Е. Поселянин

Источник

ОПИСАНИЯ ЖИТИЙ УГОДНИКОВ БОЖИИХ, ПОЧИВАЮЩИХ В ДАЛЬНИХ ПЕЩЕРАХ

Предисловие

Ни в одном из дошедших до нас Патериков преподобных отцов Печерских нет описания житий угодников Божиих, почивающих в Дальних пещерах; никто и не говорит, чтобы они кем-либо составлялись. Но что эти жизнеописания были, это несомненно (Словарь Исторический Российских святых. СПб., 1836 г. Предисловие). По преданию, в древние времена святые мощи в Дальних пещерах лежали не в гробах, а просто в нишах на досках. Эти ниши, где стоят и теперь гробы с мощами святых, закрыва­лись тоже досками. На этих досках в нижней части, в лежачем положении, изображались лики преподоб­ных Печерских, в средине вырезывались небольшие окна, чтобы чрез них поклонники могли прикладываться к святым мощам, а сверху надписывались чистым славянским наречием имена святых, коих были мощи, с кратким жизнеописанием святых. Без сомнения, эти краткие сказания о жизни и подвигах святых или взяты из полных жизнеописаний, или составлены по живому преданию. Если были жизнеописания полные, то они могли быть истреблены во время разных разорений Киева (Описание Киевской Лавры. Киев, 1847 г.). А надписи могли сохраниться вместе с мощами святых потому, что мощи с надписями скрывались в места, недоступные для неприятелей. Когда в мирное время постепенно открывались святые мощи, тогда открывались и надписи. Так в 1643 году никто не знал, есть ли в пещерах Дальних мощи священномученика Лукиана, хотя тогда и нужно было об этом знать, поскольку составлялась тогда служба преподобным отцам Дальних пещер. А когда отысканы были его святые мощи, тогда нашли при них и надпись, что святой Лукиан пострадал при нашествии Батыя и был пресвитером. В 1635 году Сильвестр Коссов, епископ Мстиславский, напечатал жизнеописания святых отец Ближних пещер. А в 1643 году прибыл в Киев иеромонах и протосингел Константинопольской Великой церкви Мелетий Сириг и составил службу преподобным отцам Дальних пещер (Описание Лавры). Надписи, бывшие над гробами, служили ему основанием при составлении службы. Тогда же эти надписи были списаны и изложены иноками в особой рукописи славянопольским языком. Они могли несколько раз переписываться и изменяться при пояснениях или переводе слов, становившихся непонятными для современников, или просто по разумению переписчика. Но содержание этих кратких сказаний о святых отцах весьма схожи с тропарями канона им, составленного Мелетием. Совпадает также число (сорок), имена святых и их порядок: Лонгин, Игнатий, Силуан, Агафон, Зинон, Макарий, Ахила, Ипатий, Паисий, Меркурий, Лаврентий, Моисей, Иларион, Дионисий (о нем написано краткое сказание в Патерике), Арсений, Пимен, Афанасий, Сисой, Григорий, Павел, Леонтий, Геронтий, Нестор, Тит, Памво, Захария, Феодор, князь Острожский, Софроний, Панкратий, Аммон, Мардарий, Руф, Вениамин, Феофил, Мартирий диакон, Евфимий, Кассиан, Пиор, Пафнутий, Иосиф. То же должно сказать и о сходстве содержания надписей на досках и рукописных сказаний.

До начала XX столетия сохранилось только шесть досок, на которых остались  изображения  святых и краткое описание их подвигов: святого Лонгина вратаря, Агафона чудотворца, Арсения трудолюби­вого, Вениамина, Тита воина и священномученика Лукиана. Шестая надпись, с известием о святой кончине Феофила, епископа Новгородского, имеется в вышеупомянутом описании Лавры. Но и этих надписей достаточно, чтобы увериться, что содержание их и содержание списков с них, и службы Мелетия одно и то же. Например, о преподобном воине в надписи говорится так: « Преподобный Тит воин, бывши на брани, поражен бе во главу оружием, едва не смертне, и сего ради остави воинствование; мало нечто возмог, прииде в монастырь печерский, и прият быв от ту живущих преподобных отец, облечеся в чин иноческий, и доблестно подвизався постом и молитвами, – противу невидимых супостат вооружися; слезами же безпрестанными толику сниска благодать яко извещено бысть ему прежде смерти о отпущении грехов его. Посем преселися духом на небо к торжествующим ликом. Доброподвижное же тело его зде положенное почивает». В славянопольском же сказании о нем написано: « Преподобный Тит воин, которому когда была на войне голова пробита, перестал воином быти и пришов в монастырь, и до смерти плакался грехов своих, аж было ему ознаймено пред смертию, иже отпустит Господь Бог грехи его» (Рукописный словарь преподобных отцов Дальних пещер, в библиотеке Дальних пещер). Подобное говорится о нем и в каноне (смотри 5-й тропарь 5-й песни канона преподобным отцам Дальних пещер).

Современно надписям было, видимо, появление и другой Лаврской рукописи под названием «Тропари и кондаки святым отцам Дальних пещер». Содержание их соответствует надписям (Рукопис­ный словарь). Большинство преподобных Дальних пещер подвизались в ХI–ХII столетии, когда затворничество еще более распространилось (История Русской Церкви Макария, епископа Винницкого. СПб., 1857 г.). Впрочем, в каноне и в кратких сказаниях не упоминается о святой Евфросинии, игумении Полоцкой, священномученике Лукиане, Анатолии, Мартирии затворнике и Феодоре молчаливом. Воз­можно, во время составления службы преподобным отцам Дальних пещер (в 1643 году) мощи этих святых, будучи скрыты, не были известны. По крайней мере, Кальнофойский в своей «Тератургиме» в 1638 году не упоминает о них. Также в 1643 году не было уже в Дальних пещерах святых мощей преподобных отцов Исидора, Евлогия и Даниила, о которых упо­минает Кальнофойский. Вероятно, при нашествиях неприятельских, бывших с 1638 до 1688 года, мощи этих святых были где-нибудь скрыты, но потом не найдены (Описание Лавры). Для нас драгоценны и оставшиеся сведения о святых отцах Дальних пещер. Извлекаем и передаем здесь все, что сказано о них в поименованных нами: рукописной тетради тропарей и кондаков, издавна находившейся в библиотеке Дальних пещер, и в другом рукописном же сказании о жизни сорока святых Дальних пещер, которое мы принимаем за список с надписей надгробных досок, переданный славянопольским языком. Эти рукописи отысканы в библиотеках Ближних и Дальних пещер в 1850 году начальником Дальних пещер, иеромонахом Иннокентием, переплетены в одну книгу, которая сохранялась в библиотеке Дальних пещер. Им же собраны и доски с надписями, еще не утраченные и лежавшие в разных местах, которые тоже сохранялись на Дальних пещерах. В «Тератургиме» Кальнофойского, в описании Киево-Печерской Лавры, в Печерском Патерике, в каноне преподобным Печерским, в «Киевском Сборнике 1840 года» собраны и сохранены также некоторые сведения о святых отцах Дальних пещер. Чтобы иметь некоторые сведения об угодниках Божиих Дальних пещер и доставить назидание другим, и были составлены эти «Краткие сказания о жизни и подвигах святых отцов Дальних пещер Киево-Печерской Лавры».

Преподобный Лонгин, вратарь Печерский

Преподобный отец наш Лонгин славился великим послушанием и святостью жизни. Усердно охраняя монастырские ворота, он всецело внимал движениям своего сердца. По его заботливости никакой враг не входил в святую обитель; тем более не входила в его сердце никакая суетная мысль или страсть. От врат земных он обращал душевное свое око к вратам небесным, к Царствию Божию, помышляя о том, как войти в него. Чтобы войти в небо, необходимо стяжать теснейшее единение с Господом, Который сказал: « Аз есмь дверь; Мною аще кто внидет, спасется» (Ин. 10:9). Это Божественное общение со Христом имел преподобный Лонгин. Благодать Божия, сущая в нем, обнаруживалась разными дарованиями и действиями духовными. Преподобный отец являл в себе дар прозорливости; ибо духовным своим оком видел дела и мысли входящих во святую обитель и исходящих из нее. Одобряя добродетельных в их добрых предприятиях и делах он возбуждал в них ревность к добродетельной жизни.

А обличая грешников в их грехах и угрожая им судом Божиим за неисправление, он приводил их к покаянию. В глубокой старости он переселился ко Господу. Память его празднуется 29 (16 – ст.ст.) октября.

Преподобный Игнатий, архимандрит Печерский

Преподобный Игнатий от юности соблюдал себя в чистоте и непорочности. Принявши на себя иноческий чин, святой своей жизнью, кротостью и любовью ко всем он обратил на себя взоры всех. Братия по монашеству так любила и уважала его, что единогласно избрала его настоятелем, руководителем и пастырем иночествующих в Печерской обители. Но святой Игнатий, будучи выше других саном, не ослабевал в подвигах монашеских. Напротив, он превосходил братию и добродетелями – постом, молитвой и смирением. Его усердные молитвы и священнослужения чудотворно действовали на других. Болящие исцелялись его молитвой и даже одним вкушением просфоры, на которой он священнодействовал. Велика сила добродетельной святой жизни! Велика сила благоговейных священнодействий и веры, с которою принимаются святые просфоры! Достигши старости, преподобный Игнатий отошел ко Господу. Память его 2 января (20 декабря).

Преподобный Силуан схимник

Преподобный Силуан схимник ревностно заботился о чистоте душевной и телесной. Чтоб приобрести ее, он наблюдал великое воздержание в пище и питии. К постнической жизни он присовокуплял всегдашние ночные бдения и молитвы. Умертвив греховные движения своей плоти, он стяжал дерзновение к Богу, духовное веселие, прозорливость и дар чудотворения. Приобретение духовных дарований соответствовало его подвигам духовным. Сперва благодать Божья обильно исполняла его сердце и все существо его, а потом, подобно благовонному аромату, изливалась от него и на других. Назидательное слово его многих наставило на путь благочестия. А дар прозорливости и прозрения духовного мира показывал в нем угодника Божия. Вот пример его прозорливости. Он был хранителем монастырского сада. Однажды воры пришли ночью в сад красть овощи. Преподобный, бывший в то время в келии на молитве, провидел их приход и, чтобы довести их до сознания своего преступления, тотчас молитвой связал их на три дня, в продолжение которых они не могли двинуться со своего места. Приведши их этим в чувство раскаяния, он увещал их вести трудолюбивую жизнь и затем отпустил.

Прозрение святых мужей еще более относится к миру духовному. Есть бесплотные хищники – враги нашего спасения, старающиеся похитить духовные сокровища сердца, расстроить нашу благочестивую жизнь и сделать бесплодными все наши подвиги. Много нужно труда, чтобы приобрести прозрение всех вражиих козней и не допустить их обмануть нас. Кто очистил свою душу святой жизнью, тот получает дар Божий видеть и побеждать вражии козни. Этот дар прозрения имел и преподобный Силуан. И потому как сам избежал козней диавольских, так и других предостерегал от них. После долговременной многотрудной жизни он преставился ко Господу. Тело же его нетленное почивает в пещере. Память его празднуется 23 (10) июля.

Преподобный Агафон чудотворец

Преподобный Агафон, по имени своему (благой), имел и житие благое, исполненное многих добродетелей. Зная, что род человеческий лишился рая чрез снедь и невоздержание и что вновь входит в него постом, он отверг мирскую и суетную жизнь, и избрал жизнь постническую. Крепко подвизаясь против невидимых врагов, он победил все козни, все искушения и все их стрелы разженные: греховные вожделения плоти, нечистые желания сердца, мрачные и тревожные мысли, и приобрел спокойствие души, духовное просвещение ума и сердца, чистое созерцание духовного мира – Бога, Ангелов, будущего блаженства праведных, ясное познание истинного пути добродетелей, дар невозмутимой молитвы, целебные благодатные силы и дар пророчества. По словам древней надписи над его гробом, преподобный Агафон был совершенный угодник Божий, яко пророк будущая возвещая; яко врач, возложением рук своих немощные исцеляя; яко свят, в небе со святыми во славе, телом же в нетлении с преподобными зде (в пещере) пребывая. Провидев заранее кончину свою, он переселился ко Господу. Память его празднуется 5 марта (20 февраля).

Преподобный Зинон постник

Преподобный Зинон, постник и трудолюбец, многими подвигами добродетельного иноческого жития – постом, молитвами, смирением, послушанием – благоугодил Богу и преставился душою на небо, а телом в пещере нетленно почивая, всем приходящим бывает скорый помощник ко спасению. Память его местно празднуется 12 февраля (30 января).

Преподобный Макарий диакон

Преподобный отец наш Макарий диакон, небесному блаженству тезоименитый, еще от юности избран был Богом на служение Ему и призван к безмолвному иноческому житию. В юном возрасте, оставляя детские игры и шутки, он казался мужем совершенным, любил молчание и был воздержан в пище. Промысл Божий привел его в Печерский монастырь следующим образом: однажды в детстве Макарий заболел. Родители отрока, испытав, что врачи не могут исцелить его, возложив все упование на Бога, обещали принести Ему свое дитя, как чистую жертву, отдав на служение Господу и Пречистой Деве Богородице в Печерский монастырь, если он исцелится. Милосердный Господь, услышав молитвы родителей, чудесным образом дал здоровье больному Макарию. По его выздоровлении родители его исполнили свой обет и отдали его в Печерский монастырь. Преподобные отцы, видя кротость и смирение отрока Макария, возлюбили его и научили грамоте и всякой иноческой добродетели. Придя в возраст и сподобившись иноческого чина и диаконства, он возымел великое усердие ко храму Божьему, постоянно упражнялся в богомыслии, в чтении Божественных книг и молитве, за что сподобился от Бога дара чудотворения. Память его совершается 1 февраля (19 января).

Преподобный Ахила диакон

Преподобный отец наш Ахила диакон, возлюбив от младенчества постническую жизнь и отвергшись мира, пришел в Печерский монастырь, чтобы здесь угодить Господу. Приняв на себя ангельский образ, он проходил тесный путь иночества с великим терпением, послушанием и смирением. Воздержанием своим в пище и питии он превосходил многих подвижников. Ибо он не вкушал ни сладкой, ни вареной пищи. Зелие же употреблял он весьма редко, и то в малом количестве. Обыкновенно его пищей была одна просфора в неделю. За такую постническую жизнь Господь сподобил его вечного блаженства со святыми. Память его празднуется 17 (4) января.

Преподобный Ипатий целебник

Преподобный отец наш Ипатий целебник непрестанно весь день трудился на послушании монастырском, всю же ночь стоял на молитве, весьма редко давая себе уснуть. Вкушал он один хлеб и воду в малом количестве, и поскольку служил святым отцам в их болезнях, то и сам сподобился исцелять болезни чрез возложение рук на больных. И теперь, кто прибегает с верой в своих болезнях к его мощам, получает исцеление. Память его празднуется 13 апреля (31 марта).

Преподобные отцы Паисий и Меркурий

Преподобные отцы Паисий и Меркурий, живя между собой в неразлучной братской любви и единомыслии, просили непрестанно Бога, чтобы Он никогда их не разлучал ни в сей, ни в будущей жизни. И дал им Господь по молитве их. На земле они жили в одной келии и по смерти были положены в одном гробе, и на небе наслаждаются одной радостью вместе со Христом. Память их совершается: Паисию 1 августа (19 июля), Меркурию 17 (4) ноября.

Преподобный Лаврентий затворник

Преподобный Лаврентий затворник, возненавидев прелесть и суету мира, восхотел жить в темной пещере, чтобы в ней постом и непрестанною молитвою прогнать тьму страстей и достигнуть общения с Богом. Чего он и достиг, переселившись душою на небо, а нетленное свое тело оставив в пещере. Память его 2 февраля (20 января).

Преподобный Моисей чудотворец

Преподобный Моисей чудотворец, желая совершенно посвятить себя Богу и предстать чистым на всеобщий суд, умерщвлял тело свое и очищал душу свою молитвой и постом. Кроме того, он сделал собственными руками из железа пояс и крест и носил их на своем теле. Псалмопение и бесчисленные коленопреклонения были любимым его подвигом. Подвизаясь таким образом, он просветился душой и на земле сподобился дара чудотворения, а на небе – блаженства вечного. Память его 10 августа (28 июля).

Преподобный Иларион схимник

Есть мнение, что святой Иларион схимник, мощи которого нетленно почивают в Дальних пещерах, есть пятый митрополит Киевский Иларион, в 1051 году произведенный в митрополиты Собором русских епископов по желанию великого князя Ярослава Владимировича и управлявший Русской Церковью, по одним сведениям до 1055 года, а по другим – 1067 года. И в каталоге Российских архиереев новгородской Софийской библиотеки говорится об Иларионе, что он положен был в Печерском монастыре и крайней ради его добродетели был свят и чудотворец предивен, и в некоторых других рукописях он называется святым, даже в каноне преподобным отцам Ближних пещер имя митрополита Илариона поставлено в ряду с именами Михаила и иных святителей. Другие утверждают, что преподобный Иларион схимник есть тот самый монах Иларион, ниже по вся дни и нощи писаше книги в кельи преподобного отца нашего Феодосия, оному псалтырь поющу усты тихо, руками же прядущу волну, или ино что делающу. Доказательством этому, по-видимому, служит и сравнение предания об Иларионе схимнике, записанного в кратком жизнеописании, с тем, что говорится о монахе Иларионе в житии преподобного Феодосия. В кратком рукописном жизнеописании вот как говорится о нем: Преподобный Иларион схимник такового воздержания был, иже в тыждень раз только и то мало едал, ревнуючи преподобному Феодосию, бо и сожитель его был, молитв же и молений много день и нощь с коленопреклонением и слезами творящи, угодил Господу Богу, и телом зостает в пещере, а духом в небе, и молит Господа Бога за всех, которые кланяются мощем его святым. В житии же преподобного Феодосия повествуется еще, что упомянутый Иларион открывался преподобному Нестору, как искушали его бесы и как преподобный Феодосий часто увещевал его терпеть эти искушения и своими молитвами избавил его от них. Говорят также, что в святцах XIII и XIV веков нет имени митрополита Илариона. Но предание о сожитии Илариона схимника с преподобным Феодосием, очевидно, взято из жития преподобного Феодосия, а заимствовавшие это сказание могли не знать, что Иларион схимник был митрополитом. Они могли не знать, что митрополит Иларион погребен в Печерском древнем монастыре, или, что все равно, в Дальних пещерах, могли не знать, что он был свят и чудотворец предивен, а знали только мощи святого чудотворца Илариона, которые от древних времен чтились и хранились. В древних святцах имени митрополита Илариона не было потому, почему не было и других имен преподобных отцов Дальних пещер. Их имена доселе не помещены в святцах. Они чтились местно. И святые мощи преподобного Ефрема, епископа Переяславского, долгое время считались святыми мощами просто преподобного Ефрема. То же самое было и со святыми мощами Михаила, первого митрополита Киевского. Будучи перенесены из Десятинной церкви в Антониеву пещеру в 1103 году, они оставались там в неизвестности до 1730 года, когда они были перенесены в большую Лаврскую церковь. В древности все святители погребались по чину монашескому, часто они принимали на себя схиму, и потому удобно имена их могли быть смешиваемы с именами других святых иноков, не имевших епископского сана. Митрополит Иларион принял монашество от преподобного Антония, как сказано в его житии (Житие преподобного Антония. Киев, 1825 г.), и, если он скончался в 1067 году, приняв на себя схиму, то мог быть сожителем преподобного Феодосия, который до кончины Антония, или до 1073 года был строителем ветхого Печерского монастыря, или нынешних Дальних пещер. Митрополит Иларион мог отказаться от управления паствой прежде своей кончины, чтобы остальные свои дни жизни провести в иноческих подвигах там, куда он удалялся на молитву, когда был еще священником села Берестово, и где он принял монашество – в Дальних пещерах. Потому представляется вероятным мнение, что святые мощи преподобного Илариона схимника суть действительно мощи святого митрополита Илариона. Память его 3 ноября (21 октября).

Преподобный Арсений трудолюбивый

Преподобный Арсений назван трудолюбивым потому, что днем и ночью никто никогда не видел его в праздности. Он всегда что-нибудь делал: или молился, или послушание монастырское исполнял, и до захождения солнца никогда не употреблял пищи. За эти труды он в сей жизни получил дар чудотворения от Бога, по смерти же его душа обитает на небе со святыми, а тело его почивает нетленным в пещере. Память его празднуется 21 (8) мая.

Преподобный Пимен постник

Преподобный Пимен постник подвизался в Печерском монастыре при игуменах Никоне и Иоанне. Он имел такую благодать, что один раз в седмицу вкушал пищу, и то в малом количестве, и, непрестанно исполняя монастырское послушание, никогда не ослабевал от трудов и поста. Днем он молол муку в жерновах, носил на себе дрова для братии, а ночью подвизался в молитвах. За такие труды сподобился получить вечное блаженство. Память его 20 (7) августа.

Преподобный Афанасий затворник

Преподобный Афанасий затворник, желая не видеть суеты и прелести мира сего и в безмолвии угодить Богу, затворил себя в пещере, и там непрестанно пребывал в молитве. По многих трудах и подвигах духовных он предал дух свой Богу, его нетленное тело почивает в пещере и подает исцеление всем с верой к нему приходящим. Память его 15 (2) декабря.

Преподобный Сисой схимник

Преподобный Сисой схимник проводил пещерную жизнь свою в великих постнических трудах. Его воздержанию удивлялись все знавшие его. Он победил все страсти плоти и духа и приобрел великую благодать от Бога. Проведя всю жизнь свою в подвигах иночества, он задолго до смерти предвидел свою кончину. Память его 19 (6) июля.

Преподобный Григорий чудотворец

Преподобный Григорий чудотворец прославился особенно подвигом воздержания и поста. Пищей ему во всю жизнь служило невареное зелие, а питием – вода. Ночь проводил он в молитвах. За такие подвиги он сподобился от Бога дара чудотворения. Все недужные, приходящие к нему с верой, вкушая зелие, которым он питался, получали исцеление. Память его 21 (8) января.

Преподобные Леонтий и Геронтий, канонархи Печерские

Преподобные Леонтий и Геронтий были канонархами в великой церкви Печерской, и еще в отрочестве приняв иноческий образ, благоугождали Господу всегдашними молитвами и воздержанием, уподобляясь совершенным святым отцам в подвигах молитвы и послушания. Память Леонтия 1 июля (18 июня), Геронтия 14 (1) апреля.

Преподобный Павел послушливый

Преподобный Павел послушливый по принятии на себя иноческого образа в Печерском монастыре, безропотно исполнял все послушания, каких требовал от него настоятель, и никогда не был в праздности. Если оставалось у него время после исполнения монастырского послушания, то он или молился Богу, или молол в жерновах. Память его 23 (10) сентября.

Преподобный Нестор некнижный

Преподобный Нестор некнижный назван так для отличия от Нестора, который назван летописцем, и мощи которого почивают в Ближних пещерах. Оставивши мир и мирские заботы, Нестор некнижный так усердно служил Господу, что, слушая богослужения, никогда не воздремал, а, молясь, всегда старался мыслить только о Боге и о том, что устами произносил пред Богом. Совершенствуясь в подвигах благочестия, он удостоился такого дара, что во время молитвы и богослужения видел Ангелов и Самого Господа Иисуса Христа, и предузнал день смерти своей. Память его 10 ноября (28 октября).

Преподобный Тит воин

Преподобный Тит был сперва воином и отличался мужеством в сражении с неприятелем. В одной из битв он был ранен в голову. Болезнь заставила его отказаться от воинской службы. Он принял иночество в Печерском монастыре, где всю остальную жизнь оплакивал грехи свои и пред смертью получил от Бога извещение о прощении их. Память его 12 марта (27 февраля).

Преподобный Памво, послушливый и затворник

Преподобный Памво, находясь на монастырском послушании, был пленен язычниками и в узах много от них страдал за веру, не соглашаясь отречься от Христа. Он говорил им: «Ваши боги прокляты, а я верую во Христа, истинного Бога, Который сотворил небо и землю. Он – Господь, един истинный, всемогущий, Он и меня избавит от рук ваших молитвами святых Печерских». И действительно, по его предречению, Ангел Божий, освободивши его от уз, восхитил от плена и принес здравого в келию. Память его 31 (18) июля.

Преподобный Захария постник

В монастыре Печерском есть следующее сказание о Захарии, иноке Печерском. Во время игуменства блаженного Никона два мужа киевских, Сергий и Иоанн, однажды, молясь пред явленной чудотворной иконой Пресвятой Богородицы, увидели исходящий от нее великий свет и тотчас положили заключить между собой духовное братство. Иоанн пред смертью своей вручил Сергию сына своего Захарию и тысячу гривен серебра и сто гривен золота с тем, чтобы серебро и золото он отдал Захарии, когда тот придет в совершенный возраст. Захария, достигши пятнадцатилетнего возраста, просил у Сергия своего наследства, но тот отвечал, что его отец, Иоанн, раздал все имение свое нищим, а ему не оставил ничего. Захария просил дать хоть половину или, по крайней мере, третью часть оставленного ему отцом имущества, но Сергий с укоризною ему отказал в этом. «Если ты не взял ничего из имения моего отца, – сказал юноша, – то иди и клянись мне в церкви Печерской пред чудотворной иконой Пресвятой Богородицы, где ты заключил союз братолюбия с моим отцом». Сергий пришел в церковь и, ставши пред иконой Богородицы, с клятвой сказал, что он не брал ни тысячи гривен серебра, ни ста гривен золота. Но Богоматерь наказала его за ложную клятву. Он не мог приблизиться к святой иконе, чтобы облобызать ее. А исходя из церковных дверей, вдруг начал взывать: «Преподобные отцы Антоние и Феодосие, не велите погубить меня сему немилостивому Ангелу, молитесь ко Пресвятой Госпоже Богородице, да отгонит от меня многих бесов, которым я предан, пусть возьмут серебро и золото, запечатанные в моем доме». И все бывшие здесь пришли в страх. Посланные же принесли запечатанный ящик и, открывши, нашли в нем две тысячи гривен серебра и двести гривен золота – вдвое против прежнего. Тогда Захария, отдав деньги бывшему в то время игуменом Иоанну, просил, чтобы он употребил их как хочет, а сам принял иноческий образ и скончался в Печерском монастыре. Рукописное же краткое жизнеописание и тропарь ему в каноне доканчивают это сказание тем, что Захария, по пострижении в монашество, положил себе за правило до смерти не есть ничего – ни печеного, ни вареного, и питался всякий день по захождении солнца малым количеством зелия. Он был так страшен для бесов, что они боялись даже его имени. Часто видел он Ангелов, с которыми по смерти сподобился жить на небе вечно. Память его 6 апреля (24 марта).

Преподобный Феодор, князь Острожский

Преподобный Феодор, отчеством Данилович, князь Острожский, один из потомков князя Даниила Галицкого, жил в первой половине XV века и отличался ревностью к защите Православия. В это время великое княжество Литовское находилось в упорной борьбе с Польшей. Витовт, двоюродный брат польского короля Владислава Ягелла, опасаясь, чтобы митрополиты всея Руси, жившие со времен Петра постоянно в Москве, своим влиянием не установили братского единодушия между Литовско–Русскими и Московскими землями, опасного для Литовского правления, поспешил установить для своих земель митрополию, отдельную от Московской. Но еще более он старался прервать всякую политическую связь Литовского княжества с короной Польской. По смерти его, Свидригайло, родной брат Ягелла, следовал его примеру. Для Православия было полезным не иметь никакой зависимости от Польши, поэтому-то и Феодор, князь Острожский, помогал Свидригайлу против Польши, и весьма прославился в этой борьбе. Усилив свои дружины наемными валохами и татарами, Феодор мужественно действовал против Жигмонта Кейстуговича, которого Польша противопоставила Свидригайлу. В 1432 году он овладел замком Смотричем в Подолье и подчинил Свидригайловой власти Луцк, главный из городов Волынских. Вслед за тем разбил он наголову и взял в плен Бучацкого, старосту Каменецкой крепости, и опустошил окрестности Бреста Литовского. Передавши княжеский престол и славу сыну своему Василию, Феодор, по сказанию краткого рукописного жизнеописания, принял в Печерском монастыре святое иночество и, усердно подвизаясь о своем спасении и благоугождении Богу, украсил душу свою всеми добродетелями. Память его 24 (11) августа.

Преподобный Софроний затворник

Преподобный Софроний, затворивши себя в темной пещере, ежедневно прочитывал всю Псалтирь и всегда носил на себе власяницу и пояс железный. Память его 24 (11) мая.

Преподобный Панкратий иеромонах

Преподобный Панкратий иеромонах, священствуя Вышнему в преподобии и правде, обогатился чудотворными дарами и от них неоскудно подавал помощь требующим; молитвой и помазанием елеем исцелял он болящих. Память его 22 (9) февраля.

Преподобный Аммон затворник

Преподобный Аммон, по благословению игумена, странствовал во Святую Афонскую Гору и во Иерусалим, ревнуя житию святых великих отцов. По возвращении своем он жил так благочестиво и свято, что даже старцы брали его себе за образец в иноческой жизни. Святой Аммон любил нищету и заботился о приобретении нетленных богатств на небе. Затворившись в пещере, своими подвигами он попрал все вражии коварства. Преставившись душой ко Господу, обрел в Нем вечный покой, тело же его святое положено здесь в пещере. Память его 17 (4) октября.

Преподобный Мардарий затворник, нестяжатель

Преподобный Мардарий, сделавшись иноком, старался быть совершеннейшим не только в постах, молитвах, послушании и других добродетелях, но и в нестяжании и нищете. Он не имел ни одной собственной вещи, кроме одеяния, которое на себе носил. В довершение своих подвигов он затворился в тесной пещере и там до кончины своей угождал Господу. Достигнув совершенства добродетелей, он наследовал пространное жилище в Царстве Небесном. Память его 26 (13) декабря.

Преподобный Руф затворник

Преподобный Руф служил примером для постников и трудолюбцев. По обычаю иноческому, вручивши себя Христу, он всей душой старался угодить Ему постом, молитвой, послушанием, подвигом затворничества и прочими иноческими трудами, а потому день ото дня он возрастал в добродетелях и благоугождении, преходя от силы в силу. Память его 21 (8) апреля.

Преподобный Вениамин

Преподобный Вениамин в мирской своей жизни был купцом и имел много богатств. Однажды, слушая внимательно церковное богослужение, услышал он псаломское слово: погубиши вся глаголющия лжу (Пс.5:7), – и в тот час, относя эти слова к себе, сказал: если Господь Бог погубит глаголющих лжу, то погубит и купцов ложных, а кто из купцов может сказать, что он никогда не говорил лжи? Потом в другой раз услышал он Евангельское слово: неудобь богатии в Царствие Божие внидут (Лк.18:24). Размышляя об этом изречении Господа, он решился раздать все свое имение нищим и на благоустроение храмов Божиих. А сам присоединился к нищим в духе преподобным отцам Печерским, и, сделавшись иноком, угождал Господу Богу до конца своей жизни постом, молитвой, нищетой и послушанием. Достигши блаженной кончины, он перешел от земли на небо к подвигоположнику Христу, получив от Него венец и мзду вечной награды. Память его 26 (13) октября.

Преподобный Феофил, архиепископ Новгородский

По кончине святого Ионы в 1471 году, 5 декабря, избран был по жребию на святительское место в Новгород и Псков протодиакон и ризничий Отенской пустыни Феофил, и в 1472 году, 15 декабря, хиротонисан в Москве в сан архиепископа. Трудно было сему святителю управлять своей паствой. Посадница Марфа Борецкая и приверженцы ее вооружали народ против великого князя Иоанна, а монах Пимен, друг Борецких, сеял ненависть к архиепископу. Некоторые из мятежников хотели отдать Новгород под покровительство Литвы, изменив Государю Московскому и пытаясь поколебать веру своих праотцев. Святой Феофил остановил буйных: «Или не изменяйте Православию, – говорил он им, – или не буду пастырем отступников, но иду назад в смиренную келию, откуда извлекли вы меня на позорище мятежа». Ослепленный народ не внимал словам пастыря. Война возгорелась. Неоднократно разбитые новгородцы принуждены были просить пощады, и святитель Феофил сделался их заступником. Ему обязаны многие новгородские бояре освобождением из темниц литовских. В 1478 году он тщетно убеждал князя снять осаду, но Иоанн вошел в Новгород. В 1480 году, 19 января, говорят, святитель Феофил был сменен будто бы за тайную связь с Литвой и прислан в Москву в Чудов монастырь. Но он мог и сам проситься туда на покой, видя много смут в Новгороде. В 1485 году он опасно заболел. В то время явился ему во сне преподобный Нифонт, епископ Новгородский, и сказал: «Ты обещал поклониться святым Печерским, но не исполнил обещания, – за то Господь сократил лета жизни твоей. Разве не знаешь, что не исполнивший обета Богу, не увидит лица Божия». Посему Феофил велел везти себя больного в Киев. Но когда приехали к Днепру, явился ему Господь и, возвестив ему кончину, обещал принять его душу к Себе, повелевая, чтобы тело его было положено в пещере. После сего святой Феофил скончался. Тело его нетленное в осмоленной колоде приплыло под Печерский монастырь и здесь положено в пещере. Память его 8 ноября (26 октября).

Преподобный Мартирий диакон

Преподобный Мартирий за свою великую чистоту и постнические подвиги сподобился дара чудотворения от Бога. За кого он молился пред Богом, стоя на амвоне, того Господь миловал, и каждый получал то, о чем преподобный просил: или здравие, или исполнение какого-либо доброго намерения. Святой Мартирий был страшен бесам. Он изгонял их из людей своею молитвой. По долгих подвигах и трудах иноческих он переселился душой к Богу, Которому служил, а мощи его почивают в пещере. Память его 7 ноября (25 октября).

Преподобный Евфимий иеросхимонах

Преподобный Евфимий жил чисто и безмолвно и подражал иноческим добродетелям преподобных. Часто с великим благоговением приносил он бескровную жертву и своими всегдашними молитвами достиг духовного общения и собеседования с Ангелами. А когда облекся в схиму, тогда, предавшись подвигу безмолвия, ни с кем ни о чем не беседовал. Одна молитва в церкви и келии была в его устах. Также никакой пищи, приготовляемой на огне, он не вкушал, а довольствовался одним зелием. И ныне пищей райской неоскудно наслаждается и с Ангелами немолчно славословит Бога и молится о нас. Память его 2 февраля (20 января).

Преподобный Кассиан затворник

Преподобный Кассиан смирял себя пред всеми, был весьма послушлив, трудолюбив и постник. Святым послушанием он заставил бесов исповедать, как много есть иноков в Печерском монастыре, которые могут изгонять бесов, и как демоны боятся святых Печерских. Затвор в пещере был завершением его подвигов. Память его 13 марта (29 (28) февраля).

Преподобный Пиор затворник

Преподобный Пиор отличался постом и трудолюбием, и в этом служил примером для постников и трудолюбцев. Не желая взирать на прелесть и суету мира сего, он затворился в темной пещере и там подвизался в беспрестанной молитве, откуда достиг света невечернего. Память его в сырную субботу.

Преподобный Пафнутий затворник

Преподобный Пафнутий затворник, принявши иночество, непрестанно плакал. Он всегда представлял в своем уме тот час, когда, при разлучении души с телом, окружат человека Ангелы и духи злобы, покажут человеку дела добрые и злые, напомнят ему о всех его делах, мыслях и желаниях, о том, что он забыл и чего не считал за грех. Страшное время для грешника, время разлучения души с телом! Об этом преподобный размышлял, плакал и вздыхал всю свою жизнь. Но блажени плачущии, яко тии утешатся (Мф.5:4). И преподобный Пафнутий при кончине своей увидел лики ангельские, которые, принявши его душу, вознесли ее на небо. Память его 28 (15) февраля.

Преподобный Иосиф многоболезненный

Преподобный Иосиф, много лет находясь в болезни, обещал до смерти служить в Печерском монастыре, если Господь Бог дарует ему исцеление. Господь услышал его молитву и даровал ему здравие. Посему, придя в Печерский монастырь, он принял на себя иноческий образ и до смерти усердно подвизался и угождал Богу постом, молитвой, и братии служил своим послушанием. Память его 17 (4) апреля.

Преподобный Дионисий, священник и затворник

Об этом святом отце упоминается кратко в Патерике Печерском, в сказании о чуде, бывшем в пещере на святую Пасху 1463 года, именно говорится следующее: при благочестивейшем Киевском князе, Симеоне Александровиче Олельковиче, и брате его, князе Михаиле, и при блаженном архимандрите Николае, управлял пещерой некто из братий священноинок Дионисий, называемый Щепа. Он вошел на Великий День святой Пасхи в пещеру преподобного Антония, чтобы покадить тела усопших святых. Придя на место, называемое общиной, или трапезой, и покадивши, он сказал: «Святые отцы и братие! Сегодня есть Великий День, Христос воскресе!» И тотчас отвечал ему от всех святых мощей голос, как гром: «Воистину воскресе!» После такого чуда блаженный Дионисий остальное время своей жизни провел в затворе и, угодив Богу совершенно, по смерти причтен Им к лику святых. Память его 16 (3) октября.

Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая

Преподобная Евфросиния до крещения называлась Предиславой и была дочерью Святослава-Георгия Всеволодовича, князя Полоцкого, правнука святого равноапостольного князя Владимира. Сия княжна, по крещении своем, с юных лет посвятила себя изучению и познанию Священного Писания и писаний отеческих. Везде распространялись вести о ее премудрости и красоте. Но, умудренная свыше, она отвергла все блага мира, отдав себя, постригшись в монашество, на служение Богу. Евфросиния жила сперва при Софийской церкви в Полоцке, списывая священные книги и разделяя полученную за это мзду с нищими. Потом переселилась она близ Полоцка на сельцо, где соорудила каменную церковь и доныне существующую, и учредила женский монастырь, куда поступила в монашество и родная сестра ее Горислава, в инокинях Евдокия, а также одна двоюродная сестра и две племянницы. Потом соорудила другую каменную церковь Пресвятой Богородицы и основала при ней мужской монастырь, в который пожертвовала присланную ей от императора Константинопольского Мануила и Патриарха икону Пресвятой Богородицы, писанную евангелистом Лукой и находившуюся в Эфесе. Желая посетить святые места, Евфросиния с братом своим Давидом отправилась в Палестину и, поклонившись там Гробу Господню и прочим святыням, она молила Господа, да сподобит ее скончать дни свои в Иерусалиме. Господь услышал ее молитвы. Она переселилась в вечные обители святых 1170 года 23 мая и погребена в общежительном Иерусалимском монастыре преподобного Феодосия, в храме Пресвятой Богородицы. При завоевании Иерусалима Саладином нетленные мощи ее были перенесены в Киев и положены в пещере преподобного Феодосия. Память ее совершается 5 июня (23 мая).

Преподобный Лукиан священномученик

На одной древней доске с иконой святого написано, что «Лукиан священномученик пострадал от Батыя около 1243 года». Более о нем ничего неизвестно. Память его 28 (15) октября.

Преподобный Феодор молчаливый

Преподобный Феодор именуется молчаливым, ибо, кроме многих иных подвигов, отличался особенно молчанием. Молчание было для него путем к всегдашнему богомыслию, средством к тому, чтобы ум его не развлекался ничем земным, чтобы его язык ни в чем не согрешал. Таким житием он угодил Господу и получил от Него дар чудотворения, который и теперь являет над приходящими с верой и поклоняющимися его святым мощам. Память его совершается 2 марта (17 февраля).

Преподобный Анатолий затворник

Преподобный Анатолий, затворившись в пещере, старался, подобно прочим преподобным отцам Печерским, угождать Господу постом и молитвой. Его нетленное тело почивает в пещере и прославляется чудными исцелениями. Память его 16 (3) июля.

Преподобный Мартирий затворник

Особенности жизни и подвигов святого Мартирия неизвестны. Память его 7 ноября (25 октября).

Часть мощей св. младенца, от Ирода за Христа убиенного

Мощи эти принесены в Лавру в 1620 году Иерусалимским патриархом Феофаном. Память младенцев, за Христа убиенных Иродом, празднуется 11 января (29 декабря).

Послесловие

Сверх того в сих пещерах есть мироточивые главы неизвестных святых, коих числом тридцать одна, и одна источающая миро голень.

Всех святых открыто почивающих в Феодосиевой пещере с младенцем, от Ирода убиенным, тридцать три, находятся в затворах тринадцать. Общая память Собора всех преподобных, почивающих в Даль­них пещерах, совершается 28 августа.

Таковы краткие сказания о святых отцах Даль­них пещер. Они поучительны для всякого. Святые отцы своею жизнью показали пример различных добродетелей. Так, преподобный Лонгин прославился подвигом послушания при хранении врат, Игна­тий – добрым пастырством и благоговейными свя­щеннодействиями, Силуан – чистотою, Агафон и Григорий – постническою жизнью, Ипатий – слу­жением болящим, Паисий и Меркурий – взаимною братскою любовью, Лаврентий и другие затворни­ки – великим безмолвием, молчанием и молитвою, Моисей и Сисой – умерщвлением страстей плотских, Иларион, Захария и Кассиан – победою над нечистыми духами, Памво и Лукиан – страданием за Христа, Арсений и Пимен – трудолюбием, Леонтий и Геронтий – служением в должности клири­ков, Павел – послушанием, Феодор, князь Острож­ский, – ревностью по вере, Аммон – посещением святых мест, Мардарий – великим нестяжанием, Вениамин, богатый купец, – нищелюбием, Иосиф – молитвою и упованием на Бога в болезни. Подобным образом и прочие святые отцы показали пример или смирения, или безропотного послушания, или поста, а все вместе – всегдашних молитв и благоугождения Богу. При всем таком разнообразии своих подви­гов и благодатных дарований святые отцы Дальних пещер во многом сходны добродетелями с отцами Ближних пещер. Так, в тех и других есть хранители врат (Никола и Лонгин), постники (Пимен, Захария и прочие), терпеливые в болезнях (Пимен и Иосиф), послушливые (Сергий и Павел), священномученики (Кукша и Лукиан), затворники, молчальники (Ону­фрий, Феодор и Евфимий), чудотворцы (Григорий, Агафон и др.), целебники (Дамиан, Агапит, Ипатий и Панкратий), прогонители злых духов (Григо­рий чудотворец, Иларион и прочие), делатели пла­ча (Афанасий и Пафнутий), победители плотских страстей (Моисей Угрин, Иоанн Многострадальный и Сисой схимник). Так и прочие святые отцы обеих пещер имеют между собою духовное единение. Ибо все они духовные чада и подражатели подвигов и жизни общих своих наставников и первоначальников, препо­добных Антония и Феодосия Печерских.

Святые мощи Печерских отцов проявляют над приходящими к ним с верой многочудные и разно­образные действия Божией благодати. В пещерах, в общении со святыми, мы получаем различные дары милости Божией, можем обрести успокоение духа нашего, возмущаемого разными искушениями, все­возможными житейскими бедствиями, страстями. Там готово для нас исцеление язв греховных, болезней многих. И кто не испытал духовной пользы при посещении святых угодников и призывания их! Кто не испытал благодатного просвещения ума, отрады сердца от прикосновения к их святым мощам?! Много есть людей, которые, получив всяческие милости от Бога чрез Его святых Печерских угодников, хранят об этом благодарственную память в своем сердце и прославляют их словом и делом в течение всей своей жизни. Благоговейное посещение святых угодников Печерских переносит нас в иной, неземной мир, делает нас лучшими, освящает душу и тело и приводит в тесное духовное единение со святыми и с Самим Богом. Любой человек, спускающийся в свя­тые пещеры, где почивают преподобные Печерские отцы, выйдет оттуда преображенным, иногда сам не замечая этого.

Молитвами святых угодников Твоих, Антония и Феодосия, и прочих чудотворцев Печерских, Госпо­ди Иисусе Христе, Боже наш, помилуй и спаси нас, аминь.


Источник: Киево-Печерский патерик: полное собрание житий святых, в Киево-Печерской лавре подвизавшихся / сост. тремя Печерскими святыми : Нестором, летописцем Печерским, Симоном, еп. Владимирским и Суздальским и Поликарпом, архим. Печерским ; в новом полном переводе Е. Поселянина. - 2-е изд., с рисунками. - Москва : Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1900 (Типо-литогр. Товарищества И. Н. Кушнерев и К°). - 394 с., [16] л. ил.

Комментарии для сайта Cackle