Святитель Николай и святой Стефан Дечанский. А.Е. Наумов (Венеция, Италия)
Святой мученик Стефан Урош III Дечанский был Сербским королём (кралем) (1321–1331), из династии благочестивых кралей и царей древнего православного Сербского государства. Он был сыном короля святого Стефана Уроша II Милютина (1282–1321), внуком Стефана Уроша I (1243–1276) и правнуком святого Стефана (1196–1228), первовенчанного короля Сербского, брата святого Саввы, первого архиепископа Сербского и сына Великого Сербского Жупана святого Стефана (в иночестве Симеона) Неманя (1166–1196, ум. в 1199), основателя древнего Сербского государства587.
Матерью Стефана была третья жена Милютина, Анна, дочь болгарского царя Георгия I Тертера (1280 – 1282). В 1299 г., чтобы повенчать пожилого уже короля с шестилетней дочерью императора Андроника II – Симонидой, третий брак признали недействительным и Стефана объявили внебрачным сыном588.
В молодости, из-за ордынской опасности, Стефан, вместе с несколькими знатными сербскими боярами, был отправлен в татарский лагерь в качестве заложника. Когда молодой королевич возвратился на родину, он женился на дочери болгарского царя Смильца, Феодоре, и получил для самостоятельного управления Зету. Стефан задумал восстание против отца для лишения его королевской власти, дабы она не перешла в руки родни мачехи, византийской царевны, четвертой жены Милютина. Король приказал поймать сына, отослать в Константинополь, а по дороге ослепить. Историки датируется это событие между 1313 и 1314 гг.
Житие
Во Втором589 житии сербского святого, написанном в самом конце XIV в.590 Григорием Цамблаком, игуменом созданной святым Стефаном Дечанской обители, ставшим впоследствии сучавским проповедником, а затем митрополитом Киевским, находим описание трёх явлений Николая Чудотворца сербскому праведнику.
Житие и жительство святаго великомученика вь царехь Стефана срьбскаго, иже вь Дечахь/Дечанехь, съписано Григориемь мнихомь и презвитеромь, игуменомь бывшимь тоежде обители, на день 11 ноября, сохранилось в нескольких списках591. В русской рукописной традиции имеются списки сокращённого жития XVII в., озаглавленные также как полное (РГБ, Олонецкий список. Ф. 212. № 17. Л. 33б–42) или же XVI в. с заглавием «Мучение и страдание и терпение святаго великаго Христова мученика царя Стефана Сербьскаго, иже в Дечанехъ, новаго чудотворца» (БАН, 13.3.32 = Яцимирский 60. Л. 89а–94а).
Особую традицию составляют списки Жития Николая Мирликийского первого типа, где среди чудес святителя включено Чюдо новейшее иже во святых отца нашего Николая чюдотворца, о Стефане царе сербскомъ како ему дарова очи на длани, списано Григориемъ мнихомъ и презвитеромъ, игуменомъ бывшемъ тояжде обители. Текст Чуда или близок к тексту сокращённого Жития святого Стефана, или же представляет собой часть полного Жития, разделённую чаще всего на две части: Чюдо о Стефане сербьском царе, како ему святый Николае очи на длани дарова и Чюдо о том же царе Стефане, како святый Николае первый светъ ему дарова592.
Таким образом, в Свято-Николаевский цикл произведений, под влиянием Великих Минеи-Четьих (за декабрь и за май) входят два явления Мирликийского святителя сербскому королю-мученику: после лишения зрения и при исцелении593. Хотя чудо возвращения зрения встречается в майской Минее, однако известно, что в Константинополе в месяце мае день знаменитого чудотворца не праздновали, поэтому не следует переносить предание об исцеление святого Стефана с обычного декабрьского праздника на новый, майский. Это, конечно, не мешает позднейшему развитию мифологического восприятия майского Николина праздника и символического толкования слепого владетеля, как покровителя и победителя594.
В своем докладе на конференции, посвящённой королю Милютину, проводившейся в Косовской Митровице (сентябрь 2005 г.), О.В. Лосева указала на появление в конце XIII в. в державе Милютина нового праздника – Рождества Николая Чудотворца под датой 20 мая (в Древней Руси – 23 августа, а затем – 29 июля). Интересно, что в византийском Эпире, во второй половине того же столетия, монахом Иовом Мелисом составлен канон и, возможно, синаксарное сказание о перенесении мощей угодника Божьего в Бари, так как балканские славяне уже праздновали 9 мая перенесение мощей чудотворца, а 20 мая стали праздновать его рождество595.
Явления святителя Николая Стефану
Первое явление
(по Четии-Минеи, ср. Житие: 9, 1–11)596
Произошло это в Сербской области, именуемой Овчеполе597. Там находился храм Святителя Николая. Ослеплённый Стефан испытывал страшные муки и подкреплял себя только молитвою. Среди таких тяжких страданий полумёртвый мученик в тонком сне видит пред собою величественного святого мужа в святительской одежде с сияющим лицом; муж сей держит на правой длани выколотые очи Стефана и говорит:
– Не скорби, Стефане! Вот на длани моей твои очи, – и с этими словами показывает их.
Думая, что это привидение, Стефан сказал ему:
– Кто ты, господин мой, являющий такое попечение обо мне?
Явившийся отвечал:
– Я Николай, епископ Мирликийский.
Пробудившись от сна, страдалец почувствовал некоторое облегчение от болезни и возблагодарил Бога.
Второе явление
(по Четии-Минеи, ср. Житие: 19, 1–15)598
За такую добродетель никогда не оставляла Стефана милость Божия. В пятый год пребывания в заточении, Господь Бог явил на нём великое чудо.
Однажды, в день празднования памяти великого святителя и чудотворца Николая, Стефан по обычаю находился на торжественном всенощном богослужении. Во время чтения жития и чудес святителя он по обычаю присел на скамье у своего места и от продолжительного труда и бдения задремал. И вот он видит пред собою того божественного мужа, который и прежде ему являлся.
– Помнишь ли ты, – сказал явившийся Стефану, – что я говорил тебе, когда прежде являлся?
Стефан пал на землю и сказал:
– Я узнаю, что ты – великий святитель Николай, но сказанного тобою не помню.
Святый Николай сказал:
– Я говорил тебе – не скорбеть, ибо в моей руке твои зеницы, и я показал их тебе.
Стефан стал припоминать прежнее явление святителя и, припав к ногам его, стал просить о помиловании. Святитель сказал:
– Что я тогда говорил тебе, то ныне явился исполнить.
И, как бы подавая зрение, поднял Стефана, осенил лицо его крестным знамением, коснулся очей и произнёс:
– Господь наш Иисус Христос, даровавший очи слепому от рождения599, дарует и твоим очам первоначальное зрение!
И с этими словами святитель стал невидим.
Объятый трепетом, Стефан, пришедши в себя, стал, по неизреченному милосердию Божию, видеть, как и прежде.
Третье явление с вестью о приблизившейся смерти
(ср. Житие: 41, l–7)600
Бытует и в Никольском цикле, как продолжение второго чуда, и в составе Сказания о чудесах святаго великомученика серьбскаго царя Стефана новаго чудотворца601. Находим его и в известном лицевом житии XVI в. из собрания Большаковых, как продолжение двух первых и, как первые два, с соответствующей миниатюрой602. Смысл эпизода таков:
Перед великим злодеянием, которое сделал сын святого Стефана – Душан, захватив отца и приказав его удавить, ночью, после утреннего богослужения, задремавшему в своей постели королю явился Мирликийский святитель таким же образом как раньше и оповестил его о приближающейся кончине, сказав: «Готовись отселе, Стефане, к смерти, потому что вскоре предстанешь пред Господом!» Стефан, проснувшись, радостно заплакал и Бога благодаряше и доброму преселению вестника себе святаго отца Николу.
Служба
Интересно, что Служба святому Стефану, по-видимому тоже в основной части созданная Григорием Цамблаком, не упоминает возвращения королю зрения, хотя об ослеплении канон Службы говорит два раза:
Песнь 1, тр. 2: Очи стяжав умныя лишением чувственных...
Песнь 4, тр. 3: Ниже скорбь, ни теснота, ниже заточение многолетное, ни избодение очес твое возмогоша поколебати от Владыки желание...
Служба не говорит ничего об облегчении боли и обещании чудотворца Николая вернуть королевичу прежний облик, умалчивает и о чудесном восстановление зрения. Таким образом, мотив святителя в Службе Стефану ограничивается первым тропарём седьмой песни, в котором он предвозвещает королю скорую кончину. Это явление уподобляется автором явлению Ангела Иисусу Навину, повелевающего ему изути сапог ногу своею603. Стоит ещё указать на кондак, в котором святой Стефан уподобляется святому равноапостольному царю Константину – напомним, что и имя знаменитого императора было прочно связано с житием и чудесами Мирликийского архиепископа Николая. Службу напечатал в Венеции Божидар Вукович (1536–1538), а затем она вошла во все Србљаки (1761, 1765, 1861, 1986), как называют сербы Минею особого состава, включающую последования сербским святым604. Под её влиянием составлен в XVI в. Канон молебный святому Королю, но в нём святитель Николай вовсе не упоминается605. Также и в анонимном сербском Каноне святителю Николаю, дошедшем до нас в двух списках начала XVII в., мотив чудес со Стефаном не использован606.
День смерти святого мученика Стефана, по всей вероятности, – 13 ноября, но Цамблак ввёл дату 11 ноября, которая совпадает с памятью святого Мартина, особо чтимого на Балканах (Мратин дан, святого Мрата/Марта, Мратинци/те), а в народном христианском почитании имена обоих святых оказалось неразрывно связанными607. Прославление святого началось вскоре после его смерти, ещё при жизни Стефана Душана (1343). В этот день многие сербские дома празднуют крестную славу. Существует ряд икон, на которых изображена сцена, как святитель Николай возвращает зрение мученику Стефану, или как сербский святой стоит как слепец с палкой в руках. На известной житийной иконе монаха Лонгина (1577) нашлись все три явления чудотворца Николая мученику Стефану608, также как в дечанском приделе (параклис), среди фресок Николы Нешковича (1762)609. Чудо возвращения зрения находим в росписи Святоникольской церкви монастыря Морача (1639) и в других храмах610. В народе, однако, произошло отождествление святого краля Стефана со святым Стефаном Слепым (деспот с 1458 по 1468 г.) и в некоторых областях (а именно Овче поље, Пчина, Скопска Црна Гора) память о нём празднуется 22 октября611.
В 1327 г. король Стефан Урош III Дечанский преподнёс базилике в Бари огромную икону святителя Николая, позже украшенную серебряным окладом. Известно, что эта икона сыграла важнейшую роль в формировании живописного изображения архиепископа Николая на западе: её определяли, как «истинное изображение», «vera effigies»612. Таким образом, и земная судьба, и история почитания Мирликийского чудотворца и сербского святочтимого короля времён зарождения паламитского исихазма613 тесно связаны между собой.
* * *
Примечания
По Четии-Минеи святителя Димитрия Ростовского: http://www.pravoslavie.uz/Jitiya/11/11Stefan.htm.
Ћopoвuћ В. Иcтopиja Срба. Ниш, 2005. S. 176 и далее. Часть исследователей полагает, что матерью Стефана была вторая жена – Елисавета Венгерская (1282), другая часть говорит о пяти браках Милутина и считают Стефана сыном первой супруги – Елены, см.: Веселиновић А., Љушић Р. Српске династиjе. Нови Сад; Београд, 2001. С. 44.
Первое житие написал сразу после смерти святого Стефана Дечанского ученик архиепископа Даниила, восполняющий его творение Жития королей и архиепископов сербских. Написанное ещё при жизни сына-убийцы Первое житие имеет совершенно другой характер, чем Второе. Кроме того, существует Проложное житие, которое стоит ближе к Второму, чем к Первому житию (Данило, архиеп. Животи краљева и архиепископа српских / Изд. Ђ. Даничић. Загреб, 1868. С. 162–214).
Принимаю датировку предложенную Гунаром Сване в статье: Житиjе Стефана Дечанског Григориоjа Цамблака // Търновска книжовна школа. София, 1985. Т. 3. С. 99–100. Иные исследователи переносят дечанский период Цамблака на первые годы XV столетия (1402–1404, 1403–1406, 1409...), или же говорят о создании Жития по оставлении должности игумена. См.: Петровић Д. Лик Стефана Дечанског у Житиjу и Служби од Григориjа Цамблака // Търновска книжовна школа. София, 1985. Т. 3. С. 66–73 (автор упоминает лишь только Проложное житие как часть Службы, не касаясь песнопений).
Давидов А., Данчев Г., Дончева-Панайотова Н., Ковачева П., Генчева Т. Житие на Стефан Дечански от Григорий Цамблак. София, 1983 (далее – Давидов и др. Житие на Стефан Дечански): Преписи и издания на Житие на Стефан Дечански от Григорий Цамблак. С. 56–62. Существуют издания: Живот крала Стефана Дечанског / Изд. J. Шафарик // Гласник Друштва српске словесности. Београд, 1859. № XI (далее – Живот краља Стефана Дечанског). С. 35–94 (сгоревший белградский список XVI века. Народной библиотеки 378(21). новосербский перевод: Старе српске биографије XV и XVI века – Цамблак, Константин, Пајсије / Превео Л. Мирковић, са предговором П. Поповића // Српска књижевна задруга. Београд, 1936. Т. ХХХIХ/265. С. 1–40); Живот Стефана Дечанскога, краља србскога. Писан Григоријем, игуменом обитељи Дечанске / Изд. И.А. Кукуљевић-Сакцински // Arhiv za povjestnicu jugoslavensku. Zagreb, 1857. Knj. IV (далее – Живот Стефана Дечанскога). Ѕ. V–VIII, 1–29 (список Троицко-Сергиевой лавры, XV в. РГБ. Ф. 304. № 686 (1847). Л. 215а–247а // http://www.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=l&manuscript=686&pagefile=686–0218), Давидов и др. Житие на Стефан Дечански (Рыльский список Владислава Граматика, 1479 г. Рилски манастир 4/8 (61). Л. 699а–712а, с разночтениями по всех известным спискам, с паралельным болгарским переводом). Есть версия арх. Јустина (Поповића) в его серии Житија светих, и разные переделки, тоже доступные в интернете, в том числе в переводах на английскй, итальянский и другие языки.
Крутова М.С. Святитель Николай Чудотворец в древнерусской письменности. М., 1997. С. 78–90, 123–125, 169, 197, 201, 212 (с публикацией текста и указанием на 10 рукописей в собраниях РГБ с чудесами о Стефане Дечанском: РГБ, Барс. № 1173; РГБ. Больш. №422; РГБ. Вяз. № 17; РГБ, Ег. № 41; РГБ. Ег. № 191; РГБ, Ег. № 434; РГБ, Муз. № 2749; РГБ. Овч. № 270; РГБ. Ф. 173 III. ВК(МДА) № 126; РГБ. Ф. 722. РК № 246; РГБ. Ф. 722. РК № 520).
Cioffari G. Gli zar di Serbia, la Puglia e s. Nicola. Una storia di santità e di violenza. Bari, 1989. P. 47–66, 99–112 (Memorie e documenti, 4), 119–168; Idem. The Tsars of Serbia and the Basilica of St. Nicholas in Bari // Nicolaus. Место, 1981. N. 1. P. 145–175.
Моллов Т. Култът към Стефан Дечански на Овче поле (Фолклорно-митологичните основанил при «разпознаването» на Жертвата в Историята) // Мит-епос-история. Старобългарските историко-апокалиптични сказания (992–1092–1492). Велико Търново, 1997. С. 215–221 // www.rastko.org.yu/rastko-bg/folklor/tmollov/stefand.php.
Лосева О.В. Почитание свт. Николая Чудотворца в державе короля Милутина // Манастир Бањска и доба краља Милутина. Зборник са научног скупа одржаног од 22. до 24. септембра 2005. године у Косовској Митровици / Уред. Д. Бојовић. Центар за црквене студије. Ниш (Филозофски факуктет, Косовска Митровица). Манастир Бањска, 2007. С. 287–292.
Крутова. Святитель Николай Чудотворец. С. 78–90, 123–125, 169, 197, 201, 212.
Филиповић М. Култ Стефана Дечанског на Овчем Пољу // Хришћанско дело. Скопље, 1937.
Давидов и др. Житие на Стефан Дечански; Живот краља Стефана Дечанског; Живот Стефана Дечанскога.
Крутова. Святитель Николай Чудотворец. С. 88.
Рукопись РГБ, Овч. Ф. 209. № 346. Л. 244–249 об.; Крутова. Святитель Николай Чудотворец. С. 149, 169, 209.
Рукопись РГБ. Ф. 37. № 15. Л. 231; Крутова. Святитель Николай Чудотворец. С. 131, 139. Фототип. изд.: Житие Николая Чудотворца // Общество любителей древней письменности. СПб., 1882. Т. XXVIII.
Србљак. Службе, канони, акатисти. Књига друга / Приредио Ђ. Трифуновић, превео Д. Богдановић // Српска књижевна задруга. Београд, 1970. С. 305–349.
Там же. С. 351–363. См.: Трифуновић Ђ. Белешке о делима у Србљаку // О Србљаку. Студије; Београд, 1970. С. 316–321.
Трифуновић. Белешке о делима у Србљаку. С. 359–360.
Вукомановић Т. Енциклопедија народног живота, обичаја и веровања у Срба на Косову и Метохији – VI век – почетак XX века. Београд, 2001. С. 260–261.
Шакота М. Зограф Лонгин, сликар и књижевник XVI века // Стара књижевност / Приредио Ђ. Трифуновић. Нолит; Београд, 1965. С. 533–540.
Милеуснић С. Свети Срби, Каленић. Крагујевац, 1989. С. 84–90.
Петковић С. Зидно сликарство на подручју Пећке Патријаршије 1557–1614. Матица Српска; Нови Сад, 1965. С. 68.
Антпонић Д., Зупанц М. Српски народни календар са цртежима А. Дерока. Dereta; Београд, 1988. С. 155–157, 165–170.
San Nicola. Splendori d'arte d'Oriente e d'Occidente / Acura di M. Bacci. Pesaro; Milano, 2006. P. 110–113, 116, 247, 259–261 (cat. IV.7).
Акафист святителю Николаю, по всей видимости, составил константинопольский патриарх Исидор І (1347–1349). В те же годы этот Акафист был очень удачно переведён на церковнославянский язык, а в 1522 г. Франциск Скорина напечатал его в составе Малой подорожной книжки. В Акафисте отдельно о Стефане Сербском не говорится, срв. на пр. кондаки 3, 8, 9, 12 и икосы 4, 8, 12.
