Азбука веры Православная библиотека профессор Владимир Александрович Керенский Старокатолицизм, его история и внутреннее развитие преимущественно в вероисповедном отношении

Старокатолицизм, его история и внутреннее развитие преимущественно в вероисповедном отношении

Источник

Содержание

Предисловие

Происхождение старокатоличества История старокатолицизма Часть первая. Внешнее развитие старокатолицизма Глава I. Внешнее развитие старокатолического движения в Германии Глава II. Внешнее развитие старокатолицизма в Швейцарии, Австрии, Италии, Франции и других государствах Часть вторая. Внутреннее развитие старокатолицизма Глава I. Мюнхенский и Кёльнский конгрессы. Общие начала, положенные старокатоликами на этих конгрессах в основу их исторической деятельности Глава II. Раскрытие основных начал, положенных старокатоликами на Мюнхенском и Кёльнском конгрессах в основу их исторической деятельности. Старокатолическая иерархия Глава III. Раскрытие основных начал старокатолицизма в области церковной организации Глава IV. Раскрытие основных начал старокатолицизма в области вероучения Глава V. Раскрытие основных начал старокатолицизма в области церковной дисциплины и богослужения Глава VI. Внутреннее развитие старокатолицизма в последний период его исторической жизни Заключение  

 

(Историко-критическое исследование основных начал старокатолицизма в их отношении к православию)

Предисловие

Разнообразие в суждениях о старокатоличестве. Причины этого разнообразия. Литература по вопросу о старокатолицизме. Литература иностранная. Труды, представляющие из себя сырой материал. Перечень их и их оценка. Историко- систематические исследования, посвященные разработке как вообще всей истории старокатолицизма, так и отдельных моментов её. Сравнительное достоинство этих исследований. Русская литература по вопросу о старокатоличестве. Перечень главнейших трудов, посвященных разработке указанного вопроса. Критические замечания на эти труды.

Старокатолицизм, не смотря на краткость своей истории, достиг в своем развитии уже той степени, что представляет из себя если не совсем еще установившееся движение с ясно очерченным кругом деятельности, с известным значением, то во всяком случае такое движение, о котором все-таки можно составить более или менее определенный взгляд. А между тем приходится слышать самые разноречивые мнения об этом движении: по одним, старокатолицизм восстановил в своем церковном устройстве и вероучении древне-вселенскую церковь или иначе православие, по другим, старокатолицизм есть не что иное, как англиканство, по третьим, он якобы примкнул к лютеранству, по четвертым, старокатоличество ни первое, ни второе, ни третье, а нечто новое, состоящее из смеси разных вероисповеданий, и проч. Такого рода разнообразие в суждениях об одном и том же движении без сомнения происходит от той точки зрения, с которой обычно судят о старокатолицизме: вместо того, чтобы обратить внимание на вероисповедную систему последнего, проследить её по вероисповедным книгам старокатоличества, исследователи этого движения обыкновенно слагают свои суждения о нем или по отдельными фактами из настоящей и прошлой жизни его, фактам иногда настолько мелочными, что о них наверное забыли давно сами старокатолики, или же по суждениям отдельных личностей из старокатоликов. А так как отдельный факт из жизни старокатолического общества, отдельное суждение известного старокатолического деятеля легко каждому перетолковать в свою сторону, то отсюда вполне понятен и естествен хаос разнообразных мнений о старокатолицизме. Устранение этого хаоса является тем более необходимым, что старокатоличество помимо общего интереса, вызываемого им, как и всяким новым явлением в истории, имеет еще особый интерес для нас православных, как одно из наиболее близких к нам по своему характеру западных движений. Особенно этот интерес возбужден в последнее время, когда история старокатолицизма даже ставится в близкое отношение к истории православия. Оказать посильную помощь при разборе вышеуказанного хаоса различных суждений касательно такого интересного вопроса мы и имели в виду изданием настоящего исследования. Сущность и характер его определяются самой формулировкой темы: Старокатолицизм. Его история и внутреннее развитие преимущественно в вероисповедном отношении (Историко-критическое исследование основных начал старокатолицизма в их отношении к православию). Соответственно такого рода формулировке темы мы задались целью если не исключительно, то по крайней мере главным образом проследить исторический рост старокатоличества в вероисповедном отношении, т. е. проследить то, как постепенно выяснялась вероисповедная система старокатоличества и как эта система относится к вероисповедной системе православной. Отсюда при исследовании самого первого вопроса – вопроса о происхождении старокатолицизма преимущественное внимание свое мы сосредоточиваем не столько на внешней стороне этого происхождения, не столько на том, где и как зародилось старокатоличество, сколько на внутренних причинах появления его, на тех мотивах, которые породили старокатоличество, как известное историческое явление. Отсюда далее в истории старокатолического движения преимущественное внимание наше опять сосредоточивается на вероисповедной системе этого движения, как эта система выразилась прежде всего в общих началах, долженствовавших лечь в основу исторической деятельности последнего, затем в важнейших фактах жизни его: в избрании и посвящении старокатолических епископов, в церковной организации нового общества, в его важнейших реформах дисциплинарного и богослужебного характера, и наконец как эта система выразилась в символических книгах старокатолицизма – в его катехизисах – в связи с решениями боннских конференций.

Но так как изображение старокатолицизма с одной внутренней, вероисповедной стороны должно было невыгодными образом отозваться на целостности предмета, которому мы посвятили свое исследование, потому что последнее в таком случае не могло бы дать конечно более или менее полного и ясного представления о старокатолическом движении, то в виду этого, выполнив главную задачу, принятую на себя, мы в двух особых главах хотели было сделать более или менее обстоятельный очерк также внешнего развития старокатоличества в различных государствах с момента возникновения этого движения до настоящего времени. К сожалению, недостаток материала (по отношению главными образом к швейцарскому старокатолицизму) помешали нами осуществить эту задачу, могущую служить предметом исследования для целого специального сочинения: все написанное нами по данному вопросу далеко не может быть считаемо полной и всесторонней разработкой его.

Что касается источников и пособий, послуживших нам при написании сочинения, то из иностранных самое важное значение для нас имел огромный труд (683 стр.) проф. Fr. Schulte: Der Altkatholicismus. Geschichte seiner Entwickelung, inneren Gestaltung und rechtlichen Stellung. Giessen. 1887. Труд этот нельзя представлять в виде историко- систематического исследования: он есть не что иное, как сборник писем, церковно-гражданских актов, касающихся немецкого старокатоличества и расположенных отчасти в систематическом, отчасти в хронологическом порядке.

Другой труд подобного же рода – D-r’a Е. Friedberg’a: Aktenstücke die altkatholische Bewegung betreffend. (Tübingen. 1876) имел для нас особенную важность потому, что в нем собраны акты, относящиеся к швейцарскому старокатолицизму (по 1873-й год).

Рядом с этими сборниками, содержащими в себе сырой материал, в качестве источников, содержащих в себе такой же материал, для нас служили: орган старокатолического движения Deutscher Merkur за некоторые годы (1872–1873, 1890–1893), в коем можно найти много ценного материала по истории старокатолицизма, затем журнал одного из бывших представителей православия на западе, покойного Владимира Гетте: L’union chrétienne за 1870–1892 годы, содержащей в себе также не мало интересных сообщений, в особенности об отношениях старокатолического общества к англиканской церкви, и наконец журнал Archiv für katholisches Kirchenrecht, herausgegeben von Fr. Vering (1870–1892; 25–66 В.), в котором можно найти много данных касательно юридического положения старокатолического общества в Германии, Швейцарии и других государствах.

Из официальных отчетов, также представляющих из себя сырой материал, у нас были под руками полные отчеты о первом старокатолическом конгрессе – Stenographischer Bericht über die Verhandlungen des Katholiken-Congresses, abgehalten von 22 und 24 September 1871 in Müchen. München; о втором старокатолическом конгрессе – Verhandlungen des II Altkatholiken-Congresses zu Köln. Köln-Leipzig. 1872; о третьем старокатолическом конгрессе – Der dritte Altkatholiken-Congress in Constanz, officieller stenographischer Bericht. Constanz. 1873. Последний отчет особенно важен, так как большинство речей, произнесенных вождями старокатолического движения на констанцском конгрессе, посвящено выяснению вопроса о происхождении старокатолицизма с внутренней стороны. Сюда же далее следует отнести отчеты о немецких старокатолических синодах: о 1-м (1874 г.) – Beschlüsse der ersten Synode der Altkatholiken des deutschen Reiches. Bonn. 1874, о 8-м (1883 г.) – Verhandlungen der achten Synode der Altkatholiken des deutschen Reiches. Bonn. 1883, о 9-м (1886 г.) – Verhandlungen der neunten Synode der Altkatholiken des deutschen Reiches. Bonn. 1886 и 10-м (1887 г.) – Verhandlungen der zehnten Synode der Altkatholiken des deutschen Reiches. Bonn. 1887. Отчеты о других старокатолических конгрессах и синодах хотя в полном виде не имелись в наших руках, тем не менее все наиболее важное и наиболее существенное из этих отчетов было нам известно, как содержащееся в вышеуказанных сборниках Шульте и Фридберга.

Помимо этих источников, представляющих из себя сырой материал, в иностранной литературе есть несколько исследований, в которых этот материал приведен в строгую систему. Таково напр. исследование проф. В. Бейшлага: Der Altkatholicismus. Dritte Auflage. Halle. 1883, написанное хотя протестантом, но с полным беспристрастием; совершенную противоположность представляет из себя другой труд Der Altkatholicismus, dargestellt und nach evangelischen Grundsätzen beurteilt. Barmen. 1888, автор коего (Julius Thikotter) смотрит на старокатоличество с узко-протестантской точки зрения.

К такого же рода по своему характеру трудам, посвященным старокатоличеству, относятся исследования – Фёрстера (Förster): Der Altkatholicismus. Eine geschichtliche Studie. Gotha. 1879, Христиана Бюлера (Christian Bühler): Der Altkatholicismus. Eine von der Haager Gesellschaft zur Vertheidigung der christlichen Religion gekrönte Preisschrift Leiden. 1880. Последнее исследование помимо вышеуказанного недостатка не чуждо некоторых исторических ошибок (сравн. стр. 327 этого исследования с 548, 658, 659 стр. труда проф. Fr. Schulte: Der Altkatholicismus).

Из трудов, посвященных специально раскрытию вопроса о происхождении старокатоличества, в наших руках были небольшие брошюры – Фридриха Ниппольда: Ursprung, Umfang, Hemmnisse und Aussichten der altkatholischen Bewegung. Berlin. 1873, и бывшего профессора, ныне старокатолического епископа Иосифа Рейнкенса: Ursprung, Wesen und Ziel des Altkatholicismus. Heidelberg. 1882 и его же брошюра: Ueber den Ursprung der jetzigen kirchlichen Reformbewegung aus dem Gewissen der Katholiken. Köln. 1872. Брошюры эти впрочем не имеют большого значения по незначительности объема их.

Из других иностранных трудов, посвященных разработке отдельных вопросов в истории старокатоличества и находившихся у нас под руками, считаем нужными упомянуть о довольно объемистом (224 стр.) труде д-ра Рикса (Rieks): Altkatholisches Kirchenregiment. Heidelberg. 1888, о труде Rotert’a: Bischof Reinkens und seine Helfer. Leipzig. 1888 и наконец о труде Овербека: Die Bonner Unions-Conferenzen, oder Altkatholicismus und Anglikanismus in ihrem Verhältniss zur Orthodoxie. Eine Appellation an die Patriarchen und Heiligen Synoden der orthodox-katholischen Kirche. Halle. 1876. К сожалению, последний труд, не смотря на важность затрагиваемого в нем вопроса, не может иметь особенно большого значения, так как написан он, нам кажется, под влиянием личной неприязни, питаемой автором к некоторым из вождей старокатолицизма, и потому в крайне враждебном тоне по отношению к последнему, доходящем до того, что автор нередко упрекает старокатоликов в том, в чем они совершенно не виновны.

Помимо этих исследований, посвященных специально старокатоличеству, в наших руках было несколько иностранных исследований, в которых старокатолицизм рассматривается в связи с другими явлениями новейшего времени. Не перечисляя всех их, укажем только на особенно важный, на труд аббата Мишо: Le mouvement contemporain des églises. Paris. 1874. Хотя в этом исследовании старокатоличеству отводится сравнительно небольшая часть (183–271 стр.), тем не менее то, что содержится в ней, заслуживает полного внимания, особенно вследствие того, что автор рассматривает старокатоличество главным образом с внутренней стороны, стараясь дать различным явлениям из исторической жизни последнего оценку.

В виду особого интереса, который представляет старокатолицизм для православия, и русская литература относилась к нему со вниманием.

При обозрении её необходимо прежде всего указать на протоколы С.-Петербургского отдела общества любителей духовного просвещения, в которых содержится множество сообщений преимущественно о первоначальной истории старокатолического движения. Отсюда напр. можно получить очень подробные сведения об одном из важнейших периодов этой истории, 1874–1875-х годах, когда происходили знаменитые боннские конференции, на которых были сделаны первые попытки к сближению старокатоликов с православными;1 отсюда же далее можно получать сведения и о кёльнском конгрессе, также имевшем важное значение в истории старокатолического движения.2 В тех же протоколах далее есть некоторые сообщения о первоначальной истории старокатолического движения во Франции, о старокатолическом движении в Италии, о церковной организации итальянского старокатолического общества, о сношениях этого общества с русским св. Синодом по поводу избрания епископа3 и проч. Нужно впрочем заметить, что содержащееся в вышеуказанных протоколах в большинстве случаев представляет из себя сырой материал, так как вопросы о старокатолицизме решались в обществе без строгой системы, нередко в связи с другими вопросами, к старокатолическому движению не имевшими отношения.

Такое же значение, значение сырого материала в русской литературе, посвященной старокатолическому движению, имеют отчеты, большею частью краткие, о некоторых старокатолических конгрессах и синодах, – отчеты, напечатанные в наших духовных журналах, преимущественно в Чтениях в обществе любителей духовного просвещения и в Христианском Чтении.4

Этим сырым материалом русская литература по рассматриваемому нами вопросу о старокатолицизме далеко не исчерпывается: в ней мы встречаем если не целые исследования, то во всяком случай обширные статьи, в которых сделаны попытки к разработке как вообще истории старокатолицизма, так и отдельных моментов её.

К статьям первого рода относятся статьи г. Добронравова: Десять лет из истории старокатолического движения (Христ. Чт. 1890 г. сентябрь–декабрь, стр. 257–317, 545– 592). Автор рассматривает историю старокатолицизма в различных государствах с момента его возникновения до конца восьмидесятых годов. К сожалению, вследствие неимения, по всей вероятности, под руками необходимого материала, г. Добронравов задачу своего труда ограничивает исключительно разработкой внешней истории старокатоличества, очень мало касаясь истории внутренней, наиболее существенной и важной.

Такою же по своему характеру является и статья г. А. Павловича: Старокатолицизм в Швейцарии, история его происхождения и теперешнее состояние (Христ. Чт. 1893 г. январь–февраль, стр. 154–176), в которой сделан краткий очерки происхождения и развития старокатолического движения только в Швейцарии. Подобно г. Добронравову, г. Павлович задачу своего труда ограничивает также исключительно изображением внешнего развития старокатолического движения, не касаясь вероисповедной системы его.

К статьями гг. Добронравова и Павловича отчасти подходит по своему содержанию статья свящ. М. М. Воздвиженского: Старокатолическое движение, напечатанная в Православном Обозрении за 1878 г. (III, 411–441), которая представляет из себя сокращенный перевод брошюры Овербека: Die Bonner Unions-Conferenzen. (Halle. 1876) и в. которой содержатся краткие сообщения о первоначальной истории старокатолического движения, кончая приблизительно боннскими конференциями.

Из трудов, посвященных разработке отдельных вопросов, касающихся старокатолицизма, очень видное место, в нашей литературе занимают статьи генерал-лейтенанта А. А. Киреева, одного из лучших у нас в России знатоков старокатолицизма. Еще в семидесятых годах, в качестве секретаря С.-Петербургского отдела общества любителей духовного просвещения, А. А. Киреев был одним из самых деятельных участников и даже, можно сказать, душою в сношениях названного отдела со старокатоликами. Памятником его деятельности, относящейся к этому периоду, служат как его сообщения относительно старокатолицизма, сделанные в С.-Петербургском отделе общества любителей духовного просвещения, так и отчеты о некоторых конгрессах и конференциях, напр. о боннской конференции (С.-Петербург. 1874), отчет о констанцском конгрессе и проч. С прекращением в конце семидесятых годов сношений между православными и старокатоликами деятельность А. А. Киреева по ознакомлению русского общества со старокатоличеством не прекратилась: он почти один из наших писателей не переставал по-прежнему напоминать русской публике о старокатолицизме, как великом религиозном движении, которое по своему характеру все более и более приближается к православию и которое поэтому не должно быть игнорируемо истинно-православными людьми. В последнее время, когда сношения между православными богословами и старокатоликами возобновились, литературная деятельность А. А. Киреева усилилась, выразившись в издании целого ряда брошюр, напечатанных первоначально в форме отдельных статей в различных периодических изданиях. В одних из этих статей А. А. Киреев призывает русских людей протянуть братскую руку старокатоликам, таковы напр. – его статья: Обращение старокатоликов к православным (Моск. Церк. Ведомости 1890 г. № 3, стр. 34–38) и его брошюра под латинским наименованием: Res tua agitur (С.-Петербург. 1892); в других решает разного рода вопросы, имеющие непосредственное отношение к старокатолицизму; таковы напр. – его статья: О посвящении старокатолических епископов (Моск. Ведом. 1892 г. № 55), в которой А. А. Киреев трактует о законности старокатолической иерархии, и его брошюра: Конгресс старокатоликов в Люцерне 1892 года (С.-Петербург. 1892), в которой он знакомит русское общество с результатами, добытыми этим конгрессом; в некоторых наконец статьях А. А. Киреев останавливается на вопросе, как следует понимать воссоединение старокатоликов с православными; сюда принадлежат напр. его статьи: Наши отношения к старокатоликам (напечатана в Московских Ведомостях за 1892 год № 231), К делу старокатолицизма и К вопросу о сближении со старокатоликами, из коих первая напечатана в газете Свет (1892 год № 284), а вторая в Христианском Чтении (1893 г. март–апрель, стр. 289–298); сюда же наконец принадлежат письма А. А. Киреева к издателю Русского Обозрения (Павловск. 1893) и в редакцию Трудов Киевской духовной академии (1893 г. № 5, стр. 146–150). Общий характер и цель всех этих статей сводятся к тому, чтобы, возбудив в русском обществе сочувствие к старокатоликам, подготовить постепенно тот великий акт, когда восточная церковь примет их в союз с собою.

Наиболее компетентным автором по вопросам, касающимся старокатолицизма, является далее у нас о. протопресвитер И. Л. Янышев, который, подобно А. А. Кирееву, следил за старокатолическим движением с первых моментов его возникновения, находился в постоянных сношениях с его вождями, многократно посещал вместе с другими православными богословами старокатолические конгрессы и конференции и который, вообще сделал очень многое для ознакомления русской публики с задачами и сущностью старокатолицизма. Так, в семидесятых годах выполнены и напечатаны им переводы некоторых, из вероисповедных книг старокатоликов; таковы напр. напечатанные – в Христианском Чтении: Руководство к обучению вере в высших школах (Христ. Чт. 1876 г ч. 2, стр. 448–502, 555–626) и в Церковном Вестнике: Старокатолический катехизис (Церк. Вестн. 1876 г. №№ 5–6, 8–9, 12) с краткими указаниями отличия этих символических книг старокатоликов от катехизиса православного. К тому же времени относятся сообщения о. И. Л. Янышева о некоторых старокатолических конгрессах; сделанные в С.-Петербургском отделе общества любителей духовного просвещения и напечатанные потом в протоколах этого общества, напр. вышеупомянутый отчет о кёльнском конгрессе5 и проч. За последнее время о. протопресвитер И. Л. Янышев также весьма много способствовал пробуждению в русской публике интереса к старокатолицизму своими переводными и оригинальными статьями. К первыми принадлежат: Письма и заявления Дёллингера о ватиканских декретах 1869–1887 гг. (Мюнхен. 1890), ко вторым – его статьи, напечатанные преимущественно в Церковном Вестнике, напр. за 1890 год: Десятый интернациональный конгресс старокатоликов в Кёльне (Церк. Вестн. 1890 г. №№ 41–42, стр. 673–677, 689–692) и Об отношении старокатоликов к православию (Церк. Вестн. 1890 г. №№ 44–46, стр. 717–719, 733–735, 749–752), за 1892 год: Для интересующихся старокатоличеством (Церк. Вестн. 1892 г. №№ 26, 29–30, стр. 404–405, 451–454, 465–467) и пр.

Очень важное значение для ознакомления русского общества со старокатолическим движением имела также деятельность покойного профессора С.-Петербургской духовной академии И. Т. Осинина. Вместе с А. А. Киреевым и И. Л. Янышевым он принадлежали к числу тех немногих русских людей, которые приняли самое горячее участие в судьбе старокатолического общества с первых же моментов его исторической жизни. Как и у вышеуказанных лиц, у И. Т. Осинина это участие выражалось главным образом в сношениях с представителями старокатолического движения и в посещении старокатолических конгрессов и конференции. Он присутствовал напр. на мюнхенском конгрессе, на котором первый из русских людей высказал приветствие представителям старокатолического движения от русского общества и выразил надежду на имеющий когда-нибудь совершиться факт соединения старокатоликов с православною церковью; на второй боннской конференции И. Т. Осинин был одним из самых деятельных и выдающихся членов: им были выработаны положения, которые легли в основу переговоров между членами конференции касательно разделяющих восточную и западную церкви догматических разностей; его здравые суждения очень много способствовали тому, что старокатолики на этой конференции отказались от некоторых из заблуждений, оставшихся им в наследие от римской церкви. В связи с этой чисто практической деятельностью находится и литературная деятельность И. Т. Осинина по вопросам, касающимся старокатолицизма. Ему принадлежат – из переводных статей – перевод статьи Дёллингера: Несколько слов по поводу адреса о папской непогрешимости (Христ. Чт. 1870 г. ч. I, 313–323) и перевод Письма о. Гиацинта по поводу утверждения догмата о непогрешимости папы (Христ. Чт. 1870 г. ч. II, 713–718), из оригинальных – напечатанная в Христианском Чтении за 1871 год (ч. III, стр. 773–814) статья: Старокатолическое движение и мюнхенский конгресс, в коей живо очерчены некоторые из бывших деятелей старокатолического движения и сообщены краткие сведения о мюнхенском конгрессе. Сюда же следует отнести речь его о соединении церквей, читанную 17 февраля 1872 года на торжественном собрании С.-Петербургской духовной академии, в которой (речи) указаны основания для соединения старокатоликов с православною церковью (Христ. Чт. 1872 г. ч. I, 517–541). Кроме того в протоколах С.-Петербургского отдела общества любителей духовного просвещения напечатано чтение И. Т. Осинина о второй боннской конференции, в котором прекрасно изложены результаты, добытые этой конференцией.6 Вообще И. Т. Осинин должен быть поставлен на ряду с самыми выдающимися нашими деятелями, посвятившими себя изучению старокатолического движения.

По поводу издания о. И. Л. Янышевым в русском переводе Писем и заявлений Дёллингера проф. Н. Я. Беляев издал в 1892 году брошюру под заглавием: О происхождении старокатолицизма (Москва. 1892). Автор рассматривает старокатолическое движение в самом процессе его возникновения и входит в оценку внутренних начал, лежащих в основе нарождающегося старокатолицизма. Анализ Писем и заявлений Дёллингера приводит профессора к заключению, что в своем протесте против ватиканского собора и провозглашенного им догмата вожди старокатолицизма держались здравого богословского направления.

Дополнением к этой брошюре проф. Н. Беляева, как затрагивающей только внутреннюю сторону происхождения старокатолицизма, может служить статья о. А. П. Тачалова: Протесты в Германии и Австрии против нового, на ватиканском соборе 18 июля 1870 года провозглашенного, догмата о папской непогрешимости и его последствия (Христ. Чт. 1871 г., ч. I, стр. 941–980, 1120–1142). Статья эта, напротив представляет из себя очерк внешнего зарождения старокатолицизма, очерк того, где он первоначально появился, как постепенно принимал все более и более широкие размеры. Основанная на непосредственном знакомстве с историей старокатоличества в самый первый период его существования, вышеупомянутая статья о. Тачалова может служить ценным пособием для разработки первоначальной истории старокатолицизма.

Некоторые данные по тому же вопросу о происхождении старокатолического движения можно далее находить в статье проф. Ф. А. Курганова: Немецкий католицизм (Правосл. Собеседн. 1874 г., т. III, стр. 56–91, 186–224, 308–372), из которой можно видеть то, в какой исторической связи находится старокатолицизм с другими западными движениями, предшествовавшими его появлению.

Есть в нашей литературе нисколько статей, касающихся вероучения старокатоликов. Такова напр. прежде всего статья архимандрита (ныне епископа) Сильвестра: Ответ православного на предложенную старокатоликами схему о Св. Духе (Труды Киев. дух. акад. 1874 г., VIII, 182–302) и того же автора статьи: Ответ православного на схему старокатоликов о Пресвятой Деве (Труды Киев. дух. акад. 1875 г., I, 1–7) и Ответ православного на схему старокатоликов о добрых делах (Труды Киев. дух. акад. 1875 г., I–II, 8–78, 167–213). Сюда же следует отнести сочинение проф. Н. Я. Беляева: Римско-католическое учение об удовлетворении, какое должен принести человек Богу для достижения блаженства.7 Сочинения эти написаны по поводу ответов старокатолической комиссии соединения (Unions-Commission) на предложенную ей в 1874 году от имени С.-Петербургского отдела общества любителей духовного просвещения схему догматических разностей, отличающих римско- католическую церковь от православной восточной. Так как в этих ответах еще очень заметны следы латинской вероисповедной системы, то и вышепоименованные сочинения преосв. Сильвестра и проф. Н. Беляева были направлены собственно против латинских заблуждений, выразившихся в ответах старокатолической комиссии.

Та же потребность, потребность выяснения латинского учения в виду старокатолического движения, вызвала еще появление сочинений – С. Кохомского: Учение древней церкви об исхождении Св. Духа. Историко-догматический очерк. (С.-Петербург. 1875) и Н. Богородского: Учение Св. Иоанна Дамаскина об исхождении Св. Духа (С.-Петербург. 1879).

Наконец в самое недавнее время по поводу старокатолического вопроса явилась статья проф. А. Л. Катанского: Об исхождении Св. Духа (Христ. Чт. 1893 г., май–июнь, стр. 401–425). Автор разбирает главное и вместе с тем единственное основание, которыми старокатолики мотивируют свое желание – удержать у себя Filioque в качестве богословского мнения, основание, состоящее в том, что упомянутое мнение яко бы требуется самыми актом исхождения Св. Духа, актом если не по времени, то по крайней мере логически следующими за рождением Сына, в силу чего последний, по их мнению, должен принимать если не активное, то пассивное участие в происхождении Св. Духа, представляя из Себя как бы среду, чрез которую проходит Дух Св. при исхождении от Бога Отца. В противоположность этому западному филиоквистическому представлению об исхождении Св. Духа, проф. А. Катанский, основываясь на свящ. Писании и учении отцов древней церкви, раскрывает православно-восточное представление о рождении Сына и исхождении Св. Духа, которое состоит в том, что второе и третье Лица Св. Троицы происходят от Отца соединено, совокупно, вместе, Сын сорождается с исходящим Духом, Дух соисходит с рождающимся Сыном, так что ни та, ни другая Ипостась не условливает такими образом бытия другой. Уже из этого содержания видно, что небольшая по внешнему объему статья проф. Катанского обладает крупными внутренними достоинствами и составляет ценный вклад в нашу богословскую литературу. Автор первый взял старокатолическую точку зрения в самой её сущности и показал полную её несостоятельность пред учением вселенской церкви.

В последнее время, в виду стремления старокатоликов к сближению с православием, ставился вопрос о законности старокатолической иерархии. Специальному рассмотрению этого вопроса посвящена статья проф. В. А. Соколова: Можно ли признать законность иерархии старокатоликов? (Богослов. Вестн. 1893 г. кн. 4), которая написана по поводу появившейся на русском языке Записки в защиту апостольского преемства старокатолической церкви, поданной от имени архиепископа этой церкви нашему алеутскому епископу Николаю. Статья проф. Соколова представляет из себя обстоятельное решение вопроса о законности и действительности старокатолической иерархии как европейских, так главным образом американских старокатоликов; все возражения против действительности хиротонии старокатолических епископов: Рейнкенса, от которого ведет свое начало иерархии европейских старокатоликов, и Иосифа Рената Вилатта, архиепископа американских старокатоликов, разобраны проф. Соколовым с полным научным беспристрастием, при чем, основываясь на твердых данных канонического и исторического свойства, проф. Соколов приходит к тому заключению, что иерархия как американских, так и европейских старокатоликов может быть признана действительною с православной точки зрения.

В виду тех же стремлений старокатоликов к сближению с православием прот. Евг. Смирнов напечатал в Церковных Ведомостях за 1892 год (№№ 36–39) статью: Православен ли старокатолицизм? и в журнале Вера и Разум за 1893 год (№№ 19–23) статью: Православен ли Interkommunion, предлагаемый нам старокатоликами? Общий характер статей о. Евг. Смирнова тот, чтобы предостеречь русское общество от излишнего увлечения старокатолицизмом.

По общему своему тону и направлению к статьям о. прот. Евг. Смирнова подходят также статьи – свящ. И. В. Арсеньева: Старокатоличество и его отношение православию, – статья, напечатанная в Чтениях в обществе любителей духовного просвещения за 1893 год (кн. 10, стр. 547– 555) и статья: Старокатоличество – автора, скрывшего свое имя под буквами А. В., напечатанная в Трудах Киевской духовной академии за тот же 1893 год (кн. 2, стр. 280– 288).

Еще в начале семидесятых годов с подобными же предостережениями против излишнего увлечения старокатолицизмом выступил о. Герасим Яред.8

Из сказанного видно, что литература о старокатолицизме обширна. Наш труд поэтому является не новым словом о старокатолическом движении, а во многих случаях простым лишь суммированием если не всего, то по крайней мере многого из того, что было высказано до нас различными учеными как иностранными, так и отечественными.

* * *

1

См. Сборник протоколов С.-Петербургского отдела общества любителей духовного просвещения 1875–1876 г. С.-Петербург. 1876. ч. I, стр. 1–33.

2

См. Сборник протоколов С.-Петерб. отдела общества любителей духовного просвещения 1872–1873 г. С.-Петербург. 1873. стр. 72–98.

3

См. Сборник протоколов С.-Петерб. отдела общества любителей духовного просвещения 1872–1873 г. С.-Петербург. 1873 г. стр. 63–72. См. также Сборник протоколов С.-Петерб. отдела общества любителей духовн. просвещения 1875–1876 г. С.-Петербург. 1876 г. ч. I, стр. 225–239.

4

Таковы напр. отчеты о Кёльнском конгрессе (Правосл. Обозр. 1872 г. октябрь, стр. 499–514; ноябрь, стр. 590–619), о Констанцском конгрессе прот. И. В. Васильева и г. А. А. Киреева (Чтения в обществе любителей дух. просвещения, 1874 г. январь. Церковная хроника, стр. 1–33), о Фрейбургском конгрессе. Отчет Сухотина (Чтения в обществе любителей духовн. просв. 1874. ноябрь, стр. 517–609), о первом боннском синоде (Чтения в обществе любителей духовн. просв. 1874 г. август, стр. 381–388) и др.

5

См. Сборник протоколов С.-Петербургского отдела общества любителей духовн. просвещения 1872–1873 г. С.-Петербург. 1873, стр. 72–98.

6

Протоколы С.-Петербургского отдела общества любителей: духовн. просвещения 1875–1876 г. С.-Петербург. 1876. ч. I, стр. 133–142.

7

Правосл. Собеседн. 1874 г., ч. II, 327–368; 1875 г., I, 255–283; ч. II, 68–118; ч. III, 257–299. 1876 г., ч. I, 381– 443; ч. II, 3–50.

8

См. протоколы С.-Петербургского отдела общества любителей духовного просвещения 1815–1876. С.-Петербург. 1876, ч. 1, стр. 142–159.


Источник: Керенский В. Старокатолицизм, его история и внутреннее развитие преимущественно в вероисповедном отношении. Казань: Тип. Имп. Ун-та, 1894. - 355 с.

Комментарии для сайта Cackle