Разные. Похвалы святым

Похвальная беседа о святом отце нашем Мелетие, архиепископе Антиохии великой, и о ревности собравшихся

406. Духовное родство с пастырем

Похвальная о св. Мелетии. Когда он прибыл в город в самом начале, и вы приняли его, каждый из вас называл свое дитя его именем, думая чрез это имя ввести святого в дом свой, и матери, минуя отцов, дедов и прадедов, давали новорожденным детям имя блаженного Мелетия.

Минь. Т. II. С. 516

Творения Т. II. С. 558

Похвальная беседа о святом мученике Лукиане

407. Малое число слушателей проповедника

Похвальная о святом мученике Лукиане [7 января]. Чего боялся я вчера, то и случилось, сбылось ныне: когда прошел праздник, ушел с ним вместе от нас и народ, и собрание у нас сделалось меньше. Я знал вполне, что это случится, однако не отменил поэтому поучения, так как хотя не все, слушавшие вчера, оказали повиновение, но не все и непослушны оказались; а это не мало для нас в смысле утешения. Поэтому и сегодня я не уклонюсь от поучения, так как если и не чрез нас, то чрез вас во всяком случае они услышат сказанное.

Минь. Т. II. С. 521

Творения Т. II. С. 562, 563

408. Мученичество = крещение

Не удивляйтесь, если я мученичество назвал крещением: и здесь Дух витает с великим обилием, и бывает изглаждение грехов и дивное некое и чудное очищение души, и, как крещаемые – водой, так претерпевающие мученичество омываются собственною кровию.–

Минь. Т. II. С. 522

Творения Т. II. С. 565

О святом священномученике Вавиле

409. Предмет проповеди в зависимости от обстоятельств

О священномученике Вавиле. Хотел я сегодня отдать долг, который недавно я обещал вам; но что мне делать? Блаженный Вавила, позвал нас к себе, не голос подавши, но блеском вида своего привлекши нас. Не гневайтесь поэтому на отсрочку уплаты; во всяком случае, чем больше пройдет времени, тем более возрастет и прибыль для вас: мы уплатим серебро с лихвой, потому что и Владыка, вверивший нам его, так повелел (см.: Лк. 19:23). Итак, не сомневайтесь касательно этого долга, так как и капитал и проценты вам остаются; не пропустим и сегодня случившейся прибыли, но насладимся подвигами блаженного Вавилы.

Минь. Т. II. С. 529

Творения Т. II. С. 568

Слово о блаженном Вавиле, а также против Юлиана, и к язычникам

410. Христос облагородил и язычников

О блаженном Вавиле и против Юлиана. Иисус, пришедши, прекратил человеческие жертвы и, что более удивительно, избавил от этого свирепого и жестокого насилия не только нас, поклоняющихся Ему, но и тех, которые злословят Его, так как и из язычников никто уже не принуждается приносить такие жертвы своим демонам.

Минь. Т. II. С. 535

Творения Т. II. С. 575

411. Языческие книги сохранены христианами

Книги языческих философов давно уничтожились, большая же часть, как только появились, уже и исчезли. Если же где и находится что-нибудь сохранившимся, то находят это сохранившимся у христиан, – так далеки мы от того, чтобы опасаться вреда какого-нибудь от их козней, так посмеваемся великой изысканности их ухищрений!

Минь. Т. II. С. 537

Творения Т. II. С. 577

412. Сцена, трагедия, драма

Употребляются слова: сцена (стр. 579) и трагедия, драма (стр. 582) в собственном их смысле.

Минь. Т. II. С. 537

Творения Т. II. С. 579

413. Спокойствие душевное проповедника

Я думаю, тому, кто хочет быть обличителем, должно как можно дальше отклонять душу свою от дерзости и гордости, и показывать силу свою только в сущности слов и дел… Если тот, кто хочет лечить тело и разрезывать загноившиеся члены, имеет нужду в спокойствии, то врачующего души, в какое, скажи мне, поставим мы состояние и какого потребуем у него любомудрия?

Минь. Т. II. С. 544

Творения Т. II. С. 585

414. Праздных не кормят, а только увечных

Мы не кормим людей, живущих в праздности и потому необходимо страдающих от голода, но убеждаем их трудами доставлять содержание и себе, и другим – тем, которые увечны телом, мы позволяем пользоваться только необходимой пищей от людей достаточных; а пирушки, попойки и всякое остальное безумие и бесстыдство у нас изгнаны.

Минь. Т. II. С. 545

Творения Т. II. С. 587

415. Пастырь не должен отказываться от своих прав

Получивший священство есть более властный блюститель над землей и над совершающимся на земле, нежели носящий багряницу и надобно не уменьшать величие этой власти, но скорее отказаться от жизни, нежели от прав, которые Бог свыше уделил в жребий этой власти.

Минь. Т. II. С. 547

Творения Т. II. С. 589

416. Мощи святых и их влияние на христиан

Бог, человеколюбивый и дающий нам бесчисленные случаи ко спасению, вместе с прочими путями проложил нам и этот, достаточно призывающий нас к добродетели, оставив пока у нас мощи святых. И подлинно, после силы слова второе место занимают гробы святых в деле возбуждения взирающих на них душ к такой же ревности; и когда кто предстанет где-нибудь пред такой гробницей, он тотчас начинает ясно чувствовать ее действие. Вид гробницы, проникая в душу, и поражает ее, и возбуждает, и приводит в такое состояние, как будто сам лежащий в ней молится вместе, стоит пред нами, и мы видим его; и таким образом человек, испытывающий это, исполняется великой ревности и уходит отсюда, сделавшись иным человеком.

Минь. Т. II. С. 551

Творения Т. II. С. 593

Похвальная беседа о святых мучениках Иувентине и Максимине, пострадавших при Юлиане Отступнике

417. Милостыня равна расхищенному врагами веры

Похвальная о мучениках Иувентине и Максимине. Не только в виде милостыни раздаваемое богатство переходит на небо, но и то, которое расхищают враги веры и гонители живущих в благочестии, и оно собирается там же. А что последнее не меньше первого, послушай, что говорит Павел: и разграбление имений ваших с радостию приясте, ждуще имети себе имение на небесех пребывающее и лучшее (ср.: Евр. 10:34).

Минь. Т. II. С. 576

Творения Т. II. С. 621

Похвальная беседа о святой мученице Пелагии, что в Антиохии

418. Забота об исправлении ближних

Похвальная о мученице Пелагии. Беседа 1. Вижу, как многие, по окончании этого духовного зрелища, бегут на пьянство и объядение, к трапезам в гостиницах и на прочее бесчинство. Посему прошу и умоляю – всегда иметь в памяти и уме эту святую, не срамить торжества и не терять дерзновения, приобретаемого нами от этого праздника. – Ты почтил мученицу своим присутствием? Почти же ее и исправлением сочленов твоих; если ты заметил неуместный смех, неприличное беганье, нескромную походку и ненадлежащий вид, то подойди к делающим это и посмотри на них строго и гневно. Но они не обратят внимания и засмеются еще больше? Возьми с собой двух, или трех, или и более братий, чтобы самое множество ваше внушало уважение. Если же и так ты не проймешь их безумия, то объяви о них священникам; а впрочем быть не может, чтобы они дошли до такого бесстыдства, что и после порицаний и увещаний не послушаются, не постыдятся и не прекратят неуместного и ребяческого ликования. Если ты приобретешь хотя 10 человек, хотя 3х, хотя 2х, хотя только одного, то придешь получив великую прибыль…–

Минь. Т. II. С. 582

Творения Т. II. С. 628, 629

419. Соблюдение порядка в храме

Станем входить благочинно, внушая друг другу – идти стройно и в порядке, чтобы нам приводить зрителей в изумление не многочисленностью только, но и порядком. Даже если бы и не было никого другого, но мы одни только шли по пути, и тогда не следовало бы бесчинствовать рады неусыпающего Ока, везде присутствующего и все видящего; но теперь представьте, что среди нас замешалось много еретиков, и если они увидят, что мы так ликуем, смеемся, кричим, пьянствуем, то уйдут, крайне осудив нас. Если же соблазняющий одного подвергается неизбежному наказанию, то мы, соблазняя столь многих, какому подвергнемся наказанию?

Минь. Т. II. С. 582

Творения Т. II. С. 629


Похвала святому священномученику Игнатию Богоносцу, бывшему архиепископу Антиохии великой, который был отведен в Рим и там потерпел мученичество, а оттуда опять перенесен в Антиохию

420. Кандидат священства

Похвала Игнатию Богоносцу. Как, если кто вручит человеку неистовому и безумному острый меч, и безумный совершит им убийство, вину принимает на себя давший этот меч, – так и тот, кто дает право власти священства человеку, живущему в пороках, навлекает на свою собственную голову весь огонь его грехов и дерзостей.

Минь. Т. II. С. 589

Творения Т. II. С. 635

421. Труды пастырства выше среди новообращенных

Инии трудишася, и вы в труд их внидосте (Ин. 4:38). Хотя апостолы трудились гораздо больше пророков, но так как те первыми сеяли слово благочестия и привлекали к истине еще неученые души людей, то им и присуждается большая часть труда. Не все равно – учить, пришедши после многих других учителей, или самому первому бросать семена. Потому в Афинах смутились слушатели и отступили от Павла, укоряя его: странна некая влагаеши во ушеса наша (ср.: Деян. 17:20).

Минь. Т. II. С. 591

Творения Т. II. С. 637

422. Мощи святых – скорбь нашу умеряют, а радость укрепляют

Бог оставил нам мощи святых, желая привести нас к одинаковой с ними ревности и дать нам надлежащее прибежище и утешение в бедствиях, постоянно постигающих нас. Итак, убеждаю всех вас, находится ли кто в унынии, или в болезнях, или в скорбях, или в каком-нибудь другом житейском несчастии, или в глубине грехов, пусть с верой приходит сюда, и он избавится от всего этого, и возвратится с великой радостью, получив облегчение совести от одного созерцания; или – лучше – не одним только находящимся в несчастьях необходимо приходить сюда, но хотя бы кто находился в радости, в славе, во власти, или имел великое дерзновение пред Богом, и тот пусть не пренебрегает этой пользой. Он, пришедши сюда и увидев этого святого, сделает свои блага непоколебимыми, воспоминанием о его подвигах научив душу свою умерять себя и не допустив совести своей превозноситься своими делами.

Минь. Т. II. С. 595

Творения Т. II. С. 641, 642

Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой

423. Похвала праведнику только после его смерти

Похвала Евстафию Архиепискому Антиохии. Прежде смерти не блажи никогоже (Сир. 11:28). Почему? Потому, что будущее неизвестно и естество наше слабо; воля недеятельна, грех легко овладевает нами и много сетей… Но если никого не должно ублажать прежде смерти, то ублажать достойных после их кончины можно безукоризненно... или лучше, не просто после их смерти, но после смерти такой, когда кто окончит жизнь с венцом, с исповеданием и верой нелицемерной.

Минь. Т. II. С. 599

Творения Т. II. С. 643

424. Мощи святых подобны источнику, корню, миру

Я называю тела святых источниками, и корнями, и миром духовным. Почему? Потому, что каждый из упомянутых предметов не удерживает собственной доброты в себе только, но и распространяет ее на далекое расстояние. Например, источники дают много воды и не удерживают ее в своих недрах, но, производя длинные реки, соединяются с морем, и длиной их, как бы протянутой рукой, берутся за морские воды. Также корень растений скрывается внизу, в недрах земли, но не удерживает всей силы своей в глубине; и особенно таково свойство виноградных лоз, вьющихся по деревьям... Таково свойство и мира: часто оно лежит в каморке, но благоухание его, распространяясь чрез окна на улицы, переулки и площади, и ходящим вне дает знать о скрывающейся внутри доброте ароматов. Если же источник, и корень, и ароматы по природе своей имеют такую силу, то гораздо более – тела святых.

Минь. Т. II. С. 600

Творения Т. II. С. 645

425. Мученичество в мысли

Мучеником делает не одна только смерть, но и душевное расположение. Не за конец дела, но и за намерение часто сплетается венец мученичества. И не я, но Павел дает такое определение мученичеству, говоря именно так: по вся дни умираю (1Кор. 15:31). Как ты умираешь каждый день? Как возможно одному смертному телу принять множество смертей? Расположением, говорит, и готовностью к смерти (см.: Быт. 22:12).

Минь. Т. II. С. 601

Творения Т. II. С. 645

426. Церковь вселенская

Святой Евстафий был хорошо научен благодатию Духа, что предстоятель церкви должен заботиться не о той одной церкви, которая вручена ему Духом, но и о всей Церкви по вселенной; этому научился он из священных молитв. Если должно, говорил он, творить молитвы за вселенскую церковь, от концов до концов вселенной, то тем более должно проявлять и попечение о ней о всей, равно заботиться о всех (церквах) и пещись о всех.

Минь. Т. II. С. 602

Творения Т. II. С. 647

427. Нападения на веру и Церковь

Бог попускает истинной и апостольской вере Своей подвергаться многим нападениям, а ересям и язычеству попускает наслаждаться спокойствием; для чего? Для того, чтобы ты познал слабость их, когда они, и не тревожимые, сами собой разрушаются, и чтобы ты убедился в силе веры, которая терпит нападения, и чрез самих противников умножается.

Минь. Т. II. С. 603

Творения Т. II. С. 647

Похвальные слова о святом мученике Романе

428. Врачевство от зависти

Похвальное о мученике Романе. Слово 1. Прошу, будем стараться сорадоваться благоденствующим, чтобы очистить свою душу от зависти и недоброжелательства; – ничто так не отгоняет эту тяжкую и трудноизлечимую болезнь, как сорадование живущим добродетельно.

Минь. Т. II. С. 607

Творения Т. II. С. 651

Беседы о святых Маккавеях

429. Мощи святых страшны диаволу

О святых Маккавеях. Беседа 1. Не такие лучи падают на землю с солнечного круга, какое сияние и блеск исходит из этих тел святых, ослепляя даже взоры диавола… И как царский венец, украшенный со всех сторон различными камнями, производит разнообразный блеск, так точно и тела святых мучеников, усеянные язвами за Христа, как бы дорогими камнями, являются драгоценнее и великолепнее всякой царской диадемы.

Минь. Т. II. С. 618

Творения Т. II. С. 662, 663

430. Подражание мученикам

Какое мученики показали любомудрие в опасностях, такое и мы покажем терпение в обуздании безумных страстей – гнева, корыстолюбия, сластолюбия, тщеславия и всего прочего подобного. Если мы преодолеем пламень этих страстей, как они – огонь, то будем иметь возможность стать близ них и иметь одинаковое с ними дерзновение.

Минь. Т. II. С. 622

Творения Т. II. С. 668

Похвальная беседа о святых мученицах Вернике и Просдоке девах и о матери их Домнине

431. Смерть не страшна для христиан; она даже исполнена радости и потому сопровождается пением псалмов

Похвальная о мученицах Вернике, Просдоке и Домнине. Прежде, возлюбленный, не было ничего сильнее смерти и ничего слабее нас, а теперь нет ничего слабее ее и ничего сильнее нас. Видишь ли, какая превосходная произошла перемена, как Бог сделал сильное слабым, а слабое сильным, явив нам в том и другом свое могущество?... Апостол Павел говорил: аще и жрен бываю, радуюся и сорадуюся всем вам; такожде и вы, радуйтеся и сорадуйтеся (ср.: Флп. 2:17‒18). Что говоришь ты? Ты умираешь, Павел, и призываешь людей к участию в радости? Что, скажи мне, случилось с тобою? Я не умираю, говорит он, но восхожу к лучшей жизни. Как люди, получающие власть, приглашают многих участвовать в их радости, так и Павел, идя на смерть, призывал других сочувствовать ему, потому что смерть есть отдых и избавление от трудов, воздаяние за подвиги, награда за борьбу и венец. Поэтому вначале по умершим бывали рыдания и плач, а теперь – псалмы и песнопения. Так Иакова оплакивали сорок дней, столько же дней и Моисея оплакивали, и иудеи сетовали, потому что смерть тогда была смертью, а теперь не так, но бывают песнопения, молитвы и псалмы; все это показывает, что смерть заключает в себе удовольствие, – ведь псалмы – символ радости: благодушествует ли кто в вас, говорится, да поет (ср.: Иак. 5:13). Так как мы исполнены радости, то и поем по умершим псалмы, которые убеждают нас не бояться смерти.

Минь. Т. II. С. 630

Творения Т. II. С. 675, 679

432. Искушения

Как не должно навлекать на себя искушений, так нужно бороться с ними, когда они наступят, чтобы там показать кротость, а здесь – мужество.

Минь. Т. II. С. 638

Творения Т. II. С. 684

433. Кости мучеников и гробницы их имеют великую силу

Может быть, от нашего слова велика стала у вас любовь в этим святых: будем же с этим пламенем припадать к их останкам; будем обнимать их гробницы, потому что и гробницы мучеников могут иметь великую силу, равно как и кости мучеников имеют великую силу. И не только в день этого праздника, но и в другие дни будем постоянно при них, будем призывать их, будем просить, чтобы они были нашими предстательницами; они имеют великое дерзновение не только при жизни, но и по смерти, и гораздо более по смерти, потому что ныне они носят язвы Христовы, а показывая эти язвы, они могут о всем умолить Царя. Итак, если у них такая сила и близость к Богу, то мы, поставив себя в близость к ним непрестанным посещением их и постоянным пребыванием с ними, будем снискивать себе чрез них человеколюбие Божие. –

Минь. Т. II. С. 640

Творения Т. II. С. 686, 687

Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне

434. Мощи мучеников умиряют нашу душу, отвлекая ее от суеты

О мучениках. Для того Бог и оставил нам здесь тела мучеников, чтобы, когда куча занятий и множество житейских забот наведет густой мрак на нашу душу от частных или общественных дел (а их так много), тогда, оставив дом, вышедши из города, простившись с этим шумом, мы удалились бы в храм мучеников, насладились тамошним духовным веянием, забыли о множестве дел, утешились спокойствием, побыли вместе со святыми, помолились Распорядителю их подвигов о нашем спасении, пролили многие моления, и, чрез все это сложив бремя со своей совести, возвратились опять домой с великой душевной радостью.

Минь. Т. II. С. 649

Творения Т. II. С. 694

435. Слова Писания – светильник, его нужно хранить от ветра жизни суетной, дабы не погас

Повеления Божии суть светильник (см.: Прит. 6:23); а кто зажигает светильник, тот не останавливается на торжище, но спешит домой, дабы не погас огонь от дуновения ветра, дабы не истощился пламень от долгого промедления; так точно поступим и мы. Дух Святый зажег нам Свое учение, поэтому, вышедши отсюда и будучи исполнены того, что слышали, с другом ли, с родственником ли, с домашним ли, или с кем другим мы встретимся, пройдем мимо, чтобы, когда мы будем разговаривать с ним о лишнем и бесполезном, не погас между тем огонь учения, но чтобы он пламенел в душе, как в доме, и, горя в возвышенных помыслах, как бы на каком светильнике, освещал все внутреннее. Подлинно, странно было бы – видеть душу, оставленную без учения, тогда как мы никогда не терпим видеть вечером дом без светильника и света. Оттого у нас и происходит много грехов, что мы не скоро зажигаем светильник в душе; оттого мы и падаем каждый день, оттого многое и лежит у нас в душе без пользы и как случится, что мы, выслушав божественные изречения, еще прежде, нежели пройдем преддверие церковное, тотчас бросаем их, и, погасив свет, ходим в большом мраке.

Минь. Т. II. С. 652

Творения Т. II. С. 697

436. Богатство нужно тратить на нужное

Презирай имеющееся богатство, чтобы, если некогда оно и отойдет, тебе не предаваться скорби. Трать его на нужное, когда имеешь его, чтобы, когда лишишься, тебе иметь двоякую пользу, – уготованную тебе награду за прекрасную трату, и происходящее от презрения любомудрие, которое бывает полезно во время лишения богатства. Для того оно и называется имуществом (χρηματα), чтобы мы употребляли (χρησωμεθα) его на нужное, а не зарывали бы; для того оно называется стяжанием (κτηματα), чтобы мы владели им (κτησωμεθα), а не были его владением. Ты – господин большого богатства? Не будь же рабом того, чего владыкой сделал тебя Бог. –

Минь. Т. II. С. 653

Творения Т. II. С. 698

Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно

437. Утешение и порицание в проповеди

О том, что опасно говорить с угодливостью. Как наилучший способ врачевания – не только резать, но и перевязывать раны; так и наилучший закон наставления – не только порицать, но и увещевать и утешать. И если кто всегда утешает, то этим делает слушателей более беспечными; и если только порицает, то делает их более ожесточенными, потому что, не имея возможности перенести бремя непрерывных обличений, они тотчас поспешно убегают.

Минь. Т. II. С. 653

Творения Т. II. С. 699

438. Проповедник – сам слабый человек, а посему, делая обличения, сам больше всех страдает от них

Это было дело Божия человеколюбия, чтобы и говорящий, и слушающие подлежали одним и тем же законам, были причастны одному и тому же естеству, чтобы каждый был одинаково ответственен в том, что преступает закон. Для чего? Для того, чтобы он предлагал упрек в соразмерной степени, чтобы сделался снисходительным к согрешающим, чтобы, вспоминая о своей собственной немощи, не причинял несносного обличения. Поэтому Бог не свел с небес ангелов и не приставил их учителями к человеческому естеству, чтобы по причине превосходства своей природы и по причине неведения человеческой немощи они не делали упреков против нас очень беспощадно; но Он дал смертных людей учителями и священниками, людей, облеченных немощью, чтобы одно и то же – виновность в том же самом и говорящего, и слушающих сделалась уздой для языка говорящего человека, не позволяющего делать обвинений свыше меры (см.: Евр. 5:1‒2)... Но зачем я сказал это? Чтобы вы не говорили: ты, будучи чист от грехов, будучи свободен от скорби, происходящей по причине упрека, с великой силой наносишь нам очень глубокую рану. Я прежде чувствую боль, так как и сам я подвержен прегрешениям. Никто не похвалится, чисто имети сердце (Прит. 20:9; см.: Сир. 8:6). Итак, я сделал те обличения не вследствие какого-либо бесчеловечия, но движимый великой заботливостью. При врачевании тел, тот, кто наносит удар, не получает никакого ощущения удара, а тот, кого режут, один только он разрывается от болей; но при врачевании душ бывает не так, – если только я сколько-нибудь не ошибаюсь, о делах прочих людей судя по моим собственным, – но говорящий сам прежде мучится от боли, всякий раз, как упрекает других. Мы не так скорбим, обличаемые со стороны других, как обличая других за грехи, в которых мы виновны, потому что тотчас совесть начинает порицать говорящего, и то обстоятельство, что облеченный достоинством учителя впадает в одни и те же с учениками прегрешения и имеет нужду в тех же самых обличениях, причиняет говорящему более горькую печаль.

Минь. Т. II. С. 654

Творения Т. II. С. 700, 702

439. Исповедь и противление ей ума нашего

Знаю и я, что совесть не выносит воспоминания о собственных прегрешениях, так что, если только придем к воспоминанию о допущенных нами прегрешениях, то ум прыгает, как бы какой неукротимый, молодой и непокорный конь. Но удержи его, обуздай, погладь рукой, сделай его кротким, убеди, что если теперь он не исповедуется, то будет исповедоваться там, где – большее наказание, где – большее бесчестие. Здесь судилище без свидетелей, и ты – согрешивший – ведешь суд с собой самим; там же все грехи будут приведены в средину зрелища вселенной, если наперед не изгладим их здесь.

Минь. Т. II. С. 658

Творения Т. II. С. 704, 705

440. Вечер – удобное время для беседы со своею совестью

Мы имеем обыкновение давать отчет в деньгах около рассвета, а в делах, и во всем сказанном за день потребуем у себя отчетов после ужина и после наступления самого вечера, лежа на постели, когда никто не беспокоит, когда никто не тревожит; и если увидим, что в чем-либо согрешили, то накажем совесть, сделаем выговор уму, уязвим рассудок так сильно, чтобы более мы уже не дерзнули, встав, привести себя к той же самой бездне греха, помня о вечерней ране. Что это время более удобно для такового требования отчетов, послушай, что говорит пророк: яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся (Пс. 4:5). Многое по наступлении дня делаем не так, как желаем; и друзья раздражают, и слуги приводят в неистовство, и жена огорчает, и дитя опечаливает, и множество житейских и общественных дел окружает нас; и не можем тогда понимать даже и того, каким образом обманываем себя. Но, освободившись от всего этого и вечером оставшись наедине с самими собой, и наслаждаясь большим спокойствием, устроим на ложе судилище, чтобы с помощью такового суда умилостивлять Бога… Я знаю, что сказанное – тягостно, но оно приносит большую выгоду. У нас – милостивый Господь; Он желает только найти предлог, и тотчас обнаруживает всякое человеколюбие.

Минь. Т. II. С. 660

Творения Т. II. С. 707, 708

441. Добродетель и порок

Добродетелью одного пользуются многие даже и порочные люди, но из-за порочности множества, даже если среди многочисленного народа и один окажется поступающим добродетельно, (последний) не разделяет их участи, и целое государство развращенное не будет в состоянии привлечь к собственному наказанию и мучению человека справедливо живущего.

Минь. Т. II. С. 662

Творения Т. II. С. 709

442. Исповедь

Не достаточно сказать, что я – грешник, но должно вспомнить и о самих грехах о каждом в отдельности.

Минь. Т. II. С. 662

Творения Т. II. С. 709

Беседа о мучениках

443. Чествование мученика подражанием ему

О мучениках. Праздники мучеников признаются не только по круговороту дней, но и по расположению празднующих. Например, ты стал подражать мученику, поревновал его добродетели, пошел по следам его любомудрия? Вот ты, и без наступления дня мученика, отпраздновал праздник мученика, потому что честь мученику – подражание мученику. Как те, которые совершают худые дела, бывают и в праздники без праздников, так и те, которые следуют добродетели, и без торжества совершают праздник, потому что праздник отмечается чистотою совести.

Минь. Т. II. С. 662

Творения Т. II. С. 710

444. Проповедник препятствует не веселиться, а грешить, не пить, а упиваться, – особенно это в праздники мучеников

Чтобы нам не только теперь в час торжества в честь мученика, но и постоянно сохранять этот пламень любомудрия, возвратимся и домой с тем же самым благоговением, не пускаясь в места пьянства и блудодеяния, в опьянение и пиршества. Вы обратили ночь в день, посредством священных всенощных бдений; не обращайте же опять дня в ночь посредством пьянства и невоздержания и блудных песней. Ты почтил мучеников своим прибытием, слушанием, усердием; почти же их и пристойным возвращением домой, чтобы кто-нибудь, увидев тебя бесчинствующим в месте пьянства, не сказал, что ты приходил не ради мучеников, а чтобы усилить свою страсть, чтобы удовлетворить порочной похоти. Говорю это, не препятствуя веселиться, но препятствуя грешить, не препятствуя пить, но препятствуя пьянствовать. Не вино худо, но неумеренность порочна; вино есть дар Божий, а неумеренность – изобретение диавола. Итак, работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом (ср.: Пс. 2:11). Ты хочешь насладиться веселием? Наслаждайся дома, где, если и произойдет опьянение, много прикрывающих, – а не в месте пьянства, чтобы тебе не быть общим зрелищем для присутствующих и соблазном для других. Говорю это, не приказывая дома пьянствовать, но не проводить время в местах пьянства. – Если ты, пришедши к мученикам, намереваешься по выходе отсюда пьянствовать, то лучше бы тебе оставаться дома, и не бесчинствовать, не оскорблять праздника мучеников, не соблазнять ближнего, не вредить душе, не прибавлять грехов. Ты пришел посмотреть на людей, терпевших скобления, облитых кровью, украшенных множеством ран, отказавшихся от настоящей жизни, стремившихся к будущей: будь же достоин этих подвижников. Они презирали жизнь, ты презирай удовольствия; они отказались от настоящей жизни, ты откажись от страсти к пьянству… Прими святый елей и помажь все свое тело, язык, уста, шею, глаза, и никогда не впадешь в пьянство, так как елей своим благоуханием напоминает тебе о подвигах мучеников, обуздывает всякое невоздержание, удерживает в великом терпении и побеждает душевные болезни. Но ты хочешь проводить время в рощах, лугах и садах? Только не теперь, когда столько народу, но в другой день; сегодня время подвигов, сегодня зрелище борьбы, а не удовольствия и не отдохновения. Ты пришел сюда не для того, чтобы предаться лености, но чтобы научиться – бороться, сражаться всеми способами и, будучи человеком, сокрушать силу невидимых бесов… И возвращаться от мучеников в город будем с надлежащей благопристойностью, с благоприличной походкой, с благоразумием и целомудрием, с кротким и мирным взором: одеяние бо мужа, и смех зубов, и стопа ноги возвестят яже о нем (ср.: Сир. 19:27).–

Минь. Т. II. С. 662

Творения Т. II. С. 711, 712, 713

Похвала святому мученику Юлиану

445. Рака мучеников страшна для бесноватых

Похвала мученику Юлиану. Взяв кого-нибудь, одержимого бесом и беснующегося, приведи к этому святому гробу, где останки мученика, и ты увидишь, что он непременно отскочит и убежит. Как будто ему предстоит идти по горячим угольям, – так он выскакивает тотчас из самого преддверия, не осмеливаясь взглянуть даже на самую раку.

Минь. Т. II. С. 670

Творения Т. II. С. 717

446. Мученики. Запрещение проповедника – ходить на загородные гуляния и хороводы; увещевание – удерживать силою идущих туда, не боясь стыда

а) Бог разделил с нами мучеников: Сам взяв душу их, тела Он как бы дал нам, чтобы святые кости их были у нас постоянным напоминанием об их добродетели. –

б) Некоторые из собравшихся здесь сегодня (я не стану обвинять в этой вине всю церковь), по беспечности и простоте, оставив нас, завтра устремятся в Дафну – расточать завтра то, что мы собрали сегодня, и разрушать то, что мы создали… Я не запрещаю ходить в предместие, но запрещаю идти завтра… Почему? Потому, что завтра захватят предместие хороводы людей; а вид таких людей часто и желающего быть благоразумным невольно приведет к подражанию подобному бесстыдству, и особенно, когда среди них присутствует и диавол, – а он бывает там, вызываемый блудными песнями, срамными речами, бесовским ликованием… Я хочу побеседовать и с теми, которые присутствуют здесь и не пойдут туда, и поручить им спасение прочих. Так и врач, пришедши к больному, немного говорит с лежащим, но, призвав приближенных к нему, им дает все наставления касательно лекарств, кушанья и остального ухода. Почему? Потому, что больной не сейчас принимает совет, а здоровый с полной готовностью выслушивает, что говорится. Поэтому и я, после них, хочу побеседовать и с вами. Заранее захватим завтра ворота, займем дороги, снимем с повозок мужчины мужчин, а женщины женщин, приведем их сюда, не будем стыдиться. Где спасение брата, там нет стыда. Если они не стыдятся, отправляясь на беззаконное ликование, то гораздо более нам не должно стыдиться, намереваясь возвратить их к этому священному торжеству. Когда предстоит спасение брата, не будем отказываться ни от чего. Если Христос умер за нас, то нам должно терпеть все за них; хотя бы они стали наносить удары, хотя бы стали браниться, ты держи и не прежде отставай, пока приведешь их к святому мученику… Кто хочет, пусть осуждает; кто хочет, пусть обвиняет; но, вернее, никто не осудит, напротив, все похвалят, все одобрят. Не за деньги, не в отмщение за личную обиду, и не за иное что-нибудь житейское я спорю и сражаюсь, а за спасение брата: кто не одобрит этого, кто не подивится?... Если охотники ходят по стремнинам, горам, пропастям и по всякому непроходимому месту, желая поймать зайца, или серну, или что-нибудь другое подобное, или часто даже каких-нибудь диких птиц, – то как ты, имея в виду отвесть от погибели не ничтожное бессловесное, но духовного брата, за которого умер Христос, отказываешься и стыдишься не горы и леса проходить, а только выйти к воротам? Какое, скажи мне, будешь ты иметь оправдание? Разве ты не слышишь, как один мудрый увещевает и говорит: есть стыд наводяй грех (ср.: Сир. 4:25)? Но ты боишься, чтобы кто-нибудь не осудил тебя? Сложи вину на меня, сказавшего это; скажи, что так велел учитель; я готов судиться с осуждающими и представить оправдание.

Минь. Т. II. С. 672

Творения Т. II. С. 719, 720, 721, 722

Похвала святому мученику Варлааму

447. Мученики независтно разделяют честь свою с чтителями и подражателями им в борьбе со страстями

Похвала мученику Варлааму. К этому священному празднику и торжеству созвал нас блаженный Варлаам, не для того, чтобы мы прославляли его, но чтобы подражали ему, не для того, чтобы нам быть слушателями похвал, но чтобы быть подражателями его подвигов. В делах житейских люди, достигающие высокой власти, никогда не захотят видеть других участниками одной с ними чести, потому что там зависть и ненависть нарушают любовь; а в делах духовных не так, но совершенно напротив: мученики тогда особенно и чувствуют свою честь, когда видят подобных себе рабов достигшими участия в их благах… А чтобы убедиться тебе, что действительно они тогда особенно чувствуют собственные блага, когда видят нас в безопасности, и считают это величайшей для себя честью, послушай Павла, который говорит: мы ныне живи есмы, аще вы стоите о Господе (1Фес. 3:8)... А как можно, скажешь, подражать теперь мученикам? Теперь не время гонения. Знаю это и я; не время гонения, но время мученичества; не время таких подвигов, но время венцов; не преследуют люди, но преследуют бесы; не гонит мучитель, но гонит диавол, который тяжелее всех мучителей; ты не видишь пред собою угольев, но видишь разженный пламень похоти. Они попирали уголья, а ты попирай огонь естества; они боролись со зверями, а ты обуздывай гнев, – этого дикого и неукротимого зверя; они устояли против невыносимых мук, а ты преодолевай непристойные и порочные помыслы, изобилующие в твоем сердце, – так подражай мученикам. Еф. 6:12. Похоть естества есть огонь, – огонь неугасимый и постоянный. Прит. 6:28‒29. Она даже соперничает с естеством огня. Как невозможно прикасающемуся к огню не получить ожога, так взгляд на красивые лица быстрее огня охватывает невоздержную на взгляды душу; и чем служит для огня горючее какое-нибудь вещество, тем красота телесная для глаз людей похотливых. Посему не должно давать огню похоти пищи – внешнего созерцания, но всячески прикрывать его и погашать благочестивыми мыслями, обуздывая дальнейшее распространение пламени и не позволяя ему сокрушать твердость нашего духа. И всякое удовольствие, во время преобладания страстей, обыкновенно сильнее огня сожигает душу, если кто не будет мужественно, с терпением и верою, противодействовать каждой страсти. –

Минь. Т. II. С. 675

Творения Т. II. С. 723, 724

Похвала египетским мученикам

448. Печаль, скорби и несчастье

Похвала египетским мученикам. Возлюбленные, зная, что и ныне и в древности, от начала рода человеческого, все друзья Божии наследовали жизнь печальную, трудную и исполненную бесчисленных бедствий, не будем и мы стремиться к жизни изнеженной, рассеянной и исполненной наслаждений, но к жизни прискорбной, трудной и полной скорбей и несчастий.–

Минь. Т. II. С. 698

Творения Т. II. С. 745

Беседа о священномученике Фоке и против еретиков, и на 141 псалом: гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим ко Господу помолихся

449. Честь мученику возвышает самого чтителя

О священномученике Фоке. Как взирающий на солнце не делает этого светила более светлым, но освещает собственные глаза свои, – так точно и почитающий мученика не его делает более славным, но сам от него приобретает просвещающее благословение.

Минь. Т. II. С. 700

Творения Т. II. С. 747

450. Проповедник преследует грех, а не грешника

Я гоню не еретика, но ересь, не человека отвращаюсь, но заблуждение ненавижу и хочу привлечь к себе (заблуждающегося); я веду войну не с существом, потому что существо – дело Божие, но хочу исправить ум, который развращен диаволом. Как врач, леча больного, не против тела воюет, но истребляет повреждение тела, – так и я, если буду сражаться с еретиками, то сражаюсь не с самими людьми, но хочу истребить заблуждение и очистить гнилость.

Минь. Т. II. С. 701

Творения Т. II. С. 747

451. Оскорбление Богу и обида нам

Ин. 18:23; 3Цар. 13:4. Когда Сам Он получал удары, то не делал никакого зла ударяющему; а когда рабу Его угрожала обида, то Он наказал царя (иссушением руки), научая тебя за оскорбления Бога мстить, а оскорбления тебя самого пропускать. Как Я Мои оскорбления пропускаю, а за твои отмщаю, – так и ты за Мои отмщай, а свои пропускай.

Минь. Т. II. С. 702

Творения Т. II. С. 749

452. Внимание в цирке и храме

Если и сидящие на зрелище нагибаются, когда двое борются, напрягают свой взор, привстают на носки, чтобы видеть борьбу, исполненную стыда, чтобы видеть борьбу, которой подражать постыдно, – то гораздо больше должно нам внимательно слушать божественные писания.

Минь. Т. II. С. 702

Творения Т. II. С. 749

Похвала всем святым, во всем мире пострадавшим

453. Ночная молитва в подражание мученикам

Похвала всем святым мученикам. Представь, сколь великое дело – среди глубокой ночи, когда спят все люди, звери и скот, когда господствует глубочайшая тишина, тебе одному бодрствовать и дерзновенно беседовать с общим всех Владыкой. Сладок сон? Но нет ничего слаще молитвы. Беседуя с Богом наедине, когда никто не беспокоит тебя и не отвлекает тебя от молитвы, ты можешь во многом иметь успех; самое время – союзник твой для получения того, чего желаешь. Но ты поворачиваешься, лежа на мягкой постели, и медлишь встать? Представь сегодняшних мучеников, которые лежали на железной решетке, где не постель была подостлана, но подложены горячие уголья…; тогда ты в состоянии будешь легко разорвать все и восстать для молитвы.

Минь. Т. II. С. 711

Творения Т. II. С. 758

454. Воспоминание о мучениках – лучшее украшение для души, как храма Духа Святого

Страдания мучеников начертаем на широте нашего сердца. Как делающие свои домы великолепными, украшают их со всех сторон разноцветною живописью, – так и мы на стенах души нашей нарисуем казни мучеников... Нарисуем в душе одних лежащими на сковородах, других растянутыми на угольях, иных вверженными в котлы, других брошенными в море, иных скоблимыми, иных сгибаемыми на колесе, иных разбиваемыми об утес, иных борющимися с дикими зверями, иных низвергаемыми в пропасть, иных так, как каждому из них случилось окончить жизнь, чтобы, сделав разнообразием такой живописи жилище наше светлым, приготовить приличное пристанище для Царя небесного. Если Он увидит такие изображения в душе, то придет с Отцом и сотворит у нас обитель с Духом Святым; и будет, наконец, наша душа царским домом, и никакой непристойный помысл не сможет войти в нее, потому что воспоминание о мучениках, как бы какая живопись, постоянно будет сохраняться в нас и производить великий блеск, и Царь всего, Бог, будет непрестанно обитать в нас. –

Минь. Т. II. С. 712

Творения Т. II. С. 758, 759

Беседа после землетрясения

455. Землетрясение – народное бедствие и его воспитательное значение

После землетрясения. Велики плоды от землетрясения. Видите ли вы человеколюбие Господа, потрясающего город и утверждающего душу, колеблющего основания и укрепляющего помышления, показывающего непрочность города и делающего сильной волю?... Хорошо возделал вас страх, послужив мне союзником в слове. Я замолчу, но землетрясение, громче трубы, возвышает голос, говоря: щедр и милостив Господь (Пс. 102:8)… Потерпели ли вы какой-нибудь вред, опечалившись на краткое время? Вы сделались из людей ангелами, переселились на небо, – не по месту, но по нравам. А что я не льщу вам, говоря это, свидетельствуют дела. Чего не достает у вас для покаяния? Вы отринули ненависть, удалили низкие страсти, насадили добродетели, имели силу провести целую ночь в священном бдении с великою любовью и возвышенным настроением души… Не погрешил бы тот, кто назвал бы вас защитниками и спасителями города. Где начальники? Где великие хранители? Поистине вы – и крепость, и стена, и охрана города. Те своим нечестием расшатали город, а вы своей добродетелью укрепили город. Если бы кто-нибудь спросил, отчего поколебался город, то, хотя бы никто не отвечал, несомненно, что это – за грехи, за корыстолюбие, за несправедливость, за беззаконие, за гордость, за похоти, за ложь. Кого же? Богатых. Также, если бы кто-нибудь спросил, отчего опять получил свою неподвижность, то несомненно, что это – за песнопения, за молитвы, за всенощные бдения. А это кого? Бедных. Поколебать город – их дело, а возвратить ему неподвижность, – ваше, так что вы стали его спасителями и защитниками. Но здесь мы окончим слово, продолжая всенощные бдения и песнопения.

Минь. Т. II. С. 715

Творения Т. II. С. 761, 762, 763

Dubia. Слово о блаженном Аврааме

456. Старость – в делах церкви

Dubia. О блаженном Аврааме. Во внешних делах старец бесполезен и ни к чему не способен, но во всем заслуживает извинения, по слабости своей, не имея возможности быть полезным в делах необходимых… А дела церкви не таковы, – но когда состареются живущие добродетельно, тогда они становятся наиболее полезными, потому что здесь требуется не крепость тела, но сила веры.

Минь. Т. II. С. 737

Творения Т. II. С. 785

Dubia. Похвала святой первомученице и равноапостольной Фекле

457. Борьба со своею страстью – мученичество

О первомученице и равноапостольной Фекле. Подвиги девства для тщательно вникающих кажутся, в известном смысле, великим мученичеством… И подлинно, удовольствия суть какие-то палачи для тела, а лучше сказать, они более палачей жестоки, потому что стягивают нерукотворенными узами, скоблят душу посредством глаз, подносят факел сладострастия к твердыне мысли посредством слуха, бичуют ум своим колючим бичом, воздвигают против нас одни нападения за другими.

Минь. Т. II. С. 745

Творения Т. II. С. 794

О судьбе и провидении

458. Судьба и Промысл в жизни людей: уныние в скорбях имеет причину в самом человеке

О судьбе и провидении. Слово 1. Настоящая жизнь наша изобилует многочисленными тревогами и преисполнена беспокойств. Не это, однако, тягостно, возлюбленные, а то, что, будучи в состоянии сделать эти беспокойства и тревоги более слабыми, или без боли переносить их, мы не заботимся ни о том, ни о другом, но все время проводим в унынии: один скорбит о бедности, другой о болезни, иной о множестве забот и надзоре за домом, иной о воспитании детей, иной о бесчадии. И обрати внимание на преизбыток безумия, потому что почти все сетуем по поводу не одних и тех же обстоятельств, но противоположных, хотя, если бы природа обстоятельств была причиной наших сетований, нам не следовало бы одинаково скорбеть по поводу противоположных вещей. Если бедность – зло, и притом невыносимое, то никогда не должно было бы стенать тому, кто живет в богатстве; и если бесчадие – зло, то наслаждающемуся многочадием человеку надлежало бы веселиться… Теперь же, когда ты видишь, что одинаково скорбят богатые и бедные, отец многих детей и не имеющий совершенно ни одного, то мы считаем виною такого нестроения не обстоятельства, а тех, кто не может воспользоваться ими как должно и удалить от себя всякое уныние… Это же можно усмотреть и в телах. Когда наш желудок отличается крепостью и силою, то все, чтό бы он ни принимал, хотя бы то было и нечто жесткое, нечто для него грубое, превращает в чистый сок, так как хорошие естественные условия преодолевают заключающийся в пище дурной элемент. Когда же сила его ослабела и сделалась вялой, то, хотя бы ты ввел в него пищу более всего отличающуюся добрыми соками, он переделывает ее в самый худой вид и портит, так как немощь его действует вредоносно на хорошие качества пищи. Так и мы, всякий раз как заметим нестроение в делах, не будем, возлюбленные, обвинять Бога, потому что это не значит отыскать для раны лекарство, но к ране присоединить другую. –

Минь. Т. II. С. 749

Творения Т. II. С. 797, 798

459. Рок (судьба) противоположен Промыслу

Слово 2. Невозможно, невозможно, чтоб человек, придающий значение року, оказался в состоянии достигнуть небес… Бог говорит: аще хощете и послушаете Мене, благая земли снесте, аще же не хощете, ниже послушаете Мене, мечъ вы поястъ. Уста бо Господня глаголаша сия (ср.: Ис. 1:19−20)… А что говорит рок, то есть диавол? То, что избежать определенного судьбою невозможно, хотим ли мы того, или не хотим.

Минь. Т. II. С. 755

Творения Т. II. С. 804

460. Местность или среда нездоровая для души

Почему, увидев местность заразительную и нездоровую, ты уклоняешься от пребывания там, хотя бы тебя влекли к тому жилищу бесчисленные условия, – предпочитая всему здоровье тела; когда же некоторые преисполнены заразительной речью и болезнью, не только губящей тело, но погубляющей и душу и делающей ее более негодной, то почему не убегаешь поспешно? Отскочи, не замедли (Прит. 9:18), боясь даже и кратчайшего пребывания среди них. –

Минь. Т. II. С. 756

Творения Т. II. С. 806

461. Судьба не оправдание проступкам

Слово 3. Никто из ссылавшихся в свое оправдание на судьбу, никогда не был оправдан: ни злодей в судилищах, ни слуга в доме, ни дети в школе, ни ученики в мастерских, всякий раз, как в чем-либо они погрешали. Поэтому, как же некоторые уважают судьбу, если они в то же время так пренебрежительно относятся к ней и не дают никакого снисхождения стоящей в зависимости от нее необходимости?

Минь. Т. II. С. 759

Творения Т. II. С. 809, 810

462. Забота о спасении ближних

Аще видел еси татя, текл еси с ним (Пс. 49:18). Церковь – дом Господень, верные – драгоценные сосуды. Итак, когда увидишь, что кто-либо из внешних желает похитить какой-нибудь из сосудов, то, хотя бы сам ты был неодолим и тебе не угрожала опасность, но если отнесешься с пренебрежением и не придешь сказать об этом тем, кто в состоянии исправить, то окажешься повинным в его душе, – ты, который видел, что вор делал подкоп и не препятствовал или своими силами, или с помощью другого.

Минь. Т. II. С. 760

Творения Т. II. С. 811

463. Господь, как Судия, невиновен в преступлениях подсудимых

Слово 4. Сколь многие теперь подстерегают на дорогах, сколь многие подкапывают стены, сколь многие погубили многих при посредстве губительных ядов? Разве за это мы обвиняем судью? Никоим образом. Если бы он, захватив их для произнесения приговора, отпустил, – и человека, потерпевшего зло, наказал, а нанесшего почтил и, увенчав его, освободил, – то он поистине был бы достоин обвинения и самых крайних упреков; когда же они еще не преданы, и не настало время приговора, и он еще не требует судебных разысканий, то зачем ты преждевременно осуждаешь? Но надлежало бы, скажешь, уже здесь воздать наказание за грехи. Поразмысли, человек, о той жизни, которую ты провел сам, войди в свою совесть, – и ты переменишь мнение; не будешь хвалить этого приговора, но прославишь человеколюбивого Бога за долготерпение. Если бы каждого надлежало привлекать в суд для наказания за погрешности одновременно с совершением самих грехов, то род наш, давно исторгнутый, не дожил бы до настоящего времени. Кто похвалится чисто имети сердце или кто дерзнет рещи чиста себе быти от грехов (ср.: Прит. 20:9)? Но, когда скорбишь из-за долготерпения Божия, то с тщательностью исчисляй допущенные тобою грехи, и будешь благодарен за то терпение, придя в изумление пред Его незлобием.–

Минь. Т. II. С. 762

Творения Т. II. С. 813, 814

Dubia. О молитве

464. Молитва – честь для человека и всегда полезна

О молитве. Слово 1. Величайший признак нерассудительности – не понимать обширности чести [данной нам в молитве] и не любить страстно молитвы, и не считать смертью для души непоклонения Богу. – Должно, и вставая с ложа, всегда предупреждать солнце служением Богу, тоже и касаясь трапезы, и намереваясь спать; лучше же сказать – в каждый час вознося Богу одну только молитву, проводя в ней весь день, в зимнее же время употребляя на молитву даже большую часть ночи и сгибая колена с большим страхом, устремляя свои мысли на молитвы, считая себя счастливыми из-за служения Богу. Скажи мне, как ты будешь смотреть на солнце, не поклонившись Тому, Кто посылает твоим глазам сладчайший свет? Как ты будешь наслаждаться трапезой, не поклонившись Подателю и Источнику столь великих благ? С какою надеждою ты будешь достигать времени ночи? С какими сонными мечтаниями ты надеешься встретиться, не оградив себя молитвами, отходя ко сну? –

Минь. Т. II. С. 776

Творения Т. II. С. 832, 836

465. Молитва – обща у ангелов с людьми

Слово 2. И природа ангелов, и образ жизни их, и мудрость, и разум, и все, о чем бы кто ни сказал, много отлично у них и у нас; но дело молитвы обще у ангелов вместе с людьми, и когда имеется в виду то, что касается молитвы, то между той и другой природой нет ничего промежуточного. Она (молитва) отделяет тебя от бессловесных животных, она соединяет с ангелами, и если кто ревностно старается о том, чтоб посвятить всю свою жизнь на молитвы и служение Богу, то такой скоро сделает своим достоянием их устройство, и жизнь, и поведение, и честь, и благородство, и мудрость, и разум.–

Минь. Т. II. С. 779

Творения Т. II. С. 837

466. Даже Апостол просит за себя молитвы

Молящеся и о мне (Кол. 4:2) (В стандартной публикации фраза звучит так: «Конечно, мы знаем также и то, что он пишет всем людям: «будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением. Молитесь также и о нас, чтобы» было дано мне слово, когда я дерзновенно открою мои уста, «возвещать тайну» Евангелия (Кол. 4:2–3) – примеч. МД). Молитвы дают нам столь великое дерзновение, что мы можем дерзать умолять Бога о Павле или Петре… Ведь, не необдуманно написал Лука (Деян. 12:5), что молитва бе прилежна всей Церкви за Петра, но для того, чтобы мы поняли, сколь великую на небесах силу имеют молитвы, так что освобождают от опасностей Павла и Петра, столпов Церкви, вождей апостолов, славных на небе, стену вселенной, общую охрану всей земли и моря. –

Минь. Т. II. С. 784

Творения Т. II. С. 842

Spuria. На святую и великую пятницу

467. Крест – трофей поста

На святую и великую пятницу. Уже исполнен нами подвиг поста, но он окончился крестом: да и как надлежало бы разрешиться концу победы, если не трофеем? А крест – трофей.

Минь. Т. II. С. 811

Творения Т. II. С. 881

468. Великие события Великого Пятка

Да не пройдут мимо наших ушей чудеса этого дня! Был уже свет и уже наступало утро, и Он со связанными руками вводится в преторий Пилата. С какими руками? Исцелявшими слепых, врачевавшими хромых. И пальцы, давшие зрение, пригвождаются узами… Это воздано Господу. Связуяй воды на облацех (ср.: Иов. 26:8), связан изводящий окованныя мужеством (ср.: Пс. 67:7), дарующий пленникам отпущение (ср.: Ис. 61:1); связан разрешивший Лазаря от уз смерти; приведен в преторий дориносимый бесчисленным множеством ангелов. Предстоит Пилату имеющий Своим престолом небо; удерживался Творец, влекомый творениями, Создатель – созданием. Что же за тем? Что делается? И тии, говорит Писание, не внидоша в претор, да не осквернятся, но да ядят пасху (Ин. 18:28). О, великое беззаконие! Они совершают неправедное убийство и отказываются войти в преторий, остерегаясь, чтобы не оскверниться, хотя они уже были осквернены. Итак, ожидал суда Судия всей вселенной, – ожидал свидетелей Свидетель душ; Тот, Кто сотворил, был и судимым; и люди, судя, сидели, а Бог стоял, и, стоя, молчал, стоя возле преддверия человеческого – Господь небесных врат.

Минь. Т. II. С. 813

Творения Т. II. С. 883

469. Евреи не имеют царя

Не имамы царя, токмо кесаря (Ин. 19:15). Кто же путеводил вас в пустыне? Или кто питал? К кому восклицает Моисей, говоря: Господь царствуяй веки, и на век, и еще (Исх. 15:18)? Итак, после того, как вы отреклись от своего Царя, – останьтесь на будущее время без царя, влача вечное ярмо рабства. Это совершено до данного часа.

Минь. Т. II. С. 815

Творения Т. II. С. 885

470. В распятии Христа освятилась вся тварь

Когда при распятии Христа все освящалось: из области эфира – солнце, из растений же – дерево, а из животного мира – желчь, из тканей – неразрываемый хитон, из моря – пурпуровое одеяние, из металлов же, и именно железа – копье и гвозди, – тогда Спаситель исполнил то, что было Ему свойственно.–

Минь. Т. II. С. 816

Творения Т. II. С. 886

Spuria. Беседа о том, что аскету не должно предаваться шутливости

471. Неумеренный смех и неуместная печаль

Аскету не должно предаваться шутливости. Побойся того, чтоб Господь не разгневался на тебя за твой смех, – Господь, назвавший блаженными плачущих, а смеющихся несчастными (см.: Лк. 6:21, 25), убойся того, чтоб диавол, заметив твою веселость и громкий смех, отсутствие страха к Богу и забвение того, чтό полезно, не вошел в твою душу и не посеял своих плевел. – Не должно доходить до неумеренной веселости, но не следует и опечаливать вступающих в сношения людей, ослаблять и делать беспечными, упрекать тяжело и льстить лукаво, но с пользой обращать на истинный путь и добросердечно увещевать.

Минь. Т. I.

Творения Т. II. С. 900, 901, 905

Spuria. Слово о посте и милостыне

472. Плоды поста для души

О посте и милостыне. Итак, что ты, брат, собрал при помощи поста? Ведь и земледелец сеет для того, чтобы сжать, и купец для того совершает путешествия в чужие края, чтобы собрать имущество… Не говори мне, что «я столь много дней постился, того и другого не съел, не пил вина…», но покажи мне, сделался ли ты кротким, между тем как был гневливым, и сделался ли человеколюбивым, между тем как до того был жестоким, потому что, если ты упоен гневом, то зачем угнетаешь свою плоть? Если внутри – зависть и корыстолюбие, то какая польза от питья воды? Теперь ищу не того, какова трапеза, но – произошло ли изменение злого образа мыслей. Если госпожа, то есть душа, прелюбодействует, то зачем бичуешь служанку, то есть чрево?

Минь. Т. I.

Творения Т. II. С. 906, 907

Spuria. Седьмое слово о священстве

473. Священство пример Озы

О священстве. Слово 7. Не то только говорю тебе, человек, чтобы ты не получал безрассудно священства, но говорю, чтобы ты даже не прикоснулся ни к какому из сосудов всечестного служения, как будто не читавший о том, что потерпел Оза в то время, когда коснулся ковчега Божия.–

Минь. Т. I.

Творения Т. II. С. 920

Spuria. Весьма полезное слово о вере, и о законе природы, и о Святом Духе

474. Крещение изменяет естество человека. 18/11/1919

О вере, о законе природы и о Святом Духе. Шерсть всякий раз, как примет краску, оставляет имя естества и принимает наименование краски; и уже не называешь ее более шерстью, но порфирой или багряницей, или зеленой материей, или чем-либо подобным, смотря потому, какую красоту сообщила окрашенной шерсти краска. Итак, если краска изменяет имя естества, то естество Божие не изменяет ли человека, так что один и тот же до погружения в воду был в земном образе, после же погружения получил блестящий небесный образ?

Минь. Т. I.

Творения Т. II. С. 940

07/07/1910

Комментарии для сайта Cackle