Коллектив авторов

Источник

Священноисповедник епископ Ковровский Афанасий (Сахаров)

*2 июля 1887 – †15/28 октября 1962

Прославлен в 2000 г.147. Память празднуется 15/28 октября и в первое воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников и исповедников Российских)

2002_html_200b9894

Епископ Афанасий, в миру Сергей Григорьевич Сахаров, родился 2 июля 1887 года в благочестивой семье надворного советника, суздальского уроженца. Мать его, МатронаАндреевна (†1930), происходила из крестьян. Рано овдовев, она с Божией помощью достойно воспитала сына, с которым не разлучалась до самой его ссылки. Матрона Андреевна скончалась, когда владыка Афанасий находился в Туруханском крае. В память о матери Владыка начал писать свой известный труд “О поминовении усопших по уставу Православной Церкви”.

В 1908 году Сергей Григорьевич закончил Московскую Духовную семинарию, а в 1912 году, по окончании Московской Духовной академии со степенью кандидата богословия, он принял постриг с именем Афанасий (12.10), был рукоположен во иеродиакона (14.10) и в иеромонаха (17.10) и направлен преподавателем литургики и гомилетики в Полтавскую Духовную семинарию. Через год иеромонаха Афанасия перевели преподавателем тех же предметов в родную Владимирскую семинарию. Где бы ни был будущий Святитель, везде он привлекал к себе любовь и уважение за ревность к делу Божию, скромность и милостивое сердце. Доброта, радушие и забота, с которыми Владыка принимал всех, приходящих к нему, даже будучи сам в весьма стесненных обстоятельствах, были широко известны среди тех, кто хотя бы слышал о нем.

С самого начала своего пастырского пути иеромонах Афанасий проявил себя как замечательный проповедник. С 1914 года был членом Александро-Невского братства, в 1917 году Владимирским епархиальным съездом был избран членом Владимирского епархиального временного исполнительного комитета и делегатом на Всероссийский съезд духовенства и мирян. В том же году, на втором Всероссийском монашеском съезде, проходившем в Троице-Сергиевой Лавре, иеромонаха Афанасия избрали делегатом на Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918 годов, где он работал в отделах: о богослужении, о монастырях и монашествующих, о церковной дисциплине. В 1918–19 годах иеромонах Афанасий состоял членом Владимирского епархиального совета, в 1920 году был назначен наместником Владимирского Рождественского монастыря и возведен в сан архимандрита, а в 1921 году он стал настоятелем Боголюбова монастыря. В том же году архимандрит Афанасий был хиротонисан во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии.

Получив во святом крещении имя преподобного Сергия Радонежского, приняв монашеский постриг в стенах Троице-Сергиевой Лавры, Преосвященный Афанасий воспринял от “печальника земли Русския” неистощимую любовь к Православной Церкви и отечеству и сохранил эту любовь среди многих тяжких страданий за Христа, претерпеваемых от безбожной власти. По слову Апостола, ничто не смогло разлучить его от любве Божия (Рим 8:35); напротив, сам он привлекал в любовь Божию своих гонителей и соузников, неверующих и отпадших в ереси и расколы.

Епископ Афанасий (Сахаров)

Епископ Афанасий (Сахаров)

Епископ Афанасий неизменно исповедал свою веру во Христа и верность Православной Церкви. С 1922 по 1954 го он находился (с небольшими перерывами) под арестом, в ссылках и лагерях. Арестовывался 11 раз, 6 раз был невинно осужден, провел в тюрьмах и лагерях около 22 лет, в ссылках – около 7 лет. Он был в Соловецких, Беломоро-Балтийских, Каргопольских, Мариинских (Сибирь), Темниковских (Мордовия) лагерях; в ссылках в Зырянском, Туруханском краях и в Омской области. В конце жизни сам Владыка писал: “…на епархиальном служении 33 месяца. На свободе не у дела 32 месяца. В изгнании 76 месяцов. В узах и горьких работах 254 месяца”.

Нередко смерть, казалось, была неизбежна, но Господь восхотел сохранить Своего угодника. Преосвещенный Афанасий никогда не переставал хвалить и благодарить Бога за то, что сподобился, по его выражению, “немного” пострадать за Христа. В 1989–98 годах он был реабилитирован.

В сложной послереволюционной обстановке не всем была понятна позиция Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). Владыка Афанасий, не полностью разделяя взгляды митрополита Сергия, не считал, однако, безблагодатными храмы, где возносили имя митрополита Сергия, и посещал их, а также сохранял общение с иерархами и клириками, находящимися в ведении Московского Патриархата. Существует множество свидетельств того, как дух Христов содействовал Владыке (и не только ему) преодолевать временное разделение и в любви Божией общаться с теми, кто безоговорочно поддерживал митрополита Сергия148. Так, длительной и прочной была духовная дружба владыки Афанасия и известнейшей иконописицей Лавры Марией Николаевной Соколовой (впоследствии – монахиня Иулиания).

Будучи в заключении, епископ Афанасий узнал об избрании и настоловании Патриарха Алексия I, стал возносить за Богослужением его имя и был принят им в общение. Следуя примеру и убеждению Преосвященного Афанасия, многие из “непоминающих” признали Патриарха Алексия и стали посещать храмы. Свою позицию епископ Афанасий с предельной ясностью высказал в письме духовным чадам: Не поминающие своего Патриарха остаются вне Церкви, и для очень многих слово Владыки стало решающим. Господь сподобил Своего верного служителя, много ради Него пострадавшего, быть миротворцем церковным.

Освободившись из заключения в марте 1955 года, епископ Афанасий жил на покое в городе Тутаеве Ярославской области, а затем в городе Петушки Владимирской области. С 1956 по 1958 годы он был председателем Богослужебно-календарной комиссии при Священном Синоде.

Кроме даров страдати за Христа (Флп 1:29) и проповедовать слово Божие, Преосвященный Афанасий имел еще и литургический дар. Литургическая жизнь была воздухом для его души. Во всех обстояниях он не только неизменно стремился к совершению богослужения, но и фундаментально исследовал дух Богослужебного устава, результатом чего стал упоминавшийся выше труд “О поминовении усопших по уставу Православной Церкви”. За этот труд он был представлен к степени магистра богословия, но, по смирению, отказался от нее, как отказался от звания архиепископа. Немедленно откликаясь литургически на нужды Церкви и отечества, епископ Афанасий составил несколько новых молебных пений, например: “Об отечестве”, “О сущих в темницех и заточениих”, “О прекращении войн и о мире всего мира”, “О хотящих по воздуху шествовати”, “Благодарение о получении милостыни” и другие; отредактировал и дополнил последования молебных пений на дни года и на различные потребы, составил годичный круг величаний и избранных псалмов, молитвословия перед принятием и после принятия пищи и другие последования. Литургическим памятником любви Преосвященного Афанасия к Святой Руси, пламенной молитвой об “исцелении ея сокрушения” и архипастырским призывом к такой любви и молитве явилась служба Всем святым, в земле Российской просиявшим. Владыка составил также службу Божией Матери “ради иконы Ея Максимовския”.

Собранные епископом Афанасием службы русским святым легли в основу современного издания Богослужебных Миней, а составленный им “Синодик храма Всех святых, в Русской земли просиявших”, в который вошли около трех тысяч имен “подвижников благочестия земли нашей… за веру Православную и Церковь и за Русь Святую подвизавшихся, архипастырей и пастырей, строителей и правителей ея” с XI по XX век, является литургическим одухотворением русской истории.

По благословению и указаниям епископа Афанасия М. Н. Соколова создала образ Всех святых, в земли Российстей просиявших, а также образы Собора святых града Владимира и области его, Собора Радонежских святых; были подготовлены лицевые святцы Русских святых.

В последние годы жизни Преосвященный Афанасий восприял еще и старческое служение, назидая и утешая множество обращавшихся к нему со всех концов России и из других стран письменно и устно. Глубокое и искреннее смирение сочеталось в нем со строгой аскезой. Милующее сердце епископа Афанасия было распространено (1Кор 6:11) для всех, не исключая врагов, всех обнимало любовью, всем желало спасения. Последними словами его были: “молитва всех вас спасет”.

Епископ Афанасий (Сахаров).

Епископ Афанасий (Сахаров).

Незадолго до блаженной кончины епископа Афанасия, последовавшей 28 октября 1962 года, ему явились святые земли Русской, прославлению которых он посвятил свою жизнь. Хоронили епископа Афанасия в простом холстинковом облачении, которое он когда-то сшил себе своими руками. Панихиду в Петушках перед выносом служил отец Кирилл (Павлов), ныне – архимандрит и почитаемый старец, а отпевали Владыку во Владимирском Успенском соборе при стечении множества духовенства и мирян.

Еще при жизни стяжав благодатные дары прозрения и исцеления, святитель Афанасий ныне стал скорым помощником всем, с верою притекающим к нему в различных нуждах. И каждое православное русское сердце благоговейно повторяет его слова, запечатленные исповедническим подвигом.

От редакции. В этом выпуске “Патерика” мы публикуем сведения об одном из святых, прославленных Русской Православной Церковью на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. Поскольку сбор материалов по этому разделу “Патерика” представляет известные затруднения, порядок публикации вынужденным образом произволен: тексты публикуются в том порядке, в каком поступают в редакцию.

Общее руководство подготовкой “Патерика” осуществляет архимандрит Макарий (Веретенников). Редакция благодарит инока Владислава (Томачинского), предоставившего нам материалы, которые легли в основу данной публикации.

* * *

147

Деяние о канонизации священноисповедника епископа Ковровского Афанасия (Сахарова) см.: Патерик новоканонизированных святых // Альфа и Омега. 2000. № 3(25). С. 237 сл.

148

Знаменательно, что ко гробу последнего оптинского старца, преподобного Нектария, сошлись “поминающие” оптинские монахи и “непоминающее” духовенство. Несмотря на тягостное для всех разделение, они нашли в себе силы совместно отпеть старца.


Источник: Альманах "Альфа и Омега":

Часть I № 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 30; 1998, 1999, 2000, 2001

Часть II № 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 2002-2003-2004

Часть III № 42, 44, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53; 2005, 2006, 2007, 2008, 2009

Часть IV № 54, 55, 56, 57, 58, 60, 61; 2009, 2010, 2011

Комментарии для сайта Cackle