Часть I
Преподобный Никодим Святогорец
*ок. 1749-†1 (14) июля 1809 г.
Прославлен Константинопольской Православной Церковью в 1955 г.
Имя внесено в Месяцеслов Русской Православной Церкви в 1956 г.
Память празднуется 1 (14) июля (преставление)
Преподобный Никодим Святогорец родился (по наиболее достоверным данным) в 1749 г. на о. Наксосе; при крещении был назван Николаем. В юности учился у наставника Иерофея. Чувствуя призвание к иноческой жизни, он, будучи еще молодым, отправился на Афон и там, в Дионисатской обители, принял постриг с именем Никодима. Сначала инок Никодим нес послушание в качестве чтеца и письмоводителя. Через два года после поступления его в монастырь прибывший на Афон митрополит Коринфский Макарий (прославленный по смерти чудесами и исходящим от его тела благоуханием) дал молодому иноку на рассмотрение найденную им в 1777 г. в Ватопедском монастыре рукопись Филокалии (Добротолюбия). Работа над нею была началом многолетних литературных трудов отца Никодима.
Спустя некоторое время он поступил на послушание к некоему старцу, отцу Арсению Пелопонесцу в Пантократорском скиту. Здесь преподобный Никодим, продолжая свой подвиг инока-книжника, ревностно занялся изучением Священного Писания и творений Святых Отцов. Получив в 1783 г. в этом скиту отдельную келлию, преподобный Никодим принял схиму от старца отца Дамаскина Ставруда, после чего шесть лет пребывал в безмолвии, не переставая, однако, изучать Священное Писание. Когда на Афон снова прибыл митрополит Коринфский Макарий, он поручил преподобному Никодиму редактирование творений Симеона Нового Богослова. Преподобный Никодим оставил свой подвиг молчальничества и вновь отдался литературной деятельности, до самой своей кончины ревностно трудясь на этом поприще на благо Святой Церкви, сочиняя свои труды и обрабатывая труды других.
Под конец своей жизни преподобный Никодим, изнуренный многолетними книжными трудами и аскетическими подвигами, оставил свою скитскую келлию и перешел на жительство к иконописцам иеромонахам Стефану и Неофиту Скуртеям (Куцовлахам). Он упросил их заняться печатанием своих еще не изданных трудов, чего не мог уже сделать сам из-за болезненного состояния. Здесь, у Скуртеев, преподобный Никодим вскоре и окончил свое земное житие, мирно отойдя ко Господу 1 июля 1809 года.
Преподобный Никодим Святогорец был прежде всего истинный монах-аскет, выполнявший все правила строгой иноческой жизни. Но помимо этого до самой своей кончины он нес и подвиг монаха-книжника. Книжные труды преподобного Никодима многочисленны и разносторонни. Они относятся и к аскетике (“Невидимая брань”, “Советования о хранении пяти чувств, воображения, ума и сердца”), и к агиографии (“Новый избор житий святых”, “Новый синаксарь” – 3 тома), и к каноническому праву (подготовка к изданию “Кормчей книги”), и к толкованию Священного Писания и богослужебных текстов (“Новая Лествица”, “Толкование семи соборных посланий”, “Толкование посланий апостола Павла”); среди них учительные труды (“Благонравие христиан”, “Учение об исповеди”) и священные песнопения (канон в честь иконы Божией Матери “Скоропослушница”, Последование службы Всем афонским святым). Его справедливо называют “афонской пчелой”, собравшей много меда с разных цветов для духовного питания христиан. Среди творений преподобного Никодима особое место занимает “Исповедание веры”, написанное им незадолго до его кончины для публичной защиты себя от обвинений в ереси, во-первых, перед афонским протатом, и, во-вторых, перед всем миром. Отцы протата единогласно признали невиновность Никодима и возвестили в своем послании ко всем обителям Афона, что “Кир Никодим муж благочестивейший и преславнейший, воспитанный в догматах Христовой Церкви, как это видно из священных и душеполезных его творений, в которых нигде не содержится никакого еретического мнения и которые, напротив, служат украшением Христовой Церкви и принесли великую пользу православным христианам”.