С. Девятова

Источник

Уральские старицы

Схиигумения Магдалина (Досманова) (1847–1934)

Схиигумения Магдалина (в миру Пелагия Стефановна Досманова) родилась в 1847 году в купеческой семье в городе Ирбит Пермской губернии. В 1859 году благочестивые родители привезли двенадцатилетнюю дочь в Ново-Тихвинский монастырь16 (г. Екатеринбург).

Первое послушание Пелагея несла на свечном заводе, позже ее перевели в число послушниц при настоятельских кельях.

С 1871 года послушница Пелагия стала келейницей настоятельницы Магдалины (Неустроевой), исполняла и различные поручения по хозяйству обители, вела хозяйственные дела епархиального женского училища, состоящего при монастыре.

Игуменья Магдалина высоко ценила ее душевные качества и трудолюбие, перед кончиною матушка Магдалина просила епархиальное начальство способствовать назначению новой настоятельницей послушницы Пелагии Досмановой.

10 января 1893 года, после кончины игуменьи Магдалины, новой настоятельницей монастыря назначили монахиню Агнию. Тем временем послушница Пелагия была пострижена в рясофор, затем 19 января 1893 года ее постригли в мантию и нарекли Магдалиной. С января 1893 года монахиня Магдалина казначея монастыря.

10 февраля 1897 года последовал указ об утверждении настоятельницей обители монахини Магдалины, а 23 февраля 1897 года она была возведена в сан игуменьи, с возложением золотого наперсного креста.

В 1900 году игуменья Магдалина была назначена попечительницей церковно-приходских школ епархии. За свои труды по благоустройству обители матушка Магдалина была награждена 5 крестами и медалями.

С 1897 по 1919 год монастырь достиг своего наивысшего расцвета, монастырь стал третьим по величине в России.

Из воспоминаний схимонахини Николаи: «Монастырь Ново-Тихвинский закрыли в 1922 году, а перед 1920 годом Магдалину с игумений сняли... Стала Хиония игуменьей. Матушка уехала на Чусовую, на дачу, а Хиония стала. А когда монастырь закрыли в двадцать втором, Хионию арестовали. Так она в тюрьме и умерла. Получается, матушку игуменью Магдалину Бог миловал.

Папина двоюродная сестра тетя Анна (монахиня Ангелина) жила раньше послушницей у матушки игуменьи Магдалины в Ново-Тихвинском монастыре. Через нее я и с матушкой Магдалиной познакомилась. Когда монастырь закрыли, то все равно ходили к матушке и жили у нее общиною на квартире. Она на Четвертой Загородной улице жила, ныне улица Шмидта. Было нас человек восемнадцать... Одеяла шили, молились. Вся молодежь была на казенной работе, поэтому собирались вечерами...»

Приходили к матушке Магдалине и новые послушницы. Община старалась жить по-монашески, соблюдая иноческие обеты. Начались аресты. В заключении оказались и многие сестры Ново-Тихвинского монастыря. (Тюрьма находилась недалеко от Ивановской церкви.)

Матушку Магдалину арестовывали восемь раз. На допросах старица юродствовала на вопросы: «Чем в монастыре монашки занимались?» отвечала: «Да были у нас в монастыре платочки, тряпочки, мы их складывали, раскладывали, разглаживали». Следователи кричали, а старица невозмутимо разглаживала на коленях платочек и повторяла: «Раскладывали, разглаживали...» Чекисты, продержав монахиню в тюрьме дватри месяца, выпускали ее.

В тюрьме старицу подвергали и изощренным пыткам, одна из них «трамвай»: большую группу заключенных загоняли в тесную камеру и заставляли сутками стоять. В переполненной камере невозможно было не только присесть, но даже пошевельнуть рукой. Люди, сочувствуя престарелой женщине, сумели освободить место, чтобы старица могла сесть на пол. На холодном цементном полу старица Магдалина простудила ноги, последние годы жизни очень страдала от болезни ног.

Бывшие монахини, послушницы Ново-Тихвинского монастыря, верующие, нуждающиеся в духовной наставнице, собирались вечерами в доме старицы: вычитывали молитвенное правило, а в полночь читали акафист Тихвинской иконе Богородицы.

Старица любила повторять: «Тяготы друг друга носите, и этим исполните закон Христов, ведь на телесные подвиги мы не способны, только одним можем закон исполнить тяготы друг друга носить». Учила начинать и заканчивать день Иисусовой молитвой, заполнять ею свободное время. Сама она с четками не расставалась и творила три тысячи Иисусовых молитв каждый день. Матушка Магдалина очень любила молитву «Владычице моя Пресвятая...» И еще говорила: «Чтобы записаться в Книге Жизни, читайте молитву “Господи, не лиши меня Небесных Твоих благ...”»

Многих своих послушниц старица облекала в рясофор. Из воспоминаний схимонахини Николаи: «Когда матушка одела меня в монашескую одежду, я несколько дней была сама не своя... Я забыла, что такое есть, что такое спать. Матушка говорит: «Сегодня, Галя, будешь есть». А я думаю: «Что такое есть?» Вышла на крыльцо и молиться стала: «Матерь Божия, научи меня есть!» И так молилась, пока за стол не села. И только когда мне еду положили, я как-то вспомнила и снова научилась есть. Потом матушка говорит: «Будешь спать». Я думаю: «А как это, спать?» Вспомнила, что когда спят, глаза закрывают. Села за шкаф и глаза ладошками закрыла, стала молиться: «Матерь Божия, научи меня спать».

Схимонахиня Николая (в миру Галина Андреевна Засыпкина [1912–1997 гг.]) пришла в общину старицы Магдалины в 1930 году, четыре года училась послушанию и смирению.

Из воспоминаний схимонахини Николаи: «На молитве учила стоять внимательно, иногда после правила делала замечание той или иной сестре: «Ты рассеянная». Наставляла, чтобы нигде не задавали лишних вопросов, потому что любопытство мать пороков... Матушка говорила: «С мирскими не живи». И я действительно жила всю жизнь только с монашествующими.

Многих наших тогда чекисты забирали, много наших в тюрьмах сидело. А меня только допрашивали. А я бойко отвечала и их не боялась, потому что мне матушка сказала: «Я бы десять лет просидела, только бы тебя не взяли. Но тебя не возьмут. Только от креста не отрекайся, ничего не бойся...» По молитвам старицы, ее духовную дочь не устрашили угрозы чекистов, которые обещали сослать девушку «туда, где птицы не летают», Галина мужественно отвечала: «А вот совсем мне птицы и не нужны. Но вот туда меня не сошлете, где Бога нет!» Во время Великой Отечественной войны Галина служила медицинской сестрой на санитарном поезде, комиссар, узнав, что Галина носит крест, потребовал: «Сними крест!» Галина ответила: «Снимете с меня крест, снимете с моей головой. Я скорее голову отдам, чем этот крест». Господь по молитвам старицы и на этот раз сохранил Свою избранницу. Позже она попала в плен, по милости Божией, ей удалось бежать.

Прозорливая старица Магдалина многим духовным дочерям предсказала их будущую жизнь, говорила, что через много лет монастырь откроют. Прозорливица предсказала Галине, что она единственная из всех послушниц и монахинь доживет до возрождения Ново-Тихвинской обители.

Матушка Магдалина предсказала и время своей кончины. За три дня до смерти старица послала сказать владыке Макарию, что через три дня отойдет ко Господу. Владыка пришел в тот же день и постриг старицу в схиму. Последние дни она ежедневно причащалась Святых Христовых

Таин. Перед смертью старица почти всех благословляла иконой «Избавительница», а Галину, к ее удивлению, образом Николая Чудотворца. Это благословение послушница вспомнила, когда принимала монашеский постриг и услышала свое новое имя Николая.

Перед самой кончиной схиигумения Магдалина благословила всех Тихвинской иконой и сказала: «Передаю вас Матери Божией...» 16/ 29 июля 1934 года в окружении своих духовных чад старица Магдалина отошла ко Господу. Отпевал старицу владыка Макарий (Звездов).

Многие верующие пришли проводить схиигумению Магдалину в последний путь. Гроб несли по городу на руках. Похоронили старицу Магдалину на Ивановском кладбище Екатеринбурга. На могиле поставили деревянный крест, а на табличке духовные дочери с благоговением и любовью написали: «Моли Бога о нас, дорогая матушка!»

Приведем свидетельство чудесного исцеления на могиле схиигумении Магдалины.

Вскоре после праведной кончины старицы у монахини Евгении разболелась нога, с большим трудом она дошла до могилы духовной матери, сквозь слезы стала вопрошать: «Кто меня утешит кроме тебя, матушка?» По молитвам старицы в душе воцарился покой, боль утихла. Исцеленная монахиня без труда добралась до дома.

Старица не оставляла своих духовных детей, помогала им из горнего мира.

По свидетельству духовных чад старицы, схиигумения Магдалина являлась им во сне: предостерегала от неправильных поступков, давала советы в затруднительных ситуациях.

Прошли годы, в 1994 году началось возрождение Ново-Тихвинского монастыря.

Сегодня в монастыре 138 сестер. Сестры обители трепетно заботятся о могиле схиигумении Магдалины (Досмановой), записывают случаи ее молитвенной помощи.

По благословению высокопреосвященнейшего владыки Викентия ведется сбор материалов для прославления в лике местночтимых святых схиигумении Магдалины (Досмановой).

Схимонахиня Евфросиния (Мезенцева) (1872–1918)

Схимонахиня Евфросиния (в миру Анна Ивановна Мезенцева) жила на Урале, в деревне Шилово Каменского района.

Подвижница за великое смирение, многолетнее постничество удостоилась даров Святого Духа: прозорливости, дара исцелений, дара рассуждения.

Из воспоминаний схимонахини Николаи: «Хочу про Аннушку рассказать. Она была подвижница. Родилась она в одна тысяча восемьсот... примерно семьдесят втором году... умерла в 1918 году, сорока лет... Она была подвижница с молодых лет. С пятнадцати лет ни мяса не ела, ни рыбы не ела. Ела только овсянку (хлеб) и только один раз в день.

А на двенадцатом году она выпросила у матушки хлеба и пошла в киевский монастырь, с попутчиками... Но когда пришла в Киев, каких старцев ни просила благословение, они ей отвечают: «Дома монастырь...» Она ходила год, даже больше... Решила, что, видимо, в екатеринбургском (Ново-Тихвинском) – «дома монастырь». И пришла к матушке игуменье Магдалине (Досмановой):

– Матушка игуменья, примите меня в монастырь.

– А как тебя звать?

– Аннушка.

– А, Аннушка, да у тебя дома монастырь...

– Матушка, да какой же у меня дома монастырь? У меня брат женат, отца нет. Какой у меня может быть дома монастырь?

– А вот если надо, ходи к нам. Не часто, в год раз. Я тебя не оставлю, молиться буду. Даже зачислю в сестры, но только спасайся дома, говорит игуменья.

И я, говорит, шла всю дорогу, обливалась слезами. Пришла домой. Брат-то умер. Ero вдова вышла замуж, ребенок умер. Они остались вдвоем с мамой. Я, говорит, теперь поняла, что у меня верно дома монастырь, надо с мамонькой жить... Я, говорит, стала думать, а как это я стану жить без руководства. И попросилась у мамоньки до Белой горы... Вот там она познакомилась с архимандритом Варлаамом... И, по-моему, он и постриг ее в мантию с именем Анастасия. Да, с именем Анастасия, в схиме Ефросиния. И, видимо, такое послушание дал, дал ей книги: «Все читай, людям читай, объясняй. Пускай к тебе приходят люди. Ничем таким не занимайся, кроме огорода. Живите огородом...»

И стала людей принимать... Принимала всех. Ей приносили продукты, но она ничего не брала. Может быть, хлеб только. Иногда она ходила в монастырь...

Я с малых лет ее знаю... Как-то раз мой дедушка пришел к ней, а Аннушка говорит: «Вот настанет время, тебя из дома выгонят, все у тебя заберут, дом заберут, хлеб из амбаров, коров...» Так все и было. Все забрали, всех выгнали...»

По благословению своего духовника игумена Белогорской обители Варлаама (ныне прославленного священномученика Варлаама Белогорского) схимонахиня Евфросиния несла послушание старицы принимала страждущих.

По молитвам схимонахини Евфросиньи верующие исцелялись от тяжелых недугов, к ней приходили за духовным советом, по ее благословению создавались новые семьи.

По свидетельству местных жителей, предсказания прозорливицы всегда сбывались. Схимонахиня за несколько лет до революции предсказала и конец царской династии Романовых: «Государю нашему на небе уготован венец».

Подвижница была и утешительницей, и наставницей, она не раз говорила страждущим: «Любите Бога и Божию Матерь, любите же и скорби, посылаемые Ими». По свидетельству современников, ей дано было чувствовать на расстоянии духовное состояние своих духовных чад. Она оказывала в трудный момент молитвенную помощь нуждающимся людям.

Приходивших к ней за советом людей порой было так много, что старица теряла сознание от изнеможения.

25 октября 1918 года схимонахиня Евфросиния отошла ко Господу. До сих пор память о великой подвижнице живет в сердцах жителей деревни Шилово, сел Покровское, Троицкое, Сосновское, Маминское, тех, кто в юные годы сподобился побывать у старицы или слышал рассказы о ней от своих родных и близких.

Память схимонахини Евфросинии отмечается дважды в год: 25 октября в день кончины, 31 мая в день перенесения ее останков на кладбище села Маминское.

Немало чудес исцеления произошло за прошедшие десятилетия на могиле схимонахини Евфросинии.

Приведем лишь одно свидетельство молитвенной помощи схимонахини Евфросинии. Вера Михайловна Бебенина, проживающая в селе Покровском Каменского района, узнавшая о схимонахине Евфросинии весной 2002 года, рассказывает: «Меня заинтересовало жизнеописание подвижницы Аннушки. Я размножила его, и многие прихожане прочитали о ней. Потом мы съездили на могилу, помолились. Я просила о семейном благополучии детей, об успешной работе и о том, чтобы меня не мучила болезнь рук. В конце июня 2002 года я увидела сон, будто снова прихожу на могилу схимонахини, и вот подходит ко мне женщина в белом одеянии. Я ей говорю: у меня очень болят руки. А она отвечает: «С сегодняшнего дня у тебя руки болеть не будут». С тех пор боли у меня действительно прошли. Чувствую себя легко и хорошо, как в молодости. В жизненных затруднениях всегда теперь обращаюсь мысленно: «Преподобная Евфросиния-Постница, моли Бога о нас».

Подробнее о жизни подвижницы и чудесах исцелений на могиле подвижницы можно прочесть на сайте Ново-Тихвинского монастыря (https://www.sestry.ru/church).

Монахини Ново-Тихвинской обители собирают свидетельства ее народного почитания, чудес и молитвенной помощи для подачи сведений в Синодальную Комиссию по канонизации святых.

* * *

16

Ново-Тихвинский монастырь ведет свою историю с конца 18 века. Вырос он из богадельни при кладбищенской церкви. Церковь была освящена во имя Успения Пресвятой Богородицы. В 1809 году община была преобразована в общежительный женский монастырь. Перед революцией в обители проживало около 1000 насельниц. В 1920 году обитель была закрыта.

В 1994 году началось восстановление Ново-Тихвинского женского монастыря. Адрес монастыря. 620144 г. Екатеринбург, ул. Зеленая роща, 1. Тел. (343) 257–13–62,257–4183, 257–40–77.


Источник: Православные подвижницы двадцатого столетия: [70 жизнеописаний, воспоминания современников, поучения, подвиги и чудеса, молитвы] / [авт.-сост. Светлана Девятова]. - Москва: Артос-Медиа, 2009. - 410 С. ISBN 978-5-9946-0013-9

Комментарии для сайта Cackle