Часть III
Преподобный Матфей Яранский (Швецов)
*1855 – †16/29 мая 1927
Прославлен 23 ноября 1997 г. в лике местночтимых святых Вятской епархии Память празднуется 16/29 мая (преставление)
Деяние о канонизации преподобного отца нашего иеромонаха Матфея (Швецова), Яранского чудотворца (1855–1927), местночтимого святого Вятской епархии
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В сию благодатную эпоху возрождения Русской Православной Церкви, когда из руин поднимаются тысячи храмов и во вновь открывающихся обителях налаживается монашеская жизнь, взоры современников обращены к житию тех подвижников благочестия, которые в своем самоотверженном служении Богу и ближнему осуществили высокие идеалы православного иночества.
Русская Православная Церковь прославила в лике местночтимых211 святых преподобных отцов и старцев, в Оптиной Пустыни просиявших, поименно вспоминает других подвижников.
Нам дорог и близок уникальный опыт преподобных отцов, жизнь которых недалеко удалена от нас по времени и пример которых способен зажечь многие сердца любовию к подвижническому житию. Они сочетали в себе строгую верность монашеской традиции, пастырскую открытость миру, глубокую молитву и деятельную любовь, аскетическое житие и исповеднический мученический подвиг, выпавший на их долю в XX столетии.
Лучшие черты православного старчества явил в своей жизни широко почитаемый на северо-востоке России иеромонах Матфей (Швецов). Своей твердой верой, духовными наставлениями и благодатным даром чудотворений он утвердил в Истине многих православных христиан. Его чудесное заступничество продолжается и поныне.
Изучив житие и подвиги иеромонаха Матфея (Швецова), подвижника веры, и отметив его праведное житие во исполнение заповедей Христовых, безукоризненное православие и верность канонической Церкви Святейшего Патриарха Тихона, духовничество и наставление в вере православных чад церковных, дар прозорливости, дар духовного и телесного врачевания и чудотворений, не прекращающийся и поныне, исповедничество, народное почитание – по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II
ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ:
1. Причислить к лику местночтимых святых земли Вятской преподобного Матфея (Швецова), Яранского чудотворца.
2. Честные его останки, покоящиеся на городском кладбище Яранска, да пребывают под спудом; отныне именовать их святыми мощами.
3. Установить ему празднование 16/29 мая.
4. Составить сему преподобному особую службу для местного епархиального употребления, а до составления таковой отправлять общую по чину преподобническому.
5. Писать новопрославленному угоднику Божию честную икону для поклонения согласно определению Седьмого Вселенского Собора.
6. Напечатать житие преподобного Матфея для назидания монашествующим и чадам Православной Церкви.
7. О сей благодатной радости прославления нового преподобного возвестить духовенству и мирянам Вятской епархии.
Предстательством и молитвами преподобного Матфея, Яранского чудотворца, Господь да укрепит веру православных христиан, подаст мир и единение всем чадам Богом хранимой земли Вятской и ниспошлет им Свое Благословение. Аминь.
Божией милостью смиренный ХРИСАНФ, Архиепископ Вятский и Слободской
Обращение Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II к Высокопреосвященнейшему ХРИСАНФУ, Архиепископу Вятскому и Слободскому, всечестному духовенству, преподобному монашеству и пастве Вятской епархии по поводу причисления к лику местночтимых святых иеромонаха МАТФЕЯ (ШВЕЦОВА) 23 ноября 1997 года
Ваше Высокопреосвященство, всечестные отцы, братия и сестры!
В эти дни по неизреченной милости Божией свершилось то, что многие десятилетия в молитвенной тишине своих сердец ждали верующие люди земли Вятской и соседних областей: прославлен в лике местночтимых святых преподобный Матфей Яранский. Земля Вятская обрела еще одного ходатая и молитвенника у Престола Владычна наряду с преподобным Трифоном, Вятским чудотворцем, блаженным Прокопием и преподобным Леонидом Устьнедумским.
Причисление к великому сонму русских святых преподобного Матфея Яранского дало возможность на полном церковном основании молитвенно обращаться к нему, прося небесного заступничества.
Сердечно поздравляю Архипастыря, клир и мирян с радостным событием, по Божию Промыслу случившемуся в год 70-летия со дня блаженной кончины преподобного Матфея. Милостью и щедротами Христа Жизнодавца, по молитвам новопрославленного Угодника Божия да подаст всем Господь даров совершенных, нисходящих свыше (Иак 1:17), неугасимого духа веры, любви, милосердия, сострадания, которыми в полной мере и обладал святой Матфей Яранский.
АЛЕКСИЙ, Патриарх Московский и всея Руси
Преподобный Матфей (в миру Митрофан Кузьмич Швецов) родился в 1855 г. в Вятке в семье сапожника. Кроме него, в семье было еще четверо детей; он был младшим. Родители с детьми часто молились в храме, в семье было принято совместно молиться и дома. Часто мальчик и один ходил “в гости к Богу”, подолгу стоял в пустом храме. Он получил домашнее образование, но по своему прилежанию выучился писать исключительно грамотно и красиво.
После смерти отца мать от беспросветной нужды отдала его в семью вятского купца Столбова, у которого он прожил 18 лет. Купец очень любил своего юного помощника за верность, за кроткий и тихий нрав, так что сделал его своим старшим доверенным, а потом помог завести самостоятельное дело.
В 1890 г. по благословению своего духовника отца Стефана (Куртеева) Митрофан поступает послушником в созданный тем Филейский Александро-Невский монастырь и в следующем году принимает постриг с именем Матфей и рукополагается во иеромонаха. С 1899 г. отец Матфей становится помощником игумена в новооткрытом Яранском Пророческом монастыре, где исполняет послушания келейника, казначея, благочинного, духовника.
Иеромонах Матфей был весьма благочестив; этого инока, ходившего в заплатанной одежде, знали и как преуспевшего делателя молитвы Иисусовой, и как прозорливого наставника, сподобившегося к тому же дара исцеления. Отец Матфей был немногоречив, не любил пустословия и пустого балагурства, а любопытство почитал тяжким грехом. Его советы, даваемые как бы нехотя, при всей своей лаконичности были назидательны и верны. Его почитали и насельники монастыря, и приходившие в монастырь миряне.
Перед началом гонений, сопряженных с общероссийской катастрофой, Преподобный говорил о том, что грядет скорбь великая, но на крови мучеников возрастет древо святости.
В 1921 г., когда монастырь был закрыт, отец Матфей переселился на монастырскую пасеку (“дачу”), а когда ее отобрали – в деревню Ершово. Но не прекращалось его молитвенное делание и не иссякала его благодатная помощь тем, кто к нему обращался. Теперь старец уже с большей охотой принимал народ, ободряя и утешая всех, кто к нему приходил.
В пору обновленческого раскола Преподобный активно поддерживал Святителя Тихона и, будучи духовником епископа Яранского Нектария и викарного Вятского архиерея Виктора (Островидова), благословил их на подвиг мученичества ради спасения Церкви и защиты народа Божия212.
А однажды пришла к нему женщина со страшной просьбой: как помолиться, чтобы умерла дочь-калека с двумя горбами? Старец же, помолчав какое-то время, сказал, что этот ребенок будет кормильцем и поильцем семьи. В скором времени горбы расправились, девочка выросла крепкой и в дальнейшем содержала родителей до самой их смерти и с честью похоронила. В этом эпизоде поучительно не только то, что великая милость Божия была явлена по молитве Преподобного, но и то, что сам он проявил милосердие к грешнице, замыслившей детоубийство…
Преподобный Матфей отошел ко Господу 29 мая 1927 г., на Светлой седмице, с пением пасхального тропаря Христос воскресе из мертвых… и был похоронен на Яранском городском кладбище. Отпевали его в Пророческом монастыре, где к тому времени остался один открытый храм. Паломничество на его могилу началось тотчас же после погребения и продолжается по сей день. Над его могилой возведена часовня.
Засвидетельствовано множество исцелений по молитвам Преподобного и чудесных подтверждений его прозорливости. Так, отец Матфей говорил, что в тех местах, по которым понесут его останки к месту последнего упокоения, никогда не будет идти град. И действительно, с той поры града там не бывало, хотя в окрестностях он причинял сильный ущерб.
На вопрос о порядке и месте похорон, который духовные дети задавали своему авве, он ответил: “Я ногами уйду в Яранск”. И когда его хоронили, по дороге служили по желанию жителей множество панихид, и многие стремились хоть немного понести гроб почившего, так что все свершилось по его слову: от деревни Ершово до Яранского городского кладбища вся похоронная процессия шла “ногами”.
Кажется, что жизнь преподобного Матфея Яранского была не богата внешними событиями. Но Дух Святой, Которого старец стяжал внутренним деланием, укрепил и украсил его душу так, что она воссияла перед Престолом Божиим и озарила путь к спасению многим и многим. И те люди, которым выпало окормляться у преподобного Матфея, и те, которые лишь немного времени видели его и слышали только скупые слова, в глубине душ уверялись в том, что в Преподобном жил Дух Святый.
Тропарь, глас 1
От юности твоея Христа возлюбивый и всею душею Его взыскавый, заповеди Божии неленостно соблюдый: постом, молитвою и смирением милость Господню обретый; стяжал еси благодать исцелений, отче преподобне Матфее; темже добрый утешитель был еси к тебе притекающим с верою; ныне Христу дерзновенно молися: о граде Яранске и людех земли Вятския, даровати нам веры отеческия утверждение; и душам нашим спасение.
Кондак, глас 8
Чистотою жития твоего Господу угодил еси, дар непрестанныя молитвы стяжал еси, избранниче Божий, преподобне Матфее, Яранский чудотворче; мы же чтуще святую память твою, с любовию вопием ти: моли Христа Бога спастися душам нашим.
Молитва
О преподобне отче наш Матфее, Яранский чудотворче! От юности твоея всем сердцем Христа возлюбивый, исполненный духа премудрости и разума, духа веры и благочестия, невозвратным желанием Тому Единому последовал еси, сердцем смиренным заповеди Господни исполняя. Ты приял еси образ ангельского жития, неленостно подвизаяся в посте, бдении и молитве, восшел еси на высоту добродетелей, восприняв от Всещедраго Бога множество благодатных даров духовных. Дар прозорливости, дар недугов душевных и телесных врачевания еще на земли обильно в тебе явися. Многим бысть добрый наставник и утешитель, пастырь и молитвенник. Во дни скорби и лютаго гонения от безбожных, во дни нестроения и смуты ты, яко звезда светозарная в нощи, православным людям верный путь спасения озарил еси, пастырей в подвиге исповедничества и мученичества утверждая, монашествующих непреложно следовати заповедям Христовым научая, множество верных чад Церкви нашея утешая и вразумляя. Сам же гонения, скорби и болезни претерпев, ныне Отечества Небеснаго достигл еси, по преставлении своем духом от нас не отлучаяся, обильно же благодатную помошь подавая всем с верою и любовию притекающим к тебе. Тем же смиренно молим тя, преподобне отче наш Матфее, ныне, вкупе с преподобным Трифоном, блаженным Прокопием, Вятския земли чудотворцами и предстателями, и всеми святыми вознеси своя благомощныя молитвы ко Христу Спасу нашему и испроси у Него веры православныя во отечестве нашем утверждение, пастырям ревности, монашествующим в подвигах благих преуспеяния, всем христианом благочестиваго и добродетельнаго жительства. Научи нас всею душою и сердцем любити и прославляти Пречестное и Великолепое и Сладчайшее Имя Господа нашего Иисуса Христа, Его же и ты возлюбил еси, непрестанно во устех и в сердце Его имея. Да и мы прославим жизнию нашею Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.
От редакции. Порядок публикации в выпусках “Патерика” вынужденным образом произволен: тексты публикуются в том порядке, в каком поступают в редакцию материалы.
Общее руководство подготовкой “Патерика” осуществляет архимандрит Макарий. В данном выпуске использованы брошюры, выпущенные по благословению Высокопреосвященнейшего Хрисанфа, Архиепископа Вятского и Слободского: “Житие священноисповедника Виктора, епископа Глазовского, викария Вятской епархии” / Сост. игумения София (Розанова). Киров (Вятка), 2004 и “Житие священномученика Михаила Тихоницкого” / Сост. священник Андрей Дудин. Киров (Вятка), 2003. Над текстом работала М. Журинская.
* * *
Деянием Юбилейного Архиерейского Собора 2000 г. определено всецерковное почитание Собора Оптинских старцев.
Епископ Глазовский Виктор прославлен в чине исповедников в соборе новомучеников и исповедников Российских.