Часть II
Священномученик Феофан (Ильменский), епископ Пермский и Соликамский
*1867 – †11/24 декабря 1918
и с ним двое священномучеников и пятеро мучеников
†11/24 декабря 1918 Прославлены Юбилейным собором 2000 г.207 Память празднуется 11/24 декабря (преставление), в первое воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников и исповедников Российских)
Священномученик Феофан (в миру Сергей Петрович Ильменский) родился в 1867 г. в Саратовской губернии в семье церковного чтеца. Его мать Акилина, рано овдовев, кротко несла вдовий крест и старалась давать маленькому сыну религиозное воспитание; она часто рассказывала ему о жизни и духовном подвиге преподобного Сергия. Дядя мальчика, протоиерей Димитрий, пятьдесят лет прослуживший в глухом селе, преподал ему первый опыт церковной жизни. Однажды, оставшись один в храме, ребенок усердно молился о том, чтобы стать священником. В семинарии это желание укрепилось; возникла решимость стать по примеру дяди сельским пастырем. Но Господь привел юного выпускника семинарии в Казанскую Духовную академию, которую он окончил в 1892 г. со степенью кандидата богословия и был направлен законоучителем в учебные заведения Саратова. В 1898 г. Сергей Петрович был рукоположен в сан священника; законоучителем он продолжал оставаться около 20 лет.
Раннее вдовство указывало ему путь к монашеству, но в миру отца Сергия удерживало попечение о престарелой матери и малолетней дочери. Смысл своего служения в миру он осознал и принял как средство глубже изучить жизнь и собственную душу.
Отец Сергий укреплялся в вере, совершая богослужение при большом стечении народа перед чудотворными иконами. Он любил крестные ходы с беседами в пути и всеобщим воодушевлением, когда отступала житейская суета и выявлялось общее устремление к святости как к единению с Господом.
Когда его мать отошла ко Господу и завершилось воспитание дочери, отец Сергий вознамерился найти духовное прибежище на Валааме. 31 августа 1913 г. протоиерей Сергий был зачислен в число братии Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, а уже 12 августа 1914 г. он был назначен смотрителем Балашовского духовного училища и через два дня пострижен в мантию с наречением имени Феофан, а еще через месяц возведен в сан архимандрита.
10 сентября 1916 г. архимандрит Феофан был назначен ректором Пермской Духовной семинарии. Своей основной задачей отец ректор видел воспитание в учащихся полного осознания высоких и святых идеалов пастырства. Ради укрепления веры он ввел в храме общее пение и старался, чтобы дело церковной проповеди было поставлено на подобающую высоту. В квартире отца Феофана проводились еженедельные чтения и беседы учащихся и преподавателей.
Итак, большую часть своей жизни святитель Феофан посвятил служению юношеству. Но настало время, когда он должен был послужить Богу и Его Церкви как наставник многочисленной паствы в сане архиерея. 21 января 1917 г. указом Святейшего Синода архимандрит Феофан был избран во епископа Соликамского; наречение состоялось 25 февраля, хиротония – на следующий день. В своей речи при наречении во епископа Святитель говорил о сугубых трудностях архиерейского служения в те времена, когда “страшные волны неверия и ожесточения обуревают корабль Церкви Христовой”.
Вручая архипастырский жезл святителя Стефана Пермского новопоставленному епископу, Преосвященный Андроник, архиепископ Пермский и Кунгурский208, сказал: “Путь нашего архиерейского служения есть путь Христов, путь крестоношения, путь самораспятия постоянного, или – словами великого апостола Церкви святого Павла: архиерей свободен сый от всех, всем себя порабощает, да множайшия преобрящет… всем бывает вся, да всяконекия спасет (см. 1Кор 9:19–22)”.
После хиротонии епископ Феофан пешком обошел приходы епархии, чтобы ближе познакомиться с паствой. Был он великим молитвенником и постником и, подобно архиепископу Андронику, бесстрашным обличителем безбожия. В 1918 г. волостной земельный отдел просил Троицкий монастырь прислать планы монастырских сенокосных лугов. Епископ Феофан ответил: “…предстанет Страшному суду Всемогущего Бога всякий, кто осмелится для чего-либо захватить принадлежащие Церкви земельные угодья и какое-либо достояние Церкви Божией”. Владыка понимал, что за представлением планов последует конфискация, при которой церковное имущество не послужит на благо неимущим, а будет просто разграблено и загублено.
Почти все время своего архиерейского служения Владыка провел в пределах Соликамского викариатства за исключением времени пребывания архиепископа Андроника на Соборе с августа 1917 г. по апрель 1918 г. 17 июня 1918 г. владыка Андроник был арестован, и епископ Феофан переехал в Пермь и принял управление Пермской епархией, а вместе с этим понес и крест верного свидетеля Христова, заботившегося о благополучии вверенной ему Промыслом паствы и сопротивлявшегося притеснениям безбожных властей. К концу лета был арестован и он.
За несколько дней до взятия Перми Сибирскими войсками в декабре 1918 г. чекисты увели из тюрьмы девять заключенных – епископа Феофана, трех священников и пятерых мирян. Их не просто убили – их подвергли изощренным мучениям: Владыку многократно погружали в прорубь на лютом морозе, и только потом утопили вместе с другими мучениками. Место упокоения останков неизвестно.
Почитание памяти епископа Феофана отдельными верующими началось сразу же после его мученической кончины и не прерывалось вплоть до прославления его в лике местночтимых святых Пермской епархии в 1998 г. А через два года почитание священномученика Феофана и убиенных с ним священников и мирян стало общецерковным.
Преподобномученик Варлаам (Коноплев), настоятель Белогорского Свято-Николаевского монастыря
*1858 – †12/25 августа 1918
и братия монастыря: иеромонахи Сергий, Илия, Вячеслав, Иоасаф, Иоанн, Антоний; иеродиаконы Михей, Виссарион, Матфей, Евфимий; монахи Варнава, Димитрий, Савва, Гермоген, Аркадий, Евфимий, Маркелл; послушники Иоанн, Иаков, Петр, другой Иаков, Александр, Феодор, другой Петр, Сергий, Алексий
Прославлены Юбилейным собором 2000 г.209 Память празднуется 12/25 августа и в первое воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников и исповедников Российских)
Преподобномученик Варлаам (в миру Василий Евфимович Коноплев) родился в 1858 г. в Пермской губернии в крестьянской семье старообрядцев-беспоповцев210. В свой автобиографии он искренне и подробно описывает свои поиски истины и приход в Православную Церковь, которые начались в очень юном возрасте, когда молитвы и чтение Писания привели его к размышлениям о том, что без священства спастись, видимо, нельзя. До тридцатипятилетнего возраста Василий предавался молитве и размышлениям, все более укрепляясь в необходимости священства. Затем он встретился с миссионером Пермской епархии отцом Стефаном Луканиным и тот взял на себя руководство в его дальнейшем нелегком пути. Много путешествовал; много читал, в том числе и древние рукописи, подолгу беседовал со старообрядческими начетчиками разных толков. Будучи в Белогорской обители, молился о знамении, которое свидетельствовало бы о благодати Православной Церкви – о дожде во время засухи. Но хотя Господь послал ему такое знамение, он остался при старых убеждениях. Однако вернулся в обитель трудником и имел долгие беседы с отцом Стефаном, который убедил его в том, что старообрядцев отъединили от Церкви не за “верность” старому богослужению, а за непокорство и за хулу. Присланный ему епископом Пермским (отец Стефан рассказал Владыке о старообрядце, упорно взыскующем истины) двухтомник догматического богословия убедил Василия в том, что православная догматика безупречна. И вот после торжественного архиерейского богослужения Василий принародно провозгласил, что порывает с расколом.
Присоединение его к Православной Церкви произошло в кафедральном соборе перед литургией; Владыка сам совершил таинство миропомазания. Вскоре к Церкви присоединились отец и братья Василия с семьями (всего 19 человек), а также семейство его постоянного спутника в поисках истины Иова.
Менее чем через месяц Владыка облек воцерковленного в рясофор, и тот поселился на Белой Горе. К 1 февраля 1894 г. к нему присоединилось 12 человек, желающих монашеского жития; в тот день Василий принял постриг с именем Варлаам, на следующий день был рукоположен во иеродиакона, а 22 февраля – во иеромонаха.
Отец Варлаам был назначен управляющим новостроящегося миссионерского монастыря на Белой Горе. В обители отец Варлаам восстановил православное уставное богослужение; за утренней и вечерней службой звучала миссионерская проповедь. Поучения, постоянно сопровождавшие богослужение, были просты, доступны и обладали сильным воздействием на души паломников. В обитель ехали со своими скорбями и несчастьями за сотни верст.
Вот что писал об отце Варлааме в 1913 году пермский священник Иоанн Шестаков: “Отец Варлаам – руководитель совести, это лицо, которому поручают себя люди – миряне точно так же, как монахи, – ищущие спасения и сознающие свою немощь. Кроме того, к отцу Варлааму как вдохновенному руководителю обращаются верующие в трудном положении, в скорбях, в часы, когда не знают, что делать, и просят по вере указания. Отец Варлаам отличается особой опытностью, аскетизмом, крепостью духа и детским незлобием. Молва о его мудрости росла; к нему стал стекаться народ со всей Пермской губернии, пошли даже инородцы из глухого Закамского края… Каждый, приходя к отцу Варлааму, выносит сильное незабвенное впечатление: в нем есть что-то действующее неотразимо. Аскетические подвиги и трудовая жизнь изнурили здоровье отца Варлаама, но он никому не отказывал в совете. Великие таинства совершаются в его тесной келье: здесь возрождаются на жизнь, утихают скорби и текут слезы умиления и радости”.
Белогорская обитель утешала страждущих, поддерживала слабых, помогала бедным в течение четверти века. В ней обитали сотни иноков; сотнями стекались и паломники. За особое благолепие службы и высокий духовный настрой, за ощутимую благодатную помощь всем нуждающимся в поддержке, за обилие поучений, ведущих к спасению, ее называли Уральским Афоном, а настоятеля – аввой всей Пермской страны.
Самоотверженная деятельность иноков привлекала и благотворителей. Уже в июне 1894 г. заложили храм во имя иконы Иверской Божией Матери и нижний зимний храм во имя Всех Святых, а в июле приступили к расширению Никольского храма. В ноябре начали строить настоятельский и братский корпусы; оборудовали слесарную и столярную мастерские. Через год строительство каменного нижнего храма во имя Всех Святых было закончено; начали возводить второй деревянный храм (закончен и освящен в сентябре 1896 г.). На следующий год был заложен двухэтажный корпус для старшей братии; Белогорский монастырь был утвержден штатным монастырем, а отец Варлаам назначен его настоятелем.
В 1902 г. состоялась закладка престола собора в честь Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня вместимостью до пяти тысяч человек, и на это торжество собралось до пятнадцати тысяч богомольцев. В это время у монастыря не было средств на такое строительство, но по вере отца настоятеля и братии средства были им посланы; построенный собор был освящен летом 1917 г. В процветавшей обители появились все нужные ей ремесла от выделки кирпича до золочения. Так за верность, смирение и горячую приверженность высоким духовным истинам Православия отец Варлаам стяжал многие и разнообразные дары: был и старцем-наставником, и рачительным хозяином, и храмоздателем.
В первых числах июня 1917 г. в обители состоялось последнее торжество – уже упоминавшееся освящение Белогорского собора. Извещения об этом были разосланы по всей России, уже погружавшейся в смуту; все благодетели и посетители обители получили приглашения. 2 июня в обитель прибыл архиепископ Андроник; 5 июня начали прибывать из окрестных селений многолюдные крестные ходы. Храмы не вмещали паломников, и богослужения совершались под открытым небом; на всенощных, панихидах и молебнах славилось имя Божие. Казалось, празднует и природа: стояла тихая безветренная погода, так что свечи не гасли. И в храмах и на открытом воздухе звучали проповеди. Архимандрит Варлаам, благочинный архимандрит Ювеналий и казначей обители иеромонах Антоний проводили исповеди, и при этом долго и подробно разъясняли вред греховных привычек, призывали к сердечному покаянию. И народ сокрушался о грехах, слезно скорбел о душевной погибели и покаянно умолял Господа о милости. После вечернего правила свечи в храме гасились, и иноки – около пятисот человек – двигалась к раке с частицами мощей. За всенощной на “Хвалите…” выходило до тридцати иеромонахов; отец архимандрит совершал каждение в сопровождении семи иеродиаконов…
Через год с небольшим после освящения собора, в августе 1918 г., обитель захватили большевики. Храмы и престолы были осквернены, многие монахи убиты после страшных пыток. 12 августа настоятеля монастыря архимандрита Варлаама арестовали (якобы для того, чтобы привезти его на собрание) и по дороге в уездный город Осу расстреляли. Отец Варлаам знал, что его ждет смерть, но отправился в путь, чтобы, как подлинный ученик Христов, бороться и за спасение тех, кто был врагом Церкви. Из злобы и страха могилы мучеников были скрыты властями.
* * *
Священномученик Феофан (Ильменский) и иже с ним убиенные прославлены в лике местночтимых святых Пермской епархии 19 июня/2 июля 1998 г. Внесены в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания в 2000 г. Деяние о канонизации священномученика Феофана (Ильменского) и иже с ним убиенных см.: Патерик новоканонизированных святых // Альфа и Омега. 2000. № 3(25). С. 256 сл.
Жизнеописание священномученика Андроника см. в выпуске Патерика новоканонизированных святых в № 1(39) “Альфы и Омеги” за 2004 г.
Священномученик Варлаам (Коноплев) и братия Белогорского Свято-Николаевского монастыря прославлены в лике местночтимых святых Пермской епархии 19 июня/2 июля 1998 г. Внесены в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания в 2000 г. Деяние о канонизации священномученика Варлаама (Коноплева) и братии монастыря см.: Патерик новоканонизированных святых // Альфа и Омега. 2000. № 3(25). С. 256 сл.
В Пермской губернии было значительное количество старообрядцев и Епархия вела среди них активную миссионерско-просветительскую работу.