Преображение Господне

Источник

19 августа – праздник Преображения Господня. Его очень любят в народе. Около храмов обычно собираются огромные толпы людей. Все приходят освящать фрукты, а некоторые до этого дня вообще не едят плоды нового урожая.

Сам же праздник посвящен евангельскому событию, о котором рассказывают три Евангелиста – Матфей (Мф. 17, 1–13), Марк (Мк. 9:2–13) и Лука (Лк. 9:28–36). Кратко их описание выглядит так:

Как-то Господь взошел с избранными учениками Петром, Иаковом и Иоанном на высокую гору1 и преобразился перед ними. Во время молитвы Его лицо просияло как солнце, одежда просветлела и стала бела как свет.

Евангелисты не указывают, что это была за гора. В греческом оригинале у Матфея и Марка слово употреблено без артикля – просто, какая-та гора, одна из гор, у Луки – с артиклем, т. е., определенная известная гора, но тоже без имени. В параллельном месте 2-го соборного послания Петра (2Пет. 1, 16) о горе вообще не упоминается. Молчат об этом и древние комментаторы св. Иларий Пиктавийский (+ 367), св. Иоанн Златоуст (+407), Евфимий Зигабен (+1118).

Но кое-где у Оригена (+254), св. Кирилла Иерусалимского (+386) и блаженного Иеронима (+420) все-таки, можно прочитать, что это была гора Фавор2. Уже в шестом и седьмом веках Фавор был местом оживленного паломничества, Сохранились свидетельства, что в то время на вершине горы стояли три церкви. Они были круглые и заросшие цветами и травой3.

Но даже не так важно, где это происходило. Гораздо важнее разобраться, что такое тот таинственный Свет, о котором говорится в Евангелии.

Обычно объясняют так.

Свет (phos)4 или озарение (ellampsis) – видимый признак Божества, Его «лучи», творческие силы, пронизывающие мир. Именно в них Бог открывает Себя5. Слабой аналогией этого божественного света, его тусклым подобием может быть наш земной свет или зеркало. В зеркале лицо одновременно отражается и остается невидимым. Так и Невидимый Бог являет Себя в свете, как бы в зеркале6.

Только свет, который апостолы видели на Фаворе, существует вне времени и пространства и независимо от нашего сознания. Сам по себе он неизменен, но с момента Воплощения сосредоточился в теле Христовом, в котором обитала вся полнота Божества7.

«Свет Господнего Преображения, – думает св. Григорий Палама (+1359), – не появляется, не исчезает и не ограничивается. Он не поддается внешним чувствам, хотя апостолы и видели его телесными глазами. Но очень недолго, и то только после того, как силой Божией перешли от плоти к духу. И этого несказанного света они увидели столько, сколько им даровала Божественная сила»8.

Он с трепетом называет его Божественной славой, Царством Божиим, красотой, благодатью и сиянием9.

Получается, что преображение на самом деле было откровением Божества Иисуса, которое явилось апостолам как свет. Он «приоткрыл, насколько Ему было угодно, свое Божество и показал обитающего в Нем Бога»10.

«Для Христа, – говорит наш известный богослов В. Н. Лосский (+1956), – в этот момент никакого изменения не произошло, но изменение произошло в сознании апостолов, получивших на некоторое время способность видеть своего учителя таким, каким он был, блистающим в предвечном свете Своего Божества. Это было для апостолов выходом из истории, восприятием вечных реальностей»11.

Значит, преобразился не Христос, а апостолы, они получили способность созерцать таинственный божественный свет, и более того, сами стали световидными12.

Преп. Ефрем Сирин (+373) яркими мазками описывает, как изливался этот дивный свет:

«Одежды Свои Он показал белыми, как свет, потому что из всего Его тела истекала слава Его Божества, и во всех Его членах сиял Его свет. Не как у Моисея, не одна внешность Его плоти просияла благолепием, но из Него изливалась слава, из Него исходил свет и в Нем сосредотачивался, не переходил от Него на что-либо другое, оставляя Его, и не со стороны приходил к Нему, чтобы украсить Его, ибо это был Его собственный свет13.

А для замечательного богослова 19-го века митрополита Филарета (+1867) преображение Господне совершается молитвой Христа:

«Дух молитвы, сливаясь с Духом Божиим, исполнил светом душу Иисусову. Преизбыток этого света, не удерживаясь в душе, пролился на тело и просиял в лице.

Не вмещаясь и здесь, осиял и преобразил самую одежду. Расширяясь еще дальше, объял души апостолов и отразился в восклицании Петра: хорошо нам здесь быть! Прошел в область внутреннего мира и привлек оттуда Моисея и Илию. Достиг самых недр Отца Небесного и подвигнул Его любовь к торжественному свидетельству о Возлюбленном: Это Сын Мой Возлюбленный! О чудо молитвы, единым действием объемлющей небо и землю, и самое Божество»14.

Праздник Преображения древний, только вначале праздновался не везде. Но уже в 4-м веке мать Константина Великого (+337) царица Елена (+327) построила на горе Фавор храм в честь Преображения, разрушенный в 13 веке арабским полководцем Саладином. А к 8 веку на христианском Востоке Преображение распространяется повсеместно15.

Ну, а все-таки, почему на Преображение освящают плоды? Наши деды и прадеды рассуждали так.

Для того, чтобы помнить, Кто является Подателем урожая и благодарить Его, всё посвящать Богу, как Его собственность и всё употреблять с мыслью о Нем16. Кроме того, церковное правило предохраняет от болезней, которые могут возникнуть от употребления незрелых плодов. Поэтому своим благословением Церковь как бы говорит: «Вот теперь пришло время, и всё будет только на пользу!»17.

* * *

1

Известный проповедник и богослов 19-го века архиепископ Иннокентий (+1857) поясняет, что значит высокая гора:

«Местом Преображения была избрана высокая гора. Великая высота невольно возвышает дух и отрешает, более или менее, от всего земного; а уединенное безмолвие располагает к собеседованию с Творцом. Посему-то издревле большая часть Богоявлений – Аврааму, Моисею, Илии- последовали на горе. Фавор для того как бы и создан, ибо и ныне еще, по свидетельству путешественников, есть лучшее место во всей Палестине. Творческая десница Бога Отца нарочито предукрасила место будущего Преображения Возлюбленного Сына» (Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический. Сочинения. Т. 1. Беседа в день Преображения Господня. СПб. – М., 1871. С. 352).

2

Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Т. 3. Издание преемников Лопухина. Репринт. Стокгольм, 1987. С. 284.

3

Фавор расположен в южной части Нижней Галилеи, к востоку от Назарета, 588 метров над уровнем моря. Это одна из красивейших гор Палестины. В отличие от других горных массивов, крутых и каменистых, Фавор от подошвы до ног покрыт плодоносной почвой с богатой растительностью. Здесь знаменитая Девора собрала 10.000 израильтян на битву с хананейским военачальником Сисарой, которая закончилась полной победой израильского войска (Суд. IV-V).

(Никифор, архимандрит. Иллюстрированная полная библейская энциклопедия. М.: Репринт, 1891. С. 819–821. См. также: Jеrusalemer Bibellexikon, herausgegeben von Kurt Hennig. Neuhausen-Stuttgart: Haessler, 1988. S. 856–857).

Правда, многие западные богословы считали местом преображения гору Ермон на северо-востоке Палестины . И вот почему. В тот момент Иисус находился в окрестностях города Кесарии Филипповой, которая лежала у самой подошвы Ермона, до Фавора же было очень далеко. Господь искал уединенного места, а в те времена на вершине Фавора находилась целая крепость с посадами (Дьяченко Григорий, священник. Объяснение праздничных евангелий. Издание Сретенского монастыря, 1997. С. 322–323).

Ермон – горный массив на севере Израиля, северная граница завоеваний времен Моисея и Иисуса Навина. Собственно имя Ермон относится только к южной части горной цепи Антиливана. Самая высокая вершина – 2814 метров над уровнем моря. Арабы называют Ермон Dschebel-et Talg – снежная гора – потому что он большую часть года покрыт снегом. Как и большинство высоких гор страны Ермон считался обиталищем местного божества – Ваал-Ермона (Суд.3:3) (Jerusalemer Bibellexikon. S. 332).

4

О явлении Бога в свете говорил уже святитель Григорий Богослов в 40 слове, на святое Крещение:

«Бог есть Свет высочайший, неприступный, ни умом непостигаемый, ни словом неизрекаемый, просвещающий всякую разумную природу…Свет был и явился Моисею в огне, когда видение сие опаляло, но не сжигало купину, чтобы и естество показать, и силу явить. Свет и путеводившее Израиля в столпе огненном и делавшее приятною пустыню. Свет – восхитившее Илию на огненной колеснице и не опалившее его. Свет – облиставшее пастырей, когда довременный свет соединился со временем. Свет и та красота звезды, предшествовавшей в Вифлеем, чтобы и волхвам путь указать, и сопутствовать Свету, который превыше нас и соединился с нами. Свет – явленное ученикам на горе Божество, впрочем, нестерпимое для слабого зрения. Свет – облиставшее Павла видение и поражением очей уврачевавшее тьму душевную» (Святитель Григорий Богослов. Творения. Т. 1. Слово 39, на святые светы явлений Господних. Изд. П. П. Сойкина, б. г. С. 546).

5

В апологии учения о свете, так называемом «Святогорском томосе» афонских монахов, составленном в середине 14-го века, различается свет чувственный, свет умный и свет нетварный, превосходящий два первые:

«Иной свет свойственно воспринимать уму, и иной чувству; чувственным светом обнаруживаются чувственные предметы, а светом ума является заключенное в мыслях знание. Следовательно, зрению и уму свойственно воспринимать не один и тот же свет, но каждый из них действует сообразно с природой и в пределах её. Но когда достойные получат духовную и сверхъестественную благодать и силу, они и чувством и умом видят то, что превосходит всякое чувство и всякий ум…как это ведает один Бог и испытывающие такие действия» (Василий (Кривошеин), архиепископ. Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы. Богословские труды. 1952–1983. Нижний Новгород, 1996. С. 184).

6

Архиепископ Василий отмечает такую характерную черту космологии Восточной Церкви:

«Сравнение несозданного Света с тварным носит хотя и символический, но вполне реальный характер и основывается на свойственном многим представителям восточной патристики мысли, что этот дольний мир является как бы отображением и подобием своего Божественного горнего первообраза, извечно существующего в Божественном сознании, и что, следовательно, наш земной тварный свет может рассматриваться как некое отображение… Света несозданного, бесконечно от него отличного, но вместе с тем реально, хотя и непостижимо с ним сходного. Сам же несозданный Свет, этот первообраз света тварного есть один из образов явления Бога в мире, иначе говоря, нетварное в тварном» (Указ. соч. С.183:184).

7

Указ. соч. С. 187.

8

Святитель Григорий Палама. Беседы (омилии). Т. 2. Омилия 34. На святое Преображение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Монреаль, 1975. С. 87.

9

Указ. соч. С. 99.

10

Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Богословские труды № 8. М., 1972. С. 116.

11

Святитель Григорий Палама. Указ. соч. С. 88.

12

Флоровский Георгий, священник. Тайна Фаворского света. Сергиевские листки № 3. Париж, 1935. С. 3.

13

Барсов М. Толкование Четвероевангелия. Т. 2. СПб.: Репринт, 1893. С. 50.

14

Святитель Филарет, Митрополит Московский и Коломенский. Слова и речи. Т. 1. Слово (XII) (12) на Преображение Господне. М., 1873. С. 106.

Так же думает и архиепископ Иннокентий:

«Молитва до того возбудила и подвигла сокрытую в человечестве Иисусовом полноту Божества, что она, преисполнив душу Богочеловека своим светом, проникла сквозь тело и просияла в лице, – не вмещаясь здесь, осияла и преобразила самую одежду» (Иннокентий, архиепископ. Указ. соч. С. 354).

15

Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. 3, части вторая и третья. М., 1997. С. 313.

Протоиерей Григорий Дебольский отмечает, что уже в 5-м веке проповеди на праздник Преображения произносили такие знаменитые проповедники, как Прокл, патриарх константинопольский (+446), Лев Великий, Папа Римский (+461), Василий, епископ Селевкийский (+459).

Однако на Западе праздник входил в церковный календарь постепенно. Сохранились свидетельства о его торжественном праздновании в 7 веке во Франции и Испании, но он не был всеобщим. В 12-м веке некто Пофон, пресвитер трирский, говорил о нем как о нововведении в некоторых западных монастырях. И только в 1457 году Папа Каллист III (+1458) утвердил его и установил чин богослужения(Дебольский Григорий, протоиерей. Дни богослужения православной кафолической восточной Церкви. Мн.: Изд. Харвист, 2002. С. 62).

16

В Ветхом Завете было установлено употреблять в пищу начатки плодов и животных после того, как приносились десятины Господу Богу и священникам ( Лев. 27, 30; Втор. 14, 22) . Это установление сохранилось и в Новом Завете (Мф. 23, 23; 1Кор. 9:9, 13) и позднее было подтверждено в каноническом праве Церкви – 3 апостольское правило и 28 правило 6 Вселенского Собора. (Никольский Константин, протоиерей. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 563).

Приведем тексты этих постановлений.

3-е Апостольское правило:

«Если кто, епископ или пресвитер, вопреки учреждению Господню о жертве, принесет к Алтарю, иные некоторые вещи, или мед, или молоко, или вместо вина, приготовленный из чего-либо другого напиток, или птицы, или некоторые животные, или овощи, вопреки учреждению, кроме новых колосьев, или винограда в надлежащее время: да будет извержен из священного чина. Да не будет же позволено приносить а Алтарю что – либо иное, кроме елея для лампад и фимиам (ладан) во время святого приношения» (Правила святых апостолов. № 3. Книга правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и поместных, и святых отец. Часть первая. Монреаль, 1971. С. 34).

28-е правило 6-го Вселенского Собора:

«Как стало известно нам, в различных Церквах, по некоторому распространившемуся обычаю, приносится к алтарю виноград, и священнослужители, соединяя его с бескровною Жертвою приношения, их вместе раздают народу. Поэтому считаем необходимым, чтобы никто из священнослужителей впредь ничего такого не совершал, но преподавал бы народу одно только приношение (Тело Кровь Христовы) для оживотворения и отпущения грехов. Приношения же винограда священники пусть принимают как начатки, и благословляя его отдельно преподают просящим во благодарение Подателю плодов, которыми, по определению Божию, наши тела питаются и взращиваются»

Известный канонист Иоанн Зонара (12-век) толкует его так:

«У некоторых народов много утвердилось обычаев, чуждых церковному благоустроению; в числе их и тот, чтобы, когда приносят в храм виноград, как начатки, соединять его с божественною и бескровною жертвою и преподавать народу. Итак, это правило осуждает этот и повелевает, да никто из священнослужителей впредь сего не творит…Виноград, приносимый в качестве начатков, должен быть благословляем священниками и разделяем народу, чтобы приносили благодарение Подателю плодов и Производителю всего ужного нам для пддержания плоти…» (Правила святых Вселенских Соборов с толкованиями. М., 2000. С. 369–370)

17

Дебольский Григорий. Указ. соч. С. 64.

Комментарии для сайта Cackle