Молитва на освящение воды
Это удивительная молитва. Она, можно сказать, изливается из сердца под впечатлением только что произнесенного Символы веры. Перечислив вместе с тобой все эти спасительные для нас, важнейшие и реальнейшие факты, обновив их перед своими глазами, священник, переполненный соответствующими чувствами, от своего и от твоего лица молится:
Велий еси, Господи, и чудна дела твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих!..
Ты бо хотением от не сущих во еже быти приведый всяческая. Твоею державою содержиши тварь, и Твоим промыслом строиши мир.
Ты от четырех стихий тварь сочинивый, четырьмя времени круг лета венчал еси.
Тебе трепещут умныя вся силы, Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды, Тебе слушает свет, Тебе трепещут бездны, Тебе работают источницы.
Ты простерл еси небо яко кожу, Ты утвердил еси землю на водах, Ты оградил еси море песком, Ты ко отдыханием воздух п роли ял еси.
Ангельския силы Тебе служат; Архангельстии лицы Тебе кланяются; многоочитии херувими и шестокрилатии серафими, окрест стояще, и облетающе, страхом неприступныя славы Твоея покрываются... .
Чувствуешь, как здесь молитвенно переживается начало Символа веры, где говорится о творении видимого, материального мира, и невидимого мира Ангелов?
А дальше будет вспоминаться и переживаться все, что касается воплощения Сына Божия и Его спасительной для нас жертвы:
...Ты бо, Бог сый неописанный, безначальный же и неизглаголанный, пришел еси на землю, зрак раба приим, в подобии человечестем быв; не бо терпел еси, Владыко, милосердия ради милости Твоея, зрети от диавола мучима рода чело- веча, но пришел еси и спасл еси нас.
Исповедуем благодать, проповедуем милость, не таим благодеяния; естества нашего роды свободил еси, девственную освятил еси утробу рождеством Твоим.
Вся тварь воспевает Тя, явльшагося.
Ты бо Бог наш на земли явился еси, и с человеки пожил еси.
Ты Иорданския струи освятил еси, с небесе низпославый Святаго Твоего Духа, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев...»
Вот так наше исповедание должно проникнуть в наше сердце. И мы верим, что все эти события продолжаются и в наше время, и сейчас, и здесь. И ты сейчас – как Ной перед потопом, как Божий народ перед переходом сквозь Красное море. А главное – как пришедшие креститься к Иордану, куда, в эту воду, переполненную человеческими грехами и всякой нечистью, которая этими грехами питается, вот-вот сойдет Христос, чтобы и взять на себя твои грехи, и уничтожить всю эту нечисть. И мы обращаемся к Нему:
«...Ты убо, Человеколюбие Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию. (Трижды)
И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово; сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство, сопротивным силам неприступну, ангельския крепости исполнену; да бежат от нея наветующии созданию Твоему; яко имя Твое, Господи, призвах, дивное и славное, и страшное сопротивным...»
И священник трижды изобразит рукой в воде крест, и трижды крестообразно дунет на нее, со словами:
...Да сокрушатся под знамением образа креста Твоего вся сопротивныя силы...
И снова священник вспомнит повеление Господа Иисуса:
Ты бо рекл еси, Господи: измыйтеся, и чисты будете, отымите лукавство от душ ваших.
И снова вспомнит неизреченный его дар:
Ты даровал еси нам свыше новое рождение водою и Духом.
И снова будет просить, чтобы этот дар сегодня не миновал и тебя:
Явися, Господи, на воде сей, и даждь претворитися в ней крещаемому, во еже отложити убо ветхаго человека, тлеемаго по похоти прелести, облещися же в новаго, обновляемаго по образу создавшаго его, да быв сраслен подобию смерти твоея крещением, общник и воскресения будет; и сохранив дар Святаго Твоего Духа, и возрастив залог благодати, приимет почесть горняго звания, и сопричтется перворожденным, написанным на небеси, в Тебе Бозе и Господе нашем Иисусе Христе...
Ты поистине на берегу Иордана, и Христос не только уже вошел в эту воду, но и вечер Его жизни уже наступил, уже совершилось и распятие, и воскресение. Так что вода в совершенстве готова. Можно сказать, что вода уже даже расступилась перед тобою, как по мановению жезла Моисея, чтобы тебе с верою и покаянием пройти сквозь нее, и чтобы отсечены были все враги, желающие догнать тебя и погубить.