Часть I
Священномученик Фаддей, архиепископ Тверской
*12 ноября 1872-†18 (31) декабря 1937 (н. ст.)
Прославлен в 1997 г.
Память празднуется 18 (31) декабря (преставление) и в воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников)
Священномученик Фаддей (Иван Васильевич Успенский) родился в городе
Васильсурске (Нижегородская губерния) в семье священника. Учился в Нижегородской Духовной семинарии, а затем в Московской Духовной академии, которую закончил в 1896 г. В 1897 г. принял монашество и был рукоположен в иеродиакона, а затем – в иеромонаха. Преподает в Смоленской (1897 г.), Минской (1898 г.) и Уфимской (1900 г.) Духовных семинариях. С 1902 г. занимает пост инспектора, а затем, с возведением в сан архимандрита, ректора Олонецкой Духовной семинарии. Отец Фаддей работает как православный ученый-библеист. Он пишет и издает диссертацию “Единство книги пророка Исайи” и другие научные труды, за которые ему была присвоена степень доктора богословия. 21 декабря 1908 г. архимандрит Фаддей был хиротонисан во епископа Владимиро-Волынского. Но, будучи ученым и архипастырем, владыка Фаддей всегда оставался прежде всего монахом, обращавшим первостепенное внимание на внутреннее делание. Он достиг удивительного смирения и всю жизнь отличался доходившей до нищенства нестяжательностью. После 14-летнего управления Волынской епархией в 1922 г. владыка Фаддей был арестован и выслан за ее пределы. Вскоре, освободившись из тюрьмы, он едет в Москву, где встречается со Святейшим Патриархом Тихоном, но снова арестовывается и ссылается в Усть-Сысольск. По преданию, во время встречи святитель Тихон сказал епископу Фаддею: “Вы – чудо нашего времени”. Известно, что в ссылке епископ Фаддей многих укреплял духовно и поддерживал материально. После окончания срока ссылки в декабре 1923 г., уже в сане архиепископа, он был назначен на Астраханскую кафедру. В Астрахань владыка Фаддей приехал в самый разгар обновленчества, однако он не выступал против обновленцев публично, а обличал их примером своей святой жизни. Благодаря своему духовному авторитету, нестяжательности, доступности в общении архиепископу Фаддею удалось сплотить вокруг себя верующих, горячо полюбивших своего предстоятеля. Во многих домашних иконостасах рядом с иконами можно было увидеть фотографии Владыки. В декабре 1926 г. архиепископ Фаддей, назначенный перед тем одним из заместителей Патриаршего Местоблюстителя, должен был выехать в Москву в связи с арестом последнего. Однако до Москвы Владыка не доехал. Он был задержан властями в Саратове и отправлен в Кузнецк, где находился до марта 1928 г., когда был назначен на Саратовскую кафедру. В ноябре 1928 г. архиепископ Фаддей был переведен в Тверь. Здесь он продолжал жизнь молитвенника и аскета, окормляя и утешая свою паству. В 1936 г. власти лишили Владыку
Священномученик Вениамин со святителем Тихоном
возможности служить, а в конце этого года он был уволен на покой. 20 декабря 1937 г. архиепископ Фаддей был арестован. 31 декабря, после десяти дней допросов и пыток, он был расстрелян. 26 октября 1993 г. в Твери, на заброшенном кладбище, были обретены мощи священномученика Фаддея, которые ныне почивают в городском Вознесенском соборе.
От редакции
В этом выпуске “Патерика” начата публикация материалов о святых, прославленных Поместными Православными Церквами и внесенных в святцы Русской Православной Церкви в период после Собора 1917–1918 гг. и по наши дни.
Общее руководство подготовкой материалов осуществляет архимандрит Макарий (Веретенников). Над текстами этого выпуска работали А. Беглов, Н. Ерофеева. Оформление диакона П. Конотопова, А. Ерофеева. Благодарим за предоставление прорисей О. Клодт.
Из определений Священного Синода от 7 февраля 1956 г.
Священный Синод под председательством Святейшего Патриарха Алексия слушал Энциклику Святейшего Афинагора, Архиепископа Константинополя – Нового Рима и Вселенского Патриарха от 31 мая 1955 года о причислении к лику святых преподобных отцов Константинопольской Церкви Никодима Святогорца, жившего на рубеже XVIII-XIX веков и прославившегося многими подвигами на Святой Горе, сначала в монастыре Дионисия, где он принял схиму, потом в монастыре Великой Лавры и в других монастырях, и праведностью своею и святостью показавшего пример истинной христианской жизни и образец добродетели, а своими душеспасительными сочинениями ставшего достойным великого звания учителя Церкви; блаженная кончина угодника Божия последовала 14 июля нового стиля 1809 года на Святой Горе, в каковой день установлено на будущее время в Константинопольской Церкви совершать в память его богослужение и чествовать его похвальными песнопениями.
Выслушав Энциклику, Священный Синод возблагодарил Господа Бога и определил установить в Русской Православной Церкви на будущие времена воздавать преподобному угоднику Божию Никодиму все почести по учрежденным правилам и каноническому порядку ежегодно 1/14 июля по общему чину службы преподобным, впредь до поступления от Константинопольской Церкви составленной в честь и память сего угодника службы, и поместить святое имя его в наш месяцеслов.