А. А. Рыбаков. Иконография святителя Николая Чудотворца в иконописи Русского Севера ХVII – ХVIII вв.
Образ свт. Николая Чудотворца был на Русском Севере столь же любим и популярен, как и на всей территории России. Вместе с тем, хотя в современных курсах истории русского искусства стало общим местом утверждение о формировании общерусской художественной культуры с XVI столетия, оно справедливо лишь постольку, поскольку с этого времени прекращается политическая самостоятельность прежних княжеств и вечевых городов – государств Древней Руси и соответственно исчезает мотивация интенсивного развития их культур в существовавших ранее самобытных формах. При более внимательном же рассмотрении сохранившегося фонда произведений русского искусства последующих столетий можно заметить, что определенные приоритеты в тематическом, иконографическом и стилистическом планах, которыми и характеризуется художественная специфика наследия региональных центров и ареалов художественной культуры, существовали и позднее, вплоть до наших дней.
Данное положение в полной мере относится и к трактовке образа свт. Николая. Интересный и малоизученный материал представляет в этом отношении художественное наследие вологодского региона Русского Севера, протянувшегося ныне широким поясом от юго – восточного побережья Онежского озера до верхнего течения Северной Двины длиной около тысячи километров и составляющего южную зону северных территорий европейской части России, – в частности его памятники иконописи, открытые за последние три десятилетия.
Как известно, почитание свт. Николая Мирликийского и его иконография появляются на Руси сразу же с принятием христианства, поскольку к этому времени они уже в достаточно развитом виде существовали как в Византийской империи, так и на христианском Западе.789 Судя по сохранившимся памятникам, в Древнем Киеве ХI – ХII вв. свт. Николай преимущественно изображался в двух заимствованных из Византии иконографических вариантах: прямоличное изображение святого в рост с книгой в левой руке, прижатой к груди, благословляющего правой, и такое же прямоличное изображение с аналогичным положением рук, но в поясном изводе.790 Именно в этих двух вариантах появляется иконография свт. Николая не без влияния киевских образцов в начале XII в. и в Великом Новгороде, а затем распространяется и на подвластных ему северных территориях, простиравшихся до Белого моря на севере и до Урала на востоке.791
Изображение свт. Николая в изводе «Николы Зарайского» – с приподнятыми и разведенными в стороны руками – появляется на новгородском Севере позднее, не ранее 1 – й пол. XIV в.792 Поскольку ранние памятники этой иконографии здесь происходят в основном с территорий восточных волостей Великого Новгорода, служивших своеобразной буферной зоной контактов с усиливающейся инновационной активностью культуры Руси Низовской в ее ростово – суздальских, а затем и московских формах, где особой популярностью пользовались иконографические варианты Николы Зарайского и Николы Можайского с признаками отдаленной семантической зависимости от древнехристианских орантов, то, по – видимому, правомерно рассматривать распространение здесь этого извода Никольской иконографии в ХV – ХVI вв. как следствие воздействий среднерусской художественной культуры.
С оформлением агиографического свода Метафраста византийскими живописцами к кон. ХI – ХII вв. разрабатывается иконография житийного цикла свт. Николая,793 которая затем варьируется в творчестве мастеров Западной Европы, а также на Балканах и в Древней Руси в соответствии с местными особенностями восприятия и интерпретации образа святого. В ранних сохранившихся русских житийных иконах свт. Николая, датируемых XIV– нач. XV вв., встречается от 12 до 16 клейм с изображением сцен его жизненного пути и чудес. Сюжетный состав этих клейм (Рождество, Стояние в купели, Исцеление жены сухорукой, Приведение во учение, Поставление в диаконы, Поставление в иереи, Поставление в епископы, Служба свт. Николая, Изгнание беса из древа и из кладезя, Спасение корабельников от бури, Избавление трех мужей от меча, Явление царю Константину, Явление епарху Авлавию, Явление трем мужам в темнице, Умножение хлебных укрух, Спасение Димитрия со дна моря, Избавление отрока Василия от сарацин, Преставление)794 указывает на то, что наряду с образцами византийской Никольской иконографии литературной основой творчества русских иконописцев служили уже на раннем этапе комплицированные рукописные списки Жития и чудес свт. Николая, в которых воедино слились предания о деяниях двух святых ликийских архиереев – Николая, архиепископа Мирликийского, жившего во 2 – й пол. III – 1 – й пол. IV вв., и Николая Пинарского, жившего в VI в.795 Возникавшие при этом хронологические несоответствия нимало не беспокоили ни самих изографов, ни их заказчиков, ни верующих как вследствие существовавших представлений о единстве сакрального пространства и времени, так и в силу распространенного тогда абсолютного пиетета к образу свт. Николая как скорого помощника в бедах и вселенского просветителя, когда всякое свидетельство о новых чудесах, связанных с его именем, лишь раскрывало ранее неизвестные грани его благодетельного могущества и увеличивало его притягательную силу и популярность святого.
В последней четв. XV – нач. XVI вв. в ходе грандиозных работ по строительству нового Московского Кремля и исполнению для вновь возведенных соборов, церквей и палат новых икон и росписей у русских иконников во главе с Дионисием, работавших здесь бок о бок с мастерами итальянского Возрождения, развивается интерес к развернутым иконографическим циклам с акцентированным нарративным содержанием, в котором рублевская идея Божественного совершенства горнего мира нисходит долу и очищающим царственным небесным светом заливает весь тварный мир, напоминая о его рождении по воле Творца, о гармоническом единстве человека и окружающего мира «по образу строения», об отражении в мире чувственном надмирного бытия.796 Художественные открытия Дионисия и мастеров его круга в трактовке света, пространства и времени, человеческой личности в системе христианского универсума варьировались и развивались позднее в творчестве русских иконописцев на протяжении двух столетий, вплоть до петровской эпохи. Особенно активно и плодотворно наследие Дионисия разрабатывалось в сер. 2 – й пол. XVI в. мастерами, работавшими при дворе московского митр. Макария, где создавались роскошные лицевые кодексы исторических летописей и Четиих – Миней, возникали новые иконописные ансамбли и жанры, в частности жанр «притч»; вскоре примеру москвичей начинают следовать и мастера северных центров художественной культуры Ярославля, Вологды, Сольвычегодска, Тотьмы, Великого Устюга, в храмах которых появляются многочастные иконы евангельского, ветхозаветного и житийного содержания.797
Уже в начальной истории г. Сольвычегодска отмечается особое почитание его жителями свт. Николая. Одна из трех частей Сольвычегодского посада в ХVI – ХVIII вв. именовалась Никольской по находившейся здесь одноименной церкви. В 1558 г. местным иконописцем Андреем Васильевым был сделан список с чудотворной вятской иконы Николы Великорецкого, позднее попавший в строгановский Благовещенский собор. Еще более высокого уровня почитание свт. Николая в Сольвычегодске достигло в годы возвышения солепромышленников – именитых людей Строгановых. В построенном ими в 1560 – 1584 гг. Благовещенском соборе имелся Никольский придел, большие житийные иконы свт. Николая находились как в придельном, так и в главном иконостасе.798
В г. Тотьме в XVI – 1 – й четв. XVII вв. солеварным промыслом занималась тотемская Афанасьевская ветвь Строгановых (Григорий Афанасьевич, Данила Григорьевич, Козьма Данилович и Ольга Гавриловна, жена Данилы Григорьевича). На Хорабардине горе, близ принадлежавших им соляных варниц, в нач. XVII в. ими выстроена Воскресенская церковь, здесь же располагалась старая приходская деревянная церковь свт. Николая, возведенная до 1567 г. Престолы еще трех церквей на Тотемском посаде были посвящены святому: одна из них, более древняя, была освящена в XVI в. во имя Николы Великорецкого, другая, двухпрестольная каменная, построена на средства богатых тотемских землепроходцев – мореходов Григория и Петра Пановых в 1774 – 1791 гг. (с нижним храмом в честь Входа Господня в Иерусалим) и третья в Ерзовском переулке, также двухпрестольная и каменная, построенная в 1746 – 1748 и в 1786 – 1793 гг. на месте двух деревянных церквей, существовавших здесь с кон. XVI в. В последней из них сохранилась храмовая местная икона свт. Николая кон. XVI – нач. XVII вв. с уникальной разработкой житийного иконографического цикла.799
В среднике этой иконы, обрамленном каймой с черневым узором по серебру, напоминающим обрамление текста в старопечатных книгах, представлен свт. Николай в рост в изводе Николы Зарайского – с руками, разведенными в стороны, с закрытой книгой в левой руке и благословляющим жестом правой. Фелонь с крестами в кругах, омофор, верхняя крышка книги и палица написаны в монохромной гамме черным колером по серебру. Этот цветовой аскетизм несколько смягчается введением темного голубца в письме подризника и красной охры на исподи. Тональность колорита деликатно повышается неяркой киноварью завернувшегося уголка палицы, плата в левой руке и обреза книги. Санкирь красноватого тона и слабое вохрение придают лику святителя теплый рыжеватый оттенок. Небесные сферы по сторонам Николы, где представлено «Никейское чудо» с изображением Христа и Богоматери в рост, подающих ему Евангелие и омофор, в окружении ангелов, энергично очерчены широкой голубой каймой небосвода со звездами, придавая верхней части средника волютообразную форму. В необычном пространственном решении выполнен позем средника: играющий роль первого плана темно – зеленый коврик под ногами Николы написан в прямой перспективе, а кирпично – красные «горки» под ним неожиданно завершаются сферическим сводом,800 тогда как санкирный дальний план позема незаметно растворяется в потускневшем золоте – двойнике «света». Благодаря такому решению позема фигура свт. Николая становится особенно монументальной и приобретает характер величественного воспарения над земной твердью, являя верующим образ подлинно вселенского учителя веры.
Вокруг средника на тотемской иконе размещены 84 равных по площади клейма, в которых проиллюстрированы тексты жития и чудес свт. Николая, имевшиеся в разных вариантах в книгохранительных палатках церквей и монастырей, а также в книжных собраниях книголюбов. Клейма расположены двумя регистрами по 12 ячеек на верхнем и нижнем полях и шестью регистрами по 3 клейма на боковых полях. Они плотно примыкают одно к другому и разделяются лишь тонкой белильной чертой. В каждой ячейке представлена только одна сцена сюжета.
Сюжетную канву иконографического цикла составляют следующие события жития и чудес свт. Николая: Рождество и Стояние в купели; Крещение; Исцеление жены сухорукой; Приведение во учение; Поставление в диаконы; Поставление в иереи; Поставление в епископы; Служба свт. Николая; Встреча с бесом на пути в Рим и Ввержение его под землю; Исцеление княжеского сына в земле Сирийской; Чудо о трех девицах; Плавание Николы в Палестину; Заточение Николы в темницу царем Диоклетианом; Разрушение храма Артемиды в Мирах Ликийских; I Вселенский Собор в Никее; Заушение Ария; Чудо о гладе, бывшем в Мирах Ликийских, и о явлении Николы купцу на корабле с зерном; Чудо о трех стратилатах; Чудо об Агрикове сыне Василии; Чудо о спасении трех мужей от казни; Чудо о сарацине, плененном греками, и о его спасении; Чудо об иконе Николы и о Патриархе Афанасии; Чудо о Петре Афонском; Спасение Димитрия со дна моря; Чудо о трех мужах, брошенных в море и спасшихся на плывшем камне; Чудо об изгнании беса из кладезя; Изгнание беса, вошедшего в девицу под яблоней; Чудо о киевском отрочати; Чудо о половчине в Киеве; Спасение корабельников от бури; Изгнание беса из древа; Избавление от казни попа Христофора; Чудо о сербском царе Стефане; Спасение мужа от потопления; Чудо о юноше, в татьбе неповинном; Чудо о спасении корабельников и слуги Симеона от бури; Исцеление расслабленного юноши; Чудо о ковре; Чудо о бедном монастыре; Преставление Николы; Перенесение мощей из Мир Ликийских в Бар – град; Служба у раки свт. Николая в Бар – граде.
Таким образом, тотемский изограф предпринял попытку представить своеобразное эпическое полотно жития и чудес свт. Николая, известных ему из разных сказаний и иконографических источников, увеличив количество иллюстрируемых сюжетов до 44 и наполнив сакральное пространство иконы множеством новых мотивов и персонажей.801 Но это полотно еще не образует временного и пространственного единства, хотя и стремится к нему. Оно состоит из композиционно самостоятельных, независимых миниатюрных сцен, объединенных лишь единым модулем ячеек да палитрой, которой располагал художник. В этом отношении тотемский мастер не выходит за рамки иконографической традиции, сформировавшейся в сер. – 2 – й пол. XVI в. в творчестве псковских, московских и вологодских иконников. Вместе с тем от многочастных икон предшественников тотемский памятник отличается необыкновенной энергией и легкостью письма, стремительным полетом вдохновенной кисти мастера, запечатленной и в изящных линиях описей, и в ясной прозрачности чистых красок, положенных тонким слоем как будто на одном дыхании, в уверенном рисунке. Такой акварельный характер красочного слоя и рациональная умеренность в детализации изображаемых сцен дают основания предполагать, что тотемский иконник пользовался в своей работе каким – то иконографическим пособием – иконописным подлинником или же лицевым житием свт. Николая, которые к тому времени имелись уже в немалом количестве, и что сам он, вероятно, был опытным иллюминатором лицевых рукописей.802
В качестве сюжетных приоритетов в тотемской иконе с очевидностью выступают многочисленные эпизоды борьбы святого с нечистой силой, исцеления от болезней и спасения на водах – тематика, весьма актуальная для тотьмичей на пороге Смутного времени, для которых древняя река Сухона была и большой дорогой, доводившей до студеного моря, и матерью– кормилицей. Свт. Николай предстает на этой иконе как спокойный и мудрый, уверенный в неотразимой силе крестного знамения и имени Божьего духовный владыка, скорый предстатель и неутомимый в милосердной помощи нуждающимся и призывающим его заступник и спаситель.
Уникальным памятником разработки Никольской иконографии вологодскими мастерами в кон. XVII – нач. XVIII вв. является большой житийный образ свт. Николая из церкви Иоанна Богослова в Вологде, написанный в 1713 г. вологодскими иконописцами Иваном Григорьевым Марковым и Иваном Никифоровым.803 На иконе в среднике представлен свт. Николай в поясном изводе, с Христом и Богоматерью на облаках, вручающими ему книгу и омофор. По сторонам средника расположено тридцать одно клеймо, в котором проиллюстрированы сказания о его житии и чудесах.
Главный мастер этой иконы Иван Григорьев Марков, как и его отец Григорий Агеев, был потомственным иконописцем и входил в плеяду лучших изографов Вологды своего времени. Работая над иконографическим циклом свт. Николая, он с великим мастерством и тщанием воплотил идеальные представления своей эпохи как о личности великого чудотворца, так и о том мире, в котором он творил свои деяния и чудеса, стремясь при этом следовать основам иконописной традиции.
Так, изображая в среднике свт. Николая в виде старца в поясном прямоличном изводе, с предстоящими Богоматерью и Спасителем, он воспроизводит иконографическую схему, известную на Руси с кон. XIII в. Однако действо «Никейского чуда» происходит уже не в трансцендентном мире, залитом царственным сиянием золотого света – фона, но совершается в более близкой и знакомой молящимся верующим сфере земного бытия под светлым куполом санкирно – золотистого неба, покрытого легкими серебристыми облачками. В соответствии с практикой церковной жизни кон. ХVII – ХVIII вв. мирликийский владыка одет в парадные архиерейские одежды: на нем фелонь из дорогой малиновой ткани с растительным узором из крупных цветов, бутонов и листьев, вышитых серебром, а с плеч ниспускается омофор, на котором вместо обычных крестов вышиты сцены Благовещения и Вознесения. Золотой оклад книги с эмалевыми дробницами и с драгоценным каменьем по кайме в руке свт. Николая как будто писан с натуры по образу и подобию многих памятников книжного дела, поныне хранящихся в ризницах и музеях. И неожиданным контрастом к этому величию и великолепию святительского чина, в которых отражаются слава и блеск престола Вседержителя – Царя Царей, выступает бескровный и скорбный, изборожденный глубокими морщинами лик святителя с каким – то недоуменным взором устремленных на предстоящего глаз. Подобные печальные раздумья о превратностях земного бытия охватывали многих русских иерархов в период крутых секуляризационных реформ Петра I, когда создавался этот образ.
Еще более впечатляющую панораму единого пространства и времени, данного в мире человеческого опыта как гармонического «вертограда многоцветного», красно украшенного травами дивными и градами бесчисленными по Божьему премудрому произволению, развертывают вологодские изографы в клеймах на полях иконы. В горизонтальных регистрах сцен жития и чудес свт. Николая теперь уже отсутствуют всякие разделительные описи, и локальное пространство клейма определяется лишь композиционным соотношением персонажей и символически намечается иногда колонками нутровых палат. При этом два регистра на нижнем поле объединены в нераздельную сферу жития и деяний чудотворца приемом их изображения на общем фоне холмистой земной тверди и вод Средиземного моря, плавно перетекающих из одного регистра в другой. В пространственно – композиционном решении своего произведения вологодские мастера таким образом активно используют и развивают художественный опыт ярославских и ростовских иконников 2 – й пол. XVII в., виртуозно применявших прием пространственно – временного единства в регистрах многочисленных создававшихся ими фресковых ансамблей, как и открытия знаменитого северного мастера Семена Спиридонова Холмогорца, много работавшего в Ярославле в 1670 – е – 1680 – е годы.804
В тридцати одном клейме вологодской иконы представлено свыше 110 сцен жития и чудес свт. Николая в следующем составе: Рождество Николы, Наречение имени и Стояние в купели; Крещение младенца Николы; Приведение во учение, Учение Николы, Вручение отрока Николы родителями стрыю епископу Николаю на служение Богу; Поставление в иереи; Епископ Николай поручает иерею Николе церковное строение, Отплытие епископа Николая в Палестину, Моление иерея Николая в храме, Раздаяние милостыни; Чудо о трех девицах; Обретение корабля, плывущего к святым местам, Изгнание беса с корабля, Усмирение бури и Исцеление упавшего с мачты юноши, Пристание к берегу Александрийскому, Исцеление больных и Поклонение святым местам; Обретение корабля, плывущего на возвратный путь в Ликию, Моление корабельникам направить корабль в Ликию, Глас в Сионском монастыре свт. Николаю о подвиге святительства, Приход свт. Николая во град Миры, Собор архиереев в Мирах Ликийских; Поставление свт. Николая во епископы и Видение ему Спаса и Богородицы, вручающих книгу и омофор; Приведение свт. Николая к царскому наместнику и Ввержение его с паствой в темницу, Освобождение свт. Николая и Разрушение храма Артемиды; Хожение свт. Николая на Никейский Собор, Заушение Ария, Снятие со свт. Николая архиерейских инсигний, Видение неким от святых отец Спаса и Богородицы, вручающих свт. Николаю книгу и омофор; Вручение свт. Николаем трех златников итальянскому купцу – хлеботорговцу в сонном видении, Приплытие корабля с зерном в Миры Ликийские и Избавление жителей Мир Ликийских от голода; Приплытие трех воевод в гавань Андриаку и Поклонение их свт. Николаю, Прибытие в Андриаку жителей Мир Ликийских с жалобой на мирского игемона, осудившего на смерть трех неповинных мужей, Отшествие свт. Николая с воеводами в Миры Ликийские; Встреча с мирскими жителями у стен Мир Ликийских, Избавление трех мужей от меча и Раскаяние игемона; Оговор клеветниками трех воевод перед Евлавием и Мздоимство Евлавия, Донос Евлавия царю на трех воевод, Ввержение трех воевод в темницу, Уведомление темничным стражем трех воевод о казни; Явление свт. Николая царю во сне, Явление свт. Николая епарху во сне, Беседа царя и епарха о сонном видении, Приведение трех воевод к царю, их освобождение и вручение им даров для свт. Николая, Отплытие трех воевод в Ликию, Вручение царских даров свт. Николаю; Спасение свт. Николаем корабельников от бури, Обретение ими свт. Николая в Мирском граде и поклонение ему; Преставление свт. Николая и Положение тела его в соборной церкви Мир Ликийских; Вручение сосуда корабельникам бесом, превратившимся в жену, Явление корабельникам свт. Николая в малой ладье во время бури, Повеление им выбросить сосуд в море и Усмирение бури, Поклонение мощам свт. Николая в Мирах Ликийских; Явление свт. Николая пресвитеру в Бар – граде с повелением взять мощи из Мир Ликийских, Извещение воли свт. Николая пресвитером жителям Бар – града, Снаряжение корабля за мощами свт. Николая, Перенесение мощей из Мирского собора на итальянский корабль, Встреча мощей свт. Николая в Бари; Моление Василия, Агрикова сына, в церкви на память свт. Николая, Пленение его сарацинскими воинами и приведение к сарацинскому князю, Поминальная трапеза в доме Агрика, Поставление Василия свт. Николаем во дворе Агрикова дома; Пленение иерея Христофора аравитянами и Избавление его свт. Николаем от усечения мечом; Пленение Петра сарацинами, Явление Петру свт. Николая и Симеона Богоприимца в темнице, Явление свт. Николая с Петром Патриарху во сне, Пострижение Петра в иноки Патриархом; Ослепление царя Стефана при храме свт. Николая, Явление ему свт. Николая с его глазами на длани, Возвращение свт. Николаем царю Стефану зрения на всенощном бдении, Благодарственная молитва царя Стефана свт. Николаю, Возвещение царю Стефану о скором преставлении; Пленение сарацина на море греками, Явление плененному сарацину свт. Николая в темнице, Перенесение свт. Николаем сарацина из темницы в сарацинский град; Явление свт. Николая мужу Феофану с повелением написать икону, Изнесение иконы свт. Николая из дома по велению Патриарха, Потопление корабля Патриарха во время бури, Избавление Патриарха от потопления свт. Николаем; Спасение младенца из Днепра свт. Николаем, Обретение живого младенца под иконой свт. Николая в Киевском Софийском соборе; Спасение Димитрия со дна моря и Поставление его в доме своем; Исцеление расслабленного юноши, Избавление корабельников от бури, Чудо о половчине в Киеве; Чудо о ковре и Чудо о бедном монастыре.
Икона свт. Николая из вологодской церкви Иоанна Богослова отличается обилием и пространностью надписей на полях. Они выполнены мелким полууставом, написанным черной краской по золотому фону, и представляют собой целые страницы из списков жития и чудес свт. Николая, ходивших среди книжных людей северных городов и посадов. Предварительное изучение этих надписей показывает, что в основе их находятся варианты житийных текстов, вошедших в состав Макариевских Четиих – Миней XVI в., дополненные текстами «Повести еже о пренесении честных мощей иже во стых отца нашего Николы архиепископа града Мира».805
Местный образ свт. Николая в житии, созданный Иваном Марковым и Иваном Никифоровым при всем обилии инноваций еще на основе традиции иконописных подлинников, явился впечатляющим заключительным аккордом периода высокого подъема в развитии вологодской иконописи 2 – й пол. XVII в. Ориентация просвещенной публики и заказчиков из церковной среды петровского времени на украшение вновь возводившихся храмов иконами «живописного письма» не оставляла перспективы для востребованности труда иконников прежней формации, как и икон подобного повествовательно – назидательного жанра.
Однако освоение техники письма, приемов композиционного построения и художественного языка новой пространственной живописи русскими художниками в XVIII столетии за пределами столичных городов России совершилось далеко не сразу и проходило в трудных творческих поисках путей постепенной адаптации традиционного содержания и профессиональных навыков к новым укоренявшимся в разных слоях общества вкусам и представлениям о благолепии храмового интерьера, о содержании церковного искусства и выразительности его художественной формы. Примечательным памятником воплощения традиционной Никольской иконографии изобразительными средствами новой художественной системы в творчестве крестьянских иконописцев Русского Севера конца XVIII в. является местный житийный образ свт. Николая Чудотворца из Борисоглебской церкви в с. Ирма (Борисоглебское), находящемся в верхнем течении р. Шексны, написанный мастером поонежской художественной традиции из старинного историко – культурного ареала Каргополья Чекуевской волости на р. Онеге.806
В среднике иконы свт. Николай представлен в иконографическом изводе Николы Зарайского, в рост, на фоне темноголубого неба, алеющего у горизонта полосой розовой зари. Той же темной лазоревой краской в три плана написан позем, венчающийся на дальнем плане синеющими зубцами горной цепи. Это обилие голубого цвета в среднике иконы, с одной стороны, символизирует характерный пейзаж Ликии, прижатой высокой стеной горных хребтов к побережью Средиземного моря, с другой стороны, напоминает об утвердившейся особой славе свт. Николая как скорого избавителя от опасности на море. В верхних углах средника в розовом сиянии разверзшегося неба видны полуфигуры Христа и Богоматери, вручающих святителю по «Никейскому чуду» книгу и омофор. Сам святитель облачен в ярко – красную киноварную фелонь и синий подризник. На нем светлый сиреневого оттенка омофор с белыми крестами, на груди овальная панагия, у бедра золотая палица с киноварными кистями.
В подобном же колорите, построенном на сопоставлении открытых локальных колеров с преобладанием киновари, голубца и белил, написаны и житийные сцены в клеймах. При отборе иллюстрируемых сюжетов мастер возвращается к начальным вариантам их сокращенного состава из шестнадцати сцен, из которых пять посвящены тематике детства, три раскрывают повествование о спасении трех мужей от казни, в трех клеймах показано прохождение свт. Николаем степеней священства от диакона до епископа. Из других чудес и деяний святителя проиллюстрированы лишь «Чудо о трех девицах», «Изгнание бесов из колодца и древа» и «Избавление корабельников от бури». Завершается житийный иконографический цикл сценами преставления свт. Николая и перенесения мощей из Мир Ликийских в Бар – град.
Наряду с краткостью избранного житийного цикла на иконе обращает на себя внимание лаконизм используемых изобразительных средств, отказ мастера от всякой детализации представляемой сцены, сведение ее формы и содержания до значения иконографической формулы. Количество персонажей в рамках композиционного пространства строго ограничено непосредственно действующими лицами, при этом совершенно лишенными индивидуальных характеристик за пределами иконографических шаблонов «млад», «средовек», «стар». Все действующие персонажи – мужчины и женщины, архиереи и простолюдины, император и палач, в том числе и сам свт. Николай – представляют один и тот же простонародный типаж, варьируемый лишь по возрасту и по атрибутике одежд. Функция представленных лиц в повествовании изображаемой сцены раскрывается прежде всего через традиционную символику позы и жеста, благодаря чему резко повышается их семантическая роль в художественной структуре произведения. Если действие происходит в пейзаже, то кроме синего неба и коричневой тверди земли иные детали, конкретизирующие местность, совершенно отсутствуют. Архитектурный стаффаж интерьерных сцен ограничен гладью белой массивной стены, прорезанной условными проемами небольших окон и декорированной лишь горизонтальными тягами и плоскими каннелированными пилястрами, в которых угадывается рационализм архитектуры классицизма. Прежние пространные тексты надписей заменены титульными наименованиями клейм. И только пышное обрамление средника и клейм золочеными гризайльными гирляндами из дубовых листьев выступает здесь запоздалым отголоском барочной традиции изобилия декоративных форм. Все историческое богатство Никольского житийного цикла и его иконография синтезируются и обобщаются в произведении мастера череповецкой иконы до эпической емкости фольклорного образа, а лаконизм ее изобразительного языка и энергия колористического строя напоминают чеканную стилистику народных сказаний.807
Отразившееся в иконописной традиции Русского Севера приоритетное отношение к образу свт. Николая Чудотворца на протяжении веков в различных социальных слоях местного населения нашло свое выражение в многообразии памятников Никольской иконографии, запечатлевших путь исторической эволюции его восприятия и трактовки на разных этапах развития отечественной духовной культуры.
* * *
См.: Falconius Carmininius Nic. Sancti Nicolai confessoris pontificis et celeberrimi thaumaturgi Nicolai Acta Primigenia. Neapole, 1751; Леонид (Кавелин), архим. Житие и чудеса святого Николая Мирликийского и похвала ему. Исследование двух памятников древней русской письменности XI в. // Памятники древней письменности и искусства. Вып. 34. СПб., 1881; Anrich G. Hagios Nicolaos. Der heilige Nikolaos in der griechischen Kirche. Texte und Undersuchungen. Bd. 1–2 Leipzig-Berlin, 1913–1917; Гусев Ф., Вознесенский А. Житие и чудеса св. Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского, и слава его в России. СПб., 1899 (Репринт. СПб., 1999); Вorsting H. Liudger – Trager des Nikolauskultes im Abendland // Westfalia sacra. Quellen und Forschungen zur Kirchengeschichte Westfalens. Bd. Liudger und sein Erde. Munster, 1948; Метафраст Симеон. Жизнь и деяния св. отца нашего Николая / Изд. С.В. Поляковой // Византийские легенды. Л., 1972. С. 140–155; Логвин Г.Н. София Киевская. Государственный архитектурно-исторический заповедник. Киев, 1971. С. 39, 50. Ил. 69, 73; Оzgur М.Е., Кuleli А.Е. La chiesa di san Nicola a Mira. Ancara, 1992; Mensing R. Nikolaus von Myra. Dusseldorf, 2001; Бугаевский А.В., Владимир (Зорин), архим. Свт. Николай, архиепископ Мирликийский, Великий Чудотворец. Его жизнь, подвиги и чудотворения, изложенные по древним греческим, латинским и славянским рукописям. М., 2001; и др.
См.: Логвин Г.Н. Указ. соч. Ил. 69, 73; Антонова В.И. Станковая живопись средневековой России // Триста веков искусства. Искусство европейской части СССР. М„ 1976. С. 155–156.
Об этом свидетельствуют прежде всего каменные иконки ХIII-ХIV вв., найденные археологами в пределах Вологды и Белозерска, а также сохранившиеся памятники иконописи ХIV-ХVI вв. См.: Смирнова Э.С. Икона Николы 1294 года мастера Алексы Петрова // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975. С. 81–105; «Сказание о дивном обретении чудотворныя иконы святителя Николая архиепископа Мирликийского, о чудеси от нея совершившемся в Великом Новгороде и о создании церкви во имя сего чудотворца на Торговой стороне, на Ярославле дворище, взятое из летописца, хранящегося в той церкви»; публ.: Азбелев С.Н. Новгородские местные летописцы // ТОДРЛ. XV. М.-Л., 1958. С. 368–369; Рыбаков А. А. Художественные памятники Вологды XIII – начала XX века. Л., 1980. С. 26, 35. Ил. 21; 1000 Jahre Ortodoxe Kirche in der Rus? 988–1988. Russische Heilige in Ikonen, Recklinghausen, 1988. № 42. Nikolaus von Lipno. S. 41; Трифонова А.Н. Русская икона из собрания Новгородского музея. СПб., 1992. С. 9–10. Ил. 9, 10–15; Косцова А. С. Древнерусская живопись в собрании Эрмитажа. СПб., 1992. Илл. 1, 53 и др.; Макаров Н.А., Суворов А.В. Новые находки каменных образков и матрицы прикладной печати из Вологды и Белоозера // Российская археология. 2001. № 3. С. 111–117.
См.: Смирнова Э.С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – начало XV века. М., 1976. С. 195–197, 199–203; Антонова В.И. Московская икона начала XIV в. из Киева и «Повесть о Николе Зарайском» // ТОДРЛ. Т. XIII. М.-Л., 1957. С. 378–380.
Об иконографии жития и чудес свт. Николая см.: Levuenko N.P. The life of Saint Nicholas in Byzantine Art. Torino, 1983; Сlare Е.С. St. Nicholas. His legends and iconographi Firenze, 1985; Смирнова Э.С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – начало XV века. М., 1976; Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982; Likchachov D., Laurina V., Puschcariov V. Novgorod Icons.12th – 17th century L., 1980; Тарасова Е.Н. Никольский придел в системе росписей собора Ферапонтова монастыря // Реставрация и исследование темперной живописи и деревянной скульптуры. Грабаревские чтения I. М., 1990. С. 35–48; Гусева Э.К. Роспись Никольского придела Рождественского собора Ферапонтова монастыря и житийные иконы Дионисия // Ферапонтовский сборник. V. М., 1999. С. 180–190; Рыбаков А.А. Отражение культа святителя Николая Чудотворца в иконографии Востока и Запада // Русская культура на пороге третьего тысячелетия: Христианство и культура. Вологда, 2001. С. 107–116; и др.
Клеймо с изображением сцены «Перенесение мощей Николы из Мир Ликийских в Бари» появляется несколько позднее, в первую очередь на памятниках иконописи среднерусского происхождения. См.: Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи [ГТГ]. I. М., 1963. № 211; Искусство Рязанских земель / Составители Н.В. Дмитриева, Г.С. Клокова, А.В. Силкин. М„ 1993. № 2.
Из новейших исследований о списках Жития и чудес свт. Николая и о слиянии в них сведений о двух предстоятелях Ликийской церкви см.: Крутова М.С. Святитель Николай Чудотворец в древнерусской письменности. М., 1997; Бугаевский А.В., Владимир (Зорин), архим. Указ. соч. С. 7; и др.
О влиянии идей неоплатоников в интерпретации представителей исихазма на древнерусское искусство писали многие исследователи византийской и древнерусской эстетики. Так, В.В.Бычков замечает: «Творчество ряда поколений очень разных древнерусских иконописцев от новгородского грека Феофана до Дионисия Ферапонтовского в глубинных своих основаниях питалось исихастской эстетикой света – красоты – славы». См.: Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев, 1991. С. 370–389.
См.: Подобедова О.И. Московская школа живописи при Иване IV. Работы в Московском Кремле 40-х – 70-х годов XVI в. М., 1972, С. 59–188; Салтыков Александр, прот. Вопросы церковного искусства на Стоглавом соборе 1551 года //Искусство христианского мира: Сб. ст. Вып. 3. [Православный Свято-Тихоновский Богословский институт]. М., 1999. С. 32–51; Масленицын С.И. Ярославская иконопись. М., 1973. Ил. 27, 33, 35; Рыбаков А.А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской ХIII-ХVIII веков. М., 1995. Ил. 62, 68, 239, 241, 266, 280, 284.
О сольвычегодских памятниках Никольской иконографии см.: Белов С.П. Икона «Никола Великорецкий» 1558 г. из Сольвычегодска // Памятники культуры. Новые открытия. 1987. М., 1988. С. 202–206; Логвинов Е.В. Иконы «строения именитых людей» Строгановых // Искусство строгановских мастеров. Реставрация. Исследования. Проблемы: Каталог выставки. М., 1991. № 19. С. 12–13, 53–54; Овсянников О.В. Средневековые города Архангельского Севера. Архангельск, 1992. С. 318; Рыбаков А.А. Вологодская икона... С. 359. Ил. 278.
Исторические сведения о Никольских храмах г. Тотьмы см. в кн.: Григоров Д.А. Тотьма и ее окрестности // Тотьма: Историко-литературный альманах. Вып. 1. Вологда, 1995. С. 148, 156–170, 212. Реставрацию и описание иконы «Св. Николай, в житии» выполнил С.П. Белов. См.: Белов С.П. Литературные источники житийных клейм иконы «Никола Зарайский, в житии» из Тотемского краеведческого музея // Литература и искусство в системе культуры. М„ 1988. С. 330–342.
В последствии подобный прием использовал К. Петров-Водкин при разработке «круговой перспективы», опираясь на собственный опыт изучения памятников иконописи.
Как было установлено С.П. Беловым, большая часть клейм тотемской иконы соответствует тексту жития и чудес свт. Николая, соотносящихся с текстом Макариевских Четьих Миней (в частности, Царского списка), а также опубликованной В.О. Ключевским в 1871 г. «некнижной редакции» жития, определяемой М.С. Крутовой как «так называемый III тип жития св. Николая, обнаруженный С.П. Беловым в составе рукописного «Жития и подвигов св. Николая Чудотворца» кон. XVI – 1-й пол. XVII вв., хранящегося в научном архиве Вологодского музея -заповедника и происходящего с территории Тотемского уезда (ВОКМ, № 26865). См.: Белов С.П. Литературные источники житийных клейм иконы «Никола Зарайский, в житии»... С. 335–342; Крутова М.С. Указ. соч. С. 131–133.
Как известно, в книжном собрании Строгановых в Сольвычегодске имелось роскошное лицевое житие с чудесами свт. Николая, входившее, по мнению исследователей, в состав Лицевого летописного свода, создававшегося в патриарших Макариевских мастерских в сер. XVI в. (Зарубин Н.Н. Библиотека Ивана Грозного. Реконструкция и библиографическое описание / Примеч. и дополн. А.А. Амосова. Л., 1982. С. 102–104). Однако в иконографии житийного цикла тотемской иконы миниатюры строгановской лицевой книги не нашли отражения, поскольку Данила Иванович Строганов купил эту книгу в Москве лишь в сер. XVII в.
Ныне в собрании Вологодского музея-заповедника (ВОКМ 6046, 159x130,5, пост, в 1930 г. Реставрация: реставратор А.А Рыбаков, 1973–1974 гг.). См.: Рыбаков А.А. Художественные памятники Вологды XIII – начала XX века... С. 14, кат. и ил. 195–196; Он же. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской... С. 110. Кат. и ил. 100–102.
Аналогии в творчестве ярославцев и Семена Спиридонова Холмогорца см.: Масленицын С.И. Ярославская иконопись. М., 1973. С. 36–41. Ил. 46–48, 51–60; Воейкова И.Н., Митрофанов В.П. Ярославль-Л., 1973. С. 130–143.
Так, надпись к первому житийному клейму с изображением Рождества Николы и Стояния в купели гласит: «Чюдотворца великаго, помощника скораго и ходателя к Богу изряднаго святителя Христова Николая возрасти Ливийская страна во граде Патара нарицаемомъ, от честныхъ благородныхъ правоверныхъ и богатыхъ родителей. Отецъ его бе именемъ Феофанъ, мати же Нона. Та благословенная двойца в законном супружестве благочестно пребывающе благоугоднаго ради жития своего сподобистася произвести святую ветвь, родивши божественного сего отрока, нарекоша имя ему Николай еже сказуется Победа. Вправду бе той на злобу явися, Богу тако благоволившу на общую мира пользу, ибо по рождестве своемъ в купеле сый три часа стоялъ на ногу своею сам о себе, никому же тоя поддержащу, честь воздал стояниемъ темъ Святей Троице, ей же послежде имея быти великий служитель и предстатель. Но и постникъ изряден быти начинаше, в среду бо и пя- токъ единою деснаго сосца млеко вкушаше и то во время вечернее по соверьшении обычнаго христианомъ правила». В пояснительной же подписи к клеймам 20 и 21 со сценами перенесения мощей из Мир Ликийских в Бар-град повествуется: «Святый Николае явися в Баре граде презвитеру, глаголя: рцы людемъ симъ, да шедше возмуть мощи мои от Мира града. Слышавше людие устроивше корабль и поидоша и мощи святаго с радостию прияша и в Бар градъ возвратишася и несоша майя в 9 день. Люди же барстии с радостию сретоша честныя мощи».
Ныне в собрании Череповецкого музейного объединения (ЧКМ 636/5, 141,5x122,5x3,6). Икона раскрыта автором в 1999–2001 гг. О работах этого мастера в Череповецком и Кирилловском уездах Новгородской губернии (ныне в составе Вологодской обл.) см.: Рыбаков A. A. Произведения онежской иконописной традиции XVIII века в Пошехонье и Белозерье // Святые и святыни северорусских земель. Каргополь, 2002. С. 230–239.
См., напр., легенду о Касьяне и Николае Чудотворце в кн.: Традиционный фольклор Новгородской области. Сказки. Легенды. Предания. Былички. Заговоры (по записям 1963–1999 гг.) / Сост. М.Н. Власова, В.И. Жекулина. СПб., 2001. № 141. С. 198.