѣтлую посла благодать,

л. 413 об.

всѣх страстѣй очищающую, пѣснь нынѣ начинающи ми.

Освящен убо быв Божественною благодатию служити святому жертвенику, всесожжение словесное принеслъ еси приятно Богови, якоже Аарон по закону агньца во всесожжение, преображая волное страдание и смерть Христову за весь мир.

Слава: Христову плоть роздробляя рукама, и (д)сего служитель(д)683 истинный явлься, возношения в премирная вознося и отгулу и мир людемъ своимъ снося, Варламе пречюдне.

И нынѣ. Богородичен:684 Великий во пророцех Моисей Тя написал иногда Скрижаль богообразнѣ, свѣщникъ свѣта, и сѣнь, и жезлъ685 процвѣтъший, Всенепорочная, и ручку, манну носящую, еюже возведохомъся от земли к высотѣ.

Пѣснь 3

Ирмос: Утвержены рукою своею, Слове Божий, небеса, на утвержение истинънна686 разума, утверди наша сердца, на тя надѣющихся.

Агнца несквернаго и богоприятного рукама заколая, аггелскому житию поревновав непрестанными молитвами, зри

л. 414

тель и жрець сподобися быти, благодатию совершаем Святаго Духа.

Лукавый змий не терпяше зрѣти тя, выну Богу предстояща и молитву о людѣхь приносящу, подходитъ на твою супругу, вадя на смѣшение687 странно. Ты (к)же ю(к)688 яко узрѣв, с яростию на ню устремився, поражаеши ю смертною язвою и гробу предаеши.

Убийству убо совершившуся, и земли тѣло предав, отходиши во град в Колу к тамошнему иерѣю689, извѣствуя о убийстве и прося прощения, слезами землю омокая, о содѣянных ти в ярости и невоздержании690.

Повинувся убо иерей о содеянных ти691, дает ти иго лѣхко, еже мертва носити во гробѣ, дóндеже изгниет тѣло умершия, самому же в постѣ и молитвѣ пребывати, и таково воздержание имѣти, яко и рыбѣ точию единою692 на Пасху причащатися.

О убийстве убо мертваго таковое запрещение приим, тѣчаша, радуяся, и, сие откопав, в судно вложив во гробѣ, сам же во второй устремився, с мертвым

л. 414 об

шествуя летом дванадесят путей по окияну морю по непроходнымъ мѣстом.

Богородичен: Юже лѣствицу древле Ияковъ видѣ, прообразующу о Тебѣ, Богомати, рече: «Степень Божия сия, яже достойно слышиши: радуйся, обрадованная, Господь с Тобою».

Сѣдален. Глас 8: Носиши за плещами мертвое тѣло, подобяся древнимъ скитскимъ отцемъ, превитая по горамъ и по вертепамъ, яко птица, терпя смрад и всяку скорбь от мертвого тѣлесе, якоже Никифор, великий патриархъ, от разбойника, умершаго в вертѣпе. Но онъ убо три месяцы, ты же три годы, дóндеже мертвое тѣло изгни до конца, и тако паки земли предаде, тѣм исцеления дар (р)от Господа(р)693 сподобися прияти, Варламе преподобне, (с)отче нашъ(с)694, моли Христа Бога грѣхов оставление695 подати чтущимъ любовию святую память твою.

Слава и нынѣ. Богородичен: Яко двуедину.

Пѣснь 4

Ирмос: Услышах, Господи, слух твой и убояхся, яко неизреченнымъ совѣтомъ Богъ сый присносущен от Дѣвы произойде,

л. 415

воплощся. Слава славѣ Твоей, слава, Христе, пришествию Твоему.

Видѣл еси окиянскую пучину нечисту и человѣки непроходиму от множества червия, иже отаи вертѣти карабли естеством навыкьших, яко же Лѣствичный Иоанн вопиетъ: «Сей же священныя воды кроплениемъ отгнал еси (у)в непроходимую(у)696 пучину моря».

Аще и естествомъ непобѣдими червие Быша, но твоея молитвы Богу послушавши, отбѣгнути и отойти повелѣвши имъ не в проходимая мѣста от Святаго Носу, идѣже тма и мракъ глубокъ безпрестани бывает.

Руце, иногда окровавленнии убийственною женскою кровию, нынѣ же чисти и святи, воздѣеши к Вышнему, о нас моля, преподобие, и испрошая от Того благодать обрѣсти нам, грѣхов оставления и будущих благъ получити молитвами твоими.

Людие возрадовашася радостию неизглаголаннаю, получивши путь морский строен и благопоспѣшен, и благополучен, тя, своего697 заступника, воспѣваюша и Христа

л. 415 об.

величающа.

Аще не бы ты предстал и помоглъ, не бы толиких грузущих червий избавихомъся698. Нынѣ же тебѣ благодарная возглашаемъ, яко корабли с пѣснею отпущающе и вспять возвращаюшеся цѣлы и невредими, приемлюще, зовемъ: «Слава, Христе, пришествию Твоему».

Мужеством души в вѣру вооружився, бурю и дождь и всякую воздушную нужду терпя, потщался еси сохранити заповедь отца своего духовнаго и того ради приял от Вседержителя Бога вѣнец побѣдный на страсти и на бѣсы исцелѣние.

Богородичен: Устави неуставное смущение, чистая Мати Божия, еже къ Сыну ти направляющи699 движение воспѣвающих: «Слава славѣ Твоей, слава, Христе, пришествию Твоему».

Пѣснь 5

Ирмос: Мрак души моея отжени, Свѣтодавче Христе Боже, зачалобытную тьму разгнав бездныя, издаруй ми свѣт повелѣний Твоих, Слове, да, утренюя, прославляю Тя.

Носиши мертваго, яко жива, в пустыню (ч)в Чюпу(ч)700 с собою, и тамо молитвою

л. 416

на врага вооружашеся, нестерпимыя его стрѣлы сокрушая постом и терпѣнием, дóндеже приял, преподобие, помощь от Вышняго.

Обновляешися, яко орел, преподобне, измывся и очистився в пустыни от всѣх страстных дѣяний, и, яко елень, быстротекий ко источникомъ вод, очищался змииныя яди.

Видѣл еси зиждему святымъ Трифаномъ обитель в Печенге, за окияномъ моремъ, и тамо устремися видѣти того труды и подвизи. И пребыв немного время, пророчески тому о составлении обители прорече, оставлявши бо Трифаново селѣние и возвращаешися паки къ Керѣти, вся тому изрекъ: «О Трифане, сподобился еси обитель воздвигнута и братию собрати, будут бо людие и сѣла злѣ неукротимы, яко дикии звѣри, твоей ярости и острожелчию подобящася».

Море убо на плѣщу своею тебѣ701 ношаше ис Печенги в702 пу

л. 416 об.

стыню (ъ)в Чюпу(ъ)703, влеком корабли своими струями, идѣже ядовитыя черви очистил еси, и по тонямъ телѣса мертвыхъ, востающа бѣсовским дѣйством, видѣ и симъ уснути до Христова втораго пришествия повелѣваеши, да не безсмертно пребудет злое, яко же рече иже704 богословию тезоименитый Григорие705.

Богородичен: Уловити мя всегда ищет прелукавый и от того мя сѣтей исхити, Владычице, и божественным кровом крилу Твоею цѣла соблюди.

Пѣснь 6

Ирмос: Бездна послѣдняя и прегрешений буря смущает мя706, и во глубину нужную реет мя нечаяние, но сам крѣпкую руку ми простри, яко Петрови, ото тля, Боже мой, возведи мя707.

Чювственныя страсти побѣдив воздержания броздами, чюдодѣйственне Варламѣ, чистотою душевною708 божественно вооружився, стяжав безстрастие и це

л. 417

ломудрие, имъже Богови паче приближився.

Юности цвѣт поты и труды умертвив, воздержаниемъ в вышний вниде чертогъ, во одежду оболчен, достойну звания, на нюже и зван бысть, украшен добродѣтелми, в нѣвестнице неизреченныя славы возлеглъ еси.

Добродѣтелми, труды и поты, Варламѣ, покой со всѣми святыми приемля, ихже и возвесели своимъ житиемъ. Образ быв и подобие къ добродѣтели, отче, возводя всех къ высоте божественнаго рачения, добродѣтели прилѣжати наказуя.

Богородиченъ: Тебѣ общую любочестия, Всенепорочная, нашего естества вси славимъ, устна едина бывша, и едино согласие совершающа воспѣвающих Тя, едину Матерь неискусомужную709.

Кондак. Глас 4: Волнений множество невлажно проходя, безплотныя враги струями слез твоих крѣпко погрузил еси, богомудре

л. 417 об.

Варламѣ преподобне, и чюдес дар приемъ, исцѣляеши страсти всякия, моли непрестанно о всѣх насъ.

Икос: Отверзи ми устнѣ, преблаженне, богоприятными ти молитвами предстоя Богови, всеславнѣ Варламе, да воспою божественное твое житие и возглаголю достойно добродѣтели твоя, еже на земли Христа ради совершилъ еси, преподобне710, столпъ бо явися и правило свѣтло инокомъ, равно аггеломъ стяжав житие, в незаходимая воистинно вселився, моли непрестанно о всех насъ.

Пѣснь 7

Ирмос: Дѣти благочестивыя в Вавилонѣ тѣлу златому не поклонишася, но посреде пещи пламенны прохлаждаеми, песнь711 воспѣваху, глаголюще: «Отецъ наших Боже, благословен еси».

В молитвах712 бодренное и в пощениих крѣпкое, и терпѣние во искушениих неослабное, ума чистотою, преподобие, показался еси, земля бо и земных достойно

л. 418

отступль, небесное обрѣтъ наслаждение, воспѣвая: «Благословен Богъ отецъ наших».

Остр ум имѣя к Богу внимати, страсти душетленныя успил еси и рукояти благоплодия пожал еси, питая благочестно восхваляющих тя и поющих: «Благословен Богъ отецъ наших».

Ревностию Христовою ярость поострив, непреклонно слезами и слезными каплями истиннаго плача всеярости и (д)напраснества пламень(д)713 погасив желания безчестия несытна, и устну молчаниемъ вопияше: «Благословен Богъ отецъ наших».

Цѣломудрие, отче, притяжав, имъже на божественную любовь возшед, прият дары (е)исцеляти недуги(е)714 душ и телес наших, имиже къ Богу приближитися можемъ, вопия: «Благословен Богъ отецъ наших».

Богородичен: Углем Исайя от Серафима от олтаря очищается, возопи велегласно: «Се Дѣвая во чревѣ приимѣт и родит Сына и нарекут имя ему Еммануил715, яже есть сказаемо:

л. 418 об.

С нами Богъ, Емуже вопиемъ: „Благословен Богъ отецъ наших“».

Пѣснь 8

Ирмос: Мусикейскимъ арганомъ согласящим716, и людем без числа717 кланяющимся тѣлу сушу на молебне, трие отроцы пѣснословяху: «Господа пойте718 и превозносите Его во вѣки».

Кротокъ и милостивъ (л)ли чистъ(л)719 бывъ, кротких землю достиг, отче, укроти настоящую бурю сердцу моему, да в тишинѣ божественнѣй быв, пѣснословлю твоя подвиги, воспѣвая: «Господа пойте720 и превозноситя Его во вѣки».

Естество плотьцкое повинув духови постомъ и воздержаниемъ, душу же божественными даровании просвѣтив, превысокъ умомъ сущихъ в вещех явлься, невѣщественна дарования Духа Святаго приял еси, воспѣвая: «Господа пойтя и превозноситя Его во вѣки».

Рака твоя721 источает вѣрным исцеление, память же твоя, блаженне, сияющи паче солнца и всемъ души просвѣщающи, и мира мысленнаго

л. 419

восхищающи поющих: «Господа пойтя и превозносите Его во вѣки».

Естествомъ добродѣтелей любвѣ сопрягся отцу Трифану въ духовных ему исправлениих в пустѣ моря с нимъ (о)оземьствуяся, спричастное(о)722 души очищающи, воспевающе: «Господа пойте723 и превозносите Его во вѣки».

Цѣлиши независтно вѣрно призывающий тя724, цѣлитель от Бога показася, очистникъ, блаженне, и прогонитель лукавымъ духомъ, яко звѣзда всесвѣтлая от пустыни воссиявъ чюдес лучами, просвѣщая вопиющих: «Господа пойтя и превозносите Его во вѣки».

Кротостию, отче, навѣты нося, терпя же и своя на тя востающая, отеческимъ нравомъ послѣдуя, тѣх житие в себѣ имея, приим от Бога дѣйство благодати, пояше: «Господа пойтя и превозносите Его во вѣки».

Оружие725 убо пѣние, молитву же – стѣну, непорочную слезу, умывание имѣлъ еси, омы

л. 419 об.

валище сквернамъ душевнымъ, память же смертную сожителницу стяжав, преподобне, еюже умъ очищь, Бога зрѣти сподобися, поя: «Господа пойтя и превозносите Его во веки».

Морское ядро освятил еси, преподобне, кроплениемъ священныя воды, яко паучину червие отгоня, не терпяще бо ти крѣпости духовныя зрѣти и нечювственная отбѣгающу, (т)Господу тя в семъ прославльшу яко верна своего раба(т)726: «Господа пойтя и превозносите Его во вѣки».

Богородичен: Ум убо нерожденный Отец образно премудрым провѣщася, Слово же собезначална соестественный Сынъ и Духъ Святый, еже в Дѣве от Слова созда воплощение727.

Пѣснь 9

Ирмос: Тя, браку неискусимую Матерь Бога Вышънего, Тя, паче ума рождьшую Словом Сущаго Бога и вышитую пречистых сил, немолчными славословлении величаемъ.

Слезная капля гасило стяжав еси воистинну страстным розгорѣ

л. 420

нием, и любовию огня божественнаго росѣ совокупився, Христу Богу нашему, тем же тя чтем, Варламѣ богомудре, и вѣрою ублажаемъ.

Единое любви Христовы приложивъ728 свою душу, Варламе преподобне, и исполнитель (х)заповедей Божиих(х)729, многих чюдес приял еси благодать730, всехвалне, тем же тя почитаемъ.

Рака мощей твоих, Варламе, источникъ показася исцелением, к ней же всякъ притекаяи, яко от731 крина воды, почерпаетъ исцелѣние независтно и избавляется всяких страстѣй душевных и телесных; (ш)сего ради(ш)732 тя ублажаем, преподобне.

Господу прославльшу своего угодника, яко ни гробу ходатаю забвению733 того добродетѣли сокрыти, но трубы яснѣиши вопием: «Истѣкающими от него знаменми чюдне734 не точию же ближняя, но и далняя оглашая, проповѣдая мужа подвиги и труды».

Иже паметь твою священную творящим, отче, не престаи

Л. 420 об.

моля Избавителя даровати согрешѣнием оставлѣния и Небесное Царьство воприяти, идѣже глас празднующих веселит вся.

О двоица присноблаженная, равночестная отца, Трифане и Варламе, яко едино блаженство имущих от Бога, версто предобрая, нас, призывающих ваю, от всех лютых спасайтя теплымъ предстателствомъ вашим, вас восхваляющихъ.

Богородичен: Стешняет мя широта735 величий Твоих, Владычице, подавляя736 слово от частости, и преславно ми приходит недоведѣти от благодушества, тѣмже иже толико (э)Тя возвеличившая славим(э)737.

Тропар(ь) Варламу Керетцкому, новому чюдотворцу

Глас 8: О Teбѣ, отче Варламе, извѣстен бысть спасения образ, восприимши бо крестъ, послѣдовал еси Христу, творящи же и учащи, еже презрети плоть, преходит бо, прилѣжати же о души, вещи безсмертнѣй, темже со аггелы радуется738, преподобне, духъ твой.

Псковский музей-заповедник, ф. Никандровой пустыни, № 292, л. 413−420 об.

* * *

629

«Канон преподобному Варламу Керетьцкому, новому чюдотворцу». Читается в ркп.: Псковский музей-заповедник, ф. Никандровой пустыни, № 292, л. 413−420 об. (далее – Канон).

630

См. Дмитриев Л.Α., Сапожникова О.С., Чумичева О.В. Сергий (Шелонин) // Словарь книжников. СПб. 1998. Вып. 3, ч. 3. С. 343−351.

631

Сообщение об обнаружении этого сборника было впервые сделано в 1991 г. на научной конференции в Архангельске А.А. Туриловым; см. Турилов А.А. К истории скриптория и библиотеки Соловецкого монастыря в XVII в.: (Соловецкие рукописи в коллекции Псковского музея-заповедника) // Народная культура Севера: Первичное и вторичное, традиции и новации: Тез. докл. и сообщ. региональной науч. конф. 28−30 мая 1991 г. Архангельск, 1991. С. 195−197. Научное описание этого сборника было опубликовано Н.П. Осиповой в «Каталоге славяно-русских рукописей Псковского музея-заповедника (XIV, нач. XX вв.)» (Псков, 1991. Ч. I. С. 47). В дальнейшем изучение сборника производилось сотрудником ОР РНБ О.С. Сапожниковой, ею были атрибутированы Сергию Шелонину многие тексты, вошедшие в состав рукописи (см. Сапожникова О.С.)

1) Неизвестные сочинения соловецкого книжника Сергия Шелонина // Русь и южные славяне: Сб. ст. к 100-летию со дня рождения В.А. Мошина (1894−1987) / Сост. и отв. ред. В.М. Загребин. СПб. 1998. С. 340−355.

2) Сергий Шелонин – писатель и книжник XVII века: Автореф. дис. (...) канд. филол. наук. СПб., 1999.

3) Слово на перенесение мощей митрополита Филиппа Сергия Шелонина. Книжные центры Древней Руси: Соловецкий монастырь. СПб. 2001. С. 342−358.

4) Записка об обретении и перенесении мощей митрополита Филиппа (Колычева) // Там же. С. 438−443; и др.). Однако как источник сведений по церковной агиографии северно-русских святых тексты канонов, входящие в состав псковского сборника, используются впервые.

632

Дмитриев Л.А. Сказание об Иоанне и Логтине Яренгских // Словарь книжников. Л., 1989. Вып. 2, ч. 2. С. 369.

633

РНБ, Q. XVII. 187 (см. Дмитриев Л.А. Повесть о житии Варлаама Керетского // ТОДРЛ. М., Л. 1970. Т. 25. С. 179).

634

См. Калугин В.В. «Житие Трифона Печенгского» в письменности XVIII–XX вв. // Лингвистическое источниковедение и история русского языка, 2002−2003. М., 2003. С. 417−453.

635

Канон, л. 420 об.

636

«Судя по тому, что Преподобный рано прославлен как чудотворец, вероятно думать, что и местное празднование ему установлено более или менее вскоре после его кончины» (Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской церкви. М., 1998. С. 156).

637

См.: Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и место, составленный по донесениям Святейшему Синоду преосвященных всех епархий в 1901−1902 годах. М., 1903. С. 43. Аналогичная ситуация сложилась с преподобным Нилом Сорским. «Мы вообще не знаем, когда именно произошла его местная канонизация – в конце XVIII или в XIX веке. Она совершилась неприметно, в силу возросшего его почитания в новое время и санкционирована Синодом в „Верном месяцеслове“ 1903 года» (Федотов Г.П. Святые Древней Руси // Собр. соч.: В 12 т. М., 2000. Т. 8. С. 152).

638

Научное издание текстов «Повести» см. Дмитриев Л.А. Повесть о житии Варлаама Керетского // ТОДРЛ.М., Л., 1970. Т. 25. С. 178−196. Здесь и далее цитаты по указанному источнику даются курсивом без указания страницы.

639

Село Кереть – древнее поморское поселение на южном берегу Кандалакшского залива Белого моря.

640

Наиболее подробно о Житии преподобного Варлаама Керетского и истории его почитания см.: Кочетов Д.Б., Митрофан (Баданин), иером. Варлаам Керетский // Православная энциклопедия. М., 2003. Т. 6. С. 632−633; Митрофан (Баданин), игум. Преподобный Варлаам Керетский: Ист. материалы к написанию жития. СПб., Мурманск, 2007. (Правосл. подвижники Кольского Севера; Кн. 3).

641

РГАДА, ф. 1201, оп. 1, № 256, л. 41. При этом надо заметить, что «новым чудотворцем» в канонах назван лишь Варлаам Керетский.

642

См. об этом: Сапожникова О.С. Материалы к биографии книжника Сергия Шелонина // Книжные центры Древней Руси: Соловецкий монастырь. С. 188−189.

643

Житие и завещание святейшего патриарха Московского Иоакима. СПб. 1879. С. 33. (ОЛДП; Т. 47).

644

Рукописные творения Сергия Шелонина особо ценились и пользовались исключительным авторитетом ещё при жизни автора. «Архимандрита Сергеевых книг из книгохранительной казны никому не продавать и не давать, держать в береженьи» (РГАДА, ф. 1201, оп. 1, № 256, л. 39 об.).

645

Благовещенская Никандрова пустынь была основана в Псковской епархии в начале XVI в. преп. Никандром Псковским чудотворцем (1507−1581).

646

См. Охотникова В.И. Макарий, книжник второй половины XVII в., архимандрит соловецкий, хутынский и тихвинский // Книжные центры Древней Руси: Книжники и рукописи Соловецкого монастыря. СПб. 2004. С. 371−379.

647

Канон, л. 414.

648

Шергин Б.В. Древние памяти. М., 1989. С. 231.

649

Канон, л. 414.

650

По преданию, Варлаам «заклял беса», обитавшего на Абрам-мысе (южное колено Кольского залива) и требовавшего от выходящих в море рыбаков Колы языческих жертвоприношений. Под воздействием заклинательных молитв Варлаама бес покинул эти места, но пообещал отомстить ему. «В Кольском заливе указывают на отвесную скалу, называемую Абрамовой пахтой. На ней будто бы обитал черт, запиравший выход из губы в океан...» (далее излагается упомянутое предание) (Морозов А. Родина Ломоносова. Архангельск, 1975. С. 442). «Ещё в XVII веке мыс назывался Аврамова пахта. Устное предание изменило имя Варлаама в Авраамия или Абрама» (Географический словарь Мурманской области. М., 1996. С. 12).

651

Канон, л. 414.

652

Там же, л. 415 об.

653

Ключевский. С. 341.

654

РНБ, Q. XVII. 187 (см. Дмитриев Л.А. Повесть о житии Варлаама Керетского. С. 179.

655

Канон, л. 414.

656

Там же, л. 414−414 об.

657

Словарь русского языка XI–XVII вв. М., 1995. Вып. 21 (Прочный – Раскидати). С. 64.

658

Седален – стих, во время чтения которого монахам позволяется сидеть (см. Дьяченко Г., прот. Полный церковнославянский словарь. М., 1993. С. 698).

659

Канон, л. 414 об.

660

Димитрий Ростовский, свт. Жития святых. М., 1906. Кн. 10. С. 31−48.

661

Обе минеи были изданы Московским печатным двором в 1620 гг. См.: Минея: Март. М., 1624; Минея: Июнь. М., 1627. Искренне благодарю за консультацию по этому вопросу А.Е. Косицкую.

662

См. Житие святого Мефодия // Жития святых, изложенные по руководству Четьих Миней св. Димитрия Ростовского. М., 1913. Кн. 10. С. 309−310.

663

Канон, л. 414 об.

664

Там же, л. 415 об.

665

Зацепин В.И., Филатова З.А. Класс Двустворчатые // Жизнь животных. М., 1968. Т. 2. С. 153.

666

Белов М.И. Северно-русские жития святых, как источник по истории древнего поморского мореплавания // ТОДРЛ. М., Л., 1958. Т. 14. С. 239.

667

Канон, л. 415.

668

Там же, л. 415−415 об.

669

Канон, л. 415.

670

Там же, л. 415 об.−416.

671

Документальных данных о мирском имени преп. Варлаама не сохранилось, но в преданиях жителей Керети упоминается имя Василий, о чём нам рассказывал проф. И.С. Меркурьев, руководитель диалектологической экспедиции 1970 г. в село Кереть. Косвенным подтверждением тому служит очевидная традиция этих мест при постриге имя Василии изменять на Варлаам: «Варлаам, в миру Василий...» (Юхшенко Е.М. Выговская старообрядческая пустынь: Духовная жизнь и литература. М., 2002. С. 462 и др.).

672

См. об этом подробнее: Митрофан (Баданин), игум. Преподобный Трифон Печенгский: Ист. материалы к написанию жития. Мурманск; СПб. 2009. (Правосл. подвижники Кольского Севера; Кн. 4).

673

Канон, л. 418 об.

674

«Тоня – место рыбного промысла, участок, на котором стояла жилая изба с амбаром и иными необходимыми постройками для длительного проживания промышленников при сезонном лове рыбы» (Ушаков И.Ф. Кольский Север в досоветское время: Ист. краевед. словарь. Мурманск, 2001. С 269).

675

Путешествия Элиаса Лённрота: Из дневника. Петрозаводск, 1985. С. 197.

676

Канон, л. 416 об. Святитель Григорий Богослов, архиеп. Константинопольский († 389), один из «Трёх Святителей» Православной церкви и яркий представитель богословия Александрийской школы. Величайшей заслугой святых отцов этой школы явилось переложение библейско-церковной догмы на ясный язык современных им философских понятий. Это позволило отстоять строгую точность формулировок православного вероисповедания в борьбе с многочисленными еретическими уклонениями того времени.

677

Канон, л. 420 об.

678

Подготовка текста Канона Варлааму Керетскому к публикации осуществлена старшим научным сотрудником Отдела рукописей РНБ Ж.Л. Левшиной. В подстрочных примечаниях указаны только значимые с точки зрения смысла исправления, имеющие место в рукописи: пропуск (зачёркивание) или вставка полнозначного слова или группы слов; исправления в пределах одного слова, влекущие за собой изменение его грамматической формы; замена слова. Подготовка текста осуществлялась по фотокопии рукописи: Псковский музей-заповедник, ф. Никандровой пустыни, № 292, л. 413−420 об. Текст «Канона Варлааму Керетскому» был введён в научный оборот и опубликован в 1999 г. О.С. Сапожниковой в её диссертационном исследовании (см. Сапожникова О.С. Сергий Шелонин – писатель и книжник XVII века. Прил. 3. С. 54−60).

679

Дописано над строкой.

680

б-б. Дописано над строкой.

681

в-в. Зачёркнуто.

682

г-г. Вставка на внешнем поле.

683

д-д. В ркп. отмеченные два слова читаются в обратной последовательности (служитель сего), но поверх строки цифирью внесено исправление, обозначающее верный порядок слов.

684

Зачёркнуто.

685

Испр. из жезла.

686

Так!

687

Испр. из смешения.

688

к-к. Дописано над зачёркнутыми неясными буквами.

689

Дописано над строкой.

690

Испр. из неввоздержании (или не в воздержании); зачёркнута одна буква «в».

691

Дописано на поле.

692

Дописано на поле.

693

р-р. Дописано над строкой.

694

с-с. Дописано над строкой.

695

Испр. из оставления.

696

у-у. Дописано позднее над строкой вместо читающегося в основном тексте предлога на.

697

Перед этим словом зачёркнуто ещё одно, дублирующее слово своего.

698

Испр. из избавляхомся.

699

Испр. из направляющих.

700

Дописано над строкой.

701

Дописано над строкой.

702

Испр. из последней буквы предыдущего зачёркнутого словосочетания, также начинающегося с предлога в.

703

ъ-ъ. Дописано над строкой.

704

Дописано над строкой.

705

Дописано над строкой.

706

Слово мя в ркп. зачёркнуто.

707

Дописано над строкой.

708

Испр. из божественно (?).

709

Далее зачёркнуто бывшую.

710

Пре- дописано над строкой.

711

Дописано на поле.

712

Испр. из молитвех.

713

д-д. Написано поверх другого, смытого текста.

714

е-е. Перед этим словосочетанием зачёркнуто ещё одно, дублирующее исцеляти недуги.

715

Далее зачеркнуто сказаемо.

716

Со дописано над строкой.

717

Дописано над строкой, над зачеркнутым, неправильно написанным словом.

718

Испр. из пойтя.

719

л-л. Дописано на поле.

720

Испр. из пойтя.

721

Испр. из твое.

722

о-о. Испр., в ркп.: озеемьствуяся, спричастоное.

723

Испр. из пойтя.

724

Испр. из те.

725

Испр. из оружия.

726

т-т. Дописано на поле.

727

Испр. из воплощения.

728

Испр. из приложився.

729

х-х. Испр. из заповеди Божии.

730

Дописано на поле.

731

В ркп. ошибочно дважды.

732

ш-ш. Дописано позднее в конце строки.

733

Часть слова (-бвению) дописана над зачёркнутым -стению.

734

Слово правлено.

735

Дописано на поле.

736

Дописано над зачёркнутым появляя.

737

э-э. Фрагмент текста правлен.

738

Слово правлено.


Источник: Русская агиография : Исследования. Материалы. Публикации / Ин-т русской лит. (Пушкинский дом) Российской акад. наук ; [отв. ред.: Т. Р. Руди, С. А. Семячко]. - Санкт-Петербург : Изд. «Пушкинский дом», 2011-. / Т. 2. - 2011. - 640 с., 8 с. цв. вкл.

Комментарии для сайта Cackle